Военное обозрение

Будущее турбовинтовых самолётов и кто с ними конкурирует на коротких маршрутах

57

Турбовинтовые самолеты по-прежнему очень широко используются современной авиацией. Но что ждет их в будущем и каковы их перспективы? Над этим вопросом думают и спорят многие представители отрасли.


Плюсы турбовинтовых самолетов


В мире гражданской авиации турбовинтовые самолеты сохраняют свои позиции, в первую очередь, там, где требуются не столько скорость (это к турбореактивным самолетам), сколько надежность и экономичность. Кроме того, ценной способностью подобных самолетов является возможность взлета практически с любых аэродромов, что делает их незаменимыми в провинции, в труднодоступных районах. Например, самолеты Ан-12 и Ан-22 активно использовались и в гражданских перевозках, и в военно-транспортной авиации.

Кроме того, что еще более важно, турбовинтовой двигатель остается весьма экономичным по сравнению с более современными видами турбореактивных двигателей, включая и военное направления их применения. Он тратит заметно меньшее количество топлива, а это большой плюс, особенно для небольших авиакомпаний, обслуживающих локальные направления. Правда, в военной сфере сегодня это сложно назвать важнейшим приоритетом.

Именно с особенностями турбовинтовых двигателей и связан долгий срок службы таких самолетов. Они по-прежнему часто оказываются более эффективными на определенных направлениях, и это заставляет авиакомпании и государственные структуры не сбрасывать их со счетов. Но время в любом случае делает свое дело. Самолеты стареют, и возникает вопрос, стоит ли ожидать, что в будущем продолжится производство самолетов с турбовинтовыми двигателями, или же их век в любом случае подходит к концу?

Скорее всего, авиация и в будущем не откажется от более экономичных и экологичных двигателей. Там, где не нужны высокая скорость, дальность и большая высота полета, турбовинтовые самолеты останутся востребованными. Например, для полетов на средние и малые дистанции, что особенно актуально для региональной и деловой авиации. Послужат и в военной сфере - по меньшей мере, до выработки ресурса существующими модификациями.

Самолет Beechcraft King Air вмещает от семи до одиннадцати человек, во многих таких самолетах – роскошные интерьеры, в которых высокопоставленные или состоятельные пассажиры чувствуют себя комфортно. По всему миру летают самолеты Piper Seneca, которые часто используются в качестве авиатакси, позволяя добраться туда, где нет взлетно-посадочных полос для лайнеров. Дальность полета такой воздушной машины составляет до 1533 км, скорость – 365 км/ч.



Турбореактивные самолеты берут короткие дистанции


Однако турбовинтовым самолетам, несмотря на их экономичность, будет непросто выдерживать конкуренцию с более современными узкофюзеляжными турбореактивными самолетами, которые все чаще используются на региональных маршрутах. Такие самолеты с «легкой руки» представителей бразильской компании Embraer называют «кроссоверами».

Вплоть до последнего времени считалось, что турбовинтовые самолеты однозначно предпочтительнее турбореактивных на коротких маршрутах. Но теперь ситуация изменилась: турбореактивные двигатели тоже становятся все более экономичными, снижается их шумность, и узкофюзеляжные турбореактивные самолеты постепенно осваивают региональные направления.

Возможностями использования турбореактивных самолетов на небольших маршрутах заинтересовались и крупные авиакомпании мирового уровня. Так, концерн Airbus планирует разработать гибридный пассажирский самолет, который мог бы перевозить до 100 пассажиров. Учитывая, что в гибридных самолетах планируется использовать электродвигатели, они будут значительно экономичнее и экологичнее остальных современных самолетов.

Последний момент также немаловажен, если учитывать, что требования к экологичности авиационных двигателей растут во всем мире, особенно в европейских странах. Под давлением экологической общественности и правительств авиакомпании вынуждены ускорять разработки более безопасных для окружающей среды двигателей.
Автор:
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67
    svp67 21 сентября 2020 18:25 Новый
    +9
    Правда, в военной сфере сегодня это сложно назвать важнейшим приоритетом.
    Топливная экономичность, это повышенная дальность, а это в военной сфере ИМЕЕТ значение
    1. olegfbi
      olegfbi 21 сентября 2020 18:53 Новый
      +9
      Топливная экономичность, это повышенная дальность, а это в военной сфере ИМЕЕТ значение

      Топливная эффективность Конечно имеет значение, но только как один из факторов и далеко не всегда определяющий ...
      1. svp67
        svp67 21 сентября 2020 19:33 Новый
        +4
        Цитата: olegfbi
        Топливная эффективность Конечно имеет значение, но только как один из факторов и далеко не всегда определяющий ...

        В случае с Ан-22 и Ту-95(142) даже очень определяющий
        1. Zaurbek
          Zaurbek 21 сентября 2020 21:26 Новый
          +5
          ТРД турбовентиляторные сейчас развиваются интенсивно...и в классе тяги 16тн уже есть экономичные образцы, которые конкурируют с НК12
    2. vfwfr
      vfwfr 21 сентября 2020 19:48 Новый
      +2
      Для Франции, Италии, Германии может и не имеет.. Для России все имеет значение... Не срочно но экономно-турбо винтовой, срочно доставить десант турбо реактивный двигатель... Ибо у нас больше расстояния, меньше скорость, больше времени на доставку...
  2. Avis
    Avis 21 сентября 2020 19:12 Новый
    +12
    Смешная статья. Сейчас немало ТРДД имеют редукторный привод для вентилятора, что уже сближает их с ТВД. А в недалёкой перспективе, всё таки, маячат ТВВД, которые окончательно сотрут грань между ТРДД большой двухконтурности и ТВД.
  3. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 21 сентября 2020 19:13 Новый
    +5
    Ан -12, практически, не использовался, как пассажирский. К гражданским относился Ан10. Он имел очень много общего с военно - транспортным, но все таки был отдельной моделью.
    1. svp67
      svp67 21 сентября 2020 19:36 Новый
      +8
      Цитата: Вождь краснокожих
      Ан10

      Который имел имя собственное : "Украина"

      К сожалению строился он по иной технологии, чем его транспортный собрат и этот самолет успешно боролся за не очень почетное звание "самого аварийного самолета Аэрофлота", потому и быстро был снят с линий и отправлен в утиль
      1. Avis
        Avis 21 сентября 2020 19:57 Новый
        +15
        Вынужден поправить.
        Цитата: svp67

        Который имел имя собственное : "Украина"

        "Украина" это имя собственное первого борта, а не модификации и не типа. Равно как первый Ил-18 именовался "Москва", например. А АНТ-37 с женским экипажем — "Родина".
        К сожалению строился он по иной технологии, чем его транспортный собрат

        Абсолютно по той же и из тех же материалов. Чем и обусловлено...
        звание "самого аварийного самолета Аэрофлота"

        Усталостные трещины ЦПЛ связаны с более интенсивной эксплуатацией гражданских Ан-10 по сравнению с ВТА-шными Ан-12 — и по налёту, и по циклам. У Ан-12 начали развиваться такие же трещины, только не успели дойти до критического состояния. А по результатам катастроф Ан-10-ых Ан-12-е доработали: накладки, бюллетени по осмотрам и так далее.
        1. Вождь краснокожих
          Вождь краснокожих 21 сентября 2020 21:09 Новый
          +4
          Совершенно правильно. В случай военного времени пассажирский Ан -10 легко переделывался в транспортный пристыковкой иного хвоста. С рампой.
          1. Avis
            Avis 22 сентября 2020 05:34 Новый
            +5
            Не так уж и легко. Антоновцы "на публику" сумели конвертировать только один борт и больше не стремились к такой демонстрации. Не помню точных цифр, но в условиях завода затратили несколько недель.
        2. dmmyak40
          dmmyak40 22 сентября 2020 00:22 Новый
          +5
          А потом Ан-12 стали падать при заходе на посадку в обледенении... Да так загадочно, что экипажами были только добровольцы. Врагу такого не пожелаешь... Знаешь, что можешь гробануться,... а из-за чего?
        3. Zaurbek
          Zaurbek 22 сентября 2020 07:42 Новый
          0
          А Ан-10 такие доработки не успели получить...
          1. Avis
            Avis 22 сентября 2020 08:07 Новый
            +2
            Цитата: Zaurbek
            А Ан-10 такие доработки не успели получить...

            Я в курсе. И?.. Ан-12 "получил доработки" из-за катастроф Ан-10-го. Поменяйте местами телегу и лошадь.
            1. Zaurbek
              Zaurbek 22 сентября 2020 08:10 Новый
              0
              Так, как находился в военном ведомстве и не имел конкурентов.
              1. Avis
                Avis 22 сентября 2020 08:13 Новый
                0
                Цитата: Zaurbek
                Так, как находился в военном ведомстве и не имел конкурентов.

                И?.. Как это говорит о том, что "Ан-10 не успел получить доработки"?
                1. Zaurbek
                  Zaurbek 22 сентября 2020 08:14 Новый
                  0
                  не стали продолжать программу....пересели на Ил-18 и лайнеры с ТРД.
                  1. Avis
                    Avis 22 сентября 2020 08:24 Новый
                    0
                    Цитата: Zaurbek
                    не стали продолжать программу....пересели на Ил-18 и лайнеры с ТРД.

                    Ух, какое "откровение". А вода мокрая. Ваш ход.
                    1. Zaurbek
                      Zaurbek 22 сентября 2020 08:35 Новый
                      0
                      Не было бы конкурентов, пилили бы далее Ан10.
                      1. Avis
                        Avis 23 сентября 2020 11:24 Новый
                        0
                        Цитата: Zaurbek
                        Не было бы конкурентов, пилили бы далее Ан10.

                        Возможно. Сказать что хотели?
                        Вот этим:
                        А Ан-10 такие доработки не успели получить...
        4. svp67
          svp67 22 сентября 2020 09:51 Новый
          0
          Цитата: Avis
          Абсолютно по той же и из тех же материалов. Чем и обусловлено...

          Нет, как раз вот нет. Не буду сейчас спорить, но именно применение иных материалов и привел к частым катастрофам этих самолетов
          1. Avis
            Avis 22 сентября 2020 16:43 Новый
            0
            Цитата: svp67
            Цитата: Avis
            Абсолютно по той же и из тех же материалов. Чем и обусловлено...

            Нет, как раз вот нет. Не буду сейчас спорить, но именно применение иных материалов и привел к частым катастрофам этих самолетов

            Ан-12 (выделения — мои):

            а/ Верхние панели центроплана
            (...)
            В качестве обшивки верхних панелей применен листовой материал сплава В95Т толщ
            ной 5 мм.
            Нижняя Панель
            Обшивка панели изготовлена из листового материала сплава Д16Т толщ.иной 5 мм
            Стрингеры и профили разъема панелей изготавливаются из специальных прессован-
            ных профилей. В качестве материала для стрингеров и профилей разъема верхних панеле*
            применен материал В95Т и для профилей разъема и стрингеров нижней панели - материал
            Д16Т.
            б/ Лонжероны цент-роплана
            Лонжероны центроплана балочного типа, как передний (фиг.71), так и задний
            (фиг.72) состоят из верхнего и нижнего поясов, стенок, подкрепленных стойками и
            фитингов.
            Верхние пояса/5 /таврового, переменного по длине, сечения изготавливаются из
            специального прессованного из сплава В95Т профиля.


            Ан-10:

            Вряд ли "АТН", "АТ" и "Т" сильно отличаются.
            1. svp67
              svp67 23 сентября 2020 06:21 Новый
              0
              Цитата: Avis
              Вряд ли "АТН", "АТ" и "Т" сильно отличаются.

              Простите, с удовольствием бы продолжил беседу, но сильно занят. А так, интересно было бы взглянуть на их спецификации...
              1. Avis
                Avis 23 сентября 2020 11:21 Новый
                0
                Цитата: svp67
                интересно было бы взглянуть на их спецификации...

                Нет проблем, каждый может быть завален делами. :)
                Если дадите э\адрес, сброшу ТО на оба типа. Один в .пдф, другой — djvu.
  4. Алекс2000
    Алекс2000 21 сентября 2020 19:20 Новый
    +8
    Опять голые рассуждения, без цифр и ТД.
    И читатели знают это, и автор знает, только он еще и пишет. И что?
    Молодец, подвел всем и так известные итоги....
  5. Кузнец 55
    Кузнец 55 21 сентября 2020 19:20 Новый
    +1
    Люфтганза (это немецкая авиакомпания ) сокращает свой воздушный флот . Кроме того все самолеты-гиганты А 380 остаются на земле , их планируют возвратить на завод производитель , если их возьмут конечно .
    Причина -вирус , из за которого меньший пассажиропоток , большой расход топлива .
    На этом фоне может подняться спрос на маленькие (во всяком случае , меньшие ) самолеты .
    1. vfwfr
      vfwfr 21 сентября 2020 19:52 Новый
      +7
      Главный не конкурентоспособный минус А 380 в том, что это самолет "пяти" аэропортов...
      1. Zaurbek
        Zaurbek 22 сентября 2020 07:44 Новый
        +1
        Как и их плюс (себестоимость 1го пасс меньше и лететь далеко приятнее)...это самолеты для крупных Хабов. Как и отмирающие Б-747. А Хабов конечное количество.
      2. Avis
        Avis 23 сентября 2020 11:30 Новый
        0
        Цитата: vfwfr
        Главный не конкурентоспособный минус А 380 в том, что это самолет "пяти" аэропортов...

        ...как и Б-747 в своё время. А в 1990-ых г.г. 90% 747-ых летало между 50 (пятьюдесятью) аэропортами
        Мира. И что, это как то подкосило их? Нет. И проблемы 380-го не в ограниченности количества аэропортов.
        1. vfwfr
          vfwfr 24 сентября 2020 23:28 Новый
          0
          ""И проблемы 380-го не в ограниченности количества аэропортов."" Ваш вариант причины?
    2. akarfoxhound
      akarfoxhound 21 сентября 2020 21:24 Новый
      +3
      А-380 вернут "хозяевам", т.е. лизинговым компаниям.
  6. zwlad
    zwlad 21 сентября 2020 19:39 Новый
    +3
    Гибридные двигатели на самолетах?
    Таскать огромную тяжеленную батарею? Ну не знаю, не знаю. Спорная эффективность.
    1. Avis
      Avis 21 сентября 2020 20:03 Новый
      +5
      Цитата: zwlad
      Гибридные двигатели на самолетах?
      Таскать огромную тяжеленную батарею?

      Не "двигатели", а "силовую установку". Заявлено, что на взлёте газотурбинные двигатели будут и тягу струёй создавать, и генераторы вращать, от которых станут запитываться электрические импеллеры. А на крейсерском режиме электрогенераторы выключат и газогенератор станет просто создавать струю для реактивной тяги. Топлива, при этом, он, и правда, станет расходовать меньше. Грубой аналогией концепции является опыт П-3 "Орионов", которые на патрулировании выключали и флюгировали два двигателя из четырёх, чем продлевали время патрулирования чуть ли не вдвое. Наши на Ил-38 так тоже экспериментировали, но так и ввели это в повседневную практику.
    2. aristok
      aristok 22 сентября 2020 18:18 Новый
      +2
      Цитата: zwlad
      Гибридные двигатели на самолетах?
      Таскать огромную тяжеленную батарею? Ну не знаю, не знаю. Спорная эффективность.

      Для гибрида не нужны большие аккумуляторы - они нужны только на время взлета для вращения электродвигателей(или даже в некоторых случаях будет достаточно суперконденсаторов).
      Все остальное время работают обычные движки в крейсерском режиме.
      На данный момент такая схема оптимальна - сильно улучшается экономичность, ,
      при сохранении или даже улучшении взлетных характеристик.
      А при некоторых ухищрениях и посадочных.
      1. zwlad
        zwlad 22 сентября 2020 19:58 Новый
        0
        Суперконденсатор тоже немаленькая вещь. И он тоже весит. Причем хорошо.
  7. Doccor18
    Doccor18 21 сентября 2020 20:18 Новый
    +2
    Но теперь ситуация изменилась: турбореактивные двигатели тоже становятся все более экономичными, снижается их шумность, и узкофюзеляжные турбореактивные самолеты постепенно осваивают региональные направления...

    Но есть одна пролема - стоимость. Цена турбореактивного лайнера несопоставима с турбовинтовым.
    1. SovAr238A
      SovAr238A 21 сентября 2020 21:26 Новый
      -1
      Цитата: Doccor18
      Но теперь ситуация изменилась: турбореактивные двигатели тоже становятся все более экономичными, снижается их шумность, и узкофюзеляжные турбореактивные самолеты постепенно осваивают региональные направления...

      Но есть одна пролема - стоимость. Цена турбореактивного лайнера несопоставима с турбовинтовым.


      Вы точно уверены в том, что пишете?
      АТР-72 стоит столько же, сколько и его прямой конкурент Канадэр СРЖ-700...
      1. L-39NG
        L-39NG 22 сентября 2020 09:18 Новый
        +1
        ATR 72 стоит US$26 million, плюс или минус, в зависимости од пожеланий заказчика
        Bombardier CRJ700 US$41.4 million, плюс или минус, в зависимости од пожеланий заказчика
        1. SovAr238A
          SovAr238A 22 сентября 2020 20:32 Новый
          0
          Цитата: L-39NG
          ATR 72 стоит US$26 million, плюс или минус, в зависимости од пожеланий заказчика
          Bombardier CRJ700 US$41.4 million, плюс или минус, в зависимости од пожеланий заказчика


          Ну говорят, что базовая Борбардье 700 те же 27 лямов стоит...
          А вот всяческие суперэкономичные версии - уже под 40...
    2. Zaurbek
      Zaurbek 22 сентября 2020 08:13 Новый
      0
      Сопостоавима....БРЭО и системы одни. Даже скорости сближаются у самых быстрых турбопропов (типа Ту-95) и Современных гражданских лайнеров (снижаются).
  8. RealPilot
    RealPilot 21 сентября 2020 20:28 Новый
    +10
    Коллеги, турбовинтовые самолеты производят и будут производить дальше! Это очевидно. Ну и поршневые тоже.

    Сегмент частной авиации в мире весьма велик. И только растет.
    На постсоветском пространстве он небольшой вследствие специфики формы собственности на воздушные суда во времена СССР. Я о том, что развитая сеть аэродромов и инфраструктура, сами воздушные суда, довольно быстро пришли в негодность после прекращения их централизованного обслуживания и финансирования. И невостребованности.

    Кроме того, в авиации нет понятия "старый" самолет, а есть понятие "летная годность". Она определяется налетом, обслуживанием и состоянием воздушного судна. Летная годность продлевается, проводятся капитальные ремонты.
    Красноречиво говорят об этом, например, Ту-95 и B-52 в своих модификациях.

    Например, в мире еще летает множество самолетов времен второй мировой. А это уже более 75 лет.
    А более новые машины 60х-90х - это основа парка частных самолетов в США. Этот рынок принципиально отличается от автомобильного, по причинам гораздо более ответственной эксплуатации в том числе.
    Этот рынок чрезвычайно консервативен, серьезные доработки на воздушных судах регистрируются и лицензируются.

    При этом доверие к модели самолета/вертолета определяется ее налетом. И аналогично для двигателей.
    То есть хотел бы привести пример: Austro Engine AE300 168 hp (дизельный турбированный авиадвигатель) налетал 2,5 миллиона часов на 2300 штук с 2008 года.
    И производитель этим гордится!
    От него никто не отказывается...
    И аналогично дела обстоят с моделями от Rotax и Lycoming...
    1. Zaurbek
      Zaurbek 22 сентября 2020 07:45 Новый
      +2
      Будут, но сегмент их становится уже. Регионалы все больше становятся с ТРД, полосы улучшаются.
  9. garri-lin
    garri-lin 21 сентября 2020 20:35 Новый
    +12
    Короткая статья неочём. Вместо того чтобы уделить пару абзацев ВинтоВентиляторным двигателям грубо вбросили экологическую тему и на том завершили.
  10. Bad_gr
    Bad_gr 21 сентября 2020 20:52 Новый
    +3
    ..... Так, концерн Airbus планирует разработать гибридный пассажирский самолет, который мог бы перевозить до 100 пассажиров.....

    Что-то не понял ...
    Как самолёт на 100 пассажиров будет конкурировать там, где надо перевести человек 10-12 (какие на фото в статье) ?
    1. vfwfr
      vfwfr 22 сентября 2020 21:29 Новый
      0
      от 6 до 12 человек это уже Джеты.., не супер джеты.. А джеты для человеков около уровня абрамовича и подобных по ниже...
      1. Avis
        Avis 23 сентября 2020 11:26 Новый
        0
        Цитата: vfwfr
        от 6 до 12 человек это уже Джеты.., не супер джеты.. А джеты для человеков около уровня абрамовича и подобных по ниже...

        "Джет" это просто "реактивный самолёт". Ан-225 и А-380 это тоже "jets".
        1. vfwfr
          vfwfr 24 сентября 2020 23:44 Новый
          0
          Вы правы "Jet plane" дословно: Реактивный самолет. Только если, к примеру написать в Русском поиске : Jet самолет или просто джет, по выборка 90% показывает чаще всего на административный самолет от 6 до 12 человек с агрегаторами на предоставление в аренду самолета с пилотом ну или большой пассажирский но в конфиге офиса на крыльях.. Отсюда и восприятие....
          1. Avis
            Avis 25 сентября 2020 01:36 Новый
            0
            Цитата: vfwfr
            Вы правы "Jet plane" дословно: Реактивный самолет. Только если, к примеру написать в Русском поиске : Jet самолет или просто джет, по выборка 90% показывает чаще всего на административный самолет от 6 до 12 человек с агрегаторами на предоставление в аренду самолета с пилотом ну или большой пассажирский но в конфиге офиса на крыльях.. Отсюда и восприятие....

            А ты смешной. :)
            1. vfwfr
              vfwfr 26 сентября 2020 09:25 Новый
              0
              А я не авиатор, мне простительно)
              1. Avis
                Avis 26 сентября 2020 09:28 Новый
                0
                Цитата: vfwfr
                А я не авиатор, мне простительно)

                Ну, тогда, ладно. :)
                Просто не путайте BJ ("бизнесс-джет") и просто "jet" (любой реактивный самолёт; это считается американизмом, но встречается повсеместно).
  11. SovAr238A
    SovAr238A 21 сентября 2020 21:15 Новый
    +4
    Это что было?
    Статья?
  12. Undecim
    Undecim 21 сентября 2020 22:52 Новый
    +9
    Автор вообще далек от понимания вопроса.
    В настоящее время региональные пассажирские турбовинтовые самолеты, то есть самолеты вместимостью 30-100 пассажиров, используемые на перевозках hub-and-spoke, выпускают две фирмы - франко-итальянская компания Avions de Transport Régional (ATR) и канадский производитель Bombardier.
    ATR производит два турбовинтовых самолета, 50-местный ATR 42 и более крупный 70-местный ATR 72.
    Канадцы производят Bombardier Q400.
    Согласно прогноз Flight Ascend Consultancy до 2035 года ожидается поставка примерно региональных пассажирских 7000 самолетов, из которых примерно 3000 - турбовинтовые, притом ATR на этом рынке будет представлена 350-400 ед, Bombardier - примерно 100.
    Китайцы пока не учитываются, но сбрасывать их со счетов нельзя.
  13. Pavel57
    Pavel57 22 сентября 2020 00:11 Новый
    +2
    Цитата: Вождь краснокожих
    В случай военного времени пассажирский Ан -10 легко переделывался в транспортный пристыковкой иного хвоста. С рампой.

    Спорная идея. В мирное время проделали такой трюк один раз и успокоились.
  14. Вольный ветер
    Вольный ветер 22 сентября 2020 01:35 Новый
    +2
    Мне кажется что и дизели не стоит сбрасывать со счетов.
  15. Танковый пиджак
    Танковый пиджак 22 сентября 2020 07:07 Новый
    0
    "Турбовинтовые самолеты по-прежнему очень широко используются современной авиацией. "
    -----
    Для наркотрафика-это лучший самолёт. Перспективы радужные.
    1. vfwfr
      vfwfr 22 сентября 2020 21:32 Новый
      0
      При больших объемах и с ТРД небольшие джеты используют (около бразилии). не жалуются по всей видимости..
      1. Танковый пиджак
        Танковый пиджак 22 сентября 2020 21:44 Новый
        0
        В статье написано с любых неподготовленных аэродромов в джунглях...