Генерал в США: Военная техника на электроприводе скоро составит конкуренцию технике на углеводородном топливе на поле боя

63

В Соединённых Штатах представлена программа по постановке на вооружение армейских автомобилей и бронемашин, оснащённых электрическими двигателями. В Пентагоне говорят о том, что такая программа отражает общую концепцию, по которой новейшая военная техника армии США «будет менее зависима от ископаемого топлива».

Электромобили в американской армии существуют и сегодня, но это, скорее, единичные случаи. При этом такие машины не являются боевыми.
Новая программа предполагает создание электромобилей, которые могли бы применяться и в боевых операциях. Сообщается, что реализуемые требования предполагают увеличение числа тактических преимуществ, в том числе по запасу хода.



Из концепции:

…идёт реализация возможности по удвоению продолжительности использования техники на электрическом приводе в боевой операции, по снижению уровню шумности, а также по уменьшению логистической нагрузки, включая необходимость поставок углеводородного топлива.

Генерал-лейтенант армии США Эрик Уэсли:

Мы сосредоточены не просто на том, чтобы оснащать военную технику электрическими двигателями, а ещё и на том, как может работать целое предприятие по поддержанию в надлежащем состоянии парка такой техники.

Генерал Уэсли считает, что не за горами тот день, когда военная техника на электрическом приводе составит серьёзную конкуренцию технике на углеводородном топливе, в том числе на поле боя.

Уэсли:

Сейчас мы прорабатываем возможности реализации такого подхода, изучая аспекты новой программы.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    23 сентября 2020 09:46
    С компактной ЯСУ возможно
    1. +1
      23 сентября 2020 10:45
      Вполне возможно.
      Электротехника с запасом хода на 300 км и быстрозаменяемыми элементами батарей.
      В колонне запас батарей.
      На отделении ЯСУ с заряжающий машиной.

      Вполне может оказаться выгоднее углеводородов.
      1. +8
        23 сентября 2020 10:52
        Есть тракторная схема, где работает генератор, а на приводе гусениц электромоторы. Теоретически аккумулятор вместо генератора и привет. Однако аккумулятор же не источник вечной энергии, он ее лишь аккумулирует от тех же дизельгенераторов, от электросетей, которые в основном на углеводородах, ну там ГЭС, АЭС и пр. Поэтому бред иметь дизельгенератор заряжающий батарею, когда напрямую этот углеводород без потерь идет на двигатель. Вот от заряжающей всех малой АЭС и есть некая перспектива. Но опять же боевая устойчивость страдает. Шмякни ее и приплыли ... все. wassat
        1. +2
          23 сентября 2020 11:18
          Цитата: хрыч
          Вот от заряжающей всех малой АЭС и есть некая перспектива. Но опять же боевая устойчивость страдает. Шмякни ее и приплыли ... все.

          Если шмякнуть малую АЭС в расположении части, то от радиоактивного заражения вся эта местность будет опасна. Ну и техника встанет. С точки зрения боевой устойчивости такая схема - ни о чем. Скорее, газотурбинная электростанция на заряде будет, и не одна... Кстати, а военные думают, что аккумуляторные батареи ТАКОЙ ёмкости при повреждении в бою будут менее опасны, чем бак с дизтопливом? Зря, очень зря... wassat
      2. 0
        23 сентября 2020 14:12
        Цитата: Login_Off
        На отделении ЯСУ с заряжающий машиной

        Ага, цель номер один. Вывел одну машину из строя, всё отделение осталось без хода. То ли дело кинул запасную канистру в багажник и ни от кого не зависишь. Спору нет, рано или поздно, может такое и случится, все перейдут на электромобили. Но при нынешнем техническом укладе, когда всё электромобильное хозяйство, зависит от инфраструктуры, это очень большая проблем, практически нерешаемая. Так что, пока это удел фантастов. Как говорится, мечтать не вредно.
  2. +7
    23 сентября 2020 09:50
    Слабо верю что электропривод выдержит удар артиллерийского снаряда по корпусу машины...тряхнет так что все обмотки и щетки повылетают из своих гнезд.
    А если будет поврежден аккумулятор или генератор то дело швак...придется бросить технику на поле боя как металлолом.
    1. +5
      23 сентября 2020 10:00
      Так собственно и с ЭМИ проблема. А дизель запустил и попробуй останови. Такие американцы добрые футурологи, а эти русские со своей Красухой или Краснухой wassat да с ЭМИ орудием, не говоря об поражающих факторах ядреной бонбы.
      1. +3
        23 сентября 2020 10:02
        Цитата: хрыч
        Такие американцы добрые футурологи

        Может спецом туману напускают?Толкают на ложный путь так сказать...)
        1. +9
          23 сентября 2020 10:07
          Да, нет, у них Маск на всю голову со своей Теслой. Поупражнялись на легковушке, послали ее в сторону Марса и Тесло-танки пригрезились. Кстати эти емкие литиевые батареи, еще та взрывчатка. А так понятно, началось с сотовых, когда кадмиевые вытеснили, затем квадрокоптеры, затем автомобиль и японцы аж с подлодкой. Конечно и бронетехнику решили искалечить.
          1. +5
            23 сентября 2020 10:11
            Цитата: хрыч
            Да, нет, у них Маск на всю голову со своей Теслой.

            Похоже на смену "сумрачному Тевтонскому гению" грядёт не менее сумрачный пентагоновский ..
          2. +1
            23 сентября 2020 10:12
            Цитата: хрыч
            А так понятно, началось с сотовых, когда кадмиевые вытеснили, затем квадрокоптеры, затем автомобиль и японцы аж с подлодкой. Конечно и бронетехнику решили искалечить.

            Зато, если Лукашенко Украине солярку для войны на Донбассе перекроет - представляете, как укровояки будут ждать от американцев поставок "электротанков"?! Страна придуманная - и хотелки должны быть под стать стране, фэнтези...
      2. +1
        23 сентября 2020 10:36
        Цитата: хрыч
        Так собственно и с ЭМИ проблема. А дизель запустил и попробуй останови.

        ЭМИ, который сожжет обмотки двигателей, может быть только от атомной бомбы, да и то вряд ли. Но и без двигателей в современной технике хватает всяческих электроприводов, не говоря уж об электронике. Так что ваше замечание лишено смысла.
        1. +4
          23 сентября 2020 10:45
          Во-первых танк, по крайней мере наш, может работать без электроники и проводов вовсе. Двигатель заводится пускачем, можете попробовать и "кривым" wassat Орудие и трансмиссия, все на механике, а прицел оптический никто не отменял. Поэтому и при ЭМИ ядерного взрыва наш танк остается боевой единицей, еще и прекрасно защищает экипаж от всех факторов. Посему мое замечание не лишено смысла. laughing
          1. +1
            23 сентября 2020 11:31
            Да, танк без связи, навигации, электроприводов, системы вентиляции... Вы гроб описываете, что ли?
            1. +4
              23 сентября 2020 17:43
              Здрасьте, а как воевали в ВОВ? Радиостанции появились не сразу и ничего, боевая задача выполнялась. Все с вами ясно, без навигатора вам кранты wassat
    2. 0
      23 сентября 2020 10:03
      Тот же ЛЕХА
      все обмотки и щетки повылетают из своих гнезд.

      Сегодня применяют бесщёточные генераторы и литиевые аккумуляторы, а обмотки заливают пластиком.
    3. +4
      23 сентября 2020 10:05
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Слабо верю что электропривод выдержит удар артиллерийского снаряда по корпусу машины.

      Да и без снаряда не выдержит. По прериям можно на нём кататься, а по горам, по болотам, да при минус 30 температуре, сдохнет разом. Да и зарядные фуры должны быть рядом, запас хода на электричестве очень мал. Я сужу на данное время по автобусам "Вольво-гибрид" у которого и двигатель и электромотор. И пока не изобрели аккумулятор, который по размерам будет как автомобильный, а ёмкость хотя бы на 100 км. хода, да и наврятли изобретут.
      1. +2
        23 сентября 2020 10:09
        .
        И пока не изобрели аккумулятор, который по размерам будет как автомобильный, а ёмкость хотя бы на 100 км. хода, да и наврятли изобретут.
        На нынешнем этапе развития аккумуляторов не изобретут (полагаю это тупик)...я думаю что современные аккумуляторы заменят новые долговечные источники энергии работающие на иных принципах получения энергии...ну например ядерные батарейки.
        1. 0
          23 сентября 2020 10:19
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          .ну например ядерные батарейки.

          А водородные топливные элементы ,как вы думаете имеют перспективы?
          1. 0
            23 сентября 2020 10:24
            А водородные топливные элементы ,как вы думаете имеют перспективы?

            Работы ведутся но пока без особого успеха...трудно сказать как долго.
            1. 0
              23 сентября 2020 10:26
              Цитата: Тот же ЛЕХА
              трудно сказать как долго.

              yes
            2. +2
              23 сентября 2020 10:48

              ".. водородные топливные элементы"///
              ----
              На них переходит Тойота. Крупный игрок.
              И Мерседес недавно выкатил фуру на водороде.
              Эта схема гораздо сложнее схемы Теслы.
              Которая проста, как детская игрушка и дешева в производстве.
              Но у водородной схемы есть выигрыш в экономии электричества
              1. 0
                25 сентября 2020 22:43
                Цитата: voyaka uh
                Которая проста, как детская игрушка и дешева в производстве.

                по цене теслы что-то не заметно no
                1. +1
                  25 сентября 2020 23:12
                  Вот Вам вся Тесла:
                  элктромотор, одноступенчатая коробка, инвертор, батарея.
                  Добавьте тормоза и аммортизатры wink


                  А цену Маск на днях обещал спустить за три года до уровня бюджетных бензиновых авто.
                  1. 0
                    25 сентября 2020 23:24
                    Цитата: voyaka uh
                    А цену Маск на днях обещал спустить за три года до уровня бюджетных бензиновых авто.

                    он много чего обещал... гиперлуп обещал, повервал обещал который деньги зарабатывать будет, гигофабрику на солнечных батареях и ветряках всю роботизированную и с 6500 рабочих мест... wassat
                    как там в анекдоте "вроде взрослый мужик а в сказки верит request " laughing
                    1. +1
                      26 сентября 2020 00:41
                      Он делает гораздо больше, чем обещает. Есть уже и гигафабрики (третья строится в Германии), есть и подземные тоннели. И многое другое есть у Маска: в биотехнологиях, ИИ , долго перечислять. fellow
                      1. 0
                        26 сентября 2020 01:25
                        Цитата: voyaka uh
                        Он делает гораздо больше, чем обещает.

                        вы имеете в виду махинации на бирже и попилы бюджета? это да. еще как делает и что характерно, совсем не обещая. laughing
                        Цитата: voyaka uh
                        Есть уже и гигафабрики

                        врал что будут на солнечных батареях и ветряках, в итоге все от той же электростанции питается. роботизация выразилась в толпе мексиканцев, а вот про 6500 рабочих мест не соврал laughing
                        Цитата: voyaka uh
                        есть и подземные тоннели.

                        хмм.. это вроде не обещанный гиперлуп.. а! вспомнил! это тот дебильный проект по перевозке машин на тележках под землей? он поскромничал! laughing для верующих адептов не достаточно идиотизма. нужно было добавить что тоннель будет внутри гигантского самолета и все это будет конечно дешевле чем железная дорога! не.. чем ходить пешком! wassat
                        Цитата: voyaka uh
                        И многое другое есть у Маска: в биотехнологиях, ИИ , долго перечислять.

                        конфеты? достижение! laughing
        2. +1
          23 сентября 2020 10:31
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          На нынешнем этапе развития аккумуляторов не изобретут (полагаю это тупик)

          Я тоже про это так думаю. Только альтернатива аккумулятору, или гибрид.
        3. 0
          24 сентября 2020 19:52
          Даешь чернобль в каждый джип angry (юмор ежели что
      2. +1
        23 сентября 2020 10:15
        Цитата: tihonmarine
        И пока не изобрели аккумулятор, который по размерам будет как автомобильный, а ёмкость хотя бы на 100 км. хода, да и наврятли изобретут.

        Ну, 30 лет назад и дрель на аккумуляторах как небылицу восприняли бы. Изобретут. Но, думается, не так скоро.
      3. 0
        23 сентября 2020 20:29
        Цитата: tihonmarine
        И пока не изобрели аккумулятор, который по размерам будет как автомобильный, а ёмкость хотя бы на 100 км.

        Никогда не изобретут. Все анодные материалы с приличной энергетикой расположены в первых группах и первых периодах периодической системы: это водород, литий, натрий, магний, алюминий, кальций. Катодные материалы - кислород (лучше из воздуха), сера, некоторые сложные соединения (очень немногочисленные). К анодным можно добавить спирты и углеводороды, может быть - гидриды лития, натрия, магния и бора, и их комплексы. Вот и весь перечень, и против термодинамики не попрешь. Есть незыблемые вещи: из трех отрезков можно сложить только одну замкнутую фигуру - треугольник, так было прежде и так будет через тысячу лет, как бы ни развивалась наука. Автомобилю нужно 12 кВт-час на 100 тонно-километров пути в стандартном городском цикле, и впихнуть их в объем обычного аккумулятора не получится никогда.
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        я думаю что современные аккумуляторы заменят новые долговечные источники энергии работающие на иных принципах получения энергии...ну например ядерные батарейки.

        Ага. Прям щас заменят. Между прочим, ядерная батарейка для авто должна иметь мощность не менее полста лошадей (а это примерно 36 кВт), но ядерная батарейка, в отличие от аккумулятора, работает всё время. Куда энергию на стоянке девать будете? Батарея-то расплавится! И еще: КПД ядерной (точнее, изотопной) батареи не может быть выше 50%. Опять возникает вопрос: куда отводить 72 кВт тепловой мощности? И вы представляете себе, какую опасность имеет источник с такой мощностью излучения?
        Цитата: voyaka uh
        Но у водородной схемы есть выигрыш в экономии электричества
        Что вы имеете в виду? Расход электричества определяется мощностью движка, а не конструкцией батареи. Главная беда топливных элементов на водороде - сложность хранения водорода. В баллоне объемом 22,4 л при давлении 500 атмосфер можно запасти лишь 1 кг водорода, а в баке такого же объема уместится 18 кг бензина или соляры. КПД топливных батарей не очень-то высок, так что и выигрыша по пробегу не будет, а уж по деньгам - и вовсе. Да и цена топливной батареи несусветная.
      4. 0
        24 сентября 2020 19:59
        Цитата: tihonmarine
        при минус 30 температуре, сдохнет разом

        Резкая потеря ёмкости при отрицательной температуре одна проблема. Вторая при тех же обстоятельствах - необходимость обогрева хотя бы обитаемого пространства. Если ДВС для этого использует избыточное тепло, то для электротанка есть только батареи. А сколько киловатт надо, чтобы прогреть многотонную железяку... Так что удаляться от розетки весьма чревато.
    4. +2
      23 сентября 2020 10:20
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Слабо верю что электропривод выдержит удар артиллерийского снаряда по корпусу машины.

      электро приводов в технике полно, разного вида, в основном не великого размера. Сделать прочно не проблема. А вот с "батарейкой" всё много сложнее, т.е. сейчас ничего хорошего и никак.
    5. +2
      23 сентября 2020 10:23
      Можно подумать, что после попадания артиллерийским снарядом по корпусу машинв с двс, клапана и форсунки на месте останутся. Да же после 122 фугаса собирать в обоих случаях не чего будет
    6. 0
      23 сентября 2020 10:46
      "Слабо верю что электропривод выдержит удар артиллерийского снаряда по корпусу машины...тряхнет так что все обмотки и щетки повылетают из своих гнезд."
      И к АРМАТЕ это относится. И, к тому, дисплеи наблюдения и прицеливания.
    7. +2
      23 сентября 2020 11:27
      Не важно, что он выдержит, а что - нет.
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Слабо верю что электропривод выдержит удар артиллерийского снаряда по корпусу машины...тряхнет так что все обмотки и щетки повылетают из своих гнезд.

      Проблема не в этом. Наивысшая плотность энергии достигнута на литий-серных аккумуляторах: 0,5 кВт-час/кг. У солярки или керосина, с учетом КПД движка, плотность энергии 3 кВт-час/кг, т.е. в 6 раз выше. нужно учесть, что пока единственное применение литий-серных аккумуляторов - на сверхвысотных самолетах-разведчиках, тихоходах со сверхлегким крылом и подзарядкой от солнечных батарей, летающих на высоте до 20 и более км. Их сделано несколько штук. На этих самолетах очень щадящие механические нагрузки, и у элементов можно делать пленочные корпуса. На боевой технике и вибрации, и удары потребуют мощных корпусов, которые снизят характеристики батарей. Вторая беда - низкая мощность Li-S. 0,5 кВт-час/кг получаются при десятичасовом разряде, а уже при двухчасовом снижается вдвое. Наконец, горючесть, взрывоопасность, низкий ресурс...
      Далее, какой бы аккумулятор ни брать, его нужно заряжать. Это означает, что нужно за собой таскать ДГУ (а скорее - много ДГУ), подвозить солярку для их работы... В чем выигрыш?
      Положение могли бы спасти топливные батареи, но у них низкая мощность и огромная стоимость. Причем лучшие из них, работающие на водороде, для военных вряд ли подходят - очень уж трудно хранить водород. С другими же катодными материалами (гидразином, спиртами, углеводородами) топливные элементы справляются плохо.
      На мой взгляд, наибольшие перспективы в военной техники у гибридных приводов, позволяющих реально снизить расход топлива примерно на 30% и обеспечивать не очень далекое скрытное движение на электротяге. Им не требуется подзарядка от внешнего питания.
  3. +1
    23 сентября 2020 09:50
    а также по уменьшению логистической нагрузки, включая необходимость поставок углеводородного топлива.

    А элестричество для аккумуляторов будут Х-лучами передавать через эфирную материю ?Ну и про "полезный" доп вес на боевой технике уже столько обговорено ...
    1. +2
      23 сентября 2020 09:58
      А элестричество для аккумуляторов будут Х-лучами передавать через эфирную материю ?

      Ну в Космосе где пустота есть вариант передавать энергию по энергетическому лучу...правда не знаю как это будет выглядеть в реальности. what ...законы физики этому не препятствуют.
      1. 0
        23 сентября 2020 10:00
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Ну в Космосе где пустота есть вариант передавать энергию по энергетическому лучу...правда не знаю как это будет выглядеть в реальности. what ...законы физики этому не препятствуют.

        Но тут же не про космос ,тут же про грешную ... А в космосе электрогравитацию пока не изобрели ...
        1. 0
          23 сентября 2020 10:02
          Но тут же не про космос ,тут же про грешную ...

          Ну так читаю статью и думаю про космос... smile американские генералы вечно чего нибудь понапридумывают что нибудь космическое. smileИз области Звездных Войн ...
          1. +2
            23 сентября 2020 10:05
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            генералы вечно чего нибудь понапридумывают что нибудь космическое

            Что то вроде(не моё - Булгакова) - космического масштаба и космической же глупости..
      2. +1
        23 сентября 2020 10:01
        Ага, будут передавать, но только в космосе и не далеко. Законы физики ещё никто не отменял.
        1. +1
          23 сентября 2020 10:04
          Цитата: michael2000
          Законы физики ещё никто не отменял.

          Это да, но помечтать можно!
    2. 0
      23 сентября 2020 19:44
      Цитата: mat-vey
      А элестричество для аккумуляторов будут Х-лучами передавать через эфирную материю ?

      Всё уже придумано до нас - каждую машину подключат к сети. Хидэаки Анно не даст соврать. smile
      1. 0
        23 сентября 2020 19:47
        Цитата: Alexey RA
        Всё уже придумано до нас - каждую машину подключат к сети. Хидэаки Анно не даст соврать.

        Ну наверное такие источники и вдохновляют генералов..
  4. 0
    23 сентября 2020 10:02
    Ну вот и полная зависимость армии США от китайских 18650 входит в оборонную доктрину wassat
  5. +2
    23 сентября 2020 10:15
    А этот ганьбарал вообще представил, сколько для электромоторов на одну армию США потребуется уже сейчас дефицитной меди? А у этого без извилин не закрался в межушный вакуум вопрос - а кто заряжать это добро будет? На каждый блокпост по АЭС поставишь? От логистики ты точно зависеть не будешь, да...
    1. +2
      23 сентября 2020 10:30
      такой же вопрос закрался , подождите не наступайте мы батарейки зарядим , в бочках из под соляры электричество хранить будут что ли ?
  6. +1
    23 сентября 2020 10:17
    В Соединённых Штатах представлена программа по постановке на вооружение армейских автомобилей и бронемашин, оснащённых электрическими двигателями.

    Так то да, привод сделать можно, сложный или попроще .... НО опять и снова, где взять мощный, надёжный, емкий источник энергии.
    1. +2
      23 сентября 2020 10:59
      Цитата: rocket757
      Так то да, привод сделать можно, сложный или попроще .... НО опять и снова, где взять мощный, надёжный, емкий источник энергии.

      Это же классика: "Ядерный реактор на схеме условно не показан..." © smile
      1. 0
        23 сентября 2020 11:01
        Цитата: Alexey RA
        Это же классика: "Ядерный реактор на схеме условно не показан..."

        ядрёный НЕ, он не шибко безопасен, причём для всех, своих, чужих, без разбору!
    2. +2
      23 сентября 2020 12:58
      А так хочется what
      Посмотрит генерал голливудское кино со звездолётами, вернётся на базу в часть - а там унылое гамно. Обидно...
      1. +2
        23 сентября 2020 13:01
        Цитата: unhappy
        Посмотрит генерал голливудское кино

        Прописать генералу "Назад в будущее 3", реактор на любой органике и вперёд, к звёздам ... на погонах!
        1. +1
          23 сентября 2020 13:07
          Тут про атомные батарейки разговор был, а вы про заправку реактора из мусорного бака laughing
          1. 0
            23 сентября 2020 13:21
            Про атомную батарейку ещё в советском журнале писали "Наука и жизнь" .... писали, писали, а где она! На спутниках в космос улетела, не иначе.
  7. 0
    23 сентября 2020 13:29
    Я бы сказал, что всё решат поставленные задачи и театры боевых действий. Возможности есть.
    А спорить что лучше...
    Это борьба хорошего с прекрасным.
  8. +1
    23 сентября 2020 14:50
    Он безграматный... Какие электрокары? При боевом применении у них канкретные минусы! Да и какая нужна мощность и потребление с учётом веса военной техники и условий эксплуатации!
    1. 0
      24 сентября 2020 20:05
      Цитата: HMR333
      Он безграматный...

      Цитата: HMR333
      у них канкретные минусы!

      Кто безграматный?
  9. 0
    23 сентября 2020 16:20
    Этот попил покруче "Замвольтов" будет похоже
  10. 0
    23 сентября 2020 19:27
    Запарятся силовые кабеля прокладывать на поле боя. winked
  11. 0
    23 сентября 2020 21:24
    Года полтора назад читал серьезную статью о бронетехнике и там был раздел о среднем времени жизни танка в современном бою. Семь минут живет в среднем танк при атаке и пятнадцать минут - в обороне. А тут пишут о сотнях километров пробега и проч.
    1. +1
      24 сентября 2020 08:36
      Цитата: bobba94
      Года полтора назад читал серьезную статью о бронетехнике и там был раздел о среднем времени жизни танка в современном бою. Семь минут живет в среднем танк при атаке и пятнадцать минут - в обороне. А тут пишут о сотнях километров пробега и проч.

      Всё правильно - танк ещё должен на это поле боя попасть. А поскольку телепортаторы пока что не изобретены, то выход один: на дальнее расстояние - комбинированный марш, на ближнее - своим ходом. На тралы в военное время на дороге армейского тыла я бы не рассчитывал.
      Что такое малый ресурс хорошо показала ВОВ - танк в бою живёт в среднем недолго, но до боя марширует много:
      За время марша 100-150 км. в трех мехкорпусах, по техническим неисправностям стало в ремонт 270 танков.
      В одной из Армий вышло из строя по дизелям до 100 танков; на Сталинградском и воронежском фронте после маршей выходило из строя в корпусах по 25-30 танков.
      © Начальник БТУ ГАБТУ КА инженер-полковник Афонин (да, это то самое письмо Котину от 10 ноября 1942 г.)
  12. AML
    0
    24 сентября 2020 19:49
    Цитата: хрыч
    Двигатель заводится пускачем, можете попробовать и "кривым" wassat


    На Солнце в телескоп можно посмотреть два раза. Один раз левым глазом, другой правым. Стремное мероприятие.