Лучший в мире Як-130 и другие учебно-боевые самолеты

23

Когда эксперты начинают говорить об учебно-боевых самолетах (УБС), зачастую их мнения оказываются диаметрально противоположными. К примеру, опубликованный в начале года рейтинг учебно-боевых самолетов по версии американского журнала Military Watch включил УБС Як-130 в пятерку лидеров, но там российский самолет занял лишь пятое место.

Восточноазиатское лидирование


И впереди россиянина не оказалось ни одного представителя ни из США, ни из Европы. Места в рейтинге с первого по четвертое заняли представители восточноазиатских государств. На первом месте оказался представитель Тайваня Brave Eagle, за ним следуют китайские JL-10 и JL-9, а замыкает четверку Т-50 Golden Eagle из Южной Кореи. Кстати, последний из всех перечисленных – самый скоростной. По своей максимальной скорости он превосходит и европейские самолеты, о которых будет сказано далее.



При том, что Як-130 многие специалисты в области военной авиации считают лучшим в мире учебно-боевых самолетов. Собственно, все четыре восточноазиатских самолета изначально должны были стать легкими истребителями, но потом из них решили создать УБС.

Россия же одна из немногих стран, которые могут себе позволить не ограничиваться производством одного или нескольких видов авиационной техники, а выпускать полностью всю линейку. Поэтому Як-130 стазу начали делать для обучения летного состава.

Два названных китайских УБК имеют прямое и непосредственное отношение к российскому авиапрому. JL-9 создан на основе советского легкого истребителя МиГ-21У, а в работе над JL-10 прямое участие принимали сотрудники российского КБ Яковлева. Поэтому он и внешне очень похож на российский Як-130.

На чем китайцы учатся летать


Учебно-боевой самолет JL-10 был принят на вооружение китайской армии в 2013 году. В других странах он известен как L-15, а так как производителем является компания Hongdu, то полное наименование самолета Hongdu L-15.

Этот аппарат в большой степени является продуктом российско-украинского сотрудничества. Самолет делали с использованием технической документации Як-130, а двигатели АИ-222-25Ф к нему поставляло предприятие «Мотор-Сич» из Украины. Кстати, почти такие же двигатели установлены на Як-130, только там они идут без форсажной камеры.


На первых L-15 стояли украинские двигатели ДВ-2, но с 2010 года их решили заменить на АИ-222-25Ф. Это значительно улучшило его ТТХ. Это позволило ему сравняться по маневренности с истребителями третьего поколения, и достичь по скороподъемности уровня F-16 (США) и Mirage 2000 (Франция).

Достойные конкуренты российского УБС


Справедливости ради замечу, что хорошие учебно-боевые самолеты выпускаются не только в России и странах Азии, но также в Европе и США.

Один из главных конкурентов Як-130 является итальянский самолет Aermacchi М-346. Максимальная скорость обоих самолетов примерно одинакова, и боевая нагрузка для обеих моделей составляет 3 тонны. И это не совпадение, ведь изначально в 90-х годах созданием Як-130 совместно занимались российские и итальянские специалисты. Сначала он должен был стать учебно-тренировочным, но вскоре Россия решила делать учебно-боевой самолет, а Италия вышла из проекта и создала собственный УТС. Впрочем, на его основе они также сделали свою модификацию УБС, получившую наименование Aermacchi M-346FA.


Стоит также упомянуть Hawk T2, выпускаемый британской компанией BAE Sistems. Он немного легче и быстрее российского самолета.
Неплохо себя зарекомендовал и чешский дозвуковой Aero L-159 ALCA.


Достойны внимания американские Boeing T-45 Goshawk и Т-38 Talon. Первый является представителем палубной авиации. Второй, на котором тренируются астронавты НАСА, относится к сверхзвуковым самолетам. Ему уже готовят замену, ведь сверхзвуковые реактивные УБК Т-38 Talon эксплуатируют с 50-х годов прошлого столетия.

Як-130 – лучший в мире УБК?


Хотя Як-130 не только учебный самолет, но также и легкий штурмовик, его основная функция – обучение летного состава. А с этой задачей он справляется на «отлично». Он подходит для тренировки пилотов истребительной, бомбардировочной, военно-транспортной авиации. Его вполне можно назвать «универсальной партой».

Для боевого применения он обладает универсальностью, будучи способен выполнять функции штурмовика, бомбардировщика, разведчика, средства РЭБ.

Он, как это и должно быть, является промежуточным звеном между наземным тренажером и реальной боевой машиной, позволяя пилоту быстро получить практические навыки в реальной обстановке.

Еще один из показателей, по которым российский самолет превосходит большинство зарубежных аналогов, – это себестоимость часа полета. Она зависит от расхода топлива, стоимости расходных материалов, частоты проведения ремонтных работ. По этому показателю наш Як-130 – один из лидеров.

Если уж речь зашла о деньгах, то стоит отметить относительно низкую стоимость российской боевой машины. Она примерно составляет 15 миллионов долларов. Упомянутые ранее Hawk T2 из Великобритании, итальянский Aermacchi М-346 или Golden Eagle производства Южной Кореи обойдутся ориентировочно в два раза дороже.

Конечно, вся перечисленная техника имеет свои преимущества и недостатки, и Як-130 занимает среди нее достойное место. Он является отличным учебно-боевым самолетом, отлично приспособленным и для тренировок пилотов, и для выполнения боевых задач.

Многие даже назовут его лучшим в мире УБС.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    26 сентября 2020 04:38
    Лучший в мире Як-130
    я чуть не заржал в голос, побоялся супругу разбудить..радуют заголовки,ей богу ! а что,бывают разные ЯК-130 ? хотелось бы классификацию посмотреть: лучшие як130,средние як130,так себе як130, як130никакой... lolЯк-130 – лучший в мире УБК?- вот изначально верная версия,но она не в "шапке" почему то.
    1. +2
      26 сентября 2020 06:24
      Наверно имеется в виду итальянский Як-130 и китайский Як-130...)
    2. -4
      26 сентября 2020 12:18
      Автор пропустил слово САМОЛЁТ. Лучший в мире учебно - тренировочный самолет Як-130. Он действительно лучший в своём классе!
    3. 0
      28 сентября 2020 12:32
      знакомый пилот очень хвалил Як-130.
      но я до сих пор не понимаю, что в нем такое хорошее
  2. 0
    26 сентября 2020 07:31
    Лучший, так лучший...
  3. +6
    26 сентября 2020 08:28
    Без технических характеристик сравнение не получилось обьективным и интересным.
    1. +3
      26 сентября 2020 13:19
      В случае с УТС непонятно что сравнивать. Ему вроде не нужна ни огромная боевая нагрузка, ни запредельная скорость. Разве что попробовать сравнить стоимость лётного часа.
    2. -1
      26 сентября 2020 22:07
      Время такое. Суть времени: наступление эпохи варварства. Общей основы, чтобы договариваться и единых научных критериев больше нет. Ты или веришь или веришь в другое. Поэтому война фактически носит религиозный характер, хотя то, во что верят религией не является. Носители иной религии физически уничтожаются. Какие доказательства??
  4. +2
    26 сентября 2020 08:29
    Без технических характеристик сравнение не получилось обьективным и интересным.
    1. 0
      27 сентября 2020 11:15
      Кому нужны характеристики учебной машины? Это летающая парта. Должна позволять делать все, что надо при обучении. Вот и вся характеристика.
      1. 0
        19 ноября 2020 18:25
        Як-130 спроектирован как элемент обучающего комплекса, включающего компьютерные классы и тренажеры. Системный подход к проектированию обеспечил возможность модернизации, обновление программного обеспечения. Также предусмотрена полностью компьютеризированная сетевая служба логистической поддержки. Сам самолет может перенастраиваться имитируя поведения самых разнообразных машин. Дешевый летный час, большой жизненный цикл, большая на уровне конкурентов тяговооруженность(это пилотаж и небольшая потребная длина взлетки), лучшие в мире катапультируемые кресла и в целом система спасения (ну уж мы тут стабиильно и давно впереди планеты по креслам , а КБ Яковлева по системам спасения в целом), хорошие летные характеристики с очень большими критическими углами, нам же надо готовить летчиков к полетам на сверхманевренных машинах, как всегда мощное энергоемкое шасси, для фиговых аэродромов.
        1. 0
          19 ноября 2020 18:31
          Это мы уже 10 раз читали. Некоторые даже щщупали. Пусть о нем летчики выскажуться. Закончат училище, послужат, полетают. И скажут: вот был самолет - и простой и научил всему, что надо. А пока подождем.
  5. 0
    26 сентября 2020 13:50
    Ага. Это напоминает формулу: "советские слоны - самые большие слоны в мире". Единственно не хватает поддержки типа "болгарский слон - самый близкий родственник советского слона".
    1. +2
      26 сентября 2020 21:44
      А как же "Слоноводство и болгаро-советская дружба"?
  6. +3
    26 сентября 2020 20:55
    Як-130 - лучший в мире! Видимо поэтому в России ему уже много лет ищут замену, а само его создание называют ошибкой. Мало быть лучшим, нужно еще быть нужным и доступным.
    1. 0
      19 ноября 2020 18:16
      Откуда такие новости? Где считают ошибкой и с какого года ищут замену?
  7. 0
    26 сентября 2020 22:05
    Чему на ЯК-130 учатся пилоты ВТА ? Просто объясните как на "жигулях" учится вождению "грузовика"... recourse
    1. +2
      27 сентября 2020 00:45
      Цитата: котик-русич
      Чему на ЯК-130 учатся пилоты ВТА ? Просто объясните как на "жигулях" учится вождению "грузовика"... recourse

      Азам! Взлёт, круг, посадка! Точно так же и в автошколе! Никто Вас сразу не посадит за руль КАМАЗА, точно так же за штурвал ИЛ-76, Ан-12,Ан-22, Ан-26 и тд.
      1. +1
        27 сентября 2020 04:41
        Цитата: неглавный

        Азам! Взлёт, круг, посадка! Точно так же и в автошколе! Никто Вас сразу не посадит за руль КАМАЗА, точно так же за штурвал ИЛ-76, Ан-12,Ан-22, Ан-26 и тд.

        Тогда может лучше подойдёт АН-2 ?
        кабина АН-2
        Кабина Ан-2 больше похожа на кабину "грузовика", место для пилота-учителя есть уже сразу. Просто цена АН-2 несколько миллионов, но РУБЛЕЙ. Или обязательно "реактивный" УБС Як-130 ? - за 15 миллионов $.
    2. +1
      27 сентября 2020 06:50
      А разве курсанты ВТА готовятся на Як-130? Никогда не слышал. Писали, что пилотов ВТА готовят на L-410 и Ан-26. Сейчас стали поступать австрийские самолеты DA-42 российской сборки. Это автор скорее всего для красного словца ляпнул.
  8. +1
    27 сентября 2020 11:13
    Для того, чтобы стать лучшим, Яку надо вырастить поколение летчиков. Тогда поговорим. При всем уважении. Хорошего учителя оценивают всегда потом.
  9. 0
    27 сентября 2020 11:24
    Может и лучший, но час подготовки дорогой.
    МиГ - АТ был бы лучше.
  10. Можем когда захотим!!!