Военное обозрение

RAND Corporation о перспективах Су-57

45

Фото: wikimedia.org


Недавно аналитический центр RAND Corporation опубликовал заметку «Russia's Su-57 Heavy Fighter Bomber: Is It Really a Fifth-Generation Aircraft?» («Российский тяжелый истребитель-бомбардировщик Су-57: действительно ли это самолет 5 поколения?») Ее авторы рассмотрели перспективный российский проект и сделали свои выводы. Последние представляют некоторый интерес, но оставляют большие вопросы.

Проблемы разработки


Авторы RAND Corp. собрали и изучили доступную информацию из открытых источников и предлагают свой взгляд на сложившуюся ситуацию вокруг Су-57. Главный вывод заключается в том, что в связи с многочисленными проблемами и задержками новый истребитель вряд ли сможет пойти на экспорт до середины нынешнего десятилетия.

RAND напоминает, что Су-57 разрабатывается с 2002 г. и рассматривается в качестве ключевого элемента оборонного экспорта. Первый полет такой машины состоялся более 10 лет назад, но она до сих пор не поступила на вооружение российских или зарубежных ВВС.

Проводятся испытания, в т.ч. в рамках сирийской операции, однако проблемы на стадии разработки и прошлогоднее крушение сдвигают достижение начальной оперативной готовности вправо. Полноценная служба Су-57, как считают в RAND, начнется не ранее середины двадцатых годов. В тот же период может начаться экспорт.

Основной задачей в контексте Су-57 сейчас является разработка т.н. двигателя второго этапа. Как скоро завершится этот процесс – неизвестно. При этом ожидается негативное влияние на ход программы в целом. RAND приводит оценки специалистов, согласно которым первая серия из 76 самолетов будет комплектоваться двигателями предыдущей модели.

По данным разработчиков, истребитель Су-57 получает возможность слежения за всем окружающим пространством при помощи системы распределенных датчиков по всему планеру. Авторы RAND Corp. указывают, что истребитель 5 поколения должен не только быть малозаметным, но и располагать развитыми средствами наблюдения с круговым обзором. Также напоминают, что сейчас в серии находится только один самолет, отвечающий этим двум требованиям, – американский F-35.

RAND Corporation о перспективах Су-57
Опытный Су-57 с двигателем второго этапа

В RAND считают, что разработка современной радиоэлектронной аппаратуры была и остается одной из главных проблем российской авиационной промышленности. В прошлом эта отрасль отставала от зарубежных конкурентов, а после 2014 г. ситуация ухудшилась – на нее повлияли санкции и разрыв производственных связей с иностранными предприятиями. Российское руководство неоднократно говорило о необходимости самостоятельного развития электроники, но результаты в этой области пока остаются скромными.

Проблемы экономики


В RAND также рассмотрели финансово-экономические аспекты создания новой техники, в т.ч. истребителя Су-57. Основную часть проблем такого рода связывают со спецификой финансирования промышленности и перспективных проектов.

Разработка новых образцов осуществляется крупными корпорациями, которые обращаются за кредитами в российские банки. Перспективные проекты неоднократно сталкивались с трудностями, из-за чего разработчики не могли расплатиться по кредиту и оказывались в сложном положении. После этого российским властям приходилось «спасать» ключевые предприятия.

RAND указывают, что расходы на оборону были жестко привязаны к доходам от продажи энергоносителей. События последних лет, когда России пришлось конкурировать с Саудовской Аравией, привели к сокращению доходов от нефти и газа с понятными последствиями для расходной части бюджета. Восстановление после этого периода столкнулось с новыми проблемами из-за пандемии COVID-19.

Проблемы экспорта


Для стабилизации имеющейся ситуации российское руководство собирается продавать новые самолеты зарубежным странам, а также привлекать их к совместным работам. Авторы напоминают, что с 2007 г. в разработке будущего Су-57 участвовала Индия, в дальнейшем собиравшаяся поставить такой самолет на вооружение. Однако в 2018 г. она покинула проект – из-за задержек в разработке двигателя второго этапа и разногласий по передаче технологий.

Попытки вернуться к сотрудничеству не увенчались успехом. Индия объявила о намерении самостоятельно создать истребитель 5 поколения. Вопрос двигателей планируется решать за счет французской, британской и американской помощи. Впрочем, такие события не мешают продолжению сотрудничества в других сферах. Не так давно ВВС Индии закупили очередные истребители Су-30МКИ и МиГ-29 предыдущего поколения.


Способность взаимодействовать с ведомыми БПЛА - одна из характерных черт нового поколения истребителей

Продолжаются поиски новых партнеров, в качестве которых могут выступать Китай, Алжир, Вьетнам или Турция. В декабре прошлого года появлялись сообщения о возможной поставке 12 Су-57 алжирским ВВС. RAND указывает, что такие новости вызвали сомнение ввиду затруднений с запуском производства. Вряд ли Алжир сможет получить технику до 2025 г. Кроме того, алжирское законодательство требует перед закупкой испытывать новую технику на местных полигонах. Зарубежные специалисты полагают, что Россия не согласится на это.

Рассматривая текущее состояние проекта, авторы RAND Corp. сомневаются, что Су-57 сможет полноценно выйти на международный рынок до конца двадцатых годов. Также отмечается, что по окончании разработки российский истребитель будет сочетать в себе качества поколений «5» и «4+», в результате чего будет похож как на F-35, так и на F-15EX.

Проблемы оценки


Взгляд зарубежных специалистов из известной организации на один из главных российских проектов современности, безусловно, представляет интерес. Однако заметка от RAND Corp. вызывает серьезные вопросы.

В первую очередь, следует отметить неполное соответствие заголовка и раскрытых тем. Соответствие Су-57 требованиям к 5 поколению рассматривается лишь мельком, тогда как основными темами публикации стали сложности при разработке и экспортные перспективы. В итоге вопрос из заголовка не получил прямого ответа – и неясно, принадлежит ли Су-57 к последнему поколению.

При этом хорошо известно и очевидно, что Су-57 даже в нынешней комплектации с двигателем первой очереди соответствует основным требованиям и может с полным правом называться истребителем 5 поколения. Машина выполнена малозаметной, несет развитый комплекс радиоэлектронных систем, в т.ч. средства кругового обзора, а также способна к крейсерскому сверхзвуковому полету и имеет другие характерные признаки.

Сосредоточившись на вопросах проблем разработки, включая двигатель второго этапа, RAND фактически игнорирует тот факт, что опытно-конструкторские работы завершены и самолет перешел на стадию серийного производства. Первый серийный самолет, к сожалению, разбился – но за ним вскоре последуют новые. Все это указывает на однозначный прогресс.

Ситуация с ожидаемыми экспортными контрактами пока остается неопределенной, однако имеются поводы для положительных прогнозов. В частности, индийские планы по созданию своего собственного истребителя следующего поколения выглядят излишне оптимистичными – и в итоге, вероятно, Индии все же придется покупать российские Су-57. Ряд других стран, желающих технику 5 поколения, фактически не имеют выбора и тоже являются потенциальными клиентами российских авиастроителей.

Следует признать, что в текущей ситуации вокруг истребителя Су-57 не все гладко и просто, имеются затруднения по некоторым вопросам, а также сохраняется необходимость продолжения работ и совершенствования готового самолета. Однако все проблемы находят свое решение, и проект уже доведен до серии. Имеются все поводы для оптимизма, а доверие к публикациям наподобие недавней «Russia's Su-57 Heavy Fighter Bomber: Is It Really a Fifth-Generation Aircraft?» падает.
Автор:
Использованы фотографии:
RAND Corp., МО РФ, ОАК
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Shuttle
    Shuttle 28 сентября 2020 05:00 Новый
    0
    Проблемы оценки, проблемы экономики... - все это внешние по отношению к проекту Су-57 проблемы. Не проблемы самого самолёта.
    1. Stas157
      Stas157 28 сентября 2020 06:42 Новый
      +1
      . самолет перешел на стадию серийного производства

      На стадию может и перешёл, а на производство вряд ли.

      Больше года, как серийно производят Су-57, а сколько их в наличие (из тех серийных)?
      Если серия будет идти с такой скоростью, мы получим ровно то, что с Ил-76 в Ульяновске. Проваленный контракт 2012 года на 39 самолётов, который уже не будет выполнен.
      1. Ингвар 72
        Ингвар 72 28 сентября 2020 21:16 Новый
        -2
        Зато здесь принято самолеты пеньдосов критиковать. Конечно, что же ещё делать, когда у нас все телятся, а у пеньдосов уже под полтыщи 5 - го поколения.
        1. Svarog
          Svarog 28 сентября 2020 21:26 Новый
          -1
          Цитата: Ингвар 72
          Зато здесь принято самолеты пеньдосов критиковать

          Интересные люди.. кажется невероятно, как можно не видеть, не слышать, не анализировать и не понимать, что мы в глубокой.. яме.
        2. Ка-52
          Ка-52 29 сентября 2020 07:29 Новый
          0
          Зато здесь принято самолеты пеньдосов критиковать

          ну на то, что бы критиковать все российское тут есть вы и ваша гоп-команда. Так что какой никакой баланс есть.
          1. Ингвар 72
            Ингвар 72 29 сентября 2020 15:49 Новый
            -2
            Цитата: Ка-52
            что бы критиковать все российское тут есть вы

            Особенно когда предметов критики критически маловато, да?
            1. Ка-52
              Ка-52 30 сентября 2020 05:28 Новый
              +1
              Особенно когда предметов критики критически маловато, да?

              разве для вас это важно? Ведь это всего лишь повод. Не будет этого - найдете другой. Я достаточно долго читаю опусы вашей местной диаспоры и уж точно могу сказать - вы тут, на ВО, уж точно не для того, чтобы объективно обсуждать достоинства, преимущества или недостатки того или иного вида вооружения.
    2. Сибирский цирюльник
      Сибирский цирюльник 29 сентября 2020 11:54 Новый
      +1
      Цитата: Shuttle
      Проблемы оценки, проблемы экономики... - все это внешние по отношению к проекту Су-57 проблемы. Не проблемы самого самолёта.

      По- мне ,проблемы не только экономики,хоть и Ваш тезис ,тоже имеет место быть
      Большая проблема в " генерации мозгов", если хотите.. Начало: убийство познаний низшего звена- школа... и далше,по списку(
      Мы, " доедая" наследие,не создаём предпосылок ,для создания науч.тех.прогресса, вот это "напрягает", а создание СУ- это всего лишь следствие
      Дальше будет " веселее", увы, с ТАКИМ подходом к образованию
  2. Михаил Захаров
    Михаил Захаров 28 сентября 2020 05:02 Новый
    +4
    будет похож и на то и на то а в результате будет как уставная шашка 1881 го года которой не удобно не рубить не колоть
    1. alexmach
      alexmach 28 сентября 2020 16:14 Новый
      +2
      Шашкой не удобно рубить? По-моему что-то в этом утверждении не так.
  3. ASAD
    ASAD 28 сентября 2020 05:09 Новый
    0
    Мне кажется что Турция так себе ,,партнёр,,!
    1. БДРМ 667
      БДРМ 667 28 сентября 2020 05:13 Новый
      +4
      Цитата: ASAD
      Мне кажется что Турция так себе ,,партнёр,,!

      Вам вовсе не кажется...
    2. Narak-zempo
      Narak-zempo 28 сентября 2020 07:57 Новый
      -11
      Цитата: ASAD
      Мне кажется что Турция так себе ,,партнёр,,!

      Вполне себе партнёр. Не то что бульба с укропом. Суверенная демократия, сильный нацлидер - легко найти общий язык.
      1. Храмов
        Храмов 28 сентября 2020 12:02 Новый
        0
        Цитата: Narak-zempo
        сильный нацлидер

        Бесноватый он.
        Не находите?
        1. Narak-zempo
          Narak-zempo 28 сентября 2020 19:33 Новый
          0
          Цитата: Храмов
          Бесноватый он.
          Не находите?

          Не более бесноватый, чем Ким Чен Ын. А идеальных людей не бывает, тем более, среди политиков laughing
    3. Сибирский цирюльник
      Сибирский цирюльник 29 сентября 2020 12:01 Новый
      0
      Цитата: ASAD
      Мне кажется что Турция так себе ,,партнёр,,!

      " партнер" для изврщенцев,не находите?)))
  4. Эррр
    Эррр 28 сентября 2020 06:03 Новый
    +1
    Из текста статьи:
    RAND напоминает, что Су-57 разрабатывается с 2002 г. и рассматривается в качестве ключевого элемента оборонного экспорта. Первый полет такой машины состоялся более 10 лет назад, но она до сих пор не поступила на вооружение российских или зарубежных ВВС.
    Ну надо же, RAND напоминает... На самом деле RAND, очевидно, забывает о том, что их хвалёный F-22 "Raptor" ехал от первого полёта до начала эксплуатации больше 15 лет! laughing Смехота...
    1. FRoman1984
      FRoman1984 28 сентября 2020 06:30 Новый
      -6
      Цитата: Эррр
      Из текста статьи:
      RAND напоминает, что Су-57 разрабатывается с 2002 г. и рассматривается в качестве ключевого элемента оборонного экспорта. Первый полет такой машины состоялся более 10 лет назад, но она до сих пор не поступила на вооружение российских или зарубежных ВВС.
      Ну надо же, RAND напоминает... На самом деле RAND, очевидно, забывает о том, что их хвалёный F-22 "Raptor" ехал от первого полёта до начала эксплуатации больше 15 лет! laughing Смехота...

      Смешного не вижу ничего.
      Rand пишет о том, что наш и через 15 лет, то есть в 2025 (с новыми, его двигателями) не появится.
      Здесь верно сказали, что это не проблема самолёта, а проблема его производства.
      Вообще скользкая тема. Информации по самолёту, ходу испытаний, проблемах практически нет и не будет. Поэтому только предполагать.
      1. Эррр
        Эррр 28 сентября 2020 06:40 Новый
        +4
        Шибко не переживайте. Будут самолёты уже при нонешнем президенте и с двигателями второго этапа. Это практически факт. smile
        1. Горный стрелок
          Горный стрелок 28 сентября 2020 08:07 Новый
          0
          Цитата: Эррр
          Шибко не переживайте. Будут самолёты уже при нонешнем президенте и с двигателями второго этапа. Это практически факт.

          Ваша уверенность предполагает, что вы близки к информации. Поделитесь?
          1. Эррр
            Эррр 28 сентября 2020 21:50 Новый
            -2
            https://www.interfax.ru/russia/723023
            С 2023 года начнутся серийные поставки самолетов уже с новыми двигателями.
        2. Ингвар 72
          Ингвар 72 28 сентября 2020 21:19 Новый
          -3
          Цитата: Эррр
          Будут самолёты уже при нонешнем президенте

          С учетом пожизненного царствования, далеко не факт, что самолеты будут скоро.
          1. Эррр
            Эррр 28 сентября 2020 21:50 Новый
            -2
            https://www.interfax.ru/russia/723023
            С 2023 года начнутся серийные поставки самолетов уже с новыми двигателями.
            1. Ингвар 72
              Ингвар 72 28 сентября 2020 22:09 Новый
              0
              Цитата: Эррр
              С 2023

              Обещания мы слышим постоянно, но потом сроки переносят вправо. Доказано неоднократно. Кроме того, какой серией пойдут эти серийные поставки?
        3. Svarog
          Svarog 28 сентября 2020 21:40 Новый
          0
          Цитата: Эррр
          Шибко не переживайте. Будут самолёты уже при нонешнем президенте и с двигателями второго этапа. Это практически факт. smile

          В 2010 году состоялся первый полет.. Прошло 10 лет.. 10 лет.. Так что, ваш факт , совсем не факт.. как и Армата и прочие прорывы.. Учитывая то, что сократили бюджет на вооружение, а экономика стагнирует уже который год .. Экономического чуда никто не обещает, а даже на оборот, кремлевские же аналитики, говорят, что можно забыть о высоких ценах на нефть.. Так что не факт.. далеко не факт..
          1. Эррр
            Эррр 28 сентября 2020 21:51 Новый
            -1
            https://www.interfax.ru/russia/723023
            С 2023 года начнутся серийные поставки самолетов уже с новыми двигателями.
            1. FRoman1984
              FRoman1984 28 сентября 2020 22:35 Новый
              +1
              Цитата: Эррр
              https://www.interfax.ru/russia/723023
              С 2023 года начнутся серийные поставки самолетов уже с новыми двигателями.

              "Не читайте перед завтраком советских газет"
        4. FRoman1984
          FRoman1984 28 сентября 2020 22:33 Новый
          -2
          Цитата: Эррр
          Шибко не переживайте. Будут самолёты уже при нонешнем президенте и с двигателями второго этапа. Это практически факт. smile

          Ну, наш обнулённый президент поправками продлил своё царствование, поэтому - да, при нём они возможно появятся. Вопрос в том, сколько он проживёт и когда его вынесут.
      2. d4rkmesa
        d4rkmesa 28 сентября 2020 10:38 Новый
        0
        "Информации по самолёту, ходу испытаний, проблемах практически нет и не будет. " Информация была, пока известный информатор не был посажен.
      3. Ка-52
        Ка-52 29 сентября 2020 07:55 Новый
        +1
        Rand пишет о том, что наш и через 15 лет, то есть в 2025 (с новыми, его двигателями) не появится.

        у очередного "эксперта" смешались люди, кони.... во-первых, сам самолет уже есть. Модернизация двигательной установки (даже если она фигурировала в проектной документации) - процесс, идущий параллельно, а не последовательно. Та же самая ситуация была и с F-22 и его F119-PW-100, который был установлен на новую машину лишь спустя 4 года после ее первого вылета. Во-вторых, не нужно путать понятие создания боевой машины и ее закупкой МО для поставки в строевые части.
  5. Михаил Я2
    Михаил Я2 28 сентября 2020 08:20 Новый
    +7
    Первый серийный разбился в декабре. Прошло 10 месяцев, и следующий еще не выпустили. Они что, собираются по 1,5 самолета в год собирать?
    1. Удав КАА
      Удав КАА 28 сентября 2020 15:53 Новый
      +2
      Первый серийный самолет, к сожалению, разбился – но за ним вскоре последуют новые.
      Вот так Рябов, неправильно сформулировав фразу, заставляет нас поверить, что вслед за первым "разбившимся" последуют новые! УЖАС!!!
      Машину доводят, серьезно работают над БРЭО и двиглами. Опять же вооружение и сопряжение с С-70 требуют нового ПО
      Поэтому, горячиться не будем, а посмотрим с прищуром: ЧТО ИЗ ЭТОГО ВСЕГО ПОЛУЧИТСЯ... Нам и ОФАР обещали и Р-77К на 300 км и Гималаи покорить -- тоже!
      1. Михаил Я2
        Михаил Я2 28 сентября 2020 21:09 Новый
        0
        Так каким был первый серийный самолет, который разбился, если после катастрофы, продолжают работать, не выпуская следующий?
  6. silberwolf88
    silberwolf88 28 сентября 2020 08:41 Новый
    +3
    все подобные статьи это чистый маркетинг и продвижение своего товара ... посеять глубокие сомнения напрямую не отрицая достоинств ... у американцев до сих пор хватает проблем со своим 5 поколением ... посему и нужно оставаться единственными правильно производящими и в первую очередь за счёт медийного сопровождения ...
  7. bars1
    bars1 28 сентября 2020 10:31 Новый
    +2
    На bmpd почитайте перевод этой статьи RAND, это просто финиш! Вся мощная ,,анаЛитика" RAND во всей красе! В комментарии Рябова сей ,,труд" выглядит еще более-менее... Вообще эта контора RAND сильно переоценена.
    1. Эррр
      Эррр 29 сентября 2020 06:02 Новый
      0
      Среди тэгов к упомянутой Вами статье "RAND: является ли Су-57 истребителем пятого поколения?", расположенной по адресу https://bmpd.livejournal.com/4148312.html, особенно бросается в глаза последний:
      Tags: f-35, Индия, ПАК ФА, Россия, США, Су-57, авиация, авионика, поклеп laughing
  8. dauria
    dauria 28 сентября 2020 13:36 Новый
    0
    Ряд других стран, желающих технику 5 поколения, фактически не имеют выбора и тоже являются потенциальными клиентами российских авиастроителей.


    Есть ещё Китай. С серьёзными самолётами , а главное - промышленностью и кадрами. Те , кто не может или не хочет купить китайское , купят американское .
    Мы уже не в состоянии дарить оружие . И сделать его дешёвым ( по Госплану и госрасценкам ) , как раньше тоже не выйдет. Капитализм, он такой. Хочешь мяса в колбасе - плати.
  9. _Ugene_
    _Ugene_ 28 сентября 2020 13:47 Новый
    -3
    Также отмечается, что по окончании разработки российский истребитель будет сочетать в себе качества поколений «5» и «4+», в результате чего будет похож как на F-35, так и на F-15EX.
    согласен, но для нас и это прорыв, а вот то что массовое его производство под очень большим вопросом, как и арматы, это факт, денег в бюджете не современное дорогое оружие нет, вернее они есть, но пустить их на оружие вместо социалки это повторить печальный опыт СССР
  10. монстрила
    монстрила 28 сентября 2020 14:05 Новый
    +1
    Если на русских сильно надавить - из них начинают лезть гиперзвуковые ракеты, подводные лодки, новейшие танки и самолёты
  11. ole1
    ole1 28 сентября 2020 14:50 Новый
    0
    Честно говоря, ничего нового из статьи мы и не узнали..
    1. iouris
      iouris 28 сентября 2020 15:39 Новый
      -2
      И хорошо: знание нового есть многие печали.
  12. Turist1996
    Turist1996 28 сентября 2020 18:45 Новый
    +2
    А теперь во всей статье меняем "Су-57" на "Ф-22", вычеркиваем "Ф-35" вообще из представителей "истребителя" 5-го поколения, ибо это и не "истребитель", и не 5-е поколения в силу своей ущербности от рождения, викидываем всякую "ботву" про зависимость от цен на энергоносители и чушь про КОВИД, и получается отличная критическая статья про современное состояние военной авиапромышленности в США.
  13. Ка-52
    Ка-52 29 сентября 2020 08:28 Новый
    +1
    а доверие к публикациям наподобие недавней «Russia's Su-57 Heavy Fighter Bomber: Is It Really a Fifth-Generation Aircraft?» падает.

    единственная взвешенная фраза во всем материале. Только стоило бы более категорично высказаться по поводу этой очередной сфероконины - не стоит вообще читать подобное желтое чтиво, нацеленное на аудиторию, чьи интересы равномерно располагаются между просмотром чемпионата NFL и поеданием гамбургеров.
  14. Валеро
    Валеро 29 сентября 2020 19:53 Новый
    0
    Пожелаем удачи в разработке нового двигателя второй очереди.
    1. c2020
      c2020 20 ноября 2020 13:42 Новый
      0
      Пожелаем удачи в разработке нового двигателя второй очереди.

      Конечно пожелаем. Хотя ко мне за помощью никто не обращался. С моей помощью уже давно сделали бы новый двигатель второго этапа. Я люблю свою работу. Видимо двигатель второго этапа не очень и нужен...