Военное обозрение

Незаметная новинка. Безымянный аэробагги для ВДВ

46

Багги для ВДВ на форуме "Армия-2020" в Кубинке. Источник: rusarmy.com


Ложная скромность


Как известно, в триедином сочетании подвижности, брони и огневой мощи невозможно добиться высокого развития всех параметров вместе. Можно только нащупать точку оптимума. Однако если пожертвовать одним из параметров, остальные могут многократно повыситься. Именно по такому рецепту и была построен многоцелевой аэромобильный автомобиль, который пока именуют аббревиатурой МАА. Это очередная генерация боевого багги, полностью лишенная бронирования, но за счет значительного облегчения способная к скоростным ралли-рейдам и установке тяжелого вооружения. МАА по многим параметрам является старшим братом широко разрекламированного багги «Чаборз», разработанного по заказу Российского университете спецназа в городе Гудермесе. «Чаборз» фактически способен перевозить только снаряженных бойцов, что серьезно ограничивает его боевые возможности против хорошо вооруженного противника. Разработчик МАА изначально создавал машину по лекалам гражданского автомобилестроения, что позволило создать достаточно универсальную машину, способную нести широкий спектр вооружений. Кстати, официальной информации о разработчике нет, но есть все основания подозревать в этом Научно-исследовательский институт систем связи и управления (НИИССУ). На сайте предприятия, которое имеет очень отдаленное отношение к автомобильной промышленности, есть очень забавный раздел: «Аэробный автомобиль». Возможно, хотели сократить длинное «аэромобильный автомобиль», но в итоге получилась отсылка к биологическим организмам, которым для жизнедеятельности требуется молекулярный кислород. Эскизы «аэробного» авто от НИИССУ, размещенные на сайте, очень похожи на машину МАА, с которой публика впервые познакомилась на форуме "Армия-2020" и стратегических учениях "Кавказ-2020".


Кажется, 120-мм миномет перегрузил машинку, но подвеска здесь всего лишь переведена в минимальное положение относительно поверхности. Источник: rusarmy.com

В основу конструкции многоцелевого аэромобильного автомобиля положена прочная рама, дополнительно усиленная трубчатым каркасом. Небольшие габариты багги объясняются возможностью транспортировки машины на борту вертолетов Ми-8 АМТШ. Кажущаяся простота МАА обманчива. К примеру, независимая подвеска, способная изменять дорожный просвет с 320 мм до 120 мм. Это необходимо не для снижения силуэта багги, а для беспроблемной погрузки в тесное грузовое отделение вертолета. В максимальном положении подвески достаточно приземистый автомобильчик будет способен преодолевать относительно небольшие неровности. В промежуточном положении подвески клиренс равен 270 мм. В качестве силовой установки был выбран четырехцилиндровый турбодизель ЗМЗ мощность 142 л. с. и рабочим объемом 2,3 литра. Как утверждают разработчики, машина массой более 1,2 тонны способна разогнаться до 150 км/ч, набирая при этом первую сотню за 8,2 секунды. Если в значение максимальной скорости еще можно поверить, то вот такой стремительный разгон МАА необходимо проверять.














Многоцелевой авиатранспортабельный автомобиль в противотанковом исполнении. Обратите внимание на легкосплавные колесные диски и внушительный запас патронов к пулеметам и ракет к ПТРК "Корнет". Источник: yuripasholok.livejournal.com

Неясность вносит табличка, которая располагалась около выставленного на «Армии-2020» автомобиля. До конца непонятно: 1200 килограммов – это снаряженная масса или масса машины с полной нагрузкой. При возможности взять на борт пять экипированных бойцов, еще и с крупнокалиберным пулеметом, вероятно, снаряженная масса. В этом случае полная масса может подбираться уже к двум тонная, и указанная быстроходность будет крайне сомнительной. А вот с одним водителем и без вооружения МАА вполне сможет обойти на светофоре какие-нибудь «Весты», «Рио» или «Солярисы». Разработчики утверждают, что в качестве альтернативы механической коробки переключения передач на МАА может устанавливаться автоматическая КПП. Это, безусловно, определенный плюс: водитель сможет в случае ранения вести машину одной рукой. Но вот сейчас в отечественной автомобильной промышленности нет автоматической КПП собственной конструкции подобного класса, поэтому на МАА будут монтировать либо зарубежный аналог, либо его частично локализованную в России версию. В обоих случаях Министерство обороны, скорее всего, окажется от такой роскоши на багги для ВДВ.

Многоликая новинка


На «Армии-2020» МАА был един в двух лицах. В одном варианте, именуемом МАА-ОП, на машину установили ПТРК «Корнет», а во-втором — 120-мм миномет «Сани», который с трудом влез в грузовое отделение субтильного багги. Инженерам удалось создать по-настоящему грозную боевую единицу, способную перебрасываться по воздуху и наносить в тылу противника чувствительные кинжальные удары. Самоходный миномет, помимо четырех бойцов, несет с собой боекомплект из 24 мин. В координации с самоходными противотанковыми «Корнетами» подразделения десанта, разведки и спецназа на МАА будут способны на многое. Если ориентироваться на сайт предполагаемого разработчика НИИССУ, то машина будет предлагаться заказчику еще в пяти исполнениях, помимо вышеописанных. Предполагают транспортный 6-местный МАА, санитарный на одного лежачего раненого, грузовой 2-местный, техничку и разведывательный автомобиль для четырех бойцов спецподразделений.






Компоновочные решения, представленные на сайте gp.niissu.ru

Показанный на «Армии» МАА-ОП может комплектоваться дополнительно круговой турелью с крупнокалиберным «Кордом» — именно эта машина, как ожидается, станет наиболее популярной в армии. Кроме этого, багги комплектуется боковой турелью с ПКМ, огонь из которого ведет передний пассажир-боец. Это ощетинившийся оружием автомобиль частично оснащается агрегатами от Ульяновского автомобильного завода. Внимательный взгляд заметит заднюю светотехнику от УАЗ-3151 и фурнитуру спартанского салона от более современных машин из Ульяновска. МАА имеет полный привод, лебедку, независимую подвеску и вполне серьезную геометрическую проходимость. Несколько портит общую картину большая база машины, уменьшающая возможности машины при преодолении неровностей.


МАА во втором варианте "короткого" исполнения. Учения "Кавказ-2020". Источник: youtube.com




Короткобазные многоцелевые авиатранспортабельные автомобили. Источник: bastion-karpenko.ru

Но на учениях «Кавказ-2020» промелькнули несколько багги с короткой базой и стилистическими отличиями от машины, представленной на форуме в Кубинке. Очевидно, это упрощенные и облегченные МАА, рассчитанные на три члена экипажа и установку ПТРК «Корнет». Вполне возможно, на учениях было продемонстрировано типовое боевое подразделение ВДВ на таких багги. Состояло они из четырех короткобазных «убийц танков» и одной четырехместной командирской машины с крупнокалиберным пулеметом. На распространенном в Интернете видео в грузовой отсек вертолета погружается именно короткий МАА. О том, насколько удачно вмещается длинный вариант, информации пока нет.

История с появлением многофункционального аэромобильного автомобиля в медиапространстве отлично иллюстрирует все этапы оценки Министерством обороны новых образцов вооружения. Первоначально заказчику презентуют новинки на форуме «Армия», затем следует испытание лучших образцов на учениях, а затем в боевых условиях в Сирии или на Северном Кавказе. Поэтому в самом ближайшем будущем стоит ожидать новых информационных поводов от многоцелевого аэромобильного автомобиля. Может, определятся наконец с разработчиком.
Автор:
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 28 сентября 2020 05:01
    +6
    У меня один вопрос? Зимой как воевать будем? Отопитель какой-нибудьесть?
    1. Yngvar
      Yngvar 28 сентября 2020 06:38
      +2
      Отопитель - только двигло обнять... И то после прогрева!
      Как мобильная "боевая точка" - думаю оправдано! Достаточно "кусачая"! Вопрос один - а надолго она "мобильная"?
      1. vkl.47
        vkl.47 28 сентября 2020 07:54
        +1
        Это для ЮВО машина.и для Сирийского театра военных действий.
        1. Маки Авелльевич
          Маки Авелльевич 28 сентября 2020 11:39
          +2
          Цитата: vkl.47
          Это для ЮВО машина.и для Сирийского театра военных действий.

          с таким расстоянием между осями его место только на асфальтированных военных театрах

          пример.
          1. N.O.M.A.D.E.
            N.O.M.A.D.E. 28 сентября 2020 15:45
            0
            Ну так это (на фото) Джип Вранглере Рубикон. Он как раз неплохо заточен под "национальную" забаву, какрабкаться по скалам. Только в грязи, в России, почему-то не очень хорошо себя чувствует (хотя по характеристикам всё отлично), дохнет автомат после хороших вылозок и т.п. Хотя машина оболденная, сам мечтал о такой, но ценник на неё очень некислый (
            По теме, данная багги нужна для ВДВ, и это факт. Длинная, да, но с её регулируемой подвеской и углами съезда (обратите внимание на колёса), весом, проходимость будет хорошей для как раз таки песка, скального грунта, степей. Для остальных "дорог", есть родной "козёл" и "буханка"))
            1. Маки Авелльевич
              Маки Авелльевич 28 сентября 2020 18:27
              0
              Жизнь покажет.
              Но настоятеллно советую покупая джип выбирать только ручную коробку.
            2. Inboost Wetrust
              Inboost Wetrust 29 сентября 2020 04:30
              0
              Уаз и "Буханка" вообще для всего подходит. А раз так тогда не понятно зачем это. И да, длинная не нужна, с регулироемой подвеской тем более - она дорогая и в полевых не ремонтируется. Вывод машина - говно. Конструктор - вор, Шойгу - подельник.
              1. Желтый пузырь
                Желтый пузырь 2 октября 2020 11:26
                -1
                Без нового не будет старого пусть делают пусть ошибаются но конструктор не вор а Шойгу вопрос.
    2. Boris55
      Boris55 28 сентября 2020 09:20
      +6
      Цитата: Коте пане Коханка
      Зимой как воевать будем?

      Как как... Тулуп поплотней застегнуть и в перёд.

    3. Лопатов
      Лопатов 28 сентября 2020 09:47
      +2
      Цитата: Коте пане Коханка
      У меня один вопрос? Зимой как воевать будем? Отопитель какой-нибудьесть?

      А пешком- теплее?
      1. Маки Авелльевич
        Маки Авелльевич 28 сентября 2020 13:03
        +5
        Цитата: Лопатов
        А пешком- теплее?

        Будете смятся. Но да. Когда ветер 40 км/ч в лицо дует становится зябко.
      2. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 28 сентября 2020 17:30
        +3
        Цитата: Лопатов
        Цитата: Коте пане Коханка
        У меня один вопрос? Зимой как воевать будем? Отопитель какой-нибудьесть?

        А пешком- теплее?

        В своё время покатался на Урале с коляской зимой - нечего доброго. Аналогичные эпитеты, только на бранном русском слышал о военных полуторках от ветеранов, как войны так и труда!!!
        Не знаю как у Вас на югах, но целесообразно иметь как минимум брезентовые двери и крышу. Для нормального функционирования во время боевых действий зимой, маломальский отопитель и предпусковой обогрев для дизеля. Отечественный театр, военных действий достаточно широк, но иметь пепелец для Крыма и Краснодарского края, удовольствие сомнительное.
        Особенно учитывая, что на наших югах, тоже до -10 долбит. Про Урал и Сибирь я промолчу, но кто при -30 готов прокатится с ветерком 100-ю, сочувствую. Тулупом не обойдётесь, как минимум валенки, вачеги, шерстяной намордник и шапка-ушанка. И какой из этого Вини-Пуха будет боец?
        1. Абзац Эпитафьевич Ы.
          Абзац Эпитафьевич Ы. 28 сентября 2020 19:01
          +2
          Цитата: Коте пане Коханка
          Аналогичные эпитеты, только на бранном русском слышал о военных полуторках от ветеранов, как войны так и труда!!!

          вспомнил Большие гонки внезапно....))
        2. Mister X
          Mister X 28 сентября 2020 21:35
          +3
          Цитата: Коте пане Коханка
          целесообразно иметь как минимум брезентовые двери и крышу

          hi
          Как минимум боковая поддержка


          В руках у бойца - пулемёт системы Стоунера.
          Забыл вставить эти фото в свою статью feel
      3. Doliva63
        Doliva63 28 сентября 2020 17:51
        +2
        Цитата: Лопатов
        Цитата: Коте пане Коханка
        У меня один вопрос? Зимой как воевать будем? Отопитель какой-нибудьесть?

        А пешком- теплее?

        Если хорошим темпом, то и вспотеть можно laughing
  2. ASAD
    ASAD 28 сентября 2020 05:13
    +1
    Не уютно без дверей! Бронежилеты в проем вешать будут?
    1. Дедкастарый
      Дедкастарый 28 сентября 2020 06:02
      +3
      аэробагги
      winked специально обученный человек,названия придумывает что ли...
    2. Xenofont
      Xenofont 28 сентября 2020 11:07
      0
      На 1м и 3 фото на крыше какие то скатки лежат. Можа и есть двери? Если крыша есть, то и двери напрашиваются.
      1. Маки Авелльевич
        Маки Авелльевич 28 сентября 2020 18:47
        +3
        Лучше чем этот ослик неубиваемый я ничего не катал
  3. Михаил Захаров
    Михаил Захаров 28 сентября 2020 05:15
    +1
    на таких только в Сирии воевать там всегда тепло
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 28 сентября 2020 05:59
    -1
    Концепция правильная, а вот исполнение... Как по мне, так есть вопросы. Это и изменяемый клиренс ( усложнение конструкции, да и 320 мм не так уж и много) и некоторые элементы обвеса.
  5. КВУ-НСвД
    КВУ-НСвД 28 сентября 2020 07:50
    +4
    На мой взгляд двери нужны . Хотя бы каркасные из брезента . Тогда зимой возможен хоть какой-то подогрев от печки , защита от наледеневания формы при мокром снеге , ледяном дожде и от грязи из-под колёс , и не надо будет пыль глотать при следовании колонной по грунтовым дорогам . Клиренс в 320 всё же маловат на пересечёнке . Толстые , комфортные спинки на седушках не нужны - они съедают расстояние для ног рослых бойцов и утяжеляют конструкцию - можно сделать брезентовые по типу как у складных туристических стульев , заодно можно продумать их быструю трансформацию в лежанку для доплнительной возможности эвакуации раненых , если позволят требования аэромобильности , то стоит для упрощения конструкции убрать и регулируемый клиренс . Нужен кенгурятник или хотя бы защита светотехники . Движок лучше дизельный . Нужны съёмные корзины для имущества и тактических рюкзаков бойцов . Нужен закрытый командирский вариант на троих со средствами связи (спутник , КВ , УКВ) . Нужна стойкие к пробитию безкамерные шины и запасок лучше иметь две .
  6. Александр Х
    Александр Х 28 сентября 2020 08:18
    +3
    У меня один вопрос? Зимой как воевать будем? Отопитель какой-нибудьесть?
    На снегоходах весь день кататься- народу только в удовольствие. А данная машинка более закрытая будет. Да и она для перемещения, а не для проживания. Обдув ног экипажа теплым воздухом от двигателя организовать- 2 гофра протянуть... ИМХО
    1. GTYCBJYTH2021
      GTYCBJYTH2021 5 ноября 2020 06:56
      0
      Цитата: Александр Х
      У меня один вопрос? Зимой как воевать будем? Отопитель какой-нибудьесть?
      На снегоходах весь день кататься- народу только в удовольствие. А данная машинка более закрытая будет. Да и она для перемещения, а не для проживания. Обдув ног экипажа теплым воздухом от двигателя организовать- 2 гофра протянуть... ИМХО

      Но не станете же вы на снегоходе по песку и асфальту кататься-разве для прикола (дурости )..... hi
  7. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay 28 сентября 2020 08:27
    +5
    Надо конструкторов подобных поделок в Сирию отправлять ,что бы он там перед бармалеями погонял на своем детище .Вернется назад ,значит машина годиться.
  8. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 28 сентября 2020 08:36
    +1
    но за счет значительного облегчения способная к скоростным ралли-рейдам

    во как...
  9. garri-lin
    garri-lin 28 сентября 2020 09:00
    0
    Зачем отопление и прочее. Открытая платформа. Максимум мягкая крыша от дождя. На такую 82мм миномет с СУО от Дрока просится. Прибор наблюдения, на штанге метроа 3 высотой. Для разведки. Самый главный плюс такая машинка будет недорогой. И значит массовой в войских. Замена УАЗику. Главное чтоб проходимость была на уровне.
    1. N.O.M.A.D.E.
      N.O.M.A.D.E. 28 сентября 2020 15:48
      0
      Всё верно, но насчёт не дорогой. Всё относительно, она явно дороже УАЗа будет (
      Изменяемый клиренс, дизель, лебёдка, ну и явно не такая я серия.. В итоге, цена явно будет не ниже, как минимум
      1. garri-lin
        garri-lin 28 сентября 2020 16:03
        0
        Ну относттельно того же тигра явно цена будет ниже. И легче вес а это значит проходимей.
  10. GRIGORIY76
    GRIGORIY76 28 сентября 2020 09:02
    +1
    У меня вопрос. Если у нас есть дизель ЗМЗ 2.2 литра, почему его до сих пор нет на УАЗике?
    1. Ponchik78
      Ponchik78 28 сентября 2020 18:03
      0
      Был. Но пользовался плохим спросом и его перестали ставить.
  11. Blue Fox
    Blue Fox 28 сентября 2020 09:46
    +3
    Ну допустим Сирия. На ходу стрелять это значит в белый свет как в копеечку. Остановился-стал ничем не защищённой мишенью.Стрелок в верхней турели открыт всему свету. Дверей нет и поэтому на ходу пассажиры это балласт цепляющийся чтобы не выпасть, а не стрелки.Защиты от мин вообще никакой. Ладно бармалеи могут себе это позволить со своей верой в светлое будущее среди гурий, а наши? Мне кажется, что если мы выкатываем аналог бармалейских пикапов, то он хотя бы по части параметров должен быть эффективнее. Ну не знаю как в плане реализации, но мне кажется ДУБМ с пулеметом винтовочного калибра, в отличие от крупнокалиберного, но стабилизированный и способный вести стрельбу на ходу с высокой точностью это было бы уже эффективнее. Ну и какой-никакой обвес из керамической брони должен всё же быть...
    1. Лопатов
      Лопатов 28 сентября 2020 09:53
      +6
      Цитата: Blue Fox
      Ну допустим Сирия. На ходу стрелять это значит в белый свет как в копеечку. Остановился-стал ничем не защищённой мишенью.Стрелок в верхней турели открыт всему свету. Дверей нет и поэтому на ходу пассажиры это балласт цепляющийся чтобы не выпасть, а не стрелки.Защиты от мин вообще никакой.

      Но это в любом случае намного лучше, чем таскать всё пешком, на собственном горбу.
      Не забывайте, Ми-8 тащит только старый УАЗик при снятом тенте.
      А Ми-26 в войсках всего 32 машины

      .
      Цитата: Blue Fox
      Мне кажется, что если мы выкатываем аналог бармалейских пикапов

      Нет, это аналог советских УАЗиков и ТПК, применявшихся в десантно-штурмовых бригадах и батальонах.

      Причём тогда было легче, ведь был ещё и Ми-6
      1. Blue Fox
        Blue Fox 28 сентября 2020 10:27
        0
        это аналог советских УАЗиков и ТПК

        Хорошо, пусть будет так, особенно в части ТПК. В такой нише наверное имеет место быть, тогда навешивание вооружения лучше заменить на усиление защиты, хотя бы от некрупных осколков а-ля ВОГ, ручная граната, 60-мм мина (хотя тут я наверное необоснованно задираю планку) и т.д. и оснастить штатным средством радиосвязи.
        1. Лопатов
          Лопатов 28 сентября 2020 10:37
          +3
          Цитата: Blue Fox
          тогда навешивание вооружения лучше заменить

          ?
          Функция этих машин- перевозка именно этого "навешенного"
          И только в случае форс-мажора вооружение будет применяться с вертлюгов машинки

          Цитата: Blue Fox
          усиление защиты

          На всех не хватит. Вертолётов.
          Потому большинство личного состава будет топать на своих двоих.
          А "аэробагги" перевозить только групповое вооружение, в лучшем случае со своими расчётами.

          Цитата: Blue Fox
          оснастить штатным средством радиосвязи.

          Желательно но необязательно.
          Намного важнее дать средства связи командирам расчётов группового вооружения.
          1. Blue Fox
            Blue Fox 28 сентября 2020 10:46
            0
            Функция этих машин- перевозка именно этого "навешенного"

            Ага, но тогда мы подходим к концепции чего-то вроде "взвода тяжелого оружия" который будет перемещаться на таких багги и которые будут затем или использоваться в составе такого "взвода" или придаваться по-расчётно как средство усиления.
            Но такие вещи, конечно, надо прорабатывать исходя из наличия и состава вертолётов, тогда можно будет и про чисто санитарные багги подумать, работающие в связке с медицинскими Ми-8.
            1. Лопатов
              Лопатов 28 сентября 2020 15:56
              +2
              Цитата: Blue Fox
              Ага, но тогда мы подходим к концепции чего-то вроде "взвода тяжелого оружия"

              laughing
              Только не "взвод", а "взвода"
              И они ещё при СССР появились.
              1. Blue Fox
                Blue Fox 28 сентября 2020 16:19
                0
                Цитата: Лопатов
                Только не "взвод", а "взвода"
                И они ещё при СССР появились.

                Да, но тогда смешанные взвода были а-ля гранатометно-пулеметные, насколько я помню ,а остальные отдельные это противотанковые, гранатометные, зенитные. Тут же, насколько я понимаю, хотят нечто более универсальное.
      2. Doliva63
        Doliva63 28 сентября 2020 18:14
        0
        "Но это в любом случае намного лучше, чем таскать всё пешком, на собственном горбу."
        Это применимо к разведке, но не к ДШБ/ВДВ. Когда-то так и было - вспомните роты глубинной разведки, например.
    2. ЗЭМЧ
      ЗЭМЧ 28 сентября 2020 13:26
      +1
      Цитата: Blue Fox
      Ну допустим Сирия. На ходу стрелять это значит в белый свет как в копеечку. Остановился-стал ничем не защищённой мишенью.Стрелок в верхней турели открыт всему свету. Дверей нет и поэтому на ходу пассажиры это балласт цепляющийся чтобы не выпасть, а не стрелки.Защиты от мин вообще никакой. Ладно бармалеи могут себе это позволить со своей верой в светлое будущее среди гурий, а наши?


      Это КМП в Ираке, операция "Свободу Ираку".
    3. strannik1985
      strannik1985 28 сентября 2020 14:30
      0
      Ну допустим Сирия.

      Высаживают ТакВД с вертолетов, самый распространенный у нас - Ми-8, данный автомобиль грузят в салон, на месте высадки(транспортный вариант) возит б/к, тяжёлое вооружение (АГС, ПТРК, миномет на прицепе), личное и групповое барахло, раненых и т.д. Мобильность десанта повышается, данный автомобиль - развитие УАЗ-469, "Крака", ЛУАЗ-967.
  12. AlexFly
    AlexFly 28 сентября 2020 12:03
    -3
    Хавно полное, распил бюджета, не более того... В машине ничего нового, собрана на коленках...
  13. Комментарий был удален.
  14. prodi
    prodi 28 сентября 2020 13:45
    -1
    всё же, наверное, дверцы до "плеч" и спинки сидений (или передняя и задняя перегородки) из аллюминеевых сплавов, чтобы держали 7.62х54 со 100м; и "переломная" рама (вместе с половинками кузова), вместо изменяемого клиренса для каждого для колеса
  15. phair
    phair 28 сентября 2020 15:16
    0
    Перевернулся на Ниссан Сафари а апреле (+6 С) но на колеса встал и гнал во Владивосток киломеров 40. После первых 10 км стал искать эвакуатор, но это не легковушка и не нашел. Очень некомфортно.
  16. senima56
    senima56 28 сентября 2020 17:47
    0
    Интересная новинка. А то "Тигр" уже приелся, как будто у нас других разработок нет! Теперь бы поскорее в войска!
  17. Doliva63
    Doliva63 28 сентября 2020 18:33
    +1
    Цитата: Лопатов
    Намного важнее дать средства связи командирам расчётов группового вооружения.

    Так-то в конце 80-х уже были средства связи взводного уровня. Арбалет, вроде. На левом ухе наушник, на щеке присоска-микрофон(щекофон назывался laughing ) , был симплексный режим. Правда, как вспотеешь, присоска отваливалась. Вытрешь щеку, лизнёшь присоску - и ты снова на связи laughing