Безэкипажные надводные корабли: угроза с Запада

29

Флот в отстающих


Одним из основных трендов модернизации вооруженных сил ведущих стран мира является оснащение их всё большим количеством различных образцов беспилотной и дистанционно-управляемой техники.

В первую очередь это касается авиации: беспилотные летательные аппараты (БПЛА) уже стали неотъемлемым элементов военно-воздушных сил (ВВС) технологически развитых стран, и перечень решаемых ими задач непрерывно расширяется. Абсолютным лидером в данном направлении являются США, за ними идёт Израиль, активно наращивают парк БПЛА Китай, Турция и многие другие страны. В последнее время наметились положительные тенденции в оснащении БПЛА и российских ВВС.




БПЛА уже составляют значительную часть ВВС ведущих стран мира

Медленно, но верно развиваются и наземные роботизированные комплексы, хотя их количество пока и несопоставимо с количеством БПЛА. Изначально предназначенные для обезвреживания мин и ведения разведки, они всё чаще оснащаются различными типами оружия для непосредственного ведения боя. Россию в этом направлении можно считать одним из лидеров, если не по распространению наземных роботизированных комплексов в войсках, то по числу имеющихся разработок.


Российский боевой робот «Маркер»

С морскими/океанскими безэкипажными надводными кораблями (БЭНК) и необитаемыми подводными аппаратами (НПА) всё сложнее. Самолётом управляют 1-3 человека, и техническое обслуживание они не проводят, оно осуществляется на аэродроме специальным персоналом, аналогично обслуживаются и БПЛА.

С наземной боевой техникой всё сложнее. Вспомним споры сторонников и противников внедрения автоматов заряжания в танки: одним из аргументов «против» является то, что вчетвером (с заряжающим) обслуживать танк гораздо проще, чем втроём.

Корабль или подводная лодка как в силу своих размеров, так и в силу возможности нахождения в длительном автономном походе требуют присутствия значительного экипажа для своего обслуживания. Поскольку сделать беспилотный эсминец, способный месяцами оставаться в море без обслуживания людьми, пока нереально, то развитие морских «беспилотников» идёт от малых кораблей – безэкипажных катеров (БЭК), способных действовать недалеко от берега или носителя.


Российский безэкипажный катер «Искатель», разрабатываемый компаниями «Авиационная и морская электроника» и КБ «Луч» (слева), и экспериментальный образец автономного радиоуправляемого катера с гидролокатором бокового обзора «Калан» компании «Тетис Про» (справа)

Тем не менее, в технически наиболее развитых странах мира ведутся работы по созданию БЭНК как увеличенного водоизмещения, так и увеличенного времени автономной работы.

США


Военно-морские силы (ВМС) США совместно с оборонным агентством DARPA разрабатывают БЭНК NOMARS (No Marines Required Ship).


Рендер БЭНК NOMARS, предназначенного для ведения разведки и нанесения ракетных ударов

Однако куда ближе к серийному производству находится американский БЭНК Sea Hunter («Морской охотник»), реализованный по схеме «тримаран». БЭНК Sea Hunter разработан компанией Leidos при поддержке агентства DARPA. В первую очередь он предназначен для борьбы с подводными лодками на глубине до 400 метров, а также слежения за надводными кораблями и ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Размеры БЭНК Sea Hunter составляют 40 метров в длину и 12,2 метра в ширину, ширина центрального корпуса 3,35 метра, водоизмещение 145 тонн. Максимальная скорость составляет 27 узлов, на скорости 21 узел БЭНК Sea Hunter может работать при волнении шесть баллов, на меньшей скорости до семи баллов. БЭНК Sea Hunter сможет автономно выполнять боевые задачи на протяжении трёх месяцев, проходя за это время 13 391 милю (24 800 км) на скорости 12 узлов или 23 056 миль (42 700 км) на 8 узлах.


БЭНК Sea Hunter

БЭНК Sea Hunter оснащен гидроакустической станцией MS3, способной в активном и пассивном режимах осуществлять обнаружение подводных лодок, торпед, а также необитаемых подводных аппаратов. На борту также имеется магнитометр. Предполагаемая дальность обнаружения подводных лодок составляет порядка 10 миль при скорости движения БЭНК Sea Hunter 5-7 узлов.

Вооружение на БЭНК Sea Hunter в настоящий момент отсутствует, однако в дальнейшем может быть установлено: как предполагается, компания Leidos сейчас ведет разработку более совершенного аппарата Sea Hunter 2.

По заявлению директора по бюджету ВМC США контр-адмирала Рэнди Критеса, в обозримом будущем США планируют выпускать большие безэкипажные надводные корабли с длиной корпуса порядка 60-100 метров и водоизмещением около 2000 т.

На перспективных «больших» БЭНК, водоизмещение которых приближается к «корветному», планируется установить значительно количество электронного оборудования, включая радиолокационные и гидроакустические станции (РЛС и ГАС), оптоэлектронные датчики, развитые средства связи, аппаратуру шифровки и дешифровки информации, бортовые компьютеры для обработки поступающих данных и принятию решений. Предполагается вооружить такие корабли скорострельными автоматическими малокалиберными пушками, зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) ESSM в вертикальных пусковых установках Mk 48 и 324-мм противолодочными торпедными аппаратами. Также БЭНК планируется укомплектовать беспилотным вертолётом для ведения разведки.


Корабль поддержки открытого моря RiverHawk OSV 60 водоизмещением 1400 тонн рассматривается в качестве основы для перспективных БЭНК

Можно также упомянуть о проектах БЭНК, представленных компанией Austal USA в 2019 году. Представленные проекты включают средние и большие БЭНК, оснащённые разнообразными средствами разведки и вооружения.


Концепт средних БЭНК компании Austal в конфигурации катамарана и тримарана


Концепт большого БЭНК компании Austal, запускающего ракету

Евросоюз


Кроме США, активной разработкой безэкипажных кораблей занимаются и другие страны. В частности, можно вспомнить британский экспериментальный модульный БЭНК компании Rolls-Royce. Безэкипажный корабль длиной 60 метров и водоизмещением 700 тонн должен быть оснащён дизель-генераторной силовой установкой мощностью 4 МВт и силовой установкой с электрическим двигателем мощностью 1,5 МВт, винторулевыми колонками и носовыми тоннельными подруливающими устройствами. Скорость британского БЭНК составит порядка 25 узлов, максимальная дальность плавания на экономической скорости составит 3500 морских миль при автономность корабля до 100 суток.

Модульная платформа предусматривает комплектацию британского БЭНК разнообразным оборудованием и вооружением, обеспечивающим решение узкоспециализированных задач: разведки, РЭБ, нанесения ударов и т.д.

Безэкипажные надводные корабли: угроза с Запада

Концепты модульных БЭНК компании Rolls-Royce

Другая британская компания, BMT, разрабатывает БЭНК пентамаран, способный развивать большую скорость и работать практически в любую погоду. Пентамаран – судно с пятью соединенными в верхней части параллельными корпусами, разрабатывался еще в СССР на платформе «Полимаран-ППР» (пространственная плавающая решётка). Преимуществами пентамарана является высочайшая остойчивость (сопротивление опрокидыванию сохраняется даже при крене 70%-80%) и малое сопротивление, позволяющее развивать высокую скорость движения.


Безэкипажный пентамаран компании BMT

Среди заявленных задач БЭНК компании BMT указаны патрулирование, разведка, наблюдение, гидрографические исследования и поисково-спасательные операции.

Также западными компаниями разрабатываются гражданские безэкипажные суда. Норвежская компания Yara International совместно с группой компаний Kongsberg Grupp в ближайшее время планирует спустить на воду беспилотное грузовое судно Yara Birkeland с электрической силовой установкой, способное перевозить 100-150 контейнеров. Стоимость перспективного безэкипажного транспортного корабля Yara International составит порядка 25 миллионов долларов, что в три раза больше стоимости обычного судна такого класса, однако за счёт экономии на топливе и экипаже оно окажется на 90% экономичнее эксплуатирующихся сейчас судов такого класса, что позволит быстро окупить первоначальные вложения.


Концепты безэкипажных транспортных судов норвежской компании Yara International (слева) и британской Rolls-Royce (справа)

Норвежский проект судна Yara Birkeland и аналогичные проекты грузовых судов компании Rolls-Royce говорят о наличии технических возможностей по строительству безэкипажных судов океанского класса с соответствующей автономностью, способных послужить основой для строительства военных кораблей. Например, безэкипажных кораблей снабжения или кораблей-арсеналов.

Израиль — отрицательный опыт


Строго говоря, географически Израиль — это не запад, но в техническом, политическом и в военном аспекте Израиль является неотъемлемым участником коалиции стран Запада.

Израильские ВМС изучали применение безэкипажных катеров с начала 2000-х годов, однако в 2020 году появилась информация о том, что ВМС Израиля приняли решение прекратить программу эксплуатации БЭЗ в связи с негативным опытом их использования, включающим низкую энерговооружённость, низкую живучесть из-за отказов систем, которые некому ремонтировать, а также сложность управления БЭК в открытом море. При этом отмечается, что безэкипажные катера хорошо себя показывают в качестве средства для борьбы с подводными лодками, а также для противоминной борьбы.

Спецификой ВМС Израиля является то, что они не приобретали БЭК, а брали их в аренду у компаний-производителей, поэтому для свёртывания программы использования БЭК им достаточно не продлевать их аренду.


Безэкипажный катер Protector израильской оборонной компании Rafael Advanced Defense Systems

Можно предположить, что причинами негативного восприятия БЭК ВМС Израиля является недостаточная отработка технических решений, не позволяющая обеспечить достаточную надёжность оборудования, а также малое водоизмещение БЭК, не обеспечивающее им достаточную мореходность.

Вывод


Наряду с разработкой БПЛА и наземной роботизированной боевой техники создание безэкипажных кораблей и катеров становится одним из ведущих трендов развития ВМС стран Запада. В настоящий момент развитие БЭК и БЭНК существенно отстаёт от создания БПЛА: меньше реализованных проектов, степень их вовлеченности в деятельность вооружённых сил гораздо ниже. Однако всё это может быстро измениться в случае отработки технологий и появления действительно эффективных решений.

Россия значительно отстала в создании БПЛА от ведущих стран мира, лишь в последнее время появились подвижки в сокращении этого отставания. Необходимо внимательно изучать зарубежный опыт и не допустить возникновения подобной ситуации во флоте.

В следующих материалах рассмотрим БЭНК, а также необитаемые подводные аппараты (НПА) других стран.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    30 сентября 2020 18:19
    Недавно США заказали разработку перспективного среднего надводного безэкипажного корабля (MUSV, Medium Unmanned Surface Vessel). Их штук 40 планируется к закупке.
    1. -4
      30 сентября 2020 19:12
      Стоимость перспективного безэкипажного транспортного корабля Yara International составит порядка 25 миллионов долларов, что в три раза больше стоимости обычного судна такого класса, однако за счёт экономии на топливе и экипаже оно окажется на 90% экономичнее эксплуатирующихся сейчас судов такого класса, что позволит быстро окупить первоначальные вложения.


      Вот это, что за дрянь написана?
      Что там за экипажи такие? Солярку жрут сотнями тонн или только черной икрой питаются?
      Как, Как, Как, Как, Как, Как, Как, Как, ?????? можно сэкономить 90 процентов?
      На чем?

      Пыль на корабле весит больше чем весь экипаж.
      Речь о коммерческом транспорте где никогда не было большого экипажа.

      И цена этого контейнеровоза просто "зашкаливает" laughing fellow
      25 миллионов долларов fellow fellow fellow wassat

      А контейнеровоз с экипажем автор оценивает в три раза дешевле - 8,34 миллиона долларов.

      Блин, солярка для его заправки будет дороже стоить.

      Что за дрянь вы курите? request laughing
      1. 0
        1 октября 2020 16:56
        Пыль на корабле весит больше чем весь экипаж.


        Юридически, наверное, можно не применять многих мер по безопасности для людей, не обеспечивать и не обслуживать вспомогательные механизмы и устройства, необходимые только людям на борту - вентиляцию, освещение, отказаться от пролегающих по безопасным, в пределах досягаемости служб спасения местам и районам плавания и чесать напрямик через океан (самолёты над океаном часто не напрямки летают а на определенном удалении от берега - на случай аварий). Ещё можно проектировать сильно более слабые и опасные корпуса, устанавливать более экономичные движки с которым скорости сильно ниже а длительность плавания может составить многие месяцы, месяцами дрейфовать в попутных течениях и т. д.
      2. -1
        9 ноября 2020 12:33
        Зарплаты экипажу посчитай - моряки получают весьма немалые деньги. Плюс страхование. Ну и да, не нужно иметь ни пищеблока в принципе, ни создавать какие-то условия на корабле.
        Насчёт цены корабля - вот прямо сейчас танкер Волганефть 558 проекта б/у можно приобрести за 35млн. Рублей.
    2. -2
      3 ноября 2020 11:48
      Да вообще шикарные мишени...как в терр.воды войдет так и можно отрабатывать Кинжалами и корабельной артиллерией ...Люди не пострадают ...а ошибки техники бывают же ... =о)
      1. 0
        22 декабря 2020 22:16
        Первая "отработка"
        и следом полноценная войнушка.
  2. +1
    30 сентября 2020 18:24
    Необходимо внимательно изучать зарубежный опыт и не допустить возникновения подобной ситуации во флоте.

    С обычными вооружениями запарка, сдвиги вправо и недофинансирование...
    Какие уж там "звездные войны"...
  3. -3
    30 сентября 2020 18:49
    Россия значительно отстала в создании БПЛА от ведущих стран мира, лишь в последнее время появились подвижки в сокращении этого отставания. Необходимо внимательно изучать зарубежный опыт и не допустить возникновения подобной ситуации во флоте.

    Количественно отстала бесспорно.Но посмотрите как обстояло дело лет 7 назад и как сейчас.
    Второе...по наземным роботом отставание не столь большое. А качественно,так вообще отставания нет.
    Теперь по морской теме...а извините,Посейдон не беспилотник? В какой стране еще создали беспилотник с атомной силовой установкой? По сути,Посейдон-это мини-субмарина ,с неограниченной дальностью хода.Причем на глубинах,в которых ни один боевой беспилотник в мире не ходил.
    Когда в серию пойдет Посейдон,уверен,на его базе появится целая линейка разнозадачных аппаратов.
    В общем,да мы пока отстаем.Не принят на вооружение Охотник,не доведен до ума Уран-9...но думаю,отставание через несколько лет не только количественное,но и качественное будет минимизировано,либо вообще обнулено.
    1. +1
      1 октября 2020 09:31
      Цитата: НЕКСУС
      По сути,Посейдон-это мини-субмарина ,с неограниченной дальностью хода

      Неееее.
      Посейдон - это дрон-каммикадзе.
      Т.е. одноразовый аппарат с билетом в один конец.
      Соответственно и требования к надёжности на порядок проще.
      1. 0
        1 октября 2020 11:49
        Весь смысл -ДАЙТЕ ДЕНЕГ!
        пока не очень, но зато можно распиарить и денежек на разработку выцыганить! но не больше, А потом "злые русские" еще что придумают! тут главное чтобы денежки текли куда надо!
  4. -1
    30 сентября 2020 18:51
    Летучие Голландцы.
    1. +4
      30 сентября 2020 23:47
      Летучие Голландцы.

      Юридические международные нормы и правила пока не выработаны под эти чудеса. Так что пока в нейтральных водах это потерянное кем-то бревно. На тех же правах. .
  5. 0
    30 сентября 2020 18:58
    Россия отстала от чего? Меньше денег тратит на нереализуемые в данный момент проекты? Это плохо? Голливудские боевики снимают вСША.
    1. +5
      30 сентября 2020 19:30
      На этих "голливудских боевиках" отрабатывают новые технологии, которые в будущем будут внедрятся во флот. Даже если проект до конца не доведут, он даст много материала для дальнейшего развития.
      1. 0
        30 сентября 2020 20:28
        А я о чем? Пусть, конечно, развивают. У них денег много. Когда время подойдет, и мы подключимся.
  6. +3
    30 сентября 2020 19:22
    Вообще-то в Израиле вот такой катерок на вооружение.
    Их несколько штук, и они патрулируют около Газы и побережья Израиля.

    Это не супер-оружие, но, вроде ВМФ на него не жалуется. recourse
    1. 0
      30 сентября 2020 20:38
      Также ещё три таких девайса уже второй год обкатывают на охране газовых месторождений. Отзывы положительные.
    2. +2
      30 сентября 2020 22:08
      Если катерок выйдет из под контроля, его не жалко и потопить.
  7. -3
    30 сентября 2020 19:34
    Интересную тему поднял автор, тут нам догонять, догонять и ещё раз догонять .
  8. 0
    30 сентября 2020 20:18
    [media=http://]https://youtu.be/X0AWuqzxpLc
    [media=http://]

    Видео посмотреть с "охотником" на ходу. В тексте комментируется, что опция безпилотник существует, как дополнительная.
  9. 0
    30 сентября 2020 20:20
    А что такой мелкий беспилотный катерок может сделать против такого же, но летающего беспилотника - камикадзе, того же израильского производства? И по цене несопоставимо - барражирующий боеприпас и скажем, тот же хантер.
    1. 0
      30 сентября 2020 20:49
      Ничего не может.
      У катера специфическая задача. Подойти поближе к подозрительному судну
      и осмотреть его с помощью видеокамер, не подвергая опасности людей.
      Или атаковать катер противника, опять-таки не подвергая опасности людей.
  10. -3
    30 сентября 2020 20:55
    А ура-сми лет 10 дружно смеются над этими безэкипажными.

    Как думаете, будут продолжать смеятся или начнуть расписывать об угрозе???
    1. 0
      1 октября 2020 14:10
      Сегодня читал в новостях, что в госдуму внесен законопроект о регулировании в России безэкипажных судов.
      У нас "Кронштадт" этим занимается, причем мы как всегда идем своим путем))) Опционально любой корабль готовы сделать безэкипажным
  11. +5
    30 сентября 2020 21:05
    Чёрт его знает джентльмены. what
    В известной степени корабли/ катера без экипажа, это конечно гуд.
    Но в теории. В теории- оно всё красиво.
    На практике... what
    У меня тут же вылезает куча вопросов.
    Заглох у вас дизелек к примеру. Не сломался, а именно заглох. Брызги там к примеру в воздухозаборник попали, или ещё какой негаразд. Кто его тупо- заведёт?
    Трубка подачи топлива потекла, прокладка прохудилась...
    Вот вам и пожар в машине! Вы применили автоматом обьемное пожаротушение надо полагать, но корабль остался бесполезной консервной банкой.
    Я уж не говорю о вероятно не самом тупом противнике. Который озботится системами постановки радиоэлектронных помех.
    И опять же корабль останется не управляемой консервной банкой, с которой можно будет сделать- что хочешь...
    Таких вопросов можно накидать ещё- достаточно.
    Море, есть море. Тут с экипажем- бьются/ тонут почём зря...
    1. 0
      1 октября 2020 09:28
      Все вопросы можно повторить и про наземные и про летающие беспилотники.
  12. +2
    1 октября 2020 09:38
    Почему беспилотники так расплодились в воздухе.
    Да потому, что они НЕ беспилотники. Они дистанционно пилотируемые аппараты.
    1. 0
      1 октября 2020 21:17
      Безусловно.
      Хотя вот не хотел ввязываться в полемические битвы...
      Но в воздухе ( а на земле тем паче) гораздо меньше же проблем по условиям эксплуатации. Назовём это так.
      Землю вообще в данном контексте обсуждать не интересно.
      В воздухе- опять же... Какая автономность у рядового/ среднестатистического беспилотника? Большинство как я понимаю- вообче одноразовые, остальные взлетел/посмотрел/сел.
      В море если вышел корабль- то на несколько недель/месяцев. Желательно, чтобы он вообще там находился непрерывно и всегда.
      Это малость разные категории вещей.
  13. 0
    29 октября 2020 14:56
    Хорошая идея с вариантом поиска и уничтожения ПЛ. Бюджетно, возможность дальнего действия и большего охвата акватории. Работа по одиночке, поиск в команде с БЭК и/или кораблем противолодочной обороны. И рано или поздно БЭК поступит на вооружение многих стран. Тут бы не припоздниться как с БПЛА.