Военное обозрение

ВМС США раскрывают отчет расследования гибели USS Thresher (SSN-593)

17
ВМС США раскрывают отчет расследования гибели USS Thresher (SSN-593)

USS Thresher (SSN-593) перед спуском на воду, 9 июля 1960 г.


10 апреля 1963 г. американская атомная подлодка USS Thresher (SSN-593), накануне вышедшая на испытания после ремонта, затонула во время тестового погружения. В тот же день командование ВМС США собрало следственную комиссию, которой предстояло определить все обстоятельства трагедии. Основные данные и выводы комиссии были опубликованы в прошлом, но публикация полного отчета началась только сейчас.

Следствием установлено…


Комиссия провела опрос лиц, имевших отношение к разработке, строительству и эксплуатации погибшей подлодки. Кроме того, изучили проект и технологические процессы. В 1963-64 гг. удалось найти и изучить обломки подлодки и собрать массу важного материала. На основании всех доступных данных комиссия сделала выводы.


Подлодка в море, 24 июля 1961 г.

Комиссия определила, что на глубине более 270 м (целью погружения было 300 м) из-за производственного брака произошел разрыв одного из водяных трубопроводов высокого давления. Распылившаяся вода попала на электроприборы, что привело к срабатыванию аварийной защиты реактора. Кроме того, из-за неудачного стечения факторов подлодка не смогла использовать сжатый воздух для продувки балластных цистерн и экстренного всплытия.

Потеряв ход и возможность всплытия, USS Thresher (SSN-593) продолжила набирать воду и погружаться. На глубине более 700 м произошло разрушение прочного корпуса, повлекшее гибель 129 членов экипажа. Подлодка развалилась на шесть частей, опустившихся на дно в районе с поперечником 300 м. Во время погружения подлодки судно сопровождения USS Skylark (ARS-20) приняло несколько коротких сообщений.

Вопросы секретности


В дальнейшем общественности сообщили основные обстоятельства трагедии и причины гибели подводников. Тем не менее, полный отчет следственной комиссии оставался секретным в течение нескольких десятилетий. Более 1700 листов с протоколами допросов, экспертизами, схемами и диаграммами оставались недоступными общественности.


В 1998 г. командование ВМС приняло решение о раскрытии данных о гибели USS Thresher (SSN-593), произошедшей 35 лет назад. Процесс рассекречивания затянулся, и к 2012 г. через необходимые процедуры прошло только 75% отчета. После этого командование решило приостановить работы. Впрочем, публикацию документов не исключили – но по правилам Закона о свободе информации.

В апреле прошлого года отставной капитан Джеймс Брайант, в прошлом командир одной из лодок типа «Трэшер», подал запрос о публикации отчета. Он просил ускорить работы, чтобы документ был доступен к сентябрю – к открытию мемориала подводникам на Арлингтонском кладбище. В течение нескольких следующих месяцев продолжались бюрократические процедуры, по результатам которых отчет комиссии так и остался закрытым для общественности. Памятник открыли, не имея полных данных о гибели подводников.


Получив отказ, Дж. Брайант в июле обратился в окружной суд округа Колумбия. В феврале 2020 г. судья Тревор Н. Макфадден вынес решение. Он обязал ВМС завершить процедуры рассекречивания отчета и запустить его публикацию. Ежемесячно следовало раскрывать по 300 страниц отчета; первую часть потребовали выпустить до конца апреля. Таким образом, к концу осени общественность могла бы полностью ознакомиться с документами следствия.

В мае 2020 г. стало известно, что работы по отчету временно приостановлены в связи с пандемией COVID-19. В связи с введением карантинных мер ВМС мог продолжать только оперативную деятельность, тогда как прочие мероприятия временно отменялись. В середине июля сообщили о возобновлении работ. 23 сентября, после нескольких десятилетий ожидания, была опубликована первая часть отчета.

Открытые данные


Первый файл, размещенный в открытом доступе, включает 300 листов. В ходе подготовки к публикации документ получил соответствующие пометки. Кроме того, из него убрали персональные данные опрошенных лиц и часть иной информации.


Одна из поврежденных частей корпуса

Опубликованные 300 листов подобраны не по порядку. Они включают перечень документов, входящих в отчет, список материалов и вещественных доказательств, а также документы о формировании, составе и т.д. следственной комиссии. При этом разделы с фактами, версиями и выводами в оригинале находятся в самом конце отчета – но их вставили в начало.

Таким образом, уже сейчас можно ознакомиться со списком из 166 фактов, описывающих последний поход подлодки. В нем отражены основные организационные вопросы, перечислены экипаж и гражданские специалисты, ход испытаний, а также сведения о проекте, строительстве и эксплуатации подлодки. Затем следуют 55 пунктов с версиями и выводами. По результатам этой части отчета выдаются рекомендации для военно-морских сил и судостроительной промышленности, направленные на исключение новых подобных катастроф.


Разрушенный нос легкого корпуса с агрегатами ГАС

Большая часть опубликованных материалов – записи допросов свидетелей. В ходе следствия опросили почти 180 человек, это участники проектирования и строительства, бывшие члены экипажа USS Thresher (SSN-593) и моряки с USS Skylark. В первые 300 листов вошла лишь малая часть протоколов, чуть более 20.

Будущие публикации


Суд обязал ВМС ежемесячно публиковать по 300 листов из отчета комиссии. Это означает, что весь документ объемом более 1700 страниц будет разделен на шесть частей. Изначально планировалось опубликовать весь отчет в этом году, но после известных событий его удастся завершить только следующей весной. Впрочем, общественность и историки уже прождали почти 60 лет, и несколько лишних месяцев уже ни на что не влияют.


Участок одного из трубопроводов, поврежденный при затоплении лодки

Как следует из опубликованного оглавления, большую часть будущих публикаций будут занимать именно допросы свидетелей. Они могут представлять интерес для исследователей или участников тех событий, но их публикацию придется подождать.

Новые подробности


Следует отметить, что основные версии катастрофы и общие выводы комиссии были известны и ранее. Публикуемый отчет следствия лишь раскрывает этот вопрос более подробно, а также дополняет выводы комиссии массой первичной информации, значительная часть которой пока была закрытой. Новые подробности могут представлять определенный интерес в контексте истории, а также строительства и развития американского подводного флота.

Таким образом, через 57 лет после гибели подлодки USS Thresher (SSN-593) и после двух десятилетий бюрократических проволочек общественность США получает возможность ознакомиться со всеми материалами расследования. В ближайшее время, до конца октября, ВМС США должны опубликовать вторую часть отчета, а затем будут поступят новые данные. Они покажут, с какими проблемами сталкивался американский атомный подводный флот на ранних стадиях строительства, к чему они приводили и как с ними в итоге справились.

Первая часть доклада:
https://www.secnav.navy.mil/foia/readingroom/HotTopics/THRESHER%20RELEASE/THRESHER%20pg%201-300.pdf
Автор:
Использованы фотографии:
US Navy
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Undecim
    Undecim 30 сентября 2020 18:31
    +14
    Кроме того, из-за неудачного стечения факторов подлодка не смогла использовать сжатый воздух для продувки балластных цистерн и экстренного всплытия.
    Таким "неудачным стечением факторов" послужила чья то халатность, из за которого в магистралях продувки балластных цистерн перед ходовыми испытаниями не удалили сетчатые фильтры, которые устанавливаются на время монтажа во избежание повреждения клапанов мусором.

    В результате, при попытке аварийно продуть балласт на сетках образовался лед (как известно, при расширении газа его температура снижается), который закупорил трубопроводы и продуть балласт не удалось.
    1. пищак
      пищак 30 сентября 2020 20:35
      +2
      hi Вспомнилась авария МАПЛ "Комсомолец", когда сжатый воздух, использованный для продувки балластных цистерн вместо пороховых генераторов( предусмотренных именно для аварийных случаев срочного всплытия), вырвавшись из подгоревшего трубопровода высокого давления и став дополнительным мощным источником кислорода, вызвал эффект "доменной печи" в пылавшем седьмом отсеке...
      Если бы тогда на "Трэшере" были такие же пороховые генераторы, то, возможно, что людей и лодку получилось бы спасти-ведь от расширяющихся горячих пороховых газов сетки фильтров наверняка не обмёрзли бы?! Не в этом ли были, учтённые нашими конструкторами, уроки гибели "Трэшера"?! winked
      Ещё в 1963 журнал "Техника-Молодёжи" рассказал об этой аварии, а в следующем году в разделе "панорама" напечатал небольшую заметку с фото остатков руля глубины, найденных на дне океана.

      P.S. Это мне кажется или на самом деле на фото повреждённой части корпуса "Трэшера", рядом с изогнутой трубой, виден труп подводника?!
      1. Undecim
        Undecim 30 сентября 2020 20:47
        +2
        Это часть носового обтекателя гидролокатора.
        Очень похоже, но не труп. Размер обтекателя можно представить по первому снимку, там внизу люди. Соотношение размеров показывает, что это не подводник.
    2. Дмитрий Владимирович
      Дмитрий Владимирович 1 октября 2020 09:09
      0
      Цитата: Undecim
      В результате, при попытке аварийно продуть балласт на сетках образовался лед (как известно, при расширении газа его температура снижается), который закупорил трубопроводы и продуть балласт не удалось.


      А разве не должны были сначала испытать пробным погружением на мелководье, где этот дефект выяснился бы при менее трагичных обстоятельствах?
      1. Avior
        Avior 1 октября 2020 09:42
        0
        лодка так вообще всплывать с глубины не должна, она при этом из воды выпрыгивает и последствия могут быть в виде повреждений
        1. Дмитрий Владимирович
          Дмитрий Владимирович 1 октября 2020 11:47
          0
          Цитата: Avior
          лодка так вообще всплывать с глубины не должна, она при этом из воды выпрыгивает и последствия могут быть в виде повреждений


          Лодка первым делом после выхода из базы диферентуется на малой (перископной) глубине (уравновешивается) и перед погружением на большую глубину - имеет нулевой запас плавучести, погружается ходом, под горизонтальными рулями.
          1. Avior
            Avior 1 октября 2020 11:49
            +1
            на перископную с глубины выходит рулями глубины, потом продувает цистерны и всплывает, насколько понимаю
      2. Undecim
        Undecim 1 октября 2020 10:42
        0
        А разве не должны были сначала испытать пробным погружением на мелководье
        На мелководье испытывали. Необходимости в аварийной продувке балластных цистерн не было.
  2. ЗЭМЧ
    ЗЭМЧ 30 сентября 2020 18:38
    +2
    Практически за всеми авариями на Флотах (любой страны) стоит человеческий фактор. Человек всегда будет самым слабым звеном в любой совершенной системе
  3. красноярск
    красноярск 30 сентября 2020 18:41
    0
    Не пойму, - что даст общественности знание подробностей гибели лодки и всех материалов расследования?
    Специалистам: строителям, эксплуатационникам, конструкторам - да, а общественности?
    1. lelik613
      lelik613 30 сентября 2020 19:32
      +3
      Необходимо было поставить точку.
    2. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 30 сентября 2020 21:02
      +2
      А вот вы представьте, если бы семьи ПЛ "Ккрск" подали в какой ни будь областной суд и тот ОБЯЗАЛ ВМС опубликовать документы по расследованию. Глядишь и у родственников от сердца отлегло, и души моряков успокоились.
      1. FireLake
        FireLake 30 сентября 2020 22:59
        +1
        В России это не работает.
      2. красноярск
        красноярск 1 октября 2020 00:20
        +2
        Цитата: Вождь краснокожих
        А вот вы представьте, если бы семьи ПЛ "Ккрск" подали в какой ни будь областной суд и тот ОБЯЗАЛ ВМС опубликовать документы по расследованию. Глядишь и у

        Вообще-то под словом "общественность" подразумевается нечто другое.
  4. Avior
    Avior 30 сентября 2020 23:56
    +9
    Из того, что читал о гибели лодки, вынес для себя несколько причин, совпадение которых и стало роковым- кроме самого рокового повреждения, приведшего к останову реактора. В целом лодка поднималась к поверхности рулями глубины, и для того нужен был ход.
    1. Ректор не допускал возможности быстрого перезапуска. Хотя на самом деле такая возможность была, и потом ее ввели, на Трешере этого не предусмотрели.
    2. Была возможность обеспечить на некоторое время ход, если не стравливать пар в момент останова реактора, как того требовала инструкция для безопасности.
    3. Офицер, отвечающий за реактор, остался на берегу по личным причинам, и его заменил новый, который стравил пар строго по инструкции. Оставшийся потом говорил, что с высокой вероятностью пар не стравил бы и лодка имела бы ход некоторое время. Но это послезнание, конечно. Помнится, была трагическая история с одной из наших дизельных подлодок, когда в РДП попала вода и нужно было быстро перекрыть запорный клапан. Матрос, которого недавно перевели с другой лодки, жал на рукоять так, что согнул ручку. Только на другой лодке клапан закрывался в другую сторону. С-80, если не ошибаюсь.
    4. Продувка не удалась, так как во первых не убрали защитные сетки, во вторых закачивали в баллоны воздух с высокой влажностью, расширение которого при продувке привело к большому образованию льда на сетках- газ при расширении охлаждается, как знает любой, кому приходилось делать газировку из углекислотного огнетушителя, или, не приведи господь, реально тушить пожар- пальцы к раструбу примерзают.
    После Трешера проблему с сетками решили, и поставили фильтры для осушения воздуха при закачке в баллоны.
    И последнее. Вероятно, если бы глубина в месте испытаний была меньше- предполагается, что разрушение корпуса произошло при более 700 м, испытания проводились до 360 или 380, лодка могла лечь на дно и устранить проблему с реактором или с продувкой- важным был фактор времени, Трешер утонул очень быстро.
    Но история не знает сослагательного наклонения :(
    1. Дмитрий Владимирович
      Дмитрий Владимирович 1 октября 2020 09:14
      0
      Цитата: Avior
      Вероятно, если бы глубина в месте испытаний была меньше- предполагается, что разрушение корпуса произошло при более 700 м, испытания проводились до 360 или 380, лодка могла лечь на дно и устранить проблему с реактором или с продувкой- важным был фактор времени, Трешер утонул очень быстро.


      Вот и я о том же, почему пробное погружение, не производилось на глубине, не превышающей запас прочности прочного корпуса.
      1. Avior
        Avior 1 октября 2020 09:23
        +2
        В принципе, они проверяли лодку на предельное расчетное погружение- что-то около 360-380 метров.
        Запас должен был быть, чтобы, если промахнутся с глубиной, об дно не ударились.
        Но запас превышал все разумные пределы.
        Сложно сказать, почему, объяснения я никогда не видел.