Иракская драма продолжается
23 июля по Ираку прокатилась целая волна террористических актов. В городе Махмудия, расположенном в 30 км от Багдада, преступники подорвали два автомобиля, которые начинили взрывчаткой. При появлении машин скорой помощи, взорвали ещё одну бомбу. Затем был атакован полицейский участок. Кроме того, взрывы произошли в Мадене, Наджафе, Багдаде и Киркуке. Эти теракты привели к гибели более 100 человек и ранению до 275 иракцев.
Террористические акты являются следствием затяжного внутриполитического кризиса, который продолжается с марта 2003 года, когда был насильственно свергнут режим Саддама Хусейна. Первоначально вся полна власти была у оккупационной администрации под руководством Пола Бремера. В 2004 году оккупанты назначили первого премьера правительства «нового свободного Ирака» - Айяда Алляви. До этого американцы его назначили руководителем Комитета национальной безопасности Ирака, органа который занимался подавлением национального сопротивления и «зачисткой» бывшей суннитской элиты, военной верхушки. Алляви проработал всего год, но его успехи были впечатляющи: были репрессированы более 140 тыс. военных, представителей партии БААС, интеллигенции. Десятки тысяч людей стали беженцами, спасаясь от преследований. Больших успехов достиг новый кабинет министров и в другой сфере: воровство американских денег достигло огромных размеров. Так, уже в 2005 году в розыск объявили сразу пять министров, их обвинили в хищении из казны в 1,3 млрд. долларов (!).В 2005 году главой иракского правительства стал шиит Ибрагим аль-Джаафари, но и он не смог восстановить нормальную деятельность государственного аппарата.
В апреле 2006 года иракским премьер-министром Ирака стал Нури аль-Малики. Постепенно он сосредоточил в своих руках контроль над всеми основными силовыми структурами, включая вооруженные силы и МВД. На выборах 2010 г. аль-Малики потерпел поражение. Однако он сохранил свой пост благодаря поддержке Запада. Эта ситуация привела к кризису центральной власти, усилению борьбы политических сил. Вывод оккупационных войск в 2011 году привел к ещё больше обострению ситуации. Аль-Малики практически сразу отдал приказ об аресте самого высокопоставленного суннита - вице-президента Тарека аль-Хашеми. Вице-президент открыто обвинял премьера в диктаторских замашках. Аль–Хашеми сбежал в Иракский Курдистан, а затем переехал в Турцию. В Багдаде выдали международный ордер на его арест и начали заочный суд.
В конце апреля 2012 года представители оппозиции потребовали от главы правительства соблюдать конституцию, назначить независимых руководителей силовых структур и принять иные «реальные действия по достижению национального консенсуса». Но Аль-Малики этот ультиматум проигнорировал. Это вызвало новый виток активности оппозиции. Главной слабостью многочисленных противников Нури Аль-Малики является отсутствие сильного Лидера. На Востоке порядок традиционно держится на харизматическом вожде, жестоком и волевом. Такого в современном Ираке пока нет. Поэтому, все попытки различных партий, движений, организаций прийти к национальному согласию, выработать единую программу, наметить пути выхода из кризиса, заканчиваются провалом.
Ситуация же в стране критическая. Ирак погряз в тотальной коррупции, уровень жизни упал до слаборазвитых стран (это при наличии огромных запасов углеводородов), в стране ощущается нехватка топлива, происходят перебои с подачей электроэнергии, продолжается рост цен. Системы образования и здравоохранения развалены. Вызывает вопрос: куда уходят деньги от продаж нефти? Часть уходит в карман чиновникам, но львиную долю получают американские и британские компании (Запад возмещает затраты на операцию по «освобождению Ирака»). Обыденным явлением стали убийства полицейских, военных, госслужащих, представителей духовенства, да и обычных граждан. Последние теракты демонстрируют слабость государственной власти и неспособность силовых структур обеспечить безопасность своих граждан. Страна поражена религиозным конфликтом шиитов и суннитов.
Нельзя сбрасывать со счетов и проблему Иракского Курдистана, который де-факто является самостоятельным государственным образованием. Турция регулярно нарушает суверенитет Ирака, нанося удары по базам курдских повстанцев. Кроме того, с мая 2012 года Иракский Курдистан начал поставки «черного золота» в Турцию напрямую, без участия Багдада. Турки не только проигнорировали протесты иракского правительства, но и выразили готовность обсуждать перспективы экономического сотрудничества с Эрбилем. За последние несколько лет власти Иракского Курдистана заключили в обход Багдада более 40 крупных соглашений с иностранными фирмами, и эта тенденция только набирает силу. Партнерами Эрбиля уже стали такие гиганты, как «Экксон», «Шеврон» и «Тоталь». Эти корпорации не приняли во внимание предостережения иракского правительства. Иракский Курдистан более безопасен для большого бизнеса.
За Курдистаном вполне может последовать иракский Юг. Власти богатой нефтью Басры уже ставят вопрос «несправедливом распределении доходов от нефти, добываемой на юге» (провинция даёт до 75% дохода бюджета страны). 31 мая в Басре была проведена координационная встреча четырех провинций (Мусанна, Зи Кар, Майсан и Басра). Эти провинции могут создать Конфедерации Юга Ирака.
Сейчас перед иракским правительством стоит сложнейшая проблема: или попытаться подавить очаги сопротивления и сепаратизма силой (это с учётом слабости силовых структур), или достичь компромисса с оппозицией. Ирак стоит перед угрозой распада и новой гражданской войны. Необходимо учесть и тот факт, что уход Нури Аль-Малики не решит проблем гибнущей страны. Он благодаря своей изворотливости умудрился одновременно пользоваться поддержкой США и Ирана, что помогает сдерживать разрушительные тенденции.
Информация