Насколько защищен Северный морской путь в военном плане: оценки и проблемы

108

Северный морской путь (СМП) — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири.

В 2014 году создано Объединенное стратегическое командование «Север», предназначенное для комплексного обеспечения безопасности арктического региона России. Среди главных задач этой безопасности — оборона Северного морского пути. В состав командования входят флот, морская авиация, береговые войска и ПВО. Главная сила — Северный флот, а его командующий возглавляет командование «Север». Но с флотом у нас большие и трудно решаемые проблемы.



Современных кораблей мало, строится тоже мизер от нужного количества. У нас фактически отсутствует авианосный флот. Один наш авианосец практически постоянно на ремонте. Так что рассчитывать на флот в случае серьезного конфликта с сильным противником, думаю, не особо стоит.

На недавней коллегии Минобороны РФ Сергей Шойгу заявил, что в Арктике и восточном регионе необходимо усиливать и обновлять военный потенциал России. По его словам, до конца года Восточный военный округ получит свыше 500 единиц новой и модернизированной техники. Это позволит перевооружить 14 формирований, в частности, два зенитных ракетных полка на комплексы С-400 и два зенитных ракетных дивизиона – на комплексы «Бук-М1-2».

Северный флот оснащается современной военной техникой, адаптированной к применению в суровых арктических условиях. В этом году он получит 179 единиц вооружения. Состав флота уже пополнили атомный подводный ракетный крейсер с баллистическими ракетами "Князь Владимир" и фрегат "Адмирал флота Касатонов", морской танкер "Академик Пашин" и гидрографическое судно "Николай Скосырев". Северный флот в последние годы активно получает на вооружение ЗРК «Тор-М2ДТ», основная группировка которых развернута на Кольском полуострове.

Важную роль играют части истребительной авиации ПВО, имеющие самолеты МиГ-31 разных модификаций. Но есть проблемы. Так, бывший Командующий ВВС РФ генерал Виктор Бондарев в свое время заявлял о том, что МиГ-31, который раньше выдавал скорость до 2,83 М, не разгоняется и до 1,5М из-за проблем с надёжностью стекла фонаря кабины. Такое стекло в России не производится. Также он заявил, что элементная база бортовой электроники МиГ-31 базируется на технологиях 60-х годов и не поддаётся модернизации, «полностью устарела, программы поменять невозможно». Сказывается усталость металла. Северные рубежи прикрывают всего два ИАП с МиГ-31, в Перми и Канске. Считается, что этого достаточно, так как, по расчетам, группа из четырех самолетов контролирует воздушное пространство протяженностью по фронту до 1100 км. Это на все 5500 км СМП!

Звучат заявления о проведенной глубокой модернизации этих машин. Но систематического обновления нет.

Кроме этого, устарел парк бомбардировочной, разведывательной авиации Северного флота. Пример тому — катастрофа 22.01.2019 г. Ту-22М3. При посадке на базе Оленья самолет разломился на части.

Развернуты новые РЛС, к примеру, «Небо-М». Создана арктическая группировка войск, оснащенная приспособленными к полярным условиям вооружением и техникой. Построена военная база на архипелаге Земля Франца-Иосифа на 150 человек, аэродром для приема всех типов самолетов. Строится инфраструктура, в том числе военного назначения, вдоль всего полярного побережья. Проводятся учения.

Создается впечатление, что СМП и вся наша Арктика надежно защищены. Но проблема в российском вооружении, в его соответствии требованиям современной войны нового уклада. Способна ли армия России с его помощью обеспечить надежную защиту страны?

Сегодня конфликты ведутся с применением не только обычного вооружения. И мы здесь не всегда на высоте. Тут есть над чем подумать руководству страны и Вооружённых сил.

Так что, насчет надежной защиты СМП я бы не был столь категоричен. Одно успокаивает: маловероятно, что кто-то начнет войну за контроль над ним "здесь и сейчас". Вопрос в актуальности и экономической целесообразности его использования. Пока, откровенно говоря, не так много компаний, которые готовы менять традиционные маршруты для доставки грузов из Европы в Азию на Северный морской путь, даже при том, что он короче.
108 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    6 октября 2020 12:08
    Насколько плохо защищён...
    1. +13
      6 октября 2020 12:17
      Вопрос - а кто подготовлен, хотя б не хуже, что б осуществить хоть какие то реальные действия в том регионе???
      Ответ то простой, пока никто, да и планы такие остаются планами на долго, до бесконечности!
      Есть, конечно аспект, которому следует уделить должное внимание, это защита от ракетного нападения!!!
      Но там такие просторы, дали, что все и вся перекрыть проблематично. Потом, пакетное нападение сдерживают не наличие ПВО - ПРО, а то, что подобное нападения станет конечным, для любого агрессора, что и заявлено в военной доктрине нашего государства.
      1. +3
        6 октября 2020 13:10
        Есть, конечно аспект, которому следует уделить должное внимание, это защита от ракетного нападения!!!

        Обсолютно солидарен с Вами.
        Если флоту не под силу прикрыть северную морскую границу и долго еще будет не под силу, то развивать новую и модернизировать существующую аэродромную сеть - вполне по силам. У русских летчиков богатейший опыт полетов в северных широтах. Нужна новая боевая авиация.
        А прикрывать эти аэродромы должны модернизированные Торы и Буки на арктических шасси.
        ...не разгоняется и до 1,5М из-за проблем с надёжностью стекла фонаря кабины. Такое стекло в России не производится. Также он заявил, что элементная база бортовой электроники МиГ-31 базируется на технологиях 60-х годов и не поддаётся модернизации, «полностью устарела, программы поменять невозможно»... 

        Правда, когда читаешь это, просто кричать хочется...
        1. +3
          6 октября 2020 13:22
          Так то у нас считай все новые самолёты 1,5 маха дают и поболе, проблемы со стеклом решаются, как и многие другие! Нам из за бугра ничего поставлять не будут, придется самим все делать!
          Не буду говорить, что у нас всё хорошо ... проблем выше крыши, но время и упорный труд вылечивает все проблемы.
          Прорвёмся, не впервой!
          1. +2
            7 октября 2020 09:01
            Цитата: rocket757
            Так то у нас считай все новые самолёты 1,5 маха дают и поболе, проблемы со стеклом решаются, как и многие другие! Нам из за бугра ничего поставлять не будут, придется самим все делать

            Так делают уже все эти стекла! Что за вопрос? Когда это для Мигов стекла фонарей из-за рубежа поставляли? И они проходят модернизацию зачем? Ну автор! Там не оргстекло, а поликарбонат. А на козырьке - триплекс.
            1. +1
              7 октября 2020 09:06
              Так то во времена лихие, много чего могли \не могли ...
              Авторы, зачастую, оперируют данными из того, не самого лучшего времени. Ситуация меняется в лучшую сторону ... мож и не шибко быстро, но процесс идёт.
            2. 0
              7 октября 2020 19:12
              да все банально..автор-->автор-->автор вытащил статью Бондаренко....от 2013го года..он там ещё про Миг-31БМ говорил что не понимает зачем она...
              1. +1
                7 октября 2020 19:29
                Цитата: Борис Черников
                да все банально..<!--filter:<!--filter:автор-->автор-->автор-->автор<!--/filter-->-->автор<!--/filter--> вытащил статью Бондаренко....от 2013го года..он там ещё про Миг-31БМ говорил что не понимает зачем она...

                Ага... особенно хорошо читать в 2020 г. про то, что:
                Северные рубежи прикрывают всего два ИАП с МиГ-31, в Перми и Канске. Считается, что этого достаточно, так как, по расчетам, группа из четырех самолетов контролирует воздушное пространство протяженностью по фронту до 1100 км. Это на все 5500 км СМП!
                Звучат заявления о проведенной глубокой модернизации этих машин. Но систематического обновления нет.

                В то время как уже на 2019 г. под модернизацию попали около 150 МиГ-31:
                Основным исполнителем модернизационных работ по МиГ-31 является НАЗ «Сокол», который сперва осуществлял модернизацию по отдельным контрактам, а в последние годы вел данные работы в рамках двух контрактов с Министерством обороны России - контракта от 1 августа 2011 года на модернизацию в вариант МиГ-31БМ/БСМ к 2019 году 60 строевых истребителей МиГ-31, и дополнительного контракта от ноября 2014 года, по которому должны быть модернизированы еще 53 строевых истребителя МиГ-31, с окончанием работ к концу 2018 года.

                Судя по всему, оба этих контракта к настоящему времени были завершены, что и потребовало заключения нового контракта на модернизацию МиГ-31.
                (...)
                Всего таким образом, к настоящему времени с учетом самолетов МиГ-31, прошедших модернизацию на НАЗ «Сокол» по более ранним договорам до 2012 года, а также самолетов, модернизированных на 514-м АРЗ во Ржеве, общее количество серийно модернизированных МиГ-31БМ/БСМ, поставленных с 2007 года, в Вооруженных Силах России должно достигнуть, по имеющимся сведениям, около 150 единиц (три из которых уже потеряны). В это число не входят истребители МиГ-31ДЗ, переоборудованные в самолеты-носители МиГ-31К ракетного комплекса "Кинжал" (не менее 12 самолетов).
                © bmpd
                Причём в 2019 г. был подписан очередной контракт на модернизацию МиГ-31 - под которую, судя по количеству уже модернизированных бортов, пошли машины с хранения.
                1. +1
                  7 октября 2020 19:33
                  в догонку..проблема остекленения в 2014ом году ещё решили..
      2. 0
        6 октября 2020 14:44
        Вопрос - а кто подготовлен, хотя б не хуже, что б осуществить хоть какие то реальные действия в том регионе???


        Американцы и в разы, если не в десятки раз лучше.
        1. +1
          6 октября 2020 15:39
          Да ну ... а они то хоть об это знают?
          А то их адмиралы во льды как то не очень стремятся. Интэрэсно, почему?
          1. 0
            6 октября 2020 15:45
            Знают.

            И вполне присутствуют во льдах в масштабах, несравнимых с нашими.

            С одной поправкой - когда они там, то лёд НАД НИМИ.

            Понятно к чему я?
            1. +2
              6 октября 2020 15:54
              Ну да и застревают они там регулярно.
              Проблема в том, что АПЛ, это небольшая компонента всего остального прочего и подо льдом, особо не разгуляешься, т.к. всплывать надо, полыньи искать и т.д и т.п.
              Пока, в этом у них приоритет, но на глобальную расстановку сил это не шибко влияет.
              1. 0
                6 октября 2020 16:12
                Лодка в 9000 тонн не может застрять в полынье, Вас обманули .

                Влияют они там именно на глобальную расстановку сил - при получении возможности вынести РПКСН у них открывается возможность вынести наши СЯС вообще.

                Всплывать им там не надо, наши лодки - их цели - тоже подо льдом
                1. +3
                  6 октября 2020 16:23
                  Проблема ПЛО актуальна, особенно на севере. Надеюсь придут к решению.
                  1. -1
                    6 октября 2020 16:30
                    Если успеют. А то что-то накаляется обстановка-то...
                2. +2
                  6 октября 2020 16:46
                  Спор не имеет смысла.
        2. -2
          7 октября 2020 19:18
          ну вы попросите автора статьи за 90ые годы отыскать,чтобы с гарантией всем плохо было,а ещё пусть говорит что при авариях самолеты сгорают..причем до самих аварий..
          1. +1
            7 октября 2020 20:49
            Это какой то школьный подход.

            Есть реальность, в ней у нас определённое соотношение сил с противником.
            Реальное, а не то, которое школьники нафантазировали.

            Всё остальное не имеет значения от слова "совсем"
            1. -1
              8 октября 2020 09:58
              это не реальность-это подборка фактов как устаревших и уже ложных так и притянутых за уши с попыткой выдать некоторые события за "факты"..простой вопрос..как то,что ту-22м3 при сложных метеоусловиях и ошибки пилота разбился и развалился вообще имеет отношение к СМП ?
              1. +1
                8 октября 2020 11:27
                Ну давайте Вы свой вариант реальности сюда.

                Например, начнём с антиторпед - есть они на наших ПЛ?

                простой вопрос..как то,что ту-22м3 при сложных метеоусловиях и ошибки пилота разбился и развалился вообще имеет отношение к СМП ?


                Никак. Я ещё раз прошу Вас повзрослеть.
                1. -2
                  8 октября 2020 13:01
                  лол,а давайте по статье пройдемся-мы же её обсуждаем)или рука руку моет и критиковать афторов Топвара запрещено законом за дичь в статье?
                  1. +1
                    8 октября 2020 13:26
                    Я не защищаю автора статьи. Я комментировал комменты. А в статье много разного, это да.
                    1. 0
                      8 октября 2020 16:01
                      да я бы сказал что там больше неверной информации чем верной)
        3. -2
          7 октября 2020 23:50
          timokhin-a-a "Американцы и в разы, если не в десятки раз лучше."

          Ну да, американские атомные ледоколы из реки Потомак никак выходить не решаются, наверное конгресс соответствующих санкций не выдает..
          1. +1
            8 октября 2020 11:31
            Причём тут ледоколы?
  2. +13
    6 октября 2020 12:10
    "У нас фактически отсутствует авианосный флот. Один наш авианосец практически постоянно на ремонте."
    К чему, в статье о Северном Морском Пути, обсуждать тему строительства авианосцев?
    1. +8
      6 октября 2020 12:17
      Потому что надо любой ценой набрать отрицательных посылов.
      Странно что про Рогозина и пенсионеров не упомянуто.
      1. -5
        6 октября 2020 12:22
        Цитата: Карт
        Странно что про Рогозина и пенсионеров не упомянуто

        Ой.. Да ладно...
        laughing
        Там статью "про бедных учителей замолвите слово" выложили..
        Никто не забыт. Сайт медленно и уверенно ложится под Навального.
        laughing
        1. 0
          6 октября 2020 14:29
          Цитата: stalkerwalker
          Сайт медленно и уверенно ложится под Навального.

          Навальный хоть что-то пытается подложить под свои утверждения. Врет, как дышит, но хоть пытается обосновать свои обвинения. На ВО и этого нет...
          1. +3
            6 октября 2020 16:59
            Цитата: Hagen
            Цитата: stalkerwalker
            Сайт медленно и уверенно ложится под Навального.

            Навальный хоть что-то пытается подложить под свои утверждения. Врет, как дышит, но хоть пытается обосновать свои обвинения. На ВО и этого нет...

            good
        2. +2
          7 октября 2020 05:10
          Цитата: stalkerwalker
          Цитата: Карт
          Странно что про Рогозина и пенсионеров не упомянуто

          Ой.. Да ладно...
          laughing
          Там статью "про бедных учителей замолвите слово" выложили..
          Никто не забыт. Сайт медленно и уверенно ложится под Навального.
          laughing

          Печально, но видимо так и есть.
          Вместо многогранного интересного электронного ресурса, получаем, что-то удобоваримое для «хомячков»!
          Всегда любил ВО за его аргументированную «колючесть» и информационную «зубастость».
          С уважением, Влад.
          1. +3
            7 октября 2020 09:10
            Эта тенденция начала проявляться в канун выборов президента в феврале-марте 2018-го. И с тех пор только усиливается.
            Хомячки известны давно и поимённо. Это тот хор, который вступает с арией "Дай Пожрать!" по мановению палочки дирижера.
            С сайта ушли многие зубры, которые не давали хомячкам спокойно нести чушь и ахинею. Но их буквально повышибали с сайта. И всем известно - чьими усилиями.
            hi
      2. -2
        6 октября 2020 12:59
        Цитата: Карт
        Странно что про Рогозина и пенсионеров не упомянуто.

        А оно тебе надо?
    2. +2
      6 октября 2020 12:20
      не5, ну а чего не пнуть-то? lol
    3. +1
      6 октября 2020 13:37
      А вам больше по существу нечего сказать или лишь бы сказать?
      1. -3
        6 октября 2020 14:12
        Цитата: Советкин Сергей
        Современных кораблей мало, строится тоже мизер от нужного количества. У нас фактически отсутствует авианосный флот. Один наш авианосец практически постоянно на ремонте. Так что рассчитывать на флот в случае серьезного конфликта с сильным противником, думаю, не особо стоит.

        Сергей, Здравствуйте!

        Спасибо за статью!
        Сразу поставил плюс.

        Собственно к сути моего замечания.
        Исключительно из сферы восприятия подаваемого материала.
        Что несколько диссонирует и мешает восприятию.
        Например сначала.
        "Современных кораблей мало, строится тоже мизер от нужного количества. У нас фактически отсутствует авианосный флот. Один наш авианосец практически постоянно на ремонте. Так что рассчитывать на флот в случае серьезного конфликта с сильным противником, думаю, не особо стоит."
        далее следует
        "Северный флот оснащается современной военной техникой, адаптированной к применению в суровых арктических условиях. В этом году он получит 179 единиц вооружения. Состав флота уже пополнили атомный подводный ракетный крейсер с баллистическими ракетами "Князь Владимир" и фрегат "Адмирал флота Касатонов", морской танкер "Академик Пашин" и гидрографическое судно "Николай Скосырев". Северный флот в последние годы активно получает на вооружение ЗРК «Тор-М2ДТ», основная группировка которых развернута на Кольском полуострове."

        То сеть Северный флот, имеющий в частности задачу охраны СМП имеет неплохие перспективы развития.
        В кораблестроение ледового класса вкладываются очень серьезные средства?

        Далее проводится обзор недостатков, всевозможных улучшений и изменений к лучшему в части охраны СПМ.
        Заканчиваете вообще тематикой экономической целесообразности

        "Вопрос в актуальности и экономической целесообразности его использования. Пока, откровенно говоря, не так много компаний, которые готовы менять традиционные маршруты для доставки грузов из Европы в Азию на Северный морской путь, даже при том, что он короче".

        Воспринимается статья несколько сумбурно.
        А уж тезис о строительстве авианосцев вообще никак не перекликается с заявленной темой статьи.

        Ну, а по существу.
        Кстати на Ямале к примеру уже добываются очень серьезные объемы нефти и разведаны новые месторождения с очень большими запасами.
        В зоне СПМ построены производства и терминалы СПГ.
        построен и строится весьма значительных флот гражданских судов ледового класса.
        Уже эти возможности служат инициирующим базисом для реализации СМП.
        А по мере освоения проекта, появятся и иные заинтересанты.
        Это как с продвижением на рынок новых видов вооружений.
        Пока система не поставлена на вооружение страны производителя и не опробована в войсках, покупателей такой продукции найти сложно.

        Еще раз спасибо за статью и извините за критику.

        С Уважением

        Геннадий
        hi
        1. -1
          6 октября 2020 16:46
          Геннадий, я критику воспринимаю вполне адекватно. Царапает, иногда, но терпимо если по делу. Тут ведь каждый видит все по-своему. По Ямалу и востребованности пути я разместил тут в виде комментария на один из комментариев. Там все в общем обосновано. И вообще насчет защищенности маршрута речь, а не всего побережья и страны от удара по ней с этого направления. Это разные вопросы, согласитесь. Там защищать суда пока не от кого, сомалийские пираты туда точно не доберутся. Плюс защищать можно от чьих нападений? разве что на случай войны. Но там и во время войны защищать нечего будет. И стратегического значения для военных морской путь не имел и не будет иметь. Там десанты не будут высаживаться для создания плацдармов. А в мирное время тем более все заинтересованы спокойно плавать по нему. А насчет способности ВС защитить и отразить угрозы , в мощь нашего оружия - это вопрос веры. Одни считают наше оружие не имеющим аналогов и армию сильнейшей в мире, и верят в защищенность пути и страны, другие нет, и потому не верят или , как я, сомневаются, глядя на результаты их боевого применения и имея информацию от тех же офицеров ПВОшников, служивших на том же С-300.
          С уважением, Сергей
          1. 0
            6 октября 2020 16:51
            Спасибо.
            Интересное дополнение..
            hi
          2. +1
            6 октября 2020 17:04
            Цитата: Советкин Сергей
            И стратегического значения для военных морской путь не имел и не будет иметь.

            Вот это зря!)) Перегонять лодки и корабли на ТОФ придется именно через СМП, все остальное долго и печально. По суше, разведанные по побережью ресурсы, не везде можно доставить
          3. 0
            7 октября 2020 19:20
            ну так может вы в следующий раз будете факты писать,а не подтягивать их под свою теорию?
      2. 0
        7 октября 2020 05:13
        Уважаемый Сергей!
        Вам уже по существу предложили «вморозить единственный авианосец России» посреди синего Северно-Ледовитого океана.
        К слову, за поднятую проблему спасибо.
      3. -1
        7 октября 2020 19:35
        а пожалуйста..2016 ый год
        Холдинг «РТ-Химкомпозит» (входит в Госкорпорацию «Ростех») освоил серийное производство изделий силикатного остекления для замены органического на всем парке самолетов МиГ-31. В настоящее время холдинг обеспечивает потребности в полном объёме всех предприятий, проводящих модернизацию самолетов МиГ-31.

        «Созданный центр конструкционной оптики на базе объединения двух предприятий ОНПП „Технология“ и АО „НИТС“, уже показывает свои результаты. В настоящий момент мы обеспечиваем потребности всех предприятий, проводящих ремонт и модернизацию парка самолетов МиГ-31 и осуществляем заказчикам плановые поставки продукции по девяти договорам одновременно», — отметил генеральный директор холдинга «РТ-Химкомпозит» Кирилл Шубский.

        Необходимость разработки нового силикатного остекления МиГ-31 взамен органического была связана с тем, что со временем на органическом стекле, проявляется дефект «серебра». Этот дефект снижает прочностные и оптические свойства органического стекла, ограничивая применение самолётов на всех режимах.

        В связи с этим предприятию «РТ-Химкомпозит» АО «НИТС» было поручено проведение опытно-конструкторской разработки (ОКР) по созданию силикатных изделий остекления для кабины пилотов МиГ-31, которая успешна завершена в 2014 г. В том же году начато серийное производство силикатных изделий, с привлечением технологических мощностей АО «ОНПП «Технология». С 2016 г. серийные поставки на авиационные предприятия увеличены в два раза, в результате чего АО «НИТС» успешно выполнило государственный оборонный заказ на 2016 г. по переоснащению МиГ-31 на силикатное остекление.
  3. -1
    6 октября 2020 12:14
    Пока, откровенно говоря, не так много компаний, которые готовы менять традиционные маршруты для доставки грузов из Европы в Азию на Северный морской путь, даже при том, что он короче.

    Ну это ещё по привычке старыми путями ходят. Да как мне кажется опасаются северных путей. Но всё равно когдато посчитают всё и экономический эффкт скажет сво слово
    1. 0
      6 октября 2020 12:21
      а ледокольная проводка тоже денежек стоит!!! привед, дружище hi
      1. 0
        6 октября 2020 12:24
        Цитата: роман66
        а ледокольная проводка тоже денежек стоит!!! привед, дружище

        Знаешь, как то трудно ответить на этот вопрос не зная всего.
        Но раз так остро стоитвопрос о защите, значит всё таки выгодно по нему ходить.Привета дружище smile hi
        1. +4
          6 октября 2020 12:56
          как раз по экономике однозначно выигрывает Суэц.. в СМП еще вкладываться и развиваться не одно десятилетие, чтобы более-менее заметную долю забрать и стать конкурентом.. пока разница в 100 раз между ними..
          1)нужны деньги за проводку, за страховку, обеспечение судов в пути, бюрократия у нас дикая-там согласование несколько часов, у нас до месяца иногда, возможность ремонта в пути, остановок..
          2)кроме того, на пути например в Японию через Суэц 14 из 20 крупнейших портов мира, т.е. им туда просто ближе через Суэц везти груз, т.е. через СМП они не пойдут никогда! У большинства крупных корабельных компаний в этих портах есть свои "стоянки": реммастерские, склады и т.д. По маршруту СМП просто НЕТ крупных портов и уж тем более иностранных стоянок.
          Получается физически невозможно отжать больше 25 процентов рынка у Суэца, даже если устранить все, что я написал выше.. а чтобы это устранить- надо ОЧЕНЬ СИЛЬНО вложиться.. и окупаться будет много-премного лет это, если вообще окупится.. канал то жарком климате полегче и подешевле содержать будет...
          Вывод: надо вложить денег, больше чем стоит Суэц, а получишь (если еще Суэц например демпингом не займется)- максимум! 25 процентов от его прибыли.. Как итог- мягко говоря-слабенький проект - коммерческое использование СМП.. только если в Египте, например, война начнется или канал взорвут.. но в расчете на это строить проект, который скорее всего никогда не окупится- стоит ли?
          1. +1
            6 октября 2020 13:47
            Цитата: советник 2 уровня
            как раз по экономике однозначно выигрывает Суэц..

            Я ещё раз повторяю. Мне трудно судить. У меня нет много информации. Я исхожу из того, раз обеспокоились безопасностью судоходства по этому пути, то значит это для чего то надо
            1. +2
              6 октября 2020 13:58
              Если про защиту, я думаю больше дело в том, что без СМП, одной авиацией нашу северную границу просто не обеспечишь.. причем помимо защитников, так куча всяких много чего добытчиков.. вот думаю именно для этого.. безопасность СМП это их безопасность в первую очередь.. хотя судя по длине СМП, что-то сомневаюсь, что можно что-то противопоставить МАПЛ по дороге...
              а "иностранцы" транзитные это уже дело 10е.. потому как я уже писал- выгоды с них нет..
              1. +1
                6 октября 2020 14:00
                Ну наверное так и есть
          2. +2
            6 октября 2020 14:24
            Добрый день!

            По первому пункту:
            За проводку (сопровождение) судов платить "Атомфлоту" надо - вопрос безопасности навигации. Для начала проводить караваны. Держать ледоколы для сопровождение по переходу например: от Певека до Тикси, далее ведет следующий. Китайцы строят суда ледового класса.
            Страховка производится и при любых морских перевозках...
            Для судов трансокеанских перевозок 5000 км обеспечение на такой переход не требуется. Не каботаж.
            Касательно аварийной ситуации, сопровод будет тащить до порта, однозначно западнее Ямала - это минус. Смысла нет судремонт для таких судов содержать на Севере.
            В экономзоне судно под иностранным флагом может проходить. Остановки по штурмовой (укрытие), поломка разрешены по кодексу торгового мореплавания - уведомляешь пограничников.

            По второму пункту:
            Если судно с грузом идет через Суэц в Японию согласно плана перехода, без ЧП капитан идет в порт назначения - в Японию.
            Иметь крупным судоходным компаниям "свои стоянки" например в порту Сингапура, Даляня или Осаки - очень дорого, там свои собственники причальных стенок. Судно ставят на погрузку/выгрузку. Представительство в портах есть. - это судовые агенты шип-чандлеры, которые решают вопросы с обеспечением и ремонтом. Ремонтом занимаются другие компании.
            Вобщем, судно должно больше ходить, доставлять грузы, иначе стоящее у причала - большие расходы.
            1. +2
              6 октября 2020 14:58
              День добрый!
              если вопрос касается ситуации когда судно с грузом идет именно в Японское море с Европы (не южной), то Вы правы-можно подумать о СМП.. я поэтому и указал примерно 25 процентов того что можно теоретически забрать у Суэца.. это как раз те- кто идет по этому маршруту..
              а ведь чаще суда идут из Европы например в Малайзию, оттуда в Шанхай, оттуда в Дубаи..
              Сейчас зашел на Marinetraffic-через Суэц идут подряд Сингапур, Таиланд, Индия, Вьетнам -зачем им СМП? Следом Китаец- ему возможно, но не факт.. Про стенки я и имел ввиду самые богатые большие компании которым это выгодно в силу размера флота (типа Maersk), понятно что при наличии в кампании 3-4х судов - стенку брать- глупо.
              длина СМП 5600, да без обеспечения по идее можно, но где ему до и после заходить? В начале этих 5600 и в конце - портов нет.. так что 5000 никак не выйдет.. как бы не 10-14 вышло, от берега до берега..
              Вообщем то, мы с Вами об одном и том же, сложная затея- пытаться на севере Суэц победить финансово, даже в силу географии hi
          3. +1
            6 октября 2020 22:54
            Цитата: советник 2 уровня
            пока разница в 100 раз между ними..

            Эк Вы махнули! Не нужно быть суперэкономистом, чтобы всё просчитать: стоимость прохода канала и проводки ледоколом, суточный фрахт, стоимость и расход топлива, порты загрузки и выгрузки - смогу посчитать столбиком при наличии данных.
            1. +1
              6 октября 2020 23:37
              я про количество перевезенных грузов)
              СМП- из 10,7 млн т, перевезенных в 2017 году, только 194 тыс. т (менее 2%) пришлось на транзит..
              по итогам 2016 года объем перевозок через Суэцкий канал составил 974 млн т. Аналогичный показатель транзита через СМП (200 тыс. т) пока не насчитывает даже 1% по сравнению с «египетским маршрутом»
              1. 0
                6 октября 2020 23:53
                Ах, Вы о нынешних объёмах грузоперевозок! Извините, сразу не понял, думал - разговор об их стоимости. hi
          4. -1
            7 октября 2020 19:37
            конечно СМП "плохой вариант" именно поэтому там каждый год растет перевалка...
            1. 0
              8 октября 2020 07:04
              а по сути моих аргументов - есть что сказать? он не плохой, он невыгодный
              1. -1
                8 октября 2020 09:56
                каких аргументов?можно цифры которые можно назвать "аргументами" а не вашим мнением..
    2. +1
      6 октября 2020 13:36
      А вот насчёт этого большие сомнения имеются даже среди наших экономистов и специалистов по логистике. . И практика подтверждает сомнения - путь почти не востребован как транспортная артерия. Много минусов. Плюс один - короче и быстрей. Но это как эксплуатация техники и работа экипажа на ней летом или в лютый мороз. Плюс, для грузов, которые требуют тепла, нужно создавать микроклимат, особые суда нужны с тёплыми грузовыми помещениями. А лёд колоть - ледоколы нужны. Они только у нас. А с нашими то тарифами на их услуги, перевозка даже дороже, чем по югу обойдётся. Плюс, нужны порты вдоль пути - для ремонта, пополнения запасов, да мало ли что в дороге может случиться. И ещё много нюансов. Ну и есть железнодорожные маршруты. И не только через Россию. И уже прошли составы через Среднюю Азию. И проект Китая по созданию нового Шёлкового пути не отменён. Так что не все так просто. И СМП нам нужен бывает , в основном, в период летней навигации для завоза грузов на зиму для наших сибирских и других поселений и предприятий в местах не столь отдаленных. Ну а борьба за ресурсы Арктики, это другой разговор. Мы сами уже не знаем как и кому эти наши ресурсы пристроить по любой цене. Сами видите, что творится на мировом рынке. И какой смысл кому то воевать за наше Заполярье и Арктику, чтобы в жутких условиях там что-то добывать, когда россияне сами все добудут и привезут? Да, на Ямале Новотэк построил свой завод по производству СПГ. Вот под него сейчас госресурсы и брошены на освоение СМП. А это, к слову, частная лавочка, даже не Государственная. Да и нужен ли этот газ кому? Проект то давний, а времена сильно изменились. Потенциальные клиенты сейчас склоняются в сторону Америки. Даже Китай туда смотрит, несмотря на все их склоки и ругачки, которым наши руководящие кадры придают неоправданно большое значение.
      1. -2
        6 октября 2020 13:52
        чутка реалий
        Реальные угрозы в Арктике: из-под воды и с воздуха
        https://topwar.ru/157104-byt-gotovym-v-arktike-k-realnym-ugrozam-s-vozduha-i-iz-pod-vody-lda.html
        1. -1
          7 октября 2020 19:38
          laughing с каких пор "реалиями" стали называть расчеты бывшего подводника?
          1. +1
            7 ноября 2020 19:24
            1. по ФАКТАМ возражения будут?
            2. с расчетам это был бы ЗАКРЫТЫЙ документ не подлежащий публикации
            1. -2
              8 ноября 2020 00:07
              да да да,желание себя оправдать "грифом секретности"..ты уж определись-ты либо журналист-желтушник,либо "великий эксперт с которым ВМФ по любому вопросу советуется"..ах да..корветы..я же забыл)..
              1. +2
                8 ноября 2020 00:19
                Цитата: Борис Черников
                да да да,желание себя оправдать "грифом секретности"..

                fool
                глупенький
                1. ТВОЙ сЭкрЭтный докумЭнт - это "Мурзилка".
                2. В силу ряда причин я не делаю сейчас секретных документов, однако я делаю (и немало) доков "НЕПУБЛИЧНЫХ" (скажем так "уровня ДСП"). Что, зайка, тебе о таком в твоей методичке не написали?
                Цитата: Борис Черников
                я же забыл

                глупенький wassat , что бы что-то "забыть" - для начала нужно ЗНАТЬ
                а к ВАМ это не относится от слова АБСОЛЮТНО lol
                1. -2
                  8 ноября 2020 00:22
                  ага,осталось только тебе на слово поверить..правда никто твои же слова про "да я им там все делаю"..не хочет подтверждать..ибо твои фантазии-лишь фантазии...
                  1. +3
                    8 ноября 2020 00:33
                    Цитата: Борис Черников
                    ага,осталось только тебе на слово поверить.

                    не верь
                    на мнения мелкого БРЕХЛА из диВанной мне глубого пофиг
                    и если это БРЕХЛО желает верить хоть в бога Кузю - нехай верит lol
                    тебе "доказывать" что-то???? fool ты никто и звать тебя никак!
                    1. -3
                      8 ноября 2020 00:35
                      ну хорошо что ты себя Брехлом назвал..признание проблемы-уже половина её решения..скоро может вылечат...Когда в Кащенко снова?
                      1. +2
                        8 ноября 2020 00:37
                        Цитата: Борис Черников
                        себя Брехлом

                        глупенький, бедный Боря Чернь ... не повезло тебе, что СССР не стало
                        тебе бы старой доброй советской психиатрии, авось бы поправился lol
      2. 0
        7 октября 2020 19:38
        можно узнать-каких именно экономистов и специалистов по логистике?желательно из судоходных компаний если можно имена..
  4. 0
    6 октября 2020 12:19
    Так что, насчет надежной защиты СМП я бы не был столь категоричен

    ой, проблема-то! вместо атомных ледоколов строим атомные морозилки и в угрожаемый период нахрен замораживаем весь СМП
  5. +3
    6 октября 2020 12:20
    Здесь и сейчас СМП надежно защищен от угроз со стороны США и НАТО в силу отсутствия у них как нужного количества ледоколов, так и судов ледового класса. Только АПЛ могут доставить неприятностей. Ну а дальше... если сохранятся нынешние темпы обновления, то танкер и гидрограф конечно покажут силу российского флота, но это неточно.
    1. 0
      6 октября 2020 12:54
      Вот как раз МАПЛ там и достовляют проблеммы!!! Нам их парировать не чем!! Климов не однократно этотвопрос подымал.
  6. -2
    6 октября 2020 12:24
    Надо переселить в Арктику пенсионеров, как предлагал рупор Кремля Жириновский. И потом опираясь на это местное население создавать отряды территориальной обороны.
    Каждому по гектару арктической землицы!
  7. +1
    6 октября 2020 12:28
    Вопрос, озвученный в статье о необходимости авианосцев спорен. Можно таковые обнаружить имеющимися средствами до того момента, когда суша будет доступна для его авиакрыла, надеюсь никто не будет оспаривать тот факт, что таковые средства есть, как и средства утопить это авианосное корыто. Угроза от авианосцев может исходить только с двух направлений восточного или западного это тоже неоспоримый факт и там у нас есть чем ответить. Гораздо серьезнее угроза АПЛ с севера, но надеюсь, что наши всё-таки сподобяьтся построить ледокольный БПК и усилить все это многоцелевыми АПЛ. Возможно, а даже скорее точно кое-что упустил.
    1. 0
      6 октября 2020 15:44
      Цитата: Умальта
      Угроза от авианосцев может исходить только с двух направлений восточного или западного

      Про западное направление я бы поспорил))) мне кажется ближе к северо-западному. С Балтики не применить, по причине уязвимости от наземных средств поражения. Со Средиземного и Северного морей нужна дозаправка. С Норвежского только, и то летом
  8. Комментарий был удален.
  9. +6
    6 октября 2020 12:40
    У нас фактически отсутствует авианосный флот.

    Какие, блин, авианосцы на севере? Обледенение палубы, неустойчивая погода, льды наконец.
    К чему это было приплетено?
    1. +1
      6 октября 2020 13:43
      А Вы не пробовали этот вопрос насчёт базирования «Кузнецова» направить Шойгу или в главный штаб ВМФ? Да и Президенту не помещает, а то идут разговоры про необходимость строительства новых авианосцев. И где их базировать? Опять ведь на север на мороз придётся. Так что пишите, пока не поздно.
      1. 0
        6 октября 2020 13:48
        Цитата: Советкин Сергей
        Опять ведь на север на мороз придётся.

        надо шубу выдать
        lol
      2. +1
        6 октября 2020 16:29
        Авианосцы базировались на севере по той причине, что оттуда можно было свободно выйти в Атлантику, вокруг Кольского. В Балтийское он просто не зайдет, там сплошные мели. На Черное - опасно. Турция может Босфор закрыть и запереть их внутри Черного моря. ДВ слишком далеко. Вот и базировали на севере, чтобы свободно выходить.
        Кстати, на зиму все авианесущие корабли перебазировали на ЧМ. После развала Союза прекратили, поскольку базы отошли украине.
        На севере значительно эффективнее авиация наземного базирования. В частности МИГ-31 для этого и был создан.
      3. +2
        6 октября 2020 17:14
        Кузнецов на Севере оказался раньше, чем под него подготовили структуру базирования!)) Да ее и сейчас нет. У нас реально нет мест базирования кораблям такого водоизмещения, как и мест ремонта.
  10. +2
    6 октября 2020 12:50
    Оценки странные, проблемы надуманные ...
  11. -4
    6 октября 2020 13:11
    Способна ли армия России с его помощью обеспечить надежную защиту страны?
    Со стороны Арктики?! wassat А кто оттуда собирается нападать? Или армады боевых натовских ледоколов окружили?! Надо определится с возможностями вероятного противника и противодействию ему. Исходя же из статьи, порой кажется, что автор предлагает глубокоэшелонированную оборону построить, вдоль всего северного побережья
    1. +1
      6 октября 2020 14:58
      Со стороны Арктики?! wassat А кто оттуда собирается нападать?


      А откуда трассы амерских бомберов идут? А наших к ним? Это основной ТВД
    2. +1
      6 октября 2020 17:42
      ))) у нас и раньше географию плохо преподавали, сейчас, видимо, совсем плохо)))
      Согласно разработанному в США в середине 80-х годов ХХ века плану "Гигантское копьё", американские стратегические бомбардировщики через Северный полюс должны были подойти к нашим берегам на расстояние до 600 км и достать крылатыми ракетами цели от Мурманска до Москвы.

      Раньше на этом направлении перехватчики располагались от Кольского до Камчатки, сейчас такой возможности нет(((
      Получив приказ на применение ядерного оружия, стратегические бомбардировщики направляются по индивидуальным маршрутам к "рубежу координации времени нанесения ядерных ударов", который применительно к России находится на удалении 800-1200 км к северу от ее границ (западное и восточное направления менее актуальны из-за большего удаления от целей). Общее время полета с авиабаз в континентальной части США до рубежей пуска по целям в России – от 6 до 15 часов.
      Американское командование считает более предпочтительным нанесение ударов высокоточными ядерными боеприпасами небольшой мощности – для психологического воздействия на противника без нежелательных сопутствующих потерь и разрешения конфликтной ситуации политическим путем на выгодных для США условиях.

      Это современность, с 31июля по 1 августа 2016 г. два бомбардировщика В-52 совершили перелет от континентальной части США до Северного полюса, затем повернули в сторону норвежского архипелага Шпицберген и далее обогнули российские арктические территории – острова Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), острова Средний (архипелаг Северная Земля), острова Котельный (Новосибирские острова) и остров Врангель, на которых недавно появились российские военные базы.
      Один В-52 с авиабазы "Барксдейл" (штат Луизиана) действовал в районе Балтийского моря в совместных с авиацией союзников по НАТО операциях по отработке перехвата стратегических бомбардировщиков условного противника (в том числе над западной частью Эстонии). Кроме того, два стратегических бомбардировщика "Стелс" В-2, вылетевших с авиабазы "Уайтмен" (штат Миссури), совершили полет над Тихим океаном и провели учебное бомбометание на прибрежном полигоне на Аляске.
      Американские стратегические бомбардировщики приближались к территории России на расстояние в 70-150 км, то есть заходили в воздушное пространство над российской экономической зоной в Арктике. При этом внимание к России американцы не афишировали – официально сообщили лишь о перелете В-52 с авиабазы "Майнот" в штате Северная Дакота до Северного полюса, затем до Аляски и обратно на базу.
      В ходе учений стратегические бомбардировщики провели в воздухе без посадки по 20 часов, осуществили 26 дозаправок в воздухе с использованием 15 летающих танкеров КС-135 и 10 КС-10.
      1. -1
        6 октября 2020 19:44
        Цитата: ЗЭМЧ
        ))) у нас и раньше географию плохо преподавали, сейчас, видимо, совсем плохо)))

        Это не у меня с географией плохо, а у вас с пониманием или прочтением текста hi Я же написал
        Надо определится с возможностями вероятного противника и противодействию ему.
  12. +3
    6 октября 2020 13:30
    Очень слабая статья, набор компелированных кусков из публикаций СМИ , своих выводов автор к сожалению не привел, самый главный вопрос не раскрыт: кто и какими силами будет отбирать у нас Севморпуть?
    1. 0
      6 октября 2020 14:59
      Отбирать не будут, будут разрушать не отбирая.
  13. 0
    6 октября 2020 14:00
    Ледоколы впору вооружать.
  14. +1
    6 октября 2020 14:16
    Как можно говорить о некой защищенности не проведя мало-мальскую оценку противника? От кого и от чего он должен быть защищен? Какое соотношение сил на театре?
  15. +2
    6 октября 2020 14:21
    А что это за ОСК "Север", якобы созданное в 2014 году? Даже Википедия "говорит", что создано ОСК "Северный флот", которое иногда еще называют ОСК "Арктика"...
  16. +1
    6 октября 2020 14:38
    "Насколько защищен Северный морской путь", да еще и "в военном плане"...
    Такой мощный заголовок, что хочется все бросить, и бежать на защиту этого
    северного морского пути. Одно останавливает - никто не нападает на СМП,
    и даже не планирует. В общем, этот СМП никому не нужен, только мы сами
    себя уговариваем, что этим путем перевозить все грузы быстрее и дешевле.
    А ведь это не так...
    1. 0
      6 октября 2020 15:00
      Справедливости ради это важнейшая коммуникация, перережь её и отвалится вся страна от Колымы и дальше на восток. А перерезать её может пара подлодок.
      1. -1
        6 октября 2020 15:27
        Цитата: timokhin-a-a
        А перерезать её может пара подлодок.

        Это очень интересный вопрос...
        Дело в том, что я не вижу развития ПЛО в этом районе.
        1. +1
          6 октября 2020 15:43
          Дык как Вы его увидите, если его там нет?
          1. -1
            6 октября 2020 16:10
            Цитата: timokhin-a-a
            если его там нет?

            Отсюда вопрос - почему?
            Возможно, мы не все знаем?
            1. 0
              6 октября 2020 16:13
              Я вот тоже никак не пойму.
  17. +1
    6 октября 2020 15:30
    У нас фактически отсутствует авианосный флот. Один наш авианосец практически постоянно на ремонте

    А у возможных агрессоров есть авианосный флот, способный действовать на СМП?
    Представьте АУГ идущую в линию за ледоколом))) без возможности маневрировать)))
    Задача защитить базы, суда идущие по СМП от ПЛ и Морской авиации противника. Чем сейчас и занимаемся. Да, с кораблями ПЛО, способными действовать в Арктике напряжно, но не решаемо)))
    Корпус МиГ-31 на 50% из стали, усталостные изменения в стали по шкале времени намного меньшие, чем у алюминиевых сплавов. Фонарем кабины занимаются и проблема решаема
  18. 0
    6 октября 2020 17:01
    Вообще-то интересен и экономический аспект СМП. Почему-то никто не задаётся вопросом “а сколько Россия заработала на СМП?". Ведь СМП короче, чем через Суэц, а желающих, кроме китайцев пару штук, нет!
    Вот некоторые факты для тех стран, которые хотели воспользоваться российским СМП.
    1) Налог за проход. Хотя все корабли могут проходить в 24 милях от береговой линии бесплатно (международные воды), Россия берёт дань, как-будто потратилась на “таяние льдов”.
    2) Без российского лоцмана суда не могут самостоятельно проходить СМП, а он, лоцман, дорогой.
    3) и самое главное - Россия не имеет логистик вдоль СМП. Нет портов, серьёзных судоремонтных верфей, расположенных часто и в нужном месте, нет буксиров, пожарных и много всего прочего...
    В результате страховка корабля по СМП гораздо (во много раз!) дороже, чем через Суэц. Китайцы могут заигрывать с Россией и платить ей бабки за проход (почесать собачку за ушами, ей прятно и в нужное время может вильнуть хвостом), но всерьёз - этот маршрут пока убыточен.
    1. +1
      6 октября 2020 17:19
      Цитата: eklmn
      Россия берёт дань, как-будто потратилась на “таяние льдов

      Вам не знакомо понятие "ледокольное обеспечение"? Не путайте Южный берег Крыма с южным берегом Карского моря, моря Лаптевых. Там чистая вода без плавающего льда бывает только при южных ветра в период с июня по сентябрь. И то, не везде.,
      Цитата: eklmn
      Россия не имеет логистик вдоль СМП. Нет портов, серьёзных судоремонтных верфей, расположенных часто и в нужном месте, нет буксиров, пожарных и много всего прочего...
      В результате страховка корабля по СМП гораздо (во много раз!) дороже, чем через Суэц

      Прекрасный пример, когда в вопросе содержится ответ...
      laughing
      Цитата: eklmn
      Китайцы могут заигрывать с Россией и платить ей бабки за проход

      Любая проводка оплачивается. Не только по СМП.
      Цитата: eklmn
      Ведь СМП короче, чем через Суэц, а желающих, кроме китайцев пару штук, нет

      Да вы чо? У Скоморохова научились "свистеть на голубом глазу"?
      Для сирых и убогих, купивших диплом экономиста в подземном переходе...
      В основе расчёта окупаемости любого судна лежит эффективность его использования, или сколько дней в году оно занимались перевозкой груза, а не стояло у отстойного причала.
      Китайцы и прочие судовоэладельцы гонят суда по СМП с товарами из Поднебесной в порты Северо-Западной Европы и обратно потому, что экономически это выгодно. Несмотря на высокие расценки.
      Ни один судовладелец не будет работать себе в убыток...
      1. 0
        6 октября 2020 17:42
        Убедили! Свой диплом экономиста выкинул...!
        1. +2
          6 октября 2020 17:49
          Купите лучше корочки матроса 2-класса.
          У меня самый низкооплачиваемый моряк на борту получает 65 тыс в месяц. В среднем за год.
          wassat
      2. -2
        6 октября 2020 18:55
        Цитата: stalkerwalker
        Китайцы и прочие судовоэладельцы гонят суда по СМП с товарами из Поднебесной в порты Северо-Западной Европы и обратно потому, что экономически это выгодно. Несмотря на высокие расценки.
        Ни один судовладелец не будет работать себе в убыток...

        Нет, не выгодно, и почти никого, кроме нас и китайцев, на СМП нет.
        Нам деваться некуда, Арктика - часть нашей страны, а китайцы идут
        на издержки для того, чтобы закрепиться в Арктике, иметь резервный
        морской выход в остальной мир.
        1. 0
          6 октября 2020 19:01
          Цитата: Bez 310
          Нет, не выгодно, и почти никого, кроме нас и китайцев, на СМП нет

          Вы только из сна летаргического вышли?
          Или про санкции ничего не слышали?
          1. -1
            6 октября 2020 19:05
            Не надо обсуждать комментатора, обсуждайте комментарий.
            Конкретно, коротко, по делу. Намеки, лозунги, недомолвки не
            нужны.
            1. +1
              6 октября 2020 19:07
              Так читайте выше. Внимательнее..
              1. 0
                6 октября 2020 19:10
                Я понял, у нас не сложилось...
  19. 0
    6 октября 2020 21:23
    1. Автор обозначил тему защиты СМП, однако сразу перешел на более высокую ступеньку - защиту северных рубежей РФ.
    2. Автор частично перечислил, что есть в распоряжении СФ.
    3. Практически не выделены реальные угрозы (конкретно для СМП и для РФ в целом ) с данного направления. А пока не определены реальные угрозы в настоящем и будущем, нельзя сказать о достаточности или недостаточности предпринимаемых усилий (я так думаю).
  20. 0
    11 октября 2020 22:19
    Тут давеча кто-то из штатов заявил , что полуостров Таймыр - северный рубеж НАТО.. Так что расслабляться вообще не стоит.. Отсутсвие ледокольного флота у противника -вопрос времени и желания.. Программа постройки ледоколов у них уже есть.. И сами строить будут, и финны им помогут.. Учитывая гигантский перевес в АПЛ у противника - нам аэродромы в Арктике могут и не помочь..
    Противолодочной авиации у нас -кот наплакал.. А в Арктических условиях вся деятельность ещё и от погоды сильно зависит.. Что толку от сидящих где- нибудь в Алыкели Мигов, если они неделю взлететь не смогут из-за ветра и снега?