Military Review

Liberal myth about detachments

20
Liberal myth about detachments

Liberal historical the discourse in relation to the description of the Great Patriotic War is often linked with statements about "one rifle for three", "victory exclusively with the help of the frost general" and "the factor of barrage detachments."


The topic of blocking detachments is such that it is being actively discussed in order to try to prove that "few of the Red Army men wanted to go forward for the Motherland, for Stalin." And therefore, the "machine of Stalinist repression" had to go to measures such as "machine-gun fire in the back."

It is a pity that this liberal myth is firmly rooted in the heads of many Russians. Some people are really ready to believe that offensive operations led to success only because soldiers and officers felt the cold breath of the NKVD troops behind their backs.

The situation is considered in his video by the famous political scientist and philosopher Oleg Matveychev. He notes how the use of detachments itself is declared by individual sources. For example, the soldiers of the Red Army during the war years "acted compelledly" - "only due to the fact that they were not allowed to retreat by barrage units."

Oleg Matveychev dwells in detail on the myths about the detachments and presents his comments on this issue:

20 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Far B
    Far B 7 October 2020 05: 20
    +6
    this liberal myth is firmly rooted in the heads of many Russians
    Controversial statement. Sane people know what the detachments are like when they began to operate in the Red Army, when in the Wehrmacht, and that this was never an invention of "bloody commies", but existed long before. Well, you can't prove anything to the insane.
    1. rocket757
      rocket757 7 October 2020 07: 26
      +5
      You can't argue with the stubborn ... you just waste your time.
      The topic has been analyzed more than once or twice into ... molecules! useless, the range of opinions from and to, do not understand where at all.
      1. Old Orc
        Old Orc 7 October 2020 12: 18
        +1
        The stubborn ones need to put pressure on their wallet. By shutting off funding, oxygen can be returned to the brain.
        1. rocket757
          rocket757 7 October 2020 13: 13
          +1
          For some, even oxygen starvation cannot harm, nothing with!
  2. U-58
    U-58 7 October 2020 05: 59
    +5
    All these maxims about barrage detachments are from the same menu as the massively inflated tales of the perestroika times about the Great Terror.
    The stump is clear that the facts took place. And there were rtroads and shot.
    As a fact, there are deserters, cowards, alarmists.
    But if scattered (and not isolated) facts are elevated to the rank of daily bloody practice, then this will be a direct and deliberate distortion of history.
    A striking example is the "Penal Battalion" series, where penalty boxers are shown “for life” punished, where those who have atoned for their guilt with blood are not released and remain eternal penalty boxers until their death in battle.
    1. Mordvin 3
      Mordvin 3 7 October 2020 06: 24
      +3
      Quote: U-58
      the facts took place. And there were rtroads and shot.

      My grandfather got into the penal battalion after captivity. On the second day, a shrapnel cut. I went to the rear, towards the political instructor with a revolver "Where are you going?"
      "It hurt me ..."
      "Oh, come on, walk ..."
      That's the whole detachment.
  3. Errr
    Errr 7 October 2020 07: 39
    -7
    In order to finally dispel the "liberal myth about the detachments" you just need to familiarize yourself with the fundamental document. For brevity, I will quote only the main part of the document, the full text of which can be read here http://armedman.ru/dokumentyi/prikaz-narodnogo-komissara-oboronyi-soyuza-ssr-227-28-iyulya-1942-g.html.
    THE HIGH COMMAND OF THE RED ARMY ORDERS:

    1. The military councils of the fronts and, above all, the commander of the fronts:

    a) to unconditionally eliminate the retreat in the army and with an iron hand to stop the propaganda that we can and must supposedly retreat further east, that there will be no harm from such a retreat;

    b) unconditionally remove from the post and send to Headquarters to attract army commanders to the military court who allowed the unauthorized withdrawal of troops from their positions, without an order from the front command;

    c) to form, within the front, from 1 to 3 (depending on the situation) penal battalions (800 people each), where to send middle and senior commanders and relevant political workers of all military branches who are guilty of violating discipline by cowardice or instability, and put them on more difficult sections of the front to enable them to atone for their crimes against the homeland with blood.

    2. Military councils of armies and above all commanders of armies:

    a) unconditionally remove corps and division commanders and commissioners who allowed unauthorized withdrawal of troops from their positions without orders from the army command, and send them to the military council of the front for trial before a military court;

    b) to form within the army 3-5 well-armed barrage detachments (200 people in each), place them in the immediate rear of unstable divisions and oblige them in case of panic and indiscriminate withdrawal of divisional units to shoot alarmists and cowards on the spot and thus help honest divisional fighters to fulfill my duty to the Motherland;

    c) to form within the army from 5 to 10 (depending on the situation) penal companies (from 150 to 200 people each), where to send ordinary fighters and junior commanders who are guilty of violating discipline by cowardice or instability, and put them in difficult areas army, to give them the opportunity to atone with blood for their crimes before their homeland.

    3. Commanders and Commissars of Corps and Divisions:

    a) unconditionally remove from the posts of commanders and commissars of regiments and battalions who allowed the unauthorized withdrawal of units without the order of a corps or division commander, select orders and medals from them and send them to the military councils of the front to bring them to military court:

    b) provide all kinds of help and support to the army defense units in strengthening order and discipline in the units.

    The order to read in all companies, squadrons, batteries, squadrons, teams, staffs.

    People's Commissar of Defense I. STALIN

    Below is an archived scanned version of order # 227 ("Not one step back!").












    1. carstorm 11
      carstorm 11 7 October 2020 12: 21
      +8
      there is nothing bloody in this order. he is simply a necessity in such a war. as well as the fact that the commander can shoot during the battle for cowardice those who did not follow the order and ran. this is war, not ballet. Panic is very contagious and the harm from it will cost even more lives.
      1. Errr
        Errr 7 October 2020 12: 24
        -4
        Quote: carstorm 11
        there is nothing bloody in this order.
        Did I write something about blood? smile
      2. Errr
        Errr 7 October 2020 12: 25
        -2
        Quote: carstorm 11
        there is nothing bloody in this order.
        Did I write something about blood? smile
        1. carstorm 11
          carstorm 11 7 October 2020 12: 29
          0
          ahead of the comments of those who begin to condemn him)
          1. Errr
            Errr 7 October 2020 12: 54
            0
            The sadness here is that the condemnation of this order is tantamount to betrayal, but it arose, as they say, not from a lantern. Its appearance was strictly dictated precisely by the lack of a general fighting spirit in the most critical period of the war. Not everyone wanted to part with their lives in the name of Victory.
    2. Andrey Krasnoyarsky
      Andrey Krasnoyarsky 7 October 2020 15: 02
      +4
      It's good that you cited the text of order 227, about which the creators of the scary tales of the barrage units have no idea. I draw your attention: within the army, a maximum of 5 detachments of 200 people were formed, that is, in the extreme case, it is 1000 soldiers. The army (as a combined-arms unit) is about 100 thousand people. And how could the detachments contain their hundred times superior forces? The sofa whistleblowers have no idea that if the detachment shoots down all the retreating fighters, it will itself hold back the German offensive. Second: the order clearly states that the detachments were not deployed in general in the military rear, but only in the rear of unstable formations. That is, those who have already stained themselves by flight or retreat without an order.
  4. Glory1974
    Glory1974 7 October 2020 13: 38
    +3
    While all sorts of scoundrels will make films like "Penal Battles" and "Bastards", there will be people in our society who believe in these myths.
    By the way, the director Vladimir Menshov, when he went on stage to present the award to the creators of "Bastards", honestly and directly said that this film is a libel and a lie about the war, and he will not present it. He threw the envelope onto the stage and the goro left.
    Unfortunately, this was not shown on TV, but it is on the Internet, so the struggle for our history is going on everywhere and always.
  5. Glory1974
    Glory1974 7 October 2020 13: 38
    +2
    While all sorts of scoundrels will make films like "Penal Battles" and "Bastards", there will be people in our society who believe in these myths.
    By the way, the director Vladimir Menshov, when he went on stage to present the award to the creators of "Bastards", honestly and directly said that this film is a libel and a lie about the war, and he will not present it. He threw the envelope onto the stage and the goro left.
    Unfortunately, this was not shown on TV, but it is on the Internet, so the struggle for our history is going on everywhere and always.
  6. depressant
    depressant 7 October 2020 17: 46
    +1
    In general, this is all strange. In the house of the parents, the day did not pass so that the military did not gather - retirees, veterans of the Great Patriotic War, officers from a neighboring military unit. We discussed the war, episodes. I have never heard of penalties. I learned about the existence of those either from the film, or from the TV series (I don't remember now) - "Penal Battalion". There were probably some people. Bathed in blood. But detachments of NKVD officers? It is highly doubtful.
    1. ikrut
      ikrut 8 October 2020 15: 41
      +2
      I have the same picture. My father went as a soldier from Kharkov to Stalingrad, and from there to Vienna - but I have never heard either from him or from his fellow soldiers anything about barriers and penalty boxes. They talked a lot about Vlasov, about how they retreated near Kharkov and near Budapest too. But those who "met" their own were hitting the Germans, not the retreating ones. Near Kharkov, surrounded by him, he was tried by the "troika" for the "wrong" question during the political information (ASA). But we figured it out and let go. He left the encirclement alone, with weapons and documents. I went out for two weeks. And in Stalingrad, in the last trench near the Volga, he sat. Miraculously saved. He spoke when the last officer-political instructor raised them into the attack - he shouted: "If you forgot that you are Soviet - remember that you are Russian!" Of course, I heard a lot of terrible things. But there was not even a shadow of what the liberals sing today. War is a very cruel thing.
  7. depressant
    depressant 7 October 2020 17: 47
    0
    In general, this is all strange. In the house of the parents, the day did not pass so that the military did not gather - retirees, veterans of the Great Patriotic War, officers from a neighboring military unit. We discussed the war, episodes. I have never heard of penalties. I learned about the existence of those either from the film, or from the TV series (I don't remember now) - "Penal Battalion". There were probably some people. Bathed in blood. But detachments of NKVD officers? It is highly doubtful.
    1. depressant
      depressant 7 October 2020 17: 48
      +2
      Glitches? )))) wassat
  8. maykl8
    maykl8 8 October 2020 15: 48
    +2
    The USSR rifle division defended at the front up to 20 km, and advanced at the front up to 10 km. Number up to 10000 bayonets. She was armed with artillery. Question!: How many NKVD troops are needed to confidently control this division? Answer: Army or 30000 bayonets. Summary: Barrage detachments can only catch deserters in small groups at crossroads and bridges. Controlling offensive or defensive operations - gut. And the aviation? Did a special officer with a revolver sit behind each pilot? And in a submarine? The second crew of their NKVDs? What can a detachment barrage do against a tank brigade that got scared and ran, i.e. went to the rear? The Second World War is a war of divisions, not a company with detachments.

Военное обозрение

Либеральный миф о заградотрядах

20
Либеральный миф о заградотрядах

Либеральный исторический дискурс применительно к описанию Великой Отечественной войны часто увязывается с заявлениями об «одной винтовке на троих», «победе исключительно при помощи генерала-мороза» и «факторе заградительных отрядов».


Тема заградотрядов такова, что её муссируют весьма активно, чтобы попытаться доказать, что «мало кто из красноармейцев хотел идти вперёд за Родину, за Сталина». И поэтому «машине сталинских репрессий» приходилось идти на такие меры как «пулемётная очередь в спину».

Жаль, что этот либеральный миф прочно укоренился в головах многих россиян. Некоторые люди действительно готовы поверить в том, что наступательные операции приводили к успеху только потому, что солдаты и офицеры ощущали за спиной холодное дыхание военнослужащих из отрядов НКВД.

Ситуацию рассматривает в своём ролике известный политолог и философ Олег Матвейчев. Он отмечает то, как само использование заградотрядов декларируют отдельные источники. Например, бойцы РККА в годы войны «действовали вынужденно» - «только в связи с тем, что им не позволяли отступить заградительные подразделения».

Олег Матвейчев подробно останавливается на мифах о заградотрядах и представляет свои комментарии по этому вопросу:

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дальний В
    Дальний В 7 октября 2020 05:20 Новый
    +6
    этот либеральный миф прочно укоренился в головах многих россиян
    Спорное утверждение. Вменяемые люди знают, что из себя представляют заградотряды, когда они начали действовать в РККА, когда в Вермахте, и что это вообще ни разу не изобретение "кровавых коммуняк", но существовали задолго до. Ну, а невменяемым все равно ничего не докажешь.
    1. rocket757
      rocket757 7 октября 2020 07:26 Новый
      +5
      Упертых никак не переспоришь ... время только зря потратишь.
      Тему не раз и не два разбирали на ... молекулы! бесполезно, разброс мнений от и до, не пойми куда вообще.
      1. Старый Орк
        Старый Орк 7 октября 2020 12:18 Новый
        +1
        Упертым надо давить на их кошелек. Перекрывая финансирование можно вернуть доступ кислорода в мозг.
        1. rocket757
          rocket757 7 октября 2020 13:13 Новый
          +1
          Некоторым даж кислородное голодание повредить не может, нечему с!
  2. U-58
    U-58 7 октября 2020 05:59 Новый
    +5
    Все эти сентенции о заградительных отрядах- из того же меню, что и массово раздутые байки времен перестройки о Большом терроре.
    Ясен пень, что факты имели место. И стояли ртряды и отстреливали.
    Как фактом является наличие дезертиров, трусов, паникеров.
    Но если разрозненные ( и не едичные) факты возвести в ранг ежедневной кровавой практики , то это и будет прямое и намеренное искажение истории.
    Яркий пример- сериал "Штрафбат", где штрафники показаны " пожизненно" наказанными, где кровью искупившие вину не освобождаются и остаются вечными штрафниками до самой своей смерти в бою.
    1. мордвин 3
      мордвин 3 7 октября 2020 06:24 Новый
      +3
      Цитата: U-58
      факты имели место. И стояли ртряды и отстреливали.

      У меня дед после плена попал в штрафбат. На второй день осколком посекло. Пошел в тыл, навстречу политрук с наганом " Куда прешь?"
      "Ранило меня..."
      "А, ну давай, шагай..."
      Вот и весь заградотряд.
  3. Эррр
    Эррр 7 октября 2020 07:39 Новый
    -7
    Для того, чтобы окончательно развеять "либеральный миф о заградотрядах" надо просто ознакомиться с основополагающим документом. Я процитирую для краткости только основную часть документа, полный текст которого можно прочесть по ссылке http://armedman.ru/dokumentyi/prikaz-narodnogo-komissara-oboronyi-soyuza-ssr-227-28-iyulya-1942-g.html.
    ВЕРХОВНОЕ ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

    1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:

    а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;

    б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;

    в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

    2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:

    а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;

    б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;

    в) сформировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.

    3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:

    а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять в военные советы фронта для предания военному суду:

    б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.

    Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.

    Народный комиссар обороны И. СТАЛИН

    Ниже архивный сканированный вариант приказа №227 («Ни шагу назад!»).












    1. carstorm 11
      carstorm 11 7 октября 2020 12:21 Новый
      +8
      в этом приказе нет ничего кровавого. он в такой войне просто необходимость . как и то что командир может во время боя расстрелять за трусость тех кто не выполнил приказ и побежал. это война а не балет. паника штука очень заразная и вред от нее будет стоить еще больше жизней.
      1. Эррр
        Эррр 7 октября 2020 12:24 Новый
        -4
        Цитата: carstorm 11
        в этом приказе нет ничего кровавого.
        А я что-то писал про кровь? smile
      2. Эррр
        Эррр 7 октября 2020 12:25 Новый
        -2
        Цитата: carstorm 11
        в этом приказе нет ничего кровавого.
        А я что-то писал про кровь? smile
        1. carstorm 11
          carstorm 11 7 октября 2020 12:29 Новый
          0
          опережаю комменты тех кто начнет его осуждать)
          1. Эррр
            Эррр 7 октября 2020 12:54 Новый
            0
            Грусть тут в том, что осуждение этого приказа равносильно предательству, а возник он, как говорится, не от фонаря. Появление его было жёстко продиктовано именно недостаточностью общего боевого духа в самый критический период войны. Далеко не все хотели расстаться со своей жизнью во имя Победы.
    2. Андрей Красноярский
      Андрей Красноярский 7 октября 2020 15:02 Новый
      +4
      Хорошо, что вы привели текст приказа 227, о котором создатели страшных сказок о заградотрядах не имеют никакого представления. Обращаю внимание: в пределах армии формировалось максимум 5 заградотрядов по 200 человек, то есть в крайнем случае это 1000 бойцов. Армия (как общевойсковое соединение) - это порядка 100 тыс. человек. И как заградотряды могли сдержать в сто раз их превосходящие силы? Диванным разоблачителям невдомек, что если заградотряд перестреляет всех отступающих бойцов, то будет сам сдерживать наступление немцев. Второе: в приказе ясно сказано, что заградотряды ставились не вообще в войсковом тылу, а только в тылу неустойчивых соединений. То есть таких, которые уже до этого запятнали себя бегством или отступлением без приказа.
  4. слава1974
    слава1974 7 октября 2020 13:38 Новый
    +3
    Пока всякие негодяи будут снимать фильмы подобные "Штрафбату" и "Сволочам", в нашем обществе будут люди ,которые в эти мифы верят.
    Кстати режиссер Владимир Меньшов, когда вышел на сцену для вручения премии создателям "Сволочей", честно и прямо сказл ,что этот фильм пасквиль и ложь про войну, и он вручать ее не будет. Швырнул конверт на сцену и городо удалился.
    К сожалению по телевизору это не показали ,но в интернете есть.Так что борьба за нашу историю идет везде и всегда.
  5. слава1974
    слава1974 7 октября 2020 13:38 Новый
    +2
    Пока всякие негодяи будут снимать фильмы подобные "Штрафбату" и "Сволочам", в нашем обществе будут люди ,которые в эти мифы верят.
    Кстати режиссер Владимир Меньшов, когда вышел на сцену для вручения премии создателям "Сволочей", честно и прямо сказл ,что этот фильм пасквиль и ложь про войну, и он вручать ее не будет. Швырнул конверт на сцену и городо удалился.
    К сожалению по телевизору это не показали ,но в интернете есть.Так что борьба за нашу историю идет везде и всегда.
  6. депрессант
    депрессант 7 октября 2020 17:46 Новый
    +1
    Вообще это всё странно. В доме родителей дня не проходило, чтобы не собирались военные -- отставники, ветераны ВОВ, офицеры из соседней воинской части. Обсуждали войну, эпизоды. Ни разу не слыхала о штрафниках. Узнала о существовании таковых то ли из фильма, то ли сериала (сейчас уже не помню) -- "Штрафбат". Наверное, отдельные люди были. Искупали кровью. Но заградотряды из офицеров НКВД ? Очень сомнительно.
    1. ikrut
      ikrut 8 октября 2020 15:41 Новый
      +2
      У меня та же картина. Отец прошел солдатом от Харькова до Сталинграда, а оттуда до Вены - но я ни разу не слыхал ни от него, ни от его однополчан ничего о заградотрядах и штрафниках. О власовцах - много говорили, о том как отступали под Харьковым и под Будапештом тоже. Но "встречающие" свои били по немцам, а не по отступающим. Под Харьковом в окружении его судила "тройка" за "неправильный" вопрос во время политинформации (АСА). Но разобрались и отпустили. Из окружения он вышел в одиночку, с оружием и документами. Две недели выходил. И в Сталинграде, в последнем окопчике у Волги сидел. Чудом спасся. Говорил, когда последний офицер-политрук поднимал их в атаку - кричал: "Если вы забыли, что вы советские - вспомните, что вы - русские!". Конечно, много страшного приходилась слышать. Но не было и тени того, что сегодня либерасты поют. Война - очень жестокая штука.
  7. депрессант
    депрессант 7 октября 2020 17:47 Новый
    0
    Вообще это всё странно. В доме родителей дня не проходило, чтобы не собирались военные -- отставники, ветераны ВОВ, офицеры из соседней воинской части. Обсуждали войну, эпизоды. Ни разу не слыхала о штрафниках. Узнала о существовании таковых то ли из фильма, то ли сериала (сейчас уже не помню) -- "Штрафбат". Наверное, отдельные люди были. Искупали кровью. Но заградотряды из офицеров НКВД ? Очень сомнительно.
    1. депрессант
      депрессант 7 октября 2020 17:48 Новый
      +2
      Глюки? )))) wassat
  8. maykl8
    maykl8 8 октября 2020 15:48 Новый
    +2
    Стрелковая дивизия СССР оборонялась на фронте до 20 км, а наступала на фронте до 10 км. Численность до 10000 штыков. Имела на вооружении артиллерию. Вопрос!:Сколько нужно войск НКВД, что бы контролировать уверенно эту дивизию? Ответ: Армия или 30000 штыков. Резюме: Заград-отряды могут только ловить дезертиров мелкими группами на перекрестках дорог и мостах. Контролировать наступательные или оборонительные операции - кишка тонка. А авиация? За каждым летчиком особист с наганом сидел? А в подводной лодке? Второй экипаж их НКВДшников? Что может сделать заград-отряд против танковой бригады, которая испугалась и побежала т.е. поехала в тыл? Вторая мировая война это война дивизий,а не рот с заград-отрядами.