Military Review

Fire and gas in a world war. View from 1915

13
Fire and gas in a world war. View from 1915
German flamethrower on the cover of the magazine


During the First World War, new types of weapons became widespread, which ultimately determined the appearance of battles. This progress in military affairs attracted the attention of the press. For example, in the July 1915 issue of the American magazine Popular Mechanics, there was an interesting article "Fire and Gas in World War" ("Fire and gas in the world war").

Fire and gas


The primitive warrior, not intending to eat his victim, used poisoned arrows - but he could not teach the lessons of cruelty to modern armies. Now poisoned arrows are not used only due to obsolescence and insufficient lethality, which does not meet the requirements of the XNUMXth century.

To obtain new results in this area, chemistry was used. The armies began using poisonous gases and "liquid fire". Under favorable meteorological conditions, a cloud of a toxic substance several meters high is capable of covering enemy positions.

Whoever came up with the idea of ​​using poison gases, they are now used by all the warring parties. The Germans used the gases in a recent attack in the Ypres area in Belgium. In the Argonne Forest in France, both sides use chemicals whenever possible. According to press reports, the French gases do not cause irreparable harm to the enemy, but leave him unconscious for one to two hours.

Recent reports from reliable sources have included a French turpinite bomb. Considering moral issues, the best feature of this substance is its ability to kill instantly. The use of such ammunition can explain the recent successes of the Allies in Flanders. At the same time, for several weeks, the inhabitants of London fear a possible German attack with the use of gas bombs thrown from the Zeppellins.

The use of gases and flammable liquids is not the only departure from civilized warfare. So, the American company offers a special shell, called the most deadly among all existing. When such a projectile explodes, the fragments are covered with poison - and any scratch from them becomes fatal; the victim dies within a few hours.

It is impossible to estimate what the use of such weapons and how it will affect civilization. If we take into account modern views on moral issues and the norms of the adopted conventions, then all this looks like a return to the barbaric order. Thus, the Convention on the Laws and Customs of War on Land, adopted at the Second Hague Conference in 1907, prohibits the use of poisons or poisoned weapons, or the use of weapons that cause unnecessary suffering.



Civilized nations have hitherto taken the position that the incapacitation or killing of the enemy serves the achievement of necessary and legitimate goals. Obviously, the poisonous gases that cause anguish are a deterrent — an attempt to make war more terrifying and thereby affect the spirit of the enemy. However, this attempt turns out to be useless when it comes to the use of gases against the army. They respond to gas attacks with their own attacks.

Also, soldiers are protected from gases using respirators and masks of various types. It is likely that as a result of such processes, the army will become like a mine rescue team. Every French soldier in the Argonne Forest has his own felt mask that covers his nose and mouth. Inside the mask is a white powder that neutralizes German gas - it is believed to be chlorine. A soldier with such a mask is protected from the poisonous clouds coming from the German trenches.

France responds to such chemical weapons with its own developments. A few years ago, the French authorities were faced with the problem of criminals in cars, and military laboratories were ordered weapons that could neutralize the villain, but not harm him. It is reported that such bombs are now being used at the front. When the ammunition explodes, gas is released, causing increased lacrimation and scalding the throat. For an hour after that, the person remains helpless and almost blind, but after two hours everything passes.

The French use gas bombs and shells, while the Germans use a less effective gas attack. Moreover, German gas is more dangerous. Its exact composition is known only in Germany, but British experts who have seen the action of such weapons believe that it was chlorine. If this gas is inhaled in sufficient quantity, death is inevitable. Non-lethal doses lead to excruciating pain and leave almost no chance of recovery. To avoid being hit by their own gases, the Germans wear special protective helmets.

Finds application and "liquid fire". Such attacks are only possible from close range. A flamethrower soldier carries on his back a can of flammable liquid under pressure, a hose connected to a cannon pipe. When the valve is opened, the flammable liquid is ejected and ignited; she flies 10-30 yards.

In favorable conditions, such weapons can be effective and useful. The trenches of the belligerent armies are often separated by only 20-30 yards, and in the course of constant attacks and counterattacks, different sections of the same trench may belong to different forces. When performing a combat mission, the flamethrower runs the risk of falling under its own flame and getting fatal burns. For this reason, he is entitled to safety goggles and a fire-resistant mask covering the face and neck.

A look from the past


An article about "gas and fire" on the fronts of the First World War appeared in July 1915 - a year after the beginning of the war and several years before its end. By this time, new weapons and weapons had appeared on the battlefields, which seriously influenced the course of battles and the appearance of the war as a whole. At the same time, some new items have not yet appeared or have not had time to receive proper development.


Various means of protection against gases

An article from Popular Mechanics shows that in 1915, chemical weapons were still considered quite dangerous and effective, and both irritants and toxic substances were used on the front. However, in parallel, there was a development of means of protection against them. Then it was assumed that they would not only allow to fight in conditions of chemical contamination, but also seriously change the appearance of the army. Conclusions were also made about jet-type flamethrowers. They were considered useful weapons, but not without a number of disadvantages.

Against the background of the general features of the First World War, discussions about civilized and barbaric methods of war look very specific. Also noteworthy is the proposal to create a projectile with poisoned fragments - fortunately, remained without practical implementation. Separately, it is worth noting information about the poisonous substance "turpinit", which at one time was reported only by German sources. It is believed that such a gas never existed, and rumors about it are associated with a misinterpretation of real facts.

Unknown future


In 1915, an American magazine could not know how events would develop in the future. Popular Mechanics wrote that France uses gas shells and bombs, while Germany is limited to balloon attacks. Subsequently, all parties to the conflict mastered all methods of using toxic substances and actively used them until the very end of the war.

The general prospects for chemical warfare agents also remained unknown. Already during the war, work began in different countries to create means and methods of protection, which seriously affected the potential effectiveness of such weapons. As a consequence, in the conflicts of the coming decades, chemicals were used sparingly, in limited quantities and without significant effect.

During the First World War, jet flamethrowers were considered modern and effective weapons, but with some drawbacks. In the future, despite all the efforts, the gunsmiths failed to get rid of the inherent problems of such systems. They found application in the future, but by the middle of the century they began to leave the armies due to limited benefits and excessive risks. It is unlikely that such a development of events was obvious in 1915, when the flamethrower was one of the most terrible weapons.

On the whole, the article "Fire and Gas in World War" from a magazine from the still neutral USA looked quite interesting and objective (by the standards of mid-1915). But nevertheless, taking into account the modern "after-message", such publications do not look detailed enough or objective. At the same time, they perfectly show what opinions and moods took place in the past, when the world war was gaining momentum and showed more and more horrors.
Author:
Photos used:
Popular Mechanics
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 12 October 2020 18: 26 New
    +6
    For 1915, the article was very sensibly written ... by the way, for the then neutral USA.
  2. BISMARCK94
    BISMARCK94 12 October 2020 18: 52 New
    +2
    Well written, I would like to see more such content here
  3. lucul
    lucul 12 October 2020 20: 02 New
    0
    Also, soldiers are protected from gases using respirators and masks of various types. It is likely that, as a result of such processes, the army will become like a mine rescue team. Every French soldier in the Argonne Forest has his own felt mask that covers his nose and mouth. Inside the mask placed white powderneutralizing German gas - it is believed to be chlorine.

    Hmm .....
    1. Motorist
      Motorist 12 October 2020 21: 13 New
      0
      Quote: lucul
      Inside the mask is a white powder that neutralizes German gas - it is believed to be chlorine.

      Hmm .....

      It is a translation. Foreign punctuation, probably, remained (or - hybrid).

      PS But no, I checked in the original, there: "... and in the crevices of this mask is a whitish powder which neutralizes the German gas, thought to be chlorine."
  4. Mister X
    Mister X 12 October 2020 20: 39 New
    +7
    about the poisonous substance "turpinitis", About which only German sources reported at one time. It is believed that such a gas never existed, and rumors about it are associated with a misinterpretation of real facts.
    Author: Kirill Ryabov

    Perhaps Turpinite was associated with the work of a French chemist named François Turpin.
    Until the 1st World War, he was engaged in the development of explosives.
    In particular, he patented the technology for the manufacture of artillery shells loaded with the substance "melinite".
    Shimose (Japan) and liddite (England) are considered close in composition.
  5. Paragraph Epitafievich Y.
    Paragraph Epitafievich Y. 12 October 2020 20: 51 New
    +2
    Interesting, thanks.
    Popmeh and a hundred years ago he held the bar)
  6. Catfish
    Catfish 12 October 2020 22: 32 New
    +5
    Immediately I remembered the "Attack of the Dead" - a counterattack by the 13th company of the 226th Zemlyansky regiment on July 24 (August 6), 1915 while repelling a German gas attack. An episode of the defense of the Osovets fortress on the Eastern Front during the First World War.

    Thanks to Kirill for a high-quality and interesting article. hi
    1. Kerensky
      Kerensky 13 October 2020 01: 27 New
      +1
      Immediately I remembered "Attack of the Dead"
      We studied together with the author.
      I had to work for a long time to avoid mistakes in details. For example, the sight for a machine gun had to correspond to the moment. Evgeny has a lot of good work and a lot of attention to detail. I still have some of his sketches ...
  7. Knell wardenheart
    Knell wardenheart 12 October 2020 22: 44 New
    0
    Prior to the more or less modern design of the gas mask, BOV could really look like some kind of weapon with potential. However, it is hardly realistic to build a coherent military strategy on it outside the boundaries of tactical operations (moreover, extremely irregular ones). From the point of view of the potential for exterminating civilians, the industrial capacities and the lifting force of the aviation / its fleet and the range in VV1 were clearly insufficient for this task in the spaces of interest (in the industrially important rear of the enemy). The industrial capacities of the chemical industry themselves were already thoroughly overloaded without this. By the time of BB2, the parties had accumulated sufficient stocks of such substances and unequivocally expressed their negative position on its use - thus, the employing side could face massive retaliation, more than a trigger. In addition, transporting an array of such weapons in wartime was an unnecessary risk.
  8. Fitter65
    Fitter65 13 October 2020 00: 22 New
    +1
    According to press reports, the French gases do not cause irreparable harm to the enemy, but leave him unconscious for one to two hours.
    The correct French gases are very humanistic, unlike the barbaric German ones ...
  9. yehat2
    yehat2 13 October 2020 13: 36 New
    0
    in rare moments, when the Germans were distracted from poisonous gases and flamethrowers, there was a world war.
  10. Reptiloid
    Reptiloid 13 October 2020 17: 21 New
    +3
    ...... A primitive warrior, not going to eat his victim, ...... poisoned arrows .......

    How is it not going to eat ??? !!! Very much even, and gathered, and ate! Ever since Pithecanthropus times. Cannibalism was of 2 types: ritual and everyday.
    For Neanderthals, not being able to be eaten during a funeral ritual was tantamount to a curse! The soul was losing touch with its tribe, both figuratively and literally!
    And the Brazilian Indians, for example, had a terrible custom in this regard. The prisoner (even an Indian, even a white one) was married to his woman ... or the captive was given in marriage, and the children were raised, and ... So the opinion regarding murder without eating is, to put it mildly, incorrect. Then, however, this custom was abandoned.
    It is the same with poisoned arrows and food. The same Brazilian Indians catch crocodiles, raise them, keeping them in a log house, and then kill them with a poisoned arrow and pull them by a rope, pulling them out of the log cabin. And then they cut the arrow out of the meat, along with a small piece of the carcass, for a guarantee. So the opinion that it is dangerous to eat someone killed by a poisoned arrow is also incorrect.
    1. yehat2
      yehat2 14 October 2020 11: 56 New
      +1
      the poison is different. There is one that can be eaten safely enough.
      there are a lot of poisons that decompose quickly.
      If you killed an elephant with a bucket of hydrocyanic acid, then yes, you cannot eat it, but if you kill it with an arrow, the tip of which has been oiled, then you can.

Военное обозрение

Огонь и газ в мировой войне. Взгляд из 1915 года

13
Огонь и газ в мировой войне. Взгляд из 1915 года
Немецкий огнеметчик на обложке журнала


В ходе Первой мировой войны широкое распространение получили новые виды вооружений, в итоге определившие облик сражений. Такой прогресс военного дела привлекал внимание прессы. К примеру, в июльском номере американского журнала Popular Mechanics за 1915 г. была любопытная статья «Fire and Gas in World War» («Огонь и газ в мировой войне»).

Огонь и газ


Первобытный воин, не собираясь поедать свою жертву, применял отравленные стрелы – но он не смог бы преподать уроки жестокости современным армиям. Сейчас отравленные стрелы не используются только по причине устаревания и недостаточного поражающего действия, не соответствующего требованиям XX века.

Для получения новых результатов в этой области задействовали химию. Армии начали использовать ядовитые газы и «жидкий огонь». При благоприятных метеоусловиях облако отравляющего вещества высотой в несколько метров способно накрыть позиции противника.

Кто бы ни придумал применять отравляющие газы, сейчас они используются всеми воюющими сторонами. Немцы использовали газы при недавней атаке в районе г. Ипр в Бельгии. В Аргонском лесу во Франции обе стороны используют химикаты при любой возможности. По сообщениям прессы, французские газы не наносят противнику непоправимого вреда, но оставляют его без сознания на один-два часа.

В недавних сообщениях из надежных источников фигурировала французская бомба с зарядом турпинита. Учитывая моральные вопросы, лучшая черта этого вещества – способность убивать мгновенно. Применением таких боеприпасов можно объяснить недавние успехи союзников во Фландрии. Одновременно с этим в течение нескольких недель жители Лондона опасаются возможной немецкой атаки с применением газовых бомб, бросаемых с «цепеллинов».

Применение газов и горючих жидкостей не является единственным отступлением от цивилизованного ведения войны. Так, американская компания предлагает особый снаряд, именуемый наиболее смертоносным среди всех существующих. При взрыве такого снаряда осколки покрываются ядом – и любая царапина от них становится смертельной; жертва умирает в течение нескольких часов.

Невозможно оценить, к чему приведет использование такого оружия и как повлияет на цивилизацию. Если учитывать современные взгляды на вопросы морали и нормы принятых конвенций, то все это похоже на возвращение к варварским порядкам. Так, Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, принятая на Второй Гаагской конференции в 1907 г., запрещает использовать яды или отравленное оружие либо применять оружие, причиняющее ненужные страдания.



Цивилизованные нации до сих пор занимали позицию, согласно которой вывод из строя или убийство неприятеля служит достижению необходимых и законных целей. Очевидно, что отравляющие газы, причиняющие мучения, являются средством устрашения – попыткой сделать войну более ужасающей и тем самым воздействовать на дух противника. Однако эта попытка оказывается бесполезной, если речь идет о применении газов против армии. На газовые атаки отвечают собственными атаками.

Также солдат защищают от газов при помощи респираторов и масок разных типов. Вполне вероятно, что по результатам таких процессов армия станет похожей на горноспасательную команду. У каждого французского солдата в Аргонском лесу есть собственная войлочная маска, закрывающая нос и рот. Внутри маски помещен белый порошок, нейтрализующий немецкий газ – считается, что это хлор. Солдат с такой маской защищен от ядовитых облаков, идущих от немецких окопов.

На такое химическое оружие Франция отвечает своими разработками. Несколько лет назад французские власти столкнулись с проблемой преступников на автомобилях, и военным лабораториям заказали оружие, способное нейтрализовывать злодея, но не наносить ему вред. Сообщается, что сейчас такие бомбы используются на фронте. При взрыве боеприпаса высвобождается газ, вызывающий усиленное слезотечение и обжигающий горло. В течение часа после этого человек остается беспомощным и почти слепым, но через два часа все проходит.

Французы используют газовые бомбы и снаряды, тогда как немцы применяют менее эффективный газобаллонный способ атаки. При этом немецкий газ более опасен. Точный его состав знают только в Германии, но британские специалисты, видевшие действие такого оружия, полагают, что это был хлор. Если вдохнуть этот газ в достаточном количестве, смерть неминуема. Нелетальные дозы приводят к мучительным болям и почти не оставляют шанса на восстановление. Чтобы избежать поражения собственными газами, немцы носят специальные защитные шлемы.

Находит применение и «жидкий огонь». Такие атаки возможны только с близкого расстояния. Солдат-огнеметчик несет на спине баллон с горючей жидкостью под давлением, шлангом соединенный с трубой-брандспойтом. При открытии клапана горючая жидкость выбрасывается и поджигается; она летит на 10-30 ярдов.

В благоприятных условиях такое оружие может быть эффективным и полезным. Окопы воюющих армий нередко разделяет всего 20-30 ярдов, а в ходе постоянных атак и контратак разные участки одной траншеи могут принадлежать разным силам. При выполнении боевой задачи огнеметчик подвергается риску попасть под собственное пламя и получить смертельные ожоги. По этой причине ему полагаются защитные очки и огнестойкая маска, закрывающая лицо и шею.

Взгляд из прошлого


Статья о «газе и огне» на фронтах Первой мировой появилась в июле 1915 г. – через год после начала войны и за несколько лет до ее завершения. К этому времени на полях сражений успели появиться новые вооружения и средства, серьезно повлиявшие на ход боев и облик войны в целом. При этом некоторые новинки еще не появились или не успели получить должного развития.


Разные средства защиты от газов

Статья из Popular Mechanics показывает, что в 1915 г. химическое оружие все еще считалось достаточно опасным и эффективным, и на фронте использовались как раздражающие, так и отравляющие вещества. Однако параллельно шла разработка средств защиты от них. Тогда предполагалось, что они не только позволят воевать в условиях химического заражения, но и серьезно изменят облик армии. Также были сделаны выводы об огнеметах струйного типа. Их считали полезным оружием, но не лишенным ряда недостатков.

На фоне общих особенностей Первой мировой весьма специфически выглядят рассуждения о цивилизованных и варварских методах войны. Также обращает на себя внимание предложение о создании снаряда с отравленными осколками – к счастью, оставшееся без практической реализации. Отдельно стоит отметить информацию об отравляющем веществе «турпинит», о котором в свое время сообщали только немецкие источники. Считается, что такого газа никогда не существовало, а слухи о нем связаны с неправильной интерпретацией реальных фактов.

Неизвестное будущее


В 1915 г. американский журнал не мог знать, как будут развиваться события в дальнейшем. Popular Mechanics писал, что Франция использует газовые снаряды и бомбы, а Германия ограничивается баллонными атаками. В дальнейшем все стороны конфликта освоили все методы применения отравляющих веществ и активно использовали их до самого конца войны.

Также оставались неизвестными общие перспективы боевых отравляющих веществ. Уже во время войны в разных странах начались работы по созданию средств и методов защиты, что серьезно ударило по потенциальной эффективности такого оружия. Вследствие этого в конфликтах будущих десятилетий химикаты использовались редко, ограниченно и без значительного эффекта.

В годы Первой мировой войны струйные огнеметы считались современным и эффективным оружием, но с некоторыми недостатками. В дальнейшем, несмотря на все усилия, оружейникам не удалось избавиться от врожденных проблем таких систем. Они находили применение и в будущем, но к середине века стали уходить из армий ввиду ограниченной пользы и чрезмерных рисков. Вряд ли такое развитие событий было очевидным в 1915 г., когда огнемет был одним из самых страшных вооружений.

В целом статья «Fire and Gas in World War» от журнала из пока нейтральных США выглядела достаточно интересной и объективной (по меркам середины 1915 г.). Но все же с учетом современного «послезнания» подобные публикации выглядят недостаточно подробными или объективными. При этом они прекрасно показывают, какие мнения и настроения имели место в прошлом, когда мировая война набирала обороты и показывала все новые и новые ужасы.
Автор:
Использованы фотографии:
Popular Mechanics
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. parusnik
    parusnik 12 октября 2020 18:26
    +6
    Для 1915 года, статья очень толково написана...кстати,для нейтральных тогда США.
  2. BISMARCK94
    BISMARCK94 12 октября 2020 18:52
    +2
    Хорошо написано, хотелось бы еще такой контент здесь видеть
  3. lucul
    lucul 12 октября 2020 20:02
    0
    Также солдат защищают от газов при помощи респираторов и масок разных типов. Вполне вероятно, что по результатам таких процессов армия станет похожей на горноспасательную команду. У каждого французского солдата в Аргонском лесу есть собственная войлочная маска, закрывающая нос и рот. Внутри маски помещен белый порошок, нейтрализующий немецкий газ – считается, что это хлор.

    Мда .....
    1. Моторист
      Моторист 12 октября 2020 21:13
      0
      Цитата: lucul
      Внутри маски помещен белый порошок, нейтрализующий немецкий газ – считается, что это хлор.

      Мда .....

      Это перевод. Пунктуация заграничная, наверно, осталась (или - гибридная).

      P.S. Ан нет, проверил в оригинале, там: "...and in the crevices of this mask is a whitish powder which neutralizes the German gas, thought to be chlorine."
  4. Mister X
    Mister X 12 октября 2020 20:39
    +7
    об отравляющем веществе «турпинит», о котором в свое время сообщали только немецкие источники. Считается, что такого газа никогда не существовало, а слухи о нем связаны с неправильной интерпретацией реальных фактов.
    Автор: Рябов Кирилл

    Возможно, Турпинит связывали с работами французского химика по имени Франсуа Турпен.
    До 1-й мировой он занимался разработкой взрывчатых веществ.
    В частности, он запатентовал технологию изготовления артиллерийских снарядов, снаряжённых веществом "мелинит".
    Близкими по составу считаются шимозе (Япония) и лиддит (Англия).
  5. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 12 октября 2020 20:51
    +2
    Интересно, спасибо.
    Попмех и сто лет назад планку держал)
  6. Морской Кот
    Морской Кот 12 октября 2020 22:32
    +5
    Сразу вспомнилась «Атака мертвецов» -- контратака 13-й роты 226-го Землянского полка 24 июля (6 августа) 1915 года при отражении немецкой газовой атаки. Эпизод обороны крепости Осовец на Восточном фронте во время Первой мировой войны.

    Кириллу благодарность за качественную и интересную статью. hi
    1. Керенский
      Керенский 13 октября 2020 01:27
      +1
      Сразу вспомнилась «Атака мертвецов»
      С автором картины вместе учились.
      Долго пришлось работать, чтоб избежать ошибок в деталях. Например прицел к пулемёту должен был соответствовать моменту. У Евгения много хороших работ и большое внимание к мелочам. Кое что из его этюдов у меня осталось....
  7. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 12 октября 2020 22:44
    0
    До более-менее современной конструкции противогаза БОВ действительно могли смотреться как некое оружие с потенциалом . Однако выстроить на нем внятную военную стратегию за границами тактических операций (притом - крайне нерегулярных) - малореально. С точки зрения потенциала истребления мирного населения - промышленные мощности и подъемная сила авиации/ее парк и радиус действия в ВВ1 были однозначно недостаточны для этой задачи на интересующих пространствах (в промышленно важных тылах противника) . Сами промышленные мощности хим.промышленности были уже основательно перегружены и без этого . К моменту ВВ2 стороны накопили достаточные запасы таких веществ и однозначно выразили свою негативную позицию по его использованию -таким образом , применившая сторона могла столкнуться с массированным возмездием , большим чем триггер. К тому же транспортировка массива такого оружия в военное время являлась излишним риском .
  8. Fitter65
    Fitter65 13 октября 2020 00:22
    +1
    По сообщениям прессы, французские газы не наносят противнику непоправимого вреда, но оставляют его без сознания на один-два часа.
    Правильные французские газы, очень гуманистичны, в отличии от варварских германских....
  9. yehat2
    yehat2 13 октября 2020 13:36
    0
    в редкие моменты, когда немцы отвлекались от отравляющих газов и огнеметов, шла мировая война.
  10. Reptiloid
    Reptiloid 13 октября 2020 17:21
    +3
    ......Первобытный воин, не собираясь поедать свою жертву,......отравленные стрелы.......

    Как это не собирался поедать???!!! Очень даже, и собирались, и поедали! Ещё с питекантропских времён. Каннибализм был 2х типов: ритуальный и бытовой.
    У неандертальцев отсутствие возможности быть съеденным во время похоронного ритуала было равносильно проклятию! Душа теряла связь со своим племенем и в переносном смысле и в буквальном!
    А у Бразильских Индейцев, например, существовал ужасный обычай на этот счёт. Пленника (хоть индейца, хоть белого) женили на своей женщине...или пленницу выдавали замуж, а детей растили, и... Так что мнение касательно убийства без поедания, мягко говоря некорректно. Потом правда, от этого обычая отказались.
    Точно так же и касательно отравленных стрел и пищи. Те же Бразильские Индейцы ловят крокодильчиков, растят, держа в срубе, а потом убивают отравленной стрелой и подтягивают за верёвку, вытаскивая из сруба. А потом вырезают стрелу из мяса вместе с маааленьким кусочком тушки, для гарантии. Так что мнение о том что убитого отравленной стрелой опасно съедать, тоже некорректно.
    1. yehat2
      yehat2 14 октября 2020 11:56
      +1
      яд бывает разный. Есть такой, который можно есть достаточно безопасно.
      есть куча ядов, которые быстро разлагаются.
      Если вы убили слона ведром синильной кислоты, то да, его есть нельзя, а если стрелой, наконечник которой был смазан, то можно.