Рейдеры. Звездный час «Адмирала Хиппера»

74

Когда слышишь или читаешь слово «рейдер», сразу в памяти всплывает что-то германское. Либо мутный силуэт «Тирпитца» где-то на Севере, одним своим присутствием вызывающий расслабление организмов у британцев, либо переделанный из гражданского корабля вспомогательный крейсер с командой из отборных головорезов типа «Пингвина» или «Корморана».

На самом деле, куда было деваться немцам? Флот открытого моря остался в прошлом, а то, что они успели построить к началу ими же затеянной войны, никоим образом не могло сравниться с британским флотом. Поэтому ни о каких эскадренных боях типа Ютланда немцы даже не мечтали, поскольку эскадр у них больше не было.



А было то, что было. 4 линкора, 6 тяжелых и 6 легких крейсеров. Из которых за первые полтора года войны немцы умудрились потерять линкор, 2 тяжелых и 2 легких крейсера.

Отсюда вполне себе разумная тактика рейдерства, особенно если учесть, что даже без учета помощи союзников британский флот насчитывал 15 линкоров и линейных крейсеров, 7 авианосцев, 66 крейсеров и 184 эсминца. И примерно 30% от этого количества еще строилось на британских верфях.

Рейдеры. Звездный час «Адмирала Хиппера»

Из этого количества только в Атлантике было сконцентрировано 13 линкоров, 3 авианосца и почти 40 крейсеров. Правда, вся эта мощь была рассредоточена от Гренландии до Антарктиды, но тем не менее.

В целом немцам нечего было противопоставить британской мощи, кроме, пожалуй, тактики, примененной еще в Первую мировую войну. То есть попытаться устроить блокаду Британских островов, максимально усложнив доставку всего необходимого из колоний.

Два пути: подводные лодки и надводные корабли, поскольку самолетов дальнего радиуса действия, способных наносить реальный урон, у немцев не было в достаточных количествах. Я уже писал о «Кондорах», FW.200, которые потопили бомбами не один корабль, но их было слишком мало, чтобы всерьез напрячь Британию.

Так что оставались действия подводного флота и надводных рейдеров. Если с подводными лодками у немцев все было более или менее неплохо, то в качестве надводных рейдеров в ход шло все, что можно было использовать в этом плане, от линкора до пассажирского лайнера.

Вообще, в истории Второй мировой войны все еще остается много белых пятен. Какие-то просто не представляют интереса, о каких-то просто не осталось к нашим дням свидетельств очевидцев, но есть такие, о которых можно подумать. Как, например, приводимый случай, в котором, с одной стороны, ничего особенного и нет, с другой – имеет место быть историческая загадка.

Февраль 1941 года. Германское главнокомандование изо всех сил пытается осложнить вопрос с поставками в Великобританию путем перехвата атлантических конвоев.

Была спланирована операция «Нордзеетур», в рамках которой в море должны были выйти уже знакомые нам «Шарнхорст» и «Гнейзенау» при поддержке «Хиппера» и эсминцев. Но «Гнейзенау» все еще ремонтировался после полученных повреждений в шторм в декабре 1940 года, а вот с «Шарнхорстом» получилось странно. Вроде бы неповрежденный корабль остался в порту, что можно отнести к загадкам, потому что ситуация получилась странная: «Шарнхорст» и «Хиппер» в паре могли наделать дел вполне нешуточных. Но по факту в дело пошел только «Адмирал Хиппер» с эскортом из эсминца и трех миноносцев.


Крейсер вышел из Бреста и ушел в Атлантику. О том, что операция была задумана в спешке, свидетельствует тот факт, что на снабжение «Хиппера» топливом был отправлен танкер «Шпихерн», срочно переделанный из обычного торгового теплохода и с командой, которая мягко говоря, была не обучена таким маневрам, как заправка крейсера в открытом океане.

Крейсер и танкер встретились, и шоу с заправкой «Хиппера» растянулось на целых три дня. Это, конечно, показывает моряков с «Шпихерна» не с самой лучшей стороны в плане подготовки, но главное – крейсер заправили и он наконец вышел на охоту.

План был очень прост: «Хиппер» должен был «пошуметь» южнее основных маршрутов конвоев, на широте Испании и Марокко, дабы отвлечь внимание от «Шарнхорста» и «Гнейзенау», которые по окончании ремонта последнего должны были выйти севернее и атаковать конвои, шедшие из Канады. В целом весьма неплохая задумка, вот только на такое дело лучше было бы отрядить более независимых в плане дальности «Дойчландов».

«Хиппер» на протяжении недели старательно делал вид, что кого-то разыскивает на юге, впрочем, особо стараясь не попадаться на глаза британцам. Этакий «крейсер-призрак», который видели везде.

10 февраля от командующего северным отрядом адмирала Лютьенса, державшего флаг на «Гнейзенау», пришло известие о том, что линкоры были обнаружены британцами. Командир «Хиппера» капитан Майзель решил не искать приключений на кормовые башни и двинулся на юго-восток, к Азорским островам. Это оказалось не просто правильным, а очень даже счастливым (для немцев) решением.

На следующий день, 11 февраля 1941 года, не повезло пароходу «Айсланд», который отстал от конвоя HG-53. Капитан «Айсланда» не стал играть в героя и на допросе в каюте капитана «Хиппера» рассказал все: маршрут конвоя, количество судов, какое охранение.

Охранение конвоя было таким, что немцы оживились и рванули догонять. Два эсминца, которые были новыми до Первой мировой войны, и вооруженный траулер, который можно было бы обозвать канонерской лодкой, – это для «Хиппера» не было угрозой совершенно.

И рейдер на полном ходу пошел в ту сторону, которую указал капитан «Айсланда». И вот ночью на радаре показались отметки судов. Не выдавая себя, немцы решили подождать до утра, чтобы при свете солнца затеять сражение.

Однако утром оказалось, что все еще более прекрасно (опять же с точки зрения немцев), ибо они натолкнулись не на конвой HG-53, а на SLS-64, шедший из Фритауна. Конвой состоял из 19 судов, которые ползли со скоростью 8 узлов и вообще не охранялись!

С первыми лучами солнца немецкие моряки с удивлением начали считать суда совершенно другого конвоя, которые шли мимо на параллельном курсе. Причем никому в составе конвоя не пришло в голову, что это немецкий рейдер. «Хиппера» приняли за «Ринаун», сказалась хорошая работа немецких радистов, выдававших в эфир позывные, схожие с позывными «Ринауна».


"Адмирал Хиппер"


"Ринаун"

Но когда окончательно рассвело, то есть в 6 утра, немцы перестали играть в прятки, спустили британский флаг и открыли огонь по практически беззащитным судам. Да, некоторые корабли в составе конвоя имели кое-какое вооружение, но что могли сделать 76-мм и 102-мм пушчонки против «Хиппера»? Вот они ничего и не сделали.

Развив максимальную скорость в 31 узел, «Хиппер» догнал конвой и пошел параллельным курсом, открыв огонь из всего вооружения и выпустив торпеды из аппаратов на правом борту. Затем, обогнав конвой, крейсер развернулся и открыл огонь из вооружения левого борта, опустошив торпедные аппараты и левого борта. 12 торпед – это 12 торпед. А еще восемь 203-мм орудий, двенадцать 105-мм орудий, двенадцать 37-мм автоматов, десять 20-мм автоматов. И все это стреляло.


Согласно рапортам артиллеристов, всего было обстреляно 26 кораблей. У немцев на «Хиппере» было два старших артиллерийских офицера, на левом и правом бортах. Старший артиллерийский офицер руководил стрельбой обоих калибров, тем же занимался главный торпедист в отношении своих торпедных аппаратов.

Так что цифра 26 целей не придумана, ясно, что некоторые корабли получили от «Хиппера» дважды, а может, и трижды.

Бой, начавшийся с дистанции около 3 миль, превратился в бойню на дистанции 5 кабельтовых, а в самом конце расстояние от стволов крейсера до целей было около 2 кабельтовых. В дело пошли даже зенитные автоматы.

В таких условиях для потопления транспорта достаточно было попасть одним снарядом крупного калибра в района ватерлинии. Как покажут результаты, немцы с этой задачей справились.

Орудия главного калибра били залпами по четыре орудия, фактически без пристрелки, что на таких дистанциях было и не нужно, каждый снаряд и без того летел в цель. За первый час сражения было выпущено более 200 снарядов главного калибра. Огонь велся фугасными снарядами с головным взрывателем, что было вполне действенно при обстреле совершенно небронированных целей.

Далее стрельба главным калибром велась по ватерлинии, с максимально точным прицеливанием. 105-мм «универсалы» стреляли туда же, а зенитные автоматы вели огонь по мостикам и рубкам кораблей. 105-мм орудия выпустили, согласно отчетам, 760 снарядов.

Выпущенные торпеды тоже не прошли мимо такой цели, как конвой в плотном построении. Согласно данным наблюдения, из 12 выпущенных торпед попали в цель 11, но одна не взорвалась. 6 судов затонули из-за попадания в них торпед.

Естественно, в таких условиях было бы разумно перезарядить аппараты, но мешало волнение на море. Тем не менее, попытка перезарядить торпедные аппараты была предпринята. Были подготовлены 2 торпеды, но третья чудом не улетела за борт, сорвавшись с транспортной тележки. Отдали команду «самый малый» и на такой скорости расчеты смогли зарядить еще 2 торпеды. Правда, к тому времени бой уже закончился.

В 7.40 утра, то есть через полтора часа после начала… боя, конвой SLS-64 перестал существовать как таковой.

Нельзя сказать, что все прошло так уж гладко, потому что такая интенсивная стрельба главным калибром не могла не сказаться на узлах и механизмах корабля.


На самом деле немецкие артиллеристы продемонстрировали не только умение вести точный огонь (хотя ладно, в упор стрелять все умеют), но и выходить из нештатных ситуаций.

В башне «А» перегорели предохранители и вышла из строя система подачи снарядов. Пока менялись предохранители, расчеты подавали заряды и снаряды вручную.

В башне «В» при первых залпах вышел из строя лоток для подачи снарядов. Он перестал опускаться в нижнее положение. Пока ремонтники приводили механизм в чувство, расчет подавал снаряды с помощью механических талей.

Расчету башни «С» повезло: у них сломался «всего-навсего» гидравлический прибойник и весь бой им пришлось досылать снаряды вручную.

Отмечено в корабельном журнале, что все неисправности устранялись «без ущерба для скорострельности». Что только подтверждает хорошую выучку немецких артиллеристов.

Кроме проблем с орудиями главного калибра, намучились и со 105-мм универсальными орудиями. Горели предохранители, особенно заведовавшие цепями электромоторов подачи снарядов и наведения. Установки выходили из строя систематически и регулярно, как от сотрясений при стрельбе орудий ГК, так и от воздействия пороховых газов.

В принципе, без проблем отстрелялись только торпедные аппараты.

Надо подвести итоги, но вот тут начинаются чудеса.

Вообще, побоище, которое устроил «Хиппер», — это рекорд. Причем рекорд результативности для одиночного корабля за две мировые войны.

По мнению немецкой стороны, экипаж «Адмирала Хиппера» потопил 13 или 14 судов водоизмещением около 75 000 тонн.

Мнение британской стороны несколько отличается.

Британцы признали потопленными 7 судов:
— «Уорлэби» (4876 рег. т);
— «Вестбери» (4712 рег. т);
— «Оусвестри Грейндж» (4684 рег. т);
— «Шрусбери» (4542 рег. т);
— «Дерринейн» (4896 рег. т);
— «Персеус» (5172 рег. т, принадлежал Греции);
— «Боргестад» (3924 рег. т, принадлежал Норвегии).

Удалось дойти до портов:
— «Лорнастону» (4934 рег. т, Британия);
— «Каллиопи» (4965 рег. т, Греция);
— «Эйдерби» (4876 рег. т, Британия);
— «Клунпарку» (4811 рег. т, Британия);
— «Блэйратоллу» (4788 рег. т, Британия).

Получается 12 судов. Но во всех сводках количество кораблей в составе конвоя указано 19. Куда делись еще 7 судов, непонятно.

Немцы, понятно, считают (и не без основания) их потопленными.

На самом деле вот еще один список:
— «Волтурно»;
— «Марго»;
— «Поликтор» (Греция);
— «Анна Мазараки» (Греция).

Эти корабли собрал вокруг «Марго» вице-коммодор Айвор Прайс и привел в порт Фуншал, что на Мадейре.


"Марго"

«Варангберг» (Норвегия) (вместе с греческим «Каллиопи») прибыл в Гибралтар.

То есть 10 судов (три сильно поврежденных) уцелело.

В общем, картина по конвою SLS-64 оказалась такой: из Фритауна вышло 19 судов. 7 потопил «Хиппер», 10 дошли до портов. Еще 2... Нет данных.

Но уже не 14. То есть тут уже 7 и 2.

Хотя, прекратив побоище и начиная отход на север, Майзель записал в отчёте: «Я решаю прервать бой, хотя видны ещё шесть пароходов».

К этому же времени относится и запись в судовом журнале:

Пока потоплено 12 судов, ещё шесть на плаву, и из них два на ходу. Два или три из четырёх стоявших сильно повреждены. Один из них тонет и, возможно, утонет ещё один. Мы потопили 13 судов водоизмещением 78 000 тонн. Из-за возможности появления вражеских тяжёлых кораблей я больше не могу оставаться здесь. Потребовалось бы несколько часов, чтобы собрать все разбросанные спасательные шлюпки.

И здесь возникает логичный вопрос: а почему капитан Майзель не превратил победу в окончательную и бесповоротную?


Я бы сказал так: извечная немецкая осторожность и нежелание рискнуть. Этим немцы грешили всю войну, пока Кригсмарине воевало.

Лангсдорф после блестящего боя у Ла Платы затапливает «Адмирала графа Шпее» и бездарно пускает себе пулю в лоб. Хотя можно было запросто не поддаваться на провокации и разметать британские крейсера.

Лютьенс на «Бисмарке» не разрешил расклинить взрывом рули, боясь повредить валы, и линкор ушел на дно с отбалансированными гребными валами, но на дно.

Майзель, очевидно, не сильно отличался от коллег, потому просто не проявил должной решительности. Он до самого конца, очевидно, не верил в то, что конвой идет без эскорта, а потому постоянно ожидал появления британских крейсеров. Отсюда и уход через полтора часа боя.

Кроме того, были израсходованы на 2/3 фугасные снаряды и торпеды в аппаратах, а перезарядка оказалась делом непростым в условиях волнения на море. Но торпеды – это не главное оружие тяжелого крейсера. То, что Майзель решил оставить неприкосновенным запасом треть фугасных снарядов, это нормально. Появление британских эсминцев или легких крейсеров могло весьма осложнить жизнь «Хипперу», так как стрельба бронебойными и полубронебойными снарядами по легкобронированным кораблям не самый лучший выход.

Но в данном случае тяжелый крейсер очень ярко продемонстрировал, что он может в случае использования его в качестве рейдера. И, надо отметить, продемонстрировал более чем превосходно.

Высокая скорость, мощное вооружение – это были однозначно сильные стороны крейсера. На то он и крейсер, тем более тяжелый. Однако здесь проявились и недостатки в виде небольшой дальности действия и отсюда постоянной нужды в дозаправках.

Большим оказался и расход снарядов: 247 снарядов калибром 203 мм и 760 снарядов 105 мм плюс 12 торпед на семь потопленных судов – это многовато.

Видимо, именно потому «Адмирал Хиппер» не стали использовать постоянно в качестве рейдера.


Вообще, именно на командире «Хиппера» лежит полная ответственность за сложившуюся неразбериху. Понятно, что Майзель находился постоянно в ожидании кораблей эскорта, с которыми тоже придется сражаться. Поэтому крейсер вед довольно хаотичный обстрел, тем более что стреляли оба борта в разное время.

Так что «Хиппер» на большой скорости маневрировал, накрывал и поражал суда, которые тоже маневрировали, пытаясь уйти от крейсера. Некоторые попадали под огонь не единожды, что, собственно, и позволило Майзелю записать себе потопление 13 судов.

Но даже такой результат, как потопление 7 судов и отправка на дно более 50 000 тонн грузов, необходимым британцам, – это уже достижение. Так что действия команды «Хиппера» были вполне хороши.

И последний вопрос. Самый интересный. Как так получилось, что британский флот, насчитывающий столько кораблей, не смог выделить пары эсминцев для обороны конвоя? Да, погоды они бы не сделали, но торпеды и дымовые завесы уже могли бы стать неплохим подспорьем против «Хиппера».

Рейдер – интересная концепция. Равно как и его применение. Если с умом – это гарантирует нанесение огромного ущерба противнику.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    11 октября 2020 02:36
    Читаю статьи Романа с наслаждением, как захватывающую повесть.
    Ваша манера изложения в сочетании с изрядным чувством юмора превращает статьи в потрясающе интересные рассказы! hi
    От себя чуть чуть добавлю. Там по вооружению всё ясно из статьи.
    Крейсер «Адмирал Хиппер»:
    Водоизмещение Стандартное 14 250 т,
    полное — 18 210 т
    Дальность плавания 6800 миль на 15 узлах
  2. +2
    11 октября 2020 03:31
    Спасибо, интересная статья
    1. +4
      11 октября 2020 18:25
      Рекомендую ознакомиться с:
      Карманный линкор. «Адмирал Шеер» в Атлантике [HL]
      Бреннеке Йохан
      Глава 4 НАПАДЕНИЕ НА КОНВОЙ НХ-84
      https://biography.wikireading.ru/140129
      "Шеер" сначала утопил вспомогательный крейсер охранения конвоя, а затем, ночью, настрелял тоннаж больше, чем "Хиппер".
      1. +2
        11 октября 2020 18:27
        Не спорю, интересные факты из действий ВМФ других стран надо изучать и учиться на чужих ошибках))
      2. +1
        11 октября 2020 20:36
        Цитата: Капитан Пушкин
        "Шеер" сначала утопил вспомогательный крейсер охранения конвоя, а затем, ночью, настрелял тоннаж больше, чем "Хиппер".

        Включая "Джервис Бей", потоплено шесть транспортов вместимостью 47495 брт
        1. +1
          11 октября 2020 20:50
          Цитата: Macsen_Wledig
          Включая "Джервис Бей", потоплено шесть транспортов вместимостью 47495 брт

          Это кто как считает. По Бреннеке, если вместе с "Джервис Бей", то будет 8 судов, общим тоннажем около 73 тыс тонн (лень до тонны высчитывать).
          Плюс повреждено 5 транспортов тоннажем порядка 30 тыс тонн.
          1. +1
            11 октября 2020 21:02
            Цитата: Капитан Пушкин
            По Бреннеке, если вместе с "Джервис Бей", то будет 8 судов,

            Бреннеке считает "Мопан", который был потоплен ранее днём, он не входил в состав конвоя.
            73000 брт? Лихо приврал...
  3. +6
    11 октября 2020 03:44
    Насколько я помню у "Хиппера" были постоянные проблемы с машинами. Статья действительно интересна и написана "лихим" языком. Автору -- спасибо. hi
    1. +2
      11 октября 2020 07:41
      Проблемы с машинами? Не знал. О побоище в юности читал, но таких ньюансов там не указывалось. Век живи, век учись. Спасибо и вам, и автору.
  4. +10
    11 октября 2020 05:27

    И последний вопрос. Самый интересный. Как так получилось, что британский флот, насчитывающий столько кораблей, не смог выделить пары эсминцев для обороны конвоя?

    Было бы достаточно эсминцев у бритов, не выменивали бы в 1940-м у амеров 50 старых корыт на свои военные базы по всему миру.
    1. +6
      11 октября 2020 14:09
      Цитата: Борис ⁣Бритва
      Было бы достаточно эсминцев у бритов, не выменивали бы в 1940-м у амеров 50 старых корыт на свои военные базы по всему миру.

      Смысл сделки эсминцы - базы - в расшивке долгов Британии за ПМВ. Старые долги мешали американцам отпускать англичанам оружие в кредит. Собственно эсминцы шли бонусом.
      1. -2
        11 октября 2020 23:19
        Цитата: Вишневая девятка
        Старые долги мешали американцам отпускать англичанам оружие в кредит. Собственно эсминцы шли бонусом.

        Бонусом пошли потом 10 корветов (шлюпов). А эти эсминцы бриты у амеров именно что выпрашивали с самого начала замеса, опасаясь, не без основания, за свои морские коммуникации. Тот факт, что они достались бритам по столь высокой цене, обосновывается именно нуждой бритов в них, а такжн позицией конгресса амеров, который отказывался тогда явным образом подберживать одну из воюющих сторон, но сделку, укрепляющую собственную обороноспособность (базы, сэр), был готов провести мимо подобной своей позиции.
        Уступки бритов для получения от штатов любой другой помощи (включая поставки вооружений и сырья) были оформлены позднее Атлантической хартией, и одними базами тут, отнюдь, не обошлось. Базы эти пошли именно в обмен на эсминцы.
  5. +4
    11 октября 2020 08:20
    "Хорек в курятнике", иначе и не скажешь... Лишний раз подтверждение, что война на море - не есть простая компьютерная стрелялка. Это и везение, и умение, и погодный фактор...
  6. +4
    11 октября 2020 08:41
    Хорошая ,дельная статья.
    Вызывает ухмылку -знаменитое "немецкое качество" -ни одна башня главного калибра,стреляя фактически в полигонных условиях не работала как надо...может поэтому Майзель и прекратил бой...
    1. +4
      11 октября 2020 18:32
      "Большим оказался и расход снарядов: 247 снарядов калибром 203 мм и 760 снарядов 105 мм плюс 12 торпед на семь потопленных судов – это многовато."

      "Многовато", не то слово. Из 7 целей, 6 потоплены торпедами и только 1 артиллерией. 1007 снарядов и 1 утопленный транспорт!!!
      Сколько же из них вообще попало в цель?
      1. +2
        11 октября 2020 19:01
        Цитата: Капитан Пушкин
        Сколько же из них вообще попало в цель?

        Ни Вегенер, ни Буссе в своих рапортах этого не пишут...
        Что до точности, то Майзель в рапорте пишет, что из четырёхорудийного залпа в цель попадали один-два снаряда.
        Кстати, не совсем понятно откуда взята цифра 247 снарядов: в рапорте Майзеля её нет, в рапорте Вегенера на прямую она не указана, из количества выпущенных снарядов по отдельным кораблям выходит цифра 230 снарядов.
      2. +6
        12 октября 2020 06:53
        Цитата: Капитан Пушкин
        247 снарядов калибром 203 мм и 760 снарядов 105 мм плюс 12 торпед на семь потопленных судов – это многовато."

        Гм. what Одно дело,когда ты стреляешь по пароходу, не успевшему передать "Атакован рейдером",когда можешь видеть,попал ты одиночным снарядом в ватерлинию или нет,когда можешь полчаса-час посмотреть,начал корабль тонуть или надо "добавки"...
        И совсем другое дело, когда целей куча, они все начинают разбегаться, ты не знаешь, есть ли в охранении военные корабли, способные нанести тебе роковые повреждения,способные повлиять на ход операции. Вот тогда ты работаешь в режиме максимальной огневой производительности,дабы если быть уверенным в том, что корабль гарантированно утопнет wink
        Все относительно, и прежде,чем постфактум кого-то укорять, надо лишь поставить себя на его место и попробовать скалькулировать все риски.
        Нам всем кажется,что мы великие адмиралы с генералами,сидя на диванах и зная гораздо больше, чем герои самих событий... hi
  7. +10
    11 октября 2020 10:35
    А было то, что было. 4 линкора, 6 тяжелых и 6 легких крейсеров
    На начало войны, 1939 год, тяжелых крейсеров было пять. Prinz Eugen достроили через год.
    1. +6
      11 октября 2020 12:04
      Цитата: Undecim
      На начало войны, 1939 год,

      Если уж на то пошло, на сентябрь 39-го 2 недолинкора. Бисмарк август 40-го, Тирпиц февраль 41-го.
  8. +10
    11 октября 2020 11:10
    Хиппер вернулся в Брест 14 февраля. В танках осталось всего 250 тонн топлива.
    Можно еще раз вспомнить что не было у немцев осмысленного судостроения, подчиненного общей цели. На рейдерские операции их корабли не затачивались и использовались вынужденно. Однако даже от таких импровизаций лайми поплохело очень сильно. Внезапно выяснилось, что их флот не может эффективно противостоять рейдерам,особенно ЛК в качестве рейдеров. Флот Метрополии дважды упустил Бисмарк и только спешно вызванный из Гибралтара Ройял случайным попаданием спас бриттов от очередного позора.
    Британский флот допустил сосредоточение сильной группировки в Бресте- идеальной точки для атаки атлантических конвоев. Успех Хиппера вполне мог повториться не раз. Но тут вмешались всеми ругаемое бестолковое Бомбардировочное Командование. Малорезультативными, дорогостоящими атаками они вынудили немцев убраться в Германию. РАФ сделали работу хваленого британского флота фактически поставив точку в рейдерской войне в Атлантике
    1. +6
      11 октября 2020 14:43
      Цитата: Engineer
      РАФ сделали работу хваленого британского флота фактически поставив точку в рейдерской войне в Атлантике

      Тут ещё стоит учесть, что у "художника" несколько сместились взгляды на место приложения надводных кораблей: появились "русские конвои"...
      1. +3
        11 октября 2020 15:04
        Да , это второй фактор
        Совещание от 29 декабря 1941 года и решение о сосредоточении в Норвегии.
        А так, повторюсь- хотел бы поглядеть на потуги просвещенных мореплавателей если бы у немцев был всего лишь третий Бисмарк вместо пары Хипперов.
        1. 0
          11 октября 2020 15:20
          Цитата: Engineer
          если бы у немцев был всего лишь третий Бисмарк вместо пары Хипперов.

          Сильно глубокая альтернатива: просто ему взяться было неоткуда.
          1. +2
            11 октября 2020 15:29
            Может и так.
            Сам не люблю альтернативы поэтому сильно не вникал
            Вроде Дешимаг в Бремене могла бы вписаться.
            1. +2
              11 октября 2020 15:48
              Цитата: Engineer
              Вроде Дешимаг в Бремене могла бы вписаться.

              Вопрос в том, что это был бы линкор Н, который немцы построили бы либо как 3-й "бисмарк", либо, что более вероятно, как вариант "бисмарка" с 350-мм ГК (в соответствии с договором).
              К реальному началу войны не успели бы: закладка планировалась в 38-м, спуск в 39-м, ввод в строй в 41-42-м... То есть к рейдерской Битве за Атлантику, он бы никак не успевал...
              1. 0
                11 октября 2020 20:02
                При некотором везении могли использовать французов.
                1. +1
                  11 октября 2020 20:10
                  Цитата: Saxahorse
                  При некотором везении могли использовать французов.

                  Даже если везение будет нужны обученные экипажи и мощная базовая ПВО, иначе "Крепости" и Либерейторы" забомбят трофеи в каменный век.
                  Да и как мимо Скалы пройти?
                  1. +1
                    11 октября 2020 20:48
                    Цитата: Macsen_Wledig
                    Да и как мимо Скалы пройти?

                    Мимо скалы? Просто пройти и все.. ПКР тогда не было а остановить линкор может только пара линкоров, и то не всегда. Как раз французы в добавок отличались изрядной резвостью хода.
                    1. 0
                      11 октября 2020 21:03
                      Цитата: Saxahorse
                      Просто пройти и все..

                      Операция "Факел"? Не... Не слышал. :)
                      1. 0
                        11 октября 2020 23:47
                        А связь какая? Ну и опять же, Факел это конец 1942 года только..
                      2. 0
                        12 октября 2020 17:50
                        Цитата: Saxahorse
                        А связь какая?

                        А что, немцы брали юг Франции весной-летом 40-го?
                      3. 0
                        12 октября 2020 23:12
                        Цитата: Macsen_Wledig
                        А что, немцы брали юг Франции весной-летом 40-го?

                        При правильном подходе могли и ласковым словом обойтись :)

                        Вы спросили где немцы могли найти еще один линкор? Я вспомнил вариант имеющий ненулевую реальность. Британцы не зря со своей Катапультой влезли. Всякое могло быть..
  9. +8
    11 октября 2020 11:27
    Если с подводными лодками у немцев все было более или менее неплохо
    К моменту начала Второй мировой войны, к сентябрю 1939 года, у немцев было аж 57 подводных лодок, из них способных выходить в Атлантику 26. У британцев было 58.
  10. +8
    11 октября 2020 12:08
    Была спланирована операция «Нордзеетур», в рамках которой в море должны были выйти уже знакомые нам «Шарнхорст» и «Гнейзенау» при поддержке «Хиппера» и эсминцев. Но «Гнейзенау» все еще ремонтировался после полученных повреждений в шторм в декабре 1940 года, а вот с «Шарнхорстом» получилось странно. Вроде бы неповрежденный корабль остался в порту, что можно отнести к загадкам
    Никаких загадок тут нет. Unternehmen Nordseetour началась с прорыва в Атлантику Admiral Hipper 30 ноября 1940 года. В это время Scharnhorst не в порту стоял. а проходил ходовые испытания на Балтике после длительного ремонта, потому участвовать в Nordseetour не мог никак.
    1. +4
      11 октября 2020 12:34
      Но по факту в дело пошел только «Адмирал Хиппер» с эскортом из эсминца и трех миноносцев. Крейсер вышел из Бреста и ушел в Атлантику.
      Тут автор совсем запутался. Для участия в Unternehmen Nordseetour Admiral Hipper выходил из Киля 30 ноября 1940 года. И выходил в одиночку.
      А выход из Бреста 1 февраля 1941 года - это уже совсем другая операция.
  11. +5
    11 октября 2020 13:34
    Вопрос простой - сколько судов за всю ВМВ вышли из портов Северной Америки назначением в Британию и сколько из них потопили голимые немецкие рейдеры? laughing
    1. +4
      11 октября 2020 16:03
      Цитата: Оператор
      Вопрос простой - сколько судов за всю ВМВ вышли из портов Северной Америки назначением в Британию и сколько из них потопили голимые немецкие рейдеры? laughing

      А задача рейдера не в том, чтобы потопить всё что плавает, это физически невозможно.
      Задача рейдера - в дестабилизации маршрутов... А это ведёт к изменениям графиков поставок стратегических ресурсов, отвлечение боевых кораблей на поиск рейдера (хороший пример - "Бисмарк") и пр.
      1. -2
        11 октября 2020 16:07
        Ну и как немецкие рейдеры дестабилизировали маршрут Северная Америка - Британские острова?
        1. +3
          11 октября 2020 16:19
          Цитата: Оператор
          Ну и как немецкие рейдеры дестабилизировали маршрут Северная Америка - Британские острова?

          Как могли, так и дестабилизировали... :)
          Как я уже писал, "Рейнюбунг" - хороший пример.
          Если бы он шёл по плану, хотел бы я посмотреть на действия британцев. :)
          1. +5
            11 октября 2020 16:32
            Массовое судоходство во время ВМВ можно было дестабилизировать только массовым рейдерством, но тогда Третий рейх остался бы без армии и авиации. Поэтому немцы основную ставку сделали на подводные лодки - и дешевле и боеустойчивее.

            Другое дело, что в разы более богатые США и БИ и тут их переиграли с массовым строительством противолодочного флота и авиации. Но это уже вопрос тараканов в голове фюрера германской нации, который вместо того, что оккупировать Британские острова и тем самым закрыть вопрос о войне на море, полез бодаться с СССР - типа победа над русскими вызовет автоматическое присоединение Британской империи к Третьему рейху германской нации (так Гитлер объяснил своему генералитету необходимость разработки плана "Барбаросса").

            После этого создание антигитлеровской коалиции с на порядок большим военно-экономическим потенциалом стало только вопросом времени.
            1. +2
              11 октября 2020 16:39
              Цитата: Оператор
              Массовое судоходство во время ВМВ можно было дестабилизировать только массовым рейдерством, но тогда Третий рейх остался бы без армии и авиации.

              План Z (во всяком случае в его проекте) вроде как не мешал ни развитию Вермахта, ни развитию Люфтваффе...

              Цитата: Оператор
              Поэтому немцы основную ставку сделали на подводные лодки - и дешевле и боеустойчивее.

              Естественно...
              ПЛ строить быстрее и проще.
              1. +1
                11 октября 2020 16:45
                План Z не мешал по простой причине - он был жестко лимитирован по финансированию.

                Типовой случай - в том же Карабахе пока армяне не получат от своей зарубежной диаспоры финансирование на уровне азербайджанской армии они не смогут на равных бороться с ней.
                1. 0
                  11 октября 2020 17:15
                  Цитата: Оператор
                  План Z не мешал по простой причине - он был жестко лимитирован по финансированию.

                  А причём тут лимиты финансирования?
                  Немцы прикинули, что им необходимо (по их тактическим наработкам) и начали строить.
              2. +1
                12 октября 2020 11:01
                Извините, Максим, но пресловутый план Z - одна из роковых ошибок руководства Третьего Рейха.
                Этот поход на "старые грабли дяди Альфреда" дезориентировал всю планомерную подготовку к войне.
                Первая колоссальная ошибка - срок выполнения 1944 г. А до этого все будут смиренно ждать пока Германия развернется во всю мощь?
                Вторая, следующая из первой, - невозможность скрыть столь масштабные приготовления к глобальной войне, что приводит к элементарному парированию Великобританией и США угрозы со стороны Германии.
                Третья - переориентирование промышленности и подготовки кадров на крупный надводный флот, вместо легких сил, подводного флота и стратегической авиации. В результате не были созданы ни стратегическое воздушное командование с соответствующей инфраструктурой, ни морская авиация. А инициатива Дейница явно запоздала.
                И четвертое, пожалуй самое главное, не были проанализированы возможности англо-саксов по ведению современной войны против самого Рейха (подразумевалась только блокада времен Первой Мировой Войны).
                Я понимаю, что масштабы плана Z захватывают, а проекты кораблей покоряют любителей кораблестроения (в том числе и Вашего покорного слугу), но в исторических реалиях конца 30-х годов ХХ века данный план был по-сути утопией, смертельно опасной для реализующего его государства.
                1. +1
                  12 октября 2020 19:03
                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  Этот поход на "старые грабли дяди Альфреда" дезориентировал всю планомерную подготовку к войне.

                  Никаких граблей: сменился противник - сменилась стратегия развития флота.

                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  Первая колоссальная ошибка - срок выполнения 1944 г. А до этого все будут смиренно ждать пока Германия развернется во всю мощь?

                  Простите, а что все корабли могут появиться "по щелчку" 1 января 1939 года, когда номинально началась реализация плана?

                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  Вторая, следующая из первой, - невозможность скрыть столь масштабные приготовления к глобальной войне, что приводит к элементарному парированию Великобританией и США угрозы со стороны Германии.

                  О какой войне Вы говорите? В конце 38-го года никто ещё в глобальном масштабе воевать не собирался.

                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  Третья - переориентирование промышленности и подготовки кадров на крупный надводный флот, вместо легких сил, подводного флота и стратегической авиации.

                  Это в Вас говорит послезнание... :)

                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  В результате не были созданы ни стратегическое воздушное командование с соответствующей инфраструктурой, ни морская авиация.

                  А какое отношение флот имеет к делам Люфтваффе?

                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  И четвертое, пожалуй самое главное, не были проанализированы возможности англо-саксов по ведению современной войны против самого Рейха (подразумевалась только блокада времен Первой Мировой Войны).

                  Думается мне, что были...
                  Или ВЫ думаете, что состав Плана Z появился из воздуха?
                  1. +1
                    13 октября 2020 15:46
                    По форме правильно, а по существу...
                    Стратегия по-существу осталась прежней = сухопутной. Только учли невозможность ведения войны на два фронта. А так, тот же надводный флот, запланированный на 1944 г. от 10:16 до 3:4 британского. И опять кто кого перетолкает на суше (ну научились подсечке в виде блицкрига).
                    До 1944 г. флот построить НЕ ДАДУТ, упредят, что и произошло в "польской ловушке". А вот на развертывание подводного флота надо два года и к 1940 г. можно иметь 300 и более ПЛ, плюс одна "семерка" в день, как предлагал Дейниц.
                    В конце 1938 года воевать не собирался только лондонский сумасшедший Нэвил Чемберлен. Остальные вполне понимали что до войны год-полтора.
                    Люфтваффе - не стратегическое командование, а по факту фронтовая авиация привлекаемая для решения не свойственных ей задач стратегических бомбардировок и морских операций. Отсюда закономерный провал в этих двух ипостасях. Стратегическая авиация это планирование, а люфтваффе - оперативное реагирование, не более.
                    Не были они проанализированы, было просто смоделировано ведение войны противником по лекалам Первой Мировой. Что и показала война, как в отношении войны в Европе, так и в отношении войны с СССР. Только во Франции, действовавшей именно по этим лекалам, был достигнут успех. А план Z родился не из воздуха, а из желания раскрутить военную промышленность и связанные с ней отрасли за счет огромного военного заказа.
                    Это, конечно, мои размышления. Доберусь до одной книжки - скину ссылку.
  12. BAI
    +6
    11 октября 2020 14:12
    Говоря об английском флоте, автор приводит фотографию морского парада на рейде Спитхэд в 1937 году. Но это был международный парад. Там кроме англичан - французы, аргентинцы, СССР, Германия и др (12 стран).
    В частности, в параде приняли участие советский линкор «Марат», германский броненосец «Admiral Graf Spee». Почему броненосец? Ответ дает всеми презираемая ВИКИ:
    «Адмирал граф Шпее» — третий и самый совершенный немецкий тяжёлый крейсер типа «Дойчланд» времён Второй мировой войны. В довоенном германском флоте числился броненосцем

    Спитхэд, конечно, Англия, но представленный на фото флот не весь английский.
    Где то на фото участники парада:



    Линкор «Марат», бывший и будущий «Петропавловск», закончит службу обездвиженным, под новым именем «Волхов». До войны ему осталось четыре года, один месяц и два дня. До разделки на металл - 16 лет.

    «Admiral Graf Spee». Еще два с половиной года - и его после известных событий затопят в устье Ла-Платы.

    Броненосный крейсер «Георгиос Авероф». Греция. Интересен тем, что жив до сих пор.
  13. +8
    11 октября 2020 14:39
    Крейсер и танкер встретились, и шоу с заправкой «Хиппера» растянулось на целых три дня. Это, конечно, показывает моряков с «Шпихерна» не с самой лучшей стороны в плане подготовки,

    Автор как обычно опускает детали типа ветра 5-6 баллов и волнения 5-6 баллов.
    Ему также не мешало бы посмотреть видео как осуществлялась заводка бакштова с кормы танкера на заправляемый корабль.

    У немцев на «Хиппере» было два старших артиллерийских офицера, на левом и правом бортах. Старший артиллерийский офицер руководил стрельбой обоих калибров,

    1. Автор немного не в курсе, штатного расписания немецких КРТ, на которых старший артиллерийский офицер был один, на "Хиппере" в феврале 1941-го это был корветтен-капитан Вегенер.
    2. Огнём универсального калибра и МЗА руководил 2-й артиллерийский офицер корветтен-капитан Буссе.

    По мнению немецкой стороны, экипаж «Адмирала Хиппера» потопил 13 или 14 судов водоизмещением около 75 000 тонн.

    Майзель в рапорте чётко написал: 13 судов водоизмещением 78000 тонн.


    Лангсдорф после блестящего боя у Ла Платы затапливает «Адмирала графа Шпее» и бездарно пускает себе пулю в лоб. Хотя можно было запросто не поддаваться на провокации и разметать британские крейсера.

    Опять автор лезет в дебри, в которых не разбирается... :)


    Лютьенс на «Бисмарке» не разрешил расклинить взрывом рули, боясь повредить валы, и линкор ушел на дно с отбалансированными гребными валами, но на дно.

    И снова туда же...
    Неужели трудно почитать мемуары барона Мюлленхайм-Регберга? Там о рулях целая глава есть...

    Появление британских эсминцев или легких крейсеров могло весьма осложнить жизнь «Хипперу», так как стрельба бронебойными и полубронебойными снарядами по легкобронированным кораблям не самый лучший выход.

    И снова автор делает выводы на основе незнания матчасти... :)
    Согласно немецким наставлениям по крейсерам, будь-то легким или тяжелым, следовало вести огонь либо бронебойными либо полубронебойными снарядами (фугасы с донным взрывателем).

    Однако здесь проявились и недостатки в виде небольшой дальности действия и отсюда постоянной нужды в дозаправках.

    Дозаправки были не от малой дальности плавания - если бы автор почитал воспоминания Кранке, то он бы непременно задался вопросом: зачем командир "карманного линкора" постоянно дозаправляется. Всё гораздо банальнее: командиры рейдеров пытались держать максимально возможный запас топлива "под руками", чтобы всегда иметь возможность дать полный ход и уйти от преследования... А не считать литры соляра, как это делал Лангсдорф, пусть и по другой причине...

    Видимо, именно потому «Адмирал Хиппер» не стали использовать постоянно в качестве рейдера.

    Какие прекрасные домыслы... :)


    Как так получилось, что британский флот, насчитывающий столько кораблей, не смог выделить пары эсминцев для обороны конвоя?

    Танкеры - дефицит...

    З.Ы. А на статью с Варспота, автор мог было бы и сослаться. Её писал человек сильно более "в теме" чем автор сего опуса.
    1. +6
      11 октября 2020 15:00
      Цитата: Macsen_Wledig
      на статью с Варспота, автор мог было бы и сослаться. Её писал человек сильно более "в теме" чем автор сего опуса.

      ромашку-скомороха уже не раз ловили на плагиате, к которому оно добавляет лишь свою гопническо-развязную манеру пересказа.
      1. 0
        11 октября 2020 16:12
        А мне нравится - не нужно проглядывать множество сайтов.

        Еще бы в раздел "История" ВО с Warspot'a пригласили бы или пересказали Алексея Козленко и можно было бы только ВО ограничиться.
        1. +3
          11 октября 2020 17:13
          Цитата: Оператор
          А мне нравится - не нужно проглядывать множество сайтов.

          Всё бы ничего, если бы статьи были бы не на уровне реферата по истории в младшей школе. :)
        2. +1
          11 октября 2020 17:59
          Цитата: Оператор
          А мне нравится - не нужно проглядывать множество сайтов.

          Еще бы в раздел "История" ВО с Warspot'a пригласили бы или пересказали Алексея Козленко и можно было бы только ВО ограничиться.

          Нравится воровство? Ню-ню...
  14. +3
    11 октября 2020 17:24
    Возникает вопрос, либо немцы безбожно мазали даже при стрельбе в упор либо живучесть "трампов" куда выше чем принято считать.
    По три десятка восьмидюймовых чемодана на каждую жертву не считая "соток" и торпед и тем не менее половина конвоя уходит... Это на дистанции прямой наводки где вообще централизованное управление огнём не нужно (разве что цели распределить)
    1. 0
      11 октября 2020 17:35
      Цитата: Даос
      Возникает вопрос, либо немцы безбожно мазали даже при стрельбе в упор либо живучесть "трампов" куда выше чем принято считать.

      Мазали и, думается мне, снаряды летели не только в ватерлинию... :)
      В рапорте Вегенера речь идёт именно о "Schuss" (выстрелах), а не о "Treffer" или "Schlag" (попаданиях).
      Всё-таки в условиях бардака без централизованного управления огнём попадать немцам было трудно.
      Особенно если учесть, что башни не были предназначены для для самостоятельной стрельбы, только плутонгами и то в самых крайних случаях.
    2. 0
      12 октября 2020 10:34
      Цитата: Даос
      Возникает вопрос, либо немцы безбожно мазали даже при стрельбе в упор либо живучесть "трампов" куда выше чем принято считать.
      По три десятка восьмидюймовых чемодана на каждую жертву не считая "соток" и торпед и тем не менее половина конвоя уходит...

      И это не предел - вспомните "Лютцова" в Новогоднем бою. smile
      1. +1
        12 октября 2020 18:09
        Цитата: Alexey RA
        И это не предел - вспомните "Лютцова" в Новогоднем бою.

        А что "Лютцов"?
        Обледеневшая оптика "не работала", радар не обеспечивал нормальную корректировку огня.
        1. +1
          12 октября 2020 18:40
          Цитата: Macsen_Wledig
          А что "Лютцов"?
          Обледеневшая оптика "не работала", радар не обеспечивал нормальную корректировку огня.

          Но хоть раз-то попасть можно было? smile
          Тем более, что это был уже второй раз. В первый выход "Лютцова" на КОН условия были вообще полигонные: дистанция до судов - 30-70 кабельтовых, 1 панцершиффе и 3 ЭМ против "голого" КОН, прикрытие которого связано боем с группой "Хиппера". Но Штанге вместо сближения с КОН и торпедно-артиллерийской атаки начал маневрировать-маневрировать - и выманеврировал так, что практически соединился с отвлекающей группой "Хиппера" и оказался отрезан от КОН британскими ЭМ. После чего, видимо, с горя открыл огонь в наименее благоприятных для себя условиях - с 90 кбт, практически на границе видимости судов КОН. Мало того, что ни попал ни разу, так ещё и оказался на пути крейсеров Барнетта, которые окончательно отогнали панцершиффе от конвоя.
          1. 0
            12 октября 2020 18:53
            Цитата: Alexey RA
            Но хоть раз-то попасть можно было?

            Хм...

            Цитата: Alexey RA
            В первый выход "Лютцова" на КОН условия были вообще полигонные: дистанция до судов - 30-70 кабельтовых, 1 панцершиффе и 3 ЭМ против "голого" КОН, прикрытие которого связано боем с группой "Хиппера".

            Штанге в ЖБД помнит иначе...
            Хотя бы в разрезе того, что видимость порой падала до 14 гектометров.
      2. 0
        12 октября 2020 19:06
        Вот мне всегда и интересно было... немцы всегда славились как отменные артиллеристы... опять же процент "золотых попаданий" при встрече с Роял Нэви... (что Ютланд, что Бисмарк) но вот с потоплением трампов артогнём как то нифига не заладилось... Тот же бой Сибирякова... Шеер с 64 кабельтовых выпустил 27 снарядов и только 4 попадания... И если бы не бочки с бензином на палубе Сибирякова то в общем то до потопления не факт что дошло бы.
        1. +1
          12 октября 2020 19:13
          Цитата: Даос
          но вот с потоплением трампов артогнём как то нифига не заладилось.

          Повторюсь речь идёт о неуправляемом огне, на глазок, когда всё параметры движения цели считались "на морской глаз", то есть от слова никак...
          1. +1
            12 октября 2020 19:17
            Скажем так... Как минимум оптика присутствовала всегда... Да и башенные дальномеры тоже никто с них не снимал... Ну а на дистанции "прямой наводки" при том что "парадный ход" цели это узлов 10 и сама она размером с "очень большой сарай" так мазать...?
            1. 0
              12 октября 2020 19:32
              Цитата: Даос
              Скажем так...

              Скажем так, в этой книге можно найти, что нужно, чтобы попадать. :)
              Автор: Ю.Н.Мордашев, И.Е.Абрамович, М.А.Меккель
              Название: Учебник комендора палубной артиллерии
              Издательство: Воениздат
              Год издания: 1947
              Поищите в сети - занятное чтение.
              1. 0
                12 октября 2020 19:49
                Это понятно всё... читал я ещё и не такие учебники... Я к вопросу о "славе немецких артиллеристов"... И реальном уровне их подготовки. Совмещать стрелки на директорах ума много не надо... Впрочем тот же Бисмарк после попадания в артпост вообще никуда не попал... что как бы доказывает.
                1. +1
                  12 октября 2020 19:58
                  Цитата: Даос
                  Совмещать стрелки на директорах ума много не надо...

                  :)
                  За этим СУАО и существует.

                  Цитата: Даос
                  Впрочем тот же Бисмарк после попадания в артпост вообще никуда не попал... что как бы доказывает.

                  Ничего это не доказывает. :)
                  "Бисмарк" ночью и утром 27-го мая и при живом Шнайдере не сильно куда-то попадал...
                  Кроме того, что Вы скромно умолчали о том, что не работало рулевое управление, что практически дела ЦАС недееспособным...
                  1. 0
                    12 октября 2020 20:14
                    Ну по Худу с Принцем он почему то попадал... И неплохо так попадал... А неработающее рулевое управление делало сам Бисмарк лёгкой целью но на точность его стрельбы влиять не должно было...
                    1. +1
                      12 октября 2020 20:43
                      Цитата: Даос
                      Ну по Худу с Принцем он почему то попадал... И неплохо так попадал...

                      Потому что всё оборудование работало в штатном режиме.

                      Цитата: Даос
                      А неработающее рулевое управление делало сам Бисмарк лёгкой целью но на точность его стрельбы влиять не должно было...

                      Больше вопросов к Вам не имею: Вам надо учить матчасть...
  15. +1
    11 октября 2020 17:58
    на самом деле странно, что хорошо выученный экипаж, корабль, имеющий тучу постов управления огнём, имеющий довольно точные орудия и снаряды, проверенные еще в пмв, не смогли более качественно расстрелять слабо сопротивляющиеся корабли почти в упор.
    1. +1
      11 октября 2020 18:19
      Цитата: yehat2
      имеющий тучу постов управления огнём,

      В том-то и штука, что ГК стрелял на самоуправлении, для которого он не был предназначен.

      Цитата: yehat2
      проверенные еще в пмв

      8" в ПМВ у немцев не было. :)
      1. -1
        11 октября 2020 21:22
        хиппер стрелял не только 8", кроме того, на Блюхере были 210мм орудия, на принце Генрихе 240мм.
        если считать, что 8" - это 232, то скорее были, чем не были.
        Я уж не говорю о более серьезном вооружении линейных крейсеров и линкоров.
        1. +2
          11 октября 2020 21:31
          Смешались в кучу кони, люди...(с) :)
  16. +4
    11 октября 2020 20:36
    Командир «Хиппера» капитан Майзель решил не искать приключений на кормовые башни и двинулся на юго-восток, к Азорским островам. Это оказалось не просто правильным, а очень даже счастливым (для немцев) решением.
    ,,, так то его направили туда.

    8 февраля 1941года . U-37
    обнаружила конвой HG 53 поздно вечером 8 февраля 1941 года. Во время атаки 9-го числа потопила три судна.В течении следующих двух дней, также вызвав самолеты Fw Condor из 2/KG 40, которые потопили еще пять кораблей . Тяжелый крейсер "Хиппер" также был переведен на эту позицию, но к тому времени, когда он прибыл 11-го числа, там оставался только один отставший корабль.
    1. +2
      11 октября 2020 21:05
      Еще 2... Нет данных

      ,, SS Gairsoppa 31 января 1941 года в африканском порту Фритаун (Сьерра-Леоне) судно присоединилось к конвою судов SL 64.
      После разгрома конвоч пошло в одиночку в порт Голуэй в западной Ирландии.

      16 февраля 1941 года, в 8 часов утра, судно было замечено с воздуха самолетом германских военно‑воздушных сил Focke-Wulf Fw 200 Condor. В половине одиннадцатого вечера на его перехват вышла немецкая субмарина U-101, командование которой осуществлял капитан Эрнст Менгерзен. Атака подводной лодкой была совершена 17 февраля в 00:08. Судно было потоплено, из 85 членов экипажа выжить удалось только второму помощнику капитана Ричарду Айресу.
      На борту транспорта находился значительный груз стали, а также belay серебряные слитки общей стоимостью 600 000 фунтов стерлингов на то время. feel
  17. -1
    12 октября 2020 14:41
    Лангсдорф после блестящего боя у Ла Платы затапливает «Адмирала графа Шпее» и бездарно пускает себе пулю в лоб. Хотя можно было запросто не поддаваться на провокации и разметать британские крейсера.

    Майзель, очевидно, не сильно отличался от коллег, потому просто не проявил должной решительности. Он до самого конца, очевидно, не верил в то, что конвой идет без эскорта, а потому постоянно ожидал появления британских крейсеров. Отсюда и уход через полтора часа боя.


    Как любят "диванные "адмиралы", не командовавшие даже портовым буксиром, критиковать командиров боевых кораблей :)
    Какие же вы недотепы!
  18. +1
    19 октября 2020 16:35
    Мне кажется что нет никакого "морского подвига" Хиппера просто расстрелявшего беззащитные транспорты - на деле люди связанные как-либо с ВМФ понимают что это большой ему славы не делает !! Причем заметьте это выглядит просто как случайность и большое везение для немцев и наоборот редкая ошибка англичан !!!

    Германия неудачно вступила во 2-ю мировую войну на море - потеряв один из самых крупных своих кораблей просто поведясь на британский радиообман !!!
    Германские линкоры и крейсеры славны тем что славно тонули на протяжении всей войны - причем особенно эффектно тонули самые крупные...
    Думаю что фюрер просто так не бесился - а если и бесился то на то были серьезные причины !!! Британия была круче на море и что особенно ущербно для фашистской Германии - была круче качественно - опытнее фрицев !!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»