Почему Китай не может обойтись без помощи России в гражданском самолётостроении: проект CR929

65

Несмотря на бурный экономический рост и высокий уровень развития технологий, КНР до сих пор продолжает сотрудничать с Россией в области самолетостроения. На то есть свои причины.

Три года назад, в 2017 году, Китайская корпорация гражданского авиастроения (COMAC) и российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сформировали совместную Китайско-российскую международную коммерческую авиастроительную компанию (CRAIC). Главной задачей новой компании было определено создание широкофюзеляжных пассажирских самолетов для нужд растущего рынка китайской гражданской авиации. Спустя год, в 2018 году, в Чжухае был представлен демонстрационный экземпляр CR929. Его смогли увидеть участники Air Show China, состоявшегося в этом городе.



Потребность в собственных пассажирских самолетах в Поднебесной действительно очень велика. Так, в 2018 году в КНР эксплуатировались 409 широкофюзеляжных пассажирских самолетов. То есть, только за один год их количество выросло на 47 машин по сравнению с 2017 годом. Через девять лет, в 2029 году, в КНР будет эксплуатироваться до 779 широкофюзеляжных пассажирских самолетов, то есть их количество вырастет практически вдвое. Таким образом, китайский рынок гражданской авиации действительно развивается очень бурно, и его развитие значительно превосходит темпы развития и российского, и восточноевропейского рынка.

Самолет проекта CR929 как раз и собираются ввести в эксплуатацию. Его появление должно будет покрыть дефицит лайнеров. Между тем, сейчас по производству широкофюзеляжных пассажирских самолетов лидируют такие гиганты западного авиапрома как Airbus и Boeing. Именно они выпускают такие самолеты как Airbus A330neo, Airbus A350 XWB, Boeing 787, Boeing 777X. Лидирует по востребованности Boeing 787, количество заказов на который превышает количество заказов на самолеты производства Airbus.

Как пишет китайское издание «Гуаньча», самолет CR929 по своим основным характеристикам очень похож на Boeing 787. Однако успех на рынке обусловлен не только техническими характеристиками: должна быть причина для того, чтобы в самой КНР, а также в России и странах постсоветского пространства предпочли заказывать CR929 за счет уменьшения покупок самолетов производства Airbus и Boeing. Точно также обстоят дела и с продвижением C919 – разрабатываемого в Поднебесной узкофюзеляжного пассажирского самолета, конкурирующего с Boeing 737 MAX и Airbus A320neo.


В условиях конкуренции с Западом Китаю будет необходимо наращивание сотрудничества с Россией. В первую очередь, это объясняется большим риском всё новых и новых экономических санкций против Китая со стороны США. Ничего личного, просто конкуренция. Тем более, если учитывать, что тот же Boeing пока все еще занимает ключевое место на китайском рынке гражданской авиации и американцам совсем не выгодно, чтобы его вытеснила китайская корпорация. Это обстоятельство дает Вашингтону возможность манипулировать, угрожая в любой спорной ситуации санкциями.

По этой же причине Соединенные Штаты не допускают возможности передачи китайцам своих авиационных технологий и разработок. Такая блокада препятствует формированию независимого китайского авиапрома, и здесь на помощь приходит взаимодействие с Россией и ее богатой школой гражданского самолетостроения. Именно в китайско-российском сотрудничестве в Пекине и видят шанс на преодоление зависимости страны от Запада в области гражданской авиации.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    15 октября 2020 12:21
    А зачем им отказываться от помощи где не могут ?Как все возможные технологии своих партнеров освоят ,так сразу скажут идите лесом .Мол мы сами с усами .
    1. +7
      15 октября 2020 12:42
      Цитата: Pashhenko Nikolay
      А зачем им отказываться от помощи где не могут

      Так вроде бы на движки подписались? ПД-35 в серию запускать только под Ил-96 накладно, серийность маленькая. А вместе с "китайцем" - уже под две сотни в год - есть на что и завод расширить, и оборудование "обновить"!
      1. 0
        15 октября 2020 15:52
        Цитата: Горный стрелок
        ПД-35 в серию запускать только под Ил-96 накладно, серийность маленькая. А вместе с "китайцем" - уже под две сотни в год - есть на что и завод расширить, и оборудование "обновить"!

        Все верно Евгений и нам выгодно и китайцам меньше хлопот ..В той же космической отрасли ! hi
      2. +2
        15 октября 2020 17:25
        С ПД-35 даже без китайцев все будет не так печально - нужна ремоторизация АН-124, двигатели под ПАК ТА и другие проекты.
        Да и планируется сразу семейство с тягой от 22 тонн до 50 тонн, а также ГТУ различного назначения на его базе до 40 МВт.

        Вроде, по такими соображениям двигатель будут делать в любом случае, даже без китайского заказа.
    2. +4
      15 октября 2020 13:24
      Ответ на Ваш вопрос: https://topcor.ru/16937-kitajskie-smi-proekt-lajnera-cr929-mozhet-sorvatsja-iz-za-melochnosti-russkih.html?utm_source=finobzor.ru

      Китай, как и Индия - хочет купить технологии производства а не просто готовую продукцию.
      Но стоит ли это делать не думая о перспективах и конкуренции?
      1. +4
        15 октября 2020 16:26
        Цитата: Sibguest
        Китай, как и Индия - хочет купить технологии производства а не просто готовую продукцию

        Хотеть и мочь - вещи связанные, но не одно и то же. Знаю из первых рук, что на "Уфимские моторы" китайцев уже не пускают...даже за проходную. В Пермь похоже, такая же байда. А там столько надо "покупать"...мы же передали китайцам ЛИЦЕНЗИЮ на АЛ 31-е...с технологиями. Ну и? Как покупали на "Салюте", так и покупают. Много лет уже. Тоже из первых рук, работаю я с ОДК.
      2. +4
        15 октября 2020 17:17
        Цитата: Sibguest
        Китай, как и Индия - хочет купить технологии производства а не просто готовую продукцию

        Это говорит только о том, что Китай частенько перехваливают, а Россию наоборот, незаслуженно критикуют. Мол посмотрите как в Китае всё "зашибись", и как в России всё "плохо". Но если копнуть глубже, особенно в области высоких технологий, то картина несколько другая. Что данная статья, лишний раз доказывает. Не так китайцы хороши, как нам пытаются постоянно рассказать.
      3. 0
        15 октября 2020 17:28
        Цитата: Sibguest
        Но стоит ли это делать не думая о перспективах и конкуренции?

        Мы уже, походу, отконкурировались. И это понимают. Я о количестве, а не о технологиях.
  2. +5
    15 октября 2020 12:21
    Не все можно купить за деньги. Китайцы это очень хорошо знают.
    1. +3
      15 октября 2020 13:18
      Цитата: Alien From
      Не все можно купить за деньги. Китайцы это очень хорошо знают.

      Что нельзя купить за деньги, можно достать с помощью промышленного шпионажа, китайцы это тоже очень хорошо знают.
      1. 0
        15 октября 2020 13:54
        Так оно и происходит.
      2. +2
        15 октября 2020 17:15
        Что нельзя купить за деньги, можно достать с помощью промышленного шпионажа, китайцы это тоже очень хорошо знают.


        Достаточно часто, без знания технологии, все утащенные чертежи превращаются в тыкву.
        Даже знание технологии, но предназначенное под производство на другом оборудовании, может дать такой же эффект тыквы.
        А уж особенности российской авиационной промышленности такому эффекту будут только способствовать.

        С этим эффектом китайцы также знакомы.
  3. +4
    15 октября 2020 12:32
    и здесь на помощь приходит взаимодействие с Россией и ее богатой школой гражданского самолетостроения.
    ..Как это у классиков:"Бензин ваш, идеи наши"..
  4. +1
    15 октября 2020 12:35
    Статья слабая. Есть вполне ясные и четкие слабости Airbus и Boeing - технологические, финансовые и экономические. Этими слабостями могут воспользоваться РФ и Китай. Их надо обозначить.
    Тем более, что мы в процессе технологической революции - композиты очень бысторо очистят небо от алюминиевых летунов.
    Ну и перед нами все более отчетливо встает призрак следующего технологического рывка в гражданской авиации - переход на криогенные топлива hi
    1. +4
      15 октября 2020 12:43
      Да вы, батенька, оптимист! А не кажется вам, что есть вероятность того, что в недалёком будущем мы будем драться палками и камнями?
      1. +1
        15 октября 2020 12:47
        Нет. Пишите по делу.
        1. -1
          15 октября 2020 13:05
          Начало энергокризиса на дворе, перенаселённость, нехватка воды... Скоро делёжка начнётся! А вы тут прожекты рисуете...
          1. +1
            15 октября 2020 13:10
            Иди иди, я не подаю...
            1. Комментарий был удален.
            2. -3
              15 октября 2020 15:55
              Цитата: Митяй65
              Иди иди, я не подаю...

              laughing good Любят тут поныть типо все пропало и т.д.
              1. +1
                15 октября 2020 16:47
                Цитата: Krest
                Любят тут поныть типо все пропало и т.д.

                Виталий, не ты ли тут вспоминал как студентом на каникулы на Яках летал? Попробывала бы сейчас моя племяшка на свою стипуху прилететь. Лет 10 на билет копить будет. И это в Союзе студентов нищими обзывали.
                1. 0
                  16 октября 2020 01:05
                  Цитата: мордвин 3
                  Попробывала бы сейчас моя племяшка на свою стипуху прилететь. Лет 10 на билет копить будет.

                  Если на Яках - то летал он недалеко. Сейчас на такие расстояния, на негорячие даты билеты стоят 2-5 тысяч.
                  А если мониторить профильные ресурсы и планировать заранее, то можно и вот такие цены находить:
                  1. 0
                    16 октября 2020 01:08
                    Цитата: Rzzz
                    Сейчас на такие расстояния, на негорячие даты билеты стоят 2-5 тысяч.

                    А стипендия 800 рублей там, где у меня тридцатник в Союзе был.
                    1. 0
                      16 октября 2020 01:27
                      Ну, 800 рублей - это вообще издевательство над здравым смыслом. На такие деньги пару, ну тройку дней прожить можно, если не платить за жильё, и не пользоваться транспортом.
                      Так что несравнимо именно это.
  5. +4
    15 октября 2020 12:38
    Вопрос лишь в том как долго они будут помнить о помощи и страну откуда она пришла. И года не пройдет как из CR лайнеры пойдут под маркой CN ( China & No name). То, что построено в Китае иностранцами, то китайское, то, что им удалось понять из иностранной техники и науки тоже становиться китайским. В Китае летает множество АН-2 а как они называются? Знаете такой город Дальний? Его нет, есть Далянь. Очень своеобразный народ. Только американцы с украинцами с ними могут в честности и достоинстве соревноваться. Одни основали все науки, другие и вовсе стали прародителями цивилизации. В общем хрен бы с ними, лишь бы потом не плевались в нашу сторону как при Мао после освобождения страны от японцев, построения и оснащения НОАК, заводов и электростанций, атомной бомбы в дар от простаков русских.
    1. KCA
      +2
      15 октября 2020 12:57
      Так надо спасибо сказать товарищу Хрущёву, чтоб он перевернулся мордой вниз, за "развенчание культа личности" и охаивание Сталина, это Мао стерпеть не мог
      1. +2
        15 октября 2020 13:02
        А по вашему течение внутренней политики дружественного государства повод предъявлять территориальные претензии, стрелять в пограничников, разрывать экономические связи и порочить в своей прессе? В общем такая 'благодарность' зависящая от текущих веяний это миф.
      2. 0
        15 октября 2020 14:21
        "Большой скачок" и "культурную революцию" у нас неизбежно бы осудили, даже если бы не было осуждения культа личности Сталина. Уж слишком это троцкизм напоминало. Маоисты, хоть и уважали Сталина, но тоже его критиковали. В китайском руководстве хорошо относились к идеям Бухарина, Радека, считавшихся с конца 30-х гг. у нас "врагами народа". Да и к Троцкому отношение было не столь однозначное, как у нас. Кстати, первым заговорил о необходимости борьбы с культом личности на закрытых совещаниях в ЦК уже через несколько дней после смерти Сталина Г. М. Маленков, да и Л.П. Берия в этом же духе высказывался. Остался бы Маленков у власти, политический курс процентов на 90% был бы таким же, как и при Хрущёве. Более того, возможно, в плане политической либерализации, а также в плане переориентации экономики на производство товаров народного потребления Маленков пошёл бы дальше Хрущёва. А так, в общем и целом, конкуренты Хрущёва, Маленков и Берия, тоже не собирались продолжать прежнюю сталинскую политику. Единственным твердокаменным сталинистом в руководстве оставался Молотов, но шансов занять высшие посты у него уже не было. Булганин, Микоян и Каганович с Ворошиловым занимали выжидательную позицию. Но, судя по их выступлениям, Сталин даже их в чём-то достал.
  6. +4
    15 октября 2020 12:41
    Что нельзя купить за деньги можно купить за большие деньги, жаль не я автор. Далее: украсть (разведать), скопировать и т.д. и т.п. Возмутитесь - вам ещё вариантов накидают люди из бизнеса. В крайнем случае война, но до этого, как правило, не доходит.
  7. +3
    15 октября 2020 12:50
    По этой же причине Соединенные Штаты не допускают возможности передачи китайцам своих авиационных технологий и разработок. Такая блокада препятствует формированию независимого китайского авиапрома, и здесь на помощь приходит взаимодействие с Россией и ее богатой школой гражданского самолетостроения.

    Взаимодействие с Россией должно выглядеть так : ваши "юани" и обеспечение обслуживания + наши разработки и сборочный цех на территории России. yes
    1. +5
      15 октября 2020 13:00
      Хорошо бы, но только... бы. Заметили как в статье - должна быть причина для того, чтобы в самой КНР, а также в России и странах постсоветского пространства предпочли заказывать CR929 за счет уменьшения покупок самолетов производства Airbus и Boeing.
      Вот так вот! Уже ни слова про МС-21 и прочее наше. Так что вы, северные варвары, отдайте нам технологии и наработки!!! А потом мы вам может быть и продадим СВОЙ СR929
      1. +3
        15 октября 2020 17:37
        Цитата: НДР-791
        Уже ни слова про МС-21 и прочее наше.

        МС-21 это среднемагистральный самолет, аналог СR919, СR929 двухдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный, чистого аналога у нас нет, только если Ил-96 ремоторизировать под ПД-35
    2. +5
      15 октября 2020 13:03
      А на деле: российские идеи, технологии и ноу-хау на начальном этапе, потом китайское производство и обслуживание, а дальше: "покупай китайское, плати твердую валюту!"
      Airbus и Boeing не дураки же передавать китайцам технологии.
    3. +3
      15 октября 2020 13:04
      Должно то должно .Но как мы видим все сборочные линии они тащат к себе .
  8. +7
    15 октября 2020 12:55
    Зачем Китай сотрудничает с РФ в авиостроениии - понятно. А вот что будет с авиостроением РФ, когда Китай освоит наши технологии, которые мы вложим в этот проект, это большой вопрос. Ведь в итоге получится современный конкурентный самолёт взявший лучшее из наработок РФ и Китая. Вряд ли мы в одиночку сделаем что то более продвинутое.
  9. +4
    15 октября 2020 12:56
    Китай запланировал построить 2000 аэропортов к 2030 году. Куда там нашим с цифрой в 241. А ведь в 91-ом у нас их было почти полторы тыщи.
    1. +4
      15 октября 2020 13:02
      И авиация соответствующая и своя...
      1. +4
        15 октября 2020 13:10
        Цитата: Даниил Коноваленко
        И авиация соответствующая и своя...

        О чем и речь. Смотришь старые фильмы и удивляешься, как легко люди в Союзе летали по городам и селам. На выходные могли в Сочи смотаться. У нас в городе от аэропорта одно название осталось, а от авиации - только вспоминания, как летуны из Досаафа по праздникам в небе круги наматывали.
        1. +6
          15 октября 2020 13:18
          У нас тож убрали аэропорт внутренних авиалиний, тот с которого по краю можно было летать, а порой и в соседнюю область.Только международный остался.Сейчас как в песне: самолет - хорошо, пароход - хорошо, а олени лучше! По Кубани, катера ,пароходики пассажирские ходили как рейсовые автобусы.Сейчас увы,нет.Что ж про авиацию малую говорить.
          1. +3
            15 октября 2020 13:32
            Цитата: Даниил Коноваленко
            самолет - хорошо, пароход - хорошо, а олени лучше!

            Кстати, Кола Бельды фронтовик, в 16 лет на фронт свинтил два года приписав. На флоте мотористом был.
            1. +4
              15 октября 2020 13:35
              Да мне известно.В Краснодар на гастроли приезжал.Мама рассказывала.Не гнушался , говорят райцентрами и станицами.Ни кому не отказывал
  10. 0
    15 октября 2020 13:11
    До сих пор обходились.
  11. +2
    15 октября 2020 13:24
    Вроде наши с китайцами в этом проекте что-то не поделили и он пока заморожен!
    1. +1
      15 октября 2020 13:45
      Там какие-то странности, перетягивание одеяла. Последние информативные публикации в прессе были в конце прошлого года - вроде что-то испытывали. Но положительная публикация - неплохой признак.
    2. 0
      15 октября 2020 14:26
      Правильно. Китайцы хотят двигатели сами делать, а наши им кукишь показали, мол покупайте произведенное на территории РФ. Ничего. Китайцы покочевряжутся покочевряжутся и будут брать. Ибо двигатели Роус Ройс, Прайт энд Уитни стоять будут в разы дороже ПД-35.
      А если будут долго качевряжется, то наши сами попробуют свой сделать. Хотя бы на основе наработаток Ил-96-400. Хотя работы там не мерянно.
  12. +3
    15 октября 2020 13:57
    Китай партнёр сложный ... но это проблема с обеих сторон. Надо учится взаимодействовать, создавать взаимоприемлемые правила!!!
    Потому как слабых, не любят так же как излишне борзых! Во всем нужно устанавливать разумный баланс сил, интересов, взаимовлияния!!!
    1. +1
      15 октября 2020 14:19
      Цитата: rocket757
      Потому как слабых, не любят так же как излишне борзых!

      Поподробнее, плииз: кто там из этих двоих излишне "борзой", а кто "излишне слабый"?
      1. +1
        15 октября 2020 15:01
        А кто крайних любит таких вообще? Это общие правила выстраивания нормальных взаимоотношений.
        А по теме, за конкретикой ... есть профессор Маслов и другие специалисты по дальневосточному региону, Индокитай, там обьясняют кто, зачем и почему, а главное как!
        Я ведь только с военными из того региона контакты имел, а это совсем другое.
  13. +3
    15 октября 2020 14:02
    Автор не в курсе. Проект 929 остановлен
  14. +2
    15 октября 2020 14:16
    Китаю проще....можно просто закрыть внутренний рынок. И почти 1000штук широкофюзеляжных лайнеров твои.....думаю, там история будет аналогична МС21. В финальной стадии откажутся что то поставлять....углеволокно уже освоили. БРЭО ? И ПД35 пока нет.
  15. -2
    15 октября 2020 14:27
    Вопросы логистики и участия в прибыли решены?
    1. 0
      15 октября 2020 16:44
      На берегу договорились. Пара у Китая и РФ. Производство в Китае. Не знаю, будут ли у нас что то собирать.
  16. -1
    15 октября 2020 14:28
    Цитата: мордвин 3
    Китай запланировал построить 2000 аэропортов к 2030 году. Куда там нашим с цифрой в 241. А ведь в 91-ом у нас их было почти полторы тыщи.

    Можно надорваться.
    1. +2
      15 октября 2020 16:56
      Цитата: Pavel57
      Можно надорваться.

      В США 13 с половиной тысяч аэропортов.
  17. -1
    15 октября 2020 15:28
    Почему китайцы не могут обойтись без помощи рф?Элементарно-конкурентов на обсиженном рынке никто сам себе готовить не будет(это я об эйрбас и боинг),С нашими гражданскими бортами видимо совсем беда в плане выхода на зарубежные линии а на внутри страны дружно забили. Вот китайцы и куют пока мы готовы все что можно и нельзя продавать.Да и впечатление что нас хотят под китай плотно положить во всех аспектах,лишь бы не трогали сейчас и может быть в будущем китай нам с барского плеча чего нибудь со стола смохнет-в чем есть сомнения однако.
  18. +1
    15 октября 2020 15:41
    Китайцы требуют передать технологии по двигателям, мы отказываем... уже обожглись, хватит.. китайцев это злит. Россия сама способна разработать такой самоёт, но денег нет. У китайцев деньги, но нет компетенции.
    1. 0
      15 октября 2020 16:46
      Китай наши ПД-35 не просит...основной ТРД тягой 35тн - американский, думаю, что и у наших а/к тоже будет основной - американский ТРД. Наш ПД-35 - запасной вариант и для спец нужд. Китай будет внимательно смотреть за эксплуатацией МС21 с ПД-14. Как и будут смотреть наши авиакомпании.
      1. +1
        15 октября 2020 17:49
        Именно по двигателю они и хотят. Все понимают, что американцы в любую минуту включат санкции - и что тогда делать? Китайцы хотят, чтобы мы разработали двигатели на их деньги, а потом локализовали их в Китае. Разумеется, после этого проект из российско-китайского сразу станет чисто китайским. Китайский рынок для нас закроется. Мало того: китайцы выдаваят нас и с международного рынка, просто за счёт массовости - их аналоги будут однозначно дешевле. Оно нам надо? Друзей в этой области нет.
        1. -1
          15 октября 2020 18:27
          Из того что писали....про ПД35 нет. У нас нет компетенций в 35тн ТРД......что мы можем передать Китаю?
        2. 0
          15 октября 2020 21:14
          Если мы на их деньги разработаем ТРД.....что здесь плохого? По пунктам:.....
          1. 0
            16 октября 2020 20:58
            Плохо то, что китайцы хотят технологию. Перед войной у нас тоже были проблемы с авиадвигателями - ну не могли мы дать армии сопоставимые по мощности двигатели с иностранцами. А если форсировали - так они становились однодневными. И всю войну мы отставали. Качественный скачок произошёл, когда после войны привлекли немецких инженеров... Вот тут мы уже с ними стали на равных. Китайское авиастроение сейчас такое же, каким было советсское перед войной. Они хотят это своё отставание преодолеть. А должны им помочь мы. Почему-то. Хотя и мы в плане гражданских авиадвигателей отстаём, но у наших узкоглазых братьев с этим всё намного хуже.
            1. 0
              17 октября 2020 10:38
              По технологиям двигателей , китайцы сделали ставку на Украину.
      2. 0
        15 октября 2020 20:18
        В последний момент американцы могу кинуть с двигателем.
        1. +1
          15 октября 2020 20:46
          кидали - и не раз... даже своих союзников нагибали не раз. Причём началось это не сейчас, а довольно давно. Из последних - нагнули шведов и немцев, сотрудничающих по ГАЗу. Немцы остановили производство своих грузовиков, а шведы отказались поставлять запчасти к своему прессу...
  19. 0
    15 октября 2020 20:20
    Цитата: Zaurbek
    На берегу договорились. Пара у Китая и РФ. Производство в Китае. Не знаю, будут ли у нас что то собирать.

    Итоговое соглашение отложено, разве не так?
    1. 0
      15 октября 2020 21:17
      Для реализации проекта создаётся совместная компания China-Russia Commercial Aircraft International Corp. Ltd. со штаб-квартирой в Шанхае. Там же будет головной офис, отвечающий за стратегию и развитие программы на высшем уровне. Президентом совместного предприятия будет Го Бочжи (Guo Bozhi) — глава отдела широкофюзеляжных самолётов COMAC. Председатель совета директоров СП — Олег Евгеньевич Бочаров (заместитель министра промышленности и торговли РФ). Сергей Фоминых (руководитель программ широкофюзеляжных самолётов ПАО «ОАК») станет членом совета директоров с российской стороны.[3] Главным конструктором с российской стороны назначен Литвинов Максим Сергеевич, а с китайской — Чен Инчунь (Chen Yingchun).

      COMAC будет разрабатывать и выпускать металло-композитный фюзеляж, ПАО «ОАК» — разрабатывать и производить композитное крыло. Окончательная сборка лайнера будет производиться в Шанхае на мощностях COMAC. Инженерный центр будет находиться в Москве.[3]

      На конец 2019 года ведутся переговоры с поставщиками компонентов для CR929. Из более чем 100 потенциальных поставщиков почти половина из Китая и России[14].

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»