Military Review

What will be the new VKP based on the Il-96

17

IL-80 in flight


Currently, the aerospace forces are armed with four Il-80 air command posts. In the foreseeable future, a new VKP may be created to replace such aircraft. It will be performed on a modern platform with improved technical and operational characteristics.

The latest news


On October 14, the TASS agency reported on the plans to develop the direction of the All-Union Communist Party, citing its sources in the aircraft industry. According to him, the air command and control posts are planned to be transferred from the Il-80 aircraft to the Il-96-400M. The timing and technical details of such a project were not specified.

The source noted that replacing the base platform will improve the characteristics and capabilities of the VKP. An increase in the duration of combat duty is expected. In addition, the command and control coverage area will increase. However, no specific figures were named.

Replacement aircraft


According to open data, now the Russian Aerospace Forces has four Il-80 aircraft. VKP of this type was developed from the beginning of the eighties. The first flight took place in 1985, and in the early nineties, a promising machine was adopted. Due to the special role of the aircraft, they were limited to a small series. In 2015, at least one Il-80 was modernized with the installation of modern equipment.

The IL-80 is based on the IL-86 wide-body passenger aircraft. The airframe of the aircraft and a number of general systems have been modified in accordance with specific requirements. In particular, a protruding fairing of antenna devices appeared on the fuselage, and suspended containers with equipment were installed under the wing. In addition, two of the four aircraft received mid-air refueling devices.

The exact composition of the Il-80 onboard equipment has not yet been disclosed. It is known that such a VKP must ensure communication with all branches of the armed forces using existing control systems. There are well-developed means of energy supply, life support, etc. Measures have been taken to ensure the operation of equipment at any military and civil airfields aviation... It also provides protection against the damaging factors of a nuclear explosion.


Il-80s are capable of performing the functions of a mobile headquarters and providing control of any kind of troops and formations. In the event of a full-scale conflict, such aircraft must ensure the evacuation of senior military leaders from dangerous areas while maintaining control over the armed forces.

On a new platform


Back in 2015, it became known that the United Aircraft Corporation was working on the creation of a new VKP to replace the existing Il-80. A possible designation for such a machine was given - Il-96VKP, indicating the type of base platform. It was argued that this would be the "third generation" CPSU.

Recent ones news confirm the use of the new platform, and also clarify its modification - Il-96-400M. The new version of the IL-96 airliner has a number of important differences from its predecessors and is indeed capable of giving the future VKP serious advantages over existing aircraft.

The Il-96-400M is a deeply modernized version of the serial Il-96-300. The new project provides for lengthening the fuselage by 8,6 m to 63,9 m, increasing the maximum take-off weight to 270 tons and payload to 58 tons. The airframe design is made on the basis of modern materials and provides the required ratio of strength and lightness.

The new modification of the Il-96 receives four PS-90A1 turbofan engines with a maximum thrust of up to 17400 kgf. Such a power plant provides a cruising speed of up to 850 km / h and a range with a payload of at least 8700 km. Thus, the Il-96-400M is superior to the outdated Il-86 and, accordingly, the machines based on it, in terms of basic flight performance characteristics.

How exactly the IL-96-400M will be rebuilt into a command post is not completely clear. Probably, the same modifications will be applied as in the case of the Il-80. New fairings will appear on the outer surface of the airframe for different systems and devices; portholes will be removed. Instead of the passenger compartment, radio-electronic systems and operator posts, as well as residential and utility rooms, will be placed inside the fuselage.


The first IL-96-400M in the assembly shop, January 2020

The VKP of the new type should retain all the capabilities and functions of its predecessor, but they should be implemented on the basis of modern components and technologies. At the same time, it is necessary to take into account the progress of recent years in the field of command and control systems and ensure compatibility with all modern means of this kind. Perhaps, the new project will use the developments on the recent modernization of the Il-80.

It should be noted that the aircraft of the Il-96 family are often criticized. The main reason for it is great age and obsolescence of the basic structure. In addition, there is a discrepancy with a number of modern trends in the development of passenger aviation. However, in the context of the prospective VKP, such claims are meaningless. Special requirements are imposed on this technique, and the Il-96-400M turns out to be almost the only domestic machine that fully corresponds to them.

Timing issue


The elaboration of a promising Il-96VKP project was reported almost five years ago, but the plane is still not ready. Moreover, according to the latest data, its development is still in the plans. Thus, the receipt of the finished aircraft is postponed indefinitely.

However, the developers of the VKP may not be in a hurry yet due to the lack of a ready-made serial platform. Construction of the first IL-96-400M in passenger configuration began about two years ago, and it is planned to complete the final assembly by the end of this year. The first flight is scheduled for 2021. Next year, the modernized production line will be commissioned, which will allow the serial production of new aircraft to begin.

A full-fledged series can be deployed only by 2023-25, and only if it is available, the Ministry of Defense will be able to order the construction of a number of new VKPs. The required amount of such equipment is unknown. It can be assumed that it is necessary to purchase up to 4-6 vehicles - for an equivalent replacement of the existing command posts.

With a vision for the future


Now there are four Il-80 air command posts in service, built before the mid-nineties. They have not yet developed a resource and can continue to serve, although regular repairs are required, and if possible, modernization should be carried out. However, such processes cannot go on forever. Probably in 2025-30. cash IL-80 will have to be written off due to physical and moral obsolescence.

By this time, a new VKP should be developed with all the necessary functions and improved characteristics. Preliminary work on such a project began several years ago, and work on this topic continues. Accordingly, at any time there may be new messages about the progress of work and even about the start of construction of new equipment.
Author:
Photos used:
UAC, Wikimedia Commons
17 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Jacket in stock
    Jacket in stock 16 October 2020 06: 26 New
    14
    I envy the author.
    That's really great.
    Like the text is nothing, just water from empty to empty. And the whole article turned out.
    1. Grandfather
      Grandfather 16 October 2020 07: 01 New
      +7
      Quote: Jacket in stock
      I envy the author.
      That's really great.
      Like the text is nothing, just water from empty to empty. And the whole article turned out.

      the main thing is "double-2" every other day they write the same thing, changing the words in places. editors at VO ... have mercy.
    2. lucul
      lucul 16 October 2020 09: 38 New
      +4
      I envy the author.
      That's really great.
      Like the text is nothing, just water from empty to empty. And the whole article turned out.

      On other sites and this is not.
      And on the topic - our aircraft pull so much ballast, in the form of outdated electronics, when replacing avionics, the aircraft is well lightened.
      1. Jacket in stock
        Jacket in stock 16 October 2020 12: 05 New
        -1
        Quote: lucul
        our aircraft pull so much ballast, in the form of outdated electronics, when replacing avionics, the aircraft is well lightened.

        It makes it easier, but not quite.
        Often, you have to lay new cables, and removing the old ones is to disassemble the entire plane to the screw. Those. just unrealistic. So he then carries ballast in the form of double, or even triple wiring. Wire gauges.
    3. Jager
      Jager 16 October 2020 17: 13 New
      +1
      from such an abundance of water in the VO, sometimes you want to go to another resource. What's the point of skipping such completely useless articles?
  2. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay 16 October 2020 09: 02 New
    +1
    I would not say that the IL-96 is fully consistent. I will break the airfields if suddenly he has time to take off. Where to land? On the ground is not adapted. Ideally, there would be a possibility for water. One way flight?
    1. lucul
      lucul 16 October 2020 09: 35 New
      +3
      I will smash the airfields if suddenly he has time to take off. Where to sit? On the ground is not adapted. Ideally, and on the water would be a possibility. One way flight?

      Have you built a few federal highways with multi-lane traffic? Will sit down without problems.
      1. Lebed
        Lebed 16 October 2020 10: 38 New
        13
        Quote: lucul
        Have you built a few federal highways with multi-lane traffic? Will sit down without problems

        And there the VKP will already be waiting on the basis of the airship
      2. Pashhenko Nikolay
        Pashhenko Nikolay 16 October 2020 15: 32 New
        0
        IL-96 on the track? Not too optimistic?
      3. Jager
        Jager 16 October 2020 17: 11 New
        0
        I wonder where, even in this case, to put the bumpers and lighting poles?
  3. tralflot1832
    tralflot1832 16 October 2020 09: 49 New
    +1
    When you see such an airplane when you go to work in the morning, you can feel that the air smells like "kerosene".
  4. yehat2
    yehat2 16 October 2020 09: 54 New
    +2
    Why are the equipment not modularly mounted on such machines?
    obsolete, replaced the box - that's it, the modernization is done.
    What for constantly building a new plane?
    1. ZEMCH
      ZEMCH 16 October 2020 15: 23 New
      +2
      Quote: yehat2
      Why are the equipment not modularly mounted on such machines?
      obsolete, replaced the box - that's it, the modernization is done.
      What for constantly building a new plane?

      The body is one-piece, there are many external antennas that cannot be changed by replacing, the electronics are old, cable routes are laid throughout the body, it is cheaper to build a new one
  5. Old Michael
    Old Michael 16 October 2020 15: 41 New
    0
    The author is not in the subject. There were no air command posts, no, and, apparently, will not be. But the VPUs are fully worked out at the levels from the division and above. It is recommended to study the basics of troop command and control organization.
  6. yehat2
    yehat2 16 October 2020 15: 41 New
    0
    Quote: ZEMCH
    The body is one-piece, there are many external antennas that cannot be changed by replacing, the electronics are old, cable routes

    it is necessary to provide for the possibility of replacement and modernization.
    Vaughn, how many years did MIG not want to change the installation of electronics?
    And how again, after the Indian tender, it was so tight that again there was a question of closing the design bureau, they changed the standards, changed a lot in their work, and now you can stick a French radar on it without any problems instead of ours.
    Maybe when designing command centers, something similar should have been foreseen,
    and not make unique crap, which after 1-2 years is already outdated and you need to re-create the next one. If the problem is with platform obsolescence, well look at b-52. Fly 50 years and nothing, gets off with local upgrades.
    In addition, I absolutely do not understand what special flight characteristics were needed for the new center - why should it have more speed? He's not engaged in interception.
    Its business is to carry it reliably, for a long time and a lot.
  7. lomax77
    lomax77 17 October 2020 13: 24 New
    0
    At one time they wanted to do it on the basis of "Ruslan".
    1. neri73-r
      neri73-r 19 October 2020 15: 55 New
      0
      Quote: lomax77
      At one time they wanted to do it on the basis of "Ruslan".

      There will be no more Ruslans and will never be! The rest fly over and that's it, the curtain.

Каким будет новый ВКП на базе Ил-96

19

Ил-80 в полете

В настоящее время на вооружении воздушно-космических сил состоит четыре воздушных командных пункта Ил-80. В обозримом будущем для замены таких самолетов может быть создан новый ВКП. Его выполнят на современной платформе с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.

Последние новости


О планах по развитию направления ВКП 14 октября сообщило агентство ТАСС со ссылкой на свои источники в авиастроении. По его данным, воздушные пункты управления войсками планируется перенести с самолетов Ил-80 на Ил-96-400М. Сроки выполнения и технические подробности такого проекта не уточняются.



Источник отметил, что замена базовой платформы улучшит характеристики и возможности ВКП. Ожидается рост продолжительности боевого дежурства. Кроме того, увеличится зона охвата управления войсками. Впрочем, конкретные цифры не назывались.

Самолеты под замену


По открытым данным, сейчас в ВКС России имеется четыре самолета Ил-80. ВКП этого типа разрабатывался с начала восьмидесятых годов. Первый полет состоялся в 1985 г., а в начале девяностых перспективную машину приняли на вооружение. Ввиду особой роли самолетов ограничились малой серией. В 2015 г., как минимум, один Ил-80 прошел модернизацию с установкой современной аппаратуры.

Ил-80 построен на базе широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86. Планер самолета и ряд общих систем были изменены в соответствии с особыми требованиями. В частности, на фюзеляже появился выступающий обтекатель антенных устройств, а под крылом установили подвесные контейнеры с аппаратурой. Кроме того, два из четырех самолетов получили устройства для дозаправки в воздухе.

Точный состав бортового оснащения Ил-80 до сих пор не раскрыт. Известно, что такой ВКП должен обеспечивать связь со всеми родами войск с использованием существующих систем управления. Имеются развитые средства энергоснабжения, жизнеобеспечения и т.д. Приняты меры по обеспечению эксплуатации техники на любых аэродромах военной и гражданской авиации. Также обеспечена защита от поражающих факторов ядерного взрыва.


Ил-80 способны выполнять функции мобильного штаба и обеспечивать управление любыми родами войск и соединений. В случае полномасштабного конфликта такие самолеты должны обеспечить эвакуацию высшего военного руководства из опасных районов с сохранением контроля над вооруженными силами.

На новой платформе


Еще в 2015 г. стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация прорабатывает вопросы создания нового ВКП для замены имеющихся Ил-80. Приводилось возможное обозначение такой машины – Ил-96ВКП, указывающее на тип базовой платформы. Утверждалось, что это будет ВКП «третьего поколения».

Последние новости подтверждают использование новой платформы, а также уточняют ее модификацию – Ил-96-400М. Новый вариант лайнера Ил-96 имеет ряд важных отличий от предшественников и действительно способен дать будущему ВКП серьезные преимущества перед существующими машинами.

Ил-96-400М представляет собой глубоко модернизированный вариант серийного Ил-96-300. Новый проект предусматривает удлинение фюзеляжа на 8,6 м до 63,9 м, увеличение максимальной взлетной массы до 270 т и полезной нагрузки до 58 т. Конструкция планера выполнена на основе современных материалов и обеспечивает необходимое соотношение прочности и легкости.

Новая модификация Ил-96 получает четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А1 с максимальной тягой до 17400 кгс. Такая силовая установка обеспечивает крейсерскую скорость до 850 км/ч и дальность с полезной нагрузкой не менее 8700 км. Таким образом, Ил-96-400М по основным летно-техническим характеристикам превосходит устаревший Ил-86 и, соответственно, машины на его базе.

Как именно Ил-96-400М перестроят в командный пункт – до конца не ясно. Вероятно, будут применены те же доработки, что и в случае с Ил-80. На внешней поверхности планера появятся новые обтекатели для разных систем и устройств; будут убраны иллюминаторы. Вместо пассажирского салона внутри фюзеляжа разместят радиоэлектронные системы и посты операторов, а также жилые и бытовые помещения.


Первый Ил-96-400М в сборочном цеху, январь 2020 г.

ВКП нового типа должен сохранить все возможности и функции предшественника, однако их следует реализовать на основе современных компонентов и технологий. При этом необходимо учесть прогресс последних лет в сфере систем управления войсками и обеспечить совместимость со всеми современными средствами такого рода. Возможно, в новом проекте будут использованы наработки по недавней модернизации Ил-80.

Следует отметить, что самолеты семейства Ил-96 нередко подвергаются критике. Основной повод для нее – большой возраст и моральное устаревание базовой конструкции. Кроме того, отмечается несоответствие ряду современных тенденций развития пассажирской авиации. Однако в контексте перспективного ВКП подобные претензии не имеют смысла. К такой технике предъявляются особые требования, и Ил-96-400М оказывается едва ли не единственной отечественной машиной, полностью соответствующей им.

Вопрос сроков


О проработке перспективного проекта Ил-96ВКП сообщалось почти пять лет назад, но самолет до сих пор не готов. Более того, по последним данным, его разработка до сих пор остается в планах. Таким образом, получение готового самолета откладывается на неопределенный срок.

Впрочем, разработчики ВКП пока могут не торопиться ввиду отсутствия готовой серийной платформы. Строительство первого Ил-96-400М в пассажирской конфигурации началось около двух лет назад, до конца текущего года планируется завершить окончательную сборку. Первый полет запланирован на 2021 г. В следующем году введут в эксплуатацию модернизированную производственную линию, что позволит приступить к серийному выпуску новых самолетов.

Полноценная серия может быть развернута только к 2023-25 г., и только при ее наличии министерство обороны сможет заказать строительство некоторого числа новых ВКП. Потребное количество такой техники неизвестно. Можно предполагать необходимость закупки до 4-6 машин – для равноценной замены имеющихся командных пунктов.

С прицелом на будущее


Сейчас в строю имеется четыре воздушных командных пункта Ил-80, построенные до середины девяностых годов. Они еще не выработали ресурс и могут продолжать службу, хотя требуются регулярные ремонты, а при возможности следует проводить модернизацию. Тем не менее, подобные процессы не могут продолжаться вечно. Вероятно, в 2025-30 гг. наличные Ил-80 придется списать ввиду физического и морального устаревания.

К этому времени следует разработать новый ВКП со всеми необходимыми функциями и улучшенными характеристиками. Предварительная проработка такого проекта началась несколько лет назад, и работы по этой теме продолжаются. Соответственно, в любой момент могут появиться новые сообщения о ходе работ и даже о начале строительства новой техники.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    16 октября 2020
    Завидую автору.
    Вот реально молодец.
    Вроде текст ниачём, просто вода из пустого в порожнее. А целая статья получилась.
    1. +7
      16 октября 2020
      Цитата: Пиджак в запасе
      Завидую автору.
      Вот реально молодец.
      Вроде текст ниачём, просто вода из пустого в порожнее. А целая статья получилась.

      главное "дубль-2" через день одно и тоже пишут,меняя слова местами. редакторы на ВО...пощадите.
    2. +4
      16 октября 2020
      Завидую автору.
      Вот реально молодец.
      Вроде текст ниачём, просто вода из пустого в порожнее. А целая статья получилась.

      На других сайтах и такого нет .
      А по теме - наши самолёты столько балласта тягают , в виде устаревшей электроники , при замене авионики хорошо облегчается самолёт.
      1. -1
        16 октября 2020
        Цитата: lucul
        наши самолёты столько балласта тягают , в виде устаревшей электроники , при замене авионики хорошо облегчается самолёт.

        Облегчается, да не совсем.
        Зачастую приходится прокладывать новые кабели, а вынуть старые - это разобрать весь самолет до винтика. Т.е. просто нереально. Так и возит он потом балласт в виде двойной, а то и тройной проводки. К лометры проводов.
    3. +1
      16 октября 2020
      от такого обилия воды на ВО хочется уйти иногда на другой ресурс. Смысл пропускать такие абсолютно бесполезные статьи?
  2. +1
    16 октября 2020
    Я бы не сказал что ил-96 полностью соответствует .Аэродромы разобью если вдруг он успеет взлететь .Куда садиться ?На грунт не приспособлен .В идеале и на воду бы возможность . .Полет в один конец ?
    1. +3
      16 октября 2020
      Аэродромы разобью если вдруг он успеет взлететь . Куда садиться ?На грунт не приспособлен .В идеале и на воду бы возможность . .Полет в один конец ?

      Мало федеральных трасс с многополосным движением понастроили ? Сядет без проблем .
      1. +13
        16 октября 2020
        Цитата: lucul
        Мало федеральных трасс с многополосным движением понастроили ? Сядет без проблем

        А там уже будет ждать ВКП на базе дирижабля
      2. 0
        16 октября 2020
        Ил-96 на трассу ? Не слишком оптимистичный вариант?
      3. 0
        16 октября 2020
        интересно, куда даже в этом случае деть отбойники и столбы освещения?
  3. +1
    16 октября 2020
    Когда такой самолетик видишь когда едешь с утра на работу ,чувствуется что в воздухе пахнет "керосином".
  4. +2
    16 октября 2020
    Почему на таких машинах оборудование не монтируют по модульному принципу?
    устарело, заменили ящик - всё, модернизация проведена.
    Нафига постоянно новый самолет строить?
    1. +2
      16 октября 2020
      Цитата: yehat2
      Почему на таких машинах оборудование не монтируют по модульному принципу?
      устарело, заменили ящик - всё, модернизация проведена.
      Нафига постоянно новый самолет строить?

      Корпус цельный, много внешних антен, которые не поменяешь путем замены, электроника старая, кабельные трассы проложены по всему корпусу, дешевле новый построить
  5. 0
    16 октября 2020
    Автор не в теме. Воздушных КП не было, нет и, видимо, не будет. А вот ВПУ — вполне отработаны на уровнях от дивизии и выше. Рекомендуется изучить основы организации управления войсками.
  6. 0
    16 октября 2020
    Цитата: ЗЭМЧ
    Корпус цельный, много внешних антен, которые не поменяешь путем замены, электроника старая, кабельные трассы

    надо предусматривать возможность замены и модернизации.
    Вон, МИГ сколько лет не хотел менять монтаж электроники?
    А как опять после индийского тендера приперло настолько, что опять стал вопрос о закрытии КБ, изменили стандарты, изменили многое в своей работе и теперь на него можно воткнуть французский радар без особых проблем вместо нашего.
    Может, при проектировании командных центров тоже что-то подобное стоило предусмотреть,
    а не делать уникальную хрень, которая через 1-2 года уже устаревает и нужно заново создавать следующую. Если проблема с устареванием платформы, ну посмотрите на б-52. Летает 50 лет и ничего, отделывается локальными модернизациями.
    К тому же мне решительно непонятно, какие особые летные характеристики понадобились для нового центра - нафига ему больше скорость? Он же не перехватом занимается.
    Его дело возить надежно, долго и и много.
  7. 0
    17 октября 2020
    В свое время хотели на базе "Руслана" делать.
    1. 0
      19 октября 2020
      Цитата: lomax77
      В свое время хотели на базе "Руслана" делать.

      Нетути больше Русланов и не будет! Оставшиеся долетают и всё, занавес.
    2. 0
      21 апреля 2021
      Too heavy for this role. Americans have been using their Ec135/B707 for 40+ years
  8. 0
    21 апреля 2021
    It looks like one of them flew on Apr.19, 2021 from Moscow to Nicaragua

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»