Военное обозрение

Каким будет новый ВКП на базе Ил-96

17

Ил-80 в полете


В настоящее время на вооружении воздушно-космических сил состоит четыре воздушных командных пункта Ил-80. В обозримом будущем для замены таких самолетов может быть создан новый ВКП. Его выполнят на современной платформе с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.

Последние новости


О планах по развитию направления ВКП 14 октября сообщило агентство ТАСС со ссылкой на свои источники в авиастроении. По его данным, воздушные пункты управления войсками планируется перенести с самолетов Ил-80 на Ил-96-400М. Сроки выполнения и технические подробности такого проекта не уточняются.

Источник отметил, что замена базовой платформы улучшит характеристики и возможности ВКП. Ожидается рост продолжительности боевого дежурства. Кроме того, увеличится зона охвата управления войсками. Впрочем, конкретные цифры не назывались.

Самолеты под замену


По открытым данным, сейчас в ВКС России имеется четыре самолета Ил-80. ВКП этого типа разрабатывался с начала восьмидесятых годов. Первый полет состоялся в 1985 г., а в начале девяностых перспективную машину приняли на вооружение. Ввиду особой роли самолетов ограничились малой серией. В 2015 г., как минимум, один Ил-80 прошел модернизацию с установкой современной аппаратуры.

Ил-80 построен на базе широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86. Планер самолета и ряд общих систем были изменены в соответствии с особыми требованиями. В частности, на фюзеляже появился выступающий обтекатель антенных устройств, а под крылом установили подвесные контейнеры с аппаратурой. Кроме того, два из четырех самолетов получили устройства для дозаправки в воздухе.

Точный состав бортового оснащения Ил-80 до сих пор не раскрыт. Известно, что такой ВКП должен обеспечивать связь со всеми родами войск с использованием существующих систем управления. Имеются развитые средства энергоснабжения, жизнеобеспечения и т.д. Приняты меры по обеспечению эксплуатации техники на любых аэродромах военной и гражданской авиации. Также обеспечена защита от поражающих факторов ядерного взрыва.


Ил-80 способны выполнять функции мобильного штаба и обеспечивать управление любыми родами войск и соединений. В случае полномасштабного конфликта такие самолеты должны обеспечить эвакуацию высшего военного руководства из опасных районов с сохранением контроля над вооруженными силами.

На новой платформе


Еще в 2015 г. стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация прорабатывает вопросы создания нового ВКП для замены имеющихся Ил-80. Приводилось возможное обозначение такой машины – Ил-96ВКП, указывающее на тип базовой платформы. Утверждалось, что это будет ВКП «третьего поколения».

Последние новости подтверждают использование новой платформы, а также уточняют ее модификацию – Ил-96-400М. Новый вариант лайнера Ил-96 имеет ряд важных отличий от предшественников и действительно способен дать будущему ВКП серьезные преимущества перед существующими машинами.

Ил-96-400М представляет собой глубоко модернизированный вариант серийного Ил-96-300. Новый проект предусматривает удлинение фюзеляжа на 8,6 м до 63,9 м, увеличение максимальной взлетной массы до 270 т и полезной нагрузки до 58 т. Конструкция планера выполнена на основе современных материалов и обеспечивает необходимое соотношение прочности и легкости.

Новая модификация Ил-96 получает четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А1 с максимальной тягой до 17400 кгс. Такая силовая установка обеспечивает крейсерскую скорость до 850 км/ч и дальность с полезной нагрузкой не менее 8700 км. Таким образом, Ил-96-400М по основным летно-техническим характеристикам превосходит устаревший Ил-86 и, соответственно, машины на его базе.

Как именно Ил-96-400М перестроят в командный пункт – до конца не ясно. Вероятно, будут применены те же доработки, что и в случае с Ил-80. На внешней поверхности планера появятся новые обтекатели для разных систем и устройств; будут убраны иллюминаторы. Вместо пассажирского салона внутри фюзеляжа разместят радиоэлектронные системы и посты операторов, а также жилые и бытовые помещения.


Первый Ил-96-400М в сборочном цеху, январь 2020 г.

ВКП нового типа должен сохранить все возможности и функции предшественника, однако их следует реализовать на основе современных компонентов и технологий. При этом необходимо учесть прогресс последних лет в сфере систем управления войсками и обеспечить совместимость со всеми современными средствами такого рода. Возможно, в новом проекте будут использованы наработки по недавней модернизации Ил-80.

Следует отметить, что самолеты семейства Ил-96 нередко подвергаются критике. Основной повод для нее – большой возраст и моральное устаревание базовой конструкции. Кроме того, отмечается несоответствие ряду современных тенденций развития пассажирской авиации. Однако в контексте перспективного ВКП подобные претензии не имеют смысла. К такой технике предъявляются особые требования, и Ил-96-400М оказывается едва ли не единственной отечественной машиной, полностью соответствующей им.

Вопрос сроков


О проработке перспективного проекта Ил-96ВКП сообщалось почти пять лет назад, но самолет до сих пор не готов. Более того, по последним данным, его разработка до сих пор остается в планах. Таким образом, получение готового самолета откладывается на неопределенный срок.

Впрочем, разработчики ВКП пока могут не торопиться ввиду отсутствия готовой серийной платформы. Строительство первого Ил-96-400М в пассажирской конфигурации началось около двух лет назад, до конца текущего года планируется завершить окончательную сборку. Первый полет запланирован на 2021 г. В следующем году введут в эксплуатацию модернизированную производственную линию, что позволит приступить к серийному выпуску новых самолетов.

Полноценная серия может быть развернута только к 2023-25 г., и только при ее наличии министерство обороны сможет заказать строительство некоторого числа новых ВКП. Потребное количество такой техники неизвестно. Можно предполагать необходимость закупки до 4-6 машин – для равноценной замены имеющихся командных пунктов.

С прицелом на будущее


Сейчас в строю имеется четыре воздушных командных пункта Ил-80, построенные до середины девяностых годов. Они еще не выработали ресурс и могут продолжать службу, хотя требуются регулярные ремонты, а при возможности следует проводить модернизацию. Тем не менее, подобные процессы не могут продолжаться вечно. Вероятно, в 2025-30 гг. наличные Ил-80 придется списать ввиду физического и морального устаревания.

К этому времени следует разработать новый ВКП со всеми необходимыми функциями и улучшенными характеристиками. Предварительная проработка такого проекта началась несколько лет назад, и работы по этой теме продолжаются. Соответственно, в любой момент могут появиться новые сообщения о ходе работ и даже о начале строительства новой техники.
Автор:
Использованы фотографии:
ОАК, Wikimedia Commons
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 16 октября 2020 06:26 Новый
    +14
    Завидую автору.
    Вот реально молодец.
    Вроде текст ниачём, просто вода из пустого в порожнее. А целая статья получилась.
    1. Дедкастарый
      Дедкастарый 16 октября 2020 07:01 Новый
      +7
      Цитата: Пиджак в запасе
      Завидую автору.
      Вот реально молодец.
      Вроде текст ниачём, просто вода из пустого в порожнее. А целая статья получилась.

      главное "дубль-2" через день одно и тоже пишут,меняя слова местами. редакторы на ВО...пощадите.
    2. lucul
      lucul 16 октября 2020 09:38 Новый
      +4
      Завидую автору.
      Вот реально молодец.
      Вроде текст ниачём, просто вода из пустого в порожнее. А целая статья получилась.

      На других сайтах и такого нет .
      А по теме - наши самолёты столько балласта тягают , в виде устаревшей электроники , при замене авионики хорошо облегчается самолёт.
      1. Пиджак в запасе
        Пиджак в запасе 16 октября 2020 12:05 Новый
        -1
        Цитата: lucul
        наши самолёты столько балласта тягают , в виде устаревшей электроники , при замене авионики хорошо облегчается самолёт.

        Облегчается, да не совсем.
        Зачастую приходится прокладывать новые кабели, а вынуть старые - это разобрать весь самолет до винтика. Т.е. просто нереально. Так и возит он потом балласт в виде двойной, а то и тройной проводки. К лометры проводов.
    3. Jager
      Jager 16 октября 2020 17:13 Новый
      +1
      от такого обилия воды на ВО хочется уйти иногда на другой ресурс. Смысл пропускать такие абсолютно бесполезные статьи?
  2. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay 16 октября 2020 09:02 Новый
    +1
    Я бы не сказал что ил-96 полностью соответствует .Аэродромы разобью если вдруг он успеет взлететь .Куда садиться ?На грунт не приспособлен .В идеале и на воду бы возможность . .Полет в один конец ?
    1. lucul
      lucul 16 октября 2020 09:35 Новый
      +3
      Аэродромы разобью если вдруг он успеет взлететь . Куда садиться ?На грунт не приспособлен .В идеале и на воду бы возможность . .Полет в один конец ?

      Мало федеральных трасс с многополосным движением понастроили ? Сядет без проблем .
      1. Lebed
        Lebed 16 октября 2020 10:38 Новый
        +5
        Цитата: lucul
        Мало федеральных трасс с многополосным движением понастроили ? Сядет без проблем

        А там уже будет ждать ВКП на базе дирижабля
      2. Pashhenko Nikolay
        Pashhenko Nikolay 16 октября 2020 15:32 Новый
        0
        Ил-96 на трассу ? Не слишком оптимистичный вариант?
      3. Jager
        Jager 16 октября 2020 17:11 Новый
        0
        интересно, куда даже в этом случае деть отбойники и столбы освещения?
  3. tralflot1832
    tralflot1832 16 октября 2020 09:49 Новый
    +1
    Когда такой самолетик видишь когда едешь с утра на работу ,чувствуется что в воздухе пахнет "керосином".
  4. yehat2
    yehat2 16 октября 2020 09:54 Новый
    +2
    Почему на таких машинах оборудование не монтируют по модульному принципу?
    устарело, заменили ящик - всё, модернизация проведена.
    Нафига постоянно новый самолет строить?
    1. ЗЭМЧ
      ЗЭМЧ 16 октября 2020 15:23 Новый
      +2
      Цитата: yehat2
      Почему на таких машинах оборудование не монтируют по модульному принципу?
      устарело, заменили ящик - всё, модернизация проведена.
      Нафига постоянно новый самолет строить?

      Корпус цельный, много внешних антен, которые не поменяешь путем замены, электроника старая, кабельные трассы проложены по всему корпусу, дешевле новый построить
  5. OldMichael
    OldMichael 16 октября 2020 15:41 Новый
    0
    Автор не в теме. Воздушных КП не было, нет и, видимо, не будет. А вот ВПУ — вполне отработаны на уровнях от дивизии и выше. Рекомендуется изучить основы организации управления войсками.
  6. yehat2
    yehat2 16 октября 2020 15:41 Новый
    0
    Цитата: ЗЭМЧ
    Корпус цельный, много внешних антен, которые не поменяешь путем замены, электроника старая, кабельные трассы

    надо предусматривать возможность замены и модернизации.
    Вон, МИГ сколько лет не хотел менять монтаж электроники?
    А как опять после индийского тендера приперло настолько, что опять стал вопрос о закрытии КБ, изменили стандарты, изменили многое в своей работе и теперь на него можно воткнуть французский радар без особых проблем вместо нашего.
    Может, при проектировании командных центров тоже что-то подобное стоило предусмотреть,
    а не делать уникальную хрень, которая через 1-2 года уже устаревает и нужно заново создавать следующую. Если проблема с устареванием платформы, ну посмотрите на б-52. Летает 50 лет и ничего, отделывается локальными модернизациями.
    К тому же мне решительно непонятно, какие особые летные характеристики понадобились для нового центра - нафига ему больше скорость? Он же не перехватом занимается.
    Его дело возить надежно, долго и и много.
  7. lomax77
    lomax77 17 октября 2020 13:24 Новый
    0
    В свое время хотели на базе "Руслана" делать.
    1. neri73-r
      neri73-r 19 октября 2020 15:55 Новый
      0
      Цитата: lomax77
      В свое время хотели на базе "Руслана" делать.

      Нетути больше Русланов и не будет! Оставшиеся долетают и всё, занавес.