Каким будет новый ВКП на базе Ил-96

19

Ил-80 в полете

В настоящее время на вооружении воздушно-космических сил состоит четыре воздушных командных пункта Ил-80. В обозримом будущем для замены таких самолетов может быть создан новый ВКП. Его выполнят на современной платформе с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.

Последние новости


О планах по развитию направления ВКП 14 октября сообщило агентство ТАСС со ссылкой на свои источники в авиастроении. По его данным, воздушные пункты управления войсками планируется перенести с самолетов Ил-80 на Ил-96-400М. Сроки выполнения и технические подробности такого проекта не уточняются.



Источник отметил, что замена базовой платформы улучшит характеристики и возможности ВКП. Ожидается рост продолжительности боевого дежурства. Кроме того, увеличится зона охвата управления войсками. Впрочем, конкретные цифры не назывались.

Самолеты под замену


По открытым данным, сейчас в ВКС России имеется четыре самолета Ил-80. ВКП этого типа разрабатывался с начала восьмидесятых годов. Первый полет состоялся в 1985 г., а в начале девяностых перспективную машину приняли на вооружение. Ввиду особой роли самолетов ограничились малой серией. В 2015 г., как минимум, один Ил-80 прошел модернизацию с установкой современной аппаратуры.

Ил-80 построен на базе широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86. Планер самолета и ряд общих систем были изменены в соответствии с особыми требованиями. В частности, на фюзеляже появился выступающий обтекатель антенных устройств, а под крылом установили подвесные контейнеры с аппаратурой. Кроме того, два из четырех самолетов получили устройства для дозаправки в воздухе.

Точный состав бортового оснащения Ил-80 до сих пор не раскрыт. Известно, что такой ВКП должен обеспечивать связь со всеми родами войск с использованием существующих систем управления. Имеются развитые средства энергоснабжения, жизнеобеспечения и т.д. Приняты меры по обеспечению эксплуатации техники на любых аэродромах военной и гражданской авиации. Также обеспечена защита от поражающих факторов ядерного взрыва.


Ил-80 способны выполнять функции мобильного штаба и обеспечивать управление любыми родами войск и соединений. В случае полномасштабного конфликта такие самолеты должны обеспечить эвакуацию высшего военного руководства из опасных районов с сохранением контроля над вооруженными силами.

На новой платформе


Еще в 2015 г. стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация прорабатывает вопросы создания нового ВКП для замены имеющихся Ил-80. Приводилось возможное обозначение такой машины – Ил-96ВКП, указывающее на тип базовой платформы. Утверждалось, что это будет ВКП «третьего поколения».

Последние новости подтверждают использование новой платформы, а также уточняют ее модификацию – Ил-96-400М. Новый вариант лайнера Ил-96 имеет ряд важных отличий от предшественников и действительно способен дать будущему ВКП серьезные преимущества перед существующими машинами.

Ил-96-400М представляет собой глубоко модернизированный вариант серийного Ил-96-300. Новый проект предусматривает удлинение фюзеляжа на 8,6 м до 63,9 м, увеличение максимальной взлетной массы до 270 т и полезной нагрузки до 58 т. Конструкция планера выполнена на основе современных материалов и обеспечивает необходимое соотношение прочности и легкости.

Новая модификация Ил-96 получает четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А1 с максимальной тягой до 17400 кгс. Такая силовая установка обеспечивает крейсерскую скорость до 850 км/ч и дальность с полезной нагрузкой не менее 8700 км. Таким образом, Ил-96-400М по основным летно-техническим характеристикам превосходит устаревший Ил-86 и, соответственно, машины на его базе.

Как именно Ил-96-400М перестроят в командный пункт – до конца не ясно. Вероятно, будут применены те же доработки, что и в случае с Ил-80. На внешней поверхности планера появятся новые обтекатели для разных систем и устройств; будут убраны иллюминаторы. Вместо пассажирского салона внутри фюзеляжа разместят радиоэлектронные системы и посты операторов, а также жилые и бытовые помещения.


Первый Ил-96-400М в сборочном цеху, январь 2020 г.

ВКП нового типа должен сохранить все возможности и функции предшественника, однако их следует реализовать на основе современных компонентов и технологий. При этом необходимо учесть прогресс последних лет в сфере систем управления войсками и обеспечить совместимость со всеми современными средствами такого рода. Возможно, в новом проекте будут использованы наработки по недавней модернизации Ил-80.

Следует отметить, что самолеты семейства Ил-96 нередко подвергаются критике. Основной повод для нее – большой возраст и моральное устаревание базовой конструкции. Кроме того, отмечается несоответствие ряду современных тенденций развития пассажирской авиации. Однако в контексте перспективного ВКП подобные претензии не имеют смысла. К такой технике предъявляются особые требования, и Ил-96-400М оказывается едва ли не единственной отечественной машиной, полностью соответствующей им.

Вопрос сроков


О проработке перспективного проекта Ил-96ВКП сообщалось почти пять лет назад, но самолет до сих пор не готов. Более того, по последним данным, его разработка до сих пор остается в планах. Таким образом, получение готового самолета откладывается на неопределенный срок.

Впрочем, разработчики ВКП пока могут не торопиться ввиду отсутствия готовой серийной платформы. Строительство первого Ил-96-400М в пассажирской конфигурации началось около двух лет назад, до конца текущего года планируется завершить окончательную сборку. Первый полет запланирован на 2021 г. В следующем году введут в эксплуатацию модернизированную производственную линию, что позволит приступить к серийному выпуску новых самолетов.

Полноценная серия может быть развернута только к 2023-25 г., и только при ее наличии министерство обороны сможет заказать строительство некоторого числа новых ВКП. Потребное количество такой техники неизвестно. Можно предполагать необходимость закупки до 4-6 машин – для равноценной замены имеющихся командных пунктов.

С прицелом на будущее


Сейчас в строю имеется четыре воздушных командных пункта Ил-80, построенные до середины девяностых годов. Они еще не выработали ресурс и могут продолжать службу, хотя требуются регулярные ремонты, а при возможности следует проводить модернизацию. Тем не менее, подобные процессы не могут продолжаться вечно. Вероятно, в 2025-30 гг. наличные Ил-80 придется списать ввиду физического и морального устаревания.

К этому времени следует разработать новый ВКП со всеми необходимыми функциями и улучшенными характеристиками. Предварительная проработка такого проекта началась несколько лет назад, и работы по этой теме продолжаются. Соответственно, в любой момент могут появиться новые сообщения о ходе работ и даже о начале строительства новой техники.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    16 октября 2020 06:26
    Завидую автору.
    Вот реально молодец.
    Вроде текст ниачём, просто вода из пустого в порожнее. А целая статья получилась.
    1. +7
      16 октября 2020 07:01
      Цитата: Пиджак в запасе
      Завидую автору.
      Вот реально молодец.
      Вроде текст ниачём, просто вода из пустого в порожнее. А целая статья получилась.

      главное "дубль-2" через день одно и тоже пишут,меняя слова местами. редакторы на ВО...пощадите.
    2. +4
      16 октября 2020 09:38
      Завидую автору.
      Вот реально молодец.
      Вроде текст ниачём, просто вода из пустого в порожнее. А целая статья получилась.

      На других сайтах и такого нет .
      А по теме - наши самолёты столько балласта тягают , в виде устаревшей электроники , при замене авионики хорошо облегчается самолёт.
      1. -1
        16 октября 2020 12:05
        Цитата: lucul
        наши самолёты столько балласта тягают , в виде устаревшей электроники , при замене авионики хорошо облегчается самолёт.

        Облегчается, да не совсем.
        Зачастую приходится прокладывать новые кабели, а вынуть старые - это разобрать весь самолет до винтика. Т.е. просто нереально. Так и возит он потом балласт в виде двойной, а то и тройной проводки. К лометры проводов.
    3. +1
      16 октября 2020 17:13
      от такого обилия воды на ВО хочется уйти иногда на другой ресурс. Смысл пропускать такие абсолютно бесполезные статьи?
  2. +1
    16 октября 2020 09:02
    Я бы не сказал что ил-96 полностью соответствует .Аэродромы разобью если вдруг он успеет взлететь .Куда садиться ?На грунт не приспособлен .В идеале и на воду бы возможность . .Полет в один конец ?
    1. +3
      16 октября 2020 09:35
      Аэродромы разобью если вдруг он успеет взлететь . Куда садиться ?На грунт не приспособлен .В идеале и на воду бы возможность . .Полет в один конец ?

      Мало федеральных трасс с многополосным движением понастроили ? Сядет без проблем .
      1. +13
        16 октября 2020 10:38
        Цитата: lucul
        Мало федеральных трасс с многополосным движением понастроили ? Сядет без проблем

        А там уже будет ждать ВКП на базе дирижабля
      2. 0
        16 октября 2020 15:32
        Ил-96 на трассу ? Не слишком оптимистичный вариант?
      3. 0
        16 октября 2020 17:11
        интересно, куда даже в этом случае деть отбойники и столбы освещения?
  3. +1
    16 октября 2020 09:49
    Когда такой самолетик видишь когда едешь с утра на работу ,чувствуется что в воздухе пахнет "керосином".
  4. +2
    16 октября 2020 09:54
    Почему на таких машинах оборудование не монтируют по модульному принципу?
    устарело, заменили ящик - всё, модернизация проведена.
    Нафига постоянно новый самолет строить?
    1. +2
      16 октября 2020 15:23
      Цитата: yehat2
      Почему на таких машинах оборудование не монтируют по модульному принципу?
      устарело, заменили ящик - всё, модернизация проведена.
      Нафига постоянно новый самолет строить?

      Корпус цельный, много внешних антен, которые не поменяешь путем замены, электроника старая, кабельные трассы проложены по всему корпусу, дешевле новый построить
  5. 0
    16 октября 2020 15:41
    Автор не в теме. Воздушных КП не было, нет и, видимо, не будет. А вот ВПУ — вполне отработаны на уровнях от дивизии и выше. Рекомендуется изучить основы организации управления войсками.
  6. 0
    16 октября 2020 15:41
    Цитата: ЗЭМЧ
    Корпус цельный, много внешних антен, которые не поменяешь путем замены, электроника старая, кабельные трассы

    надо предусматривать возможность замены и модернизации.
    Вон, МИГ сколько лет не хотел менять монтаж электроники?
    А как опять после индийского тендера приперло настолько, что опять стал вопрос о закрытии КБ, изменили стандарты, изменили многое в своей работе и теперь на него можно воткнуть французский радар без особых проблем вместо нашего.
    Может, при проектировании командных центров тоже что-то подобное стоило предусмотреть,
    а не делать уникальную хрень, которая через 1-2 года уже устаревает и нужно заново создавать следующую. Если проблема с устареванием платформы, ну посмотрите на б-52. Летает 50 лет и ничего, отделывается локальными модернизациями.
    К тому же мне решительно непонятно, какие особые летные характеристики понадобились для нового центра - нафига ему больше скорость? Он же не перехватом занимается.
    Его дело возить надежно, долго и и много.
  7. 0
    17 октября 2020 13:24
    В свое время хотели на базе "Руслана" делать.
    1. 0
      19 октября 2020 15:55
      Цитата: lomax77
      В свое время хотели на базе "Руслана" делать.

      Нетути больше Русланов и не будет! Оставшиеся долетают и всё, занавес.
    2. 0
      21 апреля 2021 02:54
      Too heavy for this role. Americans have been using their Ec135/B707 for 40+ years
  8. 0
    21 апреля 2021 02:52
    It looks like one of them flew on Apr.19, 2021 from Moscow to Nicaragua

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»