Последняя битва эпохи парусников

Последняя битва эпохи парусников
И. К. Айвазовский. «Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года»


Подготовка к войне

В начале 18 века Османская империя была огромным государством, контролировавшим весь Балканский полуостров, огромные территории на севере от Дуная и на берегах Черного моря. Но в начале XIX века от империи откололась Греция, французы захватили Алжир, англичане стали контролировать Египет, Сирию и Палестину. Османская империя начала утрачивать свое былое влияние.
«Турция – умирающий человек. Мы можем пытаться сохранить ему жизнь, но это нам не удастся» – говорил Николай I об османской империи.



В 1783 году Россия присоединила к себе Крым и построила могучий Черноморский флот. Османская империя всеми силами пыталась помешать укреплению позиций России на Кавказе. Великобритания, стремясь подчинить весь Ближний Восток, боялась усиления влияния русских в области черноморских проливов и на Балканах. Австрия была заинтересована в придунайских районах.

В начале 1853 года в Константинополе князь Меншиков вел с турками долгие, но бесплодные переговоры. Виновником этого был опытный британский дипломат Стратфорд де Редклиф. Он вынудил Меншикова предъявить султану ультиматум и заставил султана отвергнуть любые предложения России. Поэтому в итоге отношения с Турцией были разорваны, война стала неизбежной.

Морской флот в середине 19-го века

С появлением паровых машин на флоте произошла настоящая революция. Их применение позволило кораблям не зависеть от ветра, значительно увеличить скорость и маневренность. Главным недостатком самых первых пароходов было слишком уязвимое для огня противника гребное колесо. Однако уже в 40-ых годах появились пароходы с гребным винтом. Россия последней из морских держав начала строить суда с паровыми двигателями.

В корабельной артиллерии начали использоваться разрывные бомбы и нарезные корабельные орудия, обладающие намного большей дальностью и точностью стрельбы. Самым последним улучшением были бомбические пушки, названные в зарубежной литературе орудиями Пексана. Короткие крупнокалиберные пушки стреляли с огромных дистанций пустотелыми разрывными снарядами, снабженными дистанционной разрывной трубкой. По воспоминаниям очевидцев бомба взрывалась уже внутри корабля, причиняя страшный ущерб деревянным конструкциям. Французский флот первым в 1827 году стал устанавливать эти орудия. Адмирал Михаил Лазарев, возглавивший с 1833 года весь Черноморский флот и порты Черного моря, с большим трудом уговорил вышестоящее начальство начать производство таких пушек. Отливка их началась в 1838 году.

Боевые действия

4 октября 1853 года Османская империя объявила войну России, и уже 11 октября батареи турецкой крепости Исакчи на Дунае обстреляли пароходы «Прут» и «Ординарец». Ночью 16 октября турецкие войска захватили пост Святого Николая на побережье Черного моря. При этом весь гарнизон погиб в сражении.

Позже с этого поста был обстрелян пароходофрегат «Колхида». Погибли 14 человек, в том числе и командир корабля К.А. Кузьминский. 140-тысячное войско Омер-паши форсировало Дунай и атаковало позиции генерала М.Д. Горчакова. Однако 82-тысячная русская армия отбила атаку, причем удалось уничтожить весь турецкий флот на Дунае. На Закавказском направлении войска Абди-паши также понесли серьезное поражение.

В октябре объединенная эскадра англичан и французов вошла в Дарданеллы, и ободренный этим султан отправил на восток Черного моря эскадру из 12 кораблей, 2 бригов и 2 военных транспортов с десантом под началом вице-адмирала Осман-паши. Всего на турецких судах насчитывалось около 470 орудий.

Спасаясь от шторма, Осман-паша укрылся в гавани Синопа, где его нашли корабли Нахимова. Понимая, что будет нешуточный бой, турецкий вице-адмирал решил принять его в Синопской гавани под прикрытием шести береговых батарей. Большинство батарейных пушек уже устарели, но все же палили калеными ядрами, которые вызывали взрывы и пожары на деревянных кораблях. Свои суда Осман-паша расположил полумесяцем для перекрестного огня по любому противнику, входящему на Синопский рейд. Транспорты и пароходы встали во второй линии. 16 ноября к кораблям Нахимова присоединились суда Ф.М. Новосильского – три мощных 120-пушечных линейных корабля – «Три Святителя», «Великий князь Константин» и «Париж». Таким образом, перед битвой русская флотилия насчитывала шесть линкоров и два фрегата, имея более чем 700 орудий. Также нельзя не учитывать высокий боевой дух и выучку русских моряков, которые формировались в течение многих лет практически непрерывных войн. Николай I много внимания уделял подготовке первоклассных офицерских кадров и регулярно проверял Морской кадетский корпус, возглавляемый с 1827 по 1842 год знаменитым мореплавателем Иваном Федоровичем Крузенштерном.

Последняя битва эпохи парусников
П.С. Нахимов на палубе флагманского корабля "Императрица Мария" во время Синопского сражения Н.П. Медовиков


Рано утром 17 ноября на флагманском корабле «Императрица Мария» был организован совет. План сражения предусматривал атаку противника двумя колоннами. В 9:30 утра поднялся сигнал готовиться к бою, команды позавтракали и заняли свои места. Около полудня в полном молчании колонны кораблей приблизились к Синопскому рейду. Правую, которая была ближе к туркам, возглавлял сам вице-адмирал Нахимов, левую колонну вел контр-адмирал Новосильский. В 12:30 все турецкие суда, пятая и шестая береговые батареи открыли ураганный огонь по русской эскадре. Позже, опоздав, к ним присоединились батареи №3 и №4. Ядра первой и второй батарей не доставали до русских. Корабли Нахимова выходили на предначертанные позиции. Выстроившись параллельно турецкому флоту, русская эскадра открыла огонь. После этого итог сражения был предрешен. Первым в 13:00 загорелся флагман «Авни-Аллах», за ним настала очередь крупного фрегата «Фазли-Аллах». К 14:30 после точного огня русских артиллеристов один за другим выходят из сражения и выбрасываются на берег турецкие корабли «Несеми-Зефер», «Дамиад», «Фейзи-Меабуд» и «Низамие». Среди турок царит паника. «Великий князь Константин» совместно с «Чесмой» методично сравнивают с землей береговые батареи. На воздух взлетают фрегаты «Каиди-Зефер» и «Навек-Бахри», корвет «Гюли-Сефид». Пожар с береговых батарей перекидывается на город. В 18:00 русские корабли, полностью уничтожив береговые укрепления и турецкую эскадру противника, покидают Синопский рейд. С места сражения удается сбежать только пароходофрегату «Таиф». Осман-паша и еще два командира кораблей попадают в плен.

Последняя битва эпохи парусников


Итоги сражения

Победа стала подлинным триумфом отечественного флота. Турецкая сторона лишилась 15 кораблей, а из 4500 человек более трех тысяч погибли, многие были ранены. Русская эскадра потеряла 37 моряков убитыми, 229 ранеными. Корабли получили повреждения, но все они самостоятельно вернулись в Севастопольский порт. За несколько часов от внушительной турецкой эскадры не осталось ровным счетом ничего. Однако эта победа заставила Лондон и Париж обратить самое пристальное внимание на Россию. Так началась печально известная Крымская война.

Вице-адмирал П.С. Нахимов был удостоен ордена Святого Георгия второй степени.
Император Николай I лично написал в указе: «Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись Русского флота новою победою, которая навсегда останется памятною в морской истории».

Синопское сражение стало последней крупной битвой эры парусников и первой с массовым участием пароходов, а также использованием орудий и боеприпасов нового типа. Оно показало, что даже самые крепкие деревянные борта судов не способны защитить от ужасной разрушительной мощи бомбических орудий. Наступала пора кораблей с бронезащитой.
Автор: Игорь Сулимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Сахалинец 11 августа 2012 08:48
    Красивая, блистательная победа черноморского флота под командованием Нахимова.
    1. StrategBV 11 августа 2012 09:20
      Очередной комментарий, нацеленный на сбор урожая лайков negative . Присмотритесь, почти все первые комментарии в большинстве статей, это высказывания типа: "согласен с мнением автора статьи, т.д. т.п. ребята молодцы, пацаны ваще ребята, победа классная, поражение случайное и обидное, слава России т.д. и т.п."- как же это надоело, почему то почти никто не пишет свое мнение, все хотят насобирать миллиарды лайков, забыв о том, что это аналитический сайт, а оценки статье, это не ваше мнение о рассматриваемом событии, а оценка качеству самой статьи fool
      Я сам безумно сильно уважаю Нахимова, чьё имя по приданию, приносит смерть кораблям, названным его именем, но оно и понятно, ведь великий адмирал, погибший на суше, от случайной пули, это ни есть нормально, это есть шутка БОГА. А за битву, спасибо не только Нахимову, но и храбрым русским матросам, которые пот огнем вражеской эскадры и береговой артиллерии, держали ровный строй, выходя на позиции обстрела, а так же уничтожали саму эскадру врага.
      И кстати, в этой битве так же участвовал, мой любимый парусник, двухдечный линкор "Императрица Мария", один из быстрейших, к тому же еще и 90-о пушечный корабль. Жаль, "Двенадцать Апостолов" не принял участие в битве, думаю, этот шедевр российского флотостроения, смог бы заметно увеличить, число уничтоженных судов противника, в этой битве. fellow
      1. Свистоплясков 11 августа 2012 10:10
        Василий спасибо, что надавили на совесть !
        А "Двенадцать Апостолов" красивый корабль 130 пушек!
        Свистоплясков
        1. StrategBV 11 августа 2012 22:54
          Это не самое главное, главное, что в нижней дечке, были установлены шестидесяти восьми (!) фунтовые орудия (одни из лучших на тот момент), а на верхней палубе, двенадцати, восемнадцати фунтовые и даже, восьми фунтовые орудия, с системой компенсации отдачи, которые предназначались для перестрелок с вражескими судами в упор. Корабль развевал скорость до девяти с половиной узлов, что по тем временам, считалось, недостижимым для такого корабля результатом. Пожалуй, это был самый совершенный парусник той эпохи, но, так уж получилось, что он оказался бесполезным, а жаль. Думаю, он не мало вражеских парусников нашинковал бы fellow
  2. Yuri11076 11 августа 2012 09:11
    Да, России есть чем гордиться!!!
  3. itr 11 августа 2012 09:36
    Хорошая статья .
    itr
  4. rumpeljschtizhen 11 августа 2012 14:53
    обидно что с тех пор больше Русские моряки не одержали ни одной крупной победы ...как началась эпоха броненосцев...
    1. StrategBV 11 августа 2012 22:44
      Не скажи, чего стоят наши эсминцы- герои во вторую мировую войну, а уж про ЛЭ "Ташкент", Я вообще молчу. Плюс, герои подводники. Возможно еще линкор "Марат", но это не морская победа, а победа с участием линкора. fellow
      1. Barrel 11 августа 2012 23:32
        Мне кажется он имел именно "русские" а не советские. Хоть Российская империя строила в начале 20-го века неплохие бронепалубные крейсера, сказалась нехватка опыта или новейшей аппаратуры в битвах с Японией и Германией
        Barrel
        1. StrategBV 12 августа 2012 10:07
          Все было проще, мы строили не те корабли, а военно- морская директива, оказалась никуда не годной. Российская империя, успела построить (если Я правильно вспомнил) шесть линкоров нового типа, которые союз потом переделал и назвал на свой лад ("Марат", как пример). А в печальной войне (Русско- Японская) у нас была ставка на бронебойные снаряды, в то время как в японском флоте, на фугасные. Наш снаряд, при попадании наносил больше повреждений, но ведь во врага еще попасть нужно, так что большинство наших снарядов, громили море. Японидзе же в свою очередь, били осколочно-фугасными и даже в случае промаха, повреждали корабли и экипажи осколками. Плюс, у Японии были мощнейшие тяжелые миноносцы, в то время как у нас были лишь броненосцы ("пятиминутки", кому интересно, почему их так называли, Google в помощь) и корабли, не обладающие необходимой броневой и огневой мощью. Это была как Чеченская война, все просчеты слились во едино и дали в итоге, трагедию. А вообще, мы парадокс, вроде морей много, а флот "не самый", но при этом, у нас было немало великих флотоводцев (три примера, оспорить которые невозможно: Ф.Ф. Ушаков, Н.П. Нахимов и Н.Г. Кузнецов) и славных морских побед. А так, да, Синоп, стал пожалуй последней великой победой русского флота. Был еще первый в истории бой между пароходами, из которого российский пароход вышел победителем, но это скорее просто отличная победа, хотя она и останется на страницах истории, но какофонии залпов и десятков затопленных судов противника, Россия больше не видела, а если и видела, то сама была в не лучшем положении. Закончу как пафосно-патриотическим высказыванием: "Мы не лучшие мореходы, но мы герои несущие победу!!!" fellow
      2. mind1954 12 августа 2012 19:39
        Если не ошибаюсь, то лидер "Ташкент" был построен в Италии !
        А особенности итальянской школы - скорость и вооружение в ущерб брони !
        Много раз он уворачивался от авиации, но до бесконечности, увы, везти
        не может !
        mind1954
  5. ivanovbg 11 августа 2012 22:20
    А торпедирование Тирпица Луниным не в счет?
    1. Barrel 11 августа 2012 23:34
      Не доказано. Во всяком случае "Тирпиц" не получил серьезных повреждений и если была б необходимость мог бы продолжить поход.
      Barrel
  6. ad3wsafdf 12 августа 2012 00:45
    Власти нашей страны уже много натворили, но это уже слишком.
    Я вообще случайно его нашла http://xurl.es/poisksng
    Здесь есть информация о каждом из нас, например: родственники, друзья, переписка из соц.сетей.
    И главное это же доступно всем, я вообще сильно испугалась по началу - мало ли какой придурок там будет лазить
    Хорошо, правда, что можно все это удалить
    ad3wsafdf
  7. rygfdcgbxv 13 августа 2012 04:16
    порно на все случаи жизни, смотри качай, отдыхай
    http://porno2013.org
    http://porno2013.biz
    http://porno-zdes.net
    http://pornotis.net
    rygfdcgbxv

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня