Зачем полетели на север «Молнии». Экипажи немецких реактивных самолетов ждали в Норвегии важного приказа из Берлина

Зачем полетели на север «Молнии». Экипажи немецких реактивных самолетов ждали в Норвегии важного приказа из Берлина


5 мая 1945 года над Великобританией в последний раз появился самолет-разведчик люфтваффе. Сбить его англичанам не удалось...

На заключительном этапе Второй мировой войны Германия располагала вооружениями, которые при благоприятном для нее развитии событий могли бы весьма существенно повлиять на ход боевых действий. По крайней мере - гипотетически.


Несмотря на огромные потери в людях и технике, вермахт все еще продолжал сопротивление. При этом в Третьем рейхе не прекращались разработка и совершенствование баллистических, крылатых и зенитных ракет, реактивных самолетов. Общеизвестно, что немцы довольно близко подошли к созданию атомной бомбы, но им не хватило ресурсов и времени для завершения этого проекта.

К 1945 году в Германии была сконструирована океанская подводная лодка, обладавшая непревзойденными на тот период тактико-техническими характеристиками, в частности высокой скрытностью от средств обнаружения. Субмарину предполагалось снабдить мощными аккумуляторами и торпедными аппаратами нового типа, способными выстреливать несколько торпед одновременно, а также оснастить пусковыми ракетными установками. Массовое строительство этих лодок планировалось начать в мае 45-го.

Нельзя не сказать и о том, что Германия оказалась первой в мире страной, ставшей обладательницей боевой реактивной авиации. Так, 15 июня 1943 года впервые поднялся в небо опытный образец самолета Арадо Ar-234 «Блиц» («Молния»), а через некоторое время начался серийный выпуск этой машины в вариантах разведчика, штурмовика-бомбардировщика, дальнего бомбардировщика и даже тяжелого ночного истребителя. Для взлета «Молнии» использовалась стартовая тележка, которая потом сбрасывалась, а для посадки - убирающаяся направляющая в виде лыжи.

Зачем полетели на север «Молнии». Экипажи немецких реактивных самолетов ждали в Норвегии важного приказа из Берлина


Сперва германские предприятия наладили изготовление разведывательных «Блицев» (Аr-234В-1) и «Блицев»-бомбардировщиков (Аr-234В-2). Всего немцам удалось построить 210 самолетов обоих типов. На каждом из них устанавливались два турбореактивных двигателя Юнкерс-Юмо 004В или Юмо 004В-4 (тяга 860 кг). Лишь на трех машинах были моторы BMW003A-1.

«Молния» существенно превосходила по скорости (750 км/ч на высоте 6000 м) любые самолеты ВВС союзников по антигитлеровской коалиции. Практический потолок Арадо Ar-234 равнялся 11 700 м, взлетный вес - 8400 кг, бомбовая нагрузка достигала 1,5 тонны. Размах крыльев машины - 14,4 м, длина - 12,7 м.

В немногих воздушных боях, в которых довелось участвовать «Блицам», они безжалостно уничтожали самолеты противника (впрочем, считается, что советские пилоты во время битвы за Берлин в апреле 45-го сбили 22 реактивных Арадо). Но тем не менее англо-американская стратегическая авиация, обладая подавляющим превосходством над люфтваффе, буквально не оставляла камня на камне от германских городов, приводила в негодность немецкие аэродромы. И тогда, незадолго до капитуляции Третьего рейха некоторые «Молнии» с баз в северной Германии и Дании перелетели в Норвегию. Зачем?

Приказ на передислокацию поступил из Берлина с целью «продолжения борьбы». Ведь в Стране фиордов находилась 350-тысячная боеспособная группировка вермахта. Сила немалая, если учесть катастрофический урон, понесенный немецкими войсками в результате ударов Красной армии и армий США и Великобритании. Кроме того, все ровные участки 2000-километрового норвежского побережья в период оккупации были утыканы «зубами Гитлера». Так назывались бетонные надолбы, которые по замыслу германских военных инженеров могли воспрепятствовать высадке неприятельских десантов. Эти сооружения, кстати, сохранились до наших дней.

В результате подневольного труда десятков тысяч советских военнопленных по Норвегии пролегли прекрасные горные дороги, и сегодня удивляющие своим безупречным состоянием. Они предназначались для оперативной переброски войск в случае вторжения противника. Сам же Гитлер не раз говорил своим приближенным: «Норвегия - это наша последняя надежда».

Но вернемся к реактивным бомбардировщикам «Блиц». По моей просьбе норвежский историк авиации Ян-Петтер Хельгесен (Jan-Petter Helgessen) из города Ставангера рассказал мне в письме о судьбе последней эскадрильи агонизировавшего Третьего рейха. Он подробно поведал об этом и в местной газете Stavangar aftenblad в одном из майских номеров за 2010 год.

Итак, 5 мая 1945-го на аэродроме Сула (Sola) под Ставангером приземлились 18 самолетов, немало озадачив персонал отсутствием пропеллеров и необычным внешним видом. В тот же день один из Арадо Аr-234В-1 - разведывательный вариант «Блица» - отправился в сторону Британских островов. Сбить «Молнию» англичане не смогли: она оказалась недосягаемой для летчиков королевских ВВС из-за невиданной скорости. Это был последний полет немецкого самолета над туманным Альбионом в годы Второй мировой войны.

После его возвращения на авиабазу «Сула» 10 машин остались там на боевом дежурстве. Экипажи все еще ждали важного приказа из Берлина. А 8 самолетов были переведены в резерв на другую авиабазу - «Форус», в нескольких милях восточнее «Сулы». Но через несколько дней обе базы захватили бойцы норвежского Сопротивления и британские парашютисты. Судя по всему, пилоты так и не получили особого приказа из Берлина: Третий рейх к тому времени испустил дух...

Два «Блица» вывезли на исследования и испытания в США и Англию. До сих пор один из них находится в коллекции Смитсоновского института в штате Мериленд. Все остальные реактивные машины были уничтожены. Англичане для этого даже пустили в ход танки. Всего же, по подсчетам господина Хельгесена, после падения гитлеровской Германии в районе Ставангера оказалось около 100 самолетов люфтваффе! Так что упования фюрера на Страну фиордов как на «последнюю надежду» нацистов отнюдь не были пустым звуком.

Какой же приказ ждали пилоты последней эскадрильи Третьего рейха? Существуют два мнения.

Во-первых, «Блицы» были предназначены не только для «продолжения борьбы», но и (по крайней мере один или несколько) для прикрытия с воздуха эвакуации нацистской верхушки на подводных лодках из портов Германии и главным образом - Норвегии.

Во-вторых, такая эвакуация могла быть проведена и самими «Блицами». А доставить на север кого-то из нацистских бонз, в том числе и самого Гитлера, удалось бы на маленьком самолете типа «Шторьх». Именно на нем накануне падения Берлина под массированным огнем советской артиллерии у рейхсканцелярии сумела сесть известная немецкая летчица Ханна Рейч. Она предложила фюреру улететь из горящей немецкой столицы на своей машине.

В свою очередь личный пилот Гитлера генерал-лейтенант авиации и обергруппенфюрер СС Ганс Баур (Hans Baur, 1897-1993) уверял, что готов был переправить его хоть в Гренландию, хоть на экзотический Мадагаскар. Но «вождь Германии», по официальной версии, отказался от бегства, чтобы «умереть в Берлине».

Зачем полетели на север «Молнии». Экипажи немецких реактивных самолетов ждали в Норвегии важного приказа из Берлина


Правда, есть люди, упорно отстаивающие версию о том, что в столице Третьего рейха ушел в мир иной не фюрер, а один из его двойников. И на то имеются определенные основания. Тот же Баур, например, первоначально уверявший всех, что он простился с настоящим Гитлером, угодив в советский плен, вдруг изменил мнение на сей счет. Осведомитель, подсаженный в камеру к генералу, докладывал руководству Лубянки: «Обращает на себя внимание то, что до сих пор у Баура никаких сомнений не было в этом деле, а сейчас эта уверенность исчезла и он полон сомнений» (цитата из рассекреченного архивного документа).

А если бы Гитлер согласился бежать? На этот случай, похоже, и перебазировались в Норвегию «Блицы».
Автор: Владимир РОЩУПКИН кандидат политических наук, профессор Академии военных наук


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. itr 22 декабря 2012 10:20
    На заключительном этапе Второй мировой войны Германия располагала вооружениями, которые при благоприятном для нее развитии событий могли бы весьма существенно повлиять на ход боевых действий. По крайней мере - гипотетически отвечу словами с анекдота. гипотетически у нас три миллионера ,а фактически старый гомосексуалист и две проститутки
    itr
  2. AK-47 22 декабря 2012 10:54
    Во-вторых, такая эвакуация могла быть проведена и самими «Блицами»

    Это не возможно.
    Arado Ar-234 В-1,2 был одноместным, двухдвигательным, реактивным самолетом бомбардировочного и разведывательного назначения.
    Пилот попадал на свое место через открывающийся на правую сторону люк над кабиной, который одновременно являлся и фрагментом остекления.
    Кабина выглядела так. Для Гитлера или другого пассажира. как видим места не было.
    AK-47
  3. AlexMH 22 декабря 2012 12:06
    Сенсационный тон статьи не к месту. Во-первых, "Арадо" имел относительно небольшую дальность полета, как и все первые реактивные самолеты, и улететь на нем Гитлер явно никуда не мог, если он не собирался лететь в Северную Англию или, упаси бог, в Мурманск. К слову, и сбивать самолеты союзников этому реактивному легкому бомбардировщику было особо нечем, потому что турели он не имел, а курсовые и направленные назад огневые точки (неподвижные) не мог толком использовать из-за низкой маневренности. А вот сбить "Арадо" вполне могли последние поршневые самолеты Войны, т.к. его скорость была не больше, чем у них. Просто его трудно было перехватить из-за хорошей скороподъемности. К слову, и прикрывать мифическое "бегство" фюрера на подлодке с помощью реактивных самолетов, не приспособленных для атаки морских и воздушных целей, смысла не было. Скорее всего, немцы просто сосредоточили самолеты в Норвегии, чтобы их не уничтожили на аэродроме в Германии, или для бессмысленного налета на Северную Англию, который все равно не нанес бы существенного вреда.
    AlexMH
  4. Чёный 22 декабря 2012 13:17
    Немцы- великая нация. Многое дано им "свыше" и много дали они .
    Таких победить могли только мы.
  5. -=ALEX=- 22 декабря 2012 15:30
    Да, немцы при нацистах за 10 лет сделали колоссальный технологический рывок, причём без евреев.
    -=ALEX=-
    1. лис 22 декабря 2012 16:48
      как же без евреев?а мозги они у них выедали,и становились умнее,а когда жгли-вдыхали с дымом идеи великих евреев!
      1. -=ALEX=- 22 декабря 2012 18:17
        Я имел ввиду, что в немецком технологическом рывке, евреи (безусловно научно одарённый народ) не учавствовали.
        -=ALEX=-
  6. ism_ek 22 декабря 2012 17:12
    «Молния» существенно превосходила по скорости (750 км/ч на высоте 6000 м) любые самолеты ВВС союзников по антигитлеровской коалиции.


    «Метеор F.I» С середины 1944 года истребители стали использовать для перехватов немецких «V-1», а весной 1945 года «Метеоры» принимали участие в боях над Голландией и Германией.
    http://topwar.ru/13437-pervyy-angliyskiy-boevoy-reaktivnyy-istrebitel-meteor-fi.
    html
  7. tomket 22 декабря 2012 19:12
    Можно с таким же успехом было спасать на спарке Ме 262,не менее фантастическая версия была бы,ну или диск белонце посадить перед Рейсканцилярией,а почему нет?кстати смущает меня лыжа вместо шасси,он себе крылья при посадке не обламывал?а в чем существенное превосходство по скорости7помоему лавочкины на пикировании быстрее были
    1. Konrad 23 декабря 2012 10:01
      Цитата: tomket
      кстати смущает меня лыжа вместо шасси

      Лыжа была на первых, предсерийных машинах. На Ar-234B, с помощью расширения фюзеляжа в средней части и демонтажа центральной секции топливного бака ( задняя и передняя секции были увеличены) удалось освободить достаточный объем для расмещения убираемых стоек шасси. Машина получила классическое трехстоечное шасси с управляемым передним колесом.
      Кстати, пикирование разрешалось на скорости до 850км/час .
      Konrad
  8. Kir 22 декабря 2012 20:22
    Если уж по хорошему, статьи как таковой нет, а не пойми чего и для чего писана, не хочу ни кого обидить может сам не очен образован но может кто пояснит что есть сие кандидат политихнических наук.
    Kir
  9. Палата № 6 22 декабря 2012 22:51
    В немногих воздушных боях, в которых довелось участвовать «Блицам», они безжалостно уничтожали самолеты противника
    Очень даже интересно - это каким же образом? Уничтожали в воздушных боях, или, при налетах на аэродромы? Сколько, конкретно? 234-й разрабатывался как бомбардировщик и разведчик, но, ни как - НЕ ИСТРЕБИТЕЛЬ!
    Кандидат "около - военно - политехнических" наук даже не удосужился собрать сколь нибудь объективные данные об "Арадо".
    Впрочем, так бывает, когда заканчиваются лекарства...
  10. Волхов 22 декабря 2012 23:02
    Немцы договорились в сентябре 44 с союзниками об эвакуации, но полного доверия не было, поэтому из Норвегии эвакуацию гарантировали стратегические силы с ЯО - 40 Хе-177 для Америки и 15 "Молний" для Англии. То есть если бы немцев кинули, они бы сбросили, + подводные силы.
    Момент наступления договорённости хорошо показывает прекращение обмазки техники циммеритом (противорадиационной обмазкой, которую большинство считает защитой от магнитных мин, хотя иногда мазали и каски).
    Ядерное сдерживание появилось именно тогда.
    Судя по строительству укрытий в дальних краях, немцы не рассчитывали выиграть классическую войну изначально, просто выполняли заказ на мировую войну как менеджеры, но смогли создать свою маленькую "фирму" с атомной энергией и космосом и стали сверхдержавой к 80-м.
    Волхов
    1. Ариец 26 декабря 2012 16:15
      Неувязачка! recourse
      немцi перестали красить свои танки-неведимки! что весьма логично! bully
  11. Палата № 6 23 декабря 2012 22:17
    стратегические силы с ЯО - 40 Хе-177 для Америки Это уже круто!
    Уважаемый! Может поделитесь адресом кладезя столь "сногсшибательной" информации?! Или - это опять из области "лохматить бабушку"?
    Поясню: упоминаемый Вами He-177 ("Гриф") имел боевой радиус (данные различных, открытых, источников разнятся, но, не значительно!) в пределах 1600 км. Перегоночную (практическую) дальность - 5500 км. От Берлина до Вашингтона (опять же, информация открытая!) 6700 км. Иными словами, даже если предполагаемых камикадзе Геринга, собирались отправить с билетом в одну сторону, до Америки им было, увы! - не долететь! Относительно наличия на борту у "Грифов" ЯО (по Вашей версии!), хочется спросить, пардон за банальность, - "что курим"?
    1. Волхов 24 декабря 2012 02:19
      За пределами палаты существует внешний мир с Рейхом, у которого ЯО с 38 г, а в 50-х базы уже на Луне. Они рулят современной политикой и создают свою коллекцию государств, последние приобретения - Сирия и Судан.
      Для сумасшедших создана упрощённая версия мироздания, которой пользоваться удобнее, если нет риска столкнуться с реальностью. Но если критическую массу сионистских комиссаров перестреляют в Сирии, Ливии и Мали, баланс реальной власти в РФ может сместиться в сторону наци и Ваше убежище в дурдоме станет небезопасным. Поэтому, не вдаваясь в сложные сущности, подготовьтесь к переходу в крестьяне, а историю болезни постарайтесь удалить...
      Волхов
      1. vlad_pr 24 декабря 2012 08:51
        Эка Вас любезный на грибочках-то забрало. Поаккуратнее надо бы.
        1. Палата № 6 25 декабря 2012 10:27
          Эта... Грибочки здесь ни при чем! Здесь несколько иное:
          http://doktorland.ru/maniya_bred.html
          или, как вариант - http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/idee_fixe/idee_fixe.php...
          И, в завершение, хочется уточнить у уважаемого ВОЛХОВа несколько моментов:
          баланс реальной власти в РФ может сместиться в сторону наци и Ваше убежище в дурдоме станет небезопасным - батенька, Вы что, прогнозируемый Вами всемирный потоп весной 2013 г уже отменили?!?!
          подготовьтесь к переходу в крестьяне - это как? Купить мотоблок? А на кой черт, если все зальет "водами мутными"?!
          историю болезни постарайтесь удалить... - а вот это уже интереснее! Надо с глав.врачом перетереть!
  12. i.xxx-1971 13 января 2013 20:18
    "в результате ударов красной армии и армий сша и великобритании" Для большей исторической достоверности автору нужно было убрать из текста упоминание о Красной армии. Цивилизованному миру давно известно о подавляющем вкладе англо-саксов в разгром третьего рейха
    i.xxx-1971
  13. Алекс 14 ноября 2013 23:59
    "Чем читать такую муть, лучше выпить и заснуть" - так сказала смехо-машина из старой кинокомедии "Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя". После первого абзаца поставил "-" и... Ну, в общем, все.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня