Зачем полетели на север «Молнии». Экипажи немецких реактивных самолетов ждали в Норвегии важного приказа из Берлина

Зачем полетели на север «Молнии». Экипажи немецких реактивных самолетов ждали в Норвегии важного приказа из Берлина


5 мая 1945 года над Великобританией в последний раз появился самолет-разведчик люфтваффе. Сбить его англичанам не удалось...


На заключительном этапе Второй мировой войны Германия располагала вооружениями, которые при благоприятном для нее развитии событий могли бы весьма существенно повлиять на ход боевых действий. По крайней мере - гипотетически.

Несмотря на огромные потери в людях и технике, вермахт все еще продолжал сопротивление. При этом в Третьем рейхе не прекращались разработка и совершенствование баллистических, крылатых и зенитных ракет, реактивных самолетов. Общеизвестно, что немцы довольно близко подошли к созданию атомной бомбы, но им не хватило ресурсов и времени для завершения этого проекта.

К 1945 году в Германии была сконструирована океанская подводная лодка, обладавшая непревзойденными на тот период тактико-техническими характеристиками, в частности высокой скрытностью от средств обнаружения. Субмарину предполагалось снабдить мощными аккумуляторами и торпедными аппаратами нового типа, способными выстреливать несколько торпед одновременно, а также оснастить пусковыми ракетными установками. Массовое строительство этих лодок планировалось начать в мае 45-го.

Нельзя не сказать и о том, что Германия оказалась первой в мире страной, ставшей обладательницей боевой реактивной авиации. Так, 15 июня 1943 года впервые поднялся в небо опытный образец самолета Арадо Ar-234 «Блиц» («Молния»), а через некоторое время начался серийный выпуск этой машины в вариантах разведчика, штурмовика-бомбардировщика, дальнего бомбардировщика и даже тяжелого ночного истребителя. Для взлета «Молнии» использовалась стартовая тележка, которая потом сбрасывалась, а для посадки - убирающаяся направляющая в виде лыжи.



Сперва германские предприятия наладили изготовление разведывательных «Блицев» (Аr-234В-1) и «Блицев»-бомбардировщиков (Аr-234В-2). Всего немцам удалось построить 210 самолетов обоих типов. На каждом из них устанавливались два турбореактивных двигателя Юнкерс-Юмо 004В или Юмо 004В-4 (тяга 860 кг). Лишь на трех машинах были моторы BMW003A-1.

«Молния» существенно превосходила по скорости (750 км/ч на высоте 6000 м) любые самолеты ВВС союзников по антигитлеровской коалиции. Практический потолок Арадо Ar-234 равнялся 11 700 м, взлетный вес - 8400 кг, бомбовая нагрузка достигала 1,5 тонны. Размах крыльев машины - 14,4 м, длина - 12,7 м.

В немногих воздушных боях, в которых довелось участвовать «Блицам», они безжалостно уничтожали самолеты противника (впрочем, считается, что советские пилоты во время битвы за Берлин в апреле 45-го сбили 22 реактивных Арадо). Но тем не менее англо-американская стратегическая авиация, обладая подавляющим превосходством над люфтваффе, буквально не оставляла камня на камне от германских городов, приводила в негодность немецкие аэродромы. И тогда, незадолго до капитуляции Третьего рейха некоторые «Молнии» с баз в северной Германии и Дании перелетели в Норвегию. Зачем?

Приказ на передислокацию поступил из Берлина с целью «продолжения борьбы». Ведь в Стране фиордов находилась 350-тысячная боеспособная группировка вермахта. Сила немалая, если учесть катастрофический урон, понесенный немецкими войсками в результате ударов Красной армии и армий США и Великобритании. Кроме того, все ровные участки 2000-километрового норвежского побережья в период оккупации были утыканы «зубами Гитлера». Так назывались бетонные надолбы, которые по замыслу германских военных инженеров могли воспрепятствовать высадке неприятельских десантов. Эти сооружения, кстати, сохранились до наших дней.

В результате подневольного труда десятков тысяч советских военнопленных по Норвегии пролегли прекрасные горные дороги, и сегодня удивляющие своим безупречным состоянием. Они предназначались для оперативной переброски войск в случае вторжения противника. Сам же Гитлер не раз говорил своим приближенным: «Норвегия - это наша последняя надежда».

Но вернемся к реактивным бомбардировщикам «Блиц». По моей просьбе норвежский историк авиации Ян-Петтер Хельгесен (Jan-Petter Helgessen) из города Ставангера рассказал мне в письме о судьбе последней эскадрильи агонизировавшего Третьего рейха. Он подробно поведал об этом и в местной газете Stavangar aftenblad в одном из майских номеров за 2010 год.

Итак, 5 мая 1945-го на аэродроме Сула (Sola) под Ставангером приземлились 18 самолетов, немало озадачив персонал отсутствием пропеллеров и необычным внешним видом. В тот же день один из Арадо Аr-234В-1 - разведывательный вариант «Блица» - отправился в сторону Британских островов. Сбить «Молнию» англичане не смогли: она оказалась недосягаемой для летчиков королевских ВВС из-за невиданной скорости. Это был последний полет немецкого самолета над туманным Альбионом в годы Второй мировой войны.

После его возвращения на авиабазу «Сула» 10 машин остались там на боевом дежурстве. Экипажи все еще ждали важного приказа из Берлина. А 8 самолетов были переведены в резерв на другую авиабазу - «Форус», в нескольких милях восточнее «Сулы». Но через несколько дней обе базы захватили бойцы норвежского Сопротивления и британские парашютисты. Судя по всему, пилоты так и не получили особого приказа из Берлина: Третий рейх к тому времени испустил дух...

Два «Блица» вывезли на исследования и испытания в США и Англию. До сих пор один из них находится в коллекции Смитсоновского института в штате Мериленд. Все остальные реактивные машины были уничтожены. Англичане для этого даже пустили в ход танки. Всего же, по подсчетам господина Хельгесена, после падения гитлеровской Германии в районе Ставангера оказалось около 100 самолетов люфтваффе! Так что упования фюрера на Страну фиордов как на «последнюю надежду» нацистов отнюдь не были пустым звуком.

Какой же приказ ждали пилоты последней эскадрильи Третьего рейха? Существуют два мнения.

Во-первых, «Блицы» были предназначены не только для «продолжения борьбы», но и (по крайней мере один или несколько) для прикрытия с воздуха эвакуации нацистской верхушки на подводных лодках из портов Германии и главным образом - Норвегии.

Во-вторых, такая эвакуация могла быть проведена и самими «Блицами». А доставить на север кого-то из нацистских бонз, в том числе и самого Гитлера, удалось бы на маленьком самолете типа «Шторьх». Именно на нем накануне падения Берлина под массированным огнем советской артиллерии у рейхсканцелярии сумела сесть известная немецкая летчица Ханна Рейч. Она предложила фюреру улететь из горящей немецкой столицы на своей машине.

В свою очередь личный пилот Гитлера генерал-лейтенант авиации и обергруппенфюрер СС Ганс Баур (Hans Baur, 1897-1993) уверял, что готов был переправить его хоть в Гренландию, хоть на экзотический Мадагаскар. Но «вождь Германии», по официальной версии, отказался от бегства, чтобы «умереть в Берлине».



Правда, есть люди, упорно отстаивающие версию о том, что в столице Третьего рейха ушел в мир иной не фюрер, а один из его двойников. И на то имеются определенные основания. Тот же Баур, например, первоначально уверявший всех, что он простился с настоящим Гитлером, угодив в советский плен, вдруг изменил мнение на сей счет. Осведомитель, подсаженный в камеру к генералу, докладывал руководству Лубянки: «Обращает на себя внимание то, что до сих пор у Баура никаких сомнений не было в этом деле, а сейчас эта уверенность исчезла и он полон сомнений» (цитата из рассекреченного архивного документа).

А если бы Гитлер согласился бежать? На этот случай, похоже, и перебазировались в Норвегию «Блицы».
Автор:
Владимир РОЩУПКИН кандидат политических наук, профессор Академии военных наук
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти