Военное обозрение

Тише «Варшавянок»: на Западе высказались о новых японских субмаринах

58

Субмарина Big Whale («Большой кит») должна стать первым представителем нового класса ударных ДЭПЛ – проекта Taigei. Как ожидается, она по своей тихоходности затмит все остальные типы подлодок, включая знаменитые «Чёрные дыры» - российские «Варшавянки».


Первые в мире


Данное мнение высказывает издание Military Watch (США). Первая в своём классе субмарина была спущена на воду 14 октября текущего года. Как предполагается, она поступит на вооружение в 2021 году. Разработкой проекта, аккумулировавшего более чем десятилетние изыскания, занималась компания Mitsubishi Heavy Industries. В итоге получился продукт, которому предназначено стать пионером по ряду совершенно новых технологий.

Наиболее примечательной особенностью нового корабля является использование впервые в мире литий-ионных батарей в его двигательной установке. В настоящее время данные аккумуляторы применяются только на японских ПЛ типа «Сорю». Однако они их получили не при строительстве, а в процессе модернизации, что не делает данные батареи неотъемлемой частью конструкции.

Как утверждается разработчиком, литий-ионные элементы обеспечивают повышенную выносливость на высоких скоростях и позволяют подводным лодкам заряжаться быстрее, а также продлевают срок службы батарей по сравнению со свинцово-кислотными аналогами. Они также менее громоздки и требуют меньшего внимания при техническом обслуживании.



Тише «Варшавянок»


Однако новая технология сказалась на цене изделия. Например, ПЛ «Сорю» стоят примерно 488 млн $ со старыми батареями и уже 608 млн $ с новыми. Taigei Class обходится уже в 710 млн долларов. Но, по всей видимости, часть дополнительных затрат со временем окупится из-за экономии при эксплуатации.

Новая подводная лодка имеет водоизмещение около 3000 тонн, что делает ее самой большой субмариной после Второй мировой войны, построенной Японией. Как считает Military Watch, наряду с этим применение литий-ионных батарей значительно уменьшило акустическую сигнатуру ДЭПЛ, устранив из её двигательной установки некоторые движущиеся части, обычно встречающиеся в воздухонезависимых вариантах силового блока.

Эта уникальная технология вполне могла бы сделать ПЛ класса «Тайгей» самыми тихими ударными подводными лодками в мире, заняв место последних улучшенных вариантов российских субмарин «Кило» [«Варшавянок»] или модернизированного японского класса «Сорю»

- делает вывод Military Watch, полагая, что новый стандарт получит широкое признание в мире уже к концу десятилетия.

Использованы фотографии:
https://www.navyrecognition.com/
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. БДРМ 667
    БДРМ 667 19 октября 2020 10:23
    +4
    Наиболее примечательной особенностью нового корабля является использование впервые в мире литий-ионных батарей в его двигательной установке. В настоящее время данные аккумуляторы применяются только на японских ПЛ типа «Сорю». Однако они их получили не при строительстве, а в процессе модернизации, что не делает данные батареи неотъемлемой частью конструкции.

    Как утверждается разработчиком, литий-ионные элементы обеспечивают повышенную выносливость на высоких скоростях и позволяют подводным лодкам заряжаться быстрее, а также продлевают срок службы батарей по сравнению со свинцово-кислотными аналогами. Они также менее громоздки и требуют меньшего внимания при техническом обслуживании.


    В то же время,в другой статье(«Тайгэй»: Япония возвращается к дизель-электрическим подлодкам) об этой лодке говорится - https://topwar.ru/176165-tajgjej-japonija-vozvraschaetsja-k-dizel-jelektricheskim-podlodkam.html :
    Главное преимущество ДЭПЛ перед НАПЛ по типу «Сорю» заключается в меньшей шумности. В отличие от двигателей Стирлинга, электрическая энергоустановка на всех режимах, в т.ч. под водой производит меньший шум. Кроме того, используются литий-ионные батареи, по всем параметрам превосходящие традиционные свинцово-кислотные.

    При этом выбранные аккумуляторы не лишены недостатков. В первую очередь, это высокая стоимость. Кроме того, во время зарядки и разрядки батареи выделяют тепло, а при нарушении режимов работы могут выделять токсичные пары или воспламеняться. Все это предъявляет особые требования к оснащению аккумуляторных ям, от которого зависит живучесть и устойчивость корабля и жизни его экипажа.


    Как видим,есть свои плюсы и минусы в использовании таких батарей, технология которых пока ещё не совершенна...
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 19 октября 2020 11:14
      +2
      Если LiIon- то там нет "стирлинга". А при зарядке все АКБ тепло выделяют- термодинамика-с :)
      1. dauria
        dauria 19 октября 2020 14:20
        +5
        Если LiIon- то там нет "стирлинга"

        История 1942-го года повторилась один в один. В ноябре в Париже Дениц провёл совещание "локаторы загнали лодки под воду, что делать ?". У немцев уже была лодка с ВНЭУ - экспериментальная V-80 с турбиной Вальтера на перекиси , и проект типа XVII . В итоге сделали электролодку тип XXI . Те запасы водоизмещения под перекись заняли аккумуляторами- и всё. С "зажигалками" после войны мудрили все и в итоге плюнули. Слишком дорого обходится инфраструктура баз , а итог в ТТХ невзрачный.
        Что девятиметровая вставка в корпус под Стирлинг, что такая же вставка под аккумуляторы - результат почти одинаков, а возни меньше.
        И байку про пожароопасность Li-ION забудьте. Была проблема - металлический литий, её устранили давно. Теперь они не опаснее обычных свинцовых. Не мни, не замыкай , не прокалывай.
        1. Bersaglieri
          Bersaglieri 19 октября 2020 16:33
          0
          Именно так. А удельная емкость- в несколько раз выше.
          1. Zaurbek
            Zaurbek 20 октября 2020 07:38
            0
            И конструкцию сильно переделывать не надо...
  2. Бородач
    Бородач 19 октября 2020 10:25
    -3
    А литий-ионные батареи разве не взрываются? Батареи в мобилках неплохо подрывает. Чтобы количество погружений вражеских японских лодок всегда было на одно больше, чем всплытий drinks
    1. smart fellow
      smart fellow 19 октября 2020 10:39
      +1
      Можно ли сделать вывод, что "Мобилкой" не пользуетесь? Во всех смартфонах литий-ионные батарейки.
      1. Бородач
        Бородач 19 октября 2020 11:05
        0
        Мобилкой пользуясь, но батареи порой вздуваются, того и гляди лопнут.
    2. Роман070280
      Роман070280 19 октября 2020 10:47
      -4
      С каких пор они нам вражеские??
      Телевизоры Сони каждый рад купить..
      1. Юджин-Евгений
        19 октября 2020 10:57
        +1
        В этих телевизорах от Сони только пара плат осталась
        1. Zaurbek
          Zaurbek 20 октября 2020 07:39
          0
          В самих телевизорах Сони...
      2. Бородач
        Бородач 19 октября 2020 11:04
        -5
        Цитата: Роман070280
        С каких пор они нам вражеские??
        Телевизоры Сони каждый рад купить..

        А когда япы были нам друзьями? Никогда!!!! Они всегда были нашими врагами и планируют и дальше ими оставаться. Мало мы их в 1945 году убили. Ох, мало.
    3. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 19 октября 2020 11:09
      +6
      Мобильников в мире миллиарды.
      Случаев пожаров и взрывов - единицы.
      Да и то, в основном при очень неправильном использовании.
      Если отбросить те знаменитые самсунги, в которых был конструктивный деффект, то количество возгораний статистически ничтожно.
      1. Stasi
        Stasi 19 октября 2020 11:53
        +1
        Цитата: Пиджак в запасе
        Мобильников в мире миллиарды.
        Случаев пожаров и взрывов - единицы.
        Да и то, в основном при очень неправильном использовании.

        В видео изложены причины пожароопасности таких батарей,и меры,которые производители аккумуляторов предпринимают для их устранения.

        1. KCA
          KCA 19 октября 2020 12:31
          -1
          Видево не стал смотреть, 3-й контакт нахрен не нужен для акк в тлф, вот так случилось, западло было покупать зарядку под конкретный тлф, временный, тупо припаивал +/- акк к зарядке и заряжал, зачем 3-й контакт?
          1. БДРМ 667
            БДРМ 667 19 октября 2020 18:45
            +4
            Цитата: KCA
            Видево не стал смотреть, 3-й контакт нахрен не нужен для акк в тлф

            А я вот видео посмотрел, и понял,что 3-й контакт нужен для контроля температуры батареи,что не маловажно для литий-ионного типа батарей, о чём собственно говорится и в статье о субмарине...
            1. Моторист
              Моторист 19 октября 2020 22:19
              0
              Цитата: БДРМ 667
              3-й контакт нужен для контроля температуры

              Посмотрел 4 минуты. Скорее, не контроль, а защита от КЗ. Мудро.
              9 мин. - а ещё защита по высокому напряжению.

              С аналоговым мультиметром было бы нагляднее.
            2. Моторист
              Моторист 19 октября 2020 22:38
              0
              15 мин. - да, Вы правы - термистор. Но опять - не контроль, а защита. Для контроля обычно используется Pt100(1000) или термопара.
            3. KCA
              KCA 20 октября 2020 05:13
              -1
              Если в литиевой батарее просто трещина случится, никакой контроль температуры не спасёт, сгорит в штанах, дай бог живым остаться, и мужчиной, или женщиной, смотря что было изначально
  3. Mytholog
    Mytholog 19 октября 2020 10:26
    +6
    Да, "Варшавянкам" ТОФ становится все жарче. 11 "Сорю", да плюс эта новая против 8, помнится, наших старушек.
    1. smart fellow
      smart fellow 19 октября 2020 10:42
      +7
      ТОФ давно не соперник японцам. Поэтому Ту-95 летают вокруг Японии. Напоминают, что можно дать асимметричный ответ.
    2. Владимир Машков
      Владимир Машков 19 октября 2020 12:33
      0
      Западу, США присуще всегда всё своё нахваливать,а всё не своё (чаще всего российское и китайское) ругать. Опять же, что может быть тише тишины? Сказать могут только СПЕЦИАЛИСТЫ. И то только после тщательного изучения и сравнения! Так что, есть смысл подождать с ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ оценкой японского проэкта, оснащённого хоть и перспективными, но неоднозначными батареями...
    3. Дмитрий Владимирович
      Дмитрий Владимирович 19 октября 2020 14:25
      +3
      Цитата: Mytholog
      Да, "Варшавянкам" ТОФ становится все жарче. 11 "Сорю", да плюс эта новая против 8, помнится, наших старушек.


      Та японцам на ТОФ с Фудзиямы плевать.
      Китайский флот у них под боком, основное тактическое противодействие между японскими и китайскими флотами.
  4. rocket757
    rocket757 19 октября 2020 10:31
    0
    Интересный эксперимент.
    Так то на любых лодках не безопасно, но при должном умении, риски сводятся до приемлемого уровня.
    Скрытность любыми способами! Эксплуатация покажет, что есть самое главное.
  5. prior
    prior 19 октября 2020 10:41
    -2
    Человек не есть существо разумное.
    Он создаёт абсолютно бесполезные вещи, например , вооружение.
    С течением времени оно, вооружение, либо устаревает и поэтому бесполезно, либо уничтожается и тоже становится бесполезным.
    А то вооружение, которое не успело устареть и стать бесполезным, создано человеком для уничтожения самого человека.
    Круговорот бесполезности в человеческом обществе.
    Ну и как после этого можно назвать человека существом разумным?!
    Ну, уничтожили американцы Хиросиму и Нагасаки, а теперь японцы создают оружие, чтобы их уничтожили ещё раз. В чём смысл?
    1. Юджин-Евгений
      19 октября 2020 10:56
      +1
      Человечество всегда было раздроблено на фракции - личности, семьи, рода, племена, государства. Если оно станет монолитным, то тогда перестанет действовать необходимость вражды. Но тогда и перестанут существовать все озвученные проявления человечества. Если даже предположить, что появится лишь одно государство, то люди не перестанут убивать друг друга - хотя бы на уровне межличностных отношений.
    2. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 19 октября 2020 11:16
      +3
      Человек есть продукт естественного отбора.
      Выжили те, кто, условно говоря, съели соседей-конкурентов.
      Поэтому стремление съесть соседа - жизненно важный рефлекс, обеспечивающий выживание.
      1. Дмитрий Владимирович
        Дмитрий Владимирович 19 октября 2020 14:34
        +1
        Цитата: Пиджак в запасе
        Выжили те, кто, условно говоря, съели соседей-конкурентов.


        Выжили те, кто обменивался генофондом - жен брал из соседнего племени, что бы генофонд расширять и уродств избегать.
        А вот те кто "съели" соседей - те выродились не осталось неандертальцев, хотя в геноме Европейских хомо-сапиенс от 1,5 до 3,5% генома неандертальцев сохранилось.
        Сопоставление же геномов неандертальца и современных людей показало, что примерно 2% генома каждого современного европейца и азиата имеет неандертальское происхождение (а в африканских популяциях неандертальские аллели отсутствуют)

        https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434022/Genom_neandertaltsa_otkrytye_voprosy

        Так что может и схарчили, но сначала ..ахнули..
        1. Немчинов Вл
          Немчинов Вл 21 октября 2020 14:16
          0
          Цитата: Дмитрий Владимирович
          ....выродились не осталось неандертальцев
          когда я слышу речи политиков, в Европе, США, да и на Украине, порою, мне кажется, что их (неандертальцев) становится всё больше ?! !!!
    3. Анджело Проволоне
      Анджело Проволоне 19 октября 2020 11:35
      +1
      Он создаёт абсолютно бесполезные вещи, например , вооружение.
      С течением времени оно, вооружение, либо устаревает и поэтому бесполезно, либо уничтожается и тоже становится бесполезным.
      А то вооружение, которое не успело устареть и стать бесполезным, создано человеком для уничтожения самого человека.
      Круговорот бесполезности в человеческом обществе.

      Либерализм
      1. prior
        prior 19 октября 2020 11:41
        +1
        Какой же это либерализм, это чистой воды пацифизм.
    4. Дмитрий Владимирович
      Дмитрий Владимирович 19 октября 2020 14:40
      +1
      Цитата: prior
      Он создаёт абсолютно бесполезные вещи, например , вооружение.
      С течением времени оно, вооружение, либо устаревает и поэтому бесполезно, либо уничтожается и тоже становится бесполезным.
      А то вооружение, которое не успело устареть и стать бесполезным, создано человеком для уничтожения самого человека.
      Круговорот бесполезности в человеческом обществе.


      Оружие не бесполезно, оно создает потенциальную угрозу применения как для защиты, так и для нападения.
      Для кого то это создает соблазн воспользоваться им для обогащения, расширения влияния, но наличие сопоставимого оружия с противоположной стороны, служит сдерживающим фактором.
      Так что оружие может быть не только разрушительным, но и стабилизирующим фактором - фактором сдерживания, каким стала ядерная триада.
  6. Вихорь
    Вихорь 19 октября 2020 10:43
    -13
    Куда денется её малошумность, когда хвалёные батареи сядут и будет идти под дизелем..?
    Тут её Варшавянка и грохнет.
    1. Lex_is
      Lex_is 19 октября 2020 11:10
      +6
      Обязательно грохнет!
      Осталось только дождаться когда они под РДП перед Варшавянками ходить начнут.
      1. Вихорь
        Вихорь 19 октября 2020 17:54
        0
        У снайперов по другому не бывает.
    2. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 19 октября 2020 11:13
      +8
      У Варшавянки, еслив чо, батарейка разрядится в несколько раз быстрее. Поэтому гораздо вероятнее, что эта япошка втихую грохнет Варшавянку, гремящую дизелем.
      1. Вихорь
        Вихорь 19 октября 2020 17:58
        0
        Кроме "гремящего" дизеля там ещё много разных примочек имеется для разных тихушников...
        И воще - "Врагу не сдаётся наш гордый Варяг !"
  7. rotmistr60
    rotmistr60 19 октября 2020 10:44
    +3
    Япония планомерно укрепляет свои ВС, которые почему-то до сих пор называются силами самообороны и ВМС. Недаром все громче стали звучать из Японии голоса о силовом захвате Курил. Мечтать не вредно. Как и о самых бесшумных, которые пока еще ни кто не слушал.
  8. Bersaglieri
    Bersaglieri 19 октября 2020 11:12
    +1
    Ну так, неудивительно: на поколение младше.
  9. Rafale
    Rafale 19 октября 2020 11:16
    +2
    Нет никаких проблем обезопасить лодку от саморазгона или даже возгорания ЛИАБ конструктивно. Просто никто не хочет голову включать или лоббирует свои устаревшие концепты. По расчетам всего 150-200 т дополнительного водоизмещения (относительно лодки без ВНЭУ) придают ей характеристики, превосходящие таковые у лодок с ВНЭУ (стирлинги, турбинки, ЭХГ и пр. костыли).
  10. Ка-52
    Ка-52 19 октября 2020 11:21
    +6
    этим применение литий-ионных батарей значительно уменьшило акустическую сигнатуру ДЭПЛ, устранив из её двигательной установки некоторые движущиеся части, обычно встречающиеся в воздухонезависимых вариантах силового блока

    вопрос неспециалиста: каким образом переход со свинцово-кислотных аккумуляторных батарей на литий-ионные сможет снизить акустическую шумность ПЛ? Какой дополнительный шум производили старые аккумуляторы? Им там приходилось периодически электролит кочергой шуровать для поддержания токоотдачи? ))
    1. smart fellow
      smart fellow 19 октября 2020 11:48
      0
      обычно встречающиеся в воздухонезависимых вариантах силового блока

      Невнимательно прочитали. Сравниваются с ВНЭУ.
      1. Ка-52
        Ка-52 19 октября 2020 12:14
        +1
        поясните как внимательно прочитать фразу
        Как считает Military Watch, наряду с этим применение литий-ионных батарей значительно уменьшило акустическую сигнатуру ДЭПЛ,
        1. smart fellow
          smart fellow 19 октября 2020 13:54
          +5
          Это можно объяснить тем, что автор статьи использовал Google Translator. Оригинал статьи: https://militarywatchmagazine.com/article/japan-s-revolutionary-new-big-whale-attack-submarine-could-soon-leave-its-foreign-rivals-obsolete
          Google Translator переводит так как и написано в статье. Оригинальный текст привожу:
          Alongside the inherent benefits of using lithium-ion batteries, the new propulsion system has considerably reduced the submarine’s acoustic signature by eliminating several of the moving parts typically found in air independent propulsion systems.
          Здесь не упоминается ДЭПЛ и приводится сравнение с ПЛ с ВНЭУ. Автор по каким-то причинам не проверил текст на языке оригинала.
  11. APASUS
    APASUS 19 октября 2020 11:27
    +5
    Заголовок не соответствует общему смыслу статьи .Материал больше об инновационных батареях ,которые к тишине хода имеют косвенное отношение !
  12. Livonetc
    Livonetc 19 октября 2020 11:40
    -5
    Тише мыши Шойгу слышит.
    Да и Путин еще выше.
  13. rudolff
    rudolff 19 октября 2020 12:25
    +4
    ЛИАБы дают преимущество перед ДЭПЛ с традиционными АкБ, но не сравнятся с НАПЛ с ВНЭУ. Если только не набить лодку этими ЛИАБами по самое нехочу на манер немецких электроботов времен ВМВ. Но стоимость таких лодок будет запредельной. Пожалуй, только японцы и могут себе такое позволить. Оптимальный вариант, это сочетание ВНЭУ с ЛИАБами.
  14. Гюнтер
    Гюнтер 19 октября 2020 12:46
    -4
    на эту "Big Whale" найдётся у нас "Whale catcher" laughing
  15. Seal
    Seal 19 октября 2020 13:39
    +2
    Цитата: Mytholog
    11 "Сорю", да плюс эта новая против 8, помнится, наших старушек.
    Но эти же японские ПЛ не только по нашу душу. Давайте их и на Китай разнесём. Да и про Корею тоже не надо забывать. Причем про Южную. У Корейцев с японцами еще долго не будет дружбы.
    1. Юджин-Евгений
      19 октября 2020 13:42
      +4
      Тогда и ТОФ надо делить на всех партнеров
  16. Даос
    Даос 19 октября 2020 14:00
    +2
    Интересно а как тип батареи соотносится с шумностью. В принципе.
    1. rudolff
      rudolff 19 октября 2020 14:09
      +1
      Сам по себе, никак. Но повышенная емкость этих батарей и скорость зарядки вероятно позволила японцам отказаться от двигателя Стирлинга, который хоть и не ДВС, но тем не менее добавлял шумности ПЛ. А так, сугубо ЭМ в подводном, как и на Варшавянках.
      1. Даос
        Даос 19 октября 2020 20:43
        +1
        ну относительно "воздухонезависимых" это понятно... но тут то с Варшавянкой сравнивают и упирают дескать наша тише потому что на "литий ионных"... Кстати а как у ионных с охлаждением.... или они нонче не взрываются при перегреве?
        1. rudolff
          rudolff 19 октября 2020 21:47
          0
          Некорректное сравнение. И там и там электромотор. Единственное, это с ЛИАБами реже дизелем тарахтеть приходится и время зарядки меньше.
          Как японцы решили проблемы этих батарей, не знаю. Время покажет. У нас пока не получается. Хотя официально и сертифицировали тяговые батареи для морского транспорта. Тут еще мутная история с Лошариком.
  17. yfast
    yfast 19 октября 2020 14:16
    +1
    А дизельные, когда идут на аккумуляторах, разве громкие? Что там шумит, кроме винта и камбуза?
    1. rudolff
      rudolff 19 октября 2020 15:56
      +1
      Еще боцман, старпом и кок. Это самые шумные элементы на ДЭПЛ в подводном.
  18. Моторист
    Моторист 19 октября 2020 22:05
    0
    применение литий-ионных батарей значительно уменьшило акустическую сигнатуру ДЭПЛ, устранив из её двигательной установки некоторые движущиеся части

    Якорь или статор удалили? Подшипники на магнитной подушке? Аккумуляторы причём здесь? Не иронизирую, просто нет конкретики при наличии утверждения. request
  19. AlexVas44
    AlexVas44 20 октября 2020 10:14
    0
    ... по своей тихоходности затмит все остальные типы подлодок, включая знаменитые «Чёрные дыры»...

    Да уж, затмит. Тихоходный это неспособность быстро передвигаться, ходить.