Военное обозрение

На замену вертолётам UH-60. Программа FLRAA (США)

14

Конвертоплан Bell V-280 Valor


В настоящее время в интересах сухопутных войск США реализуется программа Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA), целью которой является создание нового скоростного летательного аппарата для армейской авиации. Уже выполнена часть необходимых работ и проводятся испытания экспериментальной техники. Кроме того, решаются вопросы организационного характера.

Требования к будущему


Пока в рамках FLRAA выработаны и утверждены только общие требования к перспективной технике, по которым уже были созданы экспериментальные летательные аппараты. Подробное техническое задание, определяющее облик серийной техники для армии, появится только в обозримом будущем. Однако работы по его созданию идут уже сейчас.

В начале октября Совет армии по выработке требований (Army Requirements Oversight Council, AROC) предварительно одобрил план развития программы FLRAA на ближайшие годы. В ближайшее время планировалось официально оформить все документы, необходимые для продолжения работ. Затем начнется выработка полноценного «запроса возможностей», в соответствии с которым будет разрабатываться новая техника для серии и армии.

Запрос планируют сформировать до конца календарного года. Подробности требований армии пока не раскрываются, однако оглашены основные подходы. Запланировано создание транспортно-боевой машины с широкими возможностями по перевозке людей и применению вооружений, причем акцент делается на последнем. Специалистам предстоит определить нужный уровень летно-технических характеристик, состав бортовой аппаратуры и вооружений и т.д.


При проработке планов и требований Пентагону придется учитывать существующий уровень развития технологий. В этом ему помогут экспериментальные проекты, недавно доведенные до летных испытаний. Ожидается, что компании-создатели демонстраторов технологий в дальнейшем примут участие в конкурсной разработке полноценной боевой машины.

Экспериментальный рекорд


Параллельно с решением организационных вопросов продолжаются испытания летных прототипов, и регулярно появляются новости о рекордах. Так, компании Sikorsky и Boeing продолжают полеты вертолета SB>1 Defiant. Главной целью является постепенное повышение скорости горизонтального полета с выходом на уровень 250 узлов (463 км/ч). Требования заказчика к демонстраторам технологий оговаривают крейсерскую скорость в 230 узлов (426 км/ч).

В июне сообщалось, что опытный SB>1 разогнался до 205 узлов (380 км/ч). 12 октября состоялся новый «рекордный» полет. Опытная машина развила скорость 211 узлов (391 км/ч), причем для этого использовалось только две трети мощности двигателя и тяги несущей системы. Использование всего потенциала двигателя и винтов обеспечит дальнейший рост летных характеристик. Впрочем, точные даты установления новых рекордов пока не назывались.


Вертолет Sikorsky Boeing SB>1 Defiant

При этом SB>1 от «Сикорского» и «Боинга» оказывается в положении догоняющего. Конкурирующий демонстратор технологий, конвертоплан Bell V-280 Valor, еще в марте развил скорость 300 узлов (556 км/ч) – расчетную максимальную. Имея выигрыш во времени, «Белл» может продолжать развитие проекта с получением тех или иных преимуществ перед конкурентом.

Прогресс двигателя


Сейчас завершаются работы по программе FATE (Future Affordable Turbine Engine), целью которой является создание технологий для дальнейшего развития турбовальных двигателей. Моторы с новыми компонентами и решениями могут находить применение в проектах модернизации или при создании новой авиационной техники, в т.ч. летательных аппаратов FLRAA.

13 октября компания General Electric Aviation рассказала о своих последних успехах в рамках FATE. Проведены испытания двух двигателей неназванных типов, доработанных с использованием новых компонентов. По сути, обновлению подверглись все основные агрегаты двигателей: входной фильтр, воздухозаборное устройство, камера сгорания и турбина. Двигатели проработали на стенде 130 ч. Во время испытаний замерялось 2200 различных характеристик.

В GE Aviation утверждают, что разработанные технологии FATE могут использоваться не только при модернизации имеющихся двигателей, но и при разработке полностью новых. Такой двигатель будет на 45% дешевле изделия предыдущего поколения в производстве и эксплуатации. Проектный срок службы вырастет на 20%. Рост удельной мощности составит 80%, а удельный расход сократится на 25%.


С применением новых технологий уже разработано несколько модификаций существующих двигателей. Они доведены до испытаний и готовятся к внедрению в массовую эксплуатацию. Также ожидается появление новых моделей двигателей, которые могут найти применение в проекте FLRAA. C их помощью полноценные транспортно-боевые машины смогут сочетать летные данные экспериментальных образцов с требуемой нагрузкой и т.д.

В ожидании конкурса


Существующие проекты и летательные аппараты-демонстраторы технологий позволили проработать основные вопросы создания перспективной авиационной техники и найти необходимые решения. Теперь Пентагон должен выработать окончательный вариант тактико-технических требований, после чего объявит конкурс на разработку.

Запрос предложений, дающий старт конкурсной разработке, ожидается в первой половине 2021 г. Предполагается, что в ней будут участвовать компании, уже занятые в программе FLRAA, но не исключается возможность присоединения других организаций. Сравнение проектов, выбор победителя и подписание контракта состоятся в 2022 ф.г. – после октября 2021 календарного года.

За этим последуют разработка технического проекта и строительство опытных летательных аппаратов. Летные испытания планируют начать весной или летом 2026 г. Не позднее 2028 г. предполагается запустить серийное производство. Первое подразделение на летательных аппаратах FLRAA достигнет начальной оперативной готовности в 2030 г.

Планы по замене


Программа FLRAA является частью более крупной Future Vertical Lift (FVL). Целью FVL является разработка принципиально новых образцов авиационной техники, показывающих значительные преимущества перед существующими. Серийные вертолеты и/или конвертопланы новых типов должны будут появиться в 2028-30 гг. и затем заменить имеющуюся вертолетную технику в авиации сухопутных войск и Корпуса морской пехоты.

На замену вертолётам UH-60. Программа FLRAA (США)
Возможный облик двигателя FATE

За счет FLRAA планируется заменить устаревающие вертолеты UH-60, остающиеся в строю более 40 лет. На данный момент только в армейской авиации имеется более 2100 таких вертолетов в разных модификациях, и для их замены требуется сопоставимое количество новой техники. Таким образом, победитель конкурса получит крупные и выгодные контракты.

К настоящему времени FVL и FLRAA прошли ранние стадии и готовятся к переходу на новые этапы. Разработаны и испытываются летные прототипы, а параллельно создаются различные системы и агрегаты. В ближайшие годы появятся опытные машины новых моделей, а затем выберут технику для поставок армии.

В целом ситуация в обеих программах выглядит хорошо и располагает к оптимистичным прогнозам. Однако выполнение имеющихся планов по замене устаревших вертолетов будет достаточно долгим и дорогим. Удастся ли завершить работы к 2030 г. и удержать стоимость программы в разумных рамках, покажет время.
Автор:
Использованы фотографии:
Bell Textron, Sikorsky / Lockheed Martin, GE Aviation
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 20 октября 2020 18:06 Новый
    0
    В рамках Future Vertical Lift (FVL), хороший вариант принят единую унифицированную машину Sikorsky X2 в транспортном (SB>1 DEFIANT), ударно-разведывательном (Raider-X) и ударном варианте (ударный S-97 RAIDER). Ну естественно в беспилотном варианте, в частности для КМП, им нужна машина для сопровождения Osprey.
  2. Mister X
    Mister X 20 октября 2020 18:07 Новый
    0
    Впрочем, точные даты установления новых рекордов пока не назывались.
    Автор: Рябов Кирилл

    На то он и рекорд, что объявляется внезапно.
    В результате проб, ошибок, катастроф...
    Как было в своё время с Bell V-22 Osprey
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 20 октября 2020 18:26 Новый
      -1
      У них в планах ещё беспилотный V-247 есть. Так понимаю продолжение 280.
      1. Mister X
        Mister X 20 октября 2020 20:10 Новый
        +1
        Цитата: OgnennyiKotik
        У них в планах ещё беспилотный V-247 есть

        hi
        Музычка конечно в ролике весёленькая...
        Ваш ролик более свежий, но у машины крылья фиксированные.
        Ранее демонстрировали макет, в нём лопасти складывались, а крыло проворачивалось вдоль фюзеляжа.
        Палубная модификация, вроде бы.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 20 октября 2020 20:19 Новый
          -1
          В 23-25 году КМП планирует закупить беспилотник с вертикальным взлетом и посадкой. Дальность и скорость должна быть больше или равна Osprey. Под этот контракт готовятся.
          1. Mister X
            Mister X 20 октября 2020 20:46 Новый
            0
            Цитата: OgnennyiKotik
            Дальность и скорость должна быть больше или равна Osprey

            Вот его предполагаемые параметры с сайта производителя.
            Ниже беспилотники будущего на палубе корабля.
            Он на вертолётоносец LHA-7 Tripoli вроде немного похож.

          2. yehat2
            yehat2 21 октября 2020 14:15 Новый
            0
            судя по компоновке, в этой модели те же недостатки, что и у оспрея, которые во многом решены у валора. Не понимаю, зачем такое на выставку сделали - это же туфта!
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 21 октября 2020 14:19 Новый
              -1
              Не принципиально. Данные выставки для пиара в массах, реальные модели и прототипы демонстрируются закрыто.
  3. yehat2
    yehat2 21 октября 2020 13:46 Новый
    +2
    Bell V-280 Valor - это первая машина из США за последние лет 20, которая меня реально впечатлила.
    она шикарна и в плане концепции и в плане инженерных решений и в плане реальной эксплуатации в отличие от оспрея.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 21 октября 2020 14:22 Новый
      -1
      Цитата: yehat2
      плане инженерных решений

      Опять нужно будет доводить машину в эксплуатации, как и X2, но конструкция Х2 проще и надежнее и при отказе систем меньше вероятность человеческих жертв, на мой взгляд.
      1. yehat2
        yehat2 21 октября 2020 14:25 Новый
        +1
        эксплуатация оспрея уже очертила все неудобные моменты, написана куча инструкций как избегать.
        я думаю, что у валора будет куда меньше сложностей и непредвиденных каверз
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 21 октября 2020 14:33 Новый
          -1
          Оспрей довели до ума, но цена высока была.
          На мой взгляд, что у Оспрей, что у валор слишком уязвимы двигатели для вражеского огня. Для Оспрей это не критично, для валор уже да. Вывод из строя двигателя на валор приведёт к его катастрофе, Х2 сможет более-менее сесть.
          1. yehat2
            yehat2 21 октября 2020 14:40 Новый
            0
            Цитата: OgnennyiKotik
            Вывод из строя двигателя на валор

            вопрос не такой простой. У валора двигатели не поворачиваются и теоритически более живучи,
            но при этом более уязвим поворотный механизм передачи на винт.
            Но я мельком читал, что они как-то решили проблему посадки на одном двигателе, если произошла авария невысоко. Кстати, оспрей до ума не доведен.
            https://topwar.ru/164653-v-pentagone-problema-avarijnosti-konvertoplanov-v-22-osprey-priznana-nereshennoj.html.
  4. cmax
    cmax 22 октября 2020 19:32 Новый
    +2
    На фоне таких новостей понимаешь, как далеко они пошли по сравнению с нами. Электроника, новые двигателя, проектирование. Уровень на порядок выше - всего. Американцы всегда отличались аналитикой и разведкой, к сожалению. Чего не скажешь о России, стране, где на первых ролях Миллеры, Сечины, Рагозины, Грефы, Чубайсы. Блин.