Истребители Northrop F-5 на службе ВВС Бразилии

13

Истребители F-5EM одной из частей ВВС

В середине семидесятых годов ВВС Бразилии получили первые истребители Northrop F-5 американского производства. В дальнейшем имели место новые контракты, позволившие создать достаточно многочисленный парк техники. В последние десятилетия принимались меры по модернизации самолетов, благодаря чему они остаются на вооружении до сих пор и смогут служить в обозримом будущем.

Формирование парка


Первый контракт на закупку самолетов Northrop F-5 для ВВС Бразилии был подписан в октябре 1974 г. Он предусматривал поставку 36 одноместных истребителей модификации F-5E Tiger II и 6 двухместных учебно-боевых F-5B Freedom Fighter. Стоимость контракта составила 72 млн долл. (ок. 365 млн долл. в нынешних ценах). Первые самолеты были переданы заказчику весной 1975 г., после чего поставки продолжились. За несколько лет на новую технику перевели три эскадрильи.



В 1988 г. появилось новое бразильско-американское соглашение. Оно предусматривало передачу 22 самолетов F-5E и 6 F-5F из наличия ВВС США. Поставка этой техники позволила отказаться от самолетов старой модификации. Так, в 1990 г. остававшиеся на вооружении F-5B в количестве 5 ед. списали и передали музеям. Их место в войсках заняли более новые F-5F.


Последняя закупка истребителей F-5 состоялась относительно недавно. В 2009 г. ВВС Бразилии купили у Иордании 8 истребителей F-5E и 3 учебно-боевых самолета F-5F. За машины 1975-80 годов выпуска заплатили 21 млн долл. (ок. 25 миллионов в нынешних ценах).

Таким образом, с 1974 по 2009 г. Бразилия приобрела 81 самолет семейства F-5. За годы эксплуатации значительная часть машин была потеряна или списана по различным причинам. Оставшиеся самолеты прошли модернизацию и продолжают службу. По открытым данным, в настоящее время на вооружении имеется 43 самолета F-5EM и всего 3 двухместных F-5FM. Эта техника распределена между пятью эскадрильями.

Процессы обновления


В течение первых десятилетий самолеты F-5B/E/F эксплуатировались в базовой конфигурации и без каких-либо доработок. К началу двухтысячных годов стало ясно, что эти истребители нуждаются в глубокой модернизации. С ее помощью можно было продлить сроки эксплуатации, а также улучшить боевые качества.


Двухместный учебно-боевой F-5FM

Проект с рабочим обозначением F-5M запустили в 2001 г. Разработчиками программы модернизации стали компании Embraer и AEL Sistemas (бразильская «дочка» израильской Elbit Systems). Проектирование заняло несколько лет, и к концу 2004 г. подрядчики представили опытный самолет F-5FM с полным набором доработок. Первый модернизированный F-5EM появился позже, в сентябре 2005-го. В том же году подписали договоры о модернизации 43 самолетов F-5E и 3 F-5F общей стоимостью 285 млн долл. По условиям соглашений, работы должны были завершиться до 2007 г.

Капитальный ремонт и переоснащение самолетов осуществлялось на заводе Embraer в г. Гавиан-Пейшоту. Основными поставщиками аппаратуры для модернизации стали AEL Sistemas и Elbit Systems. Работы столкнулись с некоторыми трудностями, из-за чего выполнение контракта затянулось. Так, до конца 2007 г. удалось модернизировать лишь половину наличного парка. Работы по 46 F-5E/F продолжались до 2013 г.

Во время переговоров по приобретению истребителей у Иордании предполагалось, что эта техника тоже пройдет модернизацию по программе F-5M. Однако подобные работы неоднократно откладывались, а приобретенные самолеты использовались в качестве источника запчастей для ремонта строевой техники. Лишь в середине десятых годов было принято решение о модернизации нескольких «иорданских» F-5F. Одной из главных причин этого стала потеря двух учебных машин, прошедших модернизацию ранее.


Церемония передачи последнего модернизированного F-5FM

14 октября 2020 г. на заводе Embraer состоялась торжественная церемония приемки очередного – и последнего – истребителя F-5FM. Таким образом, программа модернизации истребителей семейства F-5 успешно завершена. За 15 лет ремонт и обновление прошли 49 самолетов разных модификаций и разного возраста.

Ремонт и модернизация


Целью проекта F-5M было восстановление технической готовности, продление сроков службы и повышение основных характеристик имеющихся самолетов. За счет этих мер истребители могли бы поддерживать требуемую боеспособность ВВС и оставаться в строю в будущем, до появления на вооружении совершенно новой техники.

В рамках обновления по проекту F-5M осуществлялся капитальный ремонт планера, общесамолетных систем и двигателей с продлением срока службы на 15 лет. Кроме того, осуществлялись различные доработки, в первую очередь связанные с монтажом новой аппаратуры. Самолеты получили приемник системы дозаправки в воздухе.


Последний обновленный самолет

Использован обновленный прицельно-навигационный комплекс, центральным элементом которого является радиолокационная станция Leonardo Grifo F. Это импульсный доплеровский локатор с механическим сканированием, способный сопровождать несколько целей в воздухе и на земле. Система навигации построена на инерциальном и спутниковом компонентах. Самолеты оснащены средствами связи разработки Embraer, обеспечивающими обмен данными с самолетами ДРЛОиУ E-99 и штабами.

Полностью обновлено оснащение кабины. Используются несколько жидкокристаллических мониторов с возможностью вывода любой информации. Применен современный индикатор на лобовом стекле. Все эти средства могут использоваться с очками ночного видения. В органах управления реализован принцип HOTAS – пилот осуществляет все операции, не убирая рук с ручек. Компания AEL Sistemas предоставила новый шлем пилота с нашлемной системой целеуказания.

Разработан современный бортовой комплекс обороны. Он включает датчики облучения и систему предупреждения, систему радиоэлектронной борьбы Rafael Sky Shield, пусковые устройства ложных целей и т.д.


Первый JAS 39E, переданный ВВС Бразилии

Модернизированные самолеты сохраняют возможность применения вооружений исходного F-5E/F. При этом обеспечена совместимость с рядом современных образцов. Для ближнего боя предлагаются управляемые ракеты «воздух-воздух» Rafael Python 4/5; для дальнего – Rafael Derby. Атака наземных целей теперь может осуществляться с использованием управляемых авиабомб, в т.ч. с лазерным наведением. С прошлого года на F-5M испытывается ракета «воздух-земля» MICLA-BR бразильской разработки.

В целом речь идет о достаточно удачной модернизации с получением всех необходимых возможностей. Основные летно-технические характеристики остаются на прежнем уровне, но система дозаправки увеличивает возможную дальность и продолжительность полета. Одновременно с этим в разы вырастают навигационные и боевые возможности во всех ожидаемых условиях. Наконец, модернизация истребителей F-5 позволила повысить потенциал ВВС до требуемого уровня без закупки недешевой новой техники.

Перспективы ВВС


Модернизация по проекту F-5M продлевает эксплуатацию истребителей F-5E/F на 15 лет. Первые машины прошли обновление в 2005-2006 гг., а последнюю сдали буквально на днях. Это означает, что самые старые F-5EM уже приближаются к финалу назначенного срока службы, а техника, прошедшая ремонт позже, сможет оставаться в строю и в будущем.


В ближайшие годы T-5M и JAS 39E/F будут служить вместе

Такие обстоятельства еще несколько лет назад учли при планировании дальнейшего развития ВВС. Актуальные планы предусматривают сохранение F-5M на вооружении в течение максимально возможного времени с дальнейшей их заменой современной техникой.

В октябре 2014 г. Бразилия и Швеция подписали контракт стоимостью 5,44 млрд долл. США на поставку 28 истребителей Saab JAS 39E Gripen E и 8 двухместных JAS 39F Gripen F. Первый самолет этого заказа был построен летом 2019 г. и в сентябре передан на совместные испытания. В сентябре 2020 г. машину переправили в Бразилию, и на данный момент проводятся полеты перед официальным принятием на вооружение. Официальная презентация самолета состоится на днях. Полномасштабные поставки «Грипенов» запустят в следующем году, и не позднее 2023-24 гг. Бразилия получит все заказанные самолеты.

Получение 36 самолетов шведской и лицензионной сборки позволит заменить большую часть парка модернизированных F-5EM/FM, как минимум, без потерь в боеспособности ВВС. Кроме того, Бразилия планирует продолжить закупку JAS 39. По расчетам, для полноценного обновления тактической авиации необходимо 108 таких самолетов. Если будут подписаны новые контракты, то в течение следующих 5-10 лет Gripen E/F вытеснит устаревшую технику и станет основным боевым самолетом бразильских ВВС.

Успешное выполнение имеющегося контракта на JAS 39 Gripen и возможное появление новых заказов на эту технику предопределяет перспективы F-5M и некоторых других бразильских самолетов: со временем все они пойдут под замену. При этом вполне возможно, что к моменту окончания службы наиболее старые истребители семейства F-5 успеют отметить полувековой юбилей.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    21 октября 2020 18:47
    Самая крупная страна латинской Америки а парк авиации как у какой-нибудь Армении
    1. +7
      21 октября 2020 19:23
      Самая крупная страна латинской Америки а парк авиации как у какой-нибудь Армении


      У Армении есть полста пусть и устаревших но истребителей? Плюс 36 самолетов 4 поколения? Да и кого им бояться? Они больше с партизанами и с картелями воюют, чем с соседями у которых дела примерно так же обстоят с ВВС.
      А F-5 самолет знаковый. Его внук F-18 еще полетает.
      1. +3
        21 октября 2020 19:41
        Цитата: Цой
        А F-5 самолет знаковый. Его внук F-18 еще полетает.

        F/A-18 скоре сын, внуки и правнуки только появляться начали smile

        1. +4
          21 октября 2020 20:56
          18 скоре сын, внуки и правнуки только появляться


          Ну если брать что оригинальный 18 и супер хорнет разные самолеты, то это уже третье поколение родственников.
    2. +6
      21 октября 2020 20:05
      Им необходимы ВВС. И хотят заменить самолеты на... Гриппены.

      В этом бразильцев можно понять. Они явно не рассматривают американскую технику, поскольку гегемон - это их самый опасный региональный соперник, авиатехника которго в конфликте равна ее отсутствию. Российские Су они тоже не очень хотят брать (хотя вертолеты у них наши есть wink ) как минимум из соображений ревности могущественного соседа.
      А вот шведский Гриппен их устроит, особенно с учетом потенциальных израильских модернизаций, вооружения и прочих бонусов.
      1. exo
        0
        22 октября 2020 13:53
        В авионике ,да и в шведском двигателе, очень немало американских комплектующих. И зависимость от США, большая.Думаю, причина выбора Гриппена, всё-таки в другом.
    3. +1
      21 октября 2020 22:15
      Да истребители им в принципе совсем ни к чему. Для войны с наркомафией в Амазонской сельве достаточно штурмовиков, в принципе даже турбовинтовых. А для парадных целей и такие истребители сойдут.
  2. +2
    21 октября 2020 19:34
    Очень разумный подход к эксплуатации боевой авиации.
  3. +9
    21 октября 2020 21:07
    На редкость удачная машина, простая и дешевая. Наши пилоты на МИГах, которые сталкивались с ним в бою, говорили-очень опасный противник, "летучий".
    1. +2
      21 октября 2020 21:25
      Цитата: Альф
      На редкость удачная машина, простая и дешевая.

      И его потомки отличные.
      «Брат» T-38, потомок F/A-18 Hornet, дальнейшее развитие F/A-18E/F Super Hornet, новые беспилотники как 5GAT.
  4. -9
    21 октября 2020 21:16
    Сухой-суперджет бразильцы русским впарили, а Сухой-27 не купили... Ну и молодцы.
  5. +9
    22 октября 2020 02:43
    Тема интересная, но к сожалению до конца не раскрыта. request
    Ничего не сказано о боевом применении бразильских истребителей. F-5 активно привлекались для перехвата самолётов перевозящих наркотики и в ходе операции "Агата", целью которой было пресечение незаконной деятельности в Амазонии, наносили бомбовые удары по объектам бандформирований в джунглях.
  6. +15
    22 октября 2020 20:00
    А по окончании эксплуатации могут в БПЛА переделать.