Военное обозрение

Проект НАПЛ пятого поколения «Калина» получил номер 777А

65
Проект НАПЛ пятого поколения «Калина» получил номер 777А

Разрабатываемая неатомная подводная лодка "Калина" пятого поколения будет малотоннажной. Об этом говорится в годовом отчете Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).


Проект НАПЛ "Калина" пятого поколения получил номер 777А, согласно отчету ОСК ведет проектирование малотоннажной подводной лодки проекта "Калина 777А". Кроме того, корпорация продолжает работы по техническому перевооружению в целях создания производства систем, комплектующего оборудования, устройств и механизмов для неатомной подводной лодки "Калина".

В начале сентября этого года глава ОСК Рахманов рассказал, что корпорация продолжает работы по подлодкам пятого поколения НАПЛ "Калина" и АПЛ "Хаски". При этом он подчеркнул, что работы ведутся в инициативном порядке.

Никто эти проекты не отменял. Мы продолжаем их разработку в рамках того, что можно сделать инициативно. Была часть работ, которая оплачивалась Министерством обороны, часть работ сейчас продолжается инициативно

- заявил глава ОСК.

НАПЛ "Калина" создается для замены ДЭПЛ "Варшавянка", стоящих на вооружении в настоящее время. Разработку подлодки ведет конструкторское бюро "Рубин". Подлодка должна получить воздухонезависимую энергетическую установку, на каком этапе находятся работы по этой теме пока не сообщается.

В 2017 году сообщалось, что программа строительства неатомных подводных лодок пятого поколения заложена в госпрограмму вооружения. Опытно-конструкторские работы по "Калине" должны завершиться до 2025 года.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. фигвам
    фигвам 20 октября 2020 16:21 Новый
    -2
    Проект НАПЛ "Калина" пятого поколения получил номер 777А

    Значит дело движется.
    1. БДРМ 667
      БДРМ 667 20 октября 2020 16:25 Новый
      +2
      Разрабатываемая неатомная подводная лодка "Калина" пятого поколения будет малотоннажной. Об этом говорится в годовом отчете Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

      Малотонажность,кроме всего прочего, будет достигнута не применением ли полуторокорпусной конструкции лодки ?
      1. ЗЭМЧ
        ЗЭМЧ 20 октября 2020 23:47 Новый
        +3
        Цитата: БДРМ 667
        Малотонажность,кроме всего прочего, будет достигнута не применением ли полуторокорпусной конструкции лодки ?

        Судя по разрезу, то - да!
        1. БДРМ 667
          БДРМ 667 21 октября 2020 07:48 Новый
          +3
          Цитата: ЗЭМЧ
          Судя по разрезу, то - да!

          Задаваясь этим вопросом, я как раз исходил из имеющегося в статье фото макета ПЛ yes
    2. aleksejkabanets
      aleksejkabanets 20 октября 2020 16:34 Новый
      +1
      Цитата: фигвам
      Значит дело движется.

      Точно. Больше проектов, хороших и разных. Лучше бы принятием на вооружение новой техники радовали.
      1. Кот Кузя
        Кот Кузя 20 октября 2020 16:58 Новый
        -12
        Опять "новость" в будущем спряжении... Учитывая "удачность" ВАЗ "Калина", называть проект ПЛ таким названием....ну....скажем так-"не камильфо", типа: как корабль назовешь, так он и....того...поплывет (или в данном случае-нырнет)....
        1. venik
          venik 20 октября 2020 18:06 Новый
          0
          Цитата: Кот Кузя
          Учитывая "удачность" ВАЗ "Калина", называть проект ПЛ таким названием....ну....скажем так-"не камильфо"

          ========
          Да хоть горшком назови..... Лишь бы проект ПОЛУЧИЛСЯ!
        2. Pechkin
          Pechkin 20 октября 2020 18:16 Новый
          +2
          Да какая разница как назовут хоть простоквашино хоть океанский уничтожитель.Главное чтобы взяли проект новой лодки,довели до рабочего состояния устраивающей ВМФ(именно ВМФ а не лобби) и пустили в серию.На которой массово будут служить и выполнять поставленные задачи наши подводники.
        3. Удав КАА
          Удав КАА 20 октября 2020 18:33 Новый
          +4
          Цитата: Кот Кузя
          "новость" в будущем спряжении...

          Коллега, это глаголы спрягают, а новости они все больше из будущего в настоящее время пребывают! yes
          Если не верите, то поразмыслите над этим:
          "Еще вчера Сегодня было Завтра!" (с) laughing
          1. антивирус
            антивирус 20 октября 2020 19:38 Новый
            -4
            Вы опасно рассуждаете.
            а что было тогда позавчера из позапозавчера?
        4. АНДРЕЙ1987
          АНДРЕЙ1987 20 октября 2020 20:17 Новый
          +10
          Зря на "Калину"(автомобиль) клепаете... Езжу больше 5 лет - из проблем, только один "сверчок" в салоне. Своих мыслей и знаний нет - вот и чешете языком, где-то услышанные заблуждения. А насчёт НАПЛ "Калина" - тоже всё получится, уверен!
          И, кстати, для безграмотных: не кАмильфо, а кОмильфо!
          1. andrew42
            andrew42 21 октября 2020 14:45 Новый
            +1
            Для своих денег авто "Калина" 1-го поколения была просто бомба. Спасение для небогатого населения. Синергия 93-й и Оки, = Калина-Универсал, неприхотливая и внутри больше чем снаружи. Это сейчас всякие Калины-кроссы - неоправданно удорожавшие дорогие дети маркетинга. А про НАПЛ 777А прояснится только тогда, когда танет ясно что именно она будет нести при своей "малогабаритности". В любом случае воздухнезависимая установка, - нужный шаг вперёд.
        5. ЗЭМЧ
          ЗЭМЧ 20 октября 2020 23:52 Новый
          +5
          Цитата: Кот Кузя
          Опять "новость" в будущем спряжении... Учитывая "удачность" ВАЗ "Калина", называть проект ПЛ таким названием....ну....скажем так-"не камильфо", типа: как корабль назовешь, так он и....того...поплывет (или в данном случае-нырнет)....

          ВАЗ Калина, более 5 лет, в сельской местности без нареканий!!
          Ну а "камильфо" с ошибкой, пишется "комильфо", т.к от французского comme il faut! laughing
        6. Борис Черников
          Борис Черников 21 октября 2020 20:47 Новый
          0
          бред написали..с тем же успехом нельзя НИКАК назвать,потому что найдется "плохой пример"..и да,Калину выпускали 14 лет в количеств 950 К машин...да,"ужасная машина")
      2. Владимир Машков
        Владимир Машков 21 октября 2020 12:21 Новый
        +1
        Да, проект замечательный.Но это всего лишь проект. И где давно обещанная ВНЭУ??? sad
  2. КВУ-НСвД
    КВУ-НСвД 20 октября 2020 16:21 Новый
    +8
    Никто эти проекты не отменял. Мы продолжаем их разработку в рамках того, что можно сделать инициативно. Была часть работ, которая оплачивалась Министерством обороны, часть работ сейчас продолжается инициативно
    Говорить можно что угодно , а ситуёвина с ВНЭУ выглядит позорненько .
    1. vVvAD
      vVvAD 20 октября 2020 16:23 Новый
      +2
      Подлодка с ВНЭУ, безусловно, нужна. И проект типа Варшавянки идеально подойдёт для отработки технологий ВНЭУ.
      1. ВАШ
        ВАШ 21 октября 2020 02:34 Новый
        0
        Хотелось бы. Но почему-то проект по созданию неатомные подводные лодки с анаэробными энергетическими установками закрыт.
        1. Борис Черников
          Борис Черников 21 октября 2020 20:47 Новый
          0
          один закрыли-другой открыли-работы идут
    2. Сергей39
      Сергей39 20 октября 2020 17:45 Новый
      +1
      Да уж быстрее наверное, компактный ядерный реактор для ВНЭУ появится. Хотя "Пиранью" с ВНЭУ ещё в прошлом году представили. Обещают к 21-22 гг. построить. https://rg.ru/2019/07/11/reg-szfo/podlodku-s-vozduhonezavisimoj-energoustanovkoj-predstavili-v-peterburge.html
    3. dzvero
      dzvero 20 октября 2020 17:59 Новый
      +5
      а ситуёвина с ВНЭУ выглядит позорненько .

      Японцы вроде отказались от Стирлинга в новом проекте (было на топваре два или три дня назад). Дизель и много-много батареек. Аналогичные немецкие ПЛ вроде тоже не совсем на ходу. Скорее всего не "проклятое место" или "руки из-под талии", а более прозаическое - не выходит каменный цветок на нынешнем уровне технологий...
    4. ЗЭМЧ
      ЗЭМЧ 20 октября 2020 23:57 Новый
      +5
      Цитата: КВУ-НСвД
      Говорить можно что угодно , а ситуёвина с ВНЭУ выглядит позорненько .

      В советском флоте действующие ВНЭУ применялись еще в 60-х годах - ПЛ пр. 615, единственная, считающаяся действующей, стоит у нас в училище в Пушкине в виде лаборатории, с работающей ГЭУ.
      ВНЭУ себя не оправдала, скорость подводная маленькая, рисков и сложностей много. Надо находить более инновационные решения, чем у нас и занимаются)))
  3. Комментарий был удален.
  4. rocket757
    rocket757 20 октября 2020 16:33 Новый
    +3
    Ага, заложено??? А что на это скажет товарищ .... министр финансов со своей б б братией?
    1. Перейра
      Перейра 20 октября 2020 16:40 Новый
      +4
      Скажет - сократить. Лишнее это всё. И так дань в Вашингтон за три года задолжали.
    2. marchcat
      marchcat 20 октября 2020 16:41 Новый
      0
      Наверняка, что это роскошь для российской армии. Это же бухгалтер, которому на страну наложить.
      1. rocket757
        rocket757 20 октября 2020 16:46 Новый
        +2
        В общем, будем посмотреть ... если не забудем ко времени, когда проект реализовать планировалось.
      2. антивирус
        антивирус 20 октября 2020 19:40 Новый
        0
        а страну наложить.


        -вот на этой платформе, наложенной вовремя, страна и держится наплаву.
    3. silver_roman
      silver_roman 20 октября 2020 23:52 Новый
      0
      а вы не слышали, что сегодня мин фин сказал? сократить армию надо бы на 100 000,порезать выработку стажа, выслуги лет разные, слишком рано квартиры дают молодым офицерам... мноооого чего син фин сказал.
      https://m.vz.ru/news/2020/10/20/1066269.html
      1. rocket757
        rocket757 21 октября 2020 05:07 Новый
        +1
        Вроде пРо 10 000 разговор, вроде, шел .... хотя, это уже не принципиально, всего прочего сопутствующего ХВАТИТ НА ВСЕХ!!!
        Когда в государстве начинают рулить манагеры экономисты-бухгалтера, можно начинать писать реквием и не затягивать это дело, понадобится СКОРО!!!
  5. Горный стрелок
    Горный стрелок 20 октября 2020 16:38 Новый
    +7
    Только вчера была статья об отказе японцев использовать ВНЭУ и переходе на литий- ионные аккумуляторы.
    Ну и ...
    1. Карт
      Карт 20 октября 2020 16:56 Новый
      +4
      Ну и...
      Методички свежие пока не подвезли, так что продолжают плакать о позоре без ВНЭУ.
      Завтра начнут тоже самое делать для аккумов.
  6. Alien From
    Alien From 20 октября 2020 16:38 Новый
    +2
    Помнится, недавно писали на ВО, что плохо дело у нас с ВНЭУ.......а тута вишь какие новости......
    1. К-612-О
      К-612-О 20 октября 2020 16:49 Новый
      +5
      У нас просто не пошли по устаревшему Стирлингу и решили разработать своё, а это увы дольше копипаста
  7. Pechkin
    Pechkin 20 октября 2020 17:07 Новый
    +7
    Серию новых лодок дайте а не новые проекты.Сколько можно во флоте прожектерством заниматься.Один проект недовели до ума,давай новый и так покругу а что бумага стерпит.И обязательно к 25-30 году.Как Худжа Насреддин, что как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию так, что ишак будет знать его не хуже самого эмира. На это нужен кошелёк золота и двадцать лет времени. Если он не выполнит условия спора голова с плеч. Насреддин не боится неминуемой казни: Ведь за двадцать лет, кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт или эмир, или ишак, или я. А тогда поди разбирайся, кто лучше знал богословие.
    1. Antidote
      Antidote 20 октября 2020 18:10 Новый
      +1
      Чем же флот хуже космоса?
      1. Pechkin
        Pechkin 20 октября 2020 18:15 Новый
        0
        Ну тут к сожалению да.
    2. Piramidon
      Piramidon 20 октября 2020 18:13 Новый
      -1
      Цитата: Pechkin
      Серию новых лодок дайте а не новые проекты.

      НЕ путайте проектировщиков с судостроителями.
      1. Pechkin
        Pechkin 20 октября 2020 18:35 Новый
        0
        Я могу согласиться но,если проект не идет.Смотрите в чем проблема,нельзя проектировать что угодно без связи с постовщиками комплектующих вашего проекта.Иначе вы проектируете сферического коня в вакууме.
  8. rudolff
    rudolff 20 октября 2020 17:19 Новый
    +10
    Пятого поколения? Даже мои тапочки рассмеялись! А что в ней будет того, чего нет в лодках четвертого поколения? И где наше четвертое поколение? Единственная Лада Санкт-Петербург, которая до сих пор не принята в боевой состав флота по причине ее непригодности и которая до сих пор в опытной эксплуатации? Проект, который Рубин умудрился запороть даже без ВНЭУ? Про ВНЭУ даже вспоминать не хочется, быстрее монголы свою разработают или белорусы. Молчали бы лучше о пятом поколении, не так глупо выглядели бы. Отчаянная попытка исправить ситуацию с Ладой и таки сделать свою НАПЛ. Четвертого, но никак не пятого поколения. В надежде, что к концу ОКРов и началу техпроектирования все же появится хоть какая нибудь ВНЭУ, или ЛИАБы.
    А вот касательно водоизмещения вопрос интересный. Непонятно, что имеется ввиду и с чем сравнивается. Лада, она же Амур-1650 и так существенно меньше по в/и Палтуса/Варшавянки. Возможно, это и будет переработанный проект Лады. Тогда это будет ВНЭУ на ЭХГ. Но за основу могут взять и еще меньший Амур-950, тогда есть вариант и с малахитовской турбиной замкнутого цикла.
    1. Удав КАА
      Удав КАА 20 октября 2020 19:10 Новый
      +3
      Цитата: rudolff
      Пятого поколения? Даже мои тапочки рассмеялись! А что в ней будет того, чего нет в лодках четвертого поколения? И где наше четвертое поколение?

      Рудольф, привет! drinks
      Как говорил Аркадий Исаич: -- "Вопрос, конечно, интересный...." (с)
      Пара мыслей по поводу.
      1. Пятое поколение (талдычили нам) должно нести НПА! обладать невъезденной АСБУ, иметь 360* "кругозор" в пассивном режиме и на инфразвуке "слушать" весь окиян-море... Что-то мне не помнится, что до этого мы уже доросли... Дааа, уж! recourse
      2. Наше "квази 4-е поколение" стоит на модерне в Питере... Какие фаберже еще однофамильцу города приделывают, -- то есть страшная... военная... тайна...Хорошо бы двигло подводного хода без воздуха таки в него засунули...Может чё и получилось бы тады... Пока -- одни загадки-догадки...Аж кофейная гуща закончилась!
      3. Лазуритовцы с турбиной мутят... Вот только меня смутные сомнения гложуть: еже ли Стирлинг в 4 раза громче ЭХГ, то во скоко разов ТУРБИНКА голосистие ДСа будет!? Может наши, как амы на чулки вместо плит-панелей перешли?(Молния-2)
      Короче, по существу проблемы и поговорить ныне не с кем...одни догадки да предположения остались... bully
      1. rudolff
        rudolff 20 октября 2020 20:15 Новый
        +3
        Вечер добрый, дружище! Да какое там двигло без воздуха, дай бог то что есть заставить нормально работать! Уже впору к электросхеме Варшавянки вернуться и не позориться дальше с этой опытной эксплуатацией.
        С турбиной не знаю. Самого сомнения гложат. Турбина высокооборотистая, в дискретах петь должна. Пес его знает! У нас когда то еще до зажигалок был опыт строительства и эксплуатации ПЛ с двигателями Вальтера. Говорят сам Курчатов приезжал посмотреть на эти турбины. Ну а сейчас французская парогенераторная MESMA тоже ведь с турбиной, причем для НАПЛ вполне себе нормального водоизмещения. Может что и получится у Малахита. От Рубина я уже не жду ничего хорошего.
        1. Удав КАА
          Удав КАА 20 октября 2020 20:54 Новый
          +1
          Цитата: rudolff
          французская парогенераторная MESMA

          Рудольф, друже!
          У французов вульгарно -- паровоз! Причем, многое они взяли от своих атомоходов и космических систем... Почему мы так не можем? не понятно...
          Наши же решили сделать тепловоз...вроде бы такая АИП по КПД должна быть лучше. Но что-то не вытанцовывается... Пора Росатом подключать и к этой проблеме. Саровцы может быть скажут-таки свое веское слово и в этой проблеме?
          1. rudolff
            rudolff 20 октября 2020 21:11 Новый
            +6
            Да тут уже не до жиру, быть бы живу. Все, что угодно, но уже давно пора что то рожать! Хоть ЭХГ на ТЭ, хоть Стирлинга, хоть турбину ЗЦ, хоть тяговые ЛИАБы, хоть компактную ЯЭУ, да хоть что нибудь! Мы и так уже в подводном неатомном кораблестроении полные аутсайдеры, так рискуем и всякие надежды похоронить!
            1. Удав КАА
              Удав КАА 20 октября 2020 21:43 Новый
              +1
              Цитата: rudolff
              Мы и так уже в подводном неатомном кораблестроении полные аутсайдеры, так рискуем и всякие надежды похоронить!

              Обнадеживает только то, что РВСН уже перевооружили на 70-80%. Теперь дело за флотом. Может что и сдвинется с мертвой точки. Иначе -- железный капут! yes
  9. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 20 октября 2020 18:36 Новый
    0
    Почитаешь новости науки , так чуть не каждую неделю про новые аккумуляторы без лития, без пожароопасности, без деградации... в том числе и у нас в России.
    А наши подлодки как в Первую Мировую на свинцово-кислотных батареях.
    Ну раз механические ВНЭУ не получаются, напряглись бы, да сделали нормальные аккумуляторы.
  10. garri-lin
    garri-lin 20 октября 2020 19:57 Новый
    -2
    С этими ВНЭУ по всему миру получается Лучшее враг Хорошего.
    1. agond
      agond 20 октября 2020 21:09 Новый
      -1
      С педальным приводом то же НАПЛ , хоть бы уточнили чего там
      1. garri-lin
        garri-lin 20 октября 2020 21:36 Новый
        0
        То что с педальным приводом все плохо было понятно еще пару сотен лет назад. А вот с ВНЭУ все никак не наиграются. Не доросли пока технологии. Либо шумно. Стирлинг Либо опасно. ЭХГ. Либо искать иные варианты либо ждать прорыва по аккумуляторам. Не по ёмкости а по безопасности.
  11. Al_lexx
    Al_lexx 20 октября 2020 21:28 Новый
    -1
    Будет она построена или не будет, имхо, дело тринадцатое. А то, что идут изыскания в этой области - оч хорошо.
    На счет эффективности или вообще пригодности лодок с ВНЭУ, не буду растекаться мыслию по древу, так как не специалист по ВНЭУ, равно как и большинство спорящих тут на эту тему.
    Что то из этих наработок рано или поздно наверняка пригодится. Может даже просчитают всё и сами закроют, за бесперспективностью. А может изобретут очередной воздухонезависимый АК-47. Но что бы всё это понять, надо самим погрузится в эту тему, а не фарисействовать, что и у кого как работает и почему у нас этого нет. Иными словами, даже и если результат будет отрицательный, это будет результат. Пока и этого нет.
  12. Альф
    Альф 20 октября 2020 22:09 Новый
    +3
    получил номер 777А,

    Хорошее название проекта, очень хорошее. Те, кто из СССР, навсегда запомнили волшебное сочетание 777 или "Три топора". laughing
    1. CastroRuiz
      CastroRuiz 25 октября 2020 19:31 Новый
      0
      Dumayu, eto bilo kakoe to bukhlo. :)
      1. Альф
        Альф 25 октября 2020 19:38 Новый
        +2
        Цитата: CastroRuiz
        Dumayu, eto bilo kakoe to bukhlo. :)

        Сразу видно, не жили Вы в те великие и счастливые времена.
        laughing
        1. CastroRuiz
          CastroRuiz 25 октября 2020 20:30 Новый
          +1
          Da ya zhil. Mne vishshe 60 let.
          I pravilno ya vzpomnil shto eto bil alk. napitok.
          1. Альф
            Альф 25 октября 2020 20:40 Новый
            +1
            Цитата: CastroRuiz
            Da ya zhil. Mne vishshe 60 let.
            I pravilno ya vzpomnil shto eto bil alk. napitok.

            drinks
  13. Акс Мэтт
    Акс Мэтт 20 октября 2020 23:54 Новый
    0
    Опять "Калина"?! Что такое, других названий нет что-ли? Те, кто называл, ягоду-то эту пробовали, нюхали? Ну ведь откровенным же дерь...ом воняет и вкус откровенно на любителя. Или по принципу "чем поганее, тем для противника смертоноснее"? А номерок-то, да... Как у понтовщика столичного...
    1. d4rkmesa
      d4rkmesa 21 октября 2020 11:20 Новый
      0
      А "Клюква" норм было бы?
  14. silver_roman
    silver_roman 20 октября 2020 23:58 Новый
    -2
    ВНЭУ штука хорошая, но все равно они далеко не совершенны сегодня. Все равно ДЭПЛ - решения прибрежные. никакая ВНЭУ не даст скорости как у АПЛ, а следовательно в океане делать нечего. Тот же ордер АУГ догнать не выйдет. а в морях типа чёрного и балтийского 636 вполне себе достаточно. Уверен, что мы до сих пор не сделали ВНЭУ уровня немецкого, потому что уровень этот не отвечает требованиям флота.
  15. FRoman1984
    FRoman1984 21 октября 2020 04:31 Новый
    0
    И этот проект упрется в отсутствие ВНЭУ.
    Лучше бы сначала двигатель довели (который с 90-х годов довести не могут), а потом под него субмарину спроектировали.
  16. Zaurbek
    Zaurbek 21 октября 2020 08:22 Новый
    +2
    Уже и ЛиЙОн аккумуляторы начали ставить на ДЭПЛ. мне кажется, это направление более дешево, чем ВНЭУ.....и попроще.
    1. agond
      agond 21 октября 2020 10:01 Новый
      0
      Не вопрос создать тихий двигатель с циклом стирлинга достаточной мощности для ПЛ водоизмещением до 2000т с нагревом например от сжигания алюминия в воде (правда запас жидкого кислорода все равно придется на борту иметь так как при реакции будет выделятся водород, а его то же лучше сжигать ) , кстати цена 1 кг алюминия в пункте приемки цветмета близка к цене 1 л солярки на АЗС . Тепловой двигатель внешнего сгорания для судна технологически проще и доступней в постройке чем дизель , яркий пример, Эриксон в 1853 г. для морского судна. построил громадный двигатель в четыре цилиндра диаметр поршней 4,27 м, ходе 1,52 м, частоте вращения 9 об/мин развивал мощность около 220 кВт (300 л. е.). корабль пересек атлантику , но это был атмосферный двигатель , стирлинг высокого давление будет на порядок меньше и на порядок мощнее
  17. Просто Путник
    Просто Путник 21 октября 2020 14:16 Новый
    +1
    Странное название для морской тематики....
  18. Игорь Тихомиров
    Игорь Тихомиров 21 октября 2020 21:16 Новый
    +1
    Один проект провалили. Теперь провалим новый. Финансов ведь в стране в избытке.
  19. Романенко
    Романенко 22 октября 2020 15:17 Новый
    +1
    В итоге то построят что - нибудь до конца века? Проектов много, толку мало. Громко бьем в барабаны на презентациях макетов, открываем финансирование и ...
    Тихонечко прекращаем работы на неопределенный срок.
    Лада так под медным тазиком и почила, теперь очередь нового бренда?
  20. CastroRuiz
    CastroRuiz 25 октября 2020 19:33 Новый
    0
    Nu kak zhe "tri topora" poplivut . :)
    1. agond
      agond 30 октября 2020 20:10 Новый
      +1
      Если бы в проекта 615 вместо дизеля поставили бы паровую машину то она была бы тише, , а с паровой турбиной и электроходом вообще.