Военное обозрение

Средства спасения подводников ВМФ России

23

Подводник со снаряжением ССП-М


Сложность и опасность службы подводных сил предъявляют особые требования к системам и средствам спасения. В распоряжении российских подводников в настоящее время имеются различные средства самоспасения, а кроме того, они могут рассчитывать на помощь аварийно-спасательной службы. Все эти меры позволяют эвакуировать личный состав с аварийной подлодки и оказать ему необходимую помощь.

Пути самоспасения


В первую очередь, безопасность и выживание экипажа обеспечивается «Спасательным снаряжением подводника» (ССП), используемым на отечественных подлодках уже несколько десятилетий. При помощи ССП подводник может покинуть корабль и безопасно подняться на поверхность. В зависимости от применяемых средств, обеспечивается спасение с глубин до 200-220 м.

ССП выпускается в двух версиях. Комплектация №1 включает гидрокомбинезон СГП-К-1, изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М, ремень с карабином и парашютную систему ПП-2. Комплектация №2 использует комбинезон СГП-К-2 с некоторыми отличиями и изделие ИДА-59М. Состав ССП определяется оснащением бортовых средств спасения подлодки.


Тренировка по использованию спасательного плота, 2017 г.

Гидрокомбинезоны СГП-К-1/2 могут использоваться для временного пребывания в отсеках при давлениях менее 1 МПа (10 атм.) и температурах до +50°C, однако основной его задачей является обеспечение покидания подлодки т.н. мокрым способом.

В качестве спасательных устройств для выхода мокрым способом могут использоваться спасательные люки (с блоком подачи воздуха и без него), торпедные аппараты или прочная рубка. Люки обеспечивают выход подводников по одному, тогда как рубка одновременно вмещает до 4-6 чел. Во всех случаях используется одинаковый способ применения: подводники в ССП занимают места в объеме, служащем шлюзом, после чего тот заполняется забортной водой. Далее спасающиеся выходят наружу и начинают подъем.

Допускается свободное всплытие. При использовании ССП №1 максимальная глубина спасения достигает 220 м. на глубинах 60-80 м приводится в действие система ПП-2, ограничивающая темп подъема и предохраняющая подводника от кессонной болезни. Комплектация №2 позволяет подниматься только с 100 м. В распоряжении подводников имеется буй-вьюшка с буйрепом для подъема. С его помощью можно спастись с глубины 100 м. При наличии помощи со стороны аварийно-спасательной службы возможен выход с больших глубин.

Средства спасения подводников ВМФ России
Всплывающая капсула подлодки "Северодвинск"

Несколько лет назад стало известно о разработке нового снаряжения ССП-М. Для него создается улучшенный гидрокомбинезон и современный дыхательный аппарат. За счет применения актуальных технологий удалось повысить основные характеристики компонентов снаряжения и, как следствие, сократить риски для спасаемого подводника. Сообщалось, что в 2018 г. новое ССП поступит на вооружение, и до 2020 г. его получат подводники Тихоокеанского флота. Затем планировалось начать переоснащение подводных сил других флотов.

Всем экипажем


Если аварийная подлодка находится на поверхности, эвакуация экипажа не представляет особой сложности. На борту отечественных лодок имеются надувные спасательные плоты различных типов. В минимальное время они сбрасываются за борт и приводятся в действие, после чего личный состав может перейти на них. На борту каждого плота имеется аварийный запас со всем необходимыми компонентами. Затем аварийно-спасательная служба должна обеспечить подъем на борт и оказать необходимую помощь.

Коллективное спасение экипажа в подводном положении выполняется при помощи всплывающей спасательной камерой (ВСК или КСВ). Подобное оснащение используется достаточно давно и имеется на всех современных подлодках ВМФ России. ВСК представляет собой прочный несамоходный подводный аппарат с многоярусной компоновкой мест для размещения экипажа, аварийного запаса, плотов и т.д. Камера размещается внутри ограждения рубки / выдвижных устройств, в самой верхней части подлодки.


Спуск глубоководного аппарата АС-34 с борта судна "Георгий Титов"

Для использования ВСК личный состав должен провести недолгую процедуру подготовки, после чего занимает места внутри и производит отстыковку. За счет положительной плавучести камера самостоятельно поднимается на поверхность, где можно подавать сигналы бедствия и осуществлять переход на плоты или спасательные суда, а также оказывать помощь пострадавшим.

В ноябре 2014 г. Минобороны показало особенности применения ВСК. Испытания прошла камера подлодки К-560 «Северодвинск». В ходе этого мероприятия ВСК приняла на борт пятерых подводников и балласт, имитирующий остальной экипаж. Подъем осуществлялся с глубины 40 м и занял ок. 10 сек. Подводники-испытатели не отметили никаких негативных явлений.

Впрочем, наличие ВСК не гарантирует безопасность экипажа. Так, экипаж АПЛ К-141 «Курск» во время аварии не смог воспользоваться камерой. Подводники с К-278 «Комсомолец» смогли задействовать ВСК, однако в нее попали только пять человек. Кроме того, при всплытии разницей давления вырвало люк, и камера начала набирать воду. Одного подводника выбросило вслед за люком, еще один смог выбраться – трое других, включая командира корабля, утонули вместе с ВСК.

Спешат на помощь


За оказание помощи терпящим бедствие подводникам отвечает Управление поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР ВМФ). В его распоряжении имеется масса спасательных судов различного назначения, а также глубоководные аппараты и комплексы. За счет применения тех или иных средств возможна эвакуация экипажа с затонувшей лодки, оказание помощи подводникам на поверхности, буксировка аварийного корабля и т.д.


АС-34 в самостоятельном плавании

Поднимать пострадавших из воды и обеспечивать переход с плотов фактически может любое судно, от различных катеров до крупных специализированных единиц. При этом в последние годы уделяется особое внимание созданию специализированных спасательных судов, способных оказывать комплексную помощь на всех этапах операции и обеспечивать работу других средств спасения.

Для эвакуации подводников с затонувшей лодки «сухим способом» применяются спасательные глубоководные аппараты (СГА). В распоряжении всех флотов ВМФ имеется по одному судну-носителю с СГА пр. 1855 «Приз». Аппараты АС-26, АС-28, АС-30 и АС-34 способны погружаться на глубину до 1000 м, стыковаться со спасательным люком, принимать на борт до 20 чел. и доставлять их на поверхность. Также построены два более новых СГА пр. 18720 «Бестер» с улучшенными характеристиками и возможностями. Пока они имеются только у Северного и Тихоокеанского флотов.

Применение СГА может быть связано с трудностями. Переход судна-носителя к месту аварии и подготовка погружения могут занимать длительное время. Кроме того, возможны затруднения технического характера. Так, в ходе операции по спасению «Курска» аппарат «Приз» не смог пристыковаться к спасательному люку из-за его повреждения.


Спасательное судно "Игорь Белоусов"

С 2015 г. в составе КТОФ служит уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» пр. 21300 «Дельфин». Он несет СГА «Бестер-1» и водолазный колокол. Значительную часть внутренних объемов судна занимает глубоководный комплекс ГВК-450. В его состав входит 5 барокамер на 120 чел. При помощи своих штатных средств «Игорь Белоусов» может поднять экипаж аварийной подлодки, а затем обеспечить декомпрессию и иную медицинскую помощь.

К сожалению, по пр. 21300 пока построено только одно судно, что не соответствует общим требованиям и пожеланиям ВМФ. Дело в том, что комплекс ГВК-450 является результатом сотрудничества отечественной и зарубежной промышленности. Применение импортных комплектующих более не представляется возможным, а разработка собственных аналогов пока не начата. Как скоро ВМФ сможет получить новое судно пр. 21300 – неизвестно.

Спасение придет


В настоящее время ВМФ России располагает развитым комплексом средств для спасения подводников с аварийных кораблей, как на поверхности, так и с глубины. Некоторые системы и изделия эксплуатируются на протяжении десятилетий, тогда как другие появились в последние годы – однако все они решают общие задачи и дают личному составу надежду на спасение из любой аварийной ситуации.


Пост управления комплексом ГВК-450 на борту "Игоря Белоусова"

В то же время, в сфере средств спасения наблюдаются определенные трудности. Так, ни одна из известных систем, как показывает опыт, не гарантирует стопроцентное спасение людей, а различные непредвиденные факторы и обстоятельства могут приводить к непредвиденным последствиям. Кроме того, имеются проблемы количественного и качественного характера. К примеру, судно «Игорь Белоусов», при всех его преимуществах, пока не имеет систершипов, а их строительство откладывается на неопределенный срок.

Впрочем, ситуация в целом располагает к оптимизму. Строятся новые подлодки с современными системами, и их надежность растет, резко сокращая вероятность аварий. Одновременно аварийно-спасательная служба получает перспективные изделия разного рода, способные оказать необходимую помощь. Работоспособность и потенциал этих средств регулярно проверяются в ходе учебных мероприятий. Остается надеяться, что все ограничится только учениями, и их не придется использовать на реальных авариях.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны РФ, "Тетис ПРО"
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 21 октября 2020 06:04 Новый
    +16
    Дай бог подводникам пользоваться указанными в статье комплектами и оборудованием только на тренировках!
    Автору спасибо, мне, как сухопутчику было интересно и, что немаловажно, понятно!
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 21 октября 2020 07:28 Новый
      +14
      Вот честно, я так и не понял какой... нехорошей личностью нужно быть, что бы минусануть пожелание нашим подводникам всегда подниматься из глубин и возвращаться домой!
  2. Гюнтер
    Гюнтер 21 октября 2020 08:30 Новый
    +8
    Цитата: Автор
    Несколько лет назад стало известно о разработке нового снаряжения ССП-М.

    будем надеятся, что дефективные менеджеры и минфин не угробят эту нужную для флота разработку.
  3. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay 21 октября 2020 08:33 Новый
    +3
    Не знаю даже от куда там у автора оптимизм берется .У лодки свои надежные средства спасения должны быть .Ждать спасения из вне ? Прямо скажем можно и не дождаться .
  4. Narak-zempo
    Narak-zempo 21 октября 2020 08:52 Новый
    -1
    Помощь придёт вовремя.
    Проверено "Курском".
  5. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 21 октября 2020 09:00 Новый
    +5
    Удачи и безаварийности, нашему подплаву.
  6. Оператор
    Оператор 21 октября 2020 09:08 Новый
    -13
    Защита экипажа ПЛ - это прежде всего максимальное сокращение его численности (до нескольких человек) с полной автоматизацией бортовых устройств.

    Второе - изготовление всего без исключения внутреннего оборудования из негорючих материалов. Третье - отказ от пожароопасных аварийных источниках кислорода и поглотителей углекислого газа. Четвертое - отказ от всплывающего спасательного модуля в связи с его гарантированным заклиниванием в большинстве аварийных случаев. Пятое - использование стандартного индивидуального спасательного аквалангистского баллона однолитрового объема с загубником, прикрепленным к баллону (а не тот ужас, который показан на фото).
    1. Undecim
      Undecim 21 октября 2020 09:59 Новый
      +14
      Пятое - использование стандартного индивидуального спасательного аквалангистского баллона однолитрового объема с загубником, прикрепленным к баллону
      Применение таких баллонов - прямой путь на тот свет. Не пишите о том, в чем не разбираетесь.
      1. Оператор
        Оператор 21 октября 2020 10:14 Новый
        -10
        Не вешайте лапшу на уши дайверу с +100 погружениями на найтроксе: пони-баллон в комплекте с регулятором

        1. Undecim
          Undecim 21 октября 2020 10:27 Новый
          +11
          Дайвер со 100+ погружениями должен понимать, что написал ерунду.
  7. ТермиНахТер
    ТермиНахТер 21 октября 2020 09:30 Новый
    +1
    Спасение с глубины 200 м. в таком костюме? Меня терзают смутные сомнения
  8. Оператор
    Оператор 21 октября 2020 10:29 Новый
    -3
    Цитата: Undecim
    написал ерунду

    Обоснуйте.
    1. Undecim
      Undecim 21 октября 2020 12:28 Новый
      +8
      См. комментарий ниже. Вы разницу между пони-баллоном и мини-баллоном для блондинок Scorkl, рассчитанным на максимум 10 минут времени и 50 см глубины, улавливаете? Судя по фото - нет.
      1. Оператор
        Оператор 21 октября 2020 14:11 Новый
        -7
        Пони-баллоны с найтриксом применяются для аварийного подъема дайверов с глубины 45 метров (при подъеме с насыщением азотом тканей организма с максимальным временем декомпрессии) и 100 метров (при подъеме без насыщения с минимальным временем декомпрессии - вариант аварийного покидания ПЛ).

        Время подъема экипажа ПЛ со 100 до 10 метров (остановка для прохождения декомпрессии) - 1,5 минуты, время прохождения декомпрессии - 5 минут, остальные 3,5 минуты - всплытие на поверхность и резерв времени.

        P.S. Если что не знаете в технодайвинге - обращайтесь.
        1. Undecim
          Undecim 21 октября 2020 14:52 Новый
          +8
          Что меня радует, так это то, что Вы никогда не будете допущены к выполнению спасательных работ, а то б Вы наспасали, спец по технодайвингу.
          1. Оператор
            Оператор 21 октября 2020 15:01 Новый
            -5
            Чего меня не радует - что вы "спец" по всему на свете.
  9. rudolff
    rudolff 21 октября 2020 10:33 Новый
    +5
    Всю эту систему спасения подводников надо не косметически улучшать, а кардинально пересматривать. Есть вопросы и к ССП, и к ИДА, и к устройству спасательных люков-шлюзов, и к ВСК. Истории с Комсомольцем и Курском наглядно показали, что принятая система спасения или не работает совсем или не должным образом. А ВСК за всю историю спасла только одного человека, да и то чудом.
    1. КЕРМЕТ
      КЕРМЕТ 21 октября 2020 21:52 Новый
      +3
      Да спасла, несмотря на то, что подводники сделали все чтобы и этого не произошло
      1. rudolff
        rudolff 21 октября 2020 22:12 Новый
        +6
        Экипаж Комсомольца был не готов. Ни к борьбе за живучесть, ни к выходу в море вообще. Попавшие в ВСК понятия не имели, как ее использовать. Равно как и выбравшиеся на палубу не знали, как правильно сбрасывать спасательные плоты.
        1. КЕРМЕТ
          КЕРМЕТ 22 октября 2020 11:53 Новый
          +6
          В том то и дело, что больше вопросов к подготовке резервного экипажа и к тем, кто допустил их к выходу в море, чем к конструкции спасательных средств
  10. Undecim
    Undecim 21 октября 2020 12:11 Новый
    +19
    Цитата: Оператор
    Не вешайте лапшу на уши дайверу с +100 погружениями на найтроксе: пони-баллон в комплекте с регулятором

    Пример того, как "дайвер со 100+ погружениями" "вешает лапшу на уши" ввиду полного отсутствия соответствующих знаний, но наличию большого апломба.
    То есть индивид даже не потрудился подумать. что экипаж подводной лодки дышит не специальной смесью для подводных погружений с повышенным содержанием кислорода (нитрокс) а обычным воздухом с 21% кислорода, притом часто с давлением, превышающим 1,0 бар. То есть в каждом конкретном случае, в зависимости от глубины, на которой находится аварийная подлодка и времени нахождения экипажа под повышенным давлением, определяется соответствующий режим декомпрессии, который и определяет, за какое время можно всплыть на поверхность, не получив декомпрессионную болезнь.
    Поэтому пони-баллон или этапный баллон, должен обеспечивать достаточное количество дыхательного газа для полностью контролируемого возврата на поверхность с учетом времени на декомпрессию. Поэтому такие баллоны, во первых, имеют емкость от 2 до 7 литров, во вторых, оборудуются регулятором и легочным автоматом.
    А то, что у Вас на картинке - это мини-баллон для любительского дайвинга, рассчитанный в лучшем случае на 10 минут плавания на глубине 50 см.
    Специально для "дайверов" уровня "100+ на найтроксе":
    Прыгнул в воду,
    Не продулся.
    Через пять минут
    Вернулся.
    Много крови,
    Мало слуха –
    Это баротравма уха.
    Все болит.
    В костях ломота.
    В крови пузырьки азота.
    Больше в воду
    Вам не лезть,
    То кессонная болезнь.
  11. Павел Федоров
    Павел Федоров 22 октября 2020 13:28 Новый
    -3
    Короче, очередная сказка про спасение.
    Личные средства спасения ?
    Ну, может не будем смешить-то ?
    Курск вспомнили ?
    Лодка, - это плавучий гроб.
    Ее задача, что-то сделать (типа воевать) и хором погибнуть....
    Лодка у причала накренится, и то, тут же утонет поди...
    Особенно при современных кремлевских манагерах. Зачем им ВС, если их капиталы там ??
    1. A.A.G.
      A.A.G. 22 октября 2020 21:11 Новый
      +2
      Цитата: Павел Федоров
      Короче, очередная сказка про спасение.
      Личные средства спасения ?
      Ну, может не будем смешить-то ?
      Курск вспомнили ?
      Лодка, - это плавучий гроб.
      Ее задача, что-то сделать (типа воевать) и хором погибнуть....
      Лодка у причала накренится, и то, тут же утонет поди...
      Особенно при современных кремлевских манагерах. Зачем им ВС, если их капиталы там ??

      Пожалуйста,не валите все в одну кучу!
      Менеджеры менеджерами,чтоб им пусто было.Но!ИМХО: Каждый в/служащий должен быть готов к самопожертвованию.(без пафоса).Но,сначала,-выполнение боевой задачи!!!Приказа.Ещё лучше,-выполнил,-готов к выполнению очередной.На радость близким,себе самому,трудовому народу,в целом.
      ...Это в идеале...По-жизни,бывает иначе,согласен.Некомпетентность,пофигизм,желание прогнуться,-многих погубили...