Рождение активно-реактивного снаряда АРС

СССР
В Советском Союзе разработки будущего АРС начинаются с исследований свойств фосфора, работающего как топливо для реактивного двигателя. Сами исследования начались 12.07.1933 года. И хотя данные работы проходили в целях создания реактивного двигателя (камера сгорания для ПВРД вращающего типа), испытания проводились на артиллерийских снарядах калибра 76мм. Было испытано десять переделанных снарядов с установленными прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Стрельба данными снарядами велась из орудия калибра 76мм образца 1902 года с углом возвышения ствола 20 градусов. Скорость снаряда при вылете из канала ствола в среднем составила около 600 метров в секунду.

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Обычный артиллерийский снаряд, как и многие военные разработки, получил бурное развитие и дополнительные возможности во времена ВОВ. Активные разработки велись по обе стороны фронта. Советский предшественник АРС сначала был «специальным снарядом», а начало разработок по увеличению дальности артиллерийских орудий относится к 1943 году. Разработки проходили под Наркоматом авиапромышленности в НИИ-1. Согласно полученным заданиям от ГАУ, разработки велись для орудия ЗИС-3 (калибр 76мм), корпусного орудия калибра 152мм (образца 1910/1934 годов) с унифицированными боеприпасами с гаубицей МЛ-20 и для миномета (калибр 120 мм).


Артиллерийский снаряд калибра 76мм (ЗИС-3)

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Специальный снаряд для орудия калибра 76мм был создан на основе стандартного осколочно-фугасного снаряда для орудия весом 6.28 килограмм. Для встраивания дополнительной двигательной системы боевую часть разделили перегородкой. Взрывчатое вещество боевой части оставалось в передней меньшей части снаряда, а дополнительная двигательная система (реактивная камора) была размещена в задней большей части. В реактивную камору поместили одноканальную пороховую шашку «Н-40/8-150» весом 285 грамм. В результате данного разделения вес ВВ БЧ уменьшился до 200 грамм с 760 грамм. Принцип работы был следующий: газы при сгорании пороха в полете выходили через 6 донных сопел (там же было отверстие для воспламенителя) и придавали ему дополнительную скорость, что в итоге увеличило максимальную дальность снаряда на 1.5 километра (с 13.3 до 14.8 километров)

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Артиллерийский снаряд калибра 152мм
Специальный снаряд для корпусного орудия калибра 152мм тоже создали на основе стандартного осколочно-фугасного боеприпаса весом 43.6 килограмм.

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Минометный выстрел калибра 120мм
В отличие от артснарядов калибра 76мм и 152мм, специальный снаряд для полкового миномета калибра 120мм был создан заново (новая конструкция). Новый спецвыстрел для 120мм миномета получился вдвое тяжелее от стандартного выстрела (31.5 против 16 килограмм).

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Итоги создания специальных снарядов
Основные полигонные испытания проходили в конце 1944 - начале 1945 года. Артиллерийские снаряды показали неудовлетворительный результат – установленные внутри снарядов пороховые при выстреле деформировались, что приводило к неравномерному сгоранию топлива в каждом снаряде, резким скачкам давления и частым взрывам. Минометный выстрел успешно прошел испытания – сказалось создание боеприпаса заново. Но новые боеприпасы в деле не применяли – окончание войны сразу поменяло приоритеты Советского руководства.

Германия
После окончания войны военные специалисты, осматривая образцы немецкой техники и вооружения, пришли к выводу, что научная мысль развивалась и воплощалась в Германии, Советском Союзе и Соединенных Штатах параллельно, будто кто-то или что-то вел всех одним путем.

Германские разработки по увеличению дальности арторудий начинаются в 1934 году. Испытания начинаются с 76мм и 100мм снарядов. При испытаниях у немцев стали проявляться те же проблемы, что и у советских конструкторов. В 1938 году немецкая фирма «ДАГ» создала технологию прессовки пороховых шашек из бездымного пороха и разработала более надежную схему их воспламенения. Благодаря этому снаряды стали более надежными и получили максимальную дальность применения на 30 процентов больше. Немцы создают новые боеприпасы по новым технологиям, один из примеров 150мм АРС «R.Gr.19», созданный для гаубичных орудий образца 1918/1940 года. Почти все АРС приняты на вооружение.

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Максимальная дальность
Немцы, несмотря на все их недостатки, обладали поразительной рациональностью – если что-то зарекомендовало себя хорошо или может принести пользу Германии, от него никогда не отказывались. Понимание пользы АРС как средства увеличения дальности поражения полевых орудий очень быстро приводит немецких инженеров к применению технологии в сверхдальней стрельбе. Огромная польза такого решения очевидна – пушки, находящиеся на безопасном расстоянии и прикрытые от нападения, могли бы неторопливо обстреливать пол-Европы. Начинается создание гигантских орудий и снарядов к ним.

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Одним из ярких примеров немецкой инженерной мысли стала «Стройная Берта» К5(Е) – орудие калибра 280мм, установленное на 2-х ж/д платформах. Вес орудия - 218 тонн, длина - 32 метра. Используемые боеприпасы – АРС «Raketen-Granate 4341» весом 245 килограмм, из которых 19.5 килограмм составляло реактивное топливо (дигликолевый порох). Максимальная дальность составила почти 90 километров.

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Немецкие АРС, созданные В.Троммсдорффом
Самое бурное развитие АРС в Германии связано с именем инженера-конструктора В.Троммсдорффа. В середине 30-х годов он начинает воплощать в жизнь свою идею – снабжение артиллерийского снаряда прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Военные, рассмотрев идею конструктора, обеспечивают его всем необходимым, в том числе и 88мм зенитным орудием, впоследствии ставшим основой серии полевых и танковых пушек.

АРС серии Е
Первый АРС Е1 (калибр 88мм) сначала был создан по обычной схеме с пороховой шашкой в 1939 году. А в 1942 году успешно прошли испытания АРС Е1 с ПВРД. Топливо – дизельное топливо и сероуглерод. Окислитель – кислород (атмосферный). Снаряд на испытаниях показал почти 3М (920м/с). Следом за ним были созданы АРС Е2 (калибр 105мм), АРС Е3 (калибр 122мм) и АРС Е4 (калибр 150мм) со средней скоростью до 4.5М.

АРС серии С
АРС серии С создавались для орудий крупного и сверхкрупного калибра. Первый АРС С1 был готов в 1943 году для орудия калибра 210мм. Вес снаряда - 90 килограмм, из которых 6 килограмм – вес ракетного топлива. АРС С1 с ПВРД разгонялся до 1500 м/с, а максимальная дальность составила 200 километров.

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


АРС С3 – специальный снаряд с ПВРД для сверхорудия «Стройная Берта» калибра 280мм. Длина боеприпаса - 135 сантиметров, вес - 170 килограмм. Скорость полета до 5.5М, максимальная дальность - 350 километров. Дульная скорость АРС С3 до 4400 км/ч. Однако разработка снаряда до окончания войны не была до конца доработана, данных о том, что был произведен хоть один выстрел из К5 (Е) АРС С3, на сегодня не имеется.

Логическое развитие немецких АРС - D-6000
Высокая скорость полета и большая дальность доставки БЧ заставляют немецких конструкторов пойти еще дальше. Проект D-6000 – немецкий ответ на господство в последний год войны американских и английских бомбардировщиков. Проект D-6000 – первая в мире межконтинентальная крылатая ракета, запущенная с берегов Европы, могла бы доставить боевую часть на территорию Соединенных Штатов. Первый вариант МКР D-6000 – 2-х ступенчатая конструкция. Ракета длиною 10.2 метра, диаметром 112 сантиметров и весом 9 тонн по проекту поднималась на высоту 8 километров на бомбардировщике, где и происходил запуск. Следующим вариантом проекта становится запуск МКР со специальной наземной катапульты. Теоретически, при старте ракеты ускорители, установленные на окончаниях крыла, разогнали бы ее до 859 м/с, с дальнейшим включением ПВРД. Двигатель должен был разогнать D-6000 до скорости 3.5М и набрать высоту 24 километра, на которой ракета вошла бы в полет на крейсерской скорости. 5000 килограмм топлива могли бы доставить боевую часть весом 1000 килограмм на максимальную дальность до 5.3 тысячи километров. Правда, стоит отметить, что проект D-6000 так и не был никогда воплощен в металле, хотя у него есть потомки. Соединенные Штаты и Советский Союз, поделив трофеи войны, начинают гонку вооружений, в которой используют опыт, трофеи и научный потенциал проигравшей Германии. Американский потомок D-6000 – «North American Navaho», советский потомок - Ла-350 «Буря». Оба были созданы в виде опытных образцов, но так же оба больше не разрабатываются в пользу баллистических ракет.

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Судьба инженера-конструктора В.Троммсдорффа
Немецкий инженер-конструктор В.Троммсдорфф попал в советский плен и, по официальной версии советской прессы, погиб в 1946 году. Однако этот факт кажется маловероятным – имеются сведения об исследованиях трофейных АРС С-3, над которыми продолжил трудиться немецкий конструктор. В 1956 году появляется информация о присутствии на научном симпозиуме В.Троммсдорффа, где он выступил с докладом о проделанной работе. Как рассказал немецкий конструктор, в 1955 году он был освобожден (были освобождены последние немецкие пленные). После научного симпозиума он выпускает небольшую книгу о работе над ПВРД. В ней он утверждает, что АРС С3 все-таки был испытан, но под руководством советских военных. О других проектах, над которыми он работал во время советского плена, автор не упоминает.

Успехи Советского Союза в создании АРС
Из успехов советских конструкторов отметим создание АРС для орудия калибра 152мм. Из 43.6 килограммов веса 4.35 килограмм приходилось на пороховую шашку НГВ 110/10-300. ВВ БЧ пришлось уменьшить почти на 2 килограмма. Пороховая шашка дала возможность приобрести снаряду дополнительные 200 м/с, что в итоге увеличило максимальную дальность на 6 километров до 22.4 километров. Воспользоваться данными АРС могли только 152.4мм орудие БР-2, которых в советских войсках было не более трех десятков.

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Другие успехи связаны с разработками подкалиберных боеприпасов. Подкалиберный снаряд калибра 203мм и массой 110 килограмм для орудия 356мм смог достичь скорости 1250 м/с и максимальной дальности 48.5 километров. Однако добиться приемлемой точности стрельбы не удалось. Разработка снаряда остановлена.

Рождение активно-реактивного снаряда АРС


Орудие 356мм переделывают в орудие калибра 368мм. Для него разрабатывают подкалиберный 220/368 мм весом 262 килограмма, с массой активного боеприпаса 142 килограмма. Снаряд развивал скорость в среднем 1255 м/с, и при стрельбе из орудия под углом 50 градусов максимальная дальность составила 88.7 километров. Среднее рассеивание составило в среднем 120 метров. Время разработок - середина 1935 года. Дальнейшие разработки снаряда были прекращены, приобретенный опыт по имеющимся данным не использовался.

Источники информации:
http://nvo.ng.ru/notes/2011-06-24/14_ars.html
http://alternathistory.org.ua/snaryad-s-raketnym-serdtsem
http://lib.rus.ec/b/347378/read
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. bazilio 11 августа 2012 15:23
    Статья интересная, спасибо автору.
    По сути, все описанные выше АРС в дальнейшем легли в основу более современных снарядов. Весьма впечатляет Берта- грандиозно, монументально, но к сожалению для немцев- слишком дорога и мало эффективна.
  2. datur 11 августа 2012 18:56
    опыт всегда бесценнен!!!!
  3. ad3wsafdf 12 августа 2012 00:45
    Власти нашей страны уже много натворили, но это уже слишком.
    Я вообще случайно его нашла http://xurl.es/poisksng
    Здесь есть информация о каждом из нас, например: родственники, друзья, переписка из соц.сетей.
    И главное это же доступно всем, я вообще сильно испугалась по началу - мало ли какой придурок там будет лазить
    Хорошо, правда, что можно все это удалить
    ad3wsafdf
  4. vylvyn 12 августа 2012 11:44
    И тут немцы нас опередили. Да что ты будешь делать. Слава Богу, что хоть Калашников родился русским, а не фрицем. А то и автомата нам не видать как своих ушей.
    vylvyn
    1. gundos 19 августа 2012 18:41
      На счет Калашникова тоже не все гладко. Внешне - немецкий STG-44, один в один АК-47, только весь металлический wink
      gundos
      1. Прохор 20 августа 2012 18:37
        Только внешне. Конструкция сильно отличается.
        Прохор
      2. OlfRed 8 октября 2015 00:17
        да, почитайте какие конструктивные решения применил Калашников для своей разработки.
  5. rygfdcgbxv 13 августа 2012 04:16
    порно на все случаи жизни, смотри качай, отдыхай
    http://porno2013.org
    http://porno2013.biz
    http://porno-zdes.net
    http://pornotis.net
    rygfdcgbxv
  6. OlfRed 8 октября 2015 00:16
    довольно неплохие показатели учитывая время и ресурсы, примененные для испытаний.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня