Военное обозрение

«Тигр» по-белорусски. Минские технологии на экспорт

27

МЗКТ-490101 — самый маленький из бронированных богатырей "Волат". Источник: volatdefence.com


Политический момент


Можно по-разному относиться к белорусскому правительству, но сохранение Минского завода колесных тягачей для всего постсоветского пространства, безусловно, одно из его достижений. В рамках Союзного государства МЗКТ стал фактическим монополистом в поставках колесной тяжелой техники в Россию. Если верить официальному сайту производителя, за последние годы объем экспорта в Россию составил около 68% продукции, при этом для нужд Беларуси остается только 16% машин. Оставшиеся 16% распределяются между 20 странами. О чем это говорит? Прежде всего о фактическом монополизме МЗКТ на российском рынке вооружений. Не облагаемая пошлинами продукция активно покупается армией, в то время как отечественные производители находятся в загоне. Брянский автомобильный завод, технологический преемник специального конструкторского бюро ЗИЛа, сейчас выпускает для военных единственную линейку колесных тягачей высокой проходимости — "Вощина-1". О том, какая участь постигла Курганский завод колесных тягачей, думается, все знают.

«Тигр» по-белорусски. Минские технологии на экспорт

МЗКТ-490101. Источник: volatdefence.com

Подобная зависимость российской армии от иностранного производителя нигде в мире не встречается. Вооруженные силы других государств либо опираются на свои силы, либо расширяют гамму поставщиков, не зацикливаясь на одном-двух. В Россию же МЗКТ на правах единственного производителя поставляет многоосные шасси для стратегических мобильных ракетных комплексов, и это далеко не единственный пример. Восьмиколесный МЗКТ-7930 используется для «Искандеров», «Ураганов», С-400, устаревший морально и технически МЗКТ-543M/543A — для «Смерчей» и С-300, а новейшие корпусные шасси МЗКТ-6922 применяются в качестве базы для «Бука-М2». И это далеко не полный список экспортируемой в Россию продукции.

Самому МЗКТ наличие надежного и платежеспособного партнера позволило за десятилетия создать серьезную базу для дальнейшего развития. Сейчас на заводе самостоятельно выпускают подвески, рамы, кабины, лебедки, автоматические коробки передач, раздаточные коробки и редукторы различного назначения. В ассортименте особого прорыва со времен Советского Союза не случилось – моторы в Минске так и не научились делать. При этом автоматические трансмиссии минчане выпускают в рамках совместного предприятия с китайцами «Волат-Санцзян». Как и любое предприятие, ориентированное на экспорт, МЗКТ серьезно зависит от бесперебойности поставок за рубеж. И здесь уже Министерство обороны России выступает в роли монополиста и может во многом диктовать свою волю.

Что произойдет с МЗКТ в случае разрыва отношений с Россией? Настоящая катастрофа. Если до конца верить упоминаемой заводской статистике, то всего 16% техники уходит за рубеж (помимо России). При этом покупателей, способных забирать львиную долю продукции, у белорусов нет. Безусловно, у заводчан покупают гигантские танковозы-вездеходы типа МЗКТ-741351 богатые восточные страны, но заказы единичны и особой погоды не делают. И как только Россия откажется от закупок продукции, производство придется серьезно сокращать, а высококвалифицированный персонал распускать. А это социальный взрыв локального масштаба, потеря доли рынка и экономическая стагнация. Неужели кто-то думает, что продукция МЗКТ сможет на равных конкурировать с колесной техникой Rheinmetall Defence из Германии или французскими Arquus? В условиях рыночной экономики и под тлетворным влиянием западной экономии МЗКТ вполне может повторить судьбу своей «дочки» советского периода — КЗКТ.

Казалось бы, взаимовыгодным сотрудничеством должны быть довольны все. Действительно, военные России рады относительно дешевым и неприхотливым тягачам, запчасти для которых на складах залежались еще со времен СССР, а минчане довольным постоянным покупателем, подписывающим контракты на сотни машин. Только вот отечественный автопром в этом сегменте фактически ничем не представлен. Зачем это делать, вкладывать средства в дорогие прототипы и испытания, если контракты военных все равно уйдут в Минск? В итоге теряются навыки проектирования, люди, умеющие разрабатывать тяжелые машины, уходят в другие направления либо вообще на пенсию.

На российские броневики «Тайфун-У» ставят гидромеханические коробки передач МЗКТ, которые минчане разработали с китайцами. Мало того, мосты также несут логотип белорусского завода. Оказалось, что некоторые агрегаты для бронетехники в России просто не могут делать и гораздо проще их купить у партнера по Союзному государству.


МЗКТ-490101. Источник: volatdefence.com

До последнего времени минчане не вступали в прямую конкуренцию с продукцией отечественной автомобильной промышленности. Но появилось семейство тактических грузовиков с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 – прямые конкуренты российским «Мотовозам» и «Мустангам». А сейчас на сцену вышел легкий броневик МЗКТ-490101, который, конечно, в армию Россию поставляться не планируется, но попортить крови на экспортных рынках сможет.

МЗКТ диверсифицируется


МЗКТ-490101 новинкой на 100% назвать можно с большой натяжкой. Несколько лет назад белорусами был представлен МЗКТ-490100 «Волат-В1», который можно назвать старшим братом российского «Тигра». Если у отечественного броневика снаряженная масса не превышает 8-9 тонн, то минчанин тянет уже на 12 тонн. Однако это не совсем не отменяет конкуренцию между двумя машинами на внешних рынках. В соответствии с современными тенденциями разработчики МЗКТ-490100 особое внимание уделили противоминной стойкости броневика. Защита обеспечивается как рациональной V-образной формой нижней части корпуса, так и повышением прочности днища за счет применения броневых листов большой толщины и обязательным применением специальных энергопоглощающих сидений. Специальных натурных испытания взрывом на МЗКТ не проводили, но расчеты на суперкомпьютере организовали.




МЗКТ-490100 «Волат-В1» выпущен малой серией и считается предшественников героя статью. Источник: wikipedia.org


Математическое моделирование взрыва 8 кг тротила под днищем «Волата». Источник: МЗКТ

В математической модели подорвали сразу 8 килограммов тротила – серьезный параметр для легкобронированной машины. По результатам расчетов самый неблагоприятный случай подрыва следующий: взрывное устройство расположено под днищем «Волата», между сиденьями водителя и командира. При отсутствии экрана противоминной защиты пиковая перегрузка головы водителя 82g, командира – 18g. У остальных членов экипажа — от 27g до 45g. Для водителя критерии повреждения превышают допустимые значения для головы, шеи и ног. У остальных членов экипажа – для шеи и ног, в зависимости от расположения в обитаемом отсеке. При использовании экрана противоминной защиты пиковая перегрузка головы водителя снижается до 13g. Также с экраном снижаются значения перегрузки для остальных членов экипажа. У водителя критерии повреждения превышают допустимые значения только для ног. У командира критерии повреждения не превосходят допустимых значений, а у остальных членов экипажа (8 десантников) критерии повреждения превосходят допустимые значения для шеи и ног.

Была выявлена необходимость доработки подножек сидений десанта для снижения вероятности получения травм нижних конечностей. Также выявлена потребность в доработке рабочего места водителя – изолирование ног от пола броневика с помощью фальшпола. Все это в той или иной степени было реализовано в конструкции модернизированного броневика МЗКТ-490101, который можно было увидеть на белорусской экспозиции форума «Армия-2020». На новой машине установили корейский дизель Doosan DL06 (на предшественнике был российский 215-сильный турбодизель ЯМЗ-534.52) мощностью 270 л. с. и автоматическую КПП Allison 2500SP. Двухскоростная раздаточная коробка компании ADS (Чехия) соединена в единый силовой агрегат с двигателем и трансмиссией. Кроме этого, новинка стала короче, с 6100 мм укоротилась до 5700 мм, «похудела» до 11 тонн и теперь способна взять на борт только пять человек. Минчане, очевидно, хотят предложить машину на экспорт, отсюда и импортные комплектующие, и усиленная до стандарта 2a/2b STANAG 4569 защита от мин с ВВ до 6 кг. Даже в официальном пресс-релизе на русском языке в качестве основных перевозчиков по воздуху маркетологи МЗКТ выделили Ил-76, Ан-124, Ан-22, а также заграничные С-130, А400М, С-5 и С-17. Второй уровень бронирования по стандартам STANAG 4569 позволяет держать пули калибра 7,62 мм, правда, без термоупрочненного сердечника. В настоящее время бронеавтомобиль предлагается только в одной 5-местной спецификации. Предшественник МЗКТ-490100, во-первых, уже служит в войсках Беларуси, а, во-вторых, существует в шести вариантах: с боевым, разведывательно-огневым и медицинским модулем, в виде машины радиоэлектронной борьбы, легкого носителя ПТРК и броневика для внутренних войск. Современно на белорусском броневике смотрятся бортовая информационная система, собравшая воедино множество датчиков в машине, и круговое видеонаблюдение. Во всем остальном МЗКТ-490101 — вполне обычный бронеавтомобиль, получивший умеренную защиту от стрелкового оружия и неплохую от мин и СВУ.


МЗКТ-490101. Источник: iammilitary-by.livejournal.com

Относительно рыночных перспектив белорусского броневика сказать что-то конкретное нельзя. Во-первых, машина не участвовала в боевых действиях, чтобы доказать свою эффективность. Пока нет даже данных об натурных баллистических испытаниях, не говоря уже о подрывах. Во-вторых, МЗКТ вывел разработку на очень насыщенный сегмент рынка, где просто переизбыток подобных машин на любой кошелек. Свои модели представляют как именитые государственные компании, так и малоизвестные коммерческие структуры, заработавшие капитал на инкассаторской технике. Как бы легкий броневик из Минске не затерялся в этой компании…
Автор:
27 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Маки-маки
    Маки-маки 22 октября 2020 06:32
    +16
    Ну, минчане тоже имеют право развивать свои изделия. Только им действительно нужно рывок в эволюции совершить, что бы обойти конкурентов.
    1. Николай С.
      Николай С. 22 октября 2020 10:46
      +9
      Статья=ахинея. Автор даже не знает смысла слова монополист. Все системы ЗРК от Алмаз-Антей сейчас делаются только на шасси БАЗа. Автор не поленился бы взглянуть на заводском сайте продукцию БАЗ, увидел бы, что завод уже производит полноприводные платформы вплоть до 6 осей и грузоподъёмностью до более 43х тонн.
      У БУКов своё шасси. Гусеничное. Это же войсковое ПВО. Былой проект продажи на экспорт колёсного варианта зачем упоминать.
      ОТРК разрабатывались давно. Вот новая РСЗО "Тосочка" сделана на шасси "Урала".
      "Платформа-О" принята на снабжение армии. Это означает, что и мобильные комплексы для РВСН уже делаются на ней.
      Бронеавтомобиль массой 12 тонн тоже надо сравнивать не с "Тигром", а уже с "Тайфунёнком". Автомобиль на вооружении в сухопутных войсках и прошёл госиспытания для ВДВ.
      Перспективы МЗКТ сейчас сомнительные. Бацька наметался со своей многовекторностью, как следствие, продукцию МЗКТ в новых разработках импортозаместили. Но сейчас на вооружении в армии РФ её много.
      Будущее этого завода зависит от будущего страны. Выбор за гражданами Белоруссии.
      1. Евгений Федоров
        22 октября 2020 11:00
        +5
        "Платформа-О" принята на снабжение армии. Это означает, что и мобильные комплексы для РВСН уже делаются на ней
        Если так, то очень рад. Можно источник?
        1. Комментарий был удален.
        2. Mister X
          Mister X 22 октября 2020 20:48
          +2
          hi
          Огорчился, что в статье больше внимания судьбе производителя, и рынкам сбыта.
          А хотел бы побольше о машине.
          Нашёл короткий ролик с недавней выставки «Армия-2020»
      2. Alexey RA
        Alexey RA 22 октября 2020 14:27
        +7
        Цитата: Николай С.
        Все системы ЗРК от Алмаз-Антей сейчас делаются только на шасси БАЗа.

        © 15-го февраля 2020 г. 1490-й гвардейский Киевско-Лодзинский орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого зенитно-ракетный полк [Ульяновка, Тосненский район Ленинградской области] - постановка на БД новой техника (4 дивизиона С-400, техника передана МО 21 декабря 2019 г.).

        Пока что - МЗКТ во все поля.
    2. Пуп
      Пуп 22 октября 2020 10:53
      -4
      Цитата: Маки-маки
      Ну, минчане тоже имеют право развивать свои изделия. Только им действительно нужно рывок в эволюции совершить, что бы обойти конкурентов.

      Дай Бог им развития! Только не за русский счет.
      Украинские грабли никому не нужны. А статья - форменное соплежуйство.
      Почему прямо не указанно главное - России нужна программа полного отказа от импортной ( в д.с. белорусской) техники.

      А развитие МЗКТ возможно только по одному сценарию - перенос производства на территорию России с передачей контрольного пакета акций принимающей стороне.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 22 октября 2020 14:29
        0
        Цитата: Пуп
        А развитие МЗКТ возможно только по одному сценарию - перенос производства на территорию России с передачей контрольного пакета акций принимающей стороне.

        Предлагаете перенести завод или территорию России? wink
        1. Zaurbek
          Zaurbek 25 октября 2020 07:54
          0
          Такой опыт уже был и тягачи были КЗКТ...Нужно далее развивать Союзное государство и эта проблема решится.
      2. SARANCHA1976
        SARANCHA1976 22 ноября 2020 18:42
        0
        Да не дай бог.. есть уже программа основного танка, истребителя 5го поколения, анаэробной подводной лодки, нового бтр - БМП. С такой программой РВСН на газелях волочь придется
  2. Алекс2048
    Алекс2048 22 октября 2020 06:35
    +5
    Как бы легкий броневик из Минске не затерялся в этой компании…

    Уже затерялся... Европейцы батьку даже на порог не пускают... Впрочем США тоже... Страны СНГ без денег... Да СНГ особо и нет смысла есть техника из России... Средний и дальний восток в зависимости от кошелька и полит предпочтений либо что-то китайское либо из стран НАТО в крайнем случае из России... Африка не платежеспособна. request
    1. котик-русич
      котик-русич 23 октября 2020 00:20
      +1
      [quote=Алекс2048][quote] в крайнем случае из России... Африка не платежеспособна. request[/quote]
      В ЦАР уже отправили 10 БРДМ-2... БЕСПЛАТНО. В 2019г в ЦАР отправили партию карабинов Мосина 1944г... Африке деньги НЕ НУЖНЫ...[quote=Алекс2048]Страны СНГ без денег... Да СНГ особо и нет смысла есть техника из России... [/quote] Новость от 23.01.2020г - после совместных учений России и Таджикистана, Россия ПОДАРИЛА Таджикистану партию БРДМ-2М и радиолокационную станцию на 320 000 000 рублей... bully
  3. Оби Ван Кеноби
    Оби Ван Кеноби 22 октября 2020 06:44
    +3
    Что-то автор все в одну кучу смешал.
    И "за здравие" и "за упокой" и еще армию России сюда приплел.
    А сейчас на сцену вышел легкий броневик МЗКТ-490101, который, конечно, в армию Россию поставляться не планируется, но попортить крови на экспортных рынках сможет.

    О чем статья? Непонятно.
    1. zadorin1974
      zadorin1974 22 октября 2020 08:49
      0
      Доброго!Я,честно говоря,тоже не понял,зачем эту статью в "вооружение" поставили.Чистые рассуждения о наших-ненаших.
  4. SaLaR
    SaLaR 22 октября 2020 09:40
    0
    Суть статьи такая..."Мы все свое похерили, а вы еще нет...??? Немедленно рушьте всё, а то полезли наш хлеб отбирать..."
    1. Alexey RA
      Alexey RA 22 октября 2020 10:18
      +4
      Цитата: SaLaR
      Суть статьи такая..."Мы все свое похерили, а вы еще нет...??? Немедленно рушьте всё, а то полезли наш хлеб отбирать..."

      Взаимоисключающие положения вижу я. smile
      Ибо если мы всё своё похерили, то у кого хлеб отбирать? У похеренных? Так их уже нет.
      1. SaLaR
        SaLaR 22 октября 2020 10:23
        0
        Тяжёлые шасси похерили.....а остались броневички..и то никто не покупает))
        1. Alexey RA
          Alexey RA 22 октября 2020 10:54
          +3
          Цитата: SaLaR
          Тяжёлые шасси похерили.....а остались броневички..и то никто не покупает))

          Тяжёлые армейские шасси отечественного производства сейчас на том же уровне, что и тяжёлые шасси производства заводов на территории РСФСР в советские времена. Ибо Минск и во время СССР был монополистом по шасси для ПГРК и практически монополистом по тяжёлым шасси для БР, РСЗО и ПВО.
  5. iouris
    iouris 22 октября 2020 10:33
    +1
    Надо сравнить хотя бы с южно-африканским броневичком. Он защищает от взрыва 16 кг. Обеспечивает подъём 60%.
  6. VictorM
    VictorM 22 октября 2020 13:39
    +1
    Цитата: Николай С.
    Статья=ахинея. Автор даже не знает смысла слова монополист.
    ..............................................
    Перспективы МЗКТ сейчас сомнительные. Бацька наметался со своей многовекторностью, как следствие, продукцию МЗКТ в новых разработках импортозаместили. Но сейчас на вооружении в армии РФ её много.
    Будущее этого завода зависит от будущего страны. Выбор за гражданами Белоруссии.
    Мое мнение статья неплохая и достаточно полная.
    ...................................
    Беларусы молодцы, их ВПК вполне успешно осваивает новые рынки и ниши, не потерял технологии и культуру производства. Думаю автор прав, говоря о том, что беларуская машина составит конкуренцию российским аналогам на многих рынках. Вспомните "Кайман", сколько было скепсиса по его поводу, но ФАКТ, машина состоялась и поставляется на экспорт.
    нужно все-таки не забывать, что Беларусь это маленькая 9млн. страна, а потенциал ее ВПК и промышленности в целом ОГРОМНЫЙ, школа сильнейшая.
  7. Парамон Пиктурес
    Парамон Пиктурес 9 ноября 2020 02:08
    0
    Намеренный очередной бред.
  8. SARANCHA1976
    SARANCHA1976 22 ноября 2020 18:34
    -1
    Статейка такая.. через губу. Надо было проще , ну там бульбаши чёт запили но наш Тигр зашибись и ваще охренели мы им одолжение делаем тягачи понимаш покупаем которых свое производство похерили но если чё в любой момент.. А потом бровки домиком а чё они нас нелюбят
    1. dima314
      dima314 9 декабря 2020 17:34
      0
      В России было очень много автомобильных и тракторных и оборонных заводов, но их успешно угробили имея контрольный пакет акций у российских буржуинов. Батька потому и спас свои производства от того что не давал дерибанить ни своим ни братским российским буржуям.
  9. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 4 декабря 2020 20:53
    +1
    По-моему он больше на зубра похож. Но "Кайман" у них тоже- классно смотрится.
  10. Pavel57
    Pavel57 4 декабря 2020 22:12
    0
    МЗКТ не потеряется в случае сближения РФ и РБ. Опять Российские производители вынуждены будут принять это как неизбежность.

    А вот как скажутся санкции, если Запад введет их по какому- либо поводу, это интересно.
  11. dima314
    dima314 9 декабря 2020 17:40
    0
    смешной автор контрольный пакет акций на МЗКТ требует для России))). Это кому? Дерипаске или кто там мечтает развалить белорусское производство? Путин не управляет росийскими производствами, а буржуины так да! Но что-то успех жалкий и посмотрит е на КамАЗ - сколько там комплектухи от Мерседеса и от китая, а сколько своих! Причем и принадлежит он сильно Мерседесу, а заказы на оборонку лихо получает! Если бы батька прогнулся и отдал завод, то боюсь сейчас на кетайских тягачах ракеты возили!
  12. _Ugene_
    _Ugene_ 13 декабря 2020 15:12
    0
    Специальных натурных испытания взрывом на МЗКТ не проводили
    здрасьте приехали, кому интересны расчёты без натурных испытаний? они предлагают покупателю ценой своей жизни проверить правильность их расчетов?
  13. Gunter Preen
    Gunter Preen 14 января 2021 09:11
    0
    Умора. Литвины сохранили МЗКТ. За счет чего? Заказов из России и российских чиновником, которые тянут этот чемодан без ручки.