Военное обозрение

«Тигр» по-белорусски. Минские технологии на экспорт

21

МЗКТ-490101 — самый маленький из бронированных богатырей "Волат". Источник: volatdefence.com


Политический момент


Можно по-разному относиться к белорусскому правительству, но сохранение Минского завода колесных тягачей для всего постсоветского пространства, безусловно, одно из его достижений. В рамках Союзного государства МЗКТ стал фактическим монополистом в поставках колесной тяжелой техники в Россию. Если верить официальному сайту производителя, за последние годы объем экспорта в Россию составил около 68% продукции, при этом для нужд Беларуси остается только 16% машин. Оставшиеся 16% распределяются между 20 странами. О чем это говорит? Прежде всего о фактическом монополизме МЗКТ на российском рынке вооружений. Не облагаемая пошлинами продукция активно покупается армией, в то время как отечественные производители находятся в загоне. Брянский автомобильный завод, технологический преемник специального конструкторского бюро ЗИЛа, сейчас выпускает для военных единственную линейку колесных тягачей высокой проходимости — "Вощина-1". О том, какая участь постигла Курганский завод колесных тягачей, думается, все знают.

«Тигр» по-белорусски. Минские технологии на экспорт

МЗКТ-490101. Источник: volatdefence.com

Подобная зависимость российской армии от иностранного производителя нигде в мире не встречается. Вооруженные силы других государств либо опираются на свои силы, либо расширяют гамму поставщиков, не зацикливаясь на одном-двух. В Россию же МЗКТ на правах единственного производителя поставляет многоосные шасси для стратегических мобильных ракетных комплексов, и это далеко не единственный пример. Восьмиколесный МЗКТ-7930 используется для «Искандеров», «Ураганов», С-400, устаревший морально и технически МЗКТ-543M/543A — для «Смерчей» и С-300, а новейшие корпусные шасси МЗКТ-6922 применяются в качестве базы для «Бука-М2». И это далеко не полный список экспортируемой в Россию продукции.

Самому МЗКТ наличие надежного и платежеспособного партнера позволило за десятилетия создать серьезную базу для дальнейшего развития. Сейчас на заводе самостоятельно выпускают подвески, рамы, кабины, лебедки, автоматические коробки передач, раздаточные коробки и редукторы различного назначения. В ассортименте особого прорыва со времен Советского Союза не случилось – моторы в Минске так и не научились делать. При этом автоматические трансмиссии минчане выпускают в рамках совместного предприятия с китайцами «Волат-Санцзян». Как и любое предприятие, ориентированное на экспорт, МЗКТ серьезно зависит от бесперебойности поставок за рубеж. И здесь уже Министерство обороны России выступает в роли монополиста и может во многом диктовать свою волю.

Что произойдет с МЗКТ в случае разрыва отношений с Россией? Настоящая катастрофа. Если до конца верить упоминаемой заводской статистике, то всего 16% техники уходит за рубеж (помимо России). При этом покупателей, способных забирать львиную долю продукции, у белорусов нет. Безусловно, у заводчан покупают гигантские танковозы-вездеходы типа МЗКТ-741351 богатые восточные страны, но заказы единичны и особой погоды не делают. И как только Россия откажется от закупок продукции, производство придется серьезно сокращать, а высококвалифицированный персонал распускать. А это социальный взрыв локального масштаба, потеря доли рынка и экономическая стагнация. Неужели кто-то думает, что продукция МЗКТ сможет на равных конкурировать с колесной техникой Rheinmetall Defence из Германии или французскими Arquus? В условиях рыночной экономики и под тлетворным влиянием западной экономии МЗКТ вполне может повторить судьбу своей «дочки» советского периода — КЗКТ.

Казалось бы, взаимовыгодным сотрудничеством должны быть довольны все. Действительно, военные России рады относительно дешевым и неприхотливым тягачам, запчасти для которых на складах залежались еще со времен СССР, а минчане довольным постоянным покупателем, подписывающим контракты на сотни машин. Только вот отечественный автопром в этом сегменте фактически ничем не представлен. Зачем это делать, вкладывать средства в дорогие прототипы и испытания, если контракты военных все равно уйдут в Минск? В итоге теряются навыки проектирования, люди, умеющие разрабатывать тяжелые машины, уходят в другие направления либо вообще на пенсию.

На российские броневики «Тайфун-У» ставят гидромеханические коробки передач МЗКТ, которые минчане разработали с китайцами. Мало того, мосты также несут логотип белорусского завода. Оказалось, что некоторые агрегаты для бронетехники в России просто не могут делать и гораздо проще их купить у партнера по Союзному государству.


МЗКТ-490101. Источник: volatdefence.com

До последнего времени минчане не вступали в прямую конкуренцию с продукцией отечественной автомобильной промышленности. Но появилось семейство тактических грузовиков с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 – прямые конкуренты российским «Мотовозам» и «Мустангам». А сейчас на сцену вышел легкий броневик МЗКТ-490101, который, конечно, в армию Россию поставляться не планируется, но попортить крови на экспортных рынках сможет.

МЗКТ диверсифицируется


МЗКТ-490101 новинкой на 100% назвать можно с большой натяжкой. Несколько лет назад белорусами был представлен МЗКТ-490100 «Волат-В1», который можно назвать старшим братом российского «Тигра». Если у отечественного броневика снаряженная масса не превышает 8-9 тонн, то минчанин тянет уже на 12 тонн. Однако это не совсем не отменяет конкуренцию между двумя машинами на внешних рынках. В соответствии с современными тенденциями разработчики МЗКТ-490100 особое внимание уделили противоминной стойкости броневика. Защита обеспечивается как рациональной V-образной формой нижней части корпуса, так и повышением прочности днища за счет применения броневых листов большой толщины и обязательным применением специальных энергопоглощающих сидений. Специальных натурных испытания взрывом на МЗКТ не проводили, но расчеты на суперкомпьютере организовали.




МЗКТ-490100 «Волат-В1» выпущен малой серией и считается предшественников героя статью. Источник: wikipedia.org


Математическое моделирование взрыва 8 кг тротила под днищем «Волата». Источник: МЗКТ

В математической модели подорвали сразу 8 килограммов тротила – серьезный параметр для легкобронированной машины. По результатам расчетов самый неблагоприятный случай подрыва следующий: взрывное устройство расположено под днищем «Волата», между сиденьями водителя и командира. При отсутствии экрана противоминной защиты пиковая перегрузка головы водителя 82g, командира – 18g. У остальных членов экипажа — от 27g до 45g. Для водителя критерии повреждения превышают допустимые значения для головы, шеи и ног. У остальных членов экипажа – для шеи и ног, в зависимости от расположения в обитаемом отсеке. При использовании экрана противоминной защиты пиковая перегрузка головы водителя снижается до 13g. Также с экраном снижаются значения перегрузки для остальных членов экипажа. У водителя критерии повреждения превышают допустимые значения только для ног. У командира критерии повреждения не превосходят допустимых значений, а у остальных членов экипажа (8 десантников) критерии повреждения превосходят допустимые значения для шеи и ног.

Была выявлена необходимость доработки подножек сидений десанта для снижения вероятности получения травм нижних конечностей. Также выявлена потребность в доработке рабочего места водителя – изолирование ног от пола броневика с помощью фальшпола. Все это в той или иной степени было реализовано в конструкции модернизированного броневика МЗКТ-490101, который можно было увидеть на белорусской экспозиции форума «Армия-2020». На новой машине установили корейский дизель Doosan DL06 (на предшественнике был российский 215-сильный турбодизель ЯМЗ-534.52) мощностью 270 л. с. и автоматическую КПП Allison 2500SP. Двухскоростная раздаточная коробка компании ADS (Чехия) соединена в единый силовой агрегат с двигателем и трансмиссией. Кроме этого, новинка стала короче, с 6100 мм укоротилась до 5700 мм, «похудела» до 11 тонн и теперь способна взять на борт только пять человек. Минчане, очевидно, хотят предложить машину на экспорт, отсюда и импортные комплектующие, и усиленная до стандарта 2a/2b STANAG 4569 защита от мин с ВВ до 6 кг. Даже в официальном пресс-релизе на русском языке в качестве основных перевозчиков по воздуху маркетологи МЗКТ выделили Ил-76, Ан-124, Ан-22, а также заграничные С-130, А400М, С-5 и С-17. Второй уровень бронирования по стандартам STANAG 4569 позволяет держать пули калибра 7,62 мм, правда, без термоупрочненного сердечника. В настоящее время бронеавтомобиль предлагается только в одной 5-местной спецификации. Предшественник МЗКТ-490100, во-первых, уже служит в войсках Беларуси, а, во-вторых, существует в шести вариантах: с боевым, разведывательно-огневым и медицинским модулем, в виде машины радиоэлектронной борьбы, легкого носителя ПТРК и броневика для внутренних войск. Современно на белорусском броневике смотрятся бортовая информационная система, собравшая воедино множество датчиков в машине, и круговое видеонаблюдение. Во всем остальном МЗКТ-490101 — вполне обычный бронеавтомобиль, получивший умеренную защиту от стрелкового оружия и неплохую от мин и СВУ.


МЗКТ-490101. Источник: iammilitary-by.livejournal.com

Относительно рыночных перспектив белорусского броневика сказать что-то конкретное нельзя. Во-первых, машина не участвовала в боевых действиях, чтобы доказать свою эффективность. Пока нет даже данных об натурных баллистических испытаниях, не говоря уже о подрывах. Во-вторых, МЗКТ вывел разработку на очень насыщенный сегмент рынка, где просто переизбыток подобных машин на любой кошелек. Свои модели представляют как именитые государственные компании, так и малоизвестные коммерческие структуры, заработавшие капитал на инкассаторской технике. Как бы легкий броневик из Минске не затерялся в этой компании…
Автор:
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Маки-маки
    Маки-маки 22 октября 2020 06:32
    +16
    Ну, минчане тоже имеют право развивать свои изделия. Только им действительно нужно рывок в эволюции совершить, что бы обойти конкурентов.
    1. Николай С.
      Николай С. 22 октября 2020 10:46
      +9
      Статья=ахинея. Автор даже не знает смысла слова монополист. Все системы ЗРК от Алмаз-Антей сейчас делаются только на шасси БАЗа. Автор не поленился бы взглянуть на заводском сайте продукцию БАЗ, увидел бы, что завод уже производит полноприводные платформы вплоть до 6 осей и грузоподъёмностью до более 43х тонн.
      У БУКов своё шасси. Гусеничное. Это же войсковое ПВО. Былой проект продажи на экспорт колёсного варианта зачем упоминать.
      ОТРК разрабатывались давно. Вот новая РСЗО "Тосочка" сделана на шасси "Урала".
      "Платформа-О" принята на снабжение армии. Это означает, что и мобильные комплексы для РВСН уже делаются на ней.
      Бронеавтомобиль массой 12 тонн тоже надо сравнивать не с "Тигром", а уже с "Тайфунёнком". Автомобиль на вооружении в сухопутных войсках и прошёл госиспытания для ВДВ.
      Перспективы МЗКТ сейчас сомнительные. Бацька наметался со своей многовекторностью, как следствие, продукцию МЗКТ в новых разработках импортозаместили. Но сейчас на вооружении в армии РФ её много.
      Будущее этого завода зависит от будущего страны. Выбор за гражданами Белоруссии.
      1. Евгений Федоров
        22 октября 2020 11:00
        +5
        "Платформа-О" принята на снабжение армии. Это означает, что и мобильные комплексы для РВСН уже делаются на ней
        Если так, то очень рад. Можно источник?
        1. Комментарий был удален.
        2. Mister X
          Mister X 22 октября 2020 20:48
          +2
          hi
          Огорчился, что в статье больше внимания судьбе производителя, и рынкам сбыта.
          А хотел бы побольше о машине.
          Нашёл короткий ролик с недавней выставки «Армия-2020»
      2. Alexey RA
        Alexey RA 22 октября 2020 14:27
        +7
        Цитата: Николай С.
        Все системы ЗРК от Алмаз-Антей сейчас делаются только на шасси БАЗа.

        © 15-го февраля 2020 г. 1490-й гвардейский Киевско-Лодзинский орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого зенитно-ракетный полк [Ульяновка, Тосненский район Ленинградской области] - постановка на БД новой техника (4 дивизиона С-400, техника передана МО 21 декабря 2019 г.).

        Пока что - МЗКТ во все поля.
    2. Пуп
      Пуп 22 октября 2020 10:53
      -4
      Цитата: Маки-маки
      Ну, минчане тоже имеют право развивать свои изделия. Только им действительно нужно рывок в эволюции совершить, что бы обойти конкурентов.

      Дай Бог им развития! Только не за русский счет.
      Украинские грабли никому не нужны. А статья - форменное соплежуйство.
      Почему прямо не указанно главное - России нужна программа полного отказа от импортной ( в д.с. белорусской) техники.

      А развитие МЗКТ возможно только по одному сценарию - перенос производства на территорию России с передачей контрольного пакета акций принимающей стороне.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 22 октября 2020 14:29
        0
        Цитата: Пуп
        А развитие МЗКТ возможно только по одному сценарию - перенос производства на территорию России с передачей контрольного пакета акций принимающей стороне.

        Предлагаете перенести завод или территорию России? wink
        1. Zaurbek
          Zaurbek 25 октября 2020 07:54
          0
          Такой опыт уже был и тягачи были КЗКТ...Нужно далее развивать Союзное государство и эта проблема решится.
      2. SARANCHA1976
        SARANCHA1976 22 ноября 2020 18:42
        0
        Да не дай бог.. есть уже программа основного танка, истребителя 5го поколения, анаэробной подводной лодки, нового бтр - БМП. С такой программой РВСН на газелях волочь придется
  2. Алекс2048
    Алекс2048 22 октября 2020 06:35
    +5
    Как бы легкий броневик из Минске не затерялся в этой компании…

    Уже затерялся... Европейцы батьку даже на порог не пускают... Впрочем США тоже... Страны СНГ без денег... Да СНГ особо и нет смысла есть техника из России... Средний и дальний восток в зависимости от кошелька и полит предпочтений либо что-то китайское либо из стран НАТО в крайнем случае из России... Африка не платежеспособна. request
    1. котик-русич
      котик-русич 23 октября 2020 00:20
      +1
      [quote=Алекс2048][quote] в крайнем случае из России... Африка не платежеспособна. request[/quote]
      В ЦАР уже отправили 10 БРДМ-2... БЕСПЛАТНО. В 2019г в ЦАР отправили партию карабинов Мосина 1944г... Африке деньги НЕ НУЖНЫ...[quote=Алекс2048]Страны СНГ без денег... Да СНГ особо и нет смысла есть техника из России... [/quote] Новость от 23.01.2020г - после совместных учений России и Таджикистана, Россия ПОДАРИЛА Таджикистану партию БРДМ-2М и радиолокационную станцию на 320 000 000 рублей... bully
  3. Оби Ван Кеноби
    Оби Ван Кеноби 22 октября 2020 06:44
    +3
    Что-то автор все в одну кучу смешал.
    И "за здравие" и "за упокой" и еще армию России сюда приплел.
    А сейчас на сцену вышел легкий броневик МЗКТ-490101, который, конечно, в армию Россию поставляться не планируется, но попортить крови на экспортных рынках сможет.

    О чем статья? Непонятно.
    1. zadorin1974
      zadorin1974 22 октября 2020 08:49
      0
      Доброго!Я,честно говоря,тоже не понял,зачем эту статью в "вооружение" поставили.Чистые рассуждения о наших-ненаших.
  4. SaLaR
    SaLaR 22 октября 2020 09:40
    0
    Суть статьи такая..."Мы все свое похерили, а вы еще нет...??? Немедленно рушьте всё, а то полезли наш хлеб отбирать..."
    1. Alexey RA
      Alexey RA 22 октября 2020 10:18
      +4
      Цитата: SaLaR
      Суть статьи такая..."Мы все свое похерили, а вы еще нет...??? Немедленно рушьте всё, а то полезли наш хлеб отбирать..."

      Взаимоисключающие положения вижу я. smile
      Ибо если мы всё своё похерили, то у кого хлеб отбирать? У похеренных? Так их уже нет.
      1. SaLaR
        SaLaR 22 октября 2020 10:23
        0
        Тяжёлые шасси похерили.....а остались броневички..и то никто не покупает))
        1. Alexey RA
          Alexey RA 22 октября 2020 10:54
          +3
          Цитата: SaLaR
          Тяжёлые шасси похерили.....а остались броневички..и то никто не покупает))

          Тяжёлые армейские шасси отечественного производства сейчас на том же уровне, что и тяжёлые шасси производства заводов на территории РСФСР в советские времена. Ибо Минск и во время СССР был монополистом по шасси для ПГРК и практически монополистом по тяжёлым шасси для БР, РСЗО и ПВО.
  5. iouris
    iouris 22 октября 2020 10:33
    +1
    Надо сравнить хотя бы с южно-африканским броневичком. Он защищает от взрыва 16 кг. Обеспечивает подъём 60%.
  6. VictorM
    VictorM 22 октября 2020 13:39
    +1
    Цитата: Николай С.
    Статья=ахинея. Автор даже не знает смысла слова монополист.
    ..............................................
    Перспективы МЗКТ сейчас сомнительные. Бацька наметался со своей многовекторностью, как следствие, продукцию МЗКТ в новых разработках импортозаместили. Но сейчас на вооружении в армии РФ её много.
    Будущее этого завода зависит от будущего страны. Выбор за гражданами Белоруссии.
    Мое мнение статья неплохая и достаточно полная.
    ...................................
    Беларусы молодцы, их ВПК вполне успешно осваивает новые рынки и ниши, не потерял технологии и культуру производства. Думаю автор прав, говоря о том, что беларуская машина составит конкуренцию российским аналогам на многих рынках. Вспомните "Кайман", сколько было скепсиса по его поводу, но ФАКТ, машина состоялась и поставляется на экспорт.
    нужно все-таки не забывать, что Беларусь это маленькая 9млн. страна, а потенциал ее ВПК и промышленности в целом ОГРОМНЫЙ, школа сильнейшая.
  7. Парамон Пиктурес
    Парамон Пиктурес 9 ноября 2020 02:08
    0
    Намеренный очередной бред.
  8. SARANCHA1976
    SARANCHA1976 22 ноября 2020 18:34
    -1
    Статейка такая.. через губу. Надо было проще , ну там бульбаши чёт запили но наш Тигр зашибись и ваще охренели мы им одолжение делаем тягачи понимаш покупаем которых свое производство похерили но если чё в любой момент.. А потом бровки домиком а чё они нас нелюбят