Военное обозрение

Малозаметная ракета «воздух-воздух» Have Dash (США)

15
Малозаметная ракета «воздух-воздух» Have Dash (США)
Пуск ракеты в представлении художника. Рисунок Designation-systems.net


В восьмидесятых годах ВВС США проявляли особый интерес к многообещающим стелс-технологиям. Разрабатывались новые образцы авиационной техники разного назначения, а затем появилась концепция малозаметных средств поражения. Первым образцом такого рода могла стать управляемая ракета «воздух-воздух» с рабочим названием Have Dash. Однако в силу разных обстоятельств эта программа не завершилась с желаемым результатом.

Секретный проект


Проект Have Dash («Готов к рывку») разрабатывался с середины восьмидесятых годов с соблюдением всей необходимой секретности. Впрочем, в начале следующего десятилетия некоторая информация о нем попала в открытую печать. Позже, уже после завершения работ, были опубликованы новые подробности.

Тем не менее, значительная часть данных по Have Dash до сих пор остается закрытой. В разное время в различных неофициальных источниках появлялись те или иные сведения о ходе работ и технических аспектах проекта. Некоторые из них выглядят правдоподобно, но официальные подтверждения или опровержения отсутствуют.

Исследовательский этап


По открытым данным, проект Have Dash стартовал в 1985 г. Головным исполнителем работ была Лаборатория вооружений (база Эглин, шт. Флорида), ныне входящая в состав Научно-исследовательской лаборатории ВВС (AFRL). Работы начались с исследований и опытов в стендовых условиях.


Схема изделия. Графика Designation-systems.net

Целью программы являлось создание малозаметной ракеты «воздух-воздух» для вооружения современных и перспективных стелс-истребителей. В связи с этим к ракете предъявлялся ряд особых требований. Следовало создать оружие большой дальности с высокими летными и маневренными характеристиками. Требовалось обеспечить радиолокационную малозаметность ракеты в полете. Кроме того, она не должна была портить характеристики носителя.

Научно-исследовательские работы продолжались до 1988 г. За прошедшее время специалисты изучили потенциал имеющихся стелс-технологий в контексте АСП. Также нашли новые способы снижения заметности, пригодные для использования в ракете. Провели испытания отдельных компонентов и выполнили компьютерное моделирование. Итогом первого этапа Have Dash стала выработка основных особенностей облика ракеты и выбор технологий для полноценного проекта.

Второй этап


В 1989 г. Лаборатория вооружений начала проект Have Dash II – теперь речь шла об опытно-конструкторских работах, направленных на создание опытных и серийных образцов. Непосредственную разработку ракеты поручили компании Ford Aerospace (в 1990 г. вошла в состав Loral Corporation как Loral Aeronutronic).

Разработка проекта заняла несколько лет, и в 1992-93 гг. проект удалось довести до стадии летных испытаний. По одним данным, к этому времени был сформирован окончательный облик будущей ракеты. Согласно другим источникам, на испытания вывели Have Dash II в иной конфигурации, и затем ракета должна была пройти новую доработку.


Компоненты опытной ракеты. Фото Strategicfront.org

Известно, что компания-разработчик изготовила всего несколько опытных образцов, не более 3-5 единиц. Все они были использованы в летных испытаниях. После проведения тестовых пусков было принято решение закрыть проект. Соответственно, разработка и производство не продолжились, ракета не поступила на вооружение, а ВВС не получили принципиально новое вооружение.

Технические подробности


Главной задачей проектов Have Dash являлось максимальное сокращение радиолокационной заметности, что сказалось на облике и конструкции готовой ракеты. При разработке использовались некоторые стелс-технологии, заимствованные из «большой» авиации. Также применили некоторые новые решения.

Изделие Have Dash II представляло собой ракету длиной ок. 3,6 м массой до 180 кг. Предполагалось обеспечить скорость полета до 4М, дальность порядка 50 км и маневрирование с перегрузкой до 50. Из-за специфических требований ракета имела характерный внешний вид и особую конструкцию.

Предлагалось использовать корпус большого удлинения необычной формы. Заостренный головной обтекатель имел круглое сечение, а за ним корпус приобретал граненую форму. За счет этого днище образовывало плоскость, образующую подъемную силу. В хвосте находилось четыре раскладных руля. Корпус за исключением обтекателя выполнялся из композита на основе графита, поглощающего радиоволны. Обтекатель сделали радиопрозрачным.

Заметность для РЛС снижалась за счет поглощения части излучения композитом и переотражения оставшейся энергии в разных направлениях. Ракету предлагалось подвешивать под носитель плоским днищем вверх. При этом обеспечивалась конформная подвеска без крупных промежутков и щелей, демаскирующих самолет.


Опытное изделие под крылом носителя. Фото Strategicfront.org

Для ракеты разрабатывалась двухкомпонентная головка самонаведения, включавшая активный радиолокационный и инфракрасный компоненты. Также использовался автопилот с инерциальной навигационной системой. ИНС должна была обеспечить выход в заданный район, после чего ГСН приступали к поиску цели. По-видимому, режимы работы ГСН определялись с учетом снижения излучения и демаскировки.

Серийная ракета могла получить твердотопливный стартовый и прямоточный маршевый двигатели. Воздухозаборники последнего помещались в носовой части корпуса, позади обтекателя. ПВРД располагался в хвостовой части; часть внутренних объемов ракеты отдавалась под топливо.

По известным данным, Have Dash II должна была нести осколочно-фугасную боевую часть массой не более нескольких десятков килограммов. Требовался бесконтактный взрыватель радиолокационного или лазерного типа.

Для проведения испытаний были изготовлены ракеты особой конструкции. Вместо штатного ПВРД они получили серийный твердотопливный двигатель Rocketdyne Mл 58 Mod. 5 от ракеты AIM-7 Sparrow, что ограничивало летные характеристики. Вместо ГСН и боевой части на борту присутствовала контрольно-записывающая аппаратура. Также предусмотрели парашют для безопасного возвращения на землю по окончании полета.

Причины отказа


В 1992-93 гг. опытные ракеты Have Dash II прошли испытания с использованием серийных истребителей четвертого поколения. Как далеко к этому времени продвинулся проект, и как скоро удалось бы создать полноценное боевое оружие – неизвестно. Однако после летных испытаний проект закрыли. При этом за остановкой программы не последовало публикации подробных данных.


Ракета AGM-158 - пример современного подхода к стелс-технологиям в АСП. Фото Wikimedia Commons

Официальные причины закрытия проекта до сих пор остаются неизвестными. Однако известные данные позволяют понять, почему ВВС решили отказаться от перспективной ракеты. Изделие Have Dash II получалось слишком сложным и дорогим, а его характерные особенности не обеспечивали никаких реальных преимуществ перед серийным или разрабатываемым вооружением.

Ракету предлагалось строить в необычном графитовом корпусе и оснащать нехарактерным для тактических АСП прямоточным двигателем. Новая комбинированная головка самонаведения тоже не упрощала проект. По всей видимости, изделие с такими компонентами было бы дороже и сложнее любых других ракет «воздух-воздух», в т.ч. разрабатываемых.

Необходимость малозаметной ракеты для истребителя оказалась под вопросом. Исследования показывали, что стелс-самолет вполне способен эффективно применять «обычные» ракеты «воздух-воздух». Способность противника засекать их на значительных дистанциях не оказывала решающего влияния на эффективность боевой работы. Идея конформной подвески тоже не имела особого смысла. Новые истребители, такие как XF-22, получали внутренние грузоотсеки, скрывающие оружие.

Таким образом, ожидаемый выигрыш в боевых характеристиках не мог оправдать высокую сложность и стоимость. Ко всему прочему, возникли сомнения в самой необходимости подобного оружия. Все это привело к закономерному финалу. От программы Have Dash II отказались за отсутствием перспектив. Впрочем, программа оставила после себя ряд новых технологий и наработок. Судя по сохранению режима секретности, эти ее результаты не пропали впустую и нашли применение в новых проектах. В частности, ряд современных АСП американской разработки имеет характерный экстерьер, указывающий на использование стелс-технологий.
Автор:
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бережливый
    Бережливый 29 октября 2020 15:11 Новый
    -1
    Кирилл, так таких проектов стеллс -ракет была куча, в том числе, и у нас! Но, зачастую именно новизна и отпугивала военных от массовых закупок необычных изделий! А с учетом стоимости, сложности в производстве, эксплуатации и хранении, тогда такие ракеты не интересовал военных. Возможно, сейчас эти проекты "реанимируют " , или возьмут за основу, при создании новых видов ракетного оружия.
  2. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 29 октября 2020 15:15 Новый
    +2
    В США главный тренд на уменьшение размеров ракет и бомб, при сохранении или увеличении характеристик. Этим добивается меньшая заметность, увеличение боекомплекта и количества носителей. Да и конфликты этого года показывают крайне высокую эффективность 22 килограммовых MAM-L.


    1. lucul
      lucul 29 октября 2020 15:34 Новый
      -2
      В США главный тренд на уменьшение размеров ракет и бомб, при сохранении или увеличении характеристик.

      Как будто у других стран это не так )))
      Только США , в основном ,предпочитают стрелять золотыми пулями.
      На первом месте всегда должна стоять цена-эффективность .
    2. Hermit21
      Hermit21 30 октября 2020 10:31 Новый
      0
      Извиняюсь, "крайне высокую эффективность" против каких целей?
  3. AVM
    AVM 29 октября 2020 16:49 Новый
    0
    С учётом ведущихся разработок в части лазерных систем самообороны самолётов боевой и вспомогательной авиации, а также противоракет воздух-воздух, уменьшение заметности АСП может вновь стать актуальным.
    1. anzar
      anzar 29 октября 2020 18:42 Новый
      +1
      ...уменьшение заметности АСП может вновь стать актуальным.

      И как предлагаете уменьшить ИК заметность двигателя? Движение по инерции на финале сказывается на маневрености, так можно атаковать только большие, неманевренные цели.
      1. AVM
        AVM 31 октября 2020 11:46 Новый
        +1
        Цитата: anzar
        ...уменьшение заметности АСП может вновь стать актуальным.

        И как предлагаете уменьшить ИК заметность двигателя? Движение по инерции на финале сказывается на маневрености, так можно атаковать только большие, неманевренные цели.


        Не знаю, могу предположить, что так же, как и на "больших стелсах" - теплозащитные материалы на корпусе (они же будут защитой от лазерного излучения) и углубление двигателя за "шторки". Возможно, многорежимная работа двигателя: 1 фаза - разгон, 2 фаза - полёт по инерции, 3 фаза - короткие включения двигателя для доразгона при манёврах или просто включение двигателя на конечном участке.

        Полностью мы ракету не невидимой не неуязвимой для ЛИ не сделаем, но какие-то меры предпринимать придётся.
  4. Лексус
    Лексус 29 октября 2020 19:14 Новый
    +20
    Россия уже давно незаметные ракеты выпускает. Деньги выделяются - а их не видно.
    1. aleksejkabanets
      aleksejkabanets 29 октября 2020 21:17 Новый
      +3
      Цитата: Лексус
      Россия уже давно незаметные ракеты выпускает. Деньги выделяются - а их не видно.

      Так она не только не заметные ракеты выпускает, но и образование у нас становиться незаметным, медицина - незаметная. Лучше бы у нас цены на продукты, да на коммуналку незаметными стали.
      1. Лексус
        Лексус 29 октября 2020 21:26 Новый
        +16
        На "святое" сейчас покусились. lol
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                2. Комментарий был удален.
  5. Alien From
    Alien From 29 октября 2020 23:00 Новый
    0
    А мне статья зашла.) Спасибо автору, интересно)
  6. Наган
    Наган 30 октября 2020 00:49 Новый
    0
    Внутренние отсеки "невидимок" имеют ограниченный объем, так что идея нести дополнительное или особо крупное вооружение на внешней подвеске, сохраняя малозаметность, вполне здравая. Правда если оно выходит слишком дорого, то против экономики не попрешь. Ну может со временем появятся более дешевые технологии невидимости, или имеющиеся доработают в сторону снижения стоимости до разумной.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 30 октября 2020 00:51 Новый
      +1
      Цитата: Наган
      Внутренние отсеки "невидимок" имеют ограниченный объем

      Для этого уменьшают размеры оружия, что бы больше влезло при тех же объемах.
  7. rocket757
    rocket757 30 октября 2020 14:12 Новый
    0
    В принципе, малоразмерный/малозаметный, скоростной, вумный боеприпас, это серьезно!
    Но ведь это не из тех проблем, которые нельзя решить при должном подходе и умении.
    Методы борьбы известны, надо их развивать, улучшать, тренироваться!!!
    Всё как всегда.
  8. bars042
    bars042 1 ноября 2020 04:22 Новый
    0
    «Готов к рывку» - А это "правильный" перевод - Have Dash?