Military Review

Subtle air-to-air missile Have Dash (USA)

15
Subtle air-to-air missile Have Dash (USA)
Rocket launch as seen by the artist. Figure Designation-systems.net


In the XNUMXs, the US Air Force took a particular interest in promising stealth technology. New samples were developed aviation equipment for various purposes, and then the concept of subtle means of destruction appeared. The first example of this kind could be a guided air-to-air missile with the working title Have Dash. However, due to various circumstances, this program did not end with the desired result.

Secret Project


Project Have Dash ("Ready to dash") has been developed since the mid-eighties with all the necessary secrecy. However, at the beginning of the next decade, some information about him got into the open press. Later, after the completion of the work, new details were published.

However, a significant portion of Have Dash's data is still closed. At different times in various unofficial sources there were some information about the progress of work and technical aspects of the project. Some of them look plausible, but there is no official confirmation or denial.

Research phase


According to open data, the Have Dash project was launched in 1985. The main executor of the work was the Weapons Laboratory (Eglin base, Florida), now part of the Air Force Research Laboratory (AFRL). The work began with research and experiments in bench conditions.


Product diagram. Graphics Designation-systems.net

The goal of the program was to create an unobtrusive air-to-air missile to arm modern and advanced stealth fighters. In this regard, a number of special requirements were imposed on the rocket. Should have created weapon long range with high flight and maneuverable characteristics. It was required to ensure the radar stealth of the rocket in flight. In addition, it should not have spoiled the characteristics of the carrier.

Research work continued until 1988. Since then, experts have studied the potential of the available stealth technologies in the context of ASP. They also found new ways to reduce signature, suitable for use in a rocket. Individual components were tested and computer simulations performed. The result of the first stage of Have Dash was the development of the main features of the rocket's appearance and the choice of technologies for a full-fledged project.

The second stage


In 1989, the Armaments Laboratory launched the Have Dash II project - now it was about development work aimed at creating prototypes and serial samples. The direct development of the rocket was entrusted to Ford Aerospace (in 1990 it became part of the Loral Corporation as Loral Aeronutronic).

The development of the project took several years, and in 1992-93. the project was brought to the stage of flight tests. According to some reports, by this time the final appearance of the future rocket was formed. According to other sources, Have Dash II was taken for testing in a different configuration, and then the rocket had to go through a new revision.


Experimental rocket components. Photo Strategicfront.org

It is known that the development company produced only a few prototypes, no more than 3-5 units. All of them were used in flight tests. After the test launches, it was decided to close the project. Accordingly, development and production did not continue, the rocket did not enter service, and the Air Force did not receive a fundamentally new weapon.

Technical details


The main task of the Have Dash projects was the maximum reduction in radar signature, which affected the appearance and design of the finished missile. During the development, some stealth technologies were used, borrowed from the "big" aviation. Also applied some new solutions.

Have Dash II was a rocket approx. 3,6 m weighing up to 180 kg. It was supposed to provide a flight speed of up to 4M, a range of about 50 km and maneuvering with an overload of up to 50. Due to specific requirements, the rocket had a characteristic appearance and a special design.

It was proposed to use a case of large elongation of an unusual shape. The pointed nose fairing had a circular cross-section, and behind it the body took on a faceted shape. Due to this, the bottom formed a plane that forms a lifting force. In the tail there were four folding rudders. The body, with the exception of the fairing, was made of a composite based on graphite that absorbs radio waves. The fairing was made radio-transparent.

The radar visibility decreased due to the absorption of part of the radiation by the composite and the re-reflection of the remaining energy in different directions. The rocket was proposed to be suspended under the carrier with a flat bottom up. At the same time, a conformal suspension was provided without large gaps and slots unmasking the aircraft.


Experimental item under the wing of the carrier. Photo Strategicfront.org

A two-component homing head was developed for the rocket, which included active radar and infrared components. An inertial navigation autopilot was also used. The INS was supposed to provide an exit to the specified area, after which the GOS began to search for the target. Apparently, the operating modes of the seeker were determined taking into account the reduction in radiation and unmasking.

The serial rocket could receive a solid-propellant starting and ramjet sustainer engines. The air intakes of the latter were placed in the bow of the hull, behind the fairing. The ramjet engine was located in the tail section; part of the internal volume of the rocket was given for fuel.

According to known data, Have Dash II was supposed to carry a high-explosive fragmentation warhead weighing no more than several tens of kilograms. A non-contact fuse of a radar or laser type was required.

For testing, missiles of a special design were made. Instead of a standard ramjet engine, they received a serial Rocketdyne ML 58 Mod. 5 from the AIM-7 Sparrow missile, which limited flight performance. Instead of the GOS and the warhead, control and recording equipment was present on board. They also provided a parachute for a safe return to the ground at the end of the flight.

Reasons for failure


In 1992-93. Experienced Have Dash II missiles were tested using serial fourth-generation fighters. How far the project had advanced by this time, and how soon it would have been possible to create a full-fledged military weapon is unknown. However, after flight tests, the project was closed. At the same time, the stop of the program was not followed by the publication of detailed data.


The AGM-158 rocket is an example of a modern approach to stealth technology in the ASP. Photo Wikimedia Commons

The official reasons for the closure of the project are still unknown. However, the known data make it possible to understand why the Air Force decided to abandon the promising missile. The Have Dash II product turned out to be too complicated and expensive, and its characteristic features did not provide any real advantages over serial or developed weapons.

It was proposed to build the rocket in an unusual graphite casing and equip a ramjet engine uncharacteristic for tactical ASP. The new combined seeker also did not simplify the project. Apparently, a product with such components would be more expensive and more complicated than any other air-to-air missiles, incl. developed.

The need for a stealth missile for a fighter was called into question. Research has shown that a stealth aircraft is quite capable of effectively using "conventional" air-to-air missiles. The enemy's ability to detect them at considerable distances did not have a decisive influence on the effectiveness of combat work. The idea of ​​a conformal suspension didn't make much sense either. Newer fighters, such as the XF-22, received internal cargo bays to hide weapons.

Thus, the expected gain in combat performance could not justify the high complexity and cost. In addition, doubts arose about the very need for such a weapon. All this led to a natural ending. The Have Dash II program was abandoned for lack of prospects. However, the program left behind a number of new technologies and developments. Judging by the preservation of the secrecy regime, these results were not wasted and found application in new projects. In particular, a number of modern American-designed ASPs have a characteristic exterior that indicates the use of stealth technologies.
Author:
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Thrifty
    Thrifty 29 October 2020 15: 11
    -1
    Kirill, there were a lot of such stealth missile projects, including ours! But, often it was the novelty that scared off the military from the massive purchases of unusual products! And given the cost, complexity in production, operation and storage, then such missiles were not of interest to the military. Perhaps now these projects are "revived", or will be taken as a basis, when creating new types of missile weapons.
  2. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 29 October 2020 15: 15
    +2
    In the United States, the main trend is to reduce the size of missiles and bombs, while maintaining or increasing characteristics. This achieves less visibility, an increase in ammunition and the number of carriers. And the conflicts this year show the extremely high efficiency of the 22 kg MAM-L.


    1. lucul
      lucul 29 October 2020 15: 34
      -2
      In the United States, the main trend is to reduce the size of missiles and bombs, while maintaining or increasing characteristics.

      As if this is not the case in other countries)))
      Only the United States generally prefers to shoot gold bullets.
      Cost-effectiveness should always come first.
    2. Hermit21
      Hermit21 30 October 2020 10: 31
      0
      Sorry, "extremely high performance" against what targets?
  3. Shopping Mall
    Shopping Mall 29 October 2020 16: 49
    0
    Taking into account the ongoing developments in the part of laser self-defense systems for combat and auxiliary aircraft, as well as air-to-air missiles, reducing the visibility of the ASP may again become relevant.
    1. anzar
      anzar 29 October 2020 18: 42
      +1
      ... reducing the visibility of the ASP may again become relevant.

      And how do you propose to reduce the IR signature of the engine? Movement by inertia in the final affects maneuverability, so you can only attack large, non-maneuverable targets.
      1. Shopping Mall
        Shopping Mall 31 October 2020 11: 46
        +1
        Quote: anzar
        ... reducing the visibility of the ASP may again become relevant.

        And how do you propose to reduce the IR signature of the engine? Movement by inertia in the final affects maneuverability, so you can only attack large, non-maneuverable targets.


        I don’t know, I can assume that just like on the "big stealth" - heat-shielding materials on the body (they will also be protection from laser radiation) and the deepening of the engine behind the "curtains". Possibly, multi-mode engine operation: phase 1 - acceleration, phase 2 - inertial flight, phase 3 - short engine starts for additional acceleration during maneuvers, or just turning on the engine at the final section.

        We will not make the rocket completely invisible, invulnerable to LI, but we will have to take some measures.
  4. Lexus
    Lexus 29 October 2020 19: 14
    20
    Russia has been releasing invisible missiles for a long time. Money is allocated - but it is not visible.
    1. aleksejkabanets
      aleksejkabanets 29 October 2020 21: 17
      +3
      Quote: lexus
      Russia has been releasing invisible missiles for a long time. Money is allocated - but it is not visible.

      So she not only releases invisible missiles, but education becomes invisible in our country, medicine is invisible. It would be better if we have prices for food, but for a communal apartment they have become invisible.
      1. Lexus
        Lexus 29 October 2020 21: 26
        16
        The "holy" is now encroached on. lol
    2. The comment was deleted.
      1. The comment was deleted.
        1. The comment was deleted.
          1. The comment was deleted.
            1. The comment was deleted.
              1. The comment was deleted.
                1. The comment was deleted.
                  1. The comment was deleted.
                2. The comment was deleted.
  5. Alien From
    Alien From 29 October 2020 23: 00
    0
    And the article came to me.) Thanks to the author, I wonder)
  6. Revolver
    Revolver 30 October 2020 00: 49
    0
    The internal compartments of the "invisible" have a limited volume, so the idea of ​​carrying additional or very large weapons on the external sling, while maintaining stealth, is quite sensible. True, if it comes out too expensive, then you cannot trample on the economy. Well, maybe over time, cheaper technologies of invisibility will appear, or the existing ones will be modified towards reducing the cost to a reasonable one.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 30 October 2020 00: 51
      +1
      Quote: Nagan
      Internal stealth bays have limited space

      To do this, reduce the size of the weapon, so that it would fit more with the same volumes.
  7. rocket757
    rocket757 30 October 2020 14: 12
    0
    In principle, a small-sized / inconspicuous, high-speed, smart ammunition, this is serious!
    But this is not one of those problems that cannot be solved with the proper approach and skill.
    The methods of struggle are known, they must be developed, improved, trained !!!
    Everything as usual.
  8. bars042
    bars042 1 November 2020 04: 22
    0
    "Ready to dash" - Is this the "correct" translation - Have Dash?

Военное обозрение

Малозаметная ракета «воздух-воздух» Have Dash (США)

15
Малозаметная ракета «воздух-воздух» Have Dash (США)
Пуск ракеты в представлении художника. Рисунок Designation-systems.net


В восьмидесятых годах ВВС США проявляли особый интерес к многообещающим стелс-технологиям. Разрабатывались новые образцы авиационной техники разного назначения, а затем появилась концепция малозаметных средств поражения. Первым образцом такого рода могла стать управляемая ракета «воздух-воздух» с рабочим названием Have Dash. Однако в силу разных обстоятельств эта программа не завершилась с желаемым результатом.

Секретный проект


Проект Have Dash («Готов к рывку») разрабатывался с середины восьмидесятых годов с соблюдением всей необходимой секретности. Впрочем, в начале следующего десятилетия некоторая информация о нем попала в открытую печать. Позже, уже после завершения работ, были опубликованы новые подробности.

Тем не менее, значительная часть данных по Have Dash до сих пор остается закрытой. В разное время в различных неофициальных источниках появлялись те или иные сведения о ходе работ и технических аспектах проекта. Некоторые из них выглядят правдоподобно, но официальные подтверждения или опровержения отсутствуют.

Исследовательский этап


По открытым данным, проект Have Dash стартовал в 1985 г. Головным исполнителем работ была Лаборатория вооружений (база Эглин, шт. Флорида), ныне входящая в состав Научно-исследовательской лаборатории ВВС (AFRL). Работы начались с исследований и опытов в стендовых условиях.


Схема изделия. Графика Designation-systems.net

Целью программы являлось создание малозаметной ракеты «воздух-воздух» для вооружения современных и перспективных стелс-истребителей. В связи с этим к ракете предъявлялся ряд особых требований. Следовало создать оружие большой дальности с высокими летными и маневренными характеристиками. Требовалось обеспечить радиолокационную малозаметность ракеты в полете. Кроме того, она не должна была портить характеристики носителя.

Научно-исследовательские работы продолжались до 1988 г. За прошедшее время специалисты изучили потенциал имеющихся стелс-технологий в контексте АСП. Также нашли новые способы снижения заметности, пригодные для использования в ракете. Провели испытания отдельных компонентов и выполнили компьютерное моделирование. Итогом первого этапа Have Dash стала выработка основных особенностей облика ракеты и выбор технологий для полноценного проекта.

Второй этап


В 1989 г. Лаборатория вооружений начала проект Have Dash II – теперь речь шла об опытно-конструкторских работах, направленных на создание опытных и серийных образцов. Непосредственную разработку ракеты поручили компании Ford Aerospace (в 1990 г. вошла в состав Loral Corporation как Loral Aeronutronic).

Разработка проекта заняла несколько лет, и в 1992-93 гг. проект удалось довести до стадии летных испытаний. По одним данным, к этому времени был сформирован окончательный облик будущей ракеты. Согласно другим источникам, на испытания вывели Have Dash II в иной конфигурации, и затем ракета должна была пройти новую доработку.


Компоненты опытной ракеты. Фото Strategicfront.org

Известно, что компания-разработчик изготовила всего несколько опытных образцов, не более 3-5 единиц. Все они были использованы в летных испытаниях. После проведения тестовых пусков было принято решение закрыть проект. Соответственно, разработка и производство не продолжились, ракета не поступила на вооружение, а ВВС не получили принципиально новое вооружение.

Технические подробности


Главной задачей проектов Have Dash являлось максимальное сокращение радиолокационной заметности, что сказалось на облике и конструкции готовой ракеты. При разработке использовались некоторые стелс-технологии, заимствованные из «большой» авиации. Также применили некоторые новые решения.

Изделие Have Dash II представляло собой ракету длиной ок. 3,6 м массой до 180 кг. Предполагалось обеспечить скорость полета до 4М, дальность порядка 50 км и маневрирование с перегрузкой до 50. Из-за специфических требований ракета имела характерный внешний вид и особую конструкцию.

Предлагалось использовать корпус большого удлинения необычной формы. Заостренный головной обтекатель имел круглое сечение, а за ним корпус приобретал граненую форму. За счет этого днище образовывало плоскость, образующую подъемную силу. В хвосте находилось четыре раскладных руля. Корпус за исключением обтекателя выполнялся из композита на основе графита, поглощающего радиоволны. Обтекатель сделали радиопрозрачным.

Заметность для РЛС снижалась за счет поглощения части излучения композитом и переотражения оставшейся энергии в разных направлениях. Ракету предлагалось подвешивать под носитель плоским днищем вверх. При этом обеспечивалась конформная подвеска без крупных промежутков и щелей, демаскирующих самолет.


Опытное изделие под крылом носителя. Фото Strategicfront.org

Для ракеты разрабатывалась двухкомпонентная головка самонаведения, включавшая активный радиолокационный и инфракрасный компоненты. Также использовался автопилот с инерциальной навигационной системой. ИНС должна была обеспечить выход в заданный район, после чего ГСН приступали к поиску цели. По-видимому, режимы работы ГСН определялись с учетом снижения излучения и демаскировки.

Серийная ракета могла получить твердотопливный стартовый и прямоточный маршевый двигатели. Воздухозаборники последнего помещались в носовой части корпуса, позади обтекателя. ПВРД располагался в хвостовой части; часть внутренних объемов ракеты отдавалась под топливо.

По известным данным, Have Dash II должна была нести осколочно-фугасную боевую часть массой не более нескольких десятков килограммов. Требовался бесконтактный взрыватель радиолокационного или лазерного типа.

Для проведения испытаний были изготовлены ракеты особой конструкции. Вместо штатного ПВРД они получили серийный твердотопливный двигатель Rocketdyne Mл 58 Mod. 5 от ракеты AIM-7 Sparrow, что ограничивало летные характеристики. Вместо ГСН и боевой части на борту присутствовала контрольно-записывающая аппаратура. Также предусмотрели парашют для безопасного возвращения на землю по окончании полета.

Причины отказа


В 1992-93 гг. опытные ракеты Have Dash II прошли испытания с использованием серийных истребителей четвертого поколения. Как далеко к этому времени продвинулся проект, и как скоро удалось бы создать полноценное боевое оружие – неизвестно. Однако после летных испытаний проект закрыли. При этом за остановкой программы не последовало публикации подробных данных.


Ракета AGM-158 - пример современного подхода к стелс-технологиям в АСП. Фото Wikimedia Commons

Официальные причины закрытия проекта до сих пор остаются неизвестными. Однако известные данные позволяют понять, почему ВВС решили отказаться от перспективной ракеты. Изделие Have Dash II получалось слишком сложным и дорогим, а его характерные особенности не обеспечивали никаких реальных преимуществ перед серийным или разрабатываемым вооружением.

Ракету предлагалось строить в необычном графитовом корпусе и оснащать нехарактерным для тактических АСП прямоточным двигателем. Новая комбинированная головка самонаведения тоже не упрощала проект. По всей видимости, изделие с такими компонентами было бы дороже и сложнее любых других ракет «воздух-воздух», в т.ч. разрабатываемых.

Необходимость малозаметной ракеты для истребителя оказалась под вопросом. Исследования показывали, что стелс-самолет вполне способен эффективно применять «обычные» ракеты «воздух-воздух». Способность противника засекать их на значительных дистанциях не оказывала решающего влияния на эффективность боевой работы. Идея конформной подвески тоже не имела особого смысла. Новые истребители, такие как XF-22, получали внутренние грузоотсеки, скрывающие оружие.

Таким образом, ожидаемый выигрыш в боевых характеристиках не мог оправдать высокую сложность и стоимость. Ко всему прочему, возникли сомнения в самой необходимости подобного оружия. Все это привело к закономерному финалу. От программы Have Dash II отказались за отсутствием перспектив. Впрочем, программа оставила после себя ряд новых технологий и наработок. Судя по сохранению режима секретности, эти ее результаты не пропали впустую и нашли применение в новых проектах. В частности, ряд современных АСП американской разработки имеет характерный экстерьер, указывающий на использование стелс-технологий.
Автор:
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бережливый
    Бережливый 29 октября 2020 15:11 Новый
    -1
    Кирилл, так таких проектов стеллс -ракет была куча, в том числе, и у нас! Но, зачастую именно новизна и отпугивала военных от массовых закупок необычных изделий! А с учетом стоимости, сложности в производстве, эксплуатации и хранении, тогда такие ракеты не интересовал военных. Возможно, сейчас эти проекты "реанимируют " , или возьмут за основу, при создании новых видов ракетного оружия.
  2. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 29 октября 2020 15:15 Новый
    +2
    В США главный тренд на уменьшение размеров ракет и бомб, при сохранении или увеличении характеристик. Этим добивается меньшая заметность, увеличение боекомплекта и количества носителей. Да и конфликты этого года показывают крайне высокую эффективность 22 килограммовых MAM-L.


    1. lucul
      lucul 29 октября 2020 15:34 Новый
      -2
      В США главный тренд на уменьшение размеров ракет и бомб, при сохранении или увеличении характеристик.

      Как будто у других стран это не так )))
      Только США , в основном ,предпочитают стрелять золотыми пулями.
      На первом месте всегда должна стоять цена-эффективность .
    2. Hermit21
      Hermit21 30 октября 2020 10:31 Новый
      0
      Извиняюсь, "крайне высокую эффективность" против каких целей?
  3. AVM
    AVM 29 октября 2020 16:49 Новый
    0
    С учётом ведущихся разработок в части лазерных систем самообороны самолётов боевой и вспомогательной авиации, а также противоракет воздух-воздух, уменьшение заметности АСП может вновь стать актуальным.
    1. anzar
      anzar 29 октября 2020 18:42 Новый
      +1
      ...уменьшение заметности АСП может вновь стать актуальным.

      И как предлагаете уменьшить ИК заметность двигателя? Движение по инерции на финале сказывается на маневрености, так можно атаковать только большие, неманевренные цели.
      1. AVM
        AVM 31 октября 2020 11:46 Новый
        +1
        Цитата: anzar
        ...уменьшение заметности АСП может вновь стать актуальным.

        И как предлагаете уменьшить ИК заметность двигателя? Движение по инерции на финале сказывается на маневрености, так можно атаковать только большие, неманевренные цели.


        Не знаю, могу предположить, что так же, как и на "больших стелсах" - теплозащитные материалы на корпусе (они же будут защитой от лазерного излучения) и углубление двигателя за "шторки". Возможно, многорежимная работа двигателя: 1 фаза - разгон, 2 фаза - полёт по инерции, 3 фаза - короткие включения двигателя для доразгона при манёврах или просто включение двигателя на конечном участке.

        Полностью мы ракету не невидимой не неуязвимой для ЛИ не сделаем, но какие-то меры предпринимать придётся.
  4. Лексус
    Лексус 29 октября 2020 19:14 Новый
    +20
    Россия уже давно незаметные ракеты выпускает. Деньги выделяются - а их не видно.
    1. aleksejkabanets
      aleksejkabanets 29 октября 2020 21:17 Новый
      +3
      Цитата: Лексус
      Россия уже давно незаметные ракеты выпускает. Деньги выделяются - а их не видно.

      Так она не только не заметные ракеты выпускает, но и образование у нас становиться незаметным, медицина - незаметная. Лучше бы у нас цены на продукты, да на коммуналку незаметными стали.
      1. Лексус
        Лексус 29 октября 2020 21:26 Новый
        +16
        На "святое" сейчас покусились. lol
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                2. Комментарий был удален.
  5. Alien From
    Alien From 29 октября 2020 23:00 Новый
    0
    А мне статья зашла.) Спасибо автору, интересно)
  6. Наган
    Наган 30 октября 2020 00:49 Новый
    0
    Внутренние отсеки "невидимок" имеют ограниченный объем, так что идея нести дополнительное или особо крупное вооружение на внешней подвеске, сохраняя малозаметность, вполне здравая. Правда если оно выходит слишком дорого, то против экономики не попрешь. Ну может со временем появятся более дешевые технологии невидимости, или имеющиеся доработают в сторону снижения стоимости до разумной.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 30 октября 2020 00:51 Новый
      +1
      Цитата: Наган
      Внутренние отсеки "невидимок" имеют ограниченный объем

      Для этого уменьшают размеры оружия, что бы больше влезло при тех же объемах.
  7. rocket757
    rocket757 30 октября 2020 14:12 Новый
    0
    В принципе, малоразмерный/малозаметный, скоростной, вумный боеприпас, это серьезно!
    Но ведь это не из тех проблем, которые нельзя решить при должном подходе и умении.
    Методы борьбы известны, надо их развивать, улучшать, тренироваться!!!
    Всё как всегда.
  8. bars042
    bars042 1 ноября 2020 04:22 Новый
    0
    «Готов к рывку» - А это "правильный" перевод - Have Dash?