Концепт-проект электрической подлодки SMX31E (Франция)

25

Общий вид SMX31E

В 2018 г. французская судостроительная компания Naval Group представила любопытный концепт-проект перспективной подлодки SMX31. Несколько дней назад в ходе выставки Euronaval Online представили обновленный вариант этого проекта с рядом оригинальных нововведений. Новый проект SMX31E объединяет самые смелые решения, что должно положительно повлиять на боевые качества и коммерческие перспективы.

Обновление проекта


В основе представленного проекта SMX31E лежит ряд идей базового концепта, однако присутствуют заметные новшества. Для повышения основных технических и боевых характеристик переработаны конструкция и экстерьер корабля, предлагается внедрение новых приборов и систем. Одновременно с этим отказались от чрезмерно сложных компонентов. При этом сохраняется теоретическая возможность решения широкого круга задач с применением различных вооружений или специального оснащения.




Вид сверху

Лодка SMX31E должна иметь длину 80 м при ширине ок. 10 м. Подводное водоизмещение – 3200 т. Внешне такой корабль похож на базовый образец. Предусматривается использование «бионических» обводов корпуса с хорошими гидродинамическими показателями. Рубка с ограждением отсутствуют, вместо них лодка должна нести небольшой выступающий обтекатель. В кормовой части сохранены обтекатели водометов. На бортах появились горизонтальные рули, а в корме сохранились Х-образные плоскости.

Корпус должен получить полимерное защитное покрытие, предотвращающее выход шумов за пределы лодки и мешающий обнаружению активными средствами. При этом концепт SMX31E, в отличие от предшественника, не предлагает использование «умного» покрытия, работающего как дополнительная гидроакустическая станция. От него отказались ввиду чрезмерной сложности.


Особенности гидродинамики

Компоновка напоминает современные подлодки, однако имеет свои особенности. Носовая часть лодки вмещает гидроакустические средства, за которыми находятся жилые отсеки, центральный пост и т.д. Центральная и кормовая части отдаются под элементы энергоустановки, а также имеют свободный объем для того или иного оснащения, например, для подводных беспилотных аппаратов. Силовая установка выносится за пределы прочного корпуса, высвобождая значительные объемы.

Проект предусматривает высокую степень автоматизации всех основных процессов. Кроме того, принимаются меры, направленные на упрощение рутинного обслуживания, в т.ч. во время походов. Все это позволяет сократить экипаж до 15 человек, что дает дополнительные преимущества технического и иного характера. Для отдельных миссий подлодка сможет принять до 20 чел. дополнительного экипажа.

Энергоустановка будущего


Концепт SMX31E предлагает полностью электрическую энергоустановку. Дизельные или иные двигатели, в т.ч. воздухонезависимые отсутствуют, за счет чего резко сокращается шумность на всех режимах без потерь в других характеристиках. Кроме того, отсутствует необходимость в движении на поверхности или на перископной глубине с забором атмосферного воздуха.


Компоновка подлодки

Основой энергоустановки становятся аккумуляторные батареи большой емкости. Аккумуляторные ямы предлагается разместить в центральной и кормовой части лодки, в т.ч. в объемах, которые могли бы использоваться для установки двигателей. Любопытно, что часть батарей помещается внутри прочного корпуса, а прочие – за его пределами. Предполагается, что это упростит обслуживание и замену аккумуляторов в порядке ремонта или модернизации.

Движение будет обеспечиваться двумя ходовыми электромоторами. Как и в предыдущей версии проекта, они помещаются в бортовых обтекателях за пределами прочного корпуса и оснащаются водометами. Такая силовая установка обеспечит высокие ходовые характеристики при минимальной шумности. Кроме того, она экономит пространство внутри прочного корпуса.

По расчетам, даже современные батареи позволяют получать достаточно высокие ходовые характеристики. На экономической скорости 5 узлов подлодка SMX31E сможет оставаться в походе до 60 суток. На 8 узлах продолжительность службы превысит 40 сут. При этом, в отличие от дизель-электрических подлодок, SMX31E может оставаться под водой в течение всего похода без промежуточных всплытий.


Размещение вооружений, отсека беспилотников и т.д.

Боевые возможности


В новом проекте серьезно переработали комплекс вооружений. От универсальных вертикальных пусковых установок для ракет разных типов отказались в пользу набора торпедных аппаратов. Несколько таких изделий помещаются в центре корпуса и в корме. Они должны использовать как торпеды, так и ракеты разных типов для атаки подводных, надводных или береговых целей. Общий боекомплект определен в 24 торпеды и/или ракеты.

В кормовой части корпуса, где могло бы находиться машинное отделение, располагается отсек для перевозки и обслуживания подводных беспилотных аппаратов. Выход аппарата наружу и прием на борт лодки осуществляется через верхний шлюз. Номенклатура беспилотников должна определяться заказчиком с учетом его потребностей и предполагаемой задачи подлодки. В первую очередь, должны применяться аппараты с приборами разведки, способные улучшить ситуационную осведомленность. Размеры отсека позволят принимать до 6 средних или до 2 тяжелых аппаратов.


Футуристический центральный пост

SMX31E может оснащаться шлюзовой камерой для обеспечения работы боевых пловцов. На представленных схемах это устройство помещается в нижней части корпуса, под отсеками экипажа.

В обновленном проекте отказались от «умного» покрытия корпуса в пользу традиционных средств обнаружения. Антенны гидроакустического комплекса помещаются под носовым обтекателем и на бортах. Также предусматриваются выдвижные устройства традиционного состава, однако они размещены не в выступающем ограждении, а внутри корпуса.

В носовых отсеках помещаются центральный пост и два дата-центра боевой информационно-управляющей системы. БИУС должна обрабатывать «большие данные» из всех источников для анализа текущей ситуации для выдачи информации экипажу и команд вооружению. Центральный пост и рабочие места экипажа построены исключительно на основе электроники, что придает им футуристический внешний вид. Планируется добавить сетевые функции для взаимодействия с другими боевыми единицами, в т.ч. для управления своими беспилотными аппаратами.


По своим боевым возможностям и характеристикам подлодка SMX31E будет превосходить существующие образцы. Naval Group сообщает, что силами одного такого корабля можно будет контролировать район в 10 раз больше, чем при использовании одной современной ДЭПЛ типа Scorpène.

От концепта к реальности


На данный момент подлодки SMX31 и SMX31E существуют только в виде концептов, объединяющих самые смелые и оригинальные предложения. Два концепт-проекта показывают пути возможного развития флота с применением современных и перспективных технологий – и при отказе от традиционных решений, лежащих в основе нынешних подлодок.

Проработка технического проекта и строительство лодок типа SMX31E пока не планируется. В то же время, компания Naval Group готова заняться этим при наличии реального заказа. По оценке компании-разработчика, проектирование необходимых компонентов и подлодки в целом займет порядка 10 лет. Еще столько же уйдет на строительство головного корабля и последующие его испытания перед принятием в боевой состав.

Таким образом, гипотетическая электрическая субмарина французской разработки может поступить в эксплуатацию лишь к 2040 г. или позднее. Очевидно, что к этому времени европейские флоты, рассматриваемые в качестве заказчиков SMX31(E) будут нуждаться в обновлении подводных сил – а французские судостроители смогут предложить им принципиально новую подлодку.


Будущее флота


Поиск решений для дальнейшего совершенствования подлодок не останавливается, и французская компания Naval Group принимает самое активное участие в этих процессах. За последние несколько лет она предложила целый ряд концептов, использующих те или иные перспективные технологии, хотя ни один из них пока не дошел до полноценной разработки и реализации.

Очередной концепт SMX31E предлагает любопытное сочетание современных и перспективных технологий, которое в теории способно обеспечить рост основных боевых и эксплуатационных характеристик. Однако часть таких решений нуждается в дальнейшем развитии и отработке, без которых их не удастся внедрить в реальный проект. Такие процессы займут немало времени, и разработчик не скрывает этого.

Перспективы проекта SMX31E и других подобных разработок зависят не только от уровня развития технологий и способности судостроителей использовать их. Ключевым фактором становится интерес со стороны заказчика. Если ВМС Франции или другой страны проявят интерес, перспективный проект получит продолжение и дойдет до строительства и эксплуатации. В противном случае материалы по концепту отправятся в архив, а конструкторы-судостроители станут искать новые варианты применения перспективных технологий.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    30 октября 2020 05:52
    гипотетическая электрическая субмарина французской разработки может поступить в эксплуатацию лишь к 2040 г. или позднее. Очевидно, что к этому времени европейские флоты, рассматриваемые в качестве заказчиков SMX31(E) будут нуждаться в обновлении подводных сил – а французские судостроители смогут предложить им принципиально новую подлодку.


    "Узким местом" любых подобных проектов являются аккумуляторы.
    Только лишь появление дешёвых,надёжных,безопасных в эксплуатации(не буду перечислять все параметры) батарей позволит приступить к реализации чего-то подобного ...
    А когда это произойдёт ,к 2040-му , ранее или позднее - покажет технический прогресс(или его отсутствие).
    1. 0
      30 октября 2020 06:16
      Согласен. Имеющиеся литий-полимерные или литий-ионные не безопасны в использовании и имеют свойство разогреваться до значительных пределов при нагрузках. Кроме того, они опасны при КЗ в секциях из которых будут состоять аккумуляторные батареи. Пока, мини ядерные установки видятся предпочтительнее или ВНЭУ на основе водорода.
      1. +2
        31 октября 2020 02:55
        Японцы, тем не менее, следующую серию ПЛ строят "электрической". В дополнение к двум последним лодкам класса "Сорю", уже проходящих испытания без особых нареканий. hi

    2. +17
      30 октября 2020 06:22
      Цитата: БДРМ 667
      А когда это произойдёт ,к 2040-му , ранее или позднее - покажет технический прогресс

      Поэтому, пока создаются "концепты", что в общем то, не сложно.
      1. +3
        30 октября 2020 06:33
        Цитата: А Макаров
        Поэтому, пока создаются "концепты", что в общем то, не сложно.

        В чём-то,в глубине души, мы все экспериментаторы yes
    3. 0
      30 октября 2020 12:05
      А насколько применимы для этих целей водородные топливные ячейки на современном этапе их реализации?
  2. -1
    30 октября 2020 07:11
    Красивые картинки...
    Даже давно ожидаемые на флоте АПЛ строят больше 10 лет...
    Лодку, пережившую пожар собираются собирать из двух... так как вымпельный состав больше сокращать некуда...
    1. 0
      30 октября 2020 12:10
      Это из разряда "желания и реальность".
      Тем не менее, мечты сбываются © подчас - о такой возможности также следует помнить, как и о том, что Франция - член НАТО.
  3. 0
    30 октября 2020 09:18
    Энергоемкость даже лучших современных аккумуляторов в расчете на вес составляет 2-3 процента от уровня нефтепродуктов. Пока этот показатель не будет увеличен хотя бы на порядок, о чисто электрических субмаринах не стоит и думать.
  4. +2
    30 октября 2020 11:39
    Французам самое время проектировать бронежилеты для шеи, а они электрические подлодки проектируют.
    1. +16
      30 октября 2020 11:44
      Цитата: prior
      бронежилеты для шеи

      Тогда уж бронешарфы и бронегалстуки.
  5. 0
    30 октября 2020 12:19
    Форма французского подводного аппарата вполне подойдет для перспективной российской МЦАПЛ - при условии изготовления корпуса из титана, установки одновального водомета с активным подавлением шума рабочего колеса, ЯСУ от "Посейдона", монтирования всех механизмов на единой виброизолированной платформе, намотке на внутренней стороне корпуса магнитной антенны для постоянного приема сверхнизкочастотных радиосигналов передатчика "Зевс".

    А также сократить водоизмещение до 1000 тонн, экипаж до 10 человек и боезапас до 4 гиперзвуковых "Цирконов" и 4 суперкавитирующих "Хищников" (плюс малокалиберные противоторпеды).

    И не забыть покрыть корпус пленкой из фторопласта, допированного холекальциферолом - для активного подавления сигналов внешней гидроакустической локации и пассивного шумопеленгования подводных и надводных целей.

    Строить перспективную МЦАПЛ надо в Нижнем Новгороде - поскольку прочие российские судостроительные заводы ничего не умеют, кроме как плодить очередных подводных монстров из разряда +10000 тонн и +1 млрд. баксов.
    1. -2
      30 октября 2020 14:02
      Корпус может безшовный на 3D печати, и винт большого диаметра, большим шагом, и на малых оборотах?
      1. 0
        30 октября 2020 14:44
        Корпус МЦАПЛ снаружи покрывается фторопластовой пленкой, поэтому наличие/отсутствие швов не имеет значения.

        В плане малошумности наиболее эффективен водомет с одним рабочим колесом, установленным между входным и выходным направляющими аппаратами с противофазными виброподавителями шума.
        1. -1
          30 октября 2020 14:55
          Безшовный монолитный корпус, думаю лучше обеспечит глубоководность. Водомет в моём представлении как-то плохо ассоциируется с безшумностью. Возможно ошибаюсь.
          1. 0
            30 октября 2020 15:05
            а могут быть более "редкие", но большего размера, отклонённые и изгибающиеся (под отбрасываемый поток воды) лопасти винта?
          2. -2
            30 октября 2020 15:25
            Технология 3D-печати не обеспечивает монолитности корпуса для выдерживания давления воды на глубине нескольких сот метров.

            Водомет, состоящий из одного рабочего колеса, уже отсекает своим корпусом шум, расходящийся в радиальном направлении. Виброгасители, установленные в водозаборе и сопле водомета, будут подавлять шум в осевом направлении.
    2. 0
      2 ноября 2020 17:23
      Цитата: Оператор
      покрыть корпус пленкой из фторопласта, допированного холекальциферолом

      Хватит стебаться над людьми! Холекальциферол растворим в спирте, а по этому для применения на подводной лодке не походит.
      Холекальциферо́л, витамин D₃ — органическое соединение, жирорастворимый витамин. Образуется в коже под действием УФ-лучей из 7-дегидрохолестерина. Свойства. Белый кристаллический порошок. Нерастворим в воде, растворим в спирте, диэтиловом эфире, хлороформе, растительных маслах. Википедия
      1. -2
        2 ноября 2020 17:54
        Все правильно, кроме одного - химическое соединение холекальциферол (кроме того, что c биологической точки зрения является витамином D3) служит допирующим веществом для фторопласта с целью усиления его пьезоэлектрических характеристик. Холекальциферол в матрице фторопласта не растворяется в спирте, эфире, хлороформе и маслах.
  6. -1
    30 октября 2020 20:08
    У французов может получиться, сейчас они выпускают очень серьёзную военную электронику.
    1. 0
      30 октября 2020 22:03
      Интересно представить модернизированную Варшавянку без дизеля , цистерн с соляркой , но с добавлением аккумуляторов как внутрь прочного корпуса так и в межкорпусное пространство , а у нее их туда много уйдет.
      1. -1
        30 октября 2020 22:06
        Представить можно, воплотить вряд ли.
        1. 0
          30 октября 2020 22:22
          Если окажется , что литий ионный аккумуляторы способны выдерживать высокое внешнее давление , то можно их например их по одному помещать в резиновую упаковку заполненную диэлектрической нейтральной жидкостью , соединить в гирлянды которые затем разместить в межкорпусном пространстве, , возгорание отдельного аккумулятора не приведет к к серьезным последствиям.
  7. +1
    31 октября 2020 02:59
    Футуристично. Но ЗАВТРА наступает семимильными шагами.
  8. 0
    31 октября 2020 23:01
    Ничего себе баклажан! Главное, чтобы в каком-нибудь проливе не заглох двигатель, и этот баклажан не всплыл вверх брюхом. Но для фантастического кина и игр образец преполезный уже.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»