Военное обозрение

«Возможно появление течи бензина и его самовоспламенение!» Т-34 из «Красного Сормова»

45

Сборка Т-34 в цехе "Красного Сормова". Источник: rsormovo.nnov.ru


«Сормовские уроды»


Перевод производства танков Т-34 на эвакуированные предприятия в первый год войны серьезно сказался на качестве производимой бронетехники. В 1942 году сложилась ситуация, когда танкисты нередко просто отказывались иди в атаку на крайне небрежно собранных танках. К примеру, инженер-полковник Г. И. Зухер из ГАБТУ сетовал на низкой производственный уровень «тридцатьчетверок» с Уралмаша. В ходовых испытаниях из 5 участвовавших танков 2 бронемашины вышли из строя, не пройдя и 15 километров. Один Т-34 прошел 130 километров, после чего ушел в ремонт, а оставшиеся машины справились с пробегом ценой многочасового простоя для устранения мелких неисправностей. Зухер пишет:

«На таких танках невозможно совершать марши, и без риска потери людей и материальной части невозможно идти в бой».

Эта история иллюстрирует ситуацию, сложившуюся в конце 1942 года. На фронтах накопилось такое количество рекламаций относительно качества изготовления Т-34, что Сталин лично обратил внимание на проблему. Среди указаний Народному комиссариату танковой промышленности 5 июня 1942 года от Верховного были требования за полтора-два месяца улучшить качество танка, обратить внимание на невозможность длительных переходов без поломок, а также повысить надежность трансмиссии Т-34. Сталин требовал, чтобы танк был простым, грубым, выносливым и подходил среднему танкисту. Дело доходило до невзаимозаменяемости отдельных крупных узлов (к примеру, башен) на двух танках с разных заводов.


Современный вид "Красного Сормова". Источник: ru.wikipedia.org

Если по большинству танковых предприятий отрасли ситуация медленно, но менялась, то с танкосборочным производством на заводе №112 «Красное Сормово» были определенные сложности. К началу 1943 года в неофициальном рейтинге качества танков Т-34 завод №112 из Горьковской области занимал последнюю строчку – на первом месте были машины из завода №183 в Нижнем Тагиле. Сталин в одном из писем Малышеву в середине 1943 года по этому поводу пишет:

«…и в заключение, товарищ Малышев, очень хочется надеяться, что Вам наконец удастся что-то сделать с «сормовским уродом», на котором боятся воевать наши танкисты».

Чем же был плох танк Т-34, вышедший из ворот одного из старейших судостроительных заводов страны? Несколько выдержек из архивов:

«Танки завода № 112 отличаются небрежной сборкой… Сварные швы различной толщины, в ряде случаев излишне бугристые, прерывистые… Многие танки предъявляются не укомплектованные ТПУ-3 и аккумуляторными батареями… Все осмотренные танки имеют один общий недостаток – большое усилие на маховике поворотного механизма… При длительных маршах в топливной системе танка возможно появление течи бензина и его самовоспламенения…»

Да, здесь нет ошибки: до 1942 года танки из «Красного Сормова» комплектовались карбюраторными моторами М-17Т и М-17Ф ввиду нехватки дизелей В-2.

Датой начала работы завода «Красное Сормово» в качестве танкостроительного предприятия можно считать 1 июля 1941 года, когда было подписано постановление Государственного комитета обороны (ГКО) СССР № 1сс. За два месяца заводчанам требовалось перестроить линию производства и уже 1 сентября дать стране первые танки. Забегая вперед, упомянем, что планы были откорректированы (постановление ГКО №81сс), и от «Красного Сормова» танков ждали уже в августе. В итоге первые Т-34 появились только в сентябре в мизерном количестве 5 экземпляров, а всего до конца года был собран 161 бензиновый танк, в то время как план требовал 710 машин. Для сравнения: в 1942 году собрали 465 Т-34 с карбюраторными моторами и 2115 с дизелями В-2.

«Возможно появление течи бензина и его самовоспламенение!» Т-34 из «Красного Сормова»


Т-34 из "Красного Сормова", подбитые под Москвой в конце 1941 года. Вполне вероятно, они были оснащены карбюраторным М-17. Источник: waralbum.ru

Броню для танков заводчанам должен был поставлять Кулебакский металлургический завод, а карбюраторные М-17 — Горьковский автомобильный. Завод «Двигатель революции» отвечал за поставки коробок передач, Горьковский завод фрезерных станков изготавливал валики и шлифовал шестерни для КПП, главного и бортового фрикционов. На заводе «Гудок Октября» обрабатывали траки и собирали гусеницы, а Муромский паровозоремонтный завод № 176 был занят изготовлением передних и поддерживающих колес, обработкой и сборкой ленивцев. И это далеко не полный список смежников, от которых зависела интенсивность сборочного процесса Т-34.

О том, как был организован процесс руководства на предприятиях оборонной промышленности, можно узнать в исторической серии «Вестника Воронежского государственного университета». В одном из материалов авторы Е. И. Подрепный и П. В. Пустырев приводят слова ветеранов Выксунского завода дробильно-размольного оборудования, занятого на обработке погонов башен:

«В начале июля 1941 г. на завод приехал заместитель наркома танковой промышленности. Собрал всех руководителей завода в кабинете директора. Сел за директорский стол. Из кармана брюк вынул пистолет, положил его на стол, прикрыл листом бумаги. Зачитал постановление Государственного комитета обороны от 01.07.41 об организации производства танков Т-34 на заводе “Красное Сормово” и дал задание: организовать серийное производство башенных погонов к танку Т-34, срок – месяц на освоение. Предупредил, что если за это время задание не будет выполнено, то руководители, виновные в срыве, будут привлечены к ответственности как за саботаж по законам военного времени. Директор завода Н. Е. Волков здесь же приказал всем руководителям поставить в кабинетах раскладушки, и ни один руководитель не имел права выйти за территорию завода без личного разрешения директора завода. В итоге напряженной работы на 28-й день был изготовлен первый комплект погонов, и до конца года было изготовлено 450 погонов, а в 1942 г. – 2140 комплектов».

Тем не менее, ни один из поставщиков завода «Красное Сормово» не смог справиться с возложенными заданиями – детали шли на предприятие либо не вовремя, либо не в полном объеме.

Время трудных решений


Завод «Красное Сормово» не был на 100% танковым предприятием. В начале июле 1941 года заводу было поручено увеличить число сдаваемых подводных лодок (основной продукции) до 23 экземпляров. Постановление ГКО от 13 июля 1941 г. обязало завод № 112 обеспечить организацию производства инструмента, поковок, готовых изделий и узлов для 76-мм дивизионной пушки и подачу их заводу № 92 «в сроки по графику завода № 92», а также передать в систему Наркомата вооружения новый мартеновский цех. В общем, с такой нагрузкой на предприятие становится понятная широкая степень танковой кооперации с местными заводами Горьковской области: в другом случае организовать производство было невозможно.

Завод «Красное Сормово» вплоть до 1943 года страдал от нехватки практически всех ресурсов и сырья. Поставщики и смежники относились к заводу как к гадкому утенку и хронически отправляли предприятию неликвид. Упоминаемый «Гудок Октября» несколько раз останавливал сборку танков, не поставляя вовремя траки гусениц. В итоге в ноябре 1941 года сормовцы сами стали отливать траки, которых также в итоге не хватало. В один из моментов работы завода сложилась ситуация, когда на площадке готовой продукции стояло семьдесят Т-34 без гусениц. Переломить ситуацию удалось только организацией штамповочного производства траков по примеру Сталинградского танкового завода.


Т-34 Войска Польского с экранированной броней. Такая техника выпускалась малыми сериями на "Красном Сормове". Источник: waralbum.ru

Настоящим бедствием стала нехватка рабочих рук: к концу 1941 года требовалось дополнительно 2400 рабочих! В течение следующего полугодия удалось собственными силами подготовить по очень усеченной программе только 964 специалиста. Показательна реакция наркома танковой промышленности В. А. Малышева от 1 февраля 1942 года, который негодовал: «…в Наркомтанкопроме неудовлетворительно организована кооперация танковых заводов между собой». Интересно, что для решения этой проблемы В. А. Малышев разрешил разбронировать 8 тысяч тонн мазута и немедленно организовать отправку 1 000 комплектов стеганых брюк, телогреек и кожаных ботинок, 45 тысяч пачек махорки, 30 тысяч пачек табаку, 100 ящиков спичек и 25 тонн мыла для «Красного Сормова». 13 февраля 1942 года Совет народных комиссаров разрешил позаимствовать из мобилизационного резерва завода № 112 для производства танков 50 кг победита с возвратом в течение 1942 года.

Несколько раньше, в конце 1941 года, В. А. Малышев совсем по-другому решал вопросы отставания завода от планов. Когда 10 октября вышел приказ наркома госконтроля № 708сс «О неудовлетворительном состоянии производства танков Т-34 на заводе № 112 Наркомтанкопрома», Вячеслав Александрович отстранил от должности главного инженера Г. И. Кузьмина. Позже инженера ждал военный трибунал и лишение свободы. Директор завода Д. В. Михалёв из-за фактического срыва планов производства Т-34 был также снят с должности и судим. Ему повезло больше – он не получил реального срока и остался на «Красном Сормове» в должности главного инженера. В мае 1942 года директором завода №112 становится Ефим Эммануилович Рубинчик, с именем которого связано повышение объемов производства танков Т-34.

Окончание следует…
Автор:
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67
    svp67 30 октября 2020 15:34 Новый
    +2
    Т-34 из "Красного Сормова", подбитые под Москвой в конце 1941 года.
    А от куда данные, что это именно "сормовский" танк. На этой машине отсутствует главные признаки "сормовской" машины - два поручня для десанта по бортам башни и коробчатый топливные баки на корме как на этой вот машине
    1. Евгений Федоров
      30 октября 2020 15:53 Новый
      +10
      Коробчатые наружные баки на 270 литров на Т-34 из "Красного Сормова" появились только в конце 1942 года (приказ упоминаемого в статье Е. Э. Рубинчика №64 от 22.09.1942 г.). В данном случае приходится верить информации ресурса waralbum.ru. На сайте, в свою очередь, есть ссылка на источник Былинин С., Битва за Москву, Серия «Фонд военного искусства» – М., Экспринт, 2004 (стр. 26)
      1. Морской Кот
        Морской Кот 30 октября 2020 16:27 Новый
        -13
        «Возможно появление течи бензина и его самовоспламенение!» Т-34 из «Красного Сормова»

        На Т-34 разве не дизель стоял? hi
        1. Евгений Федоров
          30 октября 2020 16:33 Новый
          +18
          Не на всех. Машины из "Красного Сормова" частично шли с карбюраторными М-17. Об этом в статье написано. Читайте)))
          1. Морской Кот
            Морской Кот 30 октября 2020 18:41 Новый
            +3
            Спасибо, Евгений, буду внимательней. hi
          2. hohol95
            hohol95 30 октября 2020 23:36 Новый
            +1
            "Средний танк Т-34-76. Первый год войны"
      2. Mister X
        Mister X 30 октября 2020 23:04 Новый
        +6
        Цитата: Евгений Федоров
        В данном случае приходится верить информации ресурса waralbum.ru.

        hi
        В своё время я искал инфу по двигателям для Т34.
        Мне помог Владимир Горбунов, начальник экспозиционного отдела http://museum-t-34.ru/
    2. Livonetc
      Livonetc 30 октября 2020 15:58 Новый
      -8
      Безосновательное предположение.
      "Вполне вероятно, они были оснащены карбюраторным М-17. Источник".
    3. ASAD
      ASAD 30 октября 2020 15:59 Новый
      +2
      Да вроде всё вами перечисленное там есть!
    4. Jager
      Jager 31 октября 2020 14:56 Новый
      +1
      Танк из колонны "Выксунский металлург".
    5. Incvizitor
      Incvizitor 1 ноября 2020 00:36 Новый
      0
      Не подскажете есть ли в интернете точная инфа о процентном ухудшении бронирования немецких танков конца вов ввиду проблем с качеством стали? Хочется узнать на сколько упало качество брони относительно техники других сторон конфликта а точной инфы не найду.
  2. антивирус
    антивирус 30 октября 2020 15:54 Новый
    +3
    о возгораниях:
    9 мая 82 г после эстафеты, в честь Дня Победы, у площади Победы( где старт и финиш) иду в школу.
    Мне навстречу, не старик, в хорошем льняном костюме, 3 ряда планок,седой, с черными с проседью усами: "У Сталина были любимцы грузины, их много отправляли в танковые войска, поэтому многие сгорели"
    не дословно.
    Вспомнилось сейчас -фото с вывалившимися из люка, обугленными

    СЕЙЧАС ПОНИМАЮ( ПРИМ К 88Г, ПОСЛЕ АРМИИ, НА КАВКАЗЦЕВ НАСМОТРЕЛСЯ И СТАЛ РАЗЛИЧАТЬ), ЧТО ЭТО БЫЛ ОСЕТИН

    а кадры и культура произ-ва от уровня колесных пароходов все таки поднялись до современных( тогда) требований, жестокая учеба
  3. yriuv62
    yriuv62 30 октября 2020 17:49 Новый
    -22
    Без пистолета значит не могли сделать качественно? Надо было тех начальников посадить в их танки и послать в атаку, сразу бы дело наладилось!
    1. Наган
      Наган 30 октября 2020 18:53 Новый
      +19
      Цитата: yriuv62
      Надо было тех начальников посадить в их танки и послать в атаку

      Сгорели бы без пользы, а кем их заменить? Это рабочего можно натаскать за полгода, да и то весьма условно:
      В течение следующего полугодия удалось собственными силами подготовить по очень усеченной программе только 964 специалиста.

      А инженеру надо 5 лет института, а потом года 3 на производстве или за чертежной доской, чтоб он смог работать самостоятельно.
      И танкиста не враз подготовишь, даже из инженера, который хоть как-то матчасть знает. "Хоть как-то" потому, что на чертеж смотреть одно, а гайки в полевых условиях крутить совсем другое, а стрельба из танковой пушки - умение, которое от знания устройства танка зависит в весьма малой степени.
      Каждый должен заниматься своим делом.
      1. DemikSPb
        DemikSPb 31 октября 2020 12:44 Новый
        +2
        Надо учесть еще и то, что рабочие были или старше 60 лет или младше 16 лет. Основная масса была призвана. Часть потом вернули в цеха.
    2. дядя влад
      дядя влад 11 ноября 2020 22:50 Новый
      -1
      Вся Российская Империя в 1914 г. выпустила 1200 инженеров.Правда они в одну Личность могли рассчитать и построить мост железнодорожный.Истинные сомнения в сторону наших выпустников
  4. сибиряк54
    сибиряк54 30 октября 2020 20:28 Новый
    +9
    Жесткое для страны время,жестокие меры для его преодоления..Крестьянин в цехе,ужас мастера!ОТСЮДА ХЕРОВАЯ СВАРКА И НЕДОТЯНУТЫЕ ГАЙКИ И БОЛТЫ..Но преодолели эти болезни и победили
  5. Saxahorse
    Saxahorse 30 октября 2020 22:36 Новый
    +6
    Хорошая статья. Показала насколько трудными были роды нашей танковой мощи. Это вам не башенку командира пририсовать к башне где для нее в принципе места нет. Автору спасибо!
  6. Alien From
    Alien From 30 октября 2020 22:47 Новый
    +5
    Автору спасибо! Интересная тема. По поводу написанного: уже огромный подвиг, что производство работало, несмотря ни на что, заводчяне молодцы!
  7. crabkiller
    crabkiller 30 октября 2020 22:57 Новый
    +2
    У мужчины в центре кадра ручная дрель?
    1. Комментарий был удален.
    2. пищак
      пищак 31 октября 2020 09:37 Новый
      +3
      Цитата: crabkiller
      У мужчины в центре кадра ручная дрель?

      hi Пневмогайковёрт! Виден же шланг пневмомагистрали, идущий по броне вверх и вокруг тела рабочего, под мышкой левой руки, подходящий к уголковому штуцеру вверху этого пневмоинструмента. yes
      Ручная дрель( кстати, и пневматическая сверлильная машинка тоже) гораздо компактнее и проще по устройству, да и ею не очень-то посверлишь поверхностно-закалённую бронесталь, применявшуюся для бронекорпусов танков Т-34! wink
      Пневмоинструмент и сейчас основной на ремонтных предприятиях, так как прост по устройству, относительно( по отношению к электро- и гидро-инструменту) дёшев в покупке и эксплуатации, неприхотлив к самому грубому применению, перегрузкам, даже во влажной-масляной( электроинструмент при этом гораздо более уязвим и ещё "чреват" электротравмами рабочих) среде-грязи и весьма ремонтопригоден.
      ИМХО
    3. дядя влад
      дядя влад 11 ноября 2020 22:52 Новый
      -1
      Я элдрель первую купил в 1990 году. А сотовый в 1998 что ли.Не было раньше.Молодые просто этого не понимают.
  8. hohol95
    hohol95 30 октября 2020 23:34 Новый
    +3
    «Возможно появление течи бензина и его самовоспламенение!»

    В отчётах о применении "Тигров" германские танкисты так-же указывали на проблемы с топливопроводами и утечками топлива внутри корпуса.
    Также текло масло из трансмиссии, а зажимы на подающих шлангах радиаторов были не затянуты.
    И это было сделано на специализированном танковом заводе профессиональными рабочими! Которых на фронт не отправляли!
    Что можно требовать от рабочих завода никогда с производством танков не сталкивавшихся.
    И по фотографиям горящих танков не реально определить завод изготовитель!
  9. stalkerwalker
    stalkerwalker 31 октября 2020 02:42 Новый
    0
    Я таки надеюсь, что в обещанном автором продолжении, будет дана объективная оценка производственных мощностей завода 112, в части технологических возможностей (а больше - невозможностей) в сборке Т-34 на площадках завода.
    P. S
    Хотелось бы, также, понять - как это можно было "... В итоге напряженной работы на 28-й день был изготовлен первый комплект погонов, и до конца года было изготовлено 450 погонов, а в 1942 г. – 2140 комплектов..."
    На ум приходит только "компрессия, хранимая в ведре", или попытки салагами наточить лапы якоря напильником...
    recourse
    1. дядя влад
      дядя влад 11 ноября 2020 23:01 Новый
      0
      Вообще то и сейчас не все могут сделать погон.Погон башни -это кольцо с зубчатым венцом диаметром 1.5-2.0 метра и точностью 0,2-0,1 мм на 2 радиана и чистотой 0,8 .Если Вам что то это говорит.
      Хотите понять- посмотрите на узел поворота экскаватора (Кат или Японец)Этот зубчатый венец есть погон башни наизнанку.Немцы изготавливают погон в 1.5 метра за 90 дней
  10. Читателль 2013
    Читателль 2013 31 октября 2020 09:11 Новый
    -8
    Чудно конечно, в "загниваюшей" Америке предприятия бились за то, чтобы получить военные заказы, а тут пестиком грозили
    1. demiurg
      demiurg 31 октября 2020 10:35 Новый
      +7
      Очень прям хорошее сравнение.
      С одной стороны, предприятие с ограниченными ресурсами (причем всеми) часть персонала мобилизована. И завод был загружен на все 100% и до войны.
      С другой, заводы с готовым персоналом, ресурсами, простаивающие из за великой депрессии, года этак так с 1930.
      Один в один ситуация.
    2. Комментарий был удален.
  11. михаил3
    михаил3 31 октября 2020 11:56 Новый
    +7
    Спецеедство и то, что большинство советского руководства высоких рангов не имело необходимого инженерного образования, делали свое дело беспощадно. Заводам попросту не хватало внутренней организации. Однако, самая большая проблема СССР лежала на стыке технологий, идеологии и психологии. Причем проблема была именно в психологии!
    Технологии - для выпуска продукции необходима поставка комплектующих. Дико и странно делать виновными тех, кто недополучил комплектующие необходимого качества.
    Идеология - в СССР строился социализм. То есть - производство должно было идти по плану. План должен быть а) научно и технически обоснован б) выполняться. Кто не выполнил, тот и виноват.
    Психология. Самая засада. Четкая работа по выполнению и контролю первых двух позиций без проблем делали СССР первым в мире, безусловным лидером. Но. НО. Выполнение этих условий практически полностью блокировало продвижение по властным вертикалям карьеристов! Властолюбцам нет места в системах производства социализма. Они - безусловно деструктивная сила, разрушающая все и всяческие производственные и технологические цепочки. А власть то состоит целиком и полностью из них!
    В результате технология и идеология были поломаны и забыты. Властолюбцы махали пистолетами, били морды, перемещали огромные обьемы ресурсов бесцельно и бессмысленно, разрушая, портя и гадя вокруг себя все, лишь бы выставить себя крутыми и победительными руководителями. Достойными безусловного повышения.
    Можно наладить технологический процесс путем именно наладки - точной и кропотливой работы по устранению проблемных мест. Но это во первых надо уметь! Кучу всего знать! А замнаркома на свою должность не умением и знанием попал. И что тогда? А тогда надо выволочь ствол, посадить несколько человек, расстрелять кого нибудь. Метод властолюбцев - пусть эти лохи, что тратили время на всякие там институты и прочие "заумные книжки" как нибудь сделают ЗА НЕГО ЕГО РАБОТУ.
    Правда, у этой презренной технологической мелочи нет его возможностей. И по настоящему, как следует, с работой справляться им тоже нельзя, потому что Хозяин может заметить, что работу то сделал не замнаркома! Так что все ДОЛЖНО быть плохо-плохо, но чудом, стволом и расстрелом, в руках перспективнейшего начальника, удалось сделать хоть что то. Надо дать начальнику еще больше власти, и он ужо тогда...
    В общем следует признать. В СССР построение социализма так и не удалось. По описанной мною причине. Страшно жаль, но...
    1. OldMichael
      OldMichael 2 ноября 2020 15:41 Новый
      0
      Михаилу3:
      Жаль, что можно только один плюс поставить.
      Хоть и не во всём с Вами согласен, в целом — присоединяюсь.
      1. михаил3
        михаил3 2 ноября 2020 16:12 Новый
        0
        Спасибо. Попробуйте, пожалуйста, сформулировать то, в чем вы не согласны. Очень интересно. Только если это не на уровне ощущения "ну не могло же все быть так плохо"))
    2. дядя влад
      дядя влад 11 ноября 2020 23:13 Новый
      -1
      Есть одна проблема.Социализм в СССР -это лишь первый социальный эксперимент.Да есть неудачи,да не все правильно.Но,на ошибках учатся.Капитализму вообще-то 450 лет плюс эпоха экспериментов.(Венецианская Республика)Хочется кому то,не хочется но как сказал Жванецкий "Мы упорно ползем на кладбище"Мы упорно идем к социализму. И самое смешное нас туда заталкивают оголтелые империалисты Люди боятся слова "социализм"-будет социальное государство.Читайте лучше Карла Маркса "Капитал"
      1. михаил3
        михаил3 12 ноября 2020 09:06 Новый
        0
        Я читал) Наклепал там Маркс... Впрочем, для сурового пивного алкоголика простительно. Самый занятный вопрос, который сразу приходит в голову - разница труда и труда. Один человек за два рабочих часа делает из материла вещь. А другой, за те же два часа, из тех же материалов - барахло. Попробуйте вписать эту очевидную штуку в марксовы формулы.
        Касаемо же того, что социализм ОПЯТЬ получится построить на лжи, подлой брехне и обмане народов - вам одного разу мало? К чему привели пропаганда, ложь и обман в первый раз, вам непонятно? Или нет желания понимать? Верхушка СССР не могла говорить людям правду и вести экономику по ней.
        Это для социалистической экономики правда - единственная возможность существовать. А для верхушки - признание того, что места свои они занимали не по праву. И лгать, ловчить, брехать - единственный способ для них во власти закрепиться. Это, и создаваемый ложью бардак да хаос. В нормально работающей системе социалистических производственных и общественных отношений для карьеристов, лжецов и ловчил, нет места. Значит - будет ненормальная!
        Вот она и рухнула ко всем чертям. Именно поэтому. И ваше милое убеждение, что народу просто надо брехать по другому, мягко скажем, не сработает...))
  12. Комментарий был удален.
  13. irontom
    irontom 31 октября 2020 13:42 Новый
    +3
    КрасноСормовская Т-34, моя старая модель сделал еще в конце 90-х.
    Экранировка и характерные поручни над задним люком МТО.

    1. hohol95
      hohol95 1 ноября 2020 23:21 Новый
      +2
      Ваша модель называлась - танк Т-34 отремонтированный на заводе №112?
      Катки с внутренней амортизацией на "Красном Сормово не использовались.
      Больше напоминает танки производства УВЗ или ЧТЗ.
      1. irontom
        irontom 2 ноября 2020 19:46 Новый
        +1
        Давно было, была Звезда, остались Тамиевские запчасти (экран, баки, катки), можно сказать, да, что это ремонтный танк.
        1. hohol95
          hohol95 4 ноября 2020 00:09 Новый
          0
          "Т-34. Первая полная энциклопедия". Максим Коломиец
          В этой книге приведены данные и фотографии о ремонте Т-34 на ремонтных заводах и возникающих при этом трудностях.
    2. дядя влад
      дядя влад 11 ноября 2020 23:15 Новый
      -1
      Ствол 76 мм -слишком длинный. Это не Ф-22
      1. irontom
        irontom 13 ноября 2020 12:59 Новый
        0
        Не стандартная Ф-34, модель Т-34 от Звезды.
  14. Azimuth
    Azimuth 31 октября 2020 14:18 Новый
    +7
    Цитата: Читателль 2013
    Чудно конечно, в "загниваюшей" Америке предприятия бились за то, чтобы получить военные заказы, а тут пестиком грозили

    В загнивающей Америке не была отмобилизована такая доля мужчин, как в СССР, территория не была под ударами и оккупацией, предприятия и инфраструктура не переносились за тысячу километров, либо не перепрофилировались настолько.
    Максимум в Штатах стояли у станков женщины, а не полуголодные дети работавшие по две смены... Бога бы побоялись, раз на память наплевать.
    1. Читателль 2013
      Читателль 2013 31 октября 2020 15:37 Новый
      -4
      Вам про экономику, а вы лозунги кидать, можно подумать до войны план в СССР выполняли другими методами
  15. Azimuth
    Azimuth 31 октября 2020 16:29 Новый
    +6
    Цитата: Читателль 2013
    Вам про экономику, а вы лозунги кидать, можно подумать до войны план в СССР выполняли другими методами
    Ни грамма лозунгов, не сторонник ни вранья горе идеологов времен СССР, ни любителей все изг..нять сейчас. Отделяю самоотверженность и подвиг многих наших людей от шелухи и помоев и тех и других.

    Так что как раз экономика. Трудовые ресурсы часть экономики. Мобилизационные планы тоже экономика. Эвакуация и перенос сотен производств, с учетом логистических возможностей того времени и уровня развития железнодорожных и водных путей, разворачивание зачастую в чистом поле, налаживание кооперации - это сложнейшие в реализации мероприятия даже сегодня, но были специалисты которые справились без ЭВМ и програмного обеспечения, на счетах и карандашом. Мысленно посадите в кресла наркомов того времени нынешнее правительство РФ и прикиньте, а справятся ли они с подобной задачей. А это все ЭКОНОМИКА. Посчитать ресурсы, заметьте ограниченные, переработать, распределить, произвести продукцию, сообразно планам на фронте и содержания населения в тылу, и т.д., и т.п. Экономика чистейшая, а не лозунги.

    До войны шла подготовка к ней. Война не начинается за год или два, и скрыть военные приготовления невозможно, все стороны прекрасно понимали кто, где и приблизительно когда начнет войну. И до войны и во время нее ЛЮБОЕ государство предпринимает действия и применяет меры по сути военного времени.
    Почитайте про методы применявшиеся в Великобритании, например в планировании производства сельскохозяйственной продукции и как там поступали с фермерами осмеливавшимися их не выполнять
    1. Alexey RA
      Alexey RA 2 ноября 2020 15:07 Новый
      +1
      Цитата: Azimuth
      Почитайте про методы применявшиеся в Великобритании, например в планировании производства сельскохозяйственной продукции и как там поступали с фермерами осмеливавшимися их не выполнять

      Не только с фермерами и не только во время войны. Оруэлл свой "1984" рисовал именно с британских реалий - в те времена, когда Клемент Эттли реально строил ангсоц.
      В с/х Британии было: централизованное планирование производства в фермерских хозяйствах, фиксированные закупочные цены и комиссии по определению "эффективности хозяйствования" (фермеры, признанные неэффективными хозяевами, получали время на исправление выявленных недостатков, при неисправлении - могли лишиться земли).
      Та же петрушка после войны была в лёгкой промышленности: производство контролировалось комиссиями по эффективности.
      1. дядя влад
        дядя влад 11 ноября 2020 23:18 Новый
        -1
        Вообще то Англия после войны сидела на карточках до 53-го Смотрите на Дискавери "Эдвардианская ферма"
  16. TechPriest
    TechPriest 9 ноября 2020 07:31 Новый
    -2
    "Муромский паровозоремонтный завод № 176 был занят изготовлением передних и поддерживающих колес"
    Но на Т-34 нет поддерживающих катков
  17. DwarfKing
    DwarfKing 10 ноября 2020 16:32 Новый
    0
    дед всю войну на этом заводе как-раз танки сначала собирал, потом ездил