Зеркальный самолёт и лазеры. Секретные прототипы в небе Мохаве

3

Серое покрытие на Model 401 Son of Ares с загадочными ромбами на фюзеляже не дает спокойно спать милитари-экспертам США. Источник: thedrive.com

Дитя Берта Рутана


Scaled Composites известна своими авангардными летательными аппаратами. Несколько лет назад контора удивляла мир гигантским двухфюзеляжным Model 351 Stratolaunch, который так и не нашел для себя нишу применения. Крылатому исполину изначально пророчили использование в качестве платформы для воздушного старта космических ракет, а сейчас пытаются переключить машину на тестирование американских гиперзвуковых ударных комплексов.

Прививку авангардизма компании Scaled Composites сделал её основатель Берт Рутан, вошедший в мировой зал славы авиаконструкторов. Историю компания ведет с 1982 года. За это время из конструкторского бюро вышло немало необычных летательных аппаратов. Большинство из них имело гражданское назначение, но несколько раз фирма участвовала в тендерах Пентагона.



В 1990 году Берт Рутан с единомышленниками построил легкий штурмовик ARES (Agile Responsive Effective Support) по экзотической схеме «утка» и с широким применением углепластика. Машина военным понравилась, но дальше демонстрационного прототипа дело не дошло. Единственный раз ARES был в деле, когда исполнял роль немецкого Мессершмитта Me 263 в художественном фильме «Железный орел 3». Тем не менее, именно ARES можно по праву считать предшественником главного героя данного материала – малозаметного самолета Model 401 Son of Ares (Сын Ареса). К работам над этим проектом сам Берт Рутан уже никакого отношения не имеет – он отошел от дел.


Секретный "Сын Ареса" позволяет себя свободно фотографировать. Источник: thedrive.com

Сейчас его детище Scaled Composites куплено Northrop Grumman и частично занято в оборонных исследованиях. Собственно, никогда проекты конторы Берта Рутана не были особо засекречены, а вот относительно «Сына Ареса» информации не так много. Фактически все ограничивается сухими цифрами тактико-технических характеристик. Масса пустого одноместного самолета 1814 килограммов, максимальный взлетный вес 3629 килограммов. Размах крыла и длина составляют 11 метров. Силовая установка — двухконтурный турбореактивный двигатель Pratt & Whitney JTD-15D-5D с максимальной тягой в 1381 килограмм. «Модель 401» тихоходна: 0,6 Маха на высоте более 9 километров. В крейсерском режиме полета Son of Ares может продержаться в воздухе около 3 часов.

Первый раз самолет поднялся в воздух 11 октября 2017 года. С самого начала комментаторы гадали об истинных причинах появления такого необычного аппарата. Одним из заметных признаков самолета стало сходство с ударным реактивным дроном Avenger / Predator C от General Atomics. На это указывает сходное расположение плоскостей крыла и воздухозаборника двигателя, а также общая конфигурация фюзеляжа, созданная с учетом требований малозаметности. Тогда же и появилось предположение, что пилотируемые Model 401 (машины собрали в двух экземплярах) предназначены для отработки новых вариантов Avenger, так как на начальных этапах тестирования наличие пилота в кабине серьезно экономит ресурсы.




Model 401 Son of Ares на аэродроме и в полете. Источник: thedrive.com

Добавляла неопределенности и скрытность нового творения Scaled Composites: самолеты лишь изредка появлялись в небе над пустыней Мохаве в Калифорнии. На Son of Ares, в отличие от его предка ARES, не устанавливается оружие и даже места для него, очевидно, не предусмотрено. Кстати, парочку построенных к 2017 году прототипов назвали «Деймос» и «Фобос» (бортовые номера: N401XD Deimos и N401XP Phobos). Согласно мифологии, Деймос с Фобосом были сыновьями бога Ареса. Есть предположение, что вариант D – дрон с непрозрачным колпаком вместо кабины пилота. Вполне вероятно, что на машинах отрабатываются алгоритмы взаимодействия «пилотируемый аппарат – дрон». Что подобное сейчас мы видим на примере Су-57 и ударного БПЛА «Охотник».

Поиски предназначения


Первый раз Model 401 всерьез привлек внимание в середине текущего года, когда поднялся в воздух, полностью обклеенный зеркальной пленкой. Полет зеркального самолета над авиабазой China Lake сопровождался полетом еще одного экзотического творения студии Scaled Composites – летательного аппаратп Proteus. «Протеус» нес под фюзеляжем некий контейнер с признаками оптических систем. Логика наблюдавших эту парочку было очень проста: зеркальное покрытие экспериментального Son of Ares необходимо для отражения лучей, и они явно не солнечные. Рабочей гипотезой стали испытания секретного покрытия, предназначенного для отражения боевых лазеров. Proteus в этой истории выступает в роли носителя контейнера с лазерным оружием. Конечно, мощность излучателя была искусственно занижена: все-таки в качестве учебной цели выступал пилотируемый самолет.

На втором летном экземпляре Model 401 можно было заметить матовое покрытие серого цвета, о назначении которого также можно только догадываться. Учитывая распространенность и развитие инфракрасных систем наведения, способных частично обесценить технологии stealth, можно предположить, что Scaled Composites тестировали новую систему маскировки. Кстати, на эскортном Proteus могли быть установлены тепловизоры в паре с лазерами. Американские аналитики из TheDrive допускают использование подобного серого покрытия на самолетах для рассеивания лазерных лучей систем наведения и поражения. В некоторых полетах зеркального и матового самолетов Model 401 в качестве сопровождающего выступал F-15D Eagle. И под его фюзеляжем был также замечен таинственный контейнер с оптической аппаратурой. Все говорит о том, что программа Son of Ares рассматривается военными на роль испытательного полигона технологических новинок для ВВС и ВМС.


Зеркальный «Арес» (Model 401 Son of Ares). Источник: thedrive.com


Эскортный Proteus. Источник: thedrive.com

Последний раз Son of Ares с бортовым N401XP напомнил о себе в конце октября, когда засветился перед объективами папарацци с загадочным аппаратным блоком под кабиной летчика. Полеты случились в пустыне Мохаве и проходили в сопровождении вполне традиционного учебно-тренировочного Т-39 Sabreliner. Специфической аппаратуры на самолете сопровождения замечено не было, поэтому наблюдатели решили, что самое главное скрыто внутри блока, похожего на воздухозаборник. В данном случае Model 401 выступала в качестве носителя лазерного оружия, в полетах отрабатывали тактику его применения. Характерная форма блока, возможно, говорит о потребности охлаждать скрытую внутри аппаратуру. У Пентагона уже проведены испытания подобных лазерных модулей SHiELD, которые планируется научить сбивать чуть ли не баллистические ракеты. Один из вариантов исполнения такого твердотельного боевого лазера мог быть установлен на Son of Ares.






Еще один раздражитель для наблюдателей — неизвестный контейнер под фюзеляжем Son of Ares. Предполагается, что это твердотельный боевой лазер. Источник: naked-science.ru

Уникальность программы Model 401 — в её неоднозначной секретности. С одной стороны, на официальном сайте Scaled Composites нет ни слова об экспериментальном самолете, а с другой — летательный аппарат фотографируют все, кому ни лень. Если владелец компании-разработчика Northrop Grumman и пытается засекретить самолет, то получается это очень плохо. Опытные машины вполне легально совершают дневные перелеты через всю страну, попадая при этом в объективы фото- и видеокамер. Также до конца непонятна причина создания столь дорогостоящего самолета с фюзеляжем из углеволокна, собранного по заветам технологии Stealth. Слишком накладно разрабатывать такой самолет исключительно как площадку для отработки новых технологий — можно ведь использовать массу других самолетов. Нельзя сбрасывать со счетов и двойной характер использования экспериментального самолета. Такой "секретный" пиар может служить для привлечения внимания потенциальных инвесторов к программе гражданского применения Model 401.

Подобное отношение к самолетам наследников концепции Берта Рутана не может не удручать. Уникальные машины с революционными техническими решениями не смогли занять достойного места в мировой авиации. Вероятно, и «Сына Ареса» ждет подобная участь. Тем не менее, с одной задачей Model 401 Son of Ares справился точно: он продолжает привлекать внимание к Scaled Composites, без чего экстравагантные инженеры жить не могут.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    2 ноября 2020 08:02
    И в России ищут пути применения и защиты по лазерной тематике, но информация малодоступна... )
    Новость не к данной статье, но по теме ПВО: американцы рассекретили информацию по иранской ракете ПЗРК, перехваченной при переправке хуситам. В Пентагоне назвали её ракета 358, так как практически уверены, что самолет ЦРУ над Афганистаном (борт. номер 358, с "убийцей Сулеймани) мог быть сбить такой ракетой, так как американский борт шел на высоте, где его не могли достать из ПЗРК, но как раз в зоне досягаемости "Ракеты 358".
    Универсальность ракеты в том, что она может быть и барражирующим боеприпасом (с дальностью до 100 км) , и сбивать воздушные объекты ,достигая высоты 8 км. со сверхзвуковой скоростью, а ещё пару км. с дозвуковой.
    Цинк - https://mobile.twitter.com/Pataramesh/status/1322463620358377472
    Больше информации здесь - https://colonelcassad.livejournal.com/6294119.html
    1. 0
      8 декабря 2020 16:13
      В инфракрасном диапазоне резко меняется отраженное излучение от полированного металла, что искажает реальную температуру тела. Вариант комбинации с разными покрытиями может получится какой то " камуфляж" от инфракрасных систем наблюдения. Хотя в видимом спектре будет виден.
      1. 0
        12 января 2021 19:50
        очень походит на кандидата для нового УТС, где победил Boeing T-7 а-ля F-105 ThunderBird, ну а это соответственно из F-107 UltraSabre - хорошее оперение для солнечных панелей зарядки лазера или толпы беспилотников (верхнее расположение ВЗ намекает)