Military Review

Mirror plane and lasers. Secret prototypes in the Mojave sky

1

The gray coating on the Model 401 Son of Ares with mysterious rhombuses on the fuselage does not allow the US military experts to sleep peacefully. Source: thedrive.com


Child of Bert Rutan


Scaled Composites are renowned for their avant-garde flying machines. A few years ago, the office surprised the world with a giant double-fuselage Model 351 Stratolaunch, which never found a niche for itself. The winged giant was originally predicted to be used as a platform for an air launch of space rockets, and now they are trying to switch the car to testing American hypersonic strike systems.

The avant-garde instillation of Scaled Composites was made by Bert Rutan, who entered the world aircraft designers hall of fame. History the company has been running since 1982. During this time, a lot of unusual aircraft came out of the design bureau. Most of them were civilian, but the firm participated in Pentagon tenders on several occasions.

In 1990, Bert Rutan, with like-minded people, built a light attack aircraft ARES (Agile Responsive Effective Support) according to an exotic "duck" scheme and with extensive use of carbon fiber. The military liked the car, but it did not go beyond the demonstration prototype. The only time ARES was in business was when he portrayed the German Messerschmitt Me 263 in the feature film Iron Eagle 3. Nevertheless, it is ARES that can rightfully be considered the predecessor of the main character of this material - the inconspicuous aircraft Model 401 Son of Ares (Son of Ares). Bert Rutan himself has nothing to do with the work on this project - he retired.


Secret "Son of Ares" allows himself to be photographed freely. Source: thedrive.com

His brainchild, Scaled Composites, is now acquired by Northrop Grumman and is partially engaged in defense research. Actually, the projects of Bert Rutan's office have never been particularly classified, but there is not much information about the "Son of Ares". In fact, everything is limited to dry figures of tactical and technical characteristics. The mass of an empty single-seat aircraft is 1814 kilograms, the maximum take-off weight is 3629 kilograms. The wingspan and length are 11 meters. The power plant is a Pratt & Whitney JTD-15D-5D bypass turbojet engine with a maximum thrust of 1381 kilograms. The Model 401 is slow-moving: Mach 0,6 at an altitude of over 9 kilometers. In cruise mode, the Son of Ares can stay in the air for about 3 hours.

The plane took off for the first time on October 11, 2017. From the very beginning, commentators wondered about the true reasons for the appearance of such an unusual apparatus. One of the notable signs of the aircraft was its resemblance to the Avenger / Predator C attack jet drone from General Atomics. This is indicated by the similar arrangement of the wing and air intake planes of the engine, as well as the general configuration of the fuselage, created taking into account the requirements of stealth. At the same time, it was suggested that the piloted Model 401 (the machines were assembled in duplicate) were intended to test new variants of the Avenger, since at the initial stages of testing, the presence of a pilot in the cockpit seriously saves resources.




Model 401 Son of Ares at the airfield and in flight. Source: thedrive.com

Added uncertainty and secrecy to the new creation of Scaled Composites: aircraft only occasionally appeared in the skies over the Mojave Desert in California. On Son of Ares, unlike its ancestor ARES, it is not installed weapon and even a place for it, obviously, is not provided. By the way, a couple of prototypes built by 2017 were named "Deimos" and "Phobos" (tail numbers: N401XD Deimos and N401XP Phobos). According to mythology, Deimos with Phobos were the sons of the god Ares. There is speculation that option D is a drone with an opaque dome instead of the cockpit. It is quite probable that the algorithms of interaction "manned vehicle - drone" are being worked out on the machines. What we see now is the example of the Su-57 and the Okhotnik strike UAV.

Search for destination


The first time the Model 401 seriously attracted attention was in the middle of this year, when it took to the air, completely covered with mirror film. The flight of the mirror plane over the China Lake airbase was accompanied by the flight of another exotic creation of the Scaled Composites studio - the Proteus aircraft. The Proteus was carrying a container under the fuselage with signs of optical systems. The logic of those observing this couple was very simple: the specular coating of the experimental Son of Ares is necessary to reflect the rays, and they are clearly not solar. The working hypothesis was testing a secret coating designed to reflect combat lasers. Proteus in this story acts as the carrier of the container with laser weapons. Of course, the power of the emitter was artificially lowered: after all, a manned aircraft acted as a training target.

On the second flight model of the Model 401, a matte gray finish could be seen, the purpose of which can only be guessed at. Given the prevalence and development of infrared guidance systems that can partially devalue stealth technology, it can be assumed that Scaled Composites were testing a new cloaking system. By the way, the escort Proteus could be equipped with thermal imagers paired with lasers. American analysts from TheDrive admit the use of a similar gray coating on aircraft to scatter laser beams of guidance and destruction systems. On some flights of the mirrored and matt Model 401 aircraft, the F-15D Eagle acted as an escort. And under its fuselage was also seen a mysterious container with optical equipment. All indications are that the Son of Ares program is being considered by the military as a testing ground for technological innovations for the Air Force and Navy.


Mirror "Ares" (Model 401 Son of Ares). Source: thedrive.com


Escort Proteus. Source: thedrive.com

The last time Son of Ares with the onboard N401XP reminded of itself at the end of October, when it lit up in front of paparazzi lenses with a mysterious hardware unit under the cockpit. The flights took place in the Mojave Desert and were accompanied by a completely traditional training T-39 Sabreliner. No specific equipment was seen on the escort plane, so the observers decided that the most important thing was hidden inside a block that looked like an air intake. In this case, the Model 401 acted as a carrier of laser weapons, in flights they worked out the tactics of its use. The characteristic shape of the block probably indicates the need to cool the equipment hidden inside. The Pentagon has already tested similar SHiELD laser modules, which are planned to be taught to shoot down almost ballistic missiles. One of the variants of such a solid-state combat laser could be installed on the Son of Ares.






Another irritant for observers is an unknown container under the fuselage of the Son of Ares. It is believed to be a solid-state combat laser. Source: naked-science.ru

The uniqueness of the Model 401 program lies in its ambiguous secrecy. On the one hand, on the official website of Scaled Composites there is not a word about the experimental aircraft, and on the other hand, the aircraft is photographed by everyone who is not lazy. If the owner of the development company Northrop Grumman tries to classify the plane, it turns out very badly. Experienced cars quite legally make daytime flights across the country, while getting into the lenses of photo and video cameras. Also, the reason for the creation of such an expensive aircraft with a carbon fiber fuselage, assembled according to the precepts of the Stealth technology, is not fully understood. It is too expensive to develop such an aircraft solely as a platform for testing new technologies - after all, you can use a lot of other aircraft. The double nature of the use of the experimental aircraft cannot be disregarded. Such "secret" PR can serve to attract the attention of potential investors to the Model 401 civilian use program.

Such an attitude towards the aircraft of the heirs of Bert Rutan's concept cannot but depress. Unique cars with revolutionary technical solutions could not take their rightful place in the world aviation... Probably, a similar fate awaits the "Son of Ares". However, the Model 401 Son of Ares has done one thing for sure: it continues to draw attention to Scaled Composites that extravagant engineers cannot live without.
Author:
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Pike
    Pike 2 November 2020 08: 02
    +1
    And in Russia, they are looking for ways of using and protecting laser topics, but information is inaccessible ...)
    The news is not for this article, but on the topic of air defense: the Americans have declassified information on the Iranian MANPADS missile intercepted during the transfer to the Houthis. The Pentagon named it missile 358, since they are practically sure that the CIA plane over Afghanistan (board number 358, with the "killer Soleimani) could have been shot down by such a missile, since the American board went at a height where it could not be reached from MANPADS. but just within the reach of Rocket 358.
    The versatility of the missile is that it can be a loitering ammunition (with a range of up to 100 km) and shoot down air targets, reaching an altitude of 8 km. at supersonic speed, and another couple of kilometers. with subsonic.
    Zinc - https://mobile.twitter.com/Pataramesh/status/1322463620358377472
    More information here - https://colonelcassad.livejournal.com/6294119.html

Военное обозрение

Зеркальный самолёт и лазеры. Секретные прототипы в небе Мохаве

1

Серое покрытие на Model 401 Son of Ares с загадочными ромбами на фюзеляже не дает спокойно спать милитари-экспертам США. Источник: thedrive.com


Дитя Берта Рутана


Scaled Composites известна своими авангардными летательными аппаратами. Несколько лет назад контора удивляла мир гигантским двухфюзеляжным Model 351 Stratolaunch, который так и не нашел для себя нишу применения. Крылатому исполину изначально пророчили использование в качестве платформы для воздушного старта космических ракет, а сейчас пытаются переключить машину на тестирование американских гиперзвуковых ударных комплексов.

Прививку авангардизма компании Scaled Composites сделал её основать Берт Рутан, вошедший в мировой зал славы авиаконструкторов. Историю компания ведет с 1982 года. За это время из конструкторского бюро вышло немало необычных летательных аппаратов. Большинство из них имело гражданское назначение, но несколько раз фирма участвовала в тендерах Пентагона.

В 1990 году Берт Рутан с единомышленниками построил легкий штурмовик ARES (Agile Responsive Effective Support) по экзотической схеме «утка» и с широким применением углепластика. Машина военным понравилась, но дальше демонстрационного прототипа дело не дошло. Единственный раз ARES был в деле, когда исполнял роль немецкого Мессершмитта Me 263 в художественном фильме «Железный орел 3». Тем не менее, именно ARES можно по праву считать предшественником главного героя данного материала – малозаметного самолета Model 401 Son of Ares (Сын Ареса). К работам над этим проектом сам Берт Рутан уже никакого отношения не имеет – он отошел от дел.


Секретный "Сын Ареса" позволяет себя свободно фотографировать. Источник: thedrive.com

Сейчас его детище Scaled Composites куплено Northrop Grumman и частично занято в оборонных исследованиях. Собственно, никогда проекты конторы Берта Рутана не были особо засекречены, а вот относительно «Сына Ареса» информации не так много. Фактически все ограничивается сухими цифрами тактико-технических характеристик. Масса пустого одноместного самолета 1814 килограммов, максимальный взлетный вес 3629 килограммов. Размах крыла и длина составляют 11 метров. Силовая установка — двухконтурный турбореактивный двигатель Pratt & Whitney JTD-15D-5D с максимальной тягой в 1381 килограмм. «Модель 401» тихоходна: 0,6 Маха на высоте более 9 километров. В крейсерском режиме полета Son of Ares может продержаться в воздухе около 3 часов.

Первый раз самолет поднялся в воздух 11 октября 2017 года. С самого начала комментаторы гадали об истинных причинах появления такого необычного аппарата. Одним из заметных признаков самолета стало сходство с ударным реактивным дроном Avenger / Predator C от General Atomics. На это указывает сходное расположение плоскостей крыла и воздухозаборника двигателя, а также общая конфигурация фюзеляжа, созданная с учетом требований малозаметности. Тогда же и появилось предположение, что пилотируемые Model 401 (машины собрали в двух экземплярах) предназначены для отработки новых вариантов Avenger, так как на начальных этапах тестирования наличие пилота в кабине серьезно экономит ресурсы.




Model 401 Son of Ares на аэродроме и в полете. Источник: thedrive.com

Добавляла неопределенности и скрытность нового творения Scaled Composites: самолеты лишь изредка появлялись в небе над пустыней Мохаве в Калифорнии. На Son of Ares, в отличие от его предка ARES, не устанавливается оружие и даже места для него, очевидно, не предусмотрено. Кстати, парочку построенных к 2017 году прототипов назвали «Деймос» и «Фобос» (бортовые номера: N401XD Deimos и N401XP Phobos). Согласно мифологии, Деймос с Фобосом были сыновьями бога Ареса. Есть предположение, что вариант D – дрон с непрозрачным колпаком вместо кабины пилота. Вполне вероятно, что на машинах отрабатываются алгоритмы взаимодействия «пилотируемый аппарат – дрон». Что подобное сейчас мы видим на примере Су-57 и ударного БПЛА «Охотник».

Поиски предназначения


Первый раз Model 401 всерьез привлек внимание в середине текущего года, когда поднялся в воздух, полностью обклеенный зеркальной пленкой. Полет зеркального самолета над авиабазой China Lake сопровождался полетом еще одного экзотического творения студии Scaled Composites – летательного аппаратп Proteus. «Протеус» нес под фюзеляжем некий контейнер с признаками оптических систем. Логика наблюдавших эту парочку было очень проста: зеркальное покрытие экспериментального Son of Ares необходимо для отражения лучей, и они явно не солнечные. Рабочей гипотезой стали испытания секретного покрытия, предназначенного для отражения боевых лазеров. Proteus в этой истории выступает в роли носителя контейнера с лазерным оружием. Конечно, мощность излучателя была искусственно занижена: все-таки в качестве учебной цели выступал пилотируемый самолет.

На втором летном экземпляре Model 401 можно было заметить матовое покрытие серого цвета, о назначении которого также можно только догадываться. Учитывая распространенность и развитие инфракрасных систем наведения, способных частично обесценить технологии stealth, можно предположить, что Scaled Composites тестировали новую систему маскировки. Кстати, на эскортном Proteus могли быть установлены тепловизоры в паре с лазерами. Американские аналитики из TheDrive допускают использование подобного серого покрытия на самолетах для рассеивания лазерных лучей систем наведения и поражения. В некоторых полетах зеркального и матового самолетов Model 401 в качестве сопровождающего выступал F-15D Eagle. И под его фюзеляжем был также замечен таинственный контейнер с оптической аппаратурой. Все говорит о том, что программа Son of Ares рассматривается военными на роль испытательного полигона технологических новинок для ВВС и ВМС.


Зеркальный «Арес» (Model 401 Son of Ares). Источник: thedrive.com


Эскортный Proteus. Источник: thedrive.com

Последний раз Son of Ares с бортовым N401XP напомнил о себе в конце октября, когда засветился перед объективами папарацци с загадочным аппаратным блоком под кабиной летчика. Полеты случились в пустыне Мохаве и проходили в сопровождении вполне традиционного учебно-тренировочного Т-39 Sabreliner. Специфической аппаратуры на самолете сопровождения замечено не было, поэтому наблюдатели решили, что самое главное скрыто внутри блока, похожего на воздухозаборник. В данном случае Model 401 выступала в качестве носителя лазерного оружия, в полетах отрабатывали тактику его применения. Характерная форма блока, возможно, говорит о потребности охлаждать скрытую внутри аппаратуру. У Пентагона уже проведены испытания подобных лазерных модулей SHiELD, которые планируется научить сбивать чуть ли не баллистические ракеты. Один из вариантов исполнения такого твердотельного боевого лазера мог быть установлен на Son of Ares.






Еще один раздражитель для наблюдателей — неизвестный контейнер под фюзеляжем Son of Ares. Предполагается, что это твердотельный боевой лазер. Источник: naked-science.ru

Уникальность программы Model 401 — в её неоднозначной секретности. С одной стороны, на официальном сайте Scaled Composites нет ни слова об экспериментальном самолете, а с другой — летательный аппарат фотографируют все, кому ни лень. Если владелец компании-разработчика Northrop Grumman и пытается засекретить самолет, то получается это очень плохо. Опытные машины вполне легально совершают дневные перелеты через всю страну, попадая при этом в объективы фото- и видеокамер. Также до конца непонятна причина создания столь дорогостоящего самолета с фюзеляжем из углеволокна, собранного по заветам технологии Stealth. Слишком накладно разрабатывать такой самолет исключительно как площадку для отработки новых технологий — можно ведь использовать массу других самолетов. Нельзя сбрасывать со счетов и двойной характер использования экспериментального самолета. Такой "секретный" пиар может служить для привлечения внимания потенциальных инвесторов к программе гражданского применения Model 401.

Подобное отношение к самолетам наследников концепции Берта Рутана не может не удручать. Уникальные машины с революционными техническими решениями не смогли занять достойного места в мировой авиации. Вероятно, и «Сына Ареса» ждет подобная участь. Тем не менее, с одной задачей Model 401 Son of Ares справился точно: он продолжает привлекать внимание к Scaled Composites, без чего экстравагантные инженеры жить не могут.
Автор:
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Pike
    Pike 2 ноября 2020 08:02 Новый
    +1
    И в России ищут пути применения и защиты по лазерной тематике, но информация малодоступна... )
    Новость не к данной статье, но по теме ПВО: американцы рассекретили информацию по иранской ракете ПЗРК, перехваченной при переправке хуситам. В Пентагоне назвали её ракета 358, так как практически уверены, что самолет ЦРУ над Афганистаном (борт. номер 358, с "убийцей Сулеймани) мог быть сбить такой ракетой, так как американский борт шел на высоте, где его не могли достать из ПЗРК, но как раз в зоне досягаемости "Ракеты 358".
    Универсальность ракеты в том, что она может быть и барражирующим боеприпасом (с дальностью до 100 км) , и сбивать воздушные объекты ,достигая высоты 8 км. со сверхзвуковой скоростью, а ещё пару км. с дозвуковой.
    Цинк - https://mobile.twitter.com/Pataramesh/status/1322463620358377472
    Больше информации здесь - https://colonelcassad.livejournal.com/6294119.html