Пять лет трагедии с российским самолётом в Египте. Каир до сих пор официально не признал случившееся терактом

31

Пять лет тому назад, 31 октября 2015 года, в небе над Синайским полуостровом на несколько мгновений зажглась и тут же погасла яркая звездочка. С ней ушли в вечность 7 членов экипажа и 217 пассажиров самолета Airbus A321-231 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего чартерный рейс 7К-9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург.

Как впоследствии выяснилось, все они стали жертвой атаки террористов «Исламского государства» (запрещено в РФ), таким изуверским способом мстивших за свое военное поражение от русских воинов. Самой младшей из находившихся на борту, Дарине Громовой, было 10 месяцев… Эта катастрофа стала наиболее масштабным авиапроисшествием для Египта и самым массовым случаем гибели в небе граждан России. Что изменилось за прошедшее время в отношениях между двумя странами, в деле расследования теракта, а также в обеспечении безопасности наших туристов?



Увы, никаких позитивных новостей по данному вопросу не имеется. Несмотря на достаточно солидный срок, отделяющий нас от трагедии, слишком многое, относящееся к ней, зависло в мертвой точке (как для родственников жертв гибели рокового рейса, так и в вопросе российско-египетского взаимодействия в деле недопущения повторения чего-либо подобного). Следственный комитет России раз за разом продлевает сроки расследования уголовного дела, возбужденного по факту теракта. Во всяком случае, близкие погибших, по словам руководительницы благотворительного фонда их памяти «Рейс 9268» Ирины Захаровой, регулярно получают соответствующие официальные уведомления.

Всё упирается в позицию египетской стороны, которую трудно назвать конструктивной. Каир до последнего отказывался признавать случившееся террористической атакой, пытаясь свалить все на «неисправность лайнера», которой не было и в помине, и продолжал отрицать очевидное даже тогда, когда боевики ИГИЛ взяли на себя ответственность за гибель самолета, а их откровения были подтверждены как ФСБ России, так и спецслужбами США и Британии. Увы, сегодня официальные власти Египта продолжают уклоняться от реальной ответственности за гибель россиян, которая в значительной мере лежит на них.

То, что президент страны еще в 2016 году согласился с тем, что самолет был уничтожен террористами, еще не означает официального признания этого факта Каиром и, следовательно, готовности понести ответственность за то, что трагедия стала возможна из-за крайне низкого уровня безопасности в аэропорту Шарм-эш-Шейх. Сейчас в местных судах рассматриваются иски 28 семей погибших. Каковы их шансы на справедливое решение? Сказать сложно.

Пока что главным наказанием для Египта стала приостановка Россией воздушного сообщения с ним, лишившая местные курорты весьма желанных туристов. Позиция Москвы в данном вопросе была и остается предельно жесткой: ни один российский борт не приземлится в египетских аэропортах до тех пор, пока там царят бедлам и вседозволенность. Ведь в том, что совершившие свое черное дело террористы (по утверждению министра обороны Сергей Шойгу, это были боевики группировки «Вилаят-Синай», являющейся местным «филиалом» ИГИЛ), совершили при содействии сотрудников технических служб аэропорта, нет никаких сомнений.

Что характерно, о выполнении «абсолютно всех требований относительно повышения уровня безопасности» в собственных воздушных воротах власти Египта заявили менее чем через год после трагедии. Впоследствии один из высокопоставленных чиновников, имеющих отношение к местной авиационной отрасли, утверждал, что все необходимые меры («как визуальные, так и невизуальные») для недопущения новых происшествий приняты прежде всего благодаря закупке «очень большого количества самого современного оборудования для досмотра пассажиров и их багажа».

Да, по отзывам тех, кто не так давно посещал страну, египетские аэропорты изменились весьма сильно: проверок стало больше и они приобрели такой же «драконовский» и тотальный характер, как, допустим, в Европе. Техническая сторона (от сканеров багажа и камер слежения до сложных электронных замков на всех помещениях) и вправду усилена. Впрочем, человеческий фактор продолжает играть свою роль.

Как бы то ни было, но планировавшийся на февраль 2019 года финальный визит российских инспекторов по авиационной безопасности, до этого неоднократно посещавших Египет и делавших все новые замечания, так и не состоялся — «по техническим причинам». Воздушное сообщение между странами пока что возобновлено только по линии Москва — Каир (в апреле 2018 года). Самыми свежими сведениями относительно того, когда все-таки состоятся первые рейсы из России в Шарм-эш-Шейх и Хургаду, можно считать заявление, сделанное накануне заместителем главы дипломатического ведомства Олегом Сыромолотовым.

По его словам, это «дело ближайшего времени», однако говорить о каких-то конкретных сроках пока невозможно. При этом замглавы МИД уточнил, что основной проблемой все еще остается вопрос безопасности, оговорившись, что совместная работа как российских, так и египетских специалистов над этим аспектом «не была доведена до завершения в связи с пандемией коронавируса». Также он дал понять, что серьезным препятствием для полноценного возобновления полетов является и упорное нежелание Каира довести до конца расследование теракта и покарать его виновников.

Понятно, что даже самый суровый приговор убийцам наших сограждан и их пособникам, как вольным, так и невольным, не вернет погибших и не уменьшит горе их близких. Однако он мог бы стать залогом того, что потрясшая нашу страну пять лет назад трагедия не повторится.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 ноября 2020 06:57
    Пять лет трагедии с российским самолётом в Египте. Каир до сих пор официально не признал случившее терактом

    Если это не террористический акт на воздушном судне, то что тогда ?

    Конечно,официальному Каиру не хочется признавать очевидное в силу ряда причин , но в то же время такая его позиция , долгое время сдерживала возобновление полётов российских авиакомпаний в страну ...
    1. +4
      1 ноября 2020 07:37
      Цитата: Инсургент
      Конечно,официальному Каиру не хочется признавать очевидное в силу ряда причин

      Ну так признаешь и придется компенсации платить, причем МНОГО! Оно Каиру надо?
      1. 0
        1 ноября 2020 08:04
        Цитата: Егоза
        Ну так признаешь и придется компенсации платить, причем МНОГО! Оно Каиру надо?


        Тогда пусть посчитают НЕ ПРЯМЫЕ убытки от невозможности для россиян летать на отдых в Египет так же свободно, как это было до 2015 года.

        Посчитают, и прослезятся...
        1. +2
          1 ноября 2020 11:49
          Тогда пусть посчитают НЕ ПРЯМЫЕ убытки

          Похоже, они считать не умеют.
  2. +19
    1 ноября 2020 07:06
    ушли в вечность 7 членов экипажа и 217 пассажиров.Самой младшей из находившихся на борту, Дарине Громовой, было 10 месяцев…

    1. +7
      1 ноября 2020 18:03
      Царствие Небесное!
      Пусть Земля будет пухом Агнцам БОЖЬИМ !
  3. +7
    1 ноября 2020 07:28
    Разрушение гермошпангоута, стыка фюзеляжа с хвостовой частью. Предположительно были уже 4 такие катастрофы с А321. Из-за длинного фюзеляжа при взлете или посадке происходит касание хвоста со взлетной полосой. Это конструктивный косяк Airbus по причине удлинения фюзеляжа для увеличения пассажировместимости при сохранении высоты стоек шасси. 16 ноября 2001 года этот самолет ударился хвостом при посадке в Каире и был произведен ремонт. Как был качественно был сделан ремонт, это вопрос.
    Один из факторов в пользу этой версии - хвост на месте падения лежал далеко от основного фюзеляжа. Официально не были найдены следы взрывчатки. Хотя глава ФСБ уже на следующий день после катастрофы доложил президенту о следах взрывчатки что очень странно. Поэтому Египет официально не признаёт терракт, но сделал много и достаточно по ужесточению режима досмотра. Другие страны не изменили режим полетов в Египет.
    Если признать за причину катастрофы разрушение гермошпангоута, то аэрбасы с удлиненным фюзеляжем будут запрещены к эксплуатации и англо-французский Airbus понесет громадные убытки.
    1. +24
      1 ноября 2020 07:45
      Цитата: Konnick
      Другие страны не изменили режим полетов в Египет

      Кстати, действительно, почему только РФ требует усиления безопасности? Другие что, бессмертные? Или их не трогают?
      1. +6
        1 ноября 2020 07:47
        Странно то, что когда комиссия должна была дать окончательное заключение о соответствии, ее просто не отправили в Египет.
        1. +23
          1 ноября 2020 07:49
          Возможно, что и вправду дело не чисто. Ясно одно: кто то прикрывает свой зад.
      2. 0
        1 ноября 2020 09:37
        Кстати, действительно, почему только РФ требует усиления безопасности? Другие что, бессмертные? Или их не трогают?

        А Вы подумайте. Чем Россия отличается от других?
        Точнее, чем отличилась. wink
    2. -6
      2 ноября 2020 03:09
      Это конструктивный косяк Airbus по причине удлинения фюзеляжа для увеличения пассажировместимости при сохранении высоты стоек шасси. 16 ноября 2001 года этот самолет ударился хвостом при посадке в Каире и был произведен ремонт. Как был качественно был сделан ремонт, это вопрос.
      Один из факторов в пользу этой версии - хвост на месте падения лежал далеко от основного фюзеляжа.

      Вы когда читаете что-то в инете включайте немножко мозги. Для начала посмотрите взаимное расположение гермошпангоута и обшивки в точке tail_strike. А еще лучше идите варить борщ.

      добавил
      Разрушение гермошпангоута, стыка фюзеляжа с хвостовой частью

      Сам то понял, что написал?
      1. +4
        2 ноября 2020 05:55
        Обращайтесь ко мне на Вы. Я с Вами незнаком. Точка Tile Strike расположена , конечно, не у гермошпангоута, но удар по этой точке хвостовой секции, способствует повреждению гермошпангоута в соединении секции фюзеляжа и хвостовой секции ввиду сильного изгибающего момента от нагрузки в крайней точке хвоста.
        1. 0
          2 ноября 2020 14:19
          Небольшая опечатка -tail strike, писал как слышится. Здесь про эту версию подробнее https://www.interfax.ru/world/477226
  4. -5
    1 ноября 2020 07:33
    Египетская безалаберность и коррупция абсолютно беспрецедентны, потому они нестойки ко всяким бедам. К ним только на верблюде ездить.
    1. +13
      1 ноября 2020 07:44
      Вы там были? Если сравнивать Тунис и Египет, то это сравнивать землю и небо. В Тунисе просто фактически нет досмотра, но мы туда летаем.
      1. -3
        1 ноября 2020 08:05
        Потому что там братья-мусульмане и ИГИЛобразные шарятся, в стране очень сильное исламистское влияние и это дерьмо вылезает там с завидным постоянством. На Синае вообще-то война с этими деятелями идет, на ютубе полно видел как там мочат египетских военных, подбивают армейскую технику. Как в Сирии. Ну и какой там туризм? В Сирию не хочется съездить?
        1. +3
          1 ноября 2020 08:11
          В Египте расстрелы отдыхающих на пляже были? А в Тунисе были. И в Египте, и в Тунисе везде блок-посты. А в Сирию слетать, ну если только старых друзей навестить в Латакии.
          1. 0
            1 ноября 2020 09:46
            Выполнить амалию истишхадию на курорте в разы легче. Это вообще упирается в промытого кадра и доступное вооружение/взрывчатку. Если бы во Франции было попроще с оружием, то там сейчас бы на улицу боялись бы выйти. Но опять же - из-за сложности приобретения (даже нелегального), местные бабахи бегают с ножами, кулинарными пиками и прочим общедоступным холодным оружием.

            Внедрить человека на погрузку в аэропорту - это сложная операция, требующая привлечения больших сил и средств.
            1. +2
              1 ноября 2020 09:55
              В Египте постороннему невозможно пробраться в отель без перестрелки, если только у какого-нибудь официанта кукуха поедет. Но их проверяют серьезно и если заподозрят в связях с исламистами, то прощай работа. В отелях севернее Шарма, роль дополнительной охраны выполняют бедуины. Им тоже невыгоден отток туристов и в районы обитания бедуинов исламисты не суются.
        2. +2
          1 ноября 2020 08:25
          "на ютубе полно видел как там мочат египетских военных, подбивают армейскую технику. Как в Сирии.
          "


          Я ни одного такого видео не видел. Откуда у Вас такие видео? Специально ищете?
          1. -4
            1 ноября 2020 08:36
            Цитата: Konnick
            Откуда у Вас такие видео? Специально ищете?

            Вот Вам пример за этот год, вынесли блокпост.
            https://anna-news.info/boeviki-islamskogo-gosudarstva-razgromili-blokpost-egipetskoj-armii-na-sinae/
            1. 0
              1 ноября 2020 08:43
              Я видео не увидел, так несколько непонятных фото. И как можно увидеть видео на ютубе от АННА -news, если они заблокированы на ютубе.
      2. -3
        1 ноября 2020 08:10
        Цитата: Konnick
        В Тунисе просто фактически нет досмотра, но мы туда летаем.

        Пока грома нет...
      3. 0
        1 ноября 2020 09:42
        Вы там были? Если сравнивать Тунис и Египет, то это сравнивать землю и небо. В Тунисе просто фактически нет досмотра, но мы туда летаем.

        В Тунисе банкует Франция. А в Египте - Великобритания.
        В этом суть.
    2. -4
      1 ноября 2020 08:08
      Цитата: Башкирхан
      К ним только на верблюде ездить.

      Боюсь,верблюд в своём поведении, столь же не предсказуем как и безалаберность египетских властей...
  5. 0
    1 ноября 2020 08:22
    "Ведь в том, что совершившие свое черное дело террористы (по утверждению министра обороны Сергей Шойгу, это были боевики группировки «Вилаят-Синай», являющейся местным «филиалом» ИГИЛ), совершили при содействии сотрудников технических служб аэропорта, нет никаких сомнений[."
    [/i]
    А что у нас уже верят официальным лицам так, что не надо расследовать, делать экспертизы. Назначил виновного и всё?
  6. +1
    1 ноября 2020 09:49
    Цитата: donavi49
    Внедрить человека на погрузку в аэропорту - это сложная операция, требующая привлечения больших сил и средств.

    Ни одна группировка не взяла ответственность за КогалымАвиа.
    1. 0
      1 ноября 2020 10:36
      Ни одна группировка не взяла ответственность за КогалымАвиа.

      Не удивительно. Они если и были, то исполнители.
  7. 0
    1 ноября 2020 11:46
    А не надо отдыхать ни в Египте, ни в Турции. А если "очень надо", то, конечно,...
    Оно, конечно, так. Оно, конечно, знамо дело. Но вот ежели где чего случись, то вот, тебе, - и пожалуйста.
  8. +2
    1 ноября 2020 17:26
    Если бы признал Каир, погибших это все равно не воскресило бы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»