Народный военный автомобиль Volkswagen Kubelwagen

77

Volkswagen Kubelwagen стал самым массовым легковым автомобилем Германии периода Второй мировой войны. Внешний вид данной машины знаком практически каждому, даже людям, которые никогда не увлекались историей. «Кубельваген» часто мелькает на фотографиях, кадрах кинохроники и является привычным гостем исторических реконструкций. Эту модель можно встретить в музеях и частных коллекциях. Благодаря большим объемам серийного производства, достаточное количество данных автомобилей дожило до наших дней.

Volkswagen Kubelwagen серийно производился в Германии с 1939 по 1945 год. До лета 1945 года немецкая промышленность успела выпустить 50 435 данных автомобилей в различных модификациях. Благодаря этому, Kubelwagen стал самым распространенным легковым автомобилем в вермахте и войсках СС. Своё прозвище Kübelwagen (Kübel в переводе с немецкого - «лоханка») автомобиль получил за характерный внешний вид. Военный кабриолет, отличающийся хорошей проходимостью, напоминал солдатам тазик для стирки. Официальным обозначением модели было – Volkswagen Typ 82.



История появления


История появления военного автомобиля Volkswagen Kubelwagen неразрывно связана с желанием Гитлера создать народный автомобиль. Адольф Гитлер обещал своим сторонникам, что сможет обеспечить каждую немецкую семью собственной легковой машиной. Для воплощения столь грандиозной задачи был привлечен известный конструктор Фердинанд Порше. Ставшее настоящим символом Германии словосочетание Volkswagen (с немецкого языка переводится как «народный автомобиль») впервые прозвучало в 1935 году на открытии очередного Берлинского автосалона, ещё до появления одноименной компании.

Сам завод Volkswagen был заложен только 26 мая 1938 года в мало кому известном местечке Фаллерслебен, сегодня это город Вольфсбург. Новый завод строился из расчета максимального выпуска 500 тысяч автомобилей в год. При этом в реальности выпуск разработанных Порше легковых автомобилей составил 44 машины. Это были ранние версии автомобиля «Жук», ставшего уже после войны бестселлером марки. Развернуть производство легковых гражданских автомобилей на заводе так и не успели. Все выпущенные машины ушли не народу, а чиновникам. Уже с 1 сентября 1939 года завод полностью переориентировался на выпуск военной продукции.

Народный военный автомобиль Volkswagen Kubelwagen

При этом военные обратились к Фердинанду Порше с просьбой создать неприхотливый легкий автомобиль, который можно было бы эксплуатировать по бездорожью и в сложных климатических условиях, ещё в январе 1938 года. Первые опытные образцы под обозначением Typ 62 успели пройти испытания в ноябре 1938 года. Машина была признана очень удачной, даже несмотря на отсутствие полного привода.

Компактный и маневренный автомобиль с межосевым дифференциалом и легким весом мог соперничать и с некоторыми образцами полноприводной техники вермахта. В 1939 году автомобиль Typ 62 модернизировали, он получил свой узнаваемый угловатый корпус. Первые модели прошли испытания в боевых условиях во время Польской кампании вермахта. После всех работ по модернизации и изменению конструкции (в том числе по итогам испытаний в реальных боевых условиях) автомобиль получил новое обозначение Volkswagen Typ 82. Под этим обозначением машину начнут серийно выпускать с февраля 1940 года, создав на базе легкого военного автомобиля 30 различных модификаций.

Технические особенности немецкой «лоханки»


От гражданской модели новый легкий военный автомобиль отличался специальным максимально облегченным 4-дверным открытым цельнометаллическим кузовом с плоскими панелями и задними колесными редукторами. Колесная формула – 4х2, привод – задний. К особенностям военной модели относили наличие межколесного самоблокирующегося дифференциала, а также увеличенный до 290 мм клиренс. Также на Volkswagen Typ 82 устанавливались 16-дюймовые колеса. Для действий в условиях Северной Африки использовались специальные шины с большей шириной протектора, что положительным образом сказывалось на проходимости по пескам.

Автомобиль Volkswagen Typ 82 обладал достаточно скромными габаритами и небольшим весом. Максимальная длина – 3740 мм, ширина – 1600 мм, высота с расправленной тентовой крышей – 1650 мм. При сложенной крыше высота корпуса автомобиля не превышала 1100 мм. Колесная база – 2400 мм. Снаряженная масса – всего 715 кг, полная масса автомобиля – 1160 кг.


Кузов автомобиля собирался из продольно усиленных тонких жестяных листов (на них имелись характерного вида выштамповки). Кузов имел откидную брезентовую крышу и складное лобовое стекло. Отсутствие полноценной крыши было обусловлено желанием максимально облегчить и упростить конструкцию машины. В кузове было четыре боковых дверцы, которые открывались в разные стороны. В обычных условиях эксплуатации автомобиль был рассчитан на перевозку четырех человек, включая водителя. На плоской передней части автомобиля, имевшей ярко выраженную клиновидную форму, размещалось запасное колесо. В задней части находился двигатель. При этом все формы автомобиля были рублеными, угловатыми, что и сформировало его широко узнаваемый внешний облик.

Машина комплектовалась 40-литровым топливным баком, который размещался в переднем отсеке-багажнике. Местоположение бака хорошо выдавала заливная горловина с правой стороны крышки багажника. В некоторых случаях над ней в заводских условиях или уже на фронте устанавливался кронштейн, который использовался для размещения единого пулемета MG34/42. При плохих погодных условиях можно было расправить откидную брезентовую крышу. При необходимости в боковые проемы над дверьми можно было вставить специальные съемные боковые окна.

Первые серийные автомобили Volkswagen Kubelwagen комплектовались бензиновым двигателем воздушного охлаждения объемом 1 литр и мощностью 23 л.с. С марта 1943 года в серийное производство пошли автомобили с новым четырехцилиндровым мотором объемом 1,1 литра. Мощность двигателя выросла до 25 л.с., которую увеличили простой расточкой диаметра цилиндров. Никаких других изменений в его конструкции не было. Двигатель работал в паре с 4-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Мощности двигателя хватало, чтобы обеспечить небольшому автомобилю максимальную скорость 80 км/ч, запас хода по шоссе – до 440 км. Свои плюсы у маломощного двигателя были: расход топлива на 100 км составлял примерно 9 литров, что для того времени было очень хорошим показателем.


Автомобиль Volkswagen Kubelwagen получил барабанные тормоза с механическим приводом и независимую торсионную подвеску. Компактная независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес делала автомобиль комфортным при движении по разным типам местности. При этом плоское и гладкое днище увеличивало проходимость, позволяя автомобилю буквально скользить по грязи, не зацепляясь никакими выступающими элементами.

Сильные и слабые стороны Volkswagen Kubelwagen


Volkswagen Kubelwagen обладал очень хорошей для неполноприводных автомобилей проходимостью на местности. Почти все машины с колесной формулой 4х4 оказывались практичнее в грязевых ваннах. При этом среди машин с колесной формулой 4х2 у Kubelwagen действительно не было конкурентов. Положительными качествами модели были высокий дорожный просвет (примерно 29 см) и низкая масса. Во многом проходимость народного военного автомобиля определялась именно его легким весом – 715 кг. Последнее обстоятельство способствовало тому, что пара «истинных арийцев» всегда могла вытолкнуть автомобиль практически из любой грязи.

В то же время к минусам машины относили недостаточную мощность двигателя, на поздних моделях – всего 25 л.с. В этом плане мощности двигателя воздушного охлаждения не всегда хватало, особенно при эксплуатации автомобиля в тяжелых фронтовых условиях. Машина часто передвигалась по грязи, бездорожью, пересеченной местности, в том числе со значительными перепадами высот. Из-за недостаточной мощности двигатель часто приходилось использовать на пределе его возможностей, что вело к перегрузкам, перегреву и нередко становилось причиной поломок. Вместе с тем двигатель VW был очень простым и ремонтопригодным, с ним мог легко разобраться практически любой механик. Двигатель воздушного охлаждения оказался также предпочтительнее для действий в условиях жаркого и холодного климата и был менее уязвим для пуль и осколков из-за отсутствия радиатора.


Независимая подвеска колес, которая была преимуществом машины, по-разному вела себя на различных театрах военных действий. В Советском Союзе в условиях Восточного фронта она часто выходила из строя, а в Европе с гораздо более развитой дорожной сетью таких проблем немцы не испытывали. При этом Volkswagen Kubelwagen очень высоко котировался союзниками. Американские и английские солдаты любили использовать трофейные военные кабриолеты, а в некоторых случаях даже меняли свои Willys MB на Volkswagen.

По комфорту вождения и поведению на дороге Volkswagen Typ 82 уверенно обходил Willys MB. Сказывалось наличие полноценного кузова с дверьми с посадкой, максимально приближенной к обыкновенным легковым автомобилям. На знаменитом американском джипе посадка была специфической и достаточно высокой. Независимая подвеска Volkswagen Typ 82 была мягче, чем у Willys MB, а рулить немецким автомобилем было легче. Конечно, полноприводный Willys MB с вдвое более мощным двигателем был настоящим королем бездорожья, но в условиях Западного фронта и наличия развитой дорожной сети внедорожные качества часто отходили на второй план.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    2 ноября 2020 18:03
    Спасибо , замечательная статья о знаменитом автомобиле.
    1. +13
      2 ноября 2020 18:31
      Простая дешёвая и полезная машина германской армии..
      1. +16
        2 ноября 2020 19:27
        Цитата: Borik
        Простая дешёвая и полезная машина германской армии..

        Такая же полезная машина существовала и в ННА ГДР, на вооружении которой стоял армейский "Трабант":

        Причем такая машина была положена каждому командиру роты, что конечно вызывало зависть у любого нашего комроты, потому что в роте всегда много дел, и иметь свой транспорт очень удобно при их решении. Так что немцы всегда уделяли большое внимание легким легковым автомобилям и это вызывает уважение у всех, кто служил в армии. Подробно об автомобиле "Трабант" описано на сайте:
        Чем же удивляет его конструкция?
        Во-первых, это передний привод. Да, сейчас принято насмехаться над моделью, но в чём-то, она обогнала своё время. Автомобиль запомнился и поперечным расположением двигателя. В те времена, такая компоновка была только у шведов из Saab, да немцев с их Trabant.
        Кстати, мотор этой малышки выдавал 26 лошадиных сил. И у него не было бензонасоса. Спросите, куда он делся? Выкинули за ненадобностью, потому что утяжелял машину и делал её дороже.

        https://pikabu.ru/story/trabant_601__narodnyiy_avtomobil_iz_gdr_6458338
        1. +10
          2 ноября 2020 21:59
          Трабант , это пластмассовый автомобиль , весь корпус из пластика , поэтому легкий , и всего 2 цилиндра , 2 тактный .
          Короче мотоцикл с крышей .
          1. +9
            3 ноября 2020 09:48
            Короче мотоцикл с крышей .

            Забавный командирский автомобильчик был и в японской Императорской армии.
            Kurogane Type 95: первый японский полноприводный внедорожник.
            https://autohs.ru/avtomobili/legkovye/kurogane-type-95-pervyj-yaponskij-vnedorozhnik.html

            в качестве силового агрегата был выбран мотоциклетный 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Его 32 л.с. хватало, чтобы автомобиль массой в 1100 кг, мог разогнаться до 75 км/ч по дороге с хорошим покрытием. Мотор был сблокирован с 4-ступенчатой МКПП и 1-ступенчатой раздаточной коробкой.
            Серийное производство Kurogane Type 95 началось в 1936 году на заводах Nihon Nainenki. Автомобили первой серии обозначались как Type A и выпускались до 1938 года. После модернизации, 95-й получил двигатель объемом 1,4, а посадочных мест в салоне увеличилось с 3 до 4. Кроме того, существовала модификация Type C 1944 года, с двухместной кабиной и бортовой платформой.

            В армии Type 95 зарекомендовал себя очень хорошо. Отличаясь отличной проходимостью и надежностью он высоко ценился не только в японской армии, но и в американской и советской, куда попал в качестве трофеев. К тому же, Кураган не отличался большим расходом топлива, он не превышал 4 литров на 100 км дорог с хорошим покрытием.
            Всего с 1936 по 1944 год, было выпущено 4775 экземпляров

            Также:
            http://trofmash.ru/gallery/kurogane-type-95-1936/
            Трофейное использование. В боях у озера Хасан и Халкин-Гол было захвачено немало этих автомобилей, после победы бойцы Красной Армии резвились на них, катаясь по китайско-монгольской территории. Американские военные в составе оккупационных войск в Японии и после войны тоже очень любили трофейные куроганы “Тип 95” и вовсю эксплуатировали их для своих личных целей.

            Чем-то напоминает известную мотоколяску-моргуновку! laughing "Не шуми! Я инвалид!" drinks
          2. +4
            3 ноября 2020 12:37
            Цитата: Кузнец 55
            Короче мотоцикл с крышей .

            По сути - да, но ездить на мотоцикле с коляской и на "Трабанте" две большие разницы, вот из этого и надо исходить. Но я делал акцент на то, что этот автомобиль был ротного звена, и любой советский командир роты мечтал бы иметь в своем распоряжении даже этот "мотоцикл с крышей" в любом регионе СССР. Вот в этом я уверен на 100%, потому что знаю как трудно было выбить УАЗик у командира отдельного батальона для ротных нужд.
            1. -1
              3 ноября 2020 22:43
              как трудно было выбить УАЗик


              Это, кстати, может стать следующим шагом в хозобеспечении силами гражданских предприятий - краткосрочная аренда легковых и грузовых авто, отвечающих требованиям армии к импортозамещению и повседневным поездкам, с подачей на адрес по требованию. Автозаводы отечественные, конкурируя за внимание сервисников, использующих для таких целей их автопарк, на этом сильно поднимутся и улучшат качество своих внедорожников и автобусов, в том числе вездеходных автобусов, грузовиков. Даже странно, что американцы не применяют этого массово.
              1. +6
                4 ноября 2020 09:57
                Цитата: ycuce234-san
                Это, кстати, может стать следующим шагом в хозобеспечении силами гражданских предприятий - краткосрочная аренда легковых и грузовых авто, отвечающих требованиям армии к импортозамещению и повседневным поездкам, с подачей на адрес по требованию.

                Это вряд ли найдет понимание в военной среде, потому что у командира все должно быть своё и всегда под рукой. А доверять боеготовность тем, кто от тебя не зависит, это верх безрассудства - мы за это поплатились в Великой Отечественной, когда понадеялись что наркомат связи обеспечит военных устойчивой связью в ходе боевых действий. Такие же проблемы возникли и при передачи техники из гражданского сектора в воинские части. Да и трудно поверить, что для отдаленных ганизонов появятся структуры, мечтающие их обеспечить тем же транспортом - вряд ли это возможно кроме крупных городов.
                Вот поэтому американцы закупают для себя автотранспорт, а не берут его в аренду.
                1. 0
                  4 ноября 2020 10:51
                  Это авто для "хознужд" а не часть штатного техпарка и оно вполне может находится постоянно в распоряжении дежурногоответственного, ездить круглосуточно и только на техобслуживание и ремонт его будут забирать коммерсанты. Это ресурс сохраняет для штатной техники - например, гражданские грузовики и коммерческие тяжелые пикапы экономичны, имеют ресурс пробега в миллионы километров и на их базе целесообразно делать автобусы-вездеходы и разьездной транспорт. Внедорожники и так учитываются и идут в армию при мобилизации а так они уже будут в ней в чуть большем количестве. В малых городах работа в дефиците а коммерческие организации вполне могут быть организованы как сетевые структуры - те же транспортные компании и супермаркеты именно так покрывают потребности целых регионов.
        2. 0
          3 ноября 2020 21:33
          У классического Сааба (тех же лет что и Траби) двигатель стоит продольно. Поперечно только на последних моделях, совместных с ДжиЭм
    2. Комментарий был удален.
  2. +11
    2 ноября 2020 18:23
    Была бы возможность, так многие захотели бы приобрести такую "машинку"
    1. +2
      2 ноября 2020 18:38
      Цитата: Егоза
      Была бы возможность, так многие захотели бы приобрести такую "машинку"

      Только расход бензина многоват по нашим меркам. Для коллекции в самый раз.
    2. +12
      2 ноября 2020 19:04
      Цитата: Егоза
      Была бы возможность, так многие захотели бы приобрести такую "машинку"

      Сударыня hi
      Ну, такую, не такую, а ее дочку и внучку, так пожалуйста...

    3. +12
      2 ноября 2020 19:43
      Советский Луаз был ещё лучше

      На рыбалку, охоту, за грибами- отличный вариант
      1. +2
        3 ноября 2020 04:02
        Цитата: Avior
        Советский Луаз был ещё лучше

        Чем?
        1. +9
          3 ноября 2020 07:25
          По сравнению с Трабантом?
          Полным приводом, двигателем увеличенной мощности, полностью металлическим кузовом , намного большим клиренсом, значительно большей проходимостью, что в гражданских версиях, а тем более в военных


          Всем, короче.
          hi
          1. +4
            3 ноября 2020 09:55
            Всем, короче.

            Зверь-машина. В семье был 969-й. drinks
          2. -1
            6 ноября 2020 10:56
            только у вас на фото военный вариант- Транспортер переднего края (ТПК) с сиденьем посередине
            1. +2
              6 ноября 2020 14:25
              У меня три фото smile
    4. +2
      2 ноября 2020 22:50
      Цитата: Егоза
      Была бы возможность, так многие захотели бы приобрести такую "машинку"

      Знаете...мне вспомнился наш Ё-мобиль.Как его бедолагу не стебали и как над ним не изголялись россияне.Однако,эта была первая реальная попытка в новой истории России создать народый автомобиль,причем не где нибудь их собирая в Китае или Тайване,а в РФ.
      А ведь сама задумка такого автомобиля была на самом деле изначально очень амбициозной,о чем большинство россиян даже не догадывались,смеясь на всем этим тупо и бессмысленно.
      Вот ролик про этот самый Ё-мобиль. И тут задается вполне резонный вопрос,-а почему Ё-мобиль действительно не пошел в серию,если были и деньги и завод и поддержка властей?

      И для меня лично,ответ на этот вопрос лежит на поверхности.Да могли сделать!Да он был бы инновационным и мы бы могли гордиться этим авто. Но автомобильные гиганты,и нефтедельцы ,Ротшильды с Рокфеллерами этот проект похоронили,ибо им не нужен был такой конкурент на рынке,да еще с такими характеристиками.
      1. +1
        3 ноября 2020 19:05
        Тут скорее наши власти очередным обвалом рубля убили машинку-она должна была стоить в районе 20тыс и была вне конкуренции по цене. Но обвал рубля и стала стоить цену киа рио.И кто что бы взял?-я бы рио за туже цену. Вот и конец сказки про ё
        1. +1
          7 ноября 2020 16:25
          Там сама изначальная идея была нежизнеспобна в наших условиях. Гибрид с ротором за смешные деньги наши коммерсанты создать неспособны. Даже мерседес купил Гибрид у тойоты чтобы не тратить время и деньги на разработку. А тут какой-то спекулянт Прохоров.
      2. +2
        7 ноября 2020 18:36
        Цитата: НЕКСУС
        Но автомобильные гиганты,и нефтедельцы ,Ротшильды с Рокфеллерами этот проект похоронили

        Что-ж автогиганты и Ротшильды с Рокфеллерами Теслу не похоронили??? А ответ на этот вопрос лежит на поверхности - наш Капитал в целом и Прохоров, в частности, ни этим деньги зарабатывают, они подобное в принципе делать не умеют! Они только ресурсы сосать умеют и на советском наследии паразитировать!
      3. bar
        +2
        8 ноября 2020 09:07
        эта была первая реальная попытка в новой истории России создать народый автомобиль

        Это всего лишь была попытка Миши куршевельского отмыть свой имидж от грязи и стать приличным человеком, даже где-то политиком, даже где-то меценатом. И если вы пишете то, что пишете, значит она вполне удалась. Создавать реальный автомобиль никто не собирался, это был обычный PR-проект за небольшие деньги. Несколько совершенно фейковых образцов с совершенно фейковыми "техническими характеристиками", созданных руками нескольких белорусских студентов и российских безработных за мелкую денежку из поручных материалов и китайских движков от газонокосилок. Самые большие затраты на проект пошли на рекламу, таскание этих уродцев по выставкам и презентациям. Даже ВВП умудрились вписать в этот блудняк.
        P.S. Если что, пишу это вполне со знанием дела, сам еле отвертелся от этого "проекта".
        1. 0
          9 ноября 2020 21:36
          Блудняк был полный. Люди кто в в теме устали крутить пальцем у виска.
  3. +14
    2 ноября 2020 18:24
    Фердинанд Порше - рукастый, головастый и очень продуктивный чорт. Практически, все, к чему прикасался - выстреливало.
    1. +6
      2 ноября 2020 19:05
      Цитата: sergo1914
      Практически, все, к чему прикасался - выстреливало.

      Главное, что в танкостроении у него почти "холостой" выстрел вышел
      1. +16
        2 ноября 2020 19:25
        Цитата: svp67
        Главное, что в танкостроении у него почти "холостой" выстрел вышел

        А жаль. Побольше бы рейху таких конструкторов, как Порше. smile
        Впрочем, у Хеншеля тоже неплохо получилось. Особенно, когда компания, всю жизнь занимавшаяся подвижным составом, забыла при проектировании "Тигра" про ж/д габарит и максимальную грузоподъёмность стандартных платформ.
  4. По духу смахивает на наш ЛУАЗик. Тоже лёгкий, дешёвый, простой, ремонтопригодный, с отличной проходимостью по грязи, не смотря на слабый движок. И неважно, что движок сзади и привод 4*2.
  5. +16
    2 ноября 2020 18:30
    Своё прозвище Kübelwagen (Kübel в переводе с немецкого - «лоханка») автомобиль получил за характерный внешний вид


    Это ерунда!

    Название происходит от ковшеобразных сидений особой формы. Они обеспечили дополнительную боковую поддержку, чтобы предотвратить выпадение из автомобиля. Изначально легкие легковые вездеходы солдаты называли Kübelsitze из-за таких сидений. Позже - Kübelsitzwagen. Со временем было принято сокращенное название Kübelwagen.
    1. +4
      2 ноября 2020 19:29
      Цитата: Кonstanty
      Своё прозвище Kübelwagen (Kübel в переводе с немецкого - «лоханка») автомобиль получил за характерный внешний вид


      Это ерунда!

      Название происходит от ковшеобразных сидений особой формы. Они обеспечили дополнительную боковую поддержку, чтобы предотвратить выпадение из автомобиля. Изначально легкие легковые вездеходы солдаты называли Kübelsitze из-за таких сидений. Позже - Kübelsitzwagen. Со временем было принято сокращенное название Kübelwagen.

      кюбель это контейнер открытого типа для перевозки различных материалов, мусора и тд и тп..ведро и ванну тоже можно назвать кюбель.
      1. +1
        2 ноября 2020 21:17
        купель-ваген что ли ?
        1. +3
          2 ноября 2020 21:47
          Цитата: swnvaleria
          купель-ваген что ли ?

          кюбель тока.. ёмкость вообщем, кюпель это по русски что то поповское вроде, хотя по звучанию и смыслу очень на немецкое похоже.
          1. +3
            3 ноября 2020 09:06
            Цитата: алпамыс
            кюпель это по русски
            "кюпель" это не по русски laughing
            КУПЕЛЬ, купели, жен. (церк.). Большой сосуд, чан, в котором совершается культовый обряд крещения (погружения в воду). Толковый словарь Ушакова.
    2. 0
      3 ноября 2020 12:09
      В словаре такие сиденья называются "Kübelsitz - ковшеобразное сиденье".
      Поэтому шутливое обозначение этого агрегата следовало бы перевести, как "ковшик" ("лоханка" слишком грубо). Кстати, это слово можно перевести и как "параша").
  6. +6
    2 ноября 2020 18:35
    Легендарный автомобиль, спасибо за интересную статью.
  7. -1
    2 ноября 2020 18:45
    Умнейший человек был, Фердинант Порше! Историки возмущаются, что Порше был нацист. А кто в Германии, не был нацистом?.. Ах да! Забыл! Американцы НЕ были нацистами. Они только топливо Вермахту поставляли, иногда.. А так-"честнейшие" люди..)
    1. +10
      2 ноября 2020 18:54
      Цитата: Андрей Николаевич
      Историки возмущаются, что Порше был нацист. А кто в Германии, не был нацистом?.

      Как же Вы быстро Эрнста Тельмана забыли! И всех немецких коммунистов, кто пострадал от фашистов, но не примкнул к ним!
      1. 0
        6 ноября 2020 13:33
        Вот только один Э.Тельман и не "примкнул")
    2. +13
      2 ноября 2020 20:45
      Цитата: Андрей Николаевич
      А кто в Германии, не был нацистом?

      А кто в СССР не был коммунистом? Без партбилета сделать карьеру в любой области деятельности было практически нереально. Как моя мама цитировала своего нач.отдела (был неплохой человек, коммунист и участник войны, но никакой инженер и весьма посредственный руководитель), подпившего на Новый Год (дело было в 1970е, до горбачевской борьбы за трезвость оставалась вечность), "раз я плачу партвзносы, должен же я с этого хоть что-то иметь!"
      Так что скорее всего и Фердинанду Порше, и Вернеру фон Брауну, и многим другим профессионалам Рейха борьба за чистоту арийской расы была фиолетово, но правила игры надо было соблюдать. Все, кто был хоть кем-то, должны были иметь партбилет.
      Кстати, те кто страну в Беловежской Пуще пилил, все сделали карьеру именно по партийной линии.
      1. +3
        2 ноября 2020 22:04
        Цитата: Наган
        Все, кто был хоть кем-то, должны были иметь партбилет.


        Но даже этого было недостаточно для ведения своей фирмы. Разрешение на производство выдавали партайгеноссе. А в условиях военного времени речь в основном могла идти только об одном.

        Есть серия хороших художественных фильмов на примерах немецких фирм, вынужденных коопирировать с тем режимом.
        Например: фильм "Die Dasslers"
      2. 0
        3 ноября 2020 13:52
        Ладно бы Порше, но и Генрих Мюллер не очень торопился партбилет оформить и желания не имел.
        Его только в 1939 пинками в нацистскую партию удалось загнать , пригрозив окончанием карьеры.
        Что не помешало ему быть одним из самых известных нацистских преступников.
      3. 0
        6 ноября 2020 13:36
        Да. Сделали карьеру по партийной линии. Но развалила Союз-национальная элита. Пригрелись на теплых местах, подтянули кумов-братовьев и пошло-поехало.
  8. +8
    2 ноября 2020 19:02
    Не понял про межосевой дифференциал,если не полный привод,но потом вроде исправился автор,описка
  9. +10
    2 ноября 2020 19:22
    Сам завод Volkswagen был заложен только 26 мая 1938 года в мало кому известном местечке Фаллерслебен, сегодня это город Вольфсбург. Новый завод строился из расчета максимального выпуска 500 тысяч автомобилей в год. При этом в реальности выпуск разработанных Порше легковых автомобилей составил 44 машины. Это были ранние версии автомобиля «Жук», ставшего уже после войны бестселлером марки. Развернуть производство легковых гражданских автомобилей на заводе так и не успели. Все выпущенные машины ушли не народу, а чиновникам. Уже с 1 сентября 1939 года завод полностью переориентировался на выпуск военной продукции.

    При этом руководство рейха кинуло 340 тысяч граждан рейха, внёсших средства на строительство завода и надеявшихся получить этот самый народный автомобиль. smile
    1. +4
      3 ноября 2020 00:25
      Цитата: Alexey RA
      При этом руководство рейха кинуло 340 тысяч граждан рейха, внёсших средства на строительство завода и надеявшихся получить этот самый народный автомобиль.

      А кто кинул граждан СССР, добровольно-принудительно приобретавших облигации займа "Восстановления и развития народного хозяйства"? Распространяли облигации при Сталине и вроде как в начале правления Хруща тоже. А погасили уже при Горбатом. По номиналу, без процентов, сильно потерявшими покупательную способность рублями. При этом многие успели за это время сдать облигации в макулатуру, поклеить на стенки вместо обоев, или утереться ими, так что к оплате предъявили хорошо если половину. Моя бабушка их, как ни странно, сохранила, а деньги получала уже мама в возрасте старше чем была бабушка, когда она эти облигации "покупала". И с этими деньгами маму тоже кинули. Она положила их на книжку, а Павлов (помните такого премьера?) вклады заморозил. Так она и уехала в Америку, не увидев этих денег.
      Что же касается завода, построенного на "народные" деньги граждан Рейха, его американцы разбомбили в хлам, так что после войны его строили практически заново.
      1. 0
        3 ноября 2020 06:13
        Цитата: Наган
        А погасили уже при Горбатом. По номиналу, без процентов, сильно потерявшими покупательную способность рублями.

        Ну у горбатого и кроме этого много достижений ...
      2. +1
        3 ноября 2020 18:56
        Цитата: Наган
        А погасили уже при Горбатом.

        Вот уж не знал, что горбатый правил в 1981-м и 1982-м, когда информацию о погашении займов печатали в газетах с точным упоминанием, когда и какая серия гасится. Я понимаю, что в америке своя история, но все же, все же...
        1. 0
          3 ноября 2020 19:22
          Если честно, то я помню как ходил с мамой в сберкассу, она боялась одна тащить пачку облигаций на несколько сотен рублей, и мне так помнится, что это было уже в перестроечные годы.
          1. +2
            3 ноября 2020 19:27
            Цитата: Наган
            Если честно, то я помню как ходил с мамой в сберкассу, она боялась одна тащить пачку облигаций на несколько сотен рублей, и мне так помнится, что это было уже в перестроечные годы.

            Мои родители в 81-м погасили займ 51-го года, абсолютно без проблем.
  10. +11
    2 ноября 2020 19:24
    При этом в реальности выпуск разработанных Порше легковых автомобилей составил 44 машины. Это были ранние версии автомобиля «Жук», ставшего уже после войны бестселлером марки. Развернуть производство легковых гражданских автомобилей на заводе так и не успели. Все выпущенные машины ушли не народу, а чиновникам.
    Тут автор ошибается.

    С 1938 по 1944 год было выпущено более 700 экземпляров VW type 60. Официально по предложению Гитлера автомобиль именовался Kdf Wagen (Kraft durch Freude или Сила через радость).
    1. +3
      2 ноября 2020 21:51
      Этж у них такое спортивное общество было
      1. +2
        3 ноября 2020 06:21
        Цитата: SARANCHA1976
        Этж у них такое спортивное общество было

        «Сила через радость» - нем. Kraft durch Freude, KДФ. Фольксваген их детище . И на фото вроде как подарок главному "идеологу" ... вроде вместо световых "поворотников" ещё семафорчики были ...
        1. +1
          3 ноября 2020 10:43
          Цитата: mat-vey
          «Сила через радость» - нем. Kraft durch Freude, KДФ. Фольксваген их детище .

          Точнее, эта организация перечислила 50 миллионов рейхсмарок на строительство завода.
          1. 0
            3 ноября 2020 13:44
            Цитата: Alexey RA
            Точнее, эта организация перечислила 50 миллионов рейхсмарок на строительство завода.

            Если не изменяет память ,то и вся агитационно-подписочная работа на КДФ была .Те кто сдал на полную стоимость автомобиля должны был получить автомобиль первыми просто обменяв на него ,уже не помню что .Ну скажем ваучеры))).
            Но тут война и следовательно - поймите меня правильно и тд и тп.А после войны извините инфляция и вообще все эти КДФ и ДАФ нацистские конторы ,так что что то мы вам засчитаем и извольте в очередь на общих основаниях ...
    2. 0
      3 ноября 2020 05:09
      Это кто на фотке возле "Жука"? Похож на Гиммлера, но ему это не по чину, ему большущий "Мерс" полагался, ну или хотя бы "Хорьх".
      1. +3
        3 ноября 2020 18:57
        Цитата: Наган
        Это кто на фотке возле "Жука"? Похож на Гиммлера, но ему это не по чину, ему большущий "Мерс" полагался, ну или хотя бы "Хорьх".

        А про такое понятие как "реклама" Вы слышали ? Путин в свое время "нечаянно" желтую Калину прорекламировал.
    3. +5
      3 ноября 2020 06:14
      VW во дворе Имперской канцелярии, если не ошибаюсь. (1945г.)
    4. +4
      3 ноября 2020 10:24
      Официально по предложению Гитлера автомобиль именовался Kdf Wagen (Kraft durch Freude или Сила через радость).

      снимок явно до 1939-го года - черная форма с повязкой у деятеля слева.
      1. +6
        3 ноября 2020 10:51
        снимок явно до 1939-го года - черная форма с повязкой у деятеля слева.
        Судя по номеру автомобиля - 1938 год.

        Это выставка "Gesundes Leben Frohes Schaffen" в берлинском Messegelände. Выставка проходила с 24 сентября по 9 ноября 1938 года. Автомобиль на выставке имеет номер 43002, на фото в комментарии - 43006. Практически рядом.
        1. +3
          3 ноября 2020 12:08
          Практически рядом.

          Спасибо, Виктор Николаевич! hi
  11. +3
    2 ноября 2020 21:20
    Специально для потребителей в РФ. (Это интересно!)
    Обращаю внимание, что предприятие Volkswagen (народный автомобиль) было создано на деньги самих рабочих. Предполагалось повторить в Германии, то же, что сделал в США друг Гитлера Г. Форд (старший), "портрет которого фюрер немецкого народа" якобы имел у себя в кабинете. Идею наодного автомобиля фюрер внушил и Рено, который в ходе личного общения также "проникся" этой идеей фюрера европейского народа. Однако фюрер слукавил и вместо Volkswagen 'а ввиду обстоятельств непреодолимой силы он запустил производство Kubelwagen 'а. Рабочим же пришлось подождать победы рейха в войне.
    Короче, производство "жука" было налажено уже после войны. В качестве "менеджера высшего звена" выступил один майор британской армии, которому трудящиеся при убытии на острова хотели торжественно преподнести один экземпляр, но тот по эстетическим соображениям отказался принять подарок. А вот потомки русских очень полюбили продукцию Volkswagen.
    Да, Рено был забит в тюрьме (говорят коммунистами) за коллаборацию (коворкинг с фюрером), а его предприятия де Голль национализировал, да ещё и Фердинанда нашего Порше посадил во французскую тюрягу, выйдя из которой он вскоре умер.
  12. +2
    2 ноября 2020 21:32
    Автору спасибо, интересная статья. Кстати, обратите внимание, прототип Порше чем то напоминает современный Кайен первых выпусков)
    1. +2
      3 ноября 2020 18:59
      Цитата: Alien From
      Кстати, обратите внимание, прототип Порше чем то напоминает современный Кайен первых выпусков)

      Нет, это Кайенн напоминает прототип. Фирма-то одна.
  13. +6
    2 ноября 2020 22:27
    Спасибо за статью. Пара ремарок:
    - название "Кюбельваген", автомобиль-лоханка, не было принадлежностью только КдФ-82. Оно применялось ко всем легковым немецким военным автомобилям, и появилось в конце 1920-х годов. Первым кюбельвагеном стал легкий 2-х местный штабной автомобиль, созданный на основе легкового автомобиля Дикси. Позднее к кюбельвагенам относились и легкие, средние и тяжелые легковые машины Вермахта, в том числе доже 3,5 тонный Хорьх-901.
    - Фольксваген не ограничился выпуском КдФ-82. Была ещё и разновидность этой машины, КдФ-92, с полностью закрытым кузовом от легкового довоенного жука, выпустили 667 машин. Второй по распространению машиной стал полноприводной плавающий автомобиль-амфибия КдФ-166, их сделали 14283 машины. А вот машина КдФ-87 была сухопутной полноприводной версией, передний привод от 166-го, выпустили 564 штуки.
  14. +2
    3 ноября 2020 01:36
    Статья оличная! good
    Цитата: Гончар

    - Фольксваген не ограничился выпуском КдФ-82. Была ещё и разновидность этой машины, КдФ-92, с полностью закрытым кузовом от легкового довоенного жука, выпустили 667 машин. Второй по распространению машиной стал полноприводной плавающий автомобиль-амфибия КдФ-166, их сделали 14283 машины. А вот машина КдФ-87 была сухопутной полноприводной версией, передний привод от 166-го, выпустили 564 штуки.

    Согласен. yes
    Кюбельваген Тип-82 конечно имел преимущества и недостатки. Имеются сложности при эксплуатации двигателей воздушного охлаждения в морозы. Двигатель может не поддерживать рабочую температуру, что приводит к плохой смазке кривошипно-шатунного механизма, может "стукануть". В сильную жару возможен перегрев, да еще при перегрузке. В двигателе жидкостного охлаждения минусы не только в уязвимости от повреждения радиатора и блока двигателя, но и в эксплуатации в зимнее время в целях быстрого запуска после длительной стоянки. Антифризы еще не получали массового распространения, охлаждающей жидкостью была - вода.
    Виллис, он же по лицензии Форд и Шевроле позиционировался как легкий артиллерийский тягач и шасси.
    Возможно "тяжелое рулевое управление" связано с типом колесного привода 4х4, он представлял собой передачу крутящего момента на задний мост через МКПП и раздаточную коробку с подключением переднего моста с жесткой блокировкой межколесного дифференциала (система "Парт-Тайм"). В таком случае полуоси передних колес вращаются с равными угловыми скоростями, при движении по твердому покрытию при поворотах рулевое управление становится тяжелым.
    Так что многие современные "проходимцы" ведут свою родословную по типу привода от старичка Виллиса, кроме "Фулл-таймовцев".
    Компактный и маневренный автомобиль с межосевым дифференциалом

    Маленькая поправка, межосевой дифференциал (центральный в раздатке) используется в приводе 4х4, распределяет крутящий момент между задним и передним мостами 50/50.
    1. +1
      7 ноября 2020 09:16
      Цитата: Lynx2000
      межосевой дифференциал (центральный в раздатке) используется в приводе 4х4, распределяет крутящий момент между задним и передним мостами 50/50.

      Не всегда, Вы забыли несимметричные дифы. Например МАЗ 501, 509, полноприводные мотоциклы Урал, Днепр.
      Цитата: Lynx2000
      Возможно "тяжелое рулевое управление" связано с типом колесного привода 4х4, он представлял собой передачу крутящего момента на задний мост через МКПП и раздаточную коробку с подключением переднего моста с жесткой блокировкой межколесного дифференциала (система "Парт-Тайм"). В таком случае полуоси передних колес вращаются с равными угловыми скоростями, при движении по твердому покрытию при поворотах рулевое управление становится тяжелым.

      На Виллисе не было блокировки переднего межосевого дифференциала. Я не знаю ни одной машины, в которой блокировка переднего дифа включается одновременно с передним мостом. Если на машину установлена блокировка переднего дифференциала - то это всегда отдельная опция, включающаяся отдельно.
      Ну а про легкое управление - посмотрите на распределение веса по осям. На ЗАЗиках руль тоже крутился очень легко, по сравнению с Москвичами и Жигулями. А положишь в пердний багажник ЗАЗика 3 мешка цемента - так руль и не повернуть.
      1. 0
        7 ноября 2020 09:58
        Согласен с Вами, поторопился, непонятно мысли выразил.
        Да, на "Парт-Тайме" передний мост включается с блокировкой центрального дифференциала.
        Ездил я на Тойоте Хай Люкс Сурф, передний мост включается через раздатку с блокировкой, но левое и правое колеса крутящий момент передавался с равными скоростями.
        Ездил на Ниссан Х-Терра 2015 года, на нем система полного привода "Парт-Тайм", аналогично, включая передний мост, на передние колеса (лево-право) крутящий момент передается с равными скоростями.
        Тойота Форчюнер с системой полного привода "Папрт-Тайм", аналогично .
        Такая система подключаемого полного привода (+передний мост) считается более надежной, дешевой и простой в отличии от системы "Фулл-Тайм" (раздатка "Торсен"), "Супер-Селект" (Мицубиси) ...
        Современная система "Парт-Тайм" - наследница Виллиса.
  15. +6
    3 ноября 2020 02:47
    Цитата: Alesi13
    Не понял про межосевой дифференциал,если не полный привод,но потом вроде исправился автор,описка

    Не исправился он. Автор проигнорировал типы 87, 166 . Это плавающие авто с полноприводной трансмиссией, но без межосевого дифференциала, с подключаемой передней осью и наличием пониженной передачи. Сравнивать кюбельваген и виллис, это как сравнивать запорожец и ниву. Ни по надежности, ни по мощности, ни по проходимости запорожец не сравнить с нивой. Перегрев воздушника, лопающиеся торсионы и просто низкая мощность. Недаром за захват виллиса, немецкому солдату полагался недельный отпуск.
  16. +9
    3 ноября 2020 03:22
    Цитата: НЕКСУС
    Знаете...мне вспомнился наш Ё-мобиль.Как его бедолагу не стебали и как над ним не изголялись россияне.Однако,эта была первая реальная попытка в новой истории России создать народый автомобиль,причем не где нибудь их собирая в Китае или Тайване,а в РФ.
    А ведь сама задумка такого автомобиля была на самом деле изначально очень амбициозной,о чем большинство россиян даже не догадывались,смеясь на всем этим тупо и бессмысленно.


    Я как специалист скажу, это был с самого начала просто авантюрный проект, начиная от "роторно-лопастного" двигателя , который невозможно сделать, оставшийся на уровне патента, до конденсаторной "супербатареи" Хортова, преподавателя электротехники из МАМИ. Это был первый проект по распилу госбюджета. И когда сделали ё-мобиль, на показ гаранту, выкатили пластиковую скорлупу на трубчатом каркасе с обычным двигателем и импортными агрегатами., без всего первоначально заявленного.
    "Ну не шмогла" вот и всё. Обычный пшик, но Прохоров поимел с этого из бюджета.
    1. +4
      3 ноября 2020 12:33
      Цитата: Konnick
      но Прохоров поимел с этого из бюджета.

      Следовательно, проект очень успешный.
  17. +1
    3 ноября 2020 05:23
    "Двигатель воздушного охлаждения оказался также предпочтительнее для действий в условиях жаркого и холодного климата и был менее уязвим для пуль и осколков из-за отсутствия радиатора."
    Видимо,говорить о защите от пуль и осколков,при наличии переднего бензобака бессмысленно...
    Про межосевую блокировку при заднем приводе уже написали...
    Есть ещё один момент в статье:"Первые серийные автомобили Volkswagen Kubelwagen комплектовались бензиновым двигателем воздушного охлаждения объемом 1 литр и мощностью 23 л.с. С марта 1943 года в серийное производство пошли автомобили с новым четырехцилиндровым мотором объемом 1,1 литра.". Логично предположить,что до марта 1943 г.двигатели были не 4-цилиндровыми?
    И далее:"Мощность двигателя выросла до 25 л.с., которую увеличили простой расточкой диаметра цилиндров. Никаких других изменений в его конструкции не было."(!)
    Т.е.поршни оставили прежними?
    За статью спасибо.Единственное,хотелось бы пожелать автору быть повнимательнее к словам в технических темах. hi
  18. 0
    3 ноября 2020 06:07
    Приезжал он к нам на День Победы несколько раз!! Несколько фоток сделал! Симпатичный агрегат! Узнаваемый!
  19. 0
    4 ноября 2020 00:31
    Видел его фотку с газогенератором. Интересно, - заводской вариант или гаражная переделка?
  20. 0
    5 ноября 2020 19:48

    - Прямой потомок "Кюбеля" - "Илтис"...
  21. 0
    3 января 2021 15:13
    К особенностям военной модели относили наличие межколесного самоблокирующегося дифференциала, а также увеличенный до 290 мм клиренс.
    особенностью был "портальный" ведущий мост с колесными редукторами.
    Первые серийные автомобили Volkswagen Kubelwagen комплектовались бензиновым двигателем воздушного охлаждения объемом 1 литр и мощностью 23 л.с.
    Мотор воздушного охлаждения объемом 985 см развивал 23,5 л.с. при 3000 об/мин
    Автомобиль Volkswagen Typ 82 обладал достаточно скромными габаритами и небольшим весом. Максимальная длина – 3740 мм, ширина – 1600 мм
    точнее длина машины 4060 мм, ширина 1570 мм, высота 1640 мм
    Положительными качествами модели были высокий дорожный просвет (примерно 29 см) и низкая масса.
    290 мм это просвет без нагрузки, с полной нагрузкой - 275 мм, что тоже не мало.
    И не низкая масса, а низкое положение центра тяжести, что обеспечивало неплохую устойчивость - намного лучше, чем у Виллиса
    Конечно, полноприводный Willys MB с вдвое более мощным двигателем был настоящим королем бездорожья
    но во многих условиях африканского бездорожья, представляющего сложный дорожный рельеф с песчаными и каменистыми грунтами, заднеприводный KdF-82, имеющий меньший вес и лучшие параметры геометрической проходимости, выигрывал у более тяжелого полноприводного Виллиса.
    Кузов имел откидную брезентовую крышу и складное лобовое стекло.
    точнее откидное ветровое окно с двумя стеклами

    С технической стороной у автора как-то не заладилось
  22. 0
    5 января 2021 00:13
    (c)При этом руководство рейха кинуло 340 тысяч граждан рейха, внёсших средства на строительство завода и надеявшихся получить этот самый народный автомобиль. smile(c)**********Был как-то хороший цикл передач на "Дискавери " или "Хистори" о Германии 30-40х годов, там подробно повествовали об АО "Фольксваген" , после войны внесённые до войны взносы учитывались при покупке нового авто Фольксваген, получалась существенная скидка. Но то ,немцы )))))))

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»