Военное обозрение

Народный военный автомобиль Volkswagen Kubelwagen

75

Volkswagen Kubelwagen стал самым массовым легковым автомобилем Германии периода Второй мировой войны. Внешний вид данной машины знаком практически каждому, даже людям, которые никогда не увлекались историей. «Кубельваген» часто мелькает на фотографиях, кадрах кинохроники и является привычным гостем исторических реконструкций. Эту модель можно встретить в музеях и частных коллекциях. Благодаря большим объемам серийного производства, достаточное количество данных автомобилей дожило до наших дней.


Volkswagen Kubelwagen серийно производился в Германии с 1939 по 1945 год. До лета 1945 года немецкая промышленность успела выпустить 50 435 данных автомобилей в различных модификациях. Благодаря этому, Kubelwagen стал самым распространенным легковым автомобилем в вермахте и войсках СС. Своё прозвище Kübelwagen (Kübel в переводе с немецкого - «лоханка») автомобиль получил за характерный внешний вид. Военный кабриолет, отличающийся хорошей проходимостью, напоминал солдатам тазик для стирки. Официальным обозначением модели было – Volkswagen Typ 82.

История появления


История появления военного автомобиля Volkswagen Kubelwagen неразрывно связана с желанием Гитлера создать народный автомобиль. Адольф Гитлер обещал своим сторонникам, что сможет обеспечить каждую немецкую семью собственной легковой машиной. Для воплощения столь грандиозной задачи был привлечен известный конструктор Фердинанд Порше. Ставшее настоящим символом Германии словосочетание Volkswagen (с немецкого языка переводится как «народный автомобиль») впервые прозвучало в 1935 году на открытии очередного Берлинского автосалона, ещё до появления одноименной компании.

Сам завод Volkswagen был заложен только 26 мая 1938 года в мало кому известном местечке Фаллерслебен, сегодня это город Вольфсбург. Новый завод строился из расчета максимального выпуска 500 тысяч автомобилей в год. При этом в реальности выпуск разработанных Порше легковых автомобилей составил 44 машины. Это были ранние версии автомобиля «Жук», ставшего уже после войны бестселлером марки. Развернуть производство легковых гражданских автомобилей на заводе так и не успели. Все выпущенные машины ушли не народу, а чиновникам. Уже с 1 сентября 1939 года завод полностью переориентировался на выпуск военной продукции.

Народный военный автомобиль Volkswagen Kubelwagen

При этом военные обратились к Фердинанду Порше с просьбой создать неприхотливый легкий автомобиль, который можно было бы эксплуатировать по бездорожью и в сложных климатических условиях, ещё в январе 1938 года. Первые опытные образцы под обозначением Typ 62 успели пройти испытания в ноябре 1938 года. Машина была признана очень удачной, даже несмотря на отсутствие полного привода.

Компактный и маневренный автомобиль с межосевым дифференциалом и легким весом мог соперничать и с некоторыми образцами полноприводной техники вермахта. В 1939 году автомобиль Typ 62 модернизировали, он получил свой узнаваемый угловатый корпус. Первые модели прошли испытания в боевых условиях во время Польской кампании вермахта. После всех работ по модернизации и изменению конструкции (в том числе по итогам испытаний в реальных боевых условиях) автомобиль получил новое обозначение Volkswagen Typ 82. Под этим обозначением машину начнут серийно выпускать с февраля 1940 года, создав на базе легкого военного автомобиля 30 различных модификаций.

Технические особенности немецкой «лоханки»


От гражданской модели новый легкий военный автомобиль отличался специальным максимально облегченным 4-дверным открытым цельнометаллическим кузовом с плоскими панелями и задними колесными редукторами. Колесная формула – 4х2, привод – задний. К особенностям военной модели относили наличие межколесного самоблокирующегося дифференциала, а также увеличенный до 290 мм клиренс. Также на Volkswagen Typ 82 устанавливались 16-дюймовые колеса. Для действий в условиях Северной Африки использовались специальные шины с большей шириной протектора, что положительным образом сказывалось на проходимости по пескам.

Автомобиль Volkswagen Typ 82 обладал достаточно скромными габаритами и небольшим весом. Максимальная длина – 3740 мм, ширина – 1600 мм, высота с расправленной тентовой крышей – 1650 мм. При сложенной крыше высота корпуса автомобиля не превышала 1100 мм. Колесная база – 2400 мм. Снаряженная масса – всего 715 кг, полная масса автомобиля – 1160 кг.


Кузов автомобиля собирался из продольно усиленных тонких жестяных листов (на них имелись характерного вида выштамповки). Кузов имел откидную брезентовую крышу и складное лобовое стекло. Отсутствие полноценной крыши было обусловлено желанием максимально облегчить и упростить конструкцию машины. В кузове было четыре боковых дверцы, которые открывались в разные стороны. В обычных условиях эксплуатации автомобиль был рассчитан на перевозку четырех человек, включая водителя. На плоской передней части автомобиля, имевшей ярко выраженную клиновидную форму, размещалось запасное колесо. В задней части находился двигатель. При этом все формы автомобиля были рублеными, угловатыми, что и сформировало его широко узнаваемый внешний облик.

Машина комплектовалась 40-литровым топливным баком, который размещался в переднем отсеке-багажнике. Местоположение бака хорошо выдавала заливная горловина с правой стороны крышки багажника. В некоторых случаях над ней в заводских условиях или уже на фронте устанавливался кронштейн, который использовался для размещения единого пулемета MG34/42. При плохих погодных условиях можно было расправить откидную брезентовую крышу. При необходимости в боковые проемы над дверьми можно было вставить специальные съемные боковые окна.

Первые серийные автомобили Volkswagen Kubelwagen комплектовались бензиновым двигателем воздушного охлаждения объемом 1 литр и мощностью 23 л.с. С марта 1943 года в серийное производство пошли автомобили с новым четырехцилиндровым мотором объемом 1,1 литра. Мощность двигателя выросла до 25 л.с., которую увеличили простой расточкой диаметра цилиндров. Никаких других изменений в его конструкции не было. Двигатель работал в паре с 4-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Мощности двигателя хватало, чтобы обеспечить небольшому автомобилю максимальную скорость 80 км/ч, запас хода по шоссе – до 440 км. Свои плюсы у маломощного двигателя были: расход топлива на 100 км составлял примерно 9 литров, что для того времени было очень хорошим показателем.


Автомобиль Volkswagen Kubelwagen получил барабанные тормоза с механическим приводом и независимую торсионную подвеску. Компактная независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес делала автомобиль комфортным при движении по разным типам местности. При этом плоское и гладкое днище увеличивало проходимость, позволяя автомобилю буквально скользить по грязи, не зацепляясь никакими выступающими элементами.

Сильные и слабые стороны Volkswagen Kubelwagen


Volkswagen Kubelwagen обладал очень хорошей для неполноприводных автомобилей проходимостью на местности. Почти все машины с колесной формулой 4х4 оказывались практичнее в грязевых ваннах. При этом среди машин с колесной формулой 4х2 у Kubelwagen действительно не было конкурентов. Положительными качествами модели были высокий дорожный просвет (примерно 29 см) и низкая масса. Во многом проходимость народного военного автомобиля определялась именно его легким весом – 715 кг. Последнее обстоятельство способствовало тому, что пара «истинных арийцев» всегда могла вытолкнуть автомобиль практически из любой грязи.

В то же время к минусам машины относили недостаточную мощность двигателя, на поздних моделях – всего 25 л.с. В этом плане мощности двигателя воздушного охлаждения не всегда хватало, особенно при эксплуатации автомобиля в тяжелых фронтовых условиях. Машина часто передвигалась по грязи, бездорожью, пересеченной местности, в том числе со значительными перепадами высот. Из-за недостаточной мощности двигатель часто приходилось использовать на пределе его возможностей, что вело к перегрузкам, перегреву и нередко становилось причиной поломок. Вместе с тем двигатель VW был очень простым и ремонтопригодным, с ним мог легко разобраться практически любой механик. Двигатель воздушного охлаждения оказался также предпочтительнее для действий в условиях жаркого и холодного климата и был менее уязвим для пуль и осколков из-за отсутствия радиатора.


Независимая подвеска колес, которая была преимуществом машины, по-разному вела себя на различных театрах военных действий. В Советском Союзе в условиях Восточного фронта она часто выходила из строя, а в Европе с гораздо более развитой дорожной сетью таких проблем немцы не испытывали. При этом Volkswagen Kubelwagen очень высоко котировался союзниками. Американские и английские солдаты любили использовать трофейные военные кабриолеты, а в некоторых случаях даже меняли свои Willys MB на Volkswagen.

По комфорту вождения и поведению на дороге Volkswagen Typ 82 уверенно обходил Willys MB. Сказывалось наличие полноценного кузова с дверьми с посадкой, максимально приближенной к обыкновенным легковым автомобилям. На знаменитом американском джипе посадка была специфической и достаточно высокой. Независимая подвеска Volkswagen Typ 82 была мягче, чем у Willys MB, а рулить немецким автомобилем было легче. Конечно, полноприводный Willys MB с вдвое более мощным двигателем был настоящим королем бездорожья, но в условиях Западного фронта и наличия развитой дорожной сети внедорожные качества часто отходили на второй план.
Автор:
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. polpot
    polpot 2 ноября 2020 18:03 Новый
    +20
    Спасибо , замечательная статья о знаменитом автомобиле.
    1. Borik
      Borik 2 ноября 2020 18:31 Новый
      +13
      Простая дешёвая и полезная машина германской армии..
      1. ccsr
        ccsr 2 ноября 2020 19:27 Новый
        +16
        Цитата: Borik
        Простая дешёвая и полезная машина германской армии..

        Такая же полезная машина существовала и в ННА ГДР, на вооружении которой стоял армейский "Трабант":

        Причем такая машина была положена каждому командиру роты, что конечно вызывало зависть у любого нашего комроты, потому что в роте всегда много дел, и иметь свой транспорт очень удобно при их решении. Так что немцы всегда уделяли большое внимание легким легковым автомобилям и это вызывает уважение у всех, кто служил в армии. Подробно об автомобиле "Трабант" описано на сайте:
        Чем же удивляет его конструкция?
        Во-первых, это передний привод. Да, сейчас принято насмехаться над моделью, но в чём-то, она обогнала своё время. Автомобиль запомнился и поперечным расположением двигателя. В те времена, такая компоновка была только у шведов из Saab, да немцев с их Trabant.
        Кстати, мотор этой малышки выдавал 26 лошадиных сил. И у него не было бензонасоса. Спросите, куда он делся? Выкинули за ненадобностью, потому что утяжелял машину и делал её дороже.

        https://pikabu.ru/story/trabant_601__narodnyiy_avtomobil_iz_gdr_6458338
        1. Кузнец 55
          Кузнец 55 2 ноября 2020 21:59 Новый
          +10
          Трабант , это пластмассовый автомобиль , весь корпус из пластика , поэтому легкий , и всего 2 цилиндра , 2 тактный .
          Короче мотоцикл с крышей .
          1. Пане Коханку
            Пане Коханку 3 ноября 2020 09:48 Новый
            +9
            Короче мотоцикл с крышей .

            Забавный командирский автомобильчик был и в японской Императорской армии.
            Kurogane Type 95: первый японский полноприводный внедорожник.
            https://autohs.ru/avtomobili/legkovye/kurogane-type-95-pervyj-yaponskij-vnedorozhnik.html

            в качестве силового агрегата был выбран мотоциклетный 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Его 32 л.с. хватало, чтобы автомобиль массой в 1100 кг, мог разогнаться до 75 км/ч по дороге с хорошим покрытием. Мотор был сблокирован с 4-ступенчатой МКПП и 1-ступенчатой раздаточной коробкой.
            Серийное производство Kurogane Type 95 началось в 1936 году на заводах Nihon Nainenki. Автомобили первой серии обозначались как Type A и выпускались до 1938 года. После модернизации, 95-й получил двигатель объемом 1,4, а посадочных мест в салоне увеличилось с 3 до 4. Кроме того, существовала модификация Type C 1944 года, с двухместной кабиной и бортовой платформой.

            В армии Type 95 зарекомендовал себя очень хорошо. Отличаясь отличной проходимостью и надежностью он высоко ценился не только в японской армии, но и в американской и советской, куда попал в качестве трофеев. К тому же, Кураган не отличался большим расходом топлива, он не превышал 4 литров на 100 км дорог с хорошим покрытием.
            Всего с 1936 по 1944 год, было выпущено 4775 экземпляров

            Также:
            http://trofmash.ru/gallery/kurogane-type-95-1936/
            Трофейное использование. В боях у озера Хасан и Халкин-Гол было захвачено немало этих автомобилей, после победы бойцы Красной Армии резвились на них, катаясь по китайско-монгольской территории. Американские военные в составе оккупационных войск в Японии и после войны тоже очень любили трофейные куроганы “Тип 95” и вовсю эксплуатировали их для своих личных целей.

            Чем-то напоминает известную мотоколяску-моргуновку! laughing "Не шуми! Я инвалид!" drinks
          2. ccsr
            ccsr 3 ноября 2020 12:37 Новый
            +4
            Цитата: Кузнец 55
            Короче мотоцикл с крышей .

            По сути - да, но ездить на мотоцикле с коляской и на "Трабанте" две большие разницы, вот из этого и надо исходить. Но я делал акцент на то, что этот автомобиль был ротного звена, и любой советский командир роты мечтал бы иметь в своем распоряжении даже этот "мотоцикл с крышей" в любом регионе СССР. Вот в этом я уверен на 100%, потому что знаю как трудно было выбить УАЗик у командира отдельного батальона для ротных нужд.
            1. ycuce234-san
              ycuce234-san 3 ноября 2020 22:43 Новый
              -1
              как трудно было выбить УАЗик


              Это, кстати, может стать следующим шагом в хозобеспечении силами гражданских предприятий - краткосрочная аренда легковых и грузовых авто, отвечающих требованиям армии к импортозамещению и повседневным поездкам, с подачей на адрес по требованию. Автозаводы отечественные, конкурируя за внимание сервисников, использующих для таких целей их автопарк, на этом сильно поднимутся и улучшат качество своих внедорожников и автобусов, в том числе вездеходных автобусов, грузовиков. Даже странно, что американцы не применяют этого массово.
              1. ccsr
                ccsr 4 ноября 2020 09:57 Новый
                +6
                Цитата: ycuce234-san
                Это, кстати, может стать следующим шагом в хозобеспечении силами гражданских предприятий - краткосрочная аренда легковых и грузовых авто, отвечающих требованиям армии к импортозамещению и повседневным поездкам, с подачей на адрес по требованию.

                Это вряд ли найдет понимание в военной среде, потому что у командира все должно быть своё и всегда под рукой. А доверять боеготовность тем, кто от тебя не зависит, это верх безрассудства - мы за это поплатились в Великой Отечественной, когда понадеялись что наркомат связи обеспечит военных устойчивой связью в ходе боевых действий. Такие же проблемы возникли и при передачи техники из гражданского сектора в воинские части. Да и трудно поверить, что для отдаленных ганизонов появятся структуры, мечтающие их обеспечить тем же транспортом - вряд ли это возможно кроме крупных городов.
                Вот поэтому американцы закупают для себя автотранспорт, а не берут его в аренду.
                1. ycuce234-san
                  ycuce234-san 4 ноября 2020 10:51 Новый
                  0
                  Это авто для "хознужд" а не часть штатного техпарка и оно вполне может находится постоянно в распоряжении дежурногоответственного, ездить круглосуточно и только на техобслуживание и ремонт его будут забирать коммерсанты. Это ресурс сохраняет для штатной техники - например, гражданские грузовики и коммерческие тяжелые пикапы экономичны, имеют ресурс пробега в миллионы километров и на их базе целесообразно делать автобусы-вездеходы и разьездной транспорт. Внедорожники и так учитываются и идут в армию при мобилизации а так они уже будут в ней в чуть большем количестве. В малых городах работа в дефиците а коммерческие организации вполне могут быть организованы как сетевые структуры - те же транспортные компании и супермаркеты именно так покрывают потребности целых регионов.
        2. ВладГТН
          ВладГТН 3 ноября 2020 21:33 Новый
          0
          У классического Сааба (тех же лет что и Траби) двигатель стоит продольно. Поперечно только на последних моделях, совместных с ДжиЭм
  2. Егоза
    Егоза 2 ноября 2020 18:23 Новый
    +11
    Была бы возможность, так многие захотели бы приобрести такую "машинку"
    1. tihonmarine
      tihonmarine 2 ноября 2020 18:38 Новый
      +2
      Цитата: Егоза
      Была бы возможность, так многие захотели бы приобрести такую "машинку"

      Только расход бензина многоват по нашим меркам. Для коллекции в самый раз.
    2. svp67
      svp67 2 ноября 2020 19:04 Новый
      +12
      Цитата: Егоза
      Была бы возможность, так многие захотели бы приобрести такую "машинку"

      Сударыня hi
      Ну, такую, не такую, а ее дочку и внучку, так пожалуйста...

    3. Avior
      Avior 2 ноября 2020 19:43 Новый
      +12
      Советский Луаз был ещё лучше

      На рыбалку, охоту, за грибами- отличный вариант
      1. pereselenec
        pereselenec 3 ноября 2020 04:02 Новый
        +2
        Цитата: Avior
        Советский Луаз был ещё лучше

        Чем?
        1. Avior
          Avior 3 ноября 2020 07:25 Новый
          +9
          По сравнению с Трабантом?
          Полным приводом, двигателем увеличенной мощности, полностью металлическим кузовом , намного большим клиренсом, значительно большей проходимостью, что в гражданских версиях, а тем более в военных


          Всем, короче.
          hi
          1. Пане Коханку
            Пане Коханку 3 ноября 2020 09:55 Новый
            +4
            Всем, короче.

            Зверь-машина. В семье был 969-й. drinks
          2. свой1970
            свой1970 6 ноября 2020 10:56 Новый
            -1
            только у вас на фото военный вариант- Транспортер переднего края (ТПК) с сиденьем посередине
            1. Avior
              Avior 6 ноября 2020 14:25 Новый
              +2
              У меня три фото smile
    4. НЕКСУС
      НЕКСУС 2 ноября 2020 22:50 Новый
      +2
      Цитата: Егоза
      Была бы возможность, так многие захотели бы приобрести такую "машинку"

      Знаете...мне вспомнился наш Ё-мобиль.Как его бедолагу не стебали и как над ним не изголялись россияне.Однако,эта была первая реальная попытка в новой истории России создать народый автомобиль,причем не где нибудь их собирая в Китае или Тайване,а в РФ.
      А ведь сама задумка такого автомобиля была на самом деле изначально очень амбициозной,о чем большинство россиян даже не догадывались,смеясь на всем этим тупо и бессмысленно.
      Вот ролик про этот самый Ё-мобиль. И тут задается вполне резонный вопрос,-а почему Ё-мобиль действительно не пошел в серию,если были и деньги и завод и поддержка властей?

      И для меня лично,ответ на этот вопрос лежит на поверхности.Да могли сделать!Да он был бы инновационным и мы бы могли гордиться этим авто. Но автомобильные гиганты,и нефтедельцы ,Ротшильды с Рокфеллерами этот проект похоронили,ибо им не нужен был такой конкурент на рынке,да еще с такими характеристиками.
      1. evgen1221
        evgen1221 3 ноября 2020 19:05 Новый
        +1
        Тут скорее наши власти очередным обвалом рубля убили машинку-она должна была стоить в районе 20тыс и была вне конкуренции по цене. Но обвал рубля и стала стоить цену киа рио.И кто что бы взял?-я бы рио за туже цену. Вот и конец сказки про ё
        1. kytx
          kytx 7 ноября 2020 16:25 Новый
          +1
          Там сама изначальная идея была нежизнеспобна в наших условиях. Гибрид с ротором за смешные деньги наши коммерсанты создать неспособны. Даже мерседес купил Гибрид у тойоты чтобы не тратить время и деньги на разработку. А тут какой-то спекулянт Прохоров.
      2. AllXVahhaB
        AllXVahhaB 7 ноября 2020 18:36 Новый
        +2
        Цитата: НЕКСУС
        Но автомобильные гиганты,и нефтедельцы ,Ротшильды с Рокфеллерами этот проект похоронили

        Что-ж автогиганты и Ротшильды с Рокфеллерами Теслу не похоронили??? А ответ на этот вопрос лежит на поверхности - наш Капитал в целом и Прохоров, в частности, ни этим деньги зарабатывают, они подобное в принципе делать не умеют! Они только ресурсы сосать умеют и на советском наследии паразитировать!
      3. bar
        bar 8 ноября 2020 09:07 Новый
        +2
        эта была первая реальная попытка в новой истории России создать народый автомобиль

        Это всего лишь была попытка Миши куршевельского отмыть свой имидж от грязи и стать приличным человеком, даже где-то политиком, даже где-то меценатом. И если вы пишете то, что пишете, значит она вполне удалась. Создавать реальный автомобиль никто не собирался, это был обычный PR-проект за небольшие деньги. Несколько совершенно фейковых образцов с совершенно фейковыми "техническими характеристиками", созданных руками нескольких белорусских студентов и российских безработных за мелкую денежку из поручных материалов и китайских движков от газонокосилок. Самые большие затраты на проект пошли на рекламу, таскание этих уродцев по выставкам и презентациям. Даже ВВП умудрились вписать в этот блудняк.
        P.S. Если что, пишу это вполне со знанием дела, сам еле отвертелся от этого "проекта".
        1. kytx
          kytx 9 ноября 2020 21:36 Новый
          0
          Блудняк был полный. Люди кто в в теме устали крутить пальцем у виска.
  3. sergo1914
    sergo1914 2 ноября 2020 18:24 Новый
    +14
    Фердинанд Порше - рукастый, головастый и очень продуктивный чорт. Практически, все, к чему прикасался - выстреливало.
    1. svp67
      svp67 2 ноября 2020 19:05 Новый
      +6
      Цитата: sergo1914
      Практически, все, к чему прикасался - выстреливало.

      Главное, что в танкостроении у него почти "холостой" выстрел вышел
      1. Alexey RA
        Alexey RA 2 ноября 2020 19:25 Новый
        +16
        Цитата: svp67
        Главное, что в танкостроении у него почти "холостой" выстрел вышел

        А жаль. Побольше бы рейху таких конструкторов, как Порше. smile
        Впрочем, у Хеншеля тоже неплохо получилось. Особенно, когда компания, всю жизнь занимавшаяся подвижным составом, забыла при проектировании "Тигра" про ж/д габарит и максимальную грузоподъёмность стандартных платформ.
  4. Сергей Михайлович Карасёв
    Сергей Михайлович Карасёв 2 ноября 2020 18:28 Новый
    +7
    По духу смахивает на наш ЛУАЗик. Тоже лёгкий, дешёвый, простой, ремонтопригодный, с отличной проходимостью по грязи, не смотря на слабый движок. И неважно, что движок сзади и привод 4*2.
  5. Кonstanty
    Кonstanty 2 ноября 2020 18:30 Новый
    +16
    Своё прозвище Kübelwagen (Kübel в переводе с немецкого - «лоханка») автомобиль получил за характерный внешний вид


    Это ерунда!

    Название происходит от ковшеобразных сидений особой формы. Они обеспечили дополнительную боковую поддержку, чтобы предотвратить выпадение из автомобиля. Изначально легкие легковые вездеходы солдаты называли Kübelsitze из-за таких сидений. Позже - Kübelsitzwagen. Со временем было принято сокращенное название Kübelwagen.
    1. алпамыс
      алпамыс 2 ноября 2020 19:29 Новый
      +4
      Цитата: Кonstanty
      Своё прозвище Kübelwagen (Kübel в переводе с немецкого - «лоханка») автомобиль получил за характерный внешний вид


      Это ерунда!

      Название происходит от ковшеобразных сидений особой формы. Они обеспечили дополнительную боковую поддержку, чтобы предотвратить выпадение из автомобиля. Изначально легкие легковые вездеходы солдаты называли Kübelsitze из-за таких сидений. Позже - Kübelsitzwagen. Со временем было принято сокращенное название Kübelwagen.

      кюбель это контейнер открытого типа для перевозки различных материалов, мусора и тд и тп..ведро и ванну тоже можно назвать кюбель.
      1. swnvaleria
        swnvaleria 2 ноября 2020 21:17 Новый
        +1
        купель-ваген что ли ?
        1. алпамыс
          алпамыс 2 ноября 2020 21:47 Новый
          +3
          Цитата: swnvaleria
          купель-ваген что ли ?

          кюбель тока.. ёмкость вообщем, кюпель это по русски что то поповское вроде, хотя по звучанию и смыслу очень на немецкое похоже.
          1. Serg Koma
            Serg Koma 3 ноября 2020 09:06 Новый
            +3
            Цитата: алпамыс
            кюпель это по русски
            "кюпель" это не по русски laughing
            КУПЕЛЬ, купели, жен. (церк.). Большой сосуд, чан, в котором совершается культовый обряд крещения (погружения в воду). Толковый словарь Ушакова.
    2. sevryuk
      sevryuk 3 ноября 2020 12:09 Новый
      0
      В словаре такие сиденья называются "Kübelsitz - ковшеобразное сиденье".
      Поэтому шутливое обозначение этого агрегата следовало бы перевести, как "ковшик" ("лоханка" слишком грубо). Кстати, это слово можно перевести и как "параша").
  6. Trojan_Wolf
    Trojan_Wolf 2 ноября 2020 18:35 Новый
    +6
    Легендарный автомобиль, спасибо за интересную статью.
  7. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 2 ноября 2020 18:45 Новый
    -1
    Умнейший человек был, Фердинант Порше! Историки возмущаются, что Порше был нацист. А кто в Германии, не был нацистом?.. Ах да! Забыл! Американцы НЕ были нацистами. Они только топливо Вермахту поставляли, иногда.. А так-"честнейшие" люди..)
    1. Егоза
      Егоза 2 ноября 2020 18:54 Новый
      +10
      Цитата: Андрей Николаевич
      Историки возмущаются, что Порше был нацист. А кто в Германии, не был нацистом?.

      Как же Вы быстро Эрнста Тельмана забыли! И всех немецких коммунистов, кто пострадал от фашистов, но не примкнул к ним!
      1. Андрей Николаевич
        Андрей Николаевич 6 ноября 2020 13:33 Новый
        0
        Вот только один Э.Тельман и не "примкнул")
    2. Наган
      Наган 2 ноября 2020 20:45 Новый
      +13
      Цитата: Андрей Николаевич
      А кто в Германии, не был нацистом?

      А кто в СССР не был коммунистом? Без партбилета сделать карьеру в любой области деятельности было практически нереально. Как моя мама цитировала своего нач.отдела (был неплохой человек, коммунист и участник войны, но никакой инженер и весьма посредственный руководитель), подпившего на Новый Год (дело было в 1970е, до горбачевской борьбы за трезвость оставалась вечность), "раз я плачу партвзносы, должен же я с этого хоть что-то иметь!"
      Так что скорее всего и Фердинанду Порше, и Вернеру фон Брауну, и многим другим профессионалам Рейха борьба за чистоту арийской расы была фиолетово, но правила игры надо было соблюдать. Все, кто был хоть кем-то, должны были иметь партбилет.
      Кстати, те кто страну в Беловежской Пуще пилил, все сделали карьеру именно по партийной линии.
      1. Простой
        Простой 2 ноября 2020 22:04 Новый
        +3
        Цитата: Наган
        Все, кто был хоть кем-то, должны были иметь партбилет.


        Но даже этого было недостаточно для ведения своей фирмы. Разрешение на производство выдавали партайгеноссе. А в условиях военного времени речь в основном могла идти только об одном.

        Есть серия хороших художественных фильмов на примерах немецких фирм, вынужденных коопирировать с тем режимом.
        Например: фильм "Die Dasslers"
      2. Avior
        Avior 3 ноября 2020 13:52 Новый
        0
        Ладно бы Порше, но и Генрих Мюллер не очень торопился партбилет оформить и желания не имел.
        Его только в 1939 пинками в нацистскую партию удалось загнать , пригрозив окончанием карьеры.
        Что не помешало ему быть одним из самых известных нацистских преступников.
      3. Андрей Николаевич
        Андрей Николаевич 6 ноября 2020 13:36 Новый
        0
        Да. Сделали карьеру по партийной линии. Но развалила Союз-национальная элита. Пригрелись на теплых местах, подтянули кумов-братовьев и пошло-поехало.
  8. Alesi13
    Alesi13 2 ноября 2020 19:02 Новый
    +8
    Не понял про межосевой дифференциал,если не полный привод,но потом вроде исправился автор,описка
  9. Alexey RA
    Alexey RA 2 ноября 2020 19:22 Новый
    +10
    Сам завод Volkswagen был заложен только 26 мая 1938 года в мало кому известном местечке Фаллерслебен, сегодня это город Вольфсбург. Новый завод строился из расчета максимального выпуска 500 тысяч автомобилей в год. При этом в реальности выпуск разработанных Порше легковых автомобилей составил 44 машины. Это были ранние версии автомобиля «Жук», ставшего уже после войны бестселлером марки. Развернуть производство легковых гражданских автомобилей на заводе так и не успели. Все выпущенные машины ушли не народу, а чиновникам. Уже с 1 сентября 1939 года завод полностью переориентировался на выпуск военной продукции.

    При этом руководство рейха кинуло 340 тысяч граждан рейха, внёсших средства на строительство завода и надеявшихся получить этот самый народный автомобиль. smile
    1. Наган
      Наган 3 ноября 2020 00:25 Новый
      +4
      Цитата: Alexey RA
      При этом руководство рейха кинуло 340 тысяч граждан рейха, внёсших средства на строительство завода и надеявшихся получить этот самый народный автомобиль.

      А кто кинул граждан СССР, добровольно-принудительно приобретавших облигации займа "Восстановления и развития народного хозяйства"? Распространяли облигации при Сталине и вроде как в начале правления Хруща тоже. А погасили уже при Горбатом. По номиналу, без процентов, сильно потерявшими покупательную способность рублями. При этом многие успели за это время сдать облигации в макулатуру, поклеить на стенки вместо обоев, или утереться ими, так что к оплате предъявили хорошо если половину. Моя бабушка их, как ни странно, сохранила, а деньги получала уже мама в возрасте старше чем была бабушка, когда она эти облигации "покупала". И с этими деньгами маму тоже кинули. Она положила их на книжку, а Павлов (помните такого премьера?) вклады заморозил. Так она и уехала в Америку, не увидев этих денег.
      Что же касается завода, построенного на "народные" деньги граждан Рейха, его американцы разбомбили в хлам, так что после войны его строили практически заново.
      1. mat-vey
        mat-vey 3 ноября 2020 06:13 Новый
        0
        Цитата: Наган
        А погасили уже при Горбатом. По номиналу, без процентов, сильно потерявшими покупательную способность рублями.

        Ну у горбатого и кроме этого много достижений ...
      2. Альф
        Альф 3 ноября 2020 18:56 Новый
        +1
        Цитата: Наган
        А погасили уже при Горбатом.

        Вот уж не знал, что горбатый правил в 1981-м и 1982-м, когда информацию о погашении займов печатали в газетах с точным упоминанием, когда и какая серия гасится. Я понимаю, что в америке своя история, но все же, все же...
        1. Наган
          Наган 3 ноября 2020 19:22 Новый
          0
          Если честно, то я помню как ходил с мамой в сберкассу, она боялась одна тащить пачку облигаций на несколько сотен рублей, и мне так помнится, что это было уже в перестроечные годы.
          1. Альф
            Альф 3 ноября 2020 19:27 Новый
            +2
            Цитата: Наган
            Если честно, то я помню как ходил с мамой в сберкассу, она боялась одна тащить пачку облигаций на несколько сотен рублей, и мне так помнится, что это было уже в перестроечные годы.

            Мои родители в 81-м погасили займ 51-го года, абсолютно без проблем.
  10. Undecim
    Undecim 2 ноября 2020 19:24 Новый
    +11
    При этом в реальности выпуск разработанных Порше легковых автомобилей составил 44 машины. Это были ранние версии автомобиля «Жук», ставшего уже после войны бестселлером марки. Развернуть производство легковых гражданских автомобилей на заводе так и не успели. Все выпущенные машины ушли не народу, а чиновникам.
    Тут автор ошибается.

    С 1938 по 1944 год было выпущено более 700 экземпляров VW type 60. Официально по предложению Гитлера автомобиль именовался Kdf Wagen (Kraft durch Freude или Сила через радость).
    1. SARANCHA1976
      SARANCHA1976 2 ноября 2020 21:51 Новый
      +3
      Этж у них такое спортивное общество было
      1. mat-vey
        mat-vey 3 ноября 2020 06:21 Новый
        +2
        Цитата: SARANCHA1976
        Этж у них такое спортивное общество было

        «Сила через радость» - нем. Kraft durch Freude, KДФ. Фольксваген их детище . И на фото вроде как подарок главному "идеологу" ... вроде вместо световых "поворотников" ещё семафорчики были ...
        1. Alexey RA
          Alexey RA 3 ноября 2020 10:43 Новый
          +1
          Цитата: mat-vey
          «Сила через радость» - нем. Kraft durch Freude, KДФ. Фольксваген их детище .

          Точнее, эта организация перечислила 50 миллионов рейхсмарок на строительство завода.
          1. mat-vey
            mat-vey 3 ноября 2020 13:44 Новый
            0
            Цитата: Alexey RA
            Точнее, эта организация перечислила 50 миллионов рейхсмарок на строительство завода.

            Если не изменяет память ,то и вся агитационно-подписочная работа на КДФ была .Те кто сдал на полную стоимость автомобиля должны был получить автомобиль первыми просто обменяв на него ,уже не помню что .Ну скажем ваучеры))).
            Но тут война и следовательно - поймите меня правильно и тд и тп.А после войны извините инфляция и вообще все эти КДФ и ДАФ нацистские конторы ,так что что то мы вам засчитаем и извольте в очередь на общих основаниях ...
    2. Наган
      Наган 3 ноября 2020 05:09 Новый
      0
      Это кто на фотке возле "Жука"? Похож на Гиммлера, но ему это не по чину, ему большущий "Мерс" полагался, ну или хотя бы "Хорьх".
      1. Альф
        Альф 3 ноября 2020 18:57 Новый
        +3
        Цитата: Наган
        Это кто на фотке возле "Жука"? Похож на Гиммлера, но ему это не по чину, ему большущий "Мерс" полагался, ну или хотя бы "Хорьх".

        А про такое понятие как "реклама" Вы слышали ? Путин в свое время "нечаянно" желтую Калину прорекламировал.
    3. Морской Кот
      Морской Кот 3 ноября 2020 06:14 Новый
      +5
      VW во дворе Имперской канцелярии, если не ошибаюсь. (1945г.)
    4. Пане Коханку
      Пане Коханку 3 ноября 2020 10:24 Новый
      +4
      Официально по предложению Гитлера автомобиль именовался Kdf Wagen (Kraft durch Freude или Сила через радость).

      снимок явно до 1939-го года - черная форма с повязкой у деятеля слева.
      1. Undecim
        Undecim 3 ноября 2020 10:51 Новый
        +6
        снимок явно до 1939-го года - черная форма с повязкой у деятеля слева.
        Судя по номеру автомобиля - 1938 год.

        Это выставка "Gesundes Leben Frohes Schaffen" в берлинском Messegelände. Выставка проходила с 24 сентября по 9 ноября 1938 года. Автомобиль на выставке имеет номер 43002, на фото в комментарии - 43006. Практически рядом.
        1. Пане Коханку
          Пане Коханку 3 ноября 2020 12:08 Новый
          +3
          Практически рядом.

          Спасибо, Виктор Николаевич! hi
  11. iouris
    iouris 2 ноября 2020 21:20 Новый
    +3
    Специально для потребителей в РФ. (Это интересно!)
    Обращаю внимание, что предприятие Volkswagen (народный автомобиль) было создано на деньги самих рабочих. Предполагалось повторить в Германии, то же, что сделал в США друг Гитлера Г. Форд (старший), "портрет которого фюрер немецкого народа" якобы имел у себя в кабинете. Идею наодного автомобиля фюрер внушил и Рено, который в ходе личного общения также "проникся" этой идеей фюрера европейского народа. Однако фюрер слукавил и вместо Volkswagen 'а ввиду обстоятельств непреодолимой силы он запустил производство Kubelwagen 'а. Рабочим же пришлось подождать победы рейха в войне.
    Короче, производство "жука" было налажено уже после войны. В качестве "менеджера высшего звена" выступил один майор британской армии, которому трудящиеся при убытии на острова хотели торжественно преподнести один экземпляр, но тот по эстетическим соображениям отказался принять подарок. А вот потомки русских очень полюбили продукцию Volkswagen.
    Да, Рено был забит в тюрьме (говорят коммунистами) за коллаборацию (коворкинг с фюрером), а его предприятия де Голль национализировал, да ещё и Фердинанда нашего Порше посадил во французскую тюрягу, выйдя из которой он вскоре умер.
  12. Alien From
    Alien From 2 ноября 2020 21:32 Новый
    +2
    Автору спасибо, интересная статья. Кстати, обратите внимание, прототип Порше чем то напоминает современный Кайен первых выпусков)
    1. Альф
      Альф 3 ноября 2020 18:59 Новый
      +2
      Цитата: Alien From
      Кстати, обратите внимание, прототип Порше чем то напоминает современный Кайен первых выпусков)

      Нет, это Кайенн напоминает прототип. Фирма-то одна.
  13. Гончар
    Гончар 2 ноября 2020 22:27 Новый
    +6
    Спасибо за статью. Пара ремарок:
    - название "Кюбельваген", автомобиль-лоханка, не было принадлежностью только КдФ-82. Оно применялось ко всем легковым немецким военным автомобилям, и появилось в конце 1920-х годов. Первым кюбельвагеном стал легкий 2-х местный штабной автомобиль, созданный на основе легкового автомобиля Дикси. Позднее к кюбельвагенам относились и легкие, средние и тяжелые легковые машины Вермахта, в том числе доже 3,5 тонный Хорьх-901.
    - Фольксваген не ограничился выпуском КдФ-82. Была ещё и разновидность этой машины, КдФ-92, с полностью закрытым кузовом от легкового довоенного жука, выпустили 667 машин. Второй по распространению машиной стал полноприводной плавающий автомобиль-амфибия КдФ-166, их сделали 14283 машины. А вот машина КдФ-87 была сухопутной полноприводной версией, передний привод от 166-го, выпустили 564 штуки.
  14. Lynx2000
    Lynx2000 3 ноября 2020 01:36 Новый
    +2
    Статья оличная! good
    Цитата: Гончар

    - Фольксваген не ограничился выпуском КдФ-82. Была ещё и разновидность этой машины, КдФ-92, с полностью закрытым кузовом от легкового довоенного жука, выпустили 667 машин. Второй по распространению машиной стал полноприводной плавающий автомобиль-амфибия КдФ-166, их сделали 14283 машины. А вот машина КдФ-87 была сухопутной полноприводной версией, передний привод от 166-го, выпустили 564 штуки.

    Согласен. yes
    Кюбельваген Тип-82 конечно имел преимущества и недостатки. Имеются сложности при эксплуатации двигателей воздушного охлаждения в морозы. Двигатель может не поддерживать рабочую температуру, что приводит к плохой смазке кривошипно-шатунного механизма, может "стукануть". В сильную жару возможен перегрев, да еще при перегрузке. В двигателе жидкостного охлаждения минусы не только в уязвимости от повреждения радиатора и блока двигателя, но и в эксплуатации в зимнее время в целях быстрого запуска после длительной стоянки. Антифризы еще не получали массового распространения, охлаждающей жидкостью была - вода.
    Виллис, он же по лицензии Форд и Шевроле позиционировался как легкий артиллерийский тягач и шасси.
    Возможно "тяжелое рулевое управление" связано с типом колесного привода 4х4, он представлял собой передачу крутящего момента на задний мост через МКПП и раздаточную коробку с подключением переднего моста с жесткой блокировкой межколесного дифференциала (система "Парт-Тайм"). В таком случае полуоси передних колес вращаются с равными угловыми скоростями, при движении по твердому покрытию при поворотах рулевое управление становится тяжелым.
    Так что многие современные "проходимцы" ведут свою родословную по типу привода от старичка Виллиса, кроме "Фулл-таймовцев".
    Компактный и маневренный автомобиль с межосевым дифференциалом

    Маленькая поправка, межосевой дифференциал (центральный в раздатке) используется в приводе 4х4, распределяет крутящий момент между задним и передним мостами 50/50.
    1. Tima62
      Tima62 7 ноября 2020 09:16 Новый
      +1
      Цитата: Lynx2000
      межосевой дифференциал (центральный в раздатке) используется в приводе 4х4, распределяет крутящий момент между задним и передним мостами 50/50.

      Не всегда, Вы забыли несимметричные дифы. Например МАЗ 501, 509, полноприводные мотоциклы Урал, Днепр.
      Цитата: Lynx2000
      Возможно "тяжелое рулевое управление" связано с типом колесного привода 4х4, он представлял собой передачу крутящего момента на задний мост через МКПП и раздаточную коробку с подключением переднего моста с жесткой блокировкой межколесного дифференциала (система "Парт-Тайм"). В таком случае полуоси передних колес вращаются с равными угловыми скоростями, при движении по твердому покрытию при поворотах рулевое управление становится тяжелым.

      На Виллисе не было блокировки переднего межосевого дифференциала. Я не знаю ни одной машины, в которой блокировка переднего дифа включается одновременно с передним мостом. Если на машину установлена блокировка переднего дифференциала - то это всегда отдельная опция, включающаяся отдельно.
      Ну а про легкое управление - посмотрите на распределение веса по осям. На ЗАЗиках руль тоже крутился очень легко, по сравнению с Москвичами и Жигулями. А положишь в пердний багажник ЗАЗика 3 мешка цемента - так руль и не повернуть.
      1. Lynx2000
        Lynx2000 7 ноября 2020 09:58 Новый
        0
        Согласен с Вами, поторопился, непонятно мысли выразил.
        Да, на "Парт-Тайме" передний мост включается с блокировкой центрального дифференциала.
        Ездил я на Тойоте Хай Люкс Сурф, передний мост включается через раздатку с блокировкой, но левое и правое колеса крутящий момент передавался с равными скоростями.
        Ездил на Ниссан Х-Терра 2015 года, на нем система полного привода "Парт-Тайм", аналогично, включая передний мост, на передние колеса (лево-право) крутящий момент передается с равными скоростями.
        Тойота Форчюнер с системой полного привода "Папрт-Тайм", аналогично .
        Такая система подключаемого полного привода (+передний мост) считается более надежной, дешевой и простой в отличии от системы "Фулл-Тайм" (раздатка "Торсен"), "Супер-Селект" (Мицубиси) ...
        Современная система "Парт-Тайм" - наследница Виллиса.
  15. Konnick
    Konnick 3 ноября 2020 02:47 Новый
    +6
    Цитата: Alesi13
    Не понял про межосевой дифференциал,если не полный привод,но потом вроде исправился автор,описка

    Не исправился он. Автор проигнорировал типы 87, 166 . Это плавающие авто с полноприводной трансмиссией, но без межосевого дифференциала, с подключаемой передней осью и наличием пониженной передачи. Сравнивать кюбельваген и виллис, это как сравнивать запорожец и ниву. Ни по надежности, ни по мощности, ни по проходимости запорожец не сравнить с нивой. Перегрев воздушника, лопающиеся торсионы и просто низкая мощность. Недаром за захват виллиса, немецкому солдату полагался недельный отпуск.
  16. Konnick
    Konnick 3 ноября 2020 03:22 Новый
    +9
    Цитата: НЕКСУС
    Знаете...мне вспомнился наш Ё-мобиль.Как его бедолагу не стебали и как над ним не изголялись россияне.Однако,эта была первая реальная попытка в новой истории России создать народый автомобиль,причем не где нибудь их собирая в Китае или Тайване,а в РФ.
    А ведь сама задумка такого автомобиля была на самом деле изначально очень амбициозной,о чем большинство россиян даже не догадывались,смеясь на всем этим тупо и бессмысленно.


    Я как специалист скажу, это был с самого начала просто авантюрный проект, начиная от "роторно-лопастного" двигателя , который невозможно сделать, оставшийся на уровне патента, до конденсаторной "супербатареи" Хортова, преподавателя электротехники из МАМИ. Это был первый проект по распилу госбюджета. И когда сделали ё-мобиль, на показ гаранту, выкатили пластиковую скорлупу на трубчатом каркасе с обычным двигателем и импортными агрегатами., без всего первоначально заявленного.
    "Ну не шмогла" вот и всё. Обычный пшик, но Прохоров поимел с этого из бюджета.
    1. iouris
      iouris 3 ноября 2020 12:33 Новый
      +4
      Цитата: Konnick
      но Прохоров поимел с этого из бюджета.

      Следовательно, проект очень успешный.
  17. A.A.G.
    A.A.G. 3 ноября 2020 05:23 Новый
    +1
    "Двигатель воздушного охлаждения оказался также предпочтительнее для действий в условиях жаркого и холодного климата и был менее уязвим для пуль и осколков из-за отсутствия радиатора."
    Видимо,говорить о защите от пуль и осколков,при наличии переднего бензобака бессмысленно...
    Про межосевую блокировку при заднем приводе уже написали...
    Есть ещё один момент в статье:"Первые серийные автомобили Volkswagen Kubelwagen комплектовались бензиновым двигателем воздушного охлаждения объемом 1 литр и мощностью 23 л.с. С марта 1943 года в серийное производство пошли автомобили с новым четырехцилиндровым мотором объемом 1,1 литра.". Логично предположить,что до марта 1943 г.двигатели были не 4-цилиндровыми?
    И далее:"Мощность двигателя выросла до 25 л.с., которую увеличили простой расточкой диаметра цилиндров. Никаких других изменений в его конструкции не было."(!)
    Т.е.поршни оставили прежними?
    За статью спасибо.Единственное,хотелось бы пожелать автору быть повнимательнее к словам в технических темах. hi
  18. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 3 ноября 2020 06:07 Новый
    0
    Приезжал он к нам на День Победы несколько раз!! Несколько фоток сделал! Симпатичный агрегат! Узнаваемый!
  19. Керенский
    Керенский 4 ноября 2020 00:31 Новый
    0
    Видел его фотку с газогенератором. Интересно, - заводской вариант или гаражная переделка?
  20. saygon66
    saygon66 5 ноября 2020 19:48 Новый
    0

    - Прямой потомок "Кюбеля" - "Илтис"...