В Роскосмосе назвали сроки вывода на международный рынок новых ракетных двигателей

52
В Роскосмосе назвали сроки вывода на международный рынок новых ракетных двигателей

В 2022 году Россия выведет на международный рынок новые ракетные двигатели, предназначенные как для российских ракет-носителей, так и для иностранных. Об этом сообщается на сайте "Главкосмоса" (входит в "Роскосмос").

Согласно планам, в 2022 году "Роскосмос" начнет поставлять новые двигатели РД-182 для первых ступеней ракет-носителей и РД-120МС, используемый во вторых ступенях. Эти двигатели присоединятся к РД-180 и РД-181, поставляемым в настоящее время на экспорт в США, где применяются на американских ракетах Atlas и Antares.



Как сообщается, разработка двигателей ведется с прошлого года.

В 2019 году НПО "Энергомаш" сообщило о возобновлении производства модернизированного ракетного двигателя РД-120, разработанного на предприятии в 1976-1985 годах для использования во второй ступени ракеты-носителя "Зенит", производимой на Южном машиностроительном заводе (Южмаш) на Украине. В качестве топлива он использует кислород и керосин. Более 30 лет двигатель серийно изготавливался на Южмаше, которому была передана вся документация еще в советское время.

Двигатель РД-182 является модификацией двигателя РД-120, использующий в качестве топлива метан.

Как ранее заявил генеральный директор госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин, многие зарубежные страны уже обратились к России с предложением закупить новые ракетные двигатели.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    2 ноября 2020 10:35
    Поставки с 2022 года новых двигателей... Неожиданно.
    1. +1
      2 ноября 2020 10:59
      Из текста: «Двигатель РД-182 является модификацией двигателя РД-120, использующий в качестве топлива метан». Какой-то бездумный копипаст левой статьи! РД-182 - это двигатель первой ступени, РД-120 - вторая ступень. Это что за модификация такая? belay Ну и естественно ни на каком метане он не работает, а работает на керосине. request
      1. +5
        2 ноября 2020 11:02
        Как ранее заявил генеральный директор госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин, многие зарубежные страны уже обратились к России с предложением закупить новые ракетные двигатели.
        Уверен это стопроцентные, кхм, скажем так, "вербальные интервенции". Российские двигатели и раньше-то продавались паре стран (вроде США и Кореи, обе отказались в пользу собственных разработок, другие страны с космической программой ориентировались на собственное производство — в значительной степени по политическим соображениям — и нет причин, по которым они перестали бы вдруг это делать), а теперь эти двигатели ещё менее интересны потенциальным покупателям, как минимум по двум причинам: 1) на них можно разрабатывать только одноразовые ракеты, заведомо устаревшие, когда летает одна многоразовая система и ещё несколько находятся на разных стадиях разработки 2) в 2023 году вступят в силу новые правила Пентагона, и любые поставщики космических или пусковых услуг с применением российских технологий лишаются возможности участвовать в американских госзагазах, а это очень жирный сегмент рынка.

        Приходится смотреть на вещи реалистично — российским производителям ЖРД теперь предстоит жить исключительно на внутреннем спросе.

        Хотелось бы оказаться неправым — но тогда было бы интересно услышать, о каких странах речь.
        1. +4
          2 ноября 2020 11:12
          И что это Рогозин авансы не собирает с желающих? what Деньги надо ковать сегодня! Завтра введут очередные санкции и придется продавать за копейки.
        2. +11
          2 ноября 2020 12:14
          Такого же мнения. Судя по всему, это очередное хвастовство г-на Рогозина в стиле постройки лунных баз, именуемое в простонародье иначе. По той простой причине, что сказать более нечего, а говорить что-то надо.
          Интереса ради пробежался по новостям. Да, якобы некие иностранные компании выражают заинтересованность в покупке. Но интересный факт - ни в одной новости не было озвучено название ни одной страны. Создается впечатление, что данный "интерес" существует только в голове Рогозина.
          Теперь по делу.
          В какие страны Рогозин собирается поставлять движки? Штаты отпадают сразу. Ни Безосу, ни Маску они даром не нужны. НАСА тоже, не сегодня-завтра прекратится поставка даже РД-180.
          Китай в них не нуждается, у него своя космическая программа, которая успешно выполняется. Через пару лет он сам России в этом направлении сто очков вперед даст.
          Французам? Японцам? Под существующие там носители уже созданы движки. Может в Зимбабве наладит экспорт г-н Рогозин? Тады да, тады ой...
          Может эти двигатели для нужд России приспособят? Нет. Эти движки даже в России не найдут применения в ближайшей перспективе. Подобно отличным РД-180, которые оказались абсолютно невостребованными на родине, ибо под них не нашлось носителя.
          На первой ступени "Союза-5" планируется использовать двигатель РД-171МВ — модернизированный двигатель от первой ступени ракеты "Зенит", на второй — два РД-0124МС.
          На пресловутой "Ангаре" А5М/A5B - РД-191 на первой и второй ступени, РД-0124АП/РД-0150 на третьей.
          Кому нужны в России эти РД-182 и РД-120МС, если под них банально нет носителя? И даже не планируется его создать?
          И кому все-таки Рогозин хочет втюхать эти движки за рубежом? Страну назвать слабо?
      2. -5
        2 ноября 2020 12:45
        Цитата: Проксима
        Из текста: «Двигатель РД-182 является модификацией двигателя РД-120, использующий в качестве топлива метан». Какой-то бездумный копипаст левой статьи! РД-182 - это двигатель первой ступени, РД-120 - вторая ступень. Это что за модификация такая? belay Ну и естественно ни на каком метане он не работает, а работает на керосине. request


        Примерно так обстоят дела.
        Разработка перспективных агрегатов стартовала в прошлом году. В основу РД-120МС лег РД-120, созданный НПО «Энергомаш» для второй ступени РН «Зенит» и на протяжении 30 лет выпускавшийся на Украине.


        Сообщается, что новый РД-182 будет использоваться в первых ступенях ракет. В свою очередь, РД-120МС создается для верхних ступеней.

        Что касается украинских носителей «Зенит», их планируют заменить на РН «Союз-5», разработка которой ведется с 2016 года, а первый пуск запланирован на 2023-й. На первой ступени перспективной ракеты среднего класса будет установлена силовая установка РД-171МВ, а на второй – два РД-0124МС, которые уже заменили украинские РД-120 в третьей ступени «Союз-2.1б».

        https://topcor.ru/17180-v-rossii-gotovjat-dva-novyh-raketnyh-dvigatelja-vmesto-ukrainskih.html
      3. -2
        2 ноября 2020 14:34
        Цитата: Проксима
        Это что за модификация такая? belay Ну и естественно ни на каком метане он не работает, а работает на керосине. request


        Кто вам такое сказал lol , в сети есть его характеристики. Двигатель разработан достаточно давно. Создан на основе РД-120К с дожиганием окислительного генераторного газа.
  2. -1
    2 ноября 2020 10:35
    А почему бы отказываться от рынка ракетных двигателей! С нуля такая штуковина очень дорого обойдется! ЗАЧЕМ изобретать "мерседес"для космомса,если он у нас есть.Велком!!!
    1. +3
      2 ноября 2020 10:41
      Американцы уже объявили о том, что приобретать российские двигатели не будут. Интересно, кого имеет в виду Рогозин, говоря о "многих странах"? В космосе много стран, строящих собственные ракеты?
      1. -8
        2 ноября 2020 10:50
        Этот вопрос задайте израильтянам они всех знают кто хочет летать в космос на российских двигателях.А на счет америки,они только к марту поставят свой ракетный двигатель НАСА.И то это второй,и ни кто стружку в огневой камере и тем более в турбонасосе не отменял.Когдато эта шара с американцами должна кончится,тоже хотелось бы.
      2. +4
        2 ноября 2020 11:00
        Франция, Китай, Израиль, Япония, Индия, это так на вскидку.
        1. +7
          2 ноября 2020 11:26
          У французов есть собственные движки - кислородно-водородный "Вулкан" и твердотопливные ускорители, и все это используется на ракетах "Ариан" разных модификаций. О покупке французами наших двигателей ничего не нашел. Израиль собственных ракет не строит и не собирается - использует чужие для запуска спутников. Индия имеет ракеты на собственных движках. Япония что ни дальше, то меньше торгует с Россией: "проблема северных территорий" и давление США. Китай? У него собственные ракеты и движки, и динамика развития такова, что только снится Рогозину в самых сладких снах. Кто остается? Какие-то мифические "Многие".
          1. -5
            2 ноября 2020 12:08
            Не ужели только Пакистан с Ираном остались.А ЮАР с Бразилией не рассматриваем?
          2. 0
            2 ноября 2020 15:54
            Израиль свои ракеты строит, но они твердотопливные, и если в ИАИ кто то захочет разрабатывать жидкостные, то израиль как раз мог бы обратиться е энергомашу
      3. KCA
        -1
        2 ноября 2020 11:04
        Не совсем так, они не будут покупать РД-180, возможно не будут, BE-4 ещё не летал, а по РД-193(экспортный РД-181) никаких отказов не было, а речь как раз о замене РД-181 - РД-182
        1. +2
          2 ноября 2020 11:26
          Формально отказов и по РД-180 не было, разработчики ракет просто объявили о разработке следующего поколения ракет, где российские двигатели не используются. ULA (покупал РД-180) — о Vulcan, а Northrop (покупал РД-181) — об OmegA (но Нортроп вообще остался без контрактов, разработка свёрнута). А потом было решение Пентагона, что космические услуги с использованием российских технологий с 2023 года закупать запрещено, без конкретизации по марке двигателя.
        2. -2
          2 ноября 2020 14:50
          Цитата: KCA
          а речь как раз о замене РД-181 - РД-182


          Какой замене? laughing Это технологически разные двигатели.
    2. +4
      2 ноября 2020 12:07
      Мечтать не вредно, вредно не мечтать. А в 2022 об этой новости никто уже и не вспомнит, будут новые сказки и новые сроки, где то там, в далеком будущем.
  3. mal
    +22
    2 ноября 2020 10:42
    Если метановый начнут производить, это действительно будет "шаг вперед" good
    1. 0
      2 ноября 2020 10:54
      Тут кто вперёд успеет. американцы тоже метановый делают. Если одинаковые параметры, но у них дороже, возможно что и тут мы их "прокатим"
      1. +4
        2 ноября 2020 14:03
        Что значит "делают"?
        Они уже сделаны. Причем сделаны движки, действительно не имеющие аналогов в мире - FFSC, двигатели с дожиганием, с газификацией обоих компонентов топлива.
        На стартовую площадку SpaceX в Бока Чика почти месяц назад уже привезли двигатели Raptor для установки на SN8. Известен, по крайней мере, номер одного из них — SN39. Более того, SN6 уже летал SN29, а еще месяцем ранее, на SN5 — SN27.
        В ноябре планируется полет Starship с 3 двигателями на тестовые 15 километров.
        Кроме того завершены огневые стендовые испытания вакуумного Раптора в МкГрегор.
        У Безоса готов BE-4. Который скажет большой привет российским РД-180 в Штатах.
        1. 0
          2 ноября 2020 15:01
          Цитата: Косм22
          У Безоса готов BE-4. Который скажет большой привет российским РД-180 в Штатах.

          Не готов, они только решили проблему с турбо-насосом (с их слов), теперь весь цикл испытаний с начала. У РД-180 тяга в два с половиной раза больше. плотность метана меньше чем плотность керосина, переделывается весь носитель.Новая многоразовая ступень еще не летала с BE-4, когда полетит еще не известно, и как полетит )))
          1. +4
            2 ноября 2020 16:33
            Знаете, я в последнее время "их словам" придаю куда большее значение, чем словам г-на Рогозина.
            Ибо если "они говорят", то и делают. Маск вообще мало говорит, но результаты впечатляют.
            Далее.
            Зачем сравнивать РД-180 с метановым движком?
            Ведь суть в том, что речь идет именно о многоразовом применении агрегатов! Это можно сделать на керосине? И вообще про РД-180 забудьте. Он практически похоронен. Вот такая у него судьба... Отличный двигатель с отличными характеристиками оказался никому не нужен в России. И скоро будет лишен рынка США. И списан в утиль.
            Что касается БЕ-4, то ULA уже получила первый движок. Второй на подходе. Да, пока в стадии прогона и испытаний. Но у их по крайней мере есть, что испытывать. Добавлю - у частников (надеюсь, в глупую дискуссию о том, что Маск и Безос получают огромные деньги от НАСА вступать не будем?).
            И как-то скромно Вы замалчиваете вопрос о создании Raptor. Может его тоже не существует?
            1. 0
              2 ноября 2020 17:31
              Цитата: Косм22
              Знаете, я в последнее время "их словам" придаю куда большее значение, чем словам г-на Рогозина.
              Ибо если "они говорят", то и делают. Маск вообще мало говорит, но результаты впечатляют.

              Рогозину я не верю от слова "совсем"! laughing
              Цитата: Косм22
              Зачем сравнивать РД-180 с метановым движком?
              Ведь суть в том, что речь идет именно о многоразовом применении агрегатов! Это можно сделать на керосине? И вообще про РД-180 забудьте. Он практически похоронен. Вот такая у него судьба... Отличный двигатель с отличными характеристиками оказался никому не нужен в России. И скоро будет лишен рынка США. И списан в утиль.

              РД-180 это половина от РД-170, который в свою очередь, многоразовый проектировался))
              С метановым я не сравниваю, я ответил на вопрос готовности BE-4 и как скоро заменят наши двигатели в США )) А так двигатель хороший, но Вы правильно заметили никому не нужный.
              Цитата: Косм22
              И как-то скромно Вы замалчиваете вопрос о создании Raptor. Может его тоже не существует?

              По Raptor вообще информация своеобразная, ТТЗ по тяги на 9000 кН, рапортовали о готовности к выполнению, потом меньше и меньше, сейчас уже 1900 кН, но вроде обещают 2000 кН. От тяги зависит конфигурация ступени. Но вроде прыжки и посадку SN29 отработал. Их там 37 штук в различной конфигурации (на посадку работает центральная часть). Получиться - молодцы! laughing
              1. +4
                2 ноября 2020 19:34
                РД-180 - это не просто хороший двигатель, это отличный движок.
                Но!
                Для своего времени и для определенных целей. Керосин при всех его плюсах обеспечить многоразовость агрегата не может из-за банального нагара. Ну, это факт общеизвестный.
                А вот Раптор... Это уникальная вещь. Это первый в мире действительно работающий ЖРД замкнутого цикла с полной газификацией топлива (все остальные озвученные версии двух стран либо только тестировались, либо только рекламировались).
                Тяга, удельный импульс - это все, конечно, важные показатели. И по некоторым показателям метан проигрывает тому же керосину. Но метан, занимая особое положение между керосином и водородом, позволяет при достаточной тяге сделать аппарат многоразовым и что самое главное - сделать это дешево! Вот в чем весь фокус.
                Ведь с каждым повторным запуском снижаются общие затраты. Потому и соотношения доллар/тяга несопоставимые.
                Если у РД-180 соотношение $/кН равно 6527/1 (и эту цифру никто не спаривает даже в России), то у Раптора 1000/1. И Маск заявил, что данный показатель будет только улучшаться дальше.
                Видать, Америка и впрямь бедна, коль для нее одноразовые изделия в космосе сегодня уже неприемлемы. Алгоритмы "запустил - и трава не расти, сгорело все без остатка - и хрен с ним, новое сделаем, мы богатые) там нынче не приветствуются..
  4. +2
    2 ноября 2020 10:44
    Уму непостижимо, сколь сложное сооружение современный РД представляет. Работа при колоссальных давлениях, температурах и скоростях подачи компонентов топлива и истечения газов ! И как при всём при том первые ступени смогут быть многоразовыми ???
    1. -1
      2 ноября 2020 12:11
      А обороты и производительность турбонасосов подачи топлива и окислителя,это за гранью понимания простого обывателя. hi
  5. +1
    2 ноября 2020 10:45
    ...многие зарубежные страны уже обратились к России с предложением закупить новые ракетные двигатели.
    Многие это какие? Похоже на сон мечтателя...
    Может быть всё дело в этом:
    Права на РД-180 принадлежат американцам. Именно они вложили средства в тяжелом, безденежном для России 1996 году в разработку данного двигателя. Его создали на НПО "Энергомаш" по заказу фирмы из США, разделив советский РД-170 на две части, создав новый турбонасосный агрегат, автоматику к нему, изменили конструкцию направляющего аппарата насосов и некоторые другие узлы и детали. Унификация двигателей РД-170 и РД-180 не более 75%. Оплатила работы американская компания "Pratt & Whitney", которая действовала по поручению корпорации "Локхид Мартин". Права на РД-180 принадлежат "Pratt & Whitney", хоть некоторые источники утверждают, что на самом деле права на данный двигатель у гигантской корпорации "Локхид Мартин".
    Поэтому РД-180 мы не можем продать никому кроме американцев, санкциями заклюют
    1. -1
      2 ноября 2020 10:48
      Цитата: НДР-791
      Многие это какие? Похоже на сон мечтателя...

      Журналист..
      1. +1
        2 ноября 2020 10:52
        Ну, китайцы ещё хотели купить. Однако они хотели полный цикл и всю технологию. Наши не продали, американцы не позволили. Теперь будем бодаться что продать только движки или всё оптом вместе с документацией. А больше я не знаю случаев чтобы кто-то мечтал наши движки купить. Поэтому про "многие" помолчим стоя и сняв шляпы...
        1. 0
          2 ноября 2020 10:57
          Зачем китайцам? Только частники - но им как раз выгоднее покупать. Однако я пока не слышал о китайских частниках с РН под РД.

          Все пилят свои движки, Китай очень сильно в метан лезет. И возврат. У них все основное госсемейство на своих движках. И новые РН которые строят тоже на своих движках.
          1. 0
            2 ноября 2020 11:05
            Это сейчас. А в 97м просили, ан фигушки
            1. +1
              2 ноября 2020 11:27
              Ну мало ли что было в 97. Двигатель бесполезен без ступени. Все госракеты и планы у них расписаны до 35-40 года. Там свои двигатели. Плюс они не стесняются живительного гептильчика в первых ступенях и не особо стараются уйти от этого.

              Частники наиболее вероятно. Какой нить новый шанхайский стартап - сэкономят на первой ступени, собрав лишь бак под РДшки. Но опять же, пока из всех частных китайских ракет - базируются или на своих движках или на покупаемых у других китайцев.
    2. -3
      2 ноября 2020 10:57
      https://www.atraining.ru/trainers/karmanov/rd-180-usa-patent/
      Прочтите внимательно, зайдите по ссылкам, и НЕ ПИШИТЕ ЧУШЬ! Может за умного пойдете, но в моих глазах, Ваш авторитет рухнул...
      1. +3
        2 ноября 2020 11:15
        Я тут даже спорить не буду. Просто ответьте на вопрос: в какие страны Россия продаёт ракетные двигатели? И применительно к фразе: многие зарубежные страны уже обратились к России с предложением закупить новые ракетные двигатели.
        1. +1
          2 ноября 2020 11:20
          Статья по моей ссылке, как и комментарий не о продаже, а о патентах. Двигатели могут понадобиться Бразилии, Индии, с обеими мы тесно сотрудничаем. Есть своя ракетная программа у Ю. Кореи, с ними мы тоже работаем. Иран тоже рвется в космос, и сейчас у нас распрекрасные отношения, и очень большие виды в связи с отменой санкций.
          1. -1
            2 ноября 2020 11:32
            Цитата: URAL72
            Есть своя ракетная программа у Ю. Кореи, с ними мы тоже работаем.

            Работали. KSLV-1 с Ангарой в качестве первой ступени закрыта, KSLV-II делается уже только корейскими разработчиками.
            1. -1
              2 ноября 2020 14:41
              Цитата: military_cat
              KSLV-II делается уже только корейскими разработчиками.


              Серъезно? laughing
              1. 0
                2 ноября 2020 14:52
                Да. Тестовый запуск их демонстратора двигателя первой ступени с горящим факелом газогенератора сбоку подтверждает, что путь эволюции двигателестроения они проходят заново.
                1. 0
                  2 ноября 2020 14:57
                  Цитата: military_cat
                  Да. Тестовый запуск их демонстратора двигателя первой ступени с горящим факелом газогенератора сбоку подтверждает, что путь эволюции двигателестроения они проходят заново.


                  Ну ладно тогда. laughing Заново, так заново. Но вот три года назад они приезжали в "Энергомаш" и слёзно просили себе наш 75-ти тонник на метане.
                  1. -2
                    2 ноября 2020 15:12
                    Цитата: slipped
                    Ну ладно тогда. laughing Заново, так заново. Но вот три года назад они приезжали в "Энергомаш" и слёзно просили себе наш 75-ти тонник на метане.
                    Понятно, очередные шарлатаны и мошенники, выдающие себя за тех, кем они не являются, завелись в космической индустрии. Кажется, вся космическая отрасль превратилась в какой-то рассадник мошенников и шарлатанов (кроме нас, мы наоборот, за всё отдуваемся).
          2. +3
            2 ноября 2020 11:38
            А в статье о продажах. И я Вас о продажах спросил. Когда? Кому? Сколько? Ненавижу победные реляции о несостоявшемся, вот и взъелся.
            1. 0
              2 ноября 2020 14:47
              Цитата: НДР-791
              А в статье о продажах. И я Вас о продажах спросил. Когда? Кому? Сколько? Ненавижу победные реляции о несостоявшемся, вот и взъелся.


              Европейскому консорциуму Арианспейс продаем ракету целиком вместе с двигателями РД-107/108, РД-0124 и РБ "Фрегат" у которого двигатель тоже есть. laughing
  6. -8
    2 ноября 2020 10:55
    Страна двигателеколонка
  7. -1
    2 ноября 2020 13:52
    Поставлять будут вместе с метаном! Спонсирует разработку метанового двигателя Газпром.
  8. -2
    2 ноября 2020 14:42
    А не проще ли не двигатели продавать а запуски ракет?
    Если будет приемлемая цена то и спрос будет.
    Не дошло еще что выгоднее готовыми решениями заниматься а не запчастями.
    1. 0
      2 ноября 2020 15:01
      Цитата: zwlad
      Не дошло еще что выгоднее готовыми решениями заниматься а не запчастями.


      Вот несколько сотен модернизированных двигателей СПД-50М британцам продали, выгодно оказалось. laughing
      1. 0
        2 ноября 2020 16:02
        Цитата: slipped
        Вот несколько сотен модернизированных двигателей СПД-50М британцам продали, выгодно оказалось.

        На наших СПД различных модификаций в космосе почти 400 аппаратов летает (включая военные) wink
  9. +12
    2 ноября 2020 23:21
    в 2022 году "Роскосмос" начнет поставлять новые двигатели

    Я уже даже не знаю, верить или нет, новостям Роскосмоса...
  10. +2
    2 ноября 2020 23:49
    В 2022 году Россия выведет на международный рынок новые ракетные двигатели

    В 2019 году НПО "Энергомаш" сообщило о возобновлении производства модернизированного ракетного двигателя РД-120, разработанного на предприятии в 1976-1985 годах

    Двигатель РД-182 является модификацией двигателя РД-120

    "Кукушка" скрепонавтов из "Распилкосмоса" окончательно покинула. С останками совести.
  11. +1
    3 ноября 2020 10:13
    Фишка в том, что РД-182 на сжиженном метане в качестве горючего , вместо керосина на РД-120. Использование РД-182 на второй ступени позволит реализовать схемы выведения с повторным включением ЖРД второй ступени, чего технически нельзя сделать на керосине. Такая схема выведения позволяет повысить весовую эффективность/отдачу по выводимому полезному грузу (уже не помню на сколько процентов) и надежность ракет носителя в целом.
    Моё инициативное обращение к теме повышения грузоподъемности и надежности РН Зенит за счет применения сжиженного метана произошло в 1992-1993 годах, работая в ЦНИИМАШ в отделении перспектив развития средств выведения.
    Эта тема имеет историю, которую я часто вспоминаю и сожалею, что неправильно поступил тогда.
    Прямого отношения к тематике РН Зенит я не имел, поскольку работал по теме МКС Буран. Тогда страшно было даже представить, но все предварительные расчеты и эскизы по оценке версии РН Зенит на метане я делал в рукописи, те. на обычных листах А4 карандашом (удобно править и не плодить бумагу),хранящихся в рабочем столе. Это были мои бесперспективные поиски, профессиональный интерес для успокоения души. Результаты были очень неплохие. Но и я реально понимал, что переделывать проект изделия, находящегося в производстве даже рассматривать не будут.
    В частном разговоре с начальником отдела перспективных разработок ЖРД НПО ЭНЕРГОМАШ, я рассказал о наличии таких оценок по Зениту за счет применения ЖРД на метане. Но когда через месяц он попросил меня эту рукопись, я тогда испугался возможных последствий нарушения режима секретности и отказал. А надо было просто передать в руки с договоренностью полного отказа авторства. Затем эта рукопись, как и другая более ранняя по луноходу для Лунной базы по программе Л3М, какое-то время хранились дома, а затем была уничтожена мною от греха подальше!
    Я так понимаю, что НПО ЭНЕРГОМАШ довел эту тематику до конца. ЖРД на метане должен иметь более высокую расчетную надежность, за счет поставок после рабочего прожига двигателя без его переборки, что тогда было невозможным для сажевых ЖРД на керосине.
  12. +1
    3 ноября 2020 20:26
    Вроде мы потеряли одну из лидирующих позиций в космических программах Россию уже обошел Китай и США.