Военное обозрение

Опальный танковый завод. Причины низкого качества Т-34 из «Красного Сормова»

45

Т-34 на марше. Источник: waralbum.ru


Объективные обстоятельства


В предыдущей части истории шла речь о низком качестве танков с завода «Красное Сормово» и реакции высшего руководства страны на этот факт. Иосиф Сталин напрямую требовал от наркома Малышева принять меры для разрешения проблемы «Сормовских уродов», на которых танкисты отказываются идти в бой. Забегая вперед, стоит сказать, что только после этого нарком по-настоящему озаботился улучшением условий работы на опальном заводе.


Экипаж танка рядом с танком Т-34 с собственным именем «Горьковский пионер». 1 сентября 1941 года учащиеся 102-й школы города Горького (ныне Нижний Новгород) обратились ко всем пионерам и школьникам Горьковской области с призывом построить танк «Горьковский пионер». Уже 18 января 1942 года в действующую армию был передан танк, построенный на заводе № 112 «Красное Сормово». Всего же в годы войны на средства, собранные пионерами и школьниками Горьковской области, было построено 7 танков. Источник: waralbum.ru

Завод не только отправлял на фронт танки неудовлетворительного качества, но и хронически не выдавал нормы плана. Одной из причин отставания была нехватка комплектующих. В частности, непростая ситуация сложилась с карбюраторными моторами М-17Т, которые на «Красное Сормово» отрядили из-за постоянной нехватки дизелей. Собирать танковые варианты авиационных моторов должны были в Горьком на ГАЗе. Для этого там был организован «спеццех № 10». Но на автозаводе не хватало оборудования и порядка 300 рабочих, что, естественно, срывало графики поставок заказчику.

Кратко о моторе. Перевести его в разряд танковых решено было в 1936 году, ввиду нехватки силовых установок для бурно развивающейся советской танковой программы. Для адаптации свечи зажигания переместили внутрь развала цилиндров, укоротили носок коленвала и снабдили его шпонкой для крепления шкива, а также заменили шестеренчатую масляную помпу поршневой. Особенности эксплуатации в составе бронетанковой техники заставили инженеров увеличить ресурс М-17. Для этого снизили обороты мотора за счет меньших размеров жиклеров и диффузоров карбюратора, а также установкой предохранителя на дросселе, не позволяющего мотору выходить на максимальные обороты. Лишили за ненадобностью танковый вариант высотного крана, предназначенного для регулирования подачи бензина в зависимости от плотности воздуха на разных высотах полета. Мощность М-17Т составляла 500 л. с., что вполне позволяло ему заменять танковый дизель В-2 аналогичной производительности.

Сложности с освоением производства мотора в Горьком (ранее авиационный вариант М-17Ф выпускали в Рыбинске) не позволили выйти «Красному Сормову» на плановые параметры выпуска танков. В августе 1941 года поставили всего один мотор, в сентябре – 10, в октябре – 75, а в декабре – 104. При этом на танкосборочном предприятии № 112 ждали до конца года 745 М-17Т, а получили 218. В 1942 году ситуация немного выровнялась – из Горького получили уже 466 бензиновых двигателей из плановых 740, а из Свердловска (завод № 76) 2458 дизельных В-2, хотя должно было быть 3020.

Одной из самых критичных областей отечественного машиностроения в предвоенный период было производство шарикоподшипников. С началом войны ситуация с поставками их на заводы оборонного значения особенно обострилась, и «Красное Сормово» (как завод «второго плана») хронически недополучал этот «стратегический ресурс». Дошло до того, что шарикоподшипники доставлялись на предприятие транспортными самолетами небольшими партиями, которых хватало всего на два-три дня.

Отдельного упоминания заслуживает эпопея с радиостанциями. Традиционно для завода № 112 поставщик не выполнял в полном объеме обязательства и в 1941 году отправил на «Красное Сормово» всего 45 радиостанций. Надо отдать должное руководству танкового предприятия, которое в оперативном порядке организовало на заводе имени Фрунзе разработку и производство радиостанции 12-РТ. Этой удачной моделью радиостанции танки комплектовали до самого конца войны. Интересно, что в «Красном Сормове» станции не монтировали на танки: для этого Т-34 своим ходом шли на завод имени Ленина и уже там оснащались переговорными устройствами и 12-РТ.

Масштабы срыва поставок комплектующих на «Красное Сормово» очень наглядно иллюстрирует письмо к секретарю Сормовского райкома ВКП(б) 9 января 1942 года от членов партбюро Гусева, Демьяненко и Кузнецова. В нем отмечалось невыполнение сразу тремя заводами (Верхне-Исетским, Тирланским и Кузнецким) нарядов на тонкую листовую сталь. Письмо содержало также претензии к руководству завода имени Кагановича, которое отказывало «Красному Сормову» в прокате стального листа по чисто ведомственным причинам.


Отработка взаимодействия пехоты и Т-34 с дополнительной броней (выпуска завода № 112 Красное Сормово). Ленинградский фронт, осень 1942 г. Источник: waralbum.ru

Помимо нехватки ресурсов и комплектующих для Т-34, на заводе были серьезные проблемы с трудовыми ресурсами, появившиеся еще в предвоенное время. На особом контроле были металлурги «Красного Сормова». 14 января 1941 года бюро Сормовского райкома ВКП(б) обсуждало вопрос о снабжении металлургического цеха № 19 шихтой. Отмечалось, что «главный металлург завода тов. Лобашов вопросами организации работы металлургических цехов занимается недостаточно».

В финале одного из докладов на заседании райкома отмечалось, что в 1939 году убыток от брака составил 5 487 000 рублей, в 1940 году – 5 098 000 рублей. И в качестве итога: «Культура производства находится на крайне низком уровне, существует разболтанность в технологической дисциплине». Вполне понятно, с началом Великой Отечественной войны лучше не стало. В первые годы, в частности, озвучивались претензии «к стахановцам литейных цехов»: «Слишком недоброкачественное вы даете литье на башни, защиты, вызывая тем самым большой брак в обрабатывающих цехах».

Стахановцам на заводе № 112 вообще доставалось. В мае 1942 года парторг ЦК ВКП(б) товарищ Нестеров обвинил заводские партийные организации в недостаточном внимании к стахановцам и плохом контроле производственной деятельности. Многочисленные комиссии, пытавшиеся выяснить причины низкого качества выпускаемых Т-34, писали в отчетах неизменное: «На низком уровне стоит трудовая дисциплина, царит безответственность, что в условиях Отечественной войны граничит с предательством Родины».

Справедливости ради, стоит отдельно упомянуть о настоящих героях производства на заводе «Красное Сормово». Мастер Евдокимов – к 16 мая 1942 выполнил месячную норму. Стахановцы Березин и Калмыков не выходили из цеха по 38-40 часов. Мастер Бурмистренко – в некоторые дни выполнял до пяти норм!

Исправление ошибок


Упоминаемый в первой части директор завода Ефим Эммануилович Рубинчик с самого начала работы в мае 1942 года принялся решать проблему нехватки траков. Он заручился поддержкой наркома Малышева, локализовал штамповку траков по сталинградским рецептам и организовал двойную оплату за выполнение плана по выпуску. Так, начальник цеха получал 5000 рублей премии, его заместитель – 4000 рублей, а механики, мастера, бригадиры и десятники – по одному-двум месячным окладам. Для выполнения плана начальник цеха по штамповке траков получал 150 тысяч рублей на премирование своих 150 работников, каждый из которых дополнительно снабжался парой обуви и 3,5 метрами шелка или шерсти. В июле 1942 года из цеха № 20 был выделен и реконструирован самостоятельный цех № 7, оперативно оснащенный оборудованием с максимальной механизацией всех процессов производства. Общая сумма затрат на новый цех составила до 3 миллионов рублей. Новый трак самостоятельного производства показал в эксплуатации себя положительно, помимо сокращения брака была улучшена стойкость и выносливость гусениц. Как видим, в 1942 году танковые траки для Т-34 стали чуть ли не стратегическим ресурсом.


Экранированные в "Красном Сормово" Т-34. Источник: warspot.ru

И, наконец, самой главной проблемой производства танков на «Красном Сормово» были пресловутые трещины в броне. Это наблюдалось на всех танковых заводах Советского Союза периода Великой Отечественной войны, но предприятие № 112 отличилось в этой истории особенно. Для ускорения производства (план требовал танки фронту!) технологию механической обработки корпуса танка значительно упростили. Также заводчане заменили двойную закалку башни одинарной, сократили время высокого отпуска брони 8С, а также отменили повторный отпуск ряда мелких деталей корпуса. В итоге сэкономили 8 часов времени на сборку Т-34, но заметно повысили склонность брони к трещинообразованию. При этом трещины нередко не выявлялись на этапе военной приемки, а обнаруживали себя уже в войсковой эксплуатации. Разразился скандал, и к лету 1942 года ГКО даже вынес специальное постановление о ситуации с бронекорпусами Т-34 на «Красном Сормово». Историки П. В. Пустырев и Е. И. Подрепный в одной из своих работ пишут о предпринятых мерах:

1. Запрещена резка кислородом термически обработанных деталей на высокую твердость.
2. Запрещен низкий отпуск в пламенных печах, не обеспечивающих устойчивую температуру низкого отпуска 250-330°.
3. Ограничен хим. анализ по углероду, для деталей, более предрасположенных к трещинообразованию, как передний лобовой лист и борт.
4. Введен индукционный подогрев деталей № 34.29.904 с защитой «ДТ» и рымами.
5. Ограничена сила тока приварки защиты «ДТ» и рымов до 250 ампер при диаметре электрода 5 мм.
6. Отменено применение при сварке лобового листа электрода марки «МД» с заменой более качественным аустенитовым электродом.
7. Введен низкий отпуск сваренного узла детали 34-29-9О4 с защитой «ДТ» и рымами.
8. Проведены конструктивные изменения узлов в местах стыка с целью устранения необходимости подрезки деталей во время сборки.
9. Введен низкий отпуск корпусов после сварки.

Кроме этого, все сварщики были переаттестованы на право сварки бронеконструкций, а также были приняты меры по подготовке высококвалифицированных кадров сварщиков, газорезчиков, термистов, сборщиков.

В итоге доля корпусов с трещинами стала медленно, но снижаться – с 35,2 % (в 1942 году) до 5,4 % (в 1945 году). Стоит помнить, что до середины 1943 года на заводе «Красное Сормово» могли только мечтать об аппаратах автоматической сварки Е. О. Патона. Нарком Малышев только после прямого намека Сталина, о котором говорилось выше, отправил на завод № 112 два сварочных автомата и несколько металлообрабатывающих станков. В августе 1943 года был введен карусельный станок для изготовления зубчатых венцов большого диаметра, а также прибыло подкрепление в виде группы конструкторов и технологов с Уралвагонзавода, «Уралмаша» и из Института электросварки АН СССР. С этого времени о «Сормовских уродах» в армии, наконец, забыли.
Автор:
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 6 ноября 2020 06:37 Новый
    +15
    Завод пахал на протяжении всего периода войны - от звонка до звонка!!!
    Честь и хвала!!!
    1. Тикси-3
      Тикси-3 7 ноября 2020 09:06 Новый
      +1
      Цитата: Коте пане Коханка
      Завод пахал на протяжении всего периода войны - от звонка до звонка!!!

      Люди пахали, а тут бац читаю - проблемы «Сормовских уродов»,, а ведь буквально не давно город решил проголосовать за звание город трудовой славы! Увековечить трудовой подвиг горьковчан!! Не, ну такие статьи заслуживают жирного минуса за фразу -
      С этого времени о «Сормовских уродах» в армии, наконец, забыли.
  2. carstorm 11
    carstorm 11 6 ноября 2020 06:42 Новый
    +16
    на данный момент с прискорбием могу сказать что только серии господина Федорова привлекают мое внимание и приносят приятное удовлетворение от прочтения на ВО. не могу не отметить сей факт. спасибо.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 6 ноября 2020 09:56 Новый
      +8
      Цикл о броне Евгения изумительный!!!
      С уважением, Влад!
    2. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 6 ноября 2020 13:05 Новый
      +4
      Цитата: carstorm 11
      на данный момент с прискорбием могу сказать что только серии господина Федорова привлекают мое внимание и приносят приятное удовлетворение от прочтения на ВО

      ну, не знаю...Есть ряд эссе на морскую тему очень достойные, кмк.
      1. vladcub
        vladcub 6 ноября 2020 17:05 Новый
        +4
        Абзац, на мой взгляд, без Андрея Ч морской раздел "сидит на мели". Роман со своей серией о крейсерах на уд.тянет. ЯРКИХ МАТЕРИАЛОВ НЕТ!
        1. Абзац Эпитафьевич Ы.
          Абзац Эпитафьевич Ы. 6 ноября 2020 17:44 Новый
          +2
          Да нет, я, конечно, не имел в виду Скоморохова (при всём к нему уважении)
  3. oracul
    oracul 6 ноября 2020 06:52 Новый
    +16
    Причем здесь опальный завод? А если да, то у кого он попал в опалу? На самом деле в статье речь идет о титанической работе коллектива по повышению качества продукции в условиях войны, в условиях тотальной нехватки ресурсов и людей. В конце концов справились. И это можно назвать подвигом.
    1. Avis
      Avis 6 ноября 2020 09:38 Новый
      +5
      Цитата: oracul
      у кого он попал в опалу?

      Ну, видимо, у обстоятельств. :) Скорее, ситуация "нелюбимого ребёнка", чем опала:
      Одной из причин отставания была нехватка комплектующих.

      С "фаворитом" так не поступили бы. Да оно и понятно — что "танкистам" дело до какого-то "левого" корабела... Обычные межведомственные неурядицы.
      Ну, автор немного ошибся в терминологии, бывает. :)
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 6 ноября 2020 08:10 Новый
    +3
    И, все таки, не смотря на все перечисленные трудности, завод выдавал фронту танки. Те самые, нужные и не заменимые.
    Не такие качественные, как у противника, не такие вычурные, как у союзников, но это были ТАНКИ! Наши танки. Машины победителей.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 6 ноября 2020 10:05 Новый
      +7
      Соморово был ориентирован на ГАЗ, но не срослось полностью.
      От сюда изыски с бензиновым М-17, броневым металлом с Урала и Сибири и др.
      Знать где упасть соломки наложил. Не получилось предугадать. Снизив технологическую составляющую пошёл брак. С это момента завод вошёл в «опалу» в военных кругах. На броню его танков жаловались и ругались. Завод пытался гнать план и огрызался. На помощь заводу пришли специалисты по варке брони из Свердловска, Тагила и Москвы. В 1945 ситуацию исправили. Ну где-то так.
  5. BAI
    BAI 6 ноября 2020 09:15 Новый
    +12
    1.
    Дошло до того, что шарикоподшипники доставлялись на предприятие транспортными самолетами небольшими партиями, которых хватало всего на два-три дня.

    Где то видел инфу, что подшипники ленд-лиза составляли 90% потребности Советского машиностроения.
    2. Танки на фото - без звезд. Это к недавней статье про сохранение памяти о войне.
    1. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 6 ноября 2020 13:13 Новый
      0
      Цитата: BAI
      2. Танки на фото - без звезд. Это к недавней статье про сохранение памяти о войне.

      Вот Вы злопамятный)
    2. zenion
      zenion 6 ноября 2020 22:01 Новый
      +2
      BAI. Танки не только без звёзд, но даже без номеров, что полагалось иметь на каждом танке. Он вообще не номерованный и такой танк легко украсть и продать на металлолом. А из траков сделать дороги, вместо асфальта. Некоторые части содержащие желтый по цвету металл можно было продать зубным техникам и цыганам, или обменять на презервативы для танковых стволов, что бы дождь не заливал экипаж.
  6. Vovk
    Vovk 6 ноября 2020 10:45 Новый
    +11
    Спасибо за качественную статью, без "ура-патриотизма" и реальной критикой производства.

    Отмечу свои дополнения.

    Отдельного упоминания заслуживает эпопея с радиостанциями. Традиционно для завода № 112 поставщик не выполнял в полном объеме обязательства и в 1941 году отправил на «Красное Сормово» всего 45 радиостанций. Надо отдать должное руководству танкового предприятия, которое в оперативном порядке организовало на заводе имени Фрунзе разработку и производство радиостанции 12-РТ.

    Дело в том, что производство радиоламп в СССР было тоже с большим количеством брака.
    Из чего было собирать радиостанции? Под шумок "всё для фронта и победы" без компенсации у народа реквизировали все радиоприёмники для изьятия необходимых радиоламп. И вдруг в конце 1942г проблема исчезла. Чудеса прямо. Но об этом чуть позже.

    Для ускорения производства (план требовал танки фронту!) технологию механической обработки корпуса танка значительно упростили. Также заводчане заменили двойную закалку башни одинарной, сократили время высокого отпуска брони 8С, а также отменили повторный отпуск ряда мелких деталей корпуса.


    Инженеры и тех персонал не пошли бы на грубое нарушение карт технологического процесса, дураков добровольно под трибунал тогда среди них не было. Что же в реальности тогда происходило? Кто в реальности тогда был "врагом народа"?

    Приведу интересную статью

    https://sputnik-georgia.ru/columnists/20200430/248368842/Chiaturskiy-marganets-bronya-i-relsy-Pobedy.html

    Прорыв немецкой армии на Украине, захват Донбасса и второго важнейшего в СССР месторождения марганца в Никополе (немцы оккупировали его 17 августа 1941 года), поставил комбинат в тяжелое положение. Он лишился возможности вывозить свою продукцию.

    Железные дороги были забиты военными и эвакуационными грузами, вагонов под марганцевую руду не давали. С сентября 1941 года добыча в Читатура велась на склад, но уже в конце октября они были заполнены полностью — 325 тысяч тонн руды.

    27 октября 1941 года было принято решение поставить рудник на временную консервацию. Горняки и часть оборудования перебрасывались на угольные шахты в Грузии. Там стали испытывать острую нехватку квалифицированных кадров из-за ухода шахтеров в армию, а потребности страны в угле только возрастали.

    Специалистов с бронью, которые не подлежали призыву, послали на укрепление угледобычи. Среди них были и работники "Чиатурмарганца", и эвакуированные работники Никопольского марганцевого комбината.

    Основные источники и того, и другого были или захвачены, или заблокированы – как чиатурский марганец. На всех других советских месторождениях марганца, например, на Мазульском руднике на окраине Ачинска в Красноярском крае, делали все, чтобы нарастить добычу. Но восполнить потери не удавалось.

    Это привело, в частности, к тому, что в 1942 году была разработана другая марка броневой стали ФК, в которой было 2% ферромарганца. Но вынужденное решение привело к снижению качества и стойкости танковой брони Т-34, которая пробивалась немецкими 50-миллиметровыми противотанковыми пушками и орудиями танка Pz III.



    Как видите всплывают удивительные факты, оказывается марганца было много, но его не могли привезти.

    Лично у меня сложилось странное мнение, судя по воспоминаниям как рабочих так и солдат до конца 1942 большая часть самолетов, танков, автомобилей, стрелкового и артиллерийского вооружения, боеприпасов, радиооборудования выпускалось с огромным браком и в некомплектном состоянии. Моё мнение лишь поставки консервов, станков, материалов, вооружения, автомобилей, танков, самолетов по лен-лезу смогли решить данную проблему иначе бы брак гнался бы до конца 1943 года.
    1. АК1972
      АК1972 6 ноября 2020 12:43 Новый
      +8
      Цитата: Vovk
      Прорыв немецкой армии на Украине, захват Донбасса и второго важнейшего в СССР месторождения марганца в Никополе (немцы оккупировали его 17 августа 1941 года), поставил комбинат в тяжелое положение.

      В Никополе также добывался (и добывается) титановый конценрат - рутил, необходимый для производства сварочного флюса для автоматической сварки, которую внедрил на УВЗ Е.О. Патон. Рутил также входит в состав обмазки аустенитных электродов, которыми варятся броневые стали.
      1. Undecim
        Undecim 6 ноября 2020 14:18 Новый
        +2
        В Никополе также добывался (и добывается) титановый конценрат - рутил
        В Никополе рутил не добывают. Рутил добывают в Вольногорске.
        1. vladcub
          vladcub 6 ноября 2020 17:36 Новый
          +3
          В. Н.металург и знает,что говорят
          1. Undecim
            Undecim 6 ноября 2020 17:37 Новый
            +3
            Я живу недалеко - 180 км.
    2. Tochilka
      Tochilka 8 ноября 2020 04:08 Новый
      0
      Есть у меня книга "Короткая ночь долгой войны" Арсеньева. В ней описан случай, когда по причине бракованных взрывателей авиабомб прямо в воздухе взрывались на собственных бомбах Ил-2.
    3. hohol95
      hohol95 9 ноября 2020 22:46 Новый
      0
      Дело в том, что производство радиоламп в СССР было тоже с большим количеством брака.
      Из чего было собирать радиостанции? Под шумок "всё для фронта и победы" без компенсации у народа реквизировали все радиоприёмники для изьятия необходимых радиоламп. И вдруг в конце 1942г проблема исчезла. Чудеса прямо. Но об этом чуть позже.

      А про просьбы к населению о сдаче патефонов и граммофонов в Мурманской области вы не слыхивали? А было и такое. Требовались пружины для установки в дисковые магазины для ППШ-41. Корпуса были, а вот с пружинами было плохо... И люди сдавали эти музыкальные аппараты - добровольно!
  7. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 6 ноября 2020 13:30 Новый
    +2
    Интересно, что в «Красном Сормове» станции не монтировали на танки: для этого Т-34 своим ходом шли на завод имени Ленина и уже там оснащались переговорными устройствами и 12-РТ.


    20 км своим ходом с КрС до п/я 455, чтобы установить радиостанцию?
    Довольно нестандартное решение.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 7 ноября 2020 10:03 Новый
      +3
      Когда собирали уралмашевские сау в Свердловске, их самостоятельно гоняли на полигон в калиновские капониры. По дороге на турбинке отлаживались дизеля и ставили пулеметы. Отстреливали оружие и ставили на погрузку петля километров 15-20. Брак возвращали обратно. Вот такой марафонский пробег перед отправкой.
      Сейчас на Калиновской горке есть целая пулеметная мишенная установка на территории УрЮИ МВД России!
      1. sh3roman
        sh3roman 7 ноября 2020 13:04 Новый
        -1
        А на каких наших сау стояли пулемёты????
        1. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 7 ноября 2020 13:38 Новый
          +2
          Оптику сау пристреливали пулемётами. Из копонира по мишенным установкам с 1 по 8.
          Потом пулемет снимался.
        2. Incvizitor
          Incvizitor 9 ноября 2020 02:42 Новый
          +1
          На всяких су ису 152 дшк бывали...
          1. hohol95
            hohol95 9 ноября 2020 22:52 Новый
            +1
            На средних и тяжёлых СУ пулемётов не было. Только на ИСУ были зенитные ДШК. Только в комплекте Су-76 шёл пулемёт ДТ.
            1. Incvizitor
              Incvizitor 10 ноября 2020 04:27 Новый
              0
              Смотря про какие сау, если артиллерию то их вообще толком не было, буксируемые орудия разве что, пт если на 76 85 100 не ставили точно на су что то то же не видно, может единичные случаи, вообще ДШК с 40х годов производили непонятно почему его в первой половине вов не видно нигде, ладно там всякие Т 70 смысла нет но и для КВ не было...
              1. hohol95
                hohol95 10 ноября 2020 18:49 Новый
                0
                В Советском Союзе (во время Великой Отечественной Войны) в производстве были следующие Самоходные Артиллерийские Установки: ЗиС-30; Су-122(У-35); Су-76 (Су-12/12М/15М) с пулемётом ДТ в укладке; Су-С-1 (Су-76И); Су-152; Су-85/Су-85М; Су-100; ИСУ-152 зенитный ДШК; ИСУ-122 зенитный ДШК.
                1. sh3roman
                  sh3roman 12 ноября 2020 13:25 Новый
                  0
                  Когда это на су100,дшк ставили???ису 122,152 это было дело и то вроде бы не на каждую
                  1. hohol95
                    hohol95 12 ноября 2020 19:10 Новый
                    0
                    Никогда. Вы наверное не заметили, что все самоходные установки в вооружении, которых был тот или оной пулемёт, вместе с установленным пулемётом и записаны. Остальные машины записаны по общепринятым названиям. И к ним нет подписи о пулемётном вооружении.
                    ису 122,152 это было дело и то вроде бы не на каждую

                    Так и не все на БТ-7 или Т-26 ставили зенитную турель П-40. Однако такие машины были!
              2. hohol95
                hohol95 10 ноября 2020 18:53 Новый
                0
                Танки КВ-1 иногда комплектовались зенитным ДТ. Как и довоенные танки Т-26 и БТ-5/7.
              3. sh3roman
                sh3roman 12 ноября 2020 13:23 Новый
                0
                За всю вмв изготовили 9 000 шт. Дшк, америкосы для сравнения более 400 тыс. Не хватало нашей армии пулеметов
                1. hohol95
                  hohol95 12 ноября 2020 19:25 Новый
                  -1
                  Нашей Рабоче-Крестьянской Красной Армии много не хватало. Но победили.
                  Такова была наша промышленность.
                  У немцев к примеру так-же не всё было хорошо в плане пехотных крупнокалиберных пулемётов.
                  А к концу войны они и винтовки уже не могли производить в нужных количествах.
      2. hohol95
        hohol95 9 ноября 2020 22:55 Новый
        +1
        Это был своеобразный пробег на выявление неисправностей!
        По другому не могли. Не имели времени на доскональные испытания свежеизготовленных машин! Фронт требовал...
  8. Алексей 1970
    Алексей 1970 6 ноября 2020 13:46 Новый
    +2
    Нарушение тех.процесса отпуска никогда до добра не доводили, что тогда, что сейчас. Но и нарушения такого рода нужно одобрение как минимум главнрго инжинера предприятия с подачи главного сварщика. Вот отсюда и растут ноги брака, понятно что всё вызвано форсмажором, но ведь не качесивом брони жертвовать в угоду количеству!
    1. vladcub
      vladcub 6 ноября 2020 17:45 Новый
      +2
      И с молчаливого согласия наркома Малышева. Когда Сталин напрямую потребовал :"принять меры для разрешени проблемы:"Сормовских уродов" и только Малышев нашел помочь, а не потребуй Сталин,что тогда? Малышев отлично знал все проблемы, но ради плана...
  9. Incvizitor
    Incvizitor 6 ноября 2020 16:49 Новый
    +2
    Есть ли в интернете точная инфа о процентном ухудшении бронирования немецких танков конца вов ввиду проблем с качеством стали? Хочется узнать на сколько упало качество брони относительно техники других сторон конфликта а точной инфы не найду.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 7 ноября 2020 13:39 Новый
      +1
      Читайте Автора, у него есть и про немцев
  10. sibiryouk
    sibiryouk 6 ноября 2020 17:11 Новый
    +5
    Благодаря новому карусельному станку, для обработки диаметров более1500мм, Сормовский завод первый перешел на выпуск Т-34-85, также они первые улучшили вентиляцию в башне, их схема- один вентилятор на вдув, другой над казенником на выдув, была принята другими танкозаводами выпускающими Т-34.
    1. sh3roman
      sh3roman 13 ноября 2020 06:11 Новый
      0
      Станок, американский был???
  11. vladcub
    vladcub 6 ноября 2020 17:25 Новый
    +2
    "Обнаруживали себя уже в войсковой эксплуатации", но какой ценой! Ведь,зачастую речь шла о жизни экипажа.
  12. Бензорез
    Бензорез 6 ноября 2020 20:16 Новый
    +4
    Ёк макарёк. Столько год прошло, а ничего особо и не меняется. На производстве.
    Читаю- как на работе только что побывал. Хотя и так, часа три как от- туда...
    Отрасль у меня правда малость другая, но все болезни и причины- ничем принципиально не отличаются. request
    "Кроме этого, все сварщики были переаттестованы на право сварки бронеконструкций, а также были приняты меры по подготовке высококвалифицированных кадров сварщиков, газорезчиков, термистов, сборщиков."
    Незнаю как тогда, но сейчас вы знаете как происходит переаттестация сварных в условиях реального производства?
    Могу рассказать. Если, кому интересно. Недавно сам учавствовал в этом мероприятии.
  13. Alien From
    Alien From 6 ноября 2020 23:21 Новый
    0
    Спасибо автору, отличный цикл статей.
  14. hohol95
    hohol95 9 ноября 2020 22:42 Новый
    +2
    Уважаемый Автор!
    Хотелось бы спросить почему вы не озвучили и внесённые заводчанами изменения в конструкцию?
    Например отказ от кормового люка в башне "пирожком". На заводе смогли от него отказаться доказав военным, что орудие можно демонтировать и без этого люка. Люки отрывало при обстреле их из ручных пулемётов.
    Следующей была командирская башенка для шестигранной башни. Именно "сормовское" изделие было признано самым удачным и внедрено на всех заводах.