Турбовинтовые боевые самолёты как альтернатива БПЛА для стран «третьего мира»
В настоящее время в военно-воздушных силах ряда стран эксплуатируются лёгкие турбовинтовые штурмовики, которые в первую очередь предназначены для перехвата легкомоторных самолётов, патрулирования границ, борьбы с разного рода повстанческими движениями и незаконными вооруженными формированиями. Стремление снизить расходы на разработку и эксплуатацию стало причиной того, что основная часть используемых в настоящее время противопартизанских самолётов создана на базе двухместных учебно-тренировочных или даже сельскохозяйственных машин. Такие лёгкие штурмовики по боевой эффективности сравнимы или даже превосходят (при проведении антиповстанческих операций) боевые вертолёты.
Турбовинтовые штурмовики демонстрируют лучшую боевую живучесть, чем винтокрылые летательные аппараты. Неоспоримым фактом является то, что турбовинтовой самолёт имеет большую скорость полёта, в него трудней попасть из скорострельной зенитной установки, и он может быстрей покинуть зону обстрела. На самолёте нет таких высоко уязвимых элементов, как хвостовая балка с рулевым винтом и несущий винт, а значит, при равном уровне защищённости самолёт будет иметь лучшую боевую живучесть. В большинстве случаев, в силу конструктивных особенностей лёгкий турбовинтовой боевой самолёт излучает меньшую тепловую сигнатуру, по сравнению с вертолётом, оснащённым двигательной установкой аналогичной мощности. Это обстоятельство напрямую связано с вероятностью поражения ракетами с тепловой головкой самонаведения.
При выборе турбовинтовых штурмовиков многие страны «третьего мира» руководствовались критерием «стоимость-эффективность». Хотя вертолёты способны базироваться на «пятачках», а для небольших самолётов требуется взлётно-посадочная полоса длиной несколько сотен метров, стоимость одного лётного часа лёгкого боевого самолёта с турбовинтовым двигателем в несколько раз меньше, чем у ударного вертолёта способного нести такую же боевую нагрузку, что с лихвой окупает затраты на строительство полевых аэродромов. Немаловажное значение имеют продолжительность и трудозатраты при подготовке к повторному боевому вылету. В этом отношении штурмовики, построенные на базе УТС или сельскохозяйственных самолётов, безоговорочно лидируют. Благодаря более высокой топливной эффективности, турбовинтовые самолёты способны намного дольше находиться в воздухе и лучше подходят для выполнения разведывательных, патрульных и поисково-ударных задач.
Сравнивая турбовинтовые боевые самолёты с реактивными штурмовиками, можно отметить, что на «рабочей» скорости 500-600 км/ч, при отсутствии внешнего целеуказания времени для визуального обнаружения цели (с учётом реакции пилота) зачастую не хватает. При большей «полезной нагрузке» реактивные штурмовики, созданные для борьбы с бронетехникой и разрушения укреплённых позиций в «большой войне», действуя против разного рода инсургентов, зачастую расходуют её нерационально. В этом случае уместна аналогия с кувалдой и молотком. При определённой сноровке небольшие гвозди можно забивать и кувалдой, но молоток для этого подходит гораздо лучше.
Надежды на то, что дистанционно пилотируемые летательные аппараты при проведении противопартизанских операций вытеснят боевые самолёты, оказались несостоятельными. БПЛА (при отсутствии у противника развитой противовоздушной обороны) прекрасно подходят для наблюдения, разведки и нанесения точечных ударов. Известно, что в ходе боевых вылетов американские ударные MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, как правило, несли не более двух управляемых ракет AGM-114 Hellfire. Увеличенный боекомплект на борту дрона серьёзно ограничивал продолжительность полёта. Известны случаи, когда для уничтожения «твёрдой» цели, обнаруженной оператором беспилотного аппарата, приходилось вызывать пилотируемые боевые самолёты или беспилотники, оснащённые корректируемыми 227-кг авиабомбами GBU-12 Paveway II. В силу ограниченного количества средств поражения на борту, в отличие от пилотируемого штурмовика, беспилотник физически не способен «прижать» огнём и сковать действия крупной группы боевиков, осуществляющей нападение на блокпост или опорную базу в удалённом районе. БПЛА больше являются средствами разведки и наблюдения и по своему ударному потенциалу при проведении антиповстанческих операций пока не могут сравниться с пилотируемой авиацией. Кроме того, любой крупный серийный дрон, оснащенный авиационными средствами поражения, при всех своих достоинствах серьёзно уступает турбовинтовому штурмовику по скорости полёта, вертикальной и горизонтальной манёвренности. В связи со стремлением сделать беспилотник предельно лёгким, его планер имеет меньшую прочность, что является причиной неспособности БПЛА выполнять резкие противозенитные манёвры. В сочетании с узким полем зрения камеры и значительным временем реакции на команды это делает их весьма уязвимыми при обстреле и чувствительными даже к небольшим повреждениям.
Впрочем, основные трудности при создании действительно эффективного разведывательно-ударного дистанционно управляемого летательного аппарата по большей части связаны не с планером и двигательной установкой, а с возможностью использования передовых систем дистанционного управления и передачи данных. Например, в России до сих пор на вооружение не принят беспилотник, который имел бы такие же возможности, как американские «Жнец» или «Хищник». Известно, что в США имеется глобальная система управления ДПЛА по спутниковым каналам. Основное руководство действиями американских беспилотных охотников в любой части мира осуществляется операторами, находящимися на авиабазе Крич в штате Невада.
БПЛА MQ-9А Reaper на взлётно-посадочной полосе авиабазы Крич
Китайский объект аналогичного назначения расположен на авиабазе Аньшунь в провинции Гуйчжоу. Здесь находится главный центр управления ДПЛА и станции спутниковой связи.
Отсутствие спутниковых каналов ограничивает боевой радиус действия беспилотной боевой авиации, что вынуждает использовать другой ДПЛА для ретрансляции радиосигналов, или размещать антенны пунктов управления на высоко поднятых мачтах и естественных возвышенностях. Кроме того, американские власти налагают серьёзные ограничения на поставки боевых беспилотников и систем управления, и даже ближайшие союзники США не всегда могут их приобрести, а гораздо более дешевые китайские аналоги пока уступают изделиям компании General Atomics Aeronautical Systems. В этих условиях и с учётом недостатков ДПЛА, командование ВВС многих небольших и не слишком богатых государств выбирает пусть не столь высокотехнологичные, но гораздо более простые в применении лёгкие турбовинтовые боевые самолёты.
Как уже говорилось в предыдущей части обзора, в ходе боевого применения широко распространенных турбовинтовых штурмовиков EMB-314 Super Tucano они очень часто оснащались управляемыми авиационными боеприпасами, которые можно применять за пределами дальности эффективного зенитного огня, что позволяет избежать потерь.
Такой подход реализован при создании разведывательно-ударного самолёта AC-208В Combat Caravan, который спроектирован компанией Orbital ATK Inc. в 2009 году на базе лёгкого турбовинтового транспортно-пассажирского Cessna 208 Caravan. Для наблюдения и вооруженной разведки самолёт оснащён оптоэлектронной системой L3 Wescam MX-15D, в которую входят: дневная цветная ТВ-камера высокого разрешения, ночная ИК-камера, лазерный дальномер-целеуказатель, цветные ЖК-дисплеи и вычислительный комплекс системы управления вооружением. На борту так же имеется аппаратура цифровой передачи данных на наземные пункты и другие летательные аппараты, подключённые к боевой управляющей системе, бортовой комплекс постановки помех AAR-47/ALE-4, система предупреждения о пуске ракет противника AN/AAR-60, радиостанции и средства навигации. Также предусмотрена лазерная аппаратура, которая в автоматическом режиме способна ослеплять ИК ГСН ракет ПЗРК, но заказчику самолёты в такой комплектации не передавались. Правительство США выделило $65,3 млн на приобретение пяти AC-208В для ВВС Ирака. В эту сумму также входят расходы на закупку запчастей и подготовку специалистов.
AC-208В Combat Caravan ВВС Ирака
Самолёт с максимальной взлетной массой 3629 кг оснащён ТВД Pratt & Whitney PT6A-114A мощностью 675 л. с. Максимальная скорость полёта – 352 км/ч. Крейсерская -338 км/ч. Потолок - 8400 м. «Комбат Караван» способен держаться в воздухе почти 7 часов. При выполнении стандартных поисково-ударных задач на борту самолёта обычно находятся пилот и оператор. Однако при использовании AC-208В в роли летающего воздушного командного пункта на борту имеются рабочие места ещё для трёх человек.
Вооружение AC-208В составляют две управляемые ракеты AGM-114M/K Hellfire класса «воздух - земля» с дальностью стрельбы до 8 км. Известно, что правительство Ирака заказало 500 ракет «Хеллфайр».
Имеется возможность подвески блоков с 70-мм НАР, но в боевых условиях это не используется. Также остался нереализованным проект «ганшипа» с 30-мм пушкой в дверном проёме.
Состав БРЭО и вооружение AC-208В Combat Caravan позволяет выполнять задачи рекогносцировки, выявления противника и слежения за ним, а также наносить удары по обнаруженным целям. Рабочие места экипажа прикрыты баллистическими панелями для защиты от стрелкового оружия.
«Комбат Караван» дебютировал в боевых условиях в январе 2014 года, когда иракские ВВС начали использовать его против повстанцев в провинции Анбар. На первом этапе помощь в эксплуатации AC-208В оказывали специалисты ВВС США. Один самолет разбился в марте 2016 года.
В марте 2018 года ВВС США заключили контракт на сумму $86,4 млн. В рамках контракта предусмотрена поставка восьми самолетов AC-208В Combat Caravan и запчастей, а также подготовка лётно-технического состава. Самолеты предназначены для Воздушного корпуса Афганистана. Обучение афганских пилотов осуществлялось на базе Форт-Уэрт в Техасе. В том же 2018 году Orbital ATK Inc. была поглощена Northrop Grumman Innovation Systems.
В настоящее время для афганских воздушных сил создан самолёт AC-208D Eliminator (AC-208 Combat Caravan Block 2). На этой машине установлен двигатель Honeywell TPE331-12JR мощностью 900 л. с. и усовершенствованное БРЭО. Согласно информации предоставленной компанией-изготовителем, цена одного самолёта составляет $8 млн, при стоимости лётного часа - $415. Что, безусловно, является очень привлекательным для стран «третьего мира». Для сравнения: цена популярного турбовинтового штурмовика А-29 Super Tucano составляет приблизительно $18 млн, стоимость его лётного часа – около $600.
По состоянию на середину 2020 года иракские и афганские самолёты AC-208В провели в воздухе несколько тысяч часов и нанесли более 200 ракетных ударов. Авиационные эксперты отмечают, что эти машины при проведении контртеррористических операций являются неплохой альтернативой беспилотникам. Сочетание способности достаточно долго находиться в воздухе и высота полёта выше досягаемости огня из малокалиберных зенитных установок и ПЗРК гарантируют возможность длительного контроля обширной территории и неуязвимость от средств ПВО, которые могут быть в распоряжении незаконных вооруженных формирований.
Самолёт AC-208В Combat Caravan ВВС ОАЭ
Помимо Ирака и Афганистана заказчиком AC-208В Combat Caravan стали ОАЭ и Ливан. В ВВС ОАЭ в 2019 году имелось два самолёта. По имеющейся информации, к 2022 году для ВВС Ливана планируется переоборудовать в ударный вариант 4 самолёта общего назначения Cessna 208B Grand Caravan. Консультации по поводу поставки ударно-разведывательных самолётов «Комбат Караван» ведут Мали, Мавритания, Нигер и Буркина-Фасо. Эта машина в силу относительно невысокой стоимости и приемлемых эксплуатационных расходов является весьма привлекательной для небогатых стран. Впрочем, помимо приобретения самолётов потенциальным заказчикам придётся договариваться с американцами о закупке управляемых ракет, что существенно ограничивает число потенциальных покупателей.
Спрос на летательные аппараты, предназначенные для борьбы с повстанцами привёл к созданию лёгких турбовинтовых штурмовиков на базе самолёта Air Tractor AT-802, который используется в сельскохозяйственной и пожарной авиации. Особенностями этого самолёта являются высоко поднятая кабина, что обеспечивает хороший обзор, высокая манёвренность и хорошая управляемость на малых высотах.
В боевой обстановке самолёты Air Tractor AT-802 впервые были применены в Колумбии в начале 2000-х, когда эти машины обрабатывали дефолиантами плантации коки. Понятно, что охрана плантаций не могла безучастно наблюдать за тем, как её лишают источника доходов, и обстреливала «Воздушные тракторы» из всех имеющихся у них стволов. В распоряжении боевиков наркокартелей и левацких повстанческих группировок было не только лёгкое стрелковое оружие, но и крупнокалиберные зенитные пулеметы, и гранатометы РПГ-7, поэтому полёты на уничтожение наркосодержащих растений представляли большую опасность. Положение усугублялось ещё и тем, что «на боевом курсе» при распылении химикатов AT-802 летели, не маневрируя, с малой скоростью. После того, как самолёты стали возвращаться с пулевыми пробоинами, в полевых условиях пришлось провести экстренную доработку. Кабину пилотов с боков и снизу прикрыли импровизированной бронёй - противопульными жилетами, а топливные баки стали заполнять нейтральным газом. Однако пассивными мерами повышения живучести не ограничились. В «боевых вылетах» летающие опрыскиватели сопровождали штурмовики EMB-312 Tucano.
Опыт использования самолётов AT-802 в Колумбии подтолкнул специалистов компании Air Tractor к созданию специализированного антиповстанческого самолёта, который должен соответствовать требованиям программы Light Attack / Armed Reconnaissance (LAAR), запущенной ВВС США. В программе LAAR также участвовали турбовинтовые боевые самолёты AT-6B Texan II, A-29 Super Tucano и OV-10Х Bronco.
Легкий штурмовик AT-802U, предназначенный для непосредственной авиационной поддержки, ведения воздушной разведки, наблюдения и корректировки действий сухопутных сил, был впервые представлен на авиакосмическом салоне Ле-Бурже в 2009 году.
Двухместный самолёт имеет максимальную взлётную массу 7257 кг. Турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-67F мощностью 600 л. с. способен разогнать его в горизонтальном полёте до 370 км/ч. Крейсерская скорость – 290 км/ч. Практическая дальность полёта – 2960 км. Ресурс планера – 12000 часов. Стоимость самолёта, полностью укомплектованного электронными системами, составляет примерно $17 млн, а эксплуатационные расходы – около $500 за час полёта.
Турбовинтовой штурмовик AT-802U, созданный совместно компаниями Air Tractor и IOMAX от самолёта сельскохозяйственного назначения отличается наличием противопульного бронирования двигателя и бортов кабины, пуленепробиваемым остеклением кабины, протектированными топливными баками и более прочным планером. На самолёте сохранена возможность установки бака с химикатами и опрыскивателей. В отсеке, где устанавливается бак, также возможна перевозка различных грузов, размещение дополнительного оборудования и топливных баков. Для вооружения и контейнеров с прицельно-поисковыми системами и аппаратурой противодействия зенитным ракетам на самолёте имеется 9 узлов подвески. В состав вооружения входят как управляемые, так и неуправляемые авиационные средства поражения массой до 4000 кг: 7,62-12,7-мм пулемёты, 20-мм пушки, блоки с 70-мм НАР и бомбы массой до 227 кг, а также управляемые ракеты «воздух – земля» с лазерным наведением AGM-114M Hellfire и Roketsan Cirit.
Применение управляемых боеприпасов обеспечивается оптоэлектронным прицельным комплексом AN/AAQ 33 Sniper xr, работающим в видимом и ИК-диапазонах. Для наблюдения и поиска целей предназначена комбинированная (ИК и телевизионная) камера L3 Wescam MX-15Di. Она размещена в нижней передней полусфере на турельной установке и оборудована линией связи «самолёт – земля», работающей в защищённом режиме с приемниками видеосигнала ROVER, что позволяет передавать изображение в режиме реального времени. Аппаратура комплекса AN/AAQ 33 Sniper xr работает в видимом и инфракрасном диапазонах. Экипаж самолёта имеет возможность осуществлять поиск, обнаружение, распознавание и автоматическое сопровождение наземных (надводных) целей на дальностях 15-20 км в любых погодных условиях и в любое время суток, их подсветку лазером и наведение управляемого авиационного оружия.
«Боевые испытания» AT-802U прошли в Колумбии, где турбовинтовой штурмовик привлекался для сопровождения невооруженных AT-802. Судя по всему, АТ-802U использовался американским Управлением авиации Бюро по борьбе с наркотиками (также известно как INL Air Wing). В парке INL Air Wing около 240 самолётов и вертолётов, которые действуют на территории Афганистана, Боливии, Колумбии, Гватемалы, Ирака, Мексики, Пакистана и Перу.
Ещё одним штурмовиком, разработанным на базе самолёта сельскохозяйственного назначения, является Аrchangel BPA, созданный компанией IOMAX. Основой для «Архангела» послужил самолёт Thrush 710, который конструктивно очень близок к Air Tractor AT-802. Самолет Thrush 710 развивает большую на 35 км/ч скорость и имеет лучшее соотношение веса вооружения и запаса топлива. Аrchangel с взлетной массой 6720 способен на крейсерской скорости 324 км/ч покрыть 2500 км и находиться в воздухе 7 часов. В вооруженном варианте время патрулирования составляет 5 часов.
Основной упор при создании самолёта Аrchangel BPA был сделан на использование управляемого оружия, и он не несёт стрелково-пушечного вооружения. В этом отношении его возможности выше, чем у Air Tractor AT-802U. На шести подкрыльевых узлах подвески может быть размещено до 16 70-мм ракет Cirit с лазерной системой наведения, до 12 ракет AGM-114 Hellfire, до шести УАБ JDAM или Paveway II / III / IV. «Архангел» в ударном варианте способен нести больше оружия на внешних подвесках, чем любой другой самолёт аналогичной весовой категории. Он предназначен для самостоятельного поиска и уничтожения небольших групп боевиков, когда применение боевых вертолётов, реактивных истребителей или штурмовиков затруднено с точки зрения боевой эффективности или нецелесообразно по экономическим соображениям.
Ранее специалисты IOMAX разработали прицельно-разведывательную аппаратуру и комплекс вооружения самолёта Air Tractor AT-802U, и, получив необходимый опыт, руководство компании решило самостоятельно создать противопартизанский самолёт. По сравнению с AT-802U, самолёт, предлагаемый компанией IOMAX, оборудован более совершенным БРЭО. «Архангел» может нести контейнер с электронно-оптической разведывательно-поисковой аппаратурой производства FLIR Systems. На самолёте имеется централизованная система датчиков предупреждения об облучении РЛС и ракетном нападении.
На модификации Аrchangel ВРА Block I двухместная кабина с тандемным расположением экипажа располагает двойным управлением и оснащена цветными многофункциональными индикаторами у пилота и оператора в задней кабине.
Приборная панель оператора вооружения самолёта Аrchangel BPA Block I
По поисково-разведывательным возможностям и гибкости применения управляемого вооружения Аrchangel BPA превосходит AT-802U, который изначально создавался как классический лёгкий штурмовик. Благодаря наличию совершенного бортового электронного комплекса, «Архангел» одинаково эффективен в тайных операциях, при оказании непосредственной авиационной поддержки и в рутинных патрульных полётах. Большая часть бронезащиты на Аrchangel BPA выполнена быстросъёмной и монтируется в зависимости от характера выполняемого задания. Сообщается, что некоторые элементы защиты могут выдержать попадания пуль калибра 12,7-мм.
В июле 2014 года совершил первый полёт разведывательно-ударный Archangel Block 3. Данная модификация «Архангела» внешне существенно отличается от ранних вариантов и имеет улучшенную аэродинамику. После того как самолёт начал поставляться иностранным заказчикам в ВВС США ему присвоили обозначение OA-8 Longsword.
Разведывательно-ударный самолёт Аrchangel ВРА Block III
Самолёт получил «стеклянную кабину» и ещё более совершенный прицельно-навигационный комплекс и вооружение. Двухместная кабина пилота и оператора вооружения перемещена вперед и приподнята, что улучшило обзор вперед и вниз. Это так же освободило пространство в хвостовой части фюзеляжа для размещения электронных блоков БРЭО и другого оборудования. Более рациональная компоновка позволила увеличить объём топливных баков.
Приборная панель кабины пилота самолёта Аrchangel ВРА Block III
В распоряжении пилота Аrchangel ВРА Block III имеется комплект авионики CMC Esterline Cockpit 4000, совместимой с аппаратурой ночного видения. В кабине оператора вооружения установлены три многофункциональных дисплея и передняя панель управления UFCP.
Приборная панель кабины оператора вооружения самолёта Аrchangel ВРА Block III
Для наблюдения и поиска целей на самолёте Аrchangel ВРА Block III используется подвесной контейнер с интегрированной оптоэлектронной системой L3 Wescam MX-15 / Star SAFIRE 380 HLD, способной работать в условиях плохой видимости и ночью. Для наблюдения за наземной и морской поверхностью предполагаются радиолокаторы Thales I-Master и Leonardo Osprey 30. Однако из-за высокой стоимости эта опция на практике не реализована.
Подвесной контейнер с оптоэлектронной системой
При создании самолёта Аrchangel BPA Block III большое внимание было уделено защите от ЗУР с тепловой головкой самонаведения, используемых в составе ПЗРК. По сравнению с AT-802U, тепловая заметность самолёта существенно снижена, что должно уменьшить вероятность захвата ТГС. При выполнении полётов в районах с высоким риском применения современных ПЗРК, кроме тепловых ловушек, может использоваться подвесной контейнер с лазерной аппаратурой, ослепляющей головку самонаведения.
Подвесной контейнер TERMA AN / ALQ-213
Штатным средством защиты самолёта от зенитных ракет является подвесная аппаратура TERMA AN / ALQ-213, которая в автоматическом режиме обнаруживает пуск ЗУР, радиолокационное и лазерное облучение, осуществляет отстрел радиолокационных и тепловых ловушек, а также помогает построить манёвр уклонения.
Совершенные разведывательно-поисковые системы, установленные на новейшей модификации «Архангела» позволяют обнаруживать цели и уничтожать их управляемым оружием, не входя в зону действия ЗРК малой дальности. В то же время последняя модификация Аrchangel ВРА Block III в полной комплектации стоит достаточно дорого – более $22 млн, а стоимость его лётного часа – почти $800.
Болгарская компания LASA на авиасалоне Paris Air Show-2017 продемонстрировала легкий разведывательно-ударный самолет T-Bird, основным назначением которого является поддержка операций против незаконных вооруженных формирований.
Антиповстанческий штурмовик T-Bird разработан на основе турбовинтового сельскохозяйственного самолета Trush 510G. Самолет T-Bird предлагается как более дешевый аналог AT-802U и Аrchangel BPA, и в основном ориентирован на применение неуправляемых ракет и стрелково-пушечного вооружения. Заявлено, что кабина и ряд узлов защищены от пуль винтовочного калибра, выпущенных с дистанции 300 м. Электронное оборудование T-Bird создано австрийской компанией Airborne Technologies и включает в себя подвесной контейнер Self Contained Aerial Reconnaissance (SCAR), дисплеи отображения информации, комплекс оборудования и связи Airborne Lynx Command and Control System.
Информация о продаже самолётов AT-802U и Аrchangel BPA достаточно противоречива, и разные источники не сходятся в количестве самолётов, поставленных заказчикам. Компания Iomax заявила, что уже поставила 48 комплектов аппаратуры для самолетов AT-802U и Аrchangel BPA, к которым прилагалось 4500 авиационных средств поражения.
Известно, что эксплуатантами AT-802U и Аrchangel BPA помимо американского антинаркотического ведомства являются ОАЭ, Египет и Иордания. «Сельскохозяйственные штурмовики» использовались в боевых действиях на территориях Йемена и Ливии. В январе 2017 года Государственный департамент США одобрил продажу двенадцати Аrchangel ВРА в Кению. Заинтересованность в приобретении этих самолётов выражали Ангола, Нигер и Кот-д'Ивуар.
Спрос на лёгкие антиповстанческие и патрульные самолёты стимулирует не только переделку учебно-тренировочных, сельскохозяйственных и самолётов общего назначения, но и создание с нуля специально спроектированных машин. 26 июля 2014 года с взлётно-посадочной полосы южноафриканского аэродрома Вандербум впервые поднялся в воздух прототип лёгкого многоцелевого турбовинтового самолёта AHRLAC (англ. Advanced High Performance Reconnaissance Light Aircraft – усовершенствованный производительный лёгкий боевой самолёт).
Первый лётный образец использовался для подтверждения заявленных характеристик самолета, а второй образец, известный как ADM (Advanced Demonstrator - расширенный демонстратор), предназначен для тестирования вооружения и электронных прицельно-разведывательных систем.
Второй лётный экземпляр самолёта AHRLAC
Этот самолёт имеет необычный внешний вид и представляет собой цельнометаллический свободнонесущий двухместный высокоплан с одним турбовинтовым двигателем Pratt&Whitney Canada PT6А-66 мощностью 950 л. с., с обратной стреловидностью крыла и толкающим винтом, который располагается в задней части фюзеляжа между балками хвостового оперения. Такая схема была выбрана для обеспечения наилучшего обзора вперёд вниз.
Самолёт имеет очень скромные размеры и вес. Длина — 10,5 м, высота — 4,0 м, размах крыльев — 12,0 м. Его максимальная взлётная масса составляет 3800 кг, при этом продолжительность полёта может превышать 7,5 часов. Практический потолок - 9450 м. Максимальную скорость полёта - 505 км/ч. Взлётная дистанция – 550 м. На шести подкрыльевых узлах подвески может располагаться различное авиационное вооружение общей массой до 890 кг, в том числе 227-кг авиабомбы Mk 82. Также предусмотрена установка 20-мм встроенной пушки.
Южноафриканская компания Paramount Group приступила к созданию самолёта AHRLAC в 2009 году. Эта машина первоначально задумывалась как альтернатива боевым БПЛА, однако в дальнейшем было решено создавать и беспилотный вариант. В 2016 году стало известно, что американская корпорация Boeing заключила соглашение о совместной доработке и производстве самолёта AHRLAC. В соответствии с этим соглашением, Boeing берёт на себя создание авионики и прицельно-навигационного комплекса. При этом потенциальным заказчикам (в зависимости от их предпочтений и финансовых возможностей) предлагается как минимум три варианта прицельно-поискового оборудования, отличающегося своими возможностями. Известно, что ударная версия самолёта AHRLAC в ЮАР получила обозначение MWARI.
Ранее компания Paramount Group сообщала о том, что базовая версия нового самолёта оценивается в $10 млн, тогда как модификация с полным набором боевых возможностей — до $20 млн. В феврале 2018 года было объявлено, что улучшенная конструкция AHRLAC, созданная в сотрудничестве с американскими компаниями Leidos и Vertex Aerospace получила наименование Bronco II. В мае 2020 года этот турбовинтовой штурмовик в рамках программы Armed Overwatch предложен Командованию специальных операций США (SOCOM).
Статьи из этой серии:
Лёгкие турбовинтовые штурмовики: опыт Вьетнама
Служба и боевое применение аргентинских турбовинтовых штурмовиков IA.58A Pucara
Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
Боевое применение турбовинтовых штурмовиков EMB-314 Super Tucano
Информация