«Субмарина приблизится к идеальным биоформам»: во Франции разрабатывается подлодка SMX31E

46

Новая субмарина на полностью электрическом ходу будет способна благодаря своим батареям пребывать 40 дней в погруженном состоянии. Чрезвычайно плавные формы корпуса, "близкие к идеальным биоформам", и чешуйчатое покрытие обеспечат высокий уровень скрытности, а находящиеся на борту беспилотники дадут дополнительные боевые возможности.

Биомимикрия в действии


Так издание Mer et Marine описывает разрабатываемую Naval Group подводную лодку.



От концепции до реальности теперь остался всего один шаг
- пишет издание Mer et Marine.

Впервые новый проект был представлен в 2018 году под обозначением SMX31. С тех пор в него были внесены существенные корректировки и сейчас он фигурирует под индексом SMX31E. Длина подлодки теперь достигает 80 м, ширина около 10 м, водоизмещение составляет примерно 3200 тонн. При конструировании изделия разработчик руководствовался принципом биомимикрии, «чтобы приблизиться к текучести естественных идеальных форм крупных морских млекопитающих».

В этих же целях покрытие субмарины было сделано чешуйчатым. Оно состоит из резиновых плит, подавляющих эхолокацию. Предусматривается, что в отдельные плиты будут вмонтированы сенсоры, оценивающие окружающую обстановку.

Традиционно субмарины состоят из нескольких горизонтальных «цилиндров», соединённых между собой шлюзами, поскольку считается, что такое положение блоков создаёт наибольшую устойчивость к давлению на глубине. Разработчик пошёл вопреки этой практике. «Цилиндры» находятся в вертикальном положении, что, как утверждается, «приводит к высокой прочности и новым возможностям, например, более лёгкому размещению на морском дне». Оперативная глубина работы субмарины будет соответствовать нынешним реалиям, достигая 300-350 м.



Литий-ионная начинка


Силовая установка будет представлена литий-ионными батареями (LIB). Как заявляется, в отличие от свинцово-кислотных они отличаются повышенной энергоёмкостью, возможностью резкого набора скорости, значительно более быстрой перезарядкой, повышенной безопасностью и упрощением техобслуживания. В настоящее время прототип данных батарей уже тестируется на суше.

Результаты испытаний, проведенных в последние годы, в сочетании с недавними технологическими достижениями на LIB, должны позволить неядерным подводным лодкам испытать настоящую революцию
- пишет издание.

Как отмечается, некогда LIB приписывался большой недостаток – необходимость подъёма на поверхность для подзарядки. Однако уже в ближайшее время период их автономной работы составит 40 дней при скорости движения в 8 узлов, максимально возможный ход при применении LIB, - свыше 20 узлов, что превышают производительность ПЛ старого поколения. При этом LIB позволяет достичь большого преимущества – быстрого подъёма на поверхность. Конкурент LIB – анаэробные системы (AIP) в лучшем случае обеспечивают две-три недели погружения со значительно меньшей скоростью хода.

С SMX31E мы добираемся до полностью электрической подводной лодки, которая не нуждается в AIP или подзарядке батарей во время выполнения миссии
- указывает издание, отмечая, что предусмотрен небольшой дизельный двигатель, но только в случае возникновения аварийной ситуации.

Силовая установка будет приводить в движение два обтекаемых боковым движителя, которые заменят традиционный задний винт.



Экипаж из взвода моряков


Длительность погружения и большая скорость хода позволят увеличить мониторинг пространства в 10-12 раз в сравнении с ПЛ «Скорпен». Предполагается монтаж ангара для роботизированных аппаратов и буев. Их планируется размещать в кормовой зоне. Одним из беспилотников может стать изделие D19 (предназначено для ведения разведки), созданное на основе 533-мм торпеды AUV. Его можно будет запускать через торпедные аппараты. Могут применяться подводные планеры (глайдеры), которые в состоянии бороздить океаны в течение нескольких недель.

Субмарина будет нести боезапас из примерно 20 торпед и ракет (с горизонтальным запуском из аппаратов в корме и по бокам корпуса), не считая 6 аппаратов D19 и 2 AUV, размещённых во внешних модулях.

Благодаря глубокой автоматизации экипаж составит всего 15 моряков с возможностью принять на борт от 12 до 20 человек, например, коммандос.


Дрон D19
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 ноября 2020 12:27
    Да уже писали об этом...
    1. +19
      5 ноября 2020 12:44
      Цитата: Даниил Коноваленко
      Да уже писали об этом

      "Повторение - Мать Учения!" ©
  2. +1
    5 ноября 2020 12:51
    Благодаря глубокой автоматизации экипаж составит всего 15 моряков


    Нормально так.
  3. 0
    5 ноября 2020 12:57
    А никто никогда не пытался сделать лодку в виде "бублика". Чтоб труба шла через корпус, в ней же установить винты?
    1. +5
      5 ноября 2020 13:33
      Не сделают, не встречается таких рыб и животных..в виде бублика
      1. +5
        5 ноября 2020 14:03
        Дык, колеса тоже в природе не встречается, или например, животным не свойственно использовать огонь... А если значительная часть воды перед лодкой будет засасываться в эту трубу это сильно уменьшит гидродинамическое сопротивление... Правда, будет проблема с засосанной рыбой и брёвнами, но на ГЭС как то с этим борются... Кальмары ещё на реактивной тяге плавают.
        Перельман, кажется, доказал, что идеальная фигура - не шар , а тор. Ну, это , конечно, оставим на совести математиков.
        А так, если подумать, то лодку-бублик на большой глубине раздавит водой, а вот корабль с подводной частью в виде бублика не раздавит. Заодно винты не выйдут из строя от одной торпеды.
        1. +3
          5 ноября 2020 14:15
          Уже были круглые корабли, так называемые "поповки" ,не оправдали себя....Терзает вопрос, а то что Вы написали , это на полном серьезе? Или технический юмор такой?
          1. +1
            5 ноября 2020 14:22
            Ну как, в шутку, конечно, но в каждой шутке есть доля шутки. После того, как написать, я открыл ролик на Ютубе, где показана работа двухконтурного ТРД. Ведь по сути, вода, обтекая корабль и попадая на винт, исполняет роль внешнего контура ТРД, только вентилятор сзади. А внутреннего контура просто нет... А если он вдруг появится? На первый взгляд - бред, но... Сам по себе винт , вместо гребного колеса, долгое время отвергался.
            Вот и думаю: не пытался ли кто-то построить такой движитель. И если бред - выкинуть из головы...
            Круглые корабли, это Вы, наверно, имели ввиду плавучие батареи?
            1. +2
              5 ноября 2020 14:24
              Круглые корабли, это Вы, наверно, имели ввиду плавучие батареи?

              Да, они...
            2. +2
              5 ноября 2020 16:19
              Думаю неестественность форм с точки зрения акустиков будет одной из причин того,что предпочитают традиционную "сигарообразную".
              Все таки главное качество ПЛ это скрытность в комплексе - то есть не только скрытность движения и его малошумность,но и скрытность пассивная в том числе.
              1. 0
                5 ноября 2020 17:42
                Да, об этом тоже подумал, насколько малошумной будет такая лодка? Но это можно проверить, конечно, только экспериментом.
                Но тут вот писали, что современные средства обнаружения, якобы, способны найти лодку на глубине по "горбу" на поверхности. По моему , это ерунда - не в желе же она плавает, но если вдруг не ерунда, то двигатель, часть воды отправляющий во "внутрений контур" таковой "горб" уменьшит.
                1. +2
                  5 ноября 2020 18:01
                  Справедливый вывод,возможно подводные БПА будущего будут учитывать подобную прямоточную конструкцию. Но человекообитаемые аппараты -врятли , вышло бы невероятно громозко и на вскидку более чем вдвое более технологически сложно , т.к вышлось бы делать 2 корпуса с двух сторон от такого тора и учитывать давление сверху и разницу давления в торе итд . А без человека на борту - это уже чистый БПА , в отличии от современных даже без возможности контроля оператором (из за проблем со связью на глубинах) - то есть ,чистоганный интеллектуальный дрон. Пока на вскидку выходит очень жирно и за гранью целесообразности и совр. технологий.
                  1. -1
                    5 ноября 2020 18:10
                    Ну да, если нет человека, можно просто запустить воду в корпус, и уравнять давление.
                    С другой стороны, по Бернулли, в потоке давление падает, и внутри тора давление в движении будет меньше. Получится эдакая "неспящая акула", которая на больших глубинах может существовать только в движении.
      2. +1
        6 ноября 2020 03:25
        Зато встречаются животные в виде кальмара с водометом
  4. +3
    5 ноября 2020 13:09
    Насколько я понимаю, при достаточном уровне совершенства форм сопротивление определяется в основном площадью поверхности, а не мелкими особенностями формы, био- или не био-. Поэтому отсутствие рубки - вещь сильно спорная. В аварийных ситуациях, в порту, при техобслуживании, на входе и выходе из порта это будет большая проблема - моё диванное мнение.
  5. -9
    5 ноября 2020 13:15
    Литий-ионные - вчерашний день, на перспективу рулят натрий-ионные с твердым электролитом из бороводородов.
    1. +2
      5 ноября 2020 14:02
      Цитата: Оператор
      Литий-ионные - вчерашний день, на перспективу рулят натрий-ионные


      Литий-ионные - прошлое, натрий-ионные - будущее. А в настоящем какие? smile
      1. -4
        5 ноября 2020 15:36
        Зачем вам настоящее, если ПЛ перспективная? laughing
        1. +1
          5 ноября 2020 16:24
          А я проверяю, знаете ли вы, о чем говорите.
    2. +4
      5 ноября 2020 18:23
      Цитата: Оператор
      Литий-ионные - вчерашний день, на перспективу рулят натрий-ионные с твердым электролитом из бороводородов.

      Вот он, прорыв в прикладной электрохимии! До сих пор никто слыхом не слышал о том, что бороводороды (они же бораны) могут быть электролитами. А Оператор взял, да и приоткрыл завесу тумана. Следующий шаг, очевидно, батареи на отходах жизнедеятельности экипажа.
      Для справки: в электрохимической генерации энергии могут использоваться боргидриды, которые при реакции с водой дают водород, используемый (в паре с кислородом) в топливной батарее. Считается, что это недопустимо дорогой процесс. А бораны - чрезвычайно неустойчивые газы или жидкости, не проводящие электричества, и в качестве твердого электролита применяться не могут.
      1. -8
        5 ноября 2020 18:26
        За что купил - за то продаю: боруглероды сейчас активно юзаются в качестве твердого электролита в составе опытных натрий-ионных батарей (защищают от дендридного пробоя и последующего возгорания).
        1. +5
          5 ноября 2020 19:13
          То у вас бороводороды, то бороуглероды... Вы уж определитесь. Кстати сказать, "бороуглероды" (они же карбиды бора) в качестве электролитов тоже не пригодны: они электронные проводники, а электролиты - проводники ионные.
          Не читайте Яндекс-дзен, это отрава для мозгов!
          1. -11
            5 ноября 2020 21:42
            Вам как фанату Яндекс-дзена виднее.

            "Разработан также новый твердый электролит для натрий-ионных аккумуляторов на основе бороводородов. С его помощью швейцарские ученые создали полностью твердый и стабильный аккумулятор с напряжением три вольта, сообщается в исследовании швейцарских ученых, опубликованном в журнале Energy & Environmental Science"
            https://naukatehnika.com/natrij-ionnyj-akkumulyator.html
            naukatehnika.com
            1. +1
              5 ноября 2020 23:29
              Цитата: Оператор
              Разработан также новый твердый электролит для натрий-ионных аккумуляторов на основе бороводородов


              Не "на основе", а с небольшими добавками клозобората для предотвращения преобразования дендритов.

              И зря вы не дочитали статью до конца.
  6. +2
    5 ноября 2020 13:23
    Чрезвычайно плавные формы корпуса, "близкие к идеальным биоформам", и чешуйчатое покрытие обеспечат высокий уровень скрытности, а находящиеся на борту беспилотники дадут дополнительные боевые возможности.

    Слизью, маскирующей ещё покройте и нос как у кашалота добавьте, тогда оно и поплывёт! Хвост, на усмотрение заказчика!
    1. +2
      5 ноября 2020 15:44
      Цитата: rocket757
      Слизью, маскирующей ещё покройте

      Или ускоряющей - как на проекте 01710 (подача полимерных растворов в пограничный слой для снижения гидродинамического сопротивления).
      Цитата: rocket757
      Хвост, на усмотрение заказчика!

      1. 0
        5 ноября 2020 18:48
        Мать природа это кладезь всякого ценного, чего человек ещё не оценил или повторить не может!
  7. +6
    5 ноября 2020 14:44
    во Франции разрабатывается подлодка SMX31E
    Опять заголовок в стиле бульварных листков. Это не подлодка. Это концепт подлодки.
    Концепт — инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл. Продукт, демонстрирующий эту идею, называют концепт-продукт, то есть выпускаемая производителем в единственном экземпляре модель, предназначенная для демонстрации.
    1. +8
      6 ноября 2020 01:35
      Виктор Николаевич hi,
      при всей футуристичности внешнего вида и ТТХ всё же стоит отметить, что концепция базируется на наработках в той или иной степени уже реализуемых, а не на "влажных" фантазиях. Чего, к сожалению, нельзя сказать о перспективных российских "продуктах", как то, в отношении тем "Калина" и АПЛ "Хаски/Лайка", хотя их заявленная "не имеющая аналогов" инновационность несёт в большей степени декларативный характер, нежели практический.
      1. +3
        6 ноября 2020 01:49
        Естественно на реализуемых. Более того, французы объявили, что за десять лет разработают и построят опытный образец.
        1. +7
          6 ноября 2020 01:59
          Потому что в развитых странах вероятность получения контракта/финансирования фирмой, беспредметно "тыкающей пальцем в небо", равна нулю. Там принято платить
          за конкретные предложения, а не фантазии и ничем не подкреплённые заявления.
          1. +5
            6 ноября 2020 02:15
            В развитых странах тоже бывают провальные проекты, притом иногда очень дорогостоящие. Из последних - тот же Zamvolt и его предшественник крейсер CG (X), на разработку которого истратили 200 000 000 долларов и так и не построили.
            Или кинетический перехватчик КEI, на который потратили 1 300 000 000 долларов и прекратили программу, так ничего и не добившись.
            А на разработку перспективной военной радиосистемы связи американской армии, Joint Tactical Radio System, потратили 6 000 000 000 долларов, потом отменили, потом возобновили, но пока так ничего и не получили.
            таких примеров можно привести много.
            1. 0
              6 ноября 2020 02:34
              Цитата: Undecim
              крейсер CG (X), на разработку которого истратили 200 000 000 долларов и так и не построили.

              Потому что проект плохой или политическое решение в рамках бюджетных сокоащений после кризисса 2008?
              1. +5
                6 ноября 2020 02:43
                Программу закрыли в 2010 году, посчитав, что получившийся крейсер ничем особо не превосходит существующий Arleigh Burke-class.
                1. -1
                  6 ноября 2020 02:51
                  Цитата: Undecim
                  посчитав


                  Washington (CNN) -- President Obama on Monday unveiled a $3.8 trillion budget for next year.
                  Proposed budget savings

                  • Discontinue the program to build a repository for nuclear waste at Yucca Mountain, Nevada. Savings in 2011: $197 million

                  • End oil and gas company tax preferences. Savings in 2011: $2.6 billion. Over 10 years: $36.5 billion

                  • End coal subsidies. Savings over 10 years: $2.3 billion

                  • Terminate program to develop an alternative engine program for the Joint Strike Fighter. Savings in 2011: $465 million

                  • Terminate production of C-17 transport. Savings in 2010: $2.5 billion

                  • Cancel the Constellation Systems program intended to return astronauts to the moon by 2020. Savings per year: $2.5 billion to $5 billion Read more

                  • Eliminate subsidies to student loan providers and increase the Department of Education's capacity to make loans directly to students. Savings over 10 years: $43 billion

                  • Terminate program to build EP-X manned airborne intelligence, surveillance and reconnaissance aircraft. Savings in 2011: $10 million

                  • End grants to manufacturers of worsted wool. Annual savings: $5 million

                  • Eliminate grant program for inter-city bus security. Annual savings: $12 million

                  • End competitive grant program for local communities to reduce greenhouse gas emissions. Savings in 2011: $10 million

                  • Terminate the Navy's Next Generation Cruiser. Savings in 2011: $46 million

                  • End Corps of Engineers low-priority construction projects. Savings in 2011: $214 million

                  • Terminate Christopher Columbus Fellowship Foundation, aimed at fostering "new discoveries in all fields of endeavor for the benefit of mankind." Savings in 2010: $1 million
            2. +4
              6 ноября 2020 02:48
              В процессе реализации долгосрочных проектов конъюнктура и актуализирующиеся под неё требования заказчика имеют свойство претерпевать изменения. На определённой стадии осуществления работ внести серьёзные конструктивные изменения уже не представляется возможным. Как правило, завершённые созданием сборочные единицы и обкатанные технологии находят применение в последующем. Приведённые Вами примеры - не исключение. Также регулярно "всплывают" темы, ранее отложенные "под сукно" в связи с отставанием "дела техники" от научно обоснованного "полёта мысли". В довершение, бюджет МО США может позволить себе траты, на порядки отличающиеся в большую сторону в отличие от его российского "визави". Оттого наши проблемы гораздо "приземлённее" и в масштабах военного строительства серьёзнее отражаются на общей боеспособности со знаком "минус".
  8. -4
    5 ноября 2020 14:52
    ИМХО, не должна боевая единица флота быть похожа на детородный орган.
    1. +4
      5 ноября 2020 16:22
      А вот сейчас обидно стало, как "пиджаку" РВСН :)
  9. +2
    5 ноября 2020 16:21
    Хм. Ничего удивительного. "Парус" на ПО был нужен, что б выдвижные устройства "парковать" да "мостик для наблюдателей" иметь в надвожном положении. Если перисоп заменяется на БПЛА "привязной"- то "парус" и не нужен.
  10. +1
    5 ноября 2020 19:32
    Интересная идея. Прочная рубка мала и где будет размещаться спасательная капсула. А остальное, кроме движителя уже не фантастика.
    1. +1
      6 ноября 2020 12:18
      "А где мне принимать пищу, господа - В спальне!" :) Высокая автоматизация, экипаж человек 15-20- место для капсулы найдется. На "Лире" же нашлось (у нее вот, как раз, у первой, "парус" был - весьма символический)
  11. +1
    5 ноября 2020 21:02
    Цитата: rocket757
    Мать природа это кладезь всякого ценного, чего человек ещё не оценил или повторить не может!

    Вот вы а предыдущем посте,вроде как надсмехнулись над этой самой ...Природой...Потом,поправились.Природа,Мать,)))она неисчерпаема!Конечно в курсе,-есть.(а может быть была)такая наука,как бионика,-грубо,заимствование у Природы готовых решений(причём,порою, тупое копирование,без осознания проуессов).Иногда помагало.В некоторых случаях само копирование,без осознания поуессов,в других,-исследование процессов приводило к прорывным открытиям...
  12. +1
    6 ноября 2020 00:37
    Круууутооооо.
  13. +1
    6 ноября 2020 07:37
    Чот тормозят французы.
    Из нового тут разве что чешуя, и то, где-то давно читал, что уже пробовали. Правда на маленьких аппаратах.
    А всё остальное не просто "не фантастика", а уже тупо есть.
    Батарея литийионная - так япы уже плавают на такой.
    Беспилотники - так тоже уже в наличии.
    Ну разве ещё максимальная автоматизация с минимальным экипажем. Но я почему-то верю, что это у них тоже получится.
  14. -1
    6 ноября 2020 07:40
    Впору нашим Малахитам/Рубинам завязывать с "возвратно-поступательными движениями" по разработке своей ВНЭУ и бросать все силы на освоение надёжных батареек. Иначе так и будем догонять вчерашний день.
  15. -1
    6 ноября 2020 14:19
    Как-то учёные задались вопросом - почему дельфин не оставляет за собой никаких разводов воды? Совсем. Создали подводный аппарат полностью повторивший формы дельфина... он оставил за собой все завихрения воды, как и другие формы подводных аппаратов. Провели анализ, долго выясняли и выяснили - дельфин, когда плывёт, то его шкура, простите, вибрирует вместе с водой, что его обтекает, потому разводов и нет. Так что, когда создадут подлодку с такой поверхностью, которая будет вибрировать с водой... а это всё так - гимно.