Двигатели НК-32-02 и будущее дальней авиации

48

Ту-160М "Игорь Сикорский" - первый носитель серийных НК-32-02. Фото ОАК

Продолжается программа модернизации и возобновления строительства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М. Одним из ключевых ее компонентов является проект модернизированного двигателя «второй серии» НК-32-02. К настоящему времени двигатель доведен до серии, и серийные изделия испытываются в воздухе.

Новости года


В этом году регулярно появлялись оптимистичные новости о проекте возобновления производства турбореактивных двигателей НК-32. Так, в феврале, во время визита делегации министерства обороны на производство ПАО «Кузнецов» было объявлено, что проект идет в соответствии с графиком. При этом осуществлялся поиск способов ускорения работ.



На форуме «Армия-2020» в августе Объединенная двигателестроительная корпорация сообщила о завершении изготовления и испытаний первой установочной партии двигателей НК-32 второго этапа. Изделия полностью соответствуют требованиям и приняты заказчиком.

К тому времени были завершены все мероприятия по подготовке серийного производства. Более того, его запустили и уже приступили к поставке новых изделий НК-32-02. ОДК пообещала наращивать темпы производства двигателей для выполнения требований компании «Туполев» и министерства обороны.

Готовые серийные двигатели поступили на Казанский авиационный завод для монтажа на модернизируемых самолетах. 3 ноября обновленный Ту-160М «Игорь Сикорский» совершил первый испытательный полет с двигателями НК-32-02. Эта машина проходит летные испытания с февраля, однако до сих пор летала с силовой установкой старой модели.


Испытательный полет 2 февраля 2020 г. Фото ОАК

Полет продлился 2 ч 20 мин. и происходил на высоте 6 тыс.м. Целью полета была проверка общесамолетных систем и радиоэлектронного оборудования новых типов. Кроме того, оценили работу новых двигателей. Полет прошел штатно, замечания к работе систем и агрегатов отсутствовали.

Прошлое и настоящее


Серийное производство турбореактивных двигателей НК-32 первой модификации было запущено в 1983 г. на площадках куйбышевского НПО «Труд». Оно велось исключительно в интересах строительства стратегических бомбардировщиков Ту-160. Сборка двигателей продолжалась до 1993 г. и по сути остановилось вместе со строительством самолетов. За 10 лет «Труд» собрал порядка 250 двигателей. За счет этого удалось оснастить более 30 построенных самолетов и создать солидный складской запас готовых моторов и запчастей.

На протяжении последующих десятилетий эксплуатация Ту-160 обеспечивалась за счет своевременного обслуживания и ремонта двигателей. По мере выработки ресурса двигателей проводилась ремоторизация. Резкое уменьшение парка боеспособных самолетов и сокращение интенсивности полетов после распада СССР позволили в некоторой мере ограничить выработку ресурса и потребность в новых двигателях. Однако в дальнейшем началось обсуждение восстановления их производства – теперь оно дало реальные результаты.

Технические особенности


Главной целью работ последнего времени было восстановление производства, остановленного в начале девяностых годов. Для этого пришлось провести реконструкцию производственных мощностей, а также развернуть различные линии и освоить новые технологии. Внедрены новые принципы производственной логистики. Модернизация производства осуществлялась с привлечением профильных институтов.

Также предусматривалось обновление конструкции НК-32 с учетом последних достижений науки и техники. В этом контексте использовали новые конструктивные решения и современные технологии производства. За счет таких доработок планировалось повысить основные характеристики двигателя и тем самым нарастить некоторые параметры самолетов.


НК-32-02 на заводе "Кузнецов". Кадр из т/п "Военная приемка", т/к "Звезда"

По известным данным, модернизированный НК-32-02 сохраняет все основные особенности архитектуры и конструкции. Это по-прежнему двухконтурный трехвальный двигатель; в компрессоре сохранены ступени высокого и среднего давления, а в турбине имеются ступени, высокого, среднего и низкого давления. При этом обновлены некоторые компоненты и использована современная система управления.

Основные характеристики остались на прежнем уровне. Форсажная тяга – 25000 кгс. При этом за счет различных доработок удалось сократить расход топлива примерно на 10%. Утверждается, что за счет повышения экономичности максимальная дальность полета Ту-160М вырастет на 1000 км или более, в зависимости от режима. При этом отсутствует необходимость увеличения баков или дозаправки в полете. Соответственно, боевой потенциал ракетоносца растет.

Перспективы проекта


Поставки серийных двигателей НК-32-02 начались этим летом. Какое количество изделий успели поставить Казанскому авиазаводу за прошедшие месяцы – неизвестно. При этом очевидно, что на производство поступило не менее четырех двигателей, т.е. комплект для оснащения одного самолета Ту-160М. Вероятно, поставки продолжаются, и запас моторов на заводе растет.

Производство двигателей ведется в рамках контракта 2018 г., который предусматривает поставку 22 изделий в течение нескольких следующих лет. Его выполнение позволит переоснастить пять бомбардировщиков и оставить два изделия в запасе.

По известным данным, актуальные планы Минобороны предусматривают глубокую модернизацию 15 строевых бомбардировщиков Ту-160 до состояния «М». За прошедшее время несколько самолетов прошли ремонт и обновление, однако серийные двигатели НК-32-02 пока получил только один из них. По мере продолжения модернизации, следующие машины будут получать такие двигатели. Затем возможна ремоторизация ранее обновленной техники.


Компрессор нового двигателя. Кадр из т/п "Военная приемка", т/к "Звезда"

Начато строительство бомбардировщиков новой серии Ту-160М2, которые изначально будут комплектоваться современными двигателями. Первый из них поднимется в воздух в следующем году, и в дальнейшем будет построено еще девять.

Нетрудно заметить, что существующий контракт на двигатели НК-32 второй серии недостаточен для выполнения всех намеченных планов по модернизации и строительству самолетов. Пока заказано только 22 двигателя, тогда как потребности авиастроительной программы в ее нынешнем виде достигают 100 ед., не считая складского запаса. Это показывает, что в ближайшее время может появиться новый заказ на двигатели в больших количествах.

Любопытно, что перспективы НК-32-02 не ограничиваются только проектами семейства Ту-160. Ранее неоднократно сообщалось, что на основе этого двигателя будет создано новое изделие для использования на перспективном бомбардировщике ПАК ДА. Также предлагалось выполнить на основе НК-32 двигатель для транспортных Ан-124.

Без слабых мест


На протяжении нескольких последних десятилетий неоднократно запускались программы модернизации бомбардировщиков Ту-160 того или иного рода. Несколько лет назад приняли решение о возобновлении производства таких самолетов. Однако у всех этих программ и планов было слабое место – отсутствие производства двигателей НК-32. Планируя развитие дальней авиации, приходилось полагаться только на имеющиеся складские запасы.

Очевидным – но весьма сложным – выходом являлось восстановление производства двигателей. Решение этой задачи заняло несколько лет и все же привело к желаемым результатам. ОДК и «Кузнецов» не только возобновили выпуск двигателей, но и провели их модернизацию с оптимизацией характеристик.

Как следует из опубликованных данных, темпы производства двигателей НК-32-02 пока остаются небольшими, однако они достаточны для выполнения имеющихся планов по ремонту и строительству авиационной техники. Таким образом, главная проблема в контексте эксплуатации и поддержания Ту-160(М) успешно решена, и можно не беспокоиться за будущее дальней авиации.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 ноября 2020 05:55
    Итальянцы остались в недоумении после первого полета Ту-160 с новыми авиадвигателями НК-32-02...а как это понимать?
    https://zen.yandex.ru/media/warpolit/italiancy-ostalis-v-nedoumenii-posle-pervogo-poleta-tu160-s-novymi-aviadvigateliami-nk3202-5fa4298e3a59d851053d4951
    1. +11
      6 ноября 2020 06:15
      Цзен, он и есть цзен. Его впечатляющие характеристики позволят увеличить дальность полета Ту-160М до 1000 км. laughing tongue wassat
      Итальянцам ващще какая разница на каких движках наши летают? Им достаточно знать, что до них долетит...если что. А чего там внутри - хочется, но колется. У нас как то на заводе в 90х американцы были типа с комиссией. облазили всё и ещё и фотографировали всё до чего дотянутся. начальник цеха за сердце хватался, а особист загадочно улыбался lol На выходе провели их по коридору и всё...плёнки засвечены.
    2. +1
      6 ноября 2020 08:51
      руслановские двигатели Д18,тягой 24 тонны,НК32-14 тонн,остальной прирост это форсажная камера,как НК может заменить Д18?
      1. +4
        6 ноября 2020 09:20
        руслановские двигатели Д18,тягой 24 тонны,НК32-14

        изменят распределительную и получат тягу. Скорость то не столь важна для Руслана, как тяга.
        1. -1
          6 ноября 2020 09:22
          Цитата: Ка-52
          руслановские двигатели Д18,тягой 24 тонны,НК32-14

          изменят распределительную и получат тягу. Скорость то не столь важна для Руслана, как тяга.

          что за распредеоительная?
          1. +2
            6 ноября 2020 09:24
            что за распредеоительная?

            Разделительный блок. Увеличат степень двухконтурности.
            1. +3
              6 ноября 2020 09:27
              Цитата: Ка-52
              что за распредеоительная?

              Разделительный блок. Увеличат степень двухконтурности.

              увеличить степень двухконтурности -это переделать полностью двигатель.Нужен новый вентилятор.Короче лучше делать новый двигатель.
              1. +5
                6 ноября 2020 09:34
                увеличить степень двухконтурности -это переделать полностью двигатель.Нужен новый вентилятор.Короче лучше делать новый двигатель.

                не так уж и много. Когда делали обратное - из гражданского Д30 (Ту134) делали военный Д30Ф-6 (МиГ31), то 75% двигателя осталось прежним
                1. +3
                  6 ноября 2020 15:59
                  Цитата: Ка-52
                  увеличить степень двухконтурности -это переделать полностью двигатель.Нужен новый вентилятор.Короче лучше делать новый двигатель.

                  не так уж и много. Когда делали обратное - из гражданского Д30 (Ту134) делали военный Д30Ф-6 (МиГ31), то 75% двигателя осталось прежним
                  belay
                  Откуда такие сведения? У Д30Ф-6 (МиГ31) Т4 какая? Давление за компрессором не изменилось? Ну вы блин даете! request
                  1. 0
                    30 ноября 2020 23:50
                    Как писал в своих мемуарах сотрудник пермского КБ (по памяти) Ф6 от обычного Д-30 отличается переменной по режимам температурой перед турбиной, отсутствием одной ступени компрессора и другими материалами. Повторю, по памяти.
              2. 0
                10 ноября 2020 12:30
                Ну вот сделали пд-14, а на его основе хотят сделать линейку от 8 до 18. Более того делают пд-35, масштабируя пд-14. Так что пути могут быть разные, но образец один.
            2. +2
              6 ноября 2020 15:55
              Увеличат степень двуконтурности за счет чего? laughing Уменьшат вх. D компрессора? или Внесут изменение в конструкцию планера? Увеличат лобовое сопротивление? Как известно Сопротивление в газах прямо пропорционально квадрату скорости! По моему тут что то не то! И при чем тут руслановские двигатели Д18,тягой 24 тонны? Они встанут в мотогондолы Ту-160? no
              1. 0
                30 ноября 2020 23:54
                Тем не менее, история знает такие переделки. Знаменитый и самый распространенный в мире двухконтурный двигатель CFM-56 получен заменой вентилятора и, возможно, турбины низкого давления у двигателя GE бомбардировщика B-1
      2. +3
        6 ноября 2020 14:58
        Никак они НК32 не заменят Д18. Разные движки для разных целей. Это просто "влажные хооелки"... Ждем ПД-35 от Пермских моторов.
    3. 0
      6 ноября 2020 12:29
      скифецца какая-то. Впрочем, это ж "дзен" :)
  2. +1
    6 ноября 2020 06:32
    Серийное производство турбореактивных двигателей НК-32 первой модификации было запущено в 1983 г. на площадках куйбышевского НПО «Труд».

    мало кто знает, но на базе НК32 был создан двигатель для нашего Ту-144, конкурента Конкорда - НК-321-144. Но к сожалению наша сверхзвуковая тушка не долго летала(((
    1. +2
      6 ноября 2020 06:39
      на базе НК32 был создан двигатель для нашего Ту-144, конкурента Конкорда - НК-321-144
      И то для американцев летал. Три года по программам НАСА летал, до 99го. Ещё и чуть не выкупили потом вместе с движками секретными
      1. +6
        6 ноября 2020 06:55
        И то для американцев летал.

        на американке летал 144 не с НК-321-144, а с НК-32-1. По сути там отличие в количестве ступеней КВД, ТВД и ТНД одинаковые.
        1. 0
          6 ноября 2020 07:00
          Может и так, я не спец, просто читал когда-то
        2. +3
          6 ноября 2020 15:35
          Цитата: Ка-52
          на американке летал 144 не с НК-321-144, а с НК-32-1

          До того,как стать ЛЛ или как вы говорите "американкой" самолёт Ту-144Д СССР-77114 (изменен на RA-77114)(самолёт 8-й серии) был испытательной машиной КБ и в 1988 году на нём были установлены двигатели НК- 32-1( никаких НК-321-144 в природе не существует wink )
          При установке двигателей пришлось модернизировать мотогондолы, а так же элементы механизации крыла.
          Так же хвост самолета был дополнительно до-обшит пластинами из нержавеющей стали для защиты хвоста от струи из более мощных двигателей. wink
          "Американкой" он стал в 1996 году wink
    2. 0
      6 ноября 2020 12:29
      Это уже для 144ЛЛ и неродившегося Ту-244
    3. +4
      6 ноября 2020 15:16
      Цитата: Ка-52
      мало кто знает, но на базе НК32 был создан двигатель для нашего Ту-144

      Только всё с точностью наооборот wink - так как это на базе НК-144 была разработана линейка мощных турбореактивных двигателей для тяжёлых самолётов КБ Туполева: НК-22, НК-23, НК-25 (Ту-22М/М2)и НК-32 wink
      Двигатель НК-144 " зачат" в 1963 году, а уже в 1974 уже был долее мощный НК-144В.
      А вот именно под самолёт Ту-144ЛЛ №77114 и была создана модификация НК-32-1.
      Первые 5 серий самолётв (Ту-144С) укоплектовывались двигателями НК-144А, а вот с 6 серии (Ту-144д) уже устанавливались двигатели РД-36-51А ( разработки ОКБ-36 под руководством П. А. Колесова) wink
      1. +2
        6 ноября 2020 17:44
        Цитата: древний
        Первые 5 серий самолётв (Ту-144С) укоплектовывались двигателями НК-144А, а вот с 6 серии (Ту-144д) уже устанавливались двигатели РД-36-51А ( разработки ОКБ-36 под руководством П. А. Колесова)

        Я так понимаю, НК-144А был для этого самолёта временным, поскольку самолёт с ним на сверхзвук выходил на форсажном режиме, а этот режим не для продолжительного полёта, который у пассажирского (в отличии от военного) самолёта является основным. А вот у РД-36 вообще небыло форсажной камеры и полёт самолёта со скоростью 2300 км/час для него являлся штатным (крейсерский режим).
  3. +4
    6 ноября 2020 08:42
    Очень отрадно, что дальняя авиация России вновь набирает былую силу.
    ...можно не беспокоиться за будущее дальней авиации.

    АВТОР:

    За будущее нет тревоги.
    Беспокойство вызывает лишь количественная составляющая: 15М и 10М2 = всего 25 стратегов. Не маловато для ТАКОЙ страны...?
    1. +1
      6 ноября 2020 12:02
      Так есть ещё Ту-95МС.
  4. Eug
    0
    6 ноября 2020 10:18
    Может, есть смысл на модернизируемые Ту-22М3М установить НК-32-02? Увеличение серии ведет к снижению стоимости, не говоря уже о других преимуществах.
    1. +1
      7 ноября 2020 03:41
      Цитата: Eug
      Может, есть смысл на модернизируемые Ту-22М3М установить НК-32-02? Увеличение серии ведет к снижению стоимости, не говоря уже о других преимуществах.

      На Ту-22М3М как раз НК-32-2 и будет ставиться, и по БРЭО унификация с Ту-160М
      1. -1
        7 ноября 2020 12:39
        Цитата: ЗЭМЧ
        На Ту-22М3М как раз НК-32-2

        Нет, не будут...это уже .."влажные мечты" crying
        1. +3
          7 ноября 2020 13:18
          Цитата: древний
          Цитата: ЗЭМЧ
          На Ту-22М3М как раз НК-32-2

          Нет, не будут...это уже .."влажные мечты" crying

          Напомним, что КБ «Туполева» ведет работы по полной модернизации бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М. Первый полет модернизированный самолет совершил в конце декабря прошлого года. Как ранее сообщалось, в ходе модернизации бомбардировщик Ту-22М3М получает новую цифровую бортовую радиоэлектронику на российской элементной базе, новое навигационное и прицельное оборудование, средства связи и РЭБ. На самолет устанавливается новая система управления двигателями и топливной автоматикой. Производится замена двигателей на новые НК-32-02 от самарского ПАО «Кузнецов». Значительно улучшена эргономика кабины. Многие системы самолета унифицированы с Ту-160М.

          Источник контента: https://naukatehnika.com/modernizaciya-raketonosca-tu-22m3.html
          naukatehnika.com
          1. 0
            7 ноября 2020 13:23
            Цитата: ЗЭМЧ
            Источник контента: https://naukatehnika.com/modernizaciya-raketonosca-tu-22m3.html
            naukatehnika.com

            laughing wink
          2. +2
            7 ноября 2020 13:32
            Цитата: ЗЭМЧ
            Значительно улучшена эргономика кабины.

            А про.."это" вообще нет слов wassat ...когда покойному Алексей Архиповичу Леонову провели показную экскурсию на Ту-22М3....он был в шоке......." у вас приборов,тумблеров и переключателей..больше чем у нас на "Салюте" и "Мире......как вы умудряетесь всё это знать belay и одновременно видеть belay request "..... wink
            1. 0
              7 ноября 2020 13:39
              Вы на КНАПО давно были? Я 3 недели назад, я просто вам первую ссылку отправил, что нашел, ТТЗ с Туповолева по ремоторизации Ту-22М3М никто не снимал)))
              1. +1
                7 ноября 2020 13:46
                Цитата: ЗЭМЧ
                я просто вам первую ссылку отправил, что нашел, ТТЗ с Туповолева по ремоторизации Ту-22М3М никто не снимал

                А я вам официально заявляю, что в ОКР «Модернизированный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М» нет ни слова о замене нК-25 на НК-32,сер.2 wink
                Цитата: ЗЭМЧ
                Вы на КНАПО давно были?

                Могу не отвечать? wink ( вопрос уж слишком..."провокационный" wassat ) bully
    2. 0
      7 ноября 2020 12:38
      Цитата: Eug
      Может, есть смысл на модернизируемые Ту-22М3М установить НК-32-02?

      Нету никакого смысла,так как это очень и очень затратно и трудоёмко.
  5. +3
    6 ноября 2020 10:35
    Это по-прежнему двухконтурный трехвальный двигатель; в компрессоре сохранены ступени высокого и среднего давления, а в турбине имеются ступени, высокого, среднего и низкого давления.
    Автор из википедии даже ошибки переписал - в компрессоре сохранены ступени высокого и среднего давления
    Компрессор двухконтурного турбореактивного двигателя состоит из ступеней низкого и высокого давления.
    1. +1
      6 ноября 2020 12:16
      Цитата: Undecim
      Автор из википедии даже ошибки переписал - в компрессоре сохранены ступени высокого и среднего давления
      Компрессор двухконтурного турбореактивного двигателя состоит из ступеней низкого и высокого давления.

      А если у НК-32 три каскада компрессоров и турбин? Двигатель ведь трёхвальный.
      1. +3
        6 ноября 2020 12:32
        Турбин каскадов три, компрессоров - два.
        Третий "каскад" турбины вращает вентилятор. Но вентилятор относится к КНД.
        1. +1
          6 ноября 2020 21:43
          Цитата: Undecim
          Турбин каскадов три, компрессоров - два.

          Изучайте:

          1. -3
            6 ноября 2020 23:41
            Изучайте:
            Опуститесь комментарием ниже, "учитель".
    2. +1
      6 ноября 2020 12:30
      Цитата: Undecim
      Автор из википедии даже ошибки переписал - в компрессоре сохранены ступени высокого и среднего давления
      Компрессор двухконтурного турбореактивного двигателя состоит из ступеней низкого и высокого давления.

      В этом двигателе 3-и вала. Каждая из трёх турбин крутит свою часть компрессора. Как я понимаю: один компрессор - внешний контур и частично внутренний, и два компрессора на внутренний (где камеры сгорания). И как их называть ?
      1. +3
        6 ноября 2020 13:38
        И как их называть ?
        Вынужден признать свою ошибку. НК -32 имеет трехкаскадный компрессор - вентилятор, КСД и КВД.
        Так что моя критика ошибочна.
        1. -1
          7 ноября 2020 10:20
          Цитата: Undecim
          И как их называть ?
          Вынужден признать свою ошибку. НК -32 имеет трехкаскадный компрессор - вентилятор, КСД и КВД.
          Так что моя критика ошибочна.

          мм,да вы просто невежда.
  6. -1
    6 ноября 2020 12:27
    Правильное название. Цвековечили память конструктора первого в мире "стратега"
  7. +1
    6 ноября 2020 12:51
    Если хотите иметь большие военные самолеты, то надо и двигатели к ним иметь...

    что на основе этого двигателя будет создано новое изделие для использования на перспективном бомбардировщике ПАК ДА. Также предлагалось выполнить на основе НК-32 двигатель для транспортных Ан-124.

    Что то типа: убрать форсажную камеру и увеличить двухконтурность ТРД? По идее , режимы работы для ПАК ДА и Ан124 должны быть очень схожи. Для гражданки ресурс должен быть больше.
  8. +3
    6 ноября 2020 19:54
    Почему назвали «Игорь Сикорский»? За русскую фамилию? Человек работал на благо государства другого (прямого врага) ,что это такое ! Давайте Власова вспомним он под Москвой гитлеровцев побеждал!?
    1. +1
      6 ноября 2020 20:18
      Очень правильное замечание,-лизнули кому надо...
    2. +2
      7 ноября 2020 10:16
      Цитата: tech3030
      Почему назвали «Игорь Сикорский»? За русскую фамилию? Человек работал на благо государства другого (прямого врага) ,что это такое ! Давайте Власова вспомним он под Москвой гитлеровцев побеждал!?

      что сказать? Отечество его отвергло,потому что пришли такие люди ,которым чужд был прогресс.Конечно Сикорский мог просто умереть ,но он предпочёл жить и работать на США.Сша не были врагом РИ в 1мв.Во время военного комунизма сша совершили интервенцию.
      Кстати Сикорский сказал,что вертолёт -это руское изобретение,так что тут он патриот.
  9. +3
    6 ноября 2020 21:45
    НК-32-02 на заводе "Кузнецов". Кадр из т/п "Военная приемка", т/к "Звезда"

    Это НК-25.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»