Тактический трехосник. История рождения КамАЗ-4310

67
Тактический трехосник. История рождения КамАЗ-4310
Опытный КамАЗ-4310. Источник: autowp.ru

Завод на пустом месте


В 60-е годы в Советском Союзе появилась потребность в грузовых автомобилях, способных брать на борт до 8 тонн груза и столько же буксировать в прицепе. Минский автомобильный завод уже не в полной мере справлялся с этой задачей, да и выпускал преимущественно машины грузоподъемностью более 10 тонн. Немало сил и ресурсов у минчан забирали профильные проекты для Министерства обороны.

В качестве варианта рассматривали возможность загрузки ЗИЛа производством тяжелых грузовиков, но предприятия едва хватало на выпуск линейки 5-тонных 130/131. Решено было не расширять и модернизировать существующее производство, а создавать его на новом месте. При этом стремились максимально локализовать производство компонентов грузовика на одном заводе.



Во многом это было следствием стратегического планирования времен холодной войны. Еще с Великой Отечественной войны помнили, как срывалось производство танков и другой техники из-за перебоев с поставками от смежников. Поэтому со сборочным конвейером решено было строить еще и моторный завод.

В 1969 году в Набережных Челнах заложили первый камень в фундамент нового мегазавода, который со временем получил имя «Камский автомобильный». Для своего времени это был крупнейший в мире завод грузовых автомобилей полного цикла производства. КамАЗ должен был практически на 100 % собирать машины из собственных комплектующих.

Это была уникальная и малопонятная для капитализма особенность предприятия. Молодежь со всего Союза принимала участие в возведении предприятия, а в разработку главного продукта – грузовика, были вовлечено немало конструкторских бюро.

Главным создателем основной модели для конвейера был назначен флагман советского автомобилестроения - Московский завод имени И. А. Лихачева. Ярославский моторный завод в ходе работ создал не менее двадцати вариантов силового агрегата, состоящего из дизельного мотора, сцепления и коробки переключения передач. Одесский автосборочный завод отвечал за разработку полуприцепов для магистральных тягачей КамАЗ, а Минский автомобильный разрабатывал для фактических конкурентов самосвальную установку. Головное КБ по прицепам из Балашова Саратовской области занималось своей профильной работой - прицепами.

Старт разработки грузовика дали синхронно с начала строительства завода – в 1969 году. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о «Строительстве комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности» вышло еще в 1967 года и в нем не было и слова о площадке в Татарской АССР. Первоначально выбирали между Казахстаном и Украиной, но в итоге выбор пал на Набережные Челны. Мега-завод предполагали назвать «Батыр», то есть «Богатырь» по-татарски.


Фотография, которая говорит сама за себя. Источник: kama24.ru

К сожалению, создать современный автомобильный завод своими силами не могли – уже тогда сказывалось отставание отечественного станкостроения и промышленного строительства. Аналогичная проблема была с Волжским и Ижевским автомобильными заводами. В первом случае на помощь пришли итальянца из FIAT, а во втором - французы из Renault и японские подрядчики. Стоит помнить, что Ижевский автомобильный был подведомственен Миноборонпрому, и это создавало особые сложности в работе с капиталистами из-за рубежа.

Первоначально в СССР не планировали разрабатывать грузовик с чистого листа и до самого начала 70-х годов искали партнера на западе. Напомним, что на ЗИЛе в это время уже вовсю шла разработка модели для строящегося завода. Очевидно, в случае успеха переговорщиков, наработки просто положили бы на полку, либо (в самом оптимистичном варианте) поставили на конвейер вместо ЗИЛ-130.

Одними из первых состоялись переговоры с Daimler-Benz AG. Немцам предлагали контракт на лицензионное производство грузовиков и постройку производственной базы в Набережных Челнах. Но боссов из Daimler-Benz не устроили финансовые условия и потери от продажи советских грузовиков третьим странам. В Штутгарте хотели контролировать все экспортные поставки лицензионных машин из Набережных Челнов, но это, в свою очередь, не устраивало советское руководство. История немцам вернула своё – современный КамАЗ во многом базируется на немецких технологиях и частично принадлежит Daimler-Benz.

К 1970 году в портфеле потенциальных партнеров КамАЗа был еще и Ford Motor Co. Даже сам Генри Форд-второй успел побывать в СССР и восхититься масштабами строительства. Но в этот раз сделку сорвали уже военные США, опасавшиеся появления у Советского Союза тактического военного грузовика, который новый завод будет выпускать десятками тысяч в год.

Не позволили Пентагон и ЦРУ заключить СССР сделку с американской Mack Truck Inc. Причина была аналогичная – не позволить Советам получить современные технологии двойного назначения. В Лэнгли, кстати, очень тщательно следили за постройкой завода в Набережных Челнах и просчитывали потенциальные возможности предприятия.

В издании «Грузовик Пресс» можно встретить слова президента Никсона, основанные на очевидном заблуждении ЦРУ:

«Камские грузовики могут применяться для перевозки тяжелых военных грузов, однако они не спроектированы для военных нужд и, вероятнее, будут использоваться в промышленности и сельском хозяйстве».

В общем, продавать лицензию на производство грузовика американцы не соглашались, а вот на поставку производственного оборудования добро дали.


КамАЗ-4310 в классическом виде. Источник: autowp.ru

По самым правдоподобным расчетам (настоящих чисел мы, скорее всего, не узнаем), Советскому Союзу Камский автозавод обошелся в 4,7 миллиарда рублей. Немалая часть этих денег (около 430 млн долларов) ушла в США на оплату промышленного оборудования: заклепочные линии для рам, зуборезные станки, литейное производство и многое другое.

Когда в 1982 году вошла в строй вторая линия завода, на нужды Министерства обороны СССР уходило до 30 % годовой продукции, то есть около 45 тыс. машин. И самым харизматичным из них стал КамАЗ-4310, впервые вышедший (назло ЦРУ) из ворот завода 28 марта 1981 года.

Машина из Москвы


Когда ЗИЛ в 1969 году получил задание оперативно разработать машину для Камского завода, в КБ уже вовсю строили концепцию аналогичного грузовика для собственного конвейера. Машина носила имя ЗИЛ-170, и все наработки по ней фактически отдали в КамАЗ. Начальник зиловского КБ большегрузных машин В. А. Вязьмин писал по этому поводу:

«Мы отдали камскому проекту свой конструкторский задел – автомобиль ЗИЛ-170. Мы считали крупной удачей, что работу приходится начинать не с нуля. Есть некая основа, пусть самая общая, есть эмбрион, из которого должно прорасти конструкторское решение. Это значит, что страна получит новый грузовик скорее. А какая марка будет укреплена на его решетке радиатора («ЗИЛ» или «КАМАЗ») – это уже не столь важно, в любом случае марка – наша, советская».

Главным конструктором адаптированного для КамАЗа проекта грузовой машина был назначен инженер ЗИЛа, доктор технических наук А. М. Кригер. В общей сложности, на ЗИЛе разрабатывали целую линейку грузовиков, из который наибольший интерес для военных имели полноприводные машины. Это были бортовые автомобили-тягачи с колесной формулой 6х6 для работы в составе автопоездов: КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КамАЗ-43102, КамАЗ-43103, КамАЗ-43104, также – полноприводные седельные тягачи (6x6) для работы в составе автопоездов КАМАЗ-4410.


















Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва. Источник: ru.cars.photo

Получившим «под ключ» машины из Москвы камазовцам требовалось только организовать производство на новом предприятии. С 1972 по 1976 год проходили заводские испытания первых восьми грузовиков КамАЗ-4310 в различных исполнениях. С апреля 1976 по март 1977 года четыре вездехода подвергались межведомственным приемочным испытаниям. Это был непростой пробег по грунтовым дорогам по маршруту Москва − Ашхабад – Москва, за время которого машины прошли более 37 тысяч километров. Были испытания холодом в окрестностях Читы – температура порой падала до минус 42 градусов.






Испытания холодом и зноем. Источник: ru.cars.photo

Испытатели высоко оценили новые вездеходы. В пробеге прототипы сопровождали несколько ЗИЛ-131 и Урал-375, с которым невольно сравнивали камские машины. По рассказам очевидцев, водители после трудового дня выпрыгивали из кабин ЗИЛов и Уралов выжатыми как лимоны, что серьезно контрастировало с бодрым состоянием водителей экспериментальных КамАЗов.

Подрессоренная кабина была просторная, достаточно герметичная, а сиденья были с амортизацией. В ходе испытаний вездеходов выявились недостатки моторов ЯМЗ-740, которые в Ярославе оперативно устранили. К примеру, на крутом подъеме картерное масло могло попадать в воздухозаборник. Также пришлось заменить конструкционную сталь балки переднего моста – на одной из машин она лопнула при переезде через бархан. В Средней Азии ненадежными показали себя вездеходные шины. Испытатели рассказывают, что поменяли шесть комплектов на четырех КамАЗах и из-за этого пришлось вызвать летучку из Москвы с запасными шинами. Научно-исследовательский институт шинной промышленности по итогам пробега внес необходимые изменения, и «обувь» для военного грузовика стала соответствовать его назначению.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    9 ноября 2020 18:06
    Аххх... какой же гидроусилитель руля у него... мммм... fellow на чистом асфальте колеса поворачиваются передние, если руль крутить одним мизинцем левой руки, и это машина стоит на месте!!!... про проходимость я ваще - снимаю шляпу!!! hi машина-легенда!!! good
    1. +5
      10 ноября 2020 14:15
      А какой звук у дизеля!.. Песня! Отличная машина! И внешне-красиво смотрится.
      1. +1
        11 ноября 2020 09:13
        Да, характерный шелест камазовского дизеля узнать очень легко, даже если он стоит на каком-нибудь автобусе.
        1. 0
          25 января 2021 19:36
          характерный шелест камазовского дизеля...
          скорее рокот...
          я любил по ночам ездить,когда кроме тебя и двигателя никого нет...
        2. 0
          19 января 2022 13:01
          И характерный запах выхлопа laughing
    2. 0
      19 января 2022 12:58
      Проходимость через окоп и канаву ограничивает обычное расположение хвостовика переднего моста, а не верхнее как у Урала, слабый корпус переднего моста по мёрзлой колее.
  2. +13
    9 ноября 2020 18:19
    Спасибо за очень интересную статью. Кое что знал, кое что новое прочитал. А фотографии - вообще отдельный разговор. Они уникальны.
    1. +6
      9 ноября 2020 23:57
      Коллега hi ,
      согласен с Вами, но в материале допущены некоторые неточности. Например, КамАЗ-4310
      не имел спального места. На фото, где оно присутствует, изображён КамАЗ-43101.
      1. 0
        22 ноября 2020 19:44
        Вы не правы, 43101-модификация с лебедкой! А наличие спальника в модификациях не отражается, отработал 7 лет на 4310 со спальником, получал в СА новый для автошколы.
  3. +7
    9 ноября 2020 18:21
    Машина-то прекрасная, но вот прозвище "полметра жизни" в армии просто так не дают. А для нархозяйства ,действительно, прекрасный грузовик.
    1. +6
      10 ноября 2020 00:13
      Василий hi,
      в смешанных колоннах с впереди идущими Уралами-43202 при отказе привередливой гидравлической системы тормозов с пневмоусилителем у последних на крутом подъёме данное правило имело неприятное подтверждение из-за разности высот значительно выступающей за габарит рамы с упорами грузовой платформы Уралов и бампера КамАЗов. "Соплеменникам" они били радиаторы и упирались в движок без опасности для водителя.
  4. +12
    9 ноября 2020 18:27
    Спасибо , КАМАЗ и Саланг для меня синонимы.
  5. +6
    9 ноября 2020 18:52
    Автору спасибо, очень интересно! Ждём продолжения)
  6. +7
    9 ноября 2020 18:52
    Спасибо , прочел на одном дыхании . Много не знал .
    Помню как поступили первые КАМАЗЫ , не только шофера , но буквально ВСЕ кто интересовался техникой не отходила от них .
    Жду с нетерпением продолжения , спасибо за фото .
  7. +3
    9 ноября 2020 18:54
    Советскому Союзу Камский автозавод обошелся в 4,7 миллиарда рублей. Немалая часть этих денег (около 430 млн долларов)
    При официальном курсе рубля, тогда в 0,62 рубля это сумма равняется 267 млн. рублей, хотя конечно она была значительно больше...так как там шли свои взаиморасчеты
  8. +6
    9 ноября 2020 18:59
    Спасибо за статью. Поездил на нем и по грязи. Машина радовала своей проходимостью. Считаю что уступала только 157
    1. 0
      25 января 2021 19:38
      не зря Камаз называли "верблюдом"...
      колеса разлепёшил и хоть по снегу,хоть по грязи...
  9. -16
    9 ноября 2020 19:05
    К сожалению, создать современный автомобильный завод своими силами не могли – уже тогда сказывалось отставание отечественного станкостроения и промышленного строительства. Аналогичная проблема была с Волжским и Ижевским автомобильными заводами.

    Пожалели денег на станки - недостаточное финансирование станкостроительной отрасли . Зато не пожалели денег на танки - к 1991г наклепали аж 60 000 штук. Диверсии скрытые ,всегда были в СССР - клепали кол-во , а не качество. Напоминаю , что на 1941г в СССР было не менее 10 000 танков - ресурсов страны потратили на это немерянно , а выхлоп был небольшой.
    1. BAI
      +7
      9 ноября 2020 21:44
      Напоминаю , что на 1941г в СССР было не менее 10 000 танков

      23000 было.
    2. +1
      11 ноября 2020 09:15
      Че, правда? А сколько немцев эти танки успели убить? Или думаешь, если бы экипажи танков пошли в пехоту с трехлинейками они бы навоевали больше?
  10. +11
    9 ноября 2020 19:53
    Первоначально выбирали между Казахстаном и Украиной, но в итоге выбор пал на Набережные Челны.

    Хоть в этом повезло, задним числом. Надо было и ракеты, и моторы - все в России делать, а на Украине подсолнечник выращивать. К чему в итоге и приходим, набив полную голову шишек.
    А вообще, для своего времени машина была....ну, типа иномарка после москвичей 412. До сих пор помню ощущение нереальности происходящего, попав в кабину КАМАЗа.
    1. +7
      9 ноября 2020 21:57
      Цитата: faterdom
      Первоначально выбирали между Казахстаном и Украиной, но в итоге выбор пал на Набережные Челны.

      Хоть в этом повезло, задним числом. Надо было и ракеты, и моторы - все в России делать, а на Украине подсолнечник выращивать. К чему в итоге и приходим, набив полную голову шишек.
      Нужно было границы союзных республик "с умом" чертить - и лишнего (почти всегда русского) никому не передавать...
      карта унр
      Вот карта УНР - вот что покрашено синим цветом "украина по факту"... "появления на свет" в ходе революции 1917г (только Суражский уезд забрать в Брянскую область, по факту сегодняшнего нахождения). А КамАЗ можно только поздравить с тем, что "родился" в РСФСР.
      1. 0
        10 ноября 2020 11:36
        И Клинцы со Злынкой!
        1. 0
          10 ноября 2020 19:10
          Цитата: neri73-r
          И Клинцы со Злынкой!

          Цитата: котик-русич
          (только Суражский уезд забрать в Брянскую область, по факту сегодняшнего нахождения).
          Я уже говорил, что Суражский уезд забрать в Брянскую область - город Клинцы входит в этот уезд.
      2. +3
        10 ноября 2020 18:30
        Нужно было страну сохранять, а вы всё границы не поделите!
      3. 0
        12 ноября 2020 20:50
        Цитата: котик-русич
        Вот карта УНР - вот что покрашено синим цветом "украина по факту"

        hi
        Бессарабская губерния на вашей карте имеет выход к Чёрному морю?
        Ниже Кишинёва какие-то полосы
        1. 0
          12 ноября 2020 21:26
          Цитата: Mister X

          hi
          Бессарабская губерния на вашей карте имеет выход к Чёрному морю?
          Ниже Кишинёва какие-то полосы

          Карта времён Гражданской войны в России 1917-21г... Власть менялась по нескольку раз... Линии на картах весьма условны.
          1. +2
            12 ноября 2020 21:41
            Цитата: котик-русич
            Власть менялась по нескольку раз... Линии на картах весьма условны.

            Да уж, освежил только что в памяти историю.
            Для Молдавии Болградский и Белгород-Днестровский районы, а также Буковина - больная тема.
            Как и Приднестровье.
            1. 0
              12 ноября 2020 21:46
              Цитата: Mister X

              Для Молдавии Болградский и Белгород-Днестровский районы, а также Буковина - больная тема.
              Как и Приднестровье.
              Не забывайте Гагаузию и Гагаузскую АССР 12 ноября 1989г самопровозгласились - но задавили...
              1. +2
                12 ноября 2020 21:57
                Цитата: котик-русич
                Не забывайте Гагаузию

                Цитата: котик-русич
                но задавили...

                Не задавили.
                Она в составе Молдовы с особыми правами.
                Правительство Турции очень им помогает.
                А Эрдоган называет Ирину Влах своей дочкой (она башкан Гагаузии).
                1. 0
                  12 ноября 2020 22:07
                  Цитата: Mister X

                  Цитата: котик-русич
                  но задавили...

                  Не задавили.
                  Она в составе Молдовы с особыми правами.
                  Я говорил про независимость от Молдавии.

                  Цитата: Mister X

                  Правительство Турции очень им помогает.
                  А Эрдоган называет Ирину Влах своей дочкой (она башкан Гагаузии).

                  Может Эрдоган уже "крестился" ? - гагаузы православные... Эрдоган "лезет во все щели" - это уже напрягает - пора бы уже "укоротить"...
                  1. +2
                    12 ноября 2020 22:14
                    Цитата: котик-русич
                    Эрдоган "лезет во все щели"

                    трубу с газом и ракетные комплексы получил - вот и раздухарился laughing
  11. +17
    9 ноября 2020 20:12
    Для своего времени неплохая машина, кто помнит фильмы про вьетнам, вспомните на чем американцы гоняли, у американских машин и боковых стекол не было. МАЗы были 8 тонн грузоподъемности двухосники. и не выпускали полноприводную версию, точнее была лесовозная версия 4-4 но по проходимости как утюг. У камаза была самая теплая кабина на тот момент, не требовала дополнительных утеплений и отопителей, а летом при отключении при перекрытии воды в отопителе, весьма неплохо вентелировало кабину, в ноги дул приятный поток прохлады.сиденье подрессорено только водительское. К сожалению не было межколесных блокировок. Водители столкнулись и с еще одной фишкой , при нарушении герметичности тормозной системы машина вставала колом. ЗИЛы Уралы могли и без тормозов укатить из под обстрела, а тут при попадании пуль допустим в ресивера наступал швах. Некоторые ставили на средний мост зиловские тормозные камеры, или немного сводили колодки, тогда движку хватало сил немного проползти хотя бы пару километров, пока колеса не загорятся. Двигатель никудышный ядовитый и ненадежнй, когда цех двигателей сгорел многие перекрестились, зря как оказалось. Хотя если ездить без груза то в принципе ходил. Коробки передач были очень надежными, но после 2000 года стали откровенным гуано, материалы стали ипользовать какие то сырые. Мосты могли тоже фортель какой выкинуть. По проходимости Урал лучше, просто из за капотной компоновки, развесовка лучше, но когда нагрузишь разницы нет . В армию должны были идти машины с броне экранами, в кабинах и отверстия были для их крепления, но что то я их и не видел и не слышал.
    1. -1
      15 ноября 2020 23:08
      Вместо бронеэкранов бронежилеты вешали
    2. 0
      19 января 2022 13:17
      У Урала в первую очередь крестовина переднего кардана высоко, а это значит через окоп и канава поперёк не сломается, их еще и не всегда видно, и по снегу это хорошо. И корпус моста крепкий, у КамАЗа по мёрзлой колее слабый.
  12. +1
    9 ноября 2020 20:17
    В 60-е годы в Советском Союзе появилась потребность в грузовых автомобилях, способных брать на борт до 8 тонн груза и столько же буксировать в прицепе. Минский автомобильный завод уже не в полной мере справлялся с этой задачей, да и выпускал преимущественно машины грузоподъемностью более 10 тонн.

    Автор, а как насчёт МАЗ-205А грузоподъемностью 6т.?
    1. +7
      9 ноября 2020 20:21
      МАЗ-605А в 1965 году сняли с производства. Вот в 60-е годы (во второй половине) и появилась потребность. К тому же МАЗ был самосвалом.
      1. -1
        9 ноября 2020 23:25
        Может имелся ввиду МАЗ 502 - внедорожник, предшественник 509 го МАЗа. Про МАЗ 605 я не слышал и даже в гугле ничего не нашел.
        Цитата: Евгений Федоров
        К тому же МАЗ был самосвалом.

        Не понятно, про какой МАЗ ВЫ говорите, про 205? Но кроме него были и бортовые, МАЗ 200 потом 500, имевший грузоподьемность как раз 8 тонн.
        К слову, читал статью в грузовик пресс про создание КамАЗа. Там его почему то называли магистральным грузовиком. Магистральным грузовиком был двухосный МАЗ 500 с осевой нагрузкой в 10 тонн, и имевший такую же грузоподъемность как и КамАЗ. Для создания нового магистрального грузовика надо было создавать аналогичный МАЗу, но более современный двухосник. А КамАЗ имел максимальную нагрузку на заднюю тележку в 11 тонн (по 5,5 тонн на ось), что позволяло ему передвигаться по сельским дорогам с разрешенной 6 тонной нагрузкой, а также по другим дорогам во время весенней просушки (по которым даже 5 тонному ЗИЛ 130 дорога была закрыта, только 4 тонные ГАЗики 53е) и при этом везти 8 тонн +8 прицепе.
    2. +1
      9 ноября 2020 23:34
      Чудно! 200-сотая серия родившаяся от ЯМЗ-210 и 6 тонн! А вот 500-сотые МАЗы уже как минимум 8 тонн брали!
  13. +19
    9 ноября 2020 20:18
    Первоначально выбирали между Казахстаном и Украиной, но в итоге выбор пал на Набережные Челны

    Хорошо, что выбрали ТАССР. Сейчас бы было потеряно и это предприятие.
    1. +2
      10 ноября 2020 14:15
      Собственно, история лицензионного завода по производству Дойцевских воздушников для Уралов, который разместили в Кустанае, тому подтверждение.
  14. +3
    9 ноября 2020 20:20
    Продолжение следует...
    В нём просьба осветить ситуацию с комплектущими современных моделей Камазов, принятых на снабжение/вооружение ВС РФ. hi
  15. +2
    9 ноября 2020 20:24
    Цитата: Евгений Федоров
    МАЗ-605А в 1965 году сняли с производства. Вот в 60-е годы (во второй половине) и появилась потребность. К тому же МАЗ был самосвалом.

    Уточняю - МАЗ-205А (вики откройте), он был и бортовым, и как седельный тягач, и шел в войска под различные задачи - Вы что, не в курсе? winked
    1. +7
      9 ноября 2020 20:45
      Маз-205 - самосвал и только. Бортовая машина - Маз-200. Седельный тягач - Маз--200В. Машины повышенной проходимости на базе МАЗ-200 - Маз-501 и МАЗ-502. Ссылаться на Вики в приличном обществе - это нонсенс, но даже там вы можете найти правильную информацию.
    2. +3
      9 ноября 2020 20:49
      МАЗа 600 в природе не существовало никогда, была 500 серия. МАЗы 200 серии выпускались до 65 года когда наладили выпуск движков ЯМЗ 236-238 про них забыли как о страшном сне. Мазы 500 в войска не шли, как не шли допустим ГАЗ-52 И ГАЗ-53 если и попадались то по недосмотру. Про МАЗ 200 не знаю, но машина гиморойная, а движок в разнос уходил на раз.
      1. +1
        9 ноября 2020 23:32
        Цитата: Вольный ветер
        Мазы 500 в войска не шли

        Да ладно. Брат в Пинске служил 77-79. На 503 самосвале строил дорогу Минск - Москва.
        1. 0
          10 ноября 2020 05:09
          Охотно верю, были такие полувоенные - полугражданские организации всякие там спецстрои. На БАМе солдатики и на Татрах и на Магирусах ездили, это не значит что они на вооружении стояли.
      2. 0
        19 января 2022 13:49
        Маз-500 шли как аэродромные топливозаправщики, и токарно-фрезерные мастерские.
  16. +3
    9 ноября 2020 20:51
    Цитата: Гончар
    Маз-205 - самосвал и только. Бортовая машина - Маз-200. Седельный тягач - Маз--200В. Машины повышенной проходимости на базе МАЗ-200 - Маз-501 и МАЗ-502. Ссылаться на Вики в приличном обществе - это нонсенс, но даже там вы можете найти правильную информацию.

    Я с Вами согласен, но здесь принципиальный вопрос в начале моего комментария - грузоподъемность
    В 60-е годы в Советском Союзе появилась потребность в грузовых автомобилях, способных брать на борт до 8 тонн груза и столько же буксировать в прицепе. Минский автомобильный завод уже не в полной мере справлялся с этой задачей, да и выпускал преимущественно машины грузоподъемностью более 10 тонн.ть о которой говорил автор, напоминаю
    На мой взгляд - это некорректное утверждение. hi
    1. +1
      9 ноября 2020 23:34
      Выпускал преимущественно МАЗ 525 и МАЗ 530 laughing
  17. BAI
    +5
    9 ноября 2020 21:40
    В 4310 на бездорожье себя весьма комфортно чувствуешь. И на шоссе ведет себя хорошо. Москва-Минск мухой пролетели. Но если он застрянет, так застрянет. Засевший в речке Камаз выдергивали двумя такторами (ДТ-150 и ДТ-75). А Камаз, засевший во рве, вынимали краном - он колесам выгреб из под себя землю и сел бампером и кормой на края рва - колеса повисли в воздухе.
    1. -1
      10 ноября 2020 17:21
      А что за трактор ДТ-150?
      1. 0
        13 ноября 2020 03:04
        Харьковский Т-150 наверное.
    2. Комментарий был удален.
  18. +6
    9 ноября 2020 23:18
    Крокодил король дорог и движения в колоне. Вот кого можно и нужно было ставить в конец колонны. И если первая машина ползёт свои 50 км/ч то конец колоны в 40-60 авто давит на всю катушку. И здесь крокодил бесподобен. Может стабильно держать среднюю скорость в 80-90 км/ч. На каменистых и песчаных грунтах спустив шины также чувствует себя весьма неплохо.
    Но вот когда начинается бездорожье с слабыми влажными грунтами болотами и торфянниками тут хавайся.
    Тяжёлый передок требует раннего сброса давления в шинах. Иначе быстро режет врхний слой дёрна и пытается сесть на мосты. Если садится то капитально и вытащить проблемно. Это касается и Урала с дизелем.
    На гравейке имеющей разбитое покрытие типа стиральной доски может входить в резонансный режим и пытатьсч ищображать из себя Кенгуру с вылетом за пределы дороги.
    Подвеска надёжная имеет межосевой дифертнциал поэтому движение по обледенелой дороге комфортно.
    Хороший автомобиль второй линии.
    А да! Движки 740 конечно не сильно фонтанные в плане надёжности. Ну и вечно потеющие к сожалению.
    1. 0
      10 ноября 2020 17:23
      Крокодил это ГЯшка. Никак ни Камаз.
  19. +1
    10 ноября 2020 00:54
    Хорошая, статья, ждём продолжения good
  20. +3
    10 ноября 2020 04:47
    Статья отличная! Понравилась! good Про разработку ЗиЛом смотрел передачу на "Звезде".
    Ранее с братом работал водитель (воин-афганец 1984-86 г.г.), получил "За отвагу", вывел из колонны под обстрелом горящий бензовоз.
    Он говорил, что были КамАЗы называемые в народе "Афганец" с удлиненной, усиленной рамой, г/п 14 тн., схемой привода 6х6, не вездеходной резиной, шоссейник с двухскатными колесами на мостах задней тележки.
    КамАЗ говорит в справочной информации, что модель 53228 выпускалась с 1989 года. what
    1. +3
      10 ноября 2020 05:05
      Были такие уродцы, по проходимости хуже чем простой камаз, передок тяжелый. зарывался передком только в путь, да и по гололеду не помогал особо.
  21. +1
    10 ноября 2020 20:24
    СЛАВА - СОВЕТСКИМ КОНСТРУКТОРАМ!
    Без иронии говорю. Впервые с 4310 столкнулся в УГВТКУ в 1986 г. Фантастическая машина! Круче по проходимости был только мой Т-72А!
    После своего поста прочитал отзывы других господ. Понял, что не я один был в восторге от машины.
  22. 0
    11 ноября 2020 09:48
    И в ДОСААФ учился и служил на таких. Тоже удивляло когда в метровых сугробах разворачивался, а он даже не чихал. Только однажды засадил его в лесу когда после дождя в колею снесло.
  23. +1
    12 ноября 2020 15:51
    Цитата: Альф
    Машина-то прекрасная, но вот прозвище "полметра жизни" в армии просто так не дают. А для нархозяйства ,действительно, прекрасный грузовик.

    И тем не менее все последние модели НАТО - безкапотники lol
    1. +1
      14 ноября 2020 22:02
      Тактический грузовик важен грузоперевозочными качествами это же не МРАП..
  24. +1
    14 ноября 2020 22:50
    Посмотрел на фото - КАМАЗ в колее и вспомнил.
    Первый раз я увидел этого красавца в году 1975-м.
    На нем привезли в поселок быстросборный павильон.
    Ровная площадка (бывший частный двор), слегка припорошило
    снегом, слегка подтаяло. Вот от туда и заехал, мы за пару часов
    разгрузили эти рамы, фермы, шифер и стекло. За это время под
    колесами оттаяло, опять же пустой - выехать не может. Колес много
    а как корова на льду. Ну не толкать же такую дуру - натаскали в ведрах
    щебня, вот так он эти 10 м. до асфальта и одолел.
  25. 0
    15 ноября 2020 20:57
    "Главным конструктором адаптированного для КамАЗа проекта грузовой машина был назначен инженер ЗИЛа, доктор технических наук А. М. Кригер."

    автор, А.М. Кригер с 1954 г. был главным конструктором ЗИС-ЗИЛ.
    Хотя по специальности он был инженер, но не по должности.
    Исправьте
  26. 0
    22 ноября 2020 19:39
    4310 были как со спальником, так и без. 43101- модификация с лебедкой.
  27. 0
    11 января 2021 16:27
    Значение этого грузовика IMHO слишком переоценено в этой статье.
    Я так понимаю, настоящим тактическим трехосником был все-таки Урал-375, который уже много лет выпускался на момент постройки завода, и его наследник Урал-4320, производство которого стартовало одновременно с КамАЗом. Именно Урал проектировался с самого начала как "тактический трехосник", исключительно для военных нужд. На завод была передана разработка НАМИ, сделанная под контролем военных и по их заказу. Даже крыша кабины была брезентовая на первых машинах, чтобы можно было снизить силуэт.
    И мотор, к слову сказать, тоже. При разработке ЯМЗ-740 одной из задач ставилась именно создать дизельную замену мотору ЗиЛ-375, т.е. с самого начала мотор проектировался не только для КамАЗов, но и для ЛАЗов, ЛиАЗов и, конечно Уралов). Именно потому мотор сделали намного легче и высокооборотистее, чем прежние, да и последующие, модели ЯМЗ (хотели даже до 3000 об/мин сделать (Зил-375 - 3200), но не смогли).
    Сами же грузовики проектировались, прежде всего, как гражданские. В частности, в качестве импортных образцов для ЗИЛ-170 брались зарубежные сугубо гражданские машины. Появление модели 4310, наверное,связано, прежде всего, с ограниченными производственными возможностями Миасского завода. Думаю, было, думаю, с самого начала понятно, что 4310, построенный на агрегатах, прежде всего, гражданского назначения, будет во многом уступать по важным для Основного Заказчика параметрам сугубо военному Уралу-4320 с тем же мотором (который тоже разрабатывался одновременно с ним - обе машины пошли в серию одновременно, как только заработало моторное производство). Хотя, военные тоже явно сказали свое слово (например, лобовое стекло, бывшее на ЗИЛ-170 гнутым и монолитным, на серийных машинах стало вдруг из 2 плоских половин, да и фары с фонарями унифицировались, даже на гражданских машинах...).
    Потому КамАЗ-4310 - это, все-таки, больше для геологов, газовиков, БАМовцев и т.д. Хотя, в армию тоже их поступило немало - все-таки, завод позволял штамповать их в куда больших количествах, чем Уралы...).
    Так что зря Вы все-таки IMHO на Никсона так - все абсолютно верно он говорил про КамАЗы...
    1. 0
      19 января 2022 13:43
      Для геологов камаз слабо годится, низко хвостовик переднего моста и слабый корпус моста.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»