Не всякая «Калина» – «Лада»

15
Не всякая «Лада» – «Калина», и что более интересно – не каждая «Калина» – «Лада». Более того, очень хочется надеяться на то, что суть аббревиатур «ВАЗ» и «ОСК» тоже различаются, причём кардинально. И в плане подхода, и в плане результата. А все совпадения – не более чем неграмотная работа маркетологов, не умеющих придумать новое и свежее название.


Источник: bastion-karpenko.ru

Но – по порядку.



У объединения «АвтоВАЗ» с «Ладами» в целом и «Калинами» в частности всё более-менее прилично. Они есть. Выпускаются, покупаются, а вопрос соответствия мировым стандартам – это сейчас не наша тема.

Нас же интересуют «Лады» и «Калины» от корпорации ОСК, то есть Объединенной судостроительной корпорации, которая по размаху и могуществу далеко превышает ВАЗ. Но с новой «Калиной» у ОСК пока не всё так радужно, и существует она только в макетах.


Что же касается наших дизель-электрических подводных лодок, которые должны прийти на смену когда-то великолепным, но на сегодняшний день устаревшим «Варшавянкам» – вот тут всё несколько сложнее.

«Варшавянка», которую тогда потенциальные противники прозвали «Чёрной дырой», в своё время была просто прорывным кораблём. В 80-е годы прошлого века. Сегодня это просто очень хороший корабль. Учитывая наличие в ряде стран более современных подводных лодок – расклад не самый лучший, особенно на Балтике.


Источник: пресс-служба Минобороны РФ

Но ещё в 90-е годы прошлого века наше командование задумалось над тем, что вместо «Варшавянки» надо строить что-то более новое. Так в разработку пошёл проект «Лада», лодка вроде бы 4-го поколения, призванная заменить «Варшавянку».

Чем четвёртое поколение отличается от третьего?

Основное отличие – ВНЭУ, воздухонезависимая энергетическая установка. Именно благодаря ей лодка не должна всплывать каждые 2-3 суток для зарядки аккумуляторов, что весьма положительно сказывается на скрытности лодки. Риск обнаружения именно в надводном положении при зарядке аккумуляторов – основная проблема современных ДЭПЛ, так что ВНЭУ, которая позволяет находиться под водой без всплытия до 25-28 дней – это весьма существенный плюс к боевым возможностям лодки.

Подводные лодки следующего поколения сегодня производит не одна страна. Такие субмарины есть на вооружении Бразилии, Германии, Швеции, Франции, Японии, Испании. Недавно проходила информация о том, что работоспособную анаэробную установку спроектировали даже в Северной Корее.

России в этом списке нет.

Вообще в мире существуют четыре вида ВНЭУ: двигатели с внешним подводом тепла (Стирлинга), дизели замкнутого цикла, паротурбинные установки замкнутого цикла, энергетические установки с электрохимическими генераторами.

Для использования в энергетических установках подводных лодок рассматриваются два варианта: двигатель Стирлинга и электрохимический генератор.

Шведы используют в своих лодках ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга, немцы предпочли ЭХГ. Наше КБ «Рубин» начало работу в направлении ЭХГ. Лодку и установку начали планировать одновременно.

Лодкой (ожидаемо и целесообразно) занялся автор «Варшавянки» Юрий Кормилицын. И лодку он, вполне ожидаемо, разработал.

Не всякая «Калина» – «Лада»

А вот с ВНЭУ начались проблемы. Разработка стала откровенно буксовать. Это было заметно по многочисленным рапортам о том, насколько далеко наши разработчики продвинулись в работе, и какой многообещающей является разработка.

А ВНЭУ так и не появилась.

Закономерным результатом стала достройка головной лодки проекта 677 без ВНЭУ… спустя «всего» 13 лет с момента закладки. И в итоге Б-585 «Санкт-Петербург» являет собой откровенное «не пойми что». Лодку передали на Северный флот, где с ней вроде бы проводят различные испытания.


Бывший теперь главком ВМФ России Владимир Высоцкий подписал лодкам серии приговор (а заодно и отставку самому себе), отозвавшись очень резко как о первой лодке проекта 677, так и обо всём проекте в целом:

Заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же.

Можно согласиться с тем, что «Лада» – это следующий шаг по сравнению с «Варшавянкой». Лодка меньше, тише, на ней применили огромное количество новых разработок радиоэлектронного оборудования, новая гидроакустическая система, новые антенны, новая навигационная система.

Снаружи корпус покрыт многослойным прорезиненным покрытием «Молния» толщиной четыре сантиметра, что делает лодку ещё более малослышимой.

«Лада» меньше «Варшавянки» на треть в размерах, экипаж уменьшен с 56 до 35 человек за счёт автоматизации, а набор вооружений был сохранён на уровне «Варшавянки», до 18 крылатых ракет «Калибр», ПКР «Оникс» или торпед калибра 533 миллиметра, запускаемых из торпедных аппаратов.

И вишенка на торте – скорость в 22 узла под водой. Великолепный показатель.

Увы… но ничего этого не было. Достоинства, новшества – всё было перечёркнуто сырой и неудачной энергетической установкой.

Мало того, что ВНЭУ так и не получилась, так ещё и подводная лодка с обычной энергоустановкой тоже не показала ничего примечательного. Ходовые электродвигатели потребляли избыточную мощность, разряжая аккумуляторы. Соответственно, лодка должна была чаще всплывать, чтобы заряжать их.

Можно было понять Высоцкого. Миллиарды рублей и более десяти лет впустую…

А ведь над проблемой ВНЭУ работали не только в «Рубине». Ещё с советских времен в инициативном порядке работало КБ «Малахит» из Ленинграда/Санкт-Петербурга. Там в качестве основы для проекта выбрали принцип газотурбинной установки замкнутого типа, где температура рабочего тела – воздуха, повышается в нагревателе с внешним подводом тепла. И где отсутствует традиционная камера сгорания. Но при этом тепло для работы турбины образуется за счёт сжигания жидкого кислорода.

Отчёты «Малахита» из года в год столь же оптимистичны, как и у «Рубина». Но установки на выходе как не было, так и нет. Требовать результатов от «Малахита» не очень корректно, поскольку все работы идут в инициативном порядке, то есть за свой счет.

Но сколько уже денег было потрачено на ВНЭУ? Не мудрено, что эта аббревиатура вызывает у многих в Минобороны и Правительстве (в области управления финансами) не самые приятные мысли. И это вполне оправдано, поскольку речь идёт о миллиардах рублей.

В «Малахите» заканчивают работы по оснащению малой лодки П-450Б водоизмещением 1400 тонн ВНЭУ собственной разработки. Но эта экспериментальная установка не сможет обеспечить даже такой откровенно небольшой лодке скорости больше чем 10 узлов.

Оптимистично? Да. Потому что за малой работоспособной установкой вполне стоит ожидать большой, способной разогнать лодку водоизмещением 3 000 тонн до требуемых скоростей.

В КБ «Рубин» тоже вроде бы не сидят сложа руки. После того как в 2010 году недоделанную «Ладу» отправили в ссылку на Северный флот, работы по созданию ВНЭУ продолжились.

В середине прошлого десятилетия дело даже дошло до испытаний опытного образца на береговом стенде. Тогда были сделаны соответствующие заявления, что береговых испытательных стендов хватит для испытаний – лодку строить не придётся. Экономия…

Однако испытания показали, что нужную мощность установка так и не выдает. Работа на стендах шла, пробовались разные режимы настроек. Но это ни к чему не привело, и Минобороны в 2017 году окончательно разочаровалось. То есть – прекратило финансирование работ.

Можно за это осуждать наше военное ведомство? Думаю, нет. Тратить огромные суммы на весьма сомнительный результат – это не совсем то, для чего оно создано.

Не так давно, в начале осени, глава ОСК Алексей Рахманов, человек, который вообще известен своим, скажем так, очень оптимистичным видением происходящего, сообщил, что работы по созданию неатомной подводной лодки пятого поколения «Калина» идут полным ходом.

«Полным ходом» – это значит, что во второй половине десятилетия ориентировочно планируется закладка субмарины проекта 777А. То есть – «Калины». При этом лодка будет построена по доработанному проекту и будет малотоннажной.

Но здесь и возникают вопросы к Рахманову.

Глава ОСК заявил, что «работы идут в инициативном порядке». Это понятно: в бюджете Минобороны больше нет денег на бесперспективные разработки и эксперименты. Но простите, ведь именно наличие ВНЭУ на борту лодки делает её лодкой следующего поколения.

Нет установки – нет и лодки четвёртого поколения. Просто взять и назвать… Странный пиар-ход. Очень странный. Если в ОСК считают, что если просто возвести лодку в следующее поколение, то это устрашит противников или увеличит её боеспособность…

Да, действительно, стратегия в стиле «АвтоВАЗа».

Но почему вдруг «Калина» так похудела? Был проект лодки примерно с теми же параметрами, что и «Варшавянка», с таким же вооружением, и вдруг – малотоннажная субмарина?

Вообще, если судить по уверенному тону Рахманова, ВНЭУ на «Калине» всё же появится. Но это будет «другая» ВНЭУ, «малахитовая». Небольшая, рассчитанная на малотоннажную лодку в 1400 тонн. Если так – тогда да, у господина генерального есть повод для того, чтобы говорить о достижениях ОСК.

Но вот это всё равно как хотеть купить «Калину», а тебе настойчиво предлагают «Оку» …

На «Рубин», очевидно, надежды больше нет. «Рубиновцы» окончательно запутались в физических процессах и не могут сделать из своей установки хоть что-то вменяемое. Их электрохимический генератор – вещь очень непростая.

Да, водород из солярки генератор вырабатывает. Этот процесс называется риформинг. Тут всё хорошо, тут всё красиво. Некрасиво с огромным объёмом теплоты, которая выделяется при риформинге. Её куда-то надо девать, как-то утилизировать что ли… И с этим в «Рубине» точно пока не справились.

И вот у нас всплывает «Калина». Лодка сразу пятого поколения, которую чуть ли не начнут строить через 8-10 лет.

Ситуация более чем странная.

Странная в первую очередь тем, что этот перескок от лодки третьего поколения сразу к пятому не совсем ясен и понятен. Для начала вообще хотелось бы понять, в чём отличие этого пятого поколения от всех остальных.

И тут просто красота. Характеристики «Калины» не раскрываются. Понятно, что с одной стороны по соображениям секретности, с другой – возможно, что их ещё не знают и те, кто должен был бы раскрыть.

Но если говорить о всём остальном мире, то ни у кого пока нет сформировавшегося понимания на тему того, какими должны быть лодки следующего поколения.

Вот тут у нас, конечно, всё не как у всех. Никто ещё не знает, какими должны быть эти лодки, а мы уже строить их собираемся.

Некоторые «эксперты» начали не так давно пускать пузыри на тему того, что «лодки пятого поколения должны быть участниками сетецентрических войн», и всё в таком духе. Надеюсь, причём очень сильно, что сия чаша нас минует. Просто потому, что у нас (да и не только у нас – ни у кого пока) нет такой аппаратуры, которая смогла бы полноценно обеспечить цифровую связь с подводной лодкой в погружённом состоянии.

Других соображений насчёт пятого поколения пока нет.

Так что, пожалуй, стоит согласиться с теми, кто говорит, что «Калина» – это никакое не пятое поколение, а обычная лодка четвёртого поколения (если будет всё-таки ВНЭУ). Не будет ВНЭУ – третьего.

Но когда очень хочется пустить пыль в глаза, тогда можно всё. Можно назвать лодку третьего поколения пятым. Пусть враг себе голову ломает, что мы туда напихали, правда? Можно (и нужно!) снять ролик, как такая малотоннажная лодка очень тихо и незаметно подходит к вражеским берегам и выпускает смертоносные «Калибры»…

Ролики – это сейчас в тренде. «Буревестники», «Посейдоны», подводные лодки пятого поколения…

Лодка четвёртого поколения, то есть «Лада», у нас не получилась от слова «совсем». Отсюда следующая лодка, пусть не «Лада», а сразу «Калина», просто не имела права называться лодкой четвертого поколения. Ну надо было что-то такое, новое и свежее, придумать.

Главное – не «Приора», уже хорошо. Но очень хотелось бы, чтобы лодка была, и была тихой, комфортной и смертоносной. Ну очень у нас некрасиво выглядит дело с дизель-электрическими подлодками.

Может, как Путин предложил с космосом – взявшись за ум?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    10 ноября 2020 11:45
    Японцы (ВНЭУ Стирлинга) прощупывают почву насчёт отказа от ВНЭУ и замены их на ЛИАБ или на связку ЛИАБ+дизель. Шведы остаются верны механической ВНЭУ (тип Стирлинг), но почему-то никто кроме них не рассматривает её в качестве перспективной. Да и сами шведы, видимо, продолжают её использовать только из-за того, что попали в "ловушку невозвратных потерь". Французы смогли продать в Пакистан 3 лодки с механической ВНЭУ (тип - паровая турбина, т.е. по сути как ГТЗА от ЯЭУ, только без ядерного реактора, с "химическим реактором" в качестве источника теплоты). Больше никто такие не приобрёл. Заметим: все перечисленные механические ВНЭУ являются системами внешнего сгорания, т.е. газы не контактируют с механической частью, и не "сочатся" через зазоры мимо поршней и валов, а сразу удаляются за борт.

    Все остальные, кто проектирует НАПЛ с ВНЭУ (а таковых много) предпочитают ЭХГ. Они и есть наиболее перспективный тип ВНЭУ. Ещё (возможно) перспективной является связка ЭХГ+ЛИАБ (или батареи иного нового типа).

    А что у нас: "Рубин" завалил работы по ЭХГ, "Малахит" предлагает механическую ВНЭУ на базе системы внутреннего сгорания (со всеми её побочными газообразными "прелестями" в отсеках). Да и с ЛИАБ - как-то не очень (Лошарик подтвердит). Если "браться с умом" - значит доводить ЭХГ.
  2. +1
    10 ноября 2020 12:24
    ВНЭУ уже пройденый этап.
    Япы уже отказались, Франки тоже планируют новую лодку без этого геморроя.
    Хлопот с этими "воздухонезависимыми" , а по факту только атмосферонезависимыми, много, а толку мало.
    Емкость новых батареек с лихвой перекрывает возможности сложных, капризных, маломощных ВНЭУ.
    Да и ЭХГ по сути те же батарейки, только одноразовые.
    Не надо тратить время и деньги, чтоб догнать вчерашний день. Аккумуляторы надо делать.
    1. +4
      10 ноября 2020 15:56
      Япы уже отказались
      Они отказались только от Стирлингов (слишком шумные и малопроизводительные). ЭХГ у них отродясь не было. Сейчас пытаются выехать на ЛИАБах, причём по схеме "классических" ДЭПЛ (дизель + РДП + АКБ), только с литий-ионными батареями вместо свинцово-кислотных. Ещё неизвестно, насколько хорошо получится. Но даже если получится, возможность подзарядки АКБ в море никогда лишней не будет. И обычный шноркель для дизеля - не самый лучший вариант.

      Франки тоже планируют новую лодку без этого геморроя
      Они вообще отказались от НАПЛ. Те "мультики", что они снимают - это в расчёте на то, что найдётся иностранный заказчик с кучей лишних денег. А для самих себя - теперь только ПЛА (тоже, в некотором роде, тоже воздухонезависимая энергоустановка).

      ВНЭУ уже пройденый этап. Хлопот с этими "воздухонезависимыми" , а по факту только атмосферонезависимыми, много, а толку мало.
      Пока существует подводный флот - будет и потребность в скрытности (той самой атмосферонезависимости) лодок. И толк от этого огромный - само выживание подплава.

      Да и ЭХГ по сути те же батарейки, только одноразовые.
      С каких это пор ЭХГ стали одноразовыми?

      Кстати, обычная одноразовая щелочная батарейка имеет примерно такую же удельную ёмкость (Вт-ч/кг), как и многоразовый литий-ионный аккумулятор. И оба они имеют в несколько раз более высокую удельную ёмкость, чем свинцово-кислотная АКБ (которые стоят на обычных ДЭПЛ). А ЭХГ - могут иметь ещё больше. Значит - больше автономности (и меньше необходимости высовываться из-под воды).

      1. Лодка со ВНЭУ лучше, чем без неё (при прочих равных).
      2. ЛИАБ даёт больше подводной автономности, чем свинцово-кислотные АКБ (тоже, при прочих равных).
      3. Иметь возможность подзарядки АКБ в море - лучше, чем не иметь.
      4. Подзаряжать АКБ без высовывания шноркеля - лучше, чем с таковым.
      5. ЭХГ лучше, чем механические ВНЭУ (меньше шума, выше КПД, выше удельная ёмкость).
      6. Вывод?
      7. Нужна связка ЭХГ+ЛИАБ. А ещё лучше - разработать батарею, более ёмкую и безопасную, чем ЛИАБ.
      1. -1
        10 ноября 2020 17:15
        ВНЭУ имеет смысл, если удельная емкость выше, чем у аккумулятора.
        Но за много лет подвижки не случилось.
        Поэтому и есть смысл пропустить этот этап, и сосредоточиться сразу на новых аккумуляторах, тем более какой-то задел в российских лабораториях есть .
        А может вообще делать одноразовые батарейки, загрузил на берегу и плаваешь месяц, вернулся - заменил целиком и опять в море на месяц.
      2. +1
        11 ноября 2020 03:11
        Цитата: Pushkowed
        . Нужна связка ЭХГ+ЛИАБ. А ещё лучше - разработать батарею, более ёмкую и безопасную, чем ЛИАБ.

        Связка такая будет слишком дорогой и вряд ли эффективной , из-за неотработанности(у нас так точно) каждого из элементов . Поэтому работать надо над аккумуляторами . Японцы уже довели надёжность и безопасность своих ЛИАБ до уровня , что ставят их на серийные ДЭПЛ , сохраняя при этом ДА , причём повышенной мощности , дабы перезарядку в море производить быстрей (ЛИАБ способны брать заряд гораздо быстрее обычных) . Значит в нашем случае дело именно за надёжными и безаварийными ЛИАБ . Если ПЛ способна на одном заряде не всплывая ходить 20 - 30 дней , то никакой ВНЭУ ей уже не надо . Значит не нужны и лишние НИОКР по ним . Именно на таких ПЛ и должна в будущем держаться наша ближняя морская зона .
        Хотя с такими характеристиками им и дальняя будет родной .
        Сосредоточить мозги , ресурсы и финансы на решении именно этой(ЛИАБ) задаче , собрать команду , создать условия и ВЗЯТЬ ПОД КОНТРОЛЬ . И за лет 5 задача будет решена . А всё остальное для ПЛ нового поколения у нас есть .
  3. +4
    10 ноября 2020 13:05
    Вообще в мире существуют четыре вида ВНЭУ
    Вообще википедия ошиблась. В мире существует пять видов ВНЭУ. Пятый - двигатель Вальтера.
    1. +1
      10 ноября 2020 21:27
      Его с некоторой натяжкой можно причислить к паротурбинным.
  4. +3
    10 ноября 2020 20:59
    Автор, вы пишете: "до 18 крылатых ракет «Калибр», ПКР «Оникс» или торпед калибра 533 миллиметра, запускаемых из торпедных аппаратов."
    И посмотрим на "Оникс": "Диаметр ракеты: 0,67 м
    Диаметр ТПС: 0,72 м" как вы собираетесь запихнуть это в торпедный аппарат 533 мм???
    1. +1
      11 ноября 2020 03:13
      С "Ониксом" автор явно погорячился , просто их с "Калибром" всегда поминают рядом , вот и выдал на автомате .
    2. 0
      12 ноября 2020 22:03
      Если не пожалеть АМСа запихать можно
  5. +3
    10 ноября 2020 21:39
    Хоть и с трудом, но статью дочитал. После перлов про нетрадиционную камеру сгорания и сжигание в ней кислорода все остальное как-то пресненько. По прочтении, создалось впечатление, что уважаемый автор в теме не разбирается от слова совсем. Повыдергал бреда из "открытых источников" и сделал далеко идущие выводы. А надо было еще обдумать и отнестись к источникам критически. Короче, что позволено Юпитеру, быку делать не стоит. Результат не тот получается.
  6. 0
    12 ноября 2020 22:08
    Адмирал Высоцкий,пожалуй второй после Герасимова проявил истинные качества российского морского офицера,а ведь мог подмахнуть заказы этих липовых проектов
  7. -2
    13 ноября 2020 23:28
    Да. с технической грамотностью у автора туговато! Журфак, наверное, заканчивал. Надергал чего попало из интернета и вот - статейка.
  8. 0
    17 ноября 2020 15:13
    Для использования в энергетических установках подводных лодок рассматриваются два варианта: двигатель Стирлинга и электрохимический генератор.

    Кем рассматриваются? Есть еще ВНЭУ с внутренним сгоранием!
    Цель - повысить срок нахождения ПЛ под водой с достаточной безшумностью и мощностью, а что для этого использовать, это уже к разработчикам и заказчикам. Можно долго рассуждать про ВНЭУ, ЛИАБ, их связку, но еще раз повторюсь, технологии не стоят на месте, а строить заведомо проигрышный проект смысла не вижу!
  9. 0
    17 ноября 2020 15:15
    Цитата: MooH
    Хоть и с трудом, но статью дочитал. После перлов про нетрадиционную камеру сгорания и сжигание в ней кислорода все остальное как-то пресненько.

    Я тоже это заметил, но акцентировать на этом сил уже не было, достаточно предыдущих "перл", эта уже как само собой разумеющаяся ))) good

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»