Программа OMT: неизвестный танк и известные методы

17

Октябрьский семинар Soldier Touch Point. Все самое интересное скрыто

С целью дальнейшего развития сухопутных войск в США запущена программа OMT (Optionally Manned Tank – «Опционально пилотируемый танк»). Ее целью на данный момент является определение оптимального облика перспективной бронемашины, который затем ляжет в основу реального проекта. Пока речь идет только о проработке концепции, но уже в ближайшем будущем ожидается старт новых этапов.

С учетом мнений


Проработкой концепции OMT занимается Центр наземных транспортных средств Армии США (Ground Vehicle Systems Center – GVSC) в сотрудничестве с другими организациями. В частности, с самого начала к проекту привлекаются Центр передового опыта Fort Benning Maneuver Center of Excellence и предприятия оборонной промышленности, которым, возможно, придется выпускать новую технику.



Регулярно проводятся семинары и совещания с танкистами, именуемые Soldier Touch Point. Военнослужащие изучают актуальные предложения и оценивают их, а также вносят новые идеи. К настоящему времени провели уже три таких мероприятия, последнее из которых состоялось в октябре. В этот раз к оценке проекта привлекли шестерых танкистов с базы Форт-Беннинг.


Военнослужащих познакомили с четырьмя концептами боевых машин. При помощи макетов и тренажеров танкисты рассмотрели актуальные предложения GVSC и промышленности, а затем высказали свое видение проекта с точки зрения реального эксплуатанта. Сообщается, что в ближайшее время участники программы OMT изучат результаты последнего мероприятия и сделают выводы, в первую очередь, в виде изменений существующих концептов.

Дальнейшие мероприятия


Проект «опционально пилотируемого танка» пока создается без спешки. В ближайшие месяцы GVSC и другие участники будут развивать предложенные концепции с учетом пожеланий и предложений танкистов. Следующие мероприятия с участием военнослужащих и с применением «виртуальных прототипов» ожидаются в 2021-22 ф.г.

По мере продвижения программы будут осуществляться новые опыты с использованием компьютерных моделей. В частности, ожидается проведение виртуальных боевых испытаний. Это позволит выявить и исправить возможные недостатки концепции до начала проектирования, не говоря уже об эксплуатации.


Решающим в программе OMP будет 2023 г. К этому времени GVSC планирует завершить все мероприятия по выработке концепции и «виртуальному прототипированию». После этого в Пентагоне оценят предлагаемые пути развития бронетехники и вынесут свое решение. Вполне возможно, что на основе наработок по нынешней программе в будущем будет создан реальный танк.

Возможный облик


На совещаниях Soldier Touch Point постоянно присутствуют различные материалы по предлагаемым вариантам танка OMT. Демонстрируются модели, плакаты и презентации. При этом в свободный доступ подобные материалы пока не попадали. На публикуемых фотографиях с мероприятий все объекты, связанные с OMT, подвергаются ретуши.


Выставка достижений мирового танкостроения. Новые американские концепты заретушированы

Так, на одной из фотографий с последнего мероприятия фигурирует целая выставка моделей современной бронетехники. В один ряд встали российские, американские, европейские и другие образцы. Среди них присутствовали четыре модели, которые решили скрыть при обработке фото. Вероятно, это воплощения программы OMT.

Впрочем, не вся ретушь справляется со своими задачами, и можно рассмотреть некоторые особенности предлагаемых бронемашин, хотя технические подробности установить не удастся. Все четыре макета показывают танки традиционной (или близкой к ней) компоновки. На корпусе с гусеничным шасси помещается вращающаяся башня с вооружением. По своим габаритам концепты OMP, как минимум, не уступают современным ОБТ разных стран. В частности, модели получились длиннее израильского танка «Меркава», но короче российского Т-14.


Секретные модели с другого ракурса

Любопытной особенностью моделей является наличие крупной башни с развитой кормовой нишей, которая даже может доходить до задней части корпуса. На прошлых мероприятиях можно было разглядеть танк с менее крупной башней традиционной компоновки. Вероятно, в рамках OMT изучается возможность сохранения обитаемой архитектуры или внедрения полностью автоматизированного боевого отделения.

Неизвестно, с какой целью прорабатывается и предлагается сразу несколько вариантов танка OMT. Возможно, это несколько концептов с разными особенностями, из которых в будущем выберут самый лучший. Также существует версия о разработке семейства бронетехники в составе нескольких образцов с разными характеристиками и задачами. Отсутствие кардинальных различий даже в заретушированном виде может намекать на проработку нескольких вариантов танка в одном классе.

Ряд ключевых особенностей концептов OMT не удастся установить по доступным материалам. В частности, неизвестны потребные характеристики двигателя, способные обеспечить требуемую подвижность. Кроме того, остается открытым вопрос вооружений. Пока с равной вероятностью можно ожидать сохранение 120-мм орудий или применение новых систем увеличенного калибра.


Тренажер для отработки концепта

Очевидное и неизвестное


Работы по созданию концепции OMT продолжаются уже достаточно долго и, вероятно, дали некоторые результаты. В ближайшие годы проработка оптимального облика перспективного танка будет продолжаться. Ее итогом должно стать изменение облика американских танковых войск, пусть даже и в отдаленном будущем.

При всем этом следует отметить, что облик перспективного танка еще не определен. Речь идет только об общих концепциях, каждая из которых имеет те или иные особенности. Кроме того, в любой момент она может претерпеть самые серьезные изменения. Пока остается без ответа и самый важный вопрос: какой из концептов и когда получит развитие и превратится в полноценный проект.

Ввиду отсутствия данных технического характера следует обратить внимание на подходы к созданию новых концептов. GVSC и предприятия промышленности прорабатывают техническую часть проекта. Они регулярно показывают результаты своей работы танкистам, получают отзывы и принимают предложения, а затем совершенствуют прорабатываемые концепты.

Программа OMT: неизвестный танк и известные методы
Один из вариантов перспективного танка, демонстрировавшийся ранее

Таким образом, Центр наземных транспортных средств не просто поддерживает связь с армией, но и консультируется с теми, кому в будущем предстоит эксплуатировать новые танки. Важен и тот факт, что все это осуществляется на стадии предварительных исследований – даже до формирования требований к перспективному танку. Такой подход в сочетании с «виртуальными прототипами» позволяет выполнять работы в минимальные сроки и без серьезных трат.

Работа на будущее


Работы по концептам Optionally Manned Tank продолжаются и займут еще несколько лет. В течение этого времени будут проводиться новые мероприятия разного рода, а Пентагон продолжит публикацию отчетов. В эти сообщения вновь могут попасть те или иные любопытные объекты или материалы, в т.ч. способные указать на ход работ и их ожидаемые результаты.

Пока доступно не слишком много данных, что не позволяет в полной мере оценивать программу OMP с технической точки зрения. Однако раскрыты вопросы организационного характера, методы предварительных исследований и проектирования, а также сроки выполнения работ. Все это тоже представляет большой интерес, поскольку показывает, как в настоящее время выглядят процессы создания новой американской бронетехники. Возможно, некоторые из показанных методов следует учесть и перенять другим странам.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    11 ноября 2020 18:13
    Долго думы думают, а потом ... сделают, что ни будь.
    1. nnm
      +7
      11 ноября 2020 21:25
      Позволю себе не согласится с вами, уважаемый коллега.
      Мне кажется, что именно сначала следует накопить опыт, переработать его, отыграть множество прогнозов, понять экономику, возможности науки и производства, проанализировать средства противодействия в динамике, увязать с другими отраслями и участниками и т.д., а уж потом принимать решение и делать шаг
      1. +1
        12 ноября 2020 09:29
        Даж, не прикалывался.
        Констатация ФАКТА. Научный, технологический, промышленный, экономический потенциал у наших .... противников ВЕЛИК!
        Они когда перестают ваньку валять, они могут, могут создать и произвести всё необходимое, самого высокого уровня.
        Я, реалист, ура кричалки, это уж точно не моё.
  2. +2
    11 ноября 2020 18:32
    Ну, с развитой кормовой нишей понятно - автомат заряжания на максимальное количество выстрелов. А вот общий вид посмотреть было бы интересно.
    1. +13
      11 ноября 2020 19:04
      Да нет пока никакого общего вида. Если посмотреть более менее серьезные источники, вроде публикаций Modern War Institute, то видна явная тенденция, я бы сказал, выжидания, в области военной техники. Это относится и к сухопутным боевым машинам, и к авиации, и к флоту.
      С одной стороны идет поиск возможных будущих образцов, с другой стороны наблюдается "неторопливость" и все реальные усилия сосредоточены вокруг модернизации уже эксплуатируемого вооружения.
      Срок до 2023 года в данном случае взят не случайно. В настоящее время перед военными встала своеобразная дилемма, с одной стороны, надо развивать боевую технику, с другой, каких то принципиально новых открытий в области науки и техники, которые бы позволили кардинально повысить ТТХ по сравнению с существующими, пока нет и гораздо проще и дешевле модернизировать имеющиеся. Если в ближайшие три - пять лет не произойдет каких то революционных прорывов, то и каких то принципиальных новых образцов военной техники ожидать не приходится. Поэтому нынешний "общий вид" ничего не даст.
      Хотя "замутненные фото" специалисты прорабатывают.
  3. +5
    11 ноября 2020 22:10
    Мне вот, как механику-водителю, непонятно , зачем люк механика-водителя запихивать под самую башню, откуда ему выбраться, даже при благоприятном расположении башни, проблематично, я уж молчу про другое расположение башни. Верхний бронелист что у концепта, что у того же Абрамса имеет почти горизонтальное расположение и смещение люка вперёд, в бронезащите танка практически, ничего не меняет, но даст возможность водителю свободного покинуть машину.
    У нас, к примеру, на объекте-187 люк вынесен перед смотровыми приборами механика-водителя, уже не плохо.
    Но на Т-90 это решение не попало.
    Кстати, у Т-14 с этим всё нормально
    1. +2
      12 ноября 2020 06:43
      Коллега, всё просто. На Абрамсах и Челленджерах в боевом положении механик-водитель располагается полулёжа. И если выдвинуть люк из под башни, то придётся удлинять нос машины. А это, кроме увеличения габаритов и массы, ведёт и к изменению центровки машины.
  4. +3
    11 ноября 2020 23:08
    каких то принципиально новых открытий в области науки и техники, которые бы позволили кардинально повысить ТТХ по сравнению с существующими, пока нет

    Самый большой прорыв сейчас есть и он состоит в использовании беспилотников. Их потихоньку уже внедряют. Понятно что он еще недоработан, но речь ведь о перспективном танке. А выигрывают войны самым передовым оружием. Поэтому, мне кажется, зря они думают об опционально обитаемом танке. Места для экипажа будут висеть гирей на танке. Избавившись от экипажа сразу можно улучшить ТТХ путем уменьшения размера, веса, увеличения скорости и т.д. Плюс надо работать над защищенностью линии радиоуправления танком чтобы корректировать его на поле боя из "ближайшего окопа".
    1. +1
      12 ноября 2020 00:01
      Цитата: Лад
      Самый большой прорыв сейчас есть и он состоит в использовании беспилотников.

      Представьте ситуацию: на поддержку бойцов, которые воюют в городе, послали беспилотные танки. Противник включил РЭБ и забил частоты дистанционного управления этими танками. Что бы действовать в такой ситуации в танке нужны мозги, которые должны определять где свой, где чужой, где гражданский и принимать решения в нестандартных ситуациях, на которые так щедра жизнь. Современные беспилотники на это способны ?
      1. +2
        12 ноября 2020 16:07
        Решение при потере связи может быть, например, такое:
        "танк отходит тем же маршрутом, что
        двигался вперед." До момента восстановления связи.
        Так запрограммированы воздушные беспилотники : потерял
        связь - лети автономно на свою базу.
        1. -1
          12 ноября 2020 18:50
          Цитата: voyaka uh
          "танк отходит тем же маршрутом, что
          двигался вперед."

          То есть, поставленную задачу (поддержка войск) он не выполнит. И что будет с теми, кто на это рассчитывал и остался под огнём противника ? Объяснение типа "зато технику не потеряли" тут не подойдёт.
          1. +3
            12 ноября 2020 19:44
            Я предполагаю, что первые беспилотные танки будут не ОБТ,
            а танкетками для разведки боем. Их будут посылать без
            сопровождения пехоты - вперед. Чтобы вскрывать огневые точки
            противника. В этом случае, если связь потеряется, они отползут
            назад, не подставив пехоту. Хотя и не выполнив задания.
            1. 0
              15 ноября 2020 06:32
              Полагаю, что беспилотный ОБТ -- это вообще скорее из области sci-fi. Слишком многое в тактике применения ОБТ завязано на личное мастерство мехводов. Ну или снова возвращаться к концепции телеуправляемого танка, что, разумеется, вовсе не равнозначно беспилотнику. Единственный жирный "плюс" -- относительная безопасность для экипажа. Всё остальное -- сплошные "минусы".
      2. 0
        14 ноября 2020 22:34
        Способны.
        С известными огарничениями которые со временем будут уменьшаться.
        Но!
        1) Управляемые людьми танки тоже не на все способны и имеют ограничения.
        2) "Забил частотами" это не приговор. Это только возможность. И, как и с любой такой возможностью, в концепции борьбы "меча и щита" с ней также можно бороться.

        Выигрывает не тот, у кого хороший щит или меч, выигрывает тот, кто опередил противника хоть на пару лет в развитиии щита или меча.
        А беспилотники это неизбежное будущее. Чтобы выигрывать надо постоянно двигаться вперед.
  5. +3
    12 ноября 2020 04:10
    Американская система ATLAS.
    Принцип действия такой: после включения системы расположенные на башне танка оптико-электронный и инфракрасный сенсоры начинают вращаться, сканируя местность. Все данные поступают в центральный процессор. Электронный мозг, используя алгоритмы машинного обучения, автоматически выявляет цели, самостоятельно определяет их тип, скорость, удаление.
    Визуальная информация в режиме реального времени передается на сенсорный дисплей командира танка. В левой части экрана в столбик выстраиваются изображения обнаруженных целей, а в центр выводится картинка с пушки. Командиру достаточно лишь ткнуть пальцем во вражеский танк, и автоматика все сделает сама
    https://ria.ru/20201106/umnye-tanki-1583150067.html

    Нечто подобное было предложено в России еще в 1999 году.
    http://www.sinor.ru/~bukren/tank_21.htm
    И даже была статья в "Технике-Молодежи" за май 2000 году под названием "Тактика диктует технике".
    1. -1
      14 ноября 2020 22:38
      Толку то с того что было предложено? И не было ли таких же статей в журналах других стран еше раньше?
      Значение имеет что сделано, а предложения на поле боя не воюют.
  6. +1
    12 ноября 2020 16:40
    Работа мечты.