Новые шведские подводные лодки могут изменить баланс сил на Балтике

49

Родина смертоносных лодок


Вот Себастьен Роблин из The National Interest считает, что сегодня Швеция – родина самых эффективных подводных лодок с дизель-электрическим приводом. Это лодки малошумные, оснащенные современными мощными двигателями, дешевые и смертоносные.



Заявление смелое, но имеющее под собой довольно прочную платформу. Каковы аргументы Роблина (кстати, весьма объективный автор) и почему к ним можно прислушаться?



Возможно, необходим экскурс в историю. Традиционно, в течение последних десятилетий субмарины были двух видов: дизель-электрические, которые должны были всплывать на поверхность каждые несколько суток, чтобы перезарядить свои аккумуляторы с помощью дизельных двигателей; и атомные, которые могли тихо гудеть под водой в течение нескольких месяцев без всплытия, благодаря своим ядерным реакторам.

Недостатком атомной разновидности, конечно, является то, что они обходятся во много раз дороже аналогичных дизельных подводных лодок и требуют ядерной энергетической установки, которая, возможно, не стоит хлопот для страны, заинтересованной только в защите своих прибрежных вод. Да, атомная подлодка – это не для стран второго мира. Эти корабли могут позволить себе немногие в мире. И, пожалуй, это справедливо.


Дизельная подводная лодка может также работать тихо. Даже, возможно, тише, чем атомная (выключая свои двигатели и работая на батареях). Дело только во времени. Зато для стран, не обладающих огромными военными бюджетами, вопрос постройки атомной субмарины или 5-6 дизельных как бы и не стоит вообще.

Многозначный нейтралитет


Итак, Швеция. Нейтральная как бы страна, но обладающая вполне себе приличным флотом. И подводными лодками, что выглядит вполне себе нормально, особенно если почитать Роблина.

«Одной из таких стран была Швеция, которая оказалась в оживленном районе напротив российских военно-морских баз на Балтийском море. Хотя Швеция не является членом НАТО, Москва ясно дала понять, что может принять меры для «устранения угрозы», как выразился Путин, если Стокгольм решит присоединиться к альянсу или поддержать его».

Ну а чего можно ожидать? Шведы вроде бы как нейтралы. Это так. Что в прошлую войну им совершенно не мешало снабжать Германию железной рудой и ковать меч Вермахта и Кригсмарине в прямом смысле этого слова.

Вполне понятно, что понимание такого «нейтралитета» Путиным может несколько отличаться от Роблинского. И это нормально, хотя бы потому, что совершенно ясно и понятно, на чьей стороне в случае чего будет Швеция.

Полчища русских лодок


Идем дальше.

«После того как советская подводная лодка класса «Whiskey» (это лодки проекта 613) села на мель всего в шести милях от шведской военно-морской базы в 1981 году, шведские корабли несколько раз открывали огонь по предполагаемым советским подводным лодкам в течение остальной части 1980-х годов».

Да, инцидент 27 октября 1981 года у берегов Швеции с советской дизель-электрической подводной лодкой С-363 наделал шума. Субмарина проекта 613 оказалась лежащей на камнях в нескольких километрах от базы ВМС Швеции Карлскруна.

Понятно, что если так проворонили один раз, то второй - может закончиться совсем печально. И сбившиеся с курса русские могут оказаться не на камнях, а в борту у какого-нибудь корабля. Потому им палили в любую тень. На всякий случай.

Вопрос, кто выглядит смешнее – наши, севшие на мель чуть ли не на шведской военно-морской базе, или шведы, которые тридцать лет вздрагивали от каждого всплеска?

Продолжаем изучать Роблина.

«Совсем недавно Россия провела учения, имитирующие ядерную атаку на Швецию, и, вероятно, проникла в шведские территориальные воды по крайней мере одной подводной лодкой в 2014 году».

Вот это я понимаю! Вот это размах. «Учения, имитирующие ядерную атаку на Швецию» - это звучит как песня. Причем, погребальная вальгалловская такая. Ибо в таком случае, вот у кого не будет «завтра», так это у шведов. Просто потому, что у них все так скученно…

Ну а насчет проникновения «по крайней мере одной подводной лодкой в 2014 году» - Задорнов и Жванецкий аплодируют оттуда. Если внимательно изучить состав Балтийского флота, то можно понять весьма неприятную вещь: у нас (начиная с 2012 года) в его составе одна подводная лодка.

И уж точно экипажу есть чем заняться, кроме «проникновения в шведские территориальные воды». Просто потому, что матчасть надо беречь, чтобы было на чем готовить экипажи для тех лодок, что наконец-то строятся для Балтики.

Вот такая политика и историческая подоплека. В общем, получается, что мы не оставили шведам никакого другого выбора, кроме как строить свои подводные лодки для обороны от полчищ советских и российских лодок.

Шведский ответ


Еще в 1960-х годах Швеция начала разработку модернизированной версии двигателя Стирлинга, с замкнутым циклом преобразования тепла, впервые разработанного в 1818 году.

Вообще, впервые он был использован для питания автомобиля в 1970-х годах. А затем шведская судостроительная фирма Kockums успешно приспособила двигатель Стирлинга для применения на подводной лодке шведского флота A14 «Nacken» в 1988 году.

Поскольку эта установка сжигает дизельное топливо, используя жидкий кислород, хранящийся в криогенных резервуарах (без забора воздуха извне), то лодка с таким двигателем может спокойно курсировать под водой на низких скоростях в течение нескольких недель без необходимости всплывать на поверхность.

В конце 1990-х годов фирма Kockums построила три подводные лодки класса «Готланд» - первые «строевые» подводные лодки, спроектированные с воздушно-независимыми двигательными установками.


«Готланд» прославилась тем, что «потопила» американский авианосец «Рональд Рейган» в ходе военных учений 2005 года. Американский флот взял лодку в аренду, чтобы она исполняла роль противника для надводных кораблей ВМС США. Получилось более чем…

Идея нового типа лодок понравилась, и за шведами потянулись другие. Технологию Стирлинга приняли в разработку японцы и китайцы. А немцы и французы разработали ВНЭУ AIP на основе топливных элементов и паровых турбин. Дороже, зато и выхлоп больше.

Швеция, тем временем, переоборудовала свои четыре старинные дизель-электрические подводные лодки Västergötland конца 80-х годов для использования двигателей Стирлинга.

AIP-переоборудование включало разрезание подводных лодок на две части и увеличение длины корпуса с сорока восьми до шестидесяти метров

Две из этих подводных лодок были переименованы в «Södermanland», а две другие были проданы Сингапуру.

Последние лодки класса «Östergötland», модернизированные по проекту «Södermanland», подверглись интересной доработке в системах охлаждения. Теперь эти лодки могут эффективно работать не только в холодных водах Балтики или Северного моря, а и в более теплых водах южных морей.

Но жизнь любой подводной лодки, увы, не столь и долговечна. Швеция намерена вывести на пенсию свои лодки «Södermanland» в самое ближайшее время. Начиная с 1990-х годов, Kockums танцевал вокруг концепции для следующего поколения AIP-подводной лодки, обозначенной A26, которая должна была сменить «Готланд»-класс, но столкнулся с многочисленными неудачами.

Фьорды кишат русскими


Стокгольм отменил закупку A-26 в 2014 году, и дело встало окончательно. А русские подводные лодки продолжали появляться в фиордах и шхерах, и с этим надо было что-то делать. Шведы пытались получить чертежи у немецкой фирмы Thyssen-Krupp, причем, не совсем красивым способом. Но где шведы, а где рейдерские захваты и похищения? Не получилось.

А время шло. Kockums был приобретен шведской фирмой Saab. Работы возобновились. И в июне 2015 года министр обороны Швеции Стэн Толгфорс объявил, что Стокгольм купит две подводных лодки А26 по цене 959 миллионов долларов каждая.

Кстати, недорого. Менее 20% от стоимости одной американской АПЛ класса Virginia.

A26 также пытались найти покупателей за рубежом. В разное время проектом интересовались в Австралии, Индии, Нидерландах, Норвегии и Польше, но до сих пор безуспешно (из-за конкуренции со стороны французских и немецких производителей подводных лодок AIP).

Kockums утверждает, что А26 – это следующее поколение подводных лодок в плане акустической скрытности (благодаря новой технологии «призрак», которая включает в себя звукопоглощающие демпфирующие пластины, гибкие резиновые крепления и подушки для оборудования, менее отражающий корпус с более низкой магнитной сигнатурой подводной лодки). Предположительно, корпус А26 также будет необычайно устойчив к подводным взрывам.

Подбородочный парус


Шведская фирма представила концепт-арт, изображающий подводную лодку с «подбородочным» парусом, Х-образными хвостовыми «плавниками» для большей маневренности в балтийских водах, изобилующих скалами.


Четыре двигателя Стирлинга, по-видимому, позволят обеспечить более высокую устойчивую подводную крейсерскую скорость от 6 до 10 узлов.

Kockums подчеркнул модульность новых конструкций, которая должна снизить затраты на разработку специализированных вариантов, таких как одна конфигурация, вмещающая до восемнадцати крылатых ракет наземного базирования "Томагавк" в системе вертикального пуска. Эта особенность, возможно, придется по вкусу Польше, которая хотела бы иметь оснащенные крылатыми ракетами подводные лодки. На всякий случай (для обороны от орд российских подлодок).

Еще одной важной особенностью является специальный многофункциональный портал для развертывания подводных аппаратов и пловцов, очень востребованный для современных подводных лодок. Расположенный между торпедными аппаратами в носовой части, портал также может быть использован для запуска подводного беспилотника AUV-6. Правда, AUV-6 можно запустить из торпедного аппарата 533-мм.

В настоящее время Kockums предлагает размещать заказы на три различные версии A-26. Подводные лодки класса А-26 могут стать лучшими неатомными подлодками современности.

Шведский патруль океана


Проектируя A-26, шведы в рамках проекта создали три разных аппарата.

Малая А-26 должна действовать в прибрежных водах Балтики и Северного моря (где шансы на выживание АПЛ не так уж и высоки).

Большая А-26 предназначена для операций в океанской зоне той же Северной Атлантики.

Третий вариант субмарины представляет собой экспортную версию океанской ПЛ.

Большая модель, предназначенная для шведской службы, будет иметь длину 63 метра и водоизмещение около 2 000 тонн. Дальность хода подводной лодки при скорости 10 узлов будет составлять 6500 морских миль, длительность патрулирования 30 дней. Экипаж подводной лодки должен состоять из 17-35 моряков.

Такая дальность однозначно выводит лодку в океанские, что ранее было недоступно для тех же «Готландов», которые не могли участвовать в патрулированиях Атлантики по причине недостаточной автономности.

Другой вопрос – а что, вообще, шведы забыли под поверхностью Атлантического океана?

Малая (или «пелагическая») версия - в длину 51 метр, надводное водоизмещение находится в районе 1000 тонн. При скорости хода в 10 узлов дальность плавания малой субмарины равна 4000 морских миль, длительность патрулирования 20 дней. Экипаж малой А-26 состоит из 17-26 человек.

Лодка действительно представляет интерес для очень сложного рельефа Балтики.

Пора начинать думать


Вооружение (точнее, его состав) пока остается не раскрытым. Но и так понятно, что это будет комбинация торпедных аппаратов 533-мм и 400-мм. Возможно, как на «Готландах», 4 х 533-мм и 2 х 400-мм, потому что из одного аппарата 400-мм можно запустить сразу две противолодочные торпеды по двум разным целям с управлением по кабелю.

Две первых А26 должны быть завершены в период с 2022 по 2024 год. И тогда можно будет оценить, смогут ли они соответствовать своим эксплуатационным параметрам. В целом, достижения в области подводных лодок AIP позволяют странам по всему миру приобретать способные подводные лодки малой и средней дальности по доступной цене.

Если у шведов получится реализовать задуманное и получить на выходе именно те лодки, о которых ведет рекламные разговоры Kockums, то это может очень сильно изменить положение дел на Балтике.

На подводную лодку, способную нести крылатые ракеты, с интересом смотрят в Польше. В лодках такого уровня заинтересованы Нидерланды. Возможно Норвегия.

И даже если шведская А-26 не станет лучшей неатомной подводной лодкой на сегодняшний день – это будет хорошая лодка нового поколения. С ВНЭУ, которую в России так и не смогли создать.

Появление в стане НАТО (Нидерланды, Норвегия, Польша) в самом ближайшем будущем таких лодок – породит весьма неприятный комплекс проблем для российского флота на Балтике. Начиная от проблем с обнаружением и заканчивая вопросами противодействия.

Сегодня Балтийский флот, напомню, располагает одной дизель-электрической подводной лодкой, и вторая - в перспективе.


Пора начинать думать, так как у шведов может получиться что-то очень приличное. Ведь раньше получалось?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    12 ноября 2020 05:43
    Вот не могу назвать проект А26 кандидатом на роль лучшей НАПЛ, но для Балтики они хороши.
    1. +18
      12 ноября 2020 05:52
      Новые шведские подводные лодки могут изменить баланс сил на Балтике
      эээ...как ? им достаточно иметь 2 лодки,чтоб в два раза превосходить наш подводный флот на Балтике !
      1. +7
        12 ноября 2020 05:58
        Я допустил, что за неимением лучшего, после закрытия поставок ТОФ ещё 636-х запилят.
        1. +14
          12 ноября 2020 06:27
          Цитата: Лексус
          Я допустил, что за неимением лучшего, после закрытия поставок ТОФ ещё 636-х запилят.

          Доброе утро hi
          636-х можно и десяток "запилить", только это даже не вчерашний, а позавчерашний день неатомного подводного флота.
          1. +6
            12 ноября 2020 16:25
            Александр hi,
            и я об этом, сколько помню себя на ВО, говорю. Чем привожу в неистовство "урякв".
    2. 0
      12 ноября 2020 07:24
      Цитата: Лексус
      Вот не могу назвать проект А26 кандидатом на роль лучшей НАПЛ, но для Балтики они хороши.

      японцы будут слонами в посудной лавке на балтике, немцы массово ломаются, так-что...Для океана одно ( хотя Готланды и Тихом океане не сплоховали ), а для балтики другое. RBS15 тоже трудно назвать лучшей ракетой в мире, но в этой акватории он заткнет за пояс любой Оникс с Калибром
      1. +2
        12 ноября 2020 16:19
        Иван hi,
        я про "лучшую НАПЛ" вообще. И тут японцы подают очень серьёзную заявку. Немцы почему-то "перемудрили" с лодками для себя. О проблемах с экспортными проектами особого "шума" не слышно, кроме того, там имеется возможность корейцев подключить к совместной работе. Очень мощно "набирают обороты" в этом направлении французы, недавно была статья на ВО, наработки впечатляют. Все эти три концепции на голову технически совершеннее шведской субмарины. И уже я бы не стал отметать Китай - в плане технологий и культуры производства они прогрессируют немыслимыми темпами. Касательно Балтики мы с Вами говорим "на одном языке". Ракету можно любую из доступных интегрировать
  2. +6
    12 ноября 2020 06:25
    купит две подводных лодки А26 по цене 959 миллионов долларов каждая.

    Кстати, недорого. Менее 20% от стоимости одной американской АПЛ класса Virginia.

    Что-то тут автор напутал. Почти 1 ярд за НАПЛ с ВНЭУ - это не недорого, это очень дорого! Последняя версия японской литиевой стоила около 800 млн., но она в 1,5-2 раза крупнее.
    А Вирджиния стоит в 2 раза дешевле Сивулфа, который в свое время максимум потянул на 3,7 ярда (головной корабль).
    Появление в стане НАТО (Нидерланды, Норвегия, Польша) в самом ближайшем будущем таких лодок – породит весьма неприятный комплекс проблем для российского флота на Балтике. Начиная от проблем с обнаружением и заканчивая вопросами противодействия.

    А вот тут с Романом совершенно согласен. Перед БФ РФ в ближайшие десятилетия возникнут задачи, решить которые он на ныне существующей базе будет не в состоянии.
  3. +9
    12 ноября 2020 06:52
    Если у шведов получится реализовать задуманное и получить на выходе именно те лодки, о которых ведет рекламные разговоры Kockums, то это может очень сильно изменить положение дел на Балтике.

    Да, фактически, Балтийское море своим географическим положением не даёт никаких шансов для преимущества БФ России:

    Три прохода могут быть перекрыты в одно мгновение. И воевать России и странам НАТО флотами в Балтийском море, - абсурд. Для РФ здесь актуальны береговые ПКР. И лить слёзы можно только из-за этого:
    Пора начинать думать, так как у шведов может получиться что-то очень приличное.

    а у России - не может?
    P.S.
  4. +5
    12 ноября 2020 07:36
    . С ВНЭУ, которую в России так и не смогли создать.

    Почему? Ума не хватило или денег? Без анализа происшедшего нет решения проблемы в будущем.
    Полагаю, что причина в общем технологичнском отставании, поскольку тоже самое и в автомобилестроении, авиастроении и пр.
    Кадры решают все, а без них нет решения проблем.
    А где их взять, кадры?
    1. +3
      12 ноября 2020 16:29
      Сильвестр hi,
      вопрос пока не в том, где взять, а как имеющиеся "якоря", вгрызшиеся в "дно", обрубить.
    2. 0
      13 ноября 2020 19:30
      Цитата: Silvestr
      Почему? Ума не хватило или денег? Без анализа происшедшего нет решения проблемы в будущем.
      Полагаю, что причина в общем технологичнском отставании, поскольку тоже самое и в автомобилестроении, авиастроении и пр.
      Кадры решают все, а без них нет решения проблем.
      А где их взять, кадры?

      Вопрос не много в другом, те ВНЭУ, которые есть нам не подходят (тихоходные), остается придумать другие варианты))) А так, наши ПЛ с ВНЭУ "бегали" еще в 60-е, но их называли "Зажигалки", я думаю понятно, почему wink
  5. -9
    12 ноября 2020 08:17
    Американцы вовсю пиарят шведские подлодки. Но сами такие не строят и даже не думают строить. Отсюда вывод: это информационная диверсия, предназначенная для ослабления флотов стран, купившихся на этот пиар.
    1. +12
      12 ноября 2020 08:59
      Цитата: СВД68
      Американцы вовсю пиарят шведские подлодки. Но сами такие не строят и даже не думают строить. Отсюда вывод: это информационная диверсия, предназначенная для ослабления флотов стран, купившихся на этот пиар.

      Американцам они не нужны. Просто потому, что не нужны.
      Между США и Миром - океан. Представьте, сколько НАПЛ с ВНЭУ будет экономическим ходом идти до берегов Британии... Запасы провианта у экипажа закончатся, а впереди еще боевая задача....
      НАПЛ хороши для закрытых театров, мелководья.. Американцы смогли бы и сами заложить серию подобных лодок, но зачем? В доктрину США они не вписываются, а если и понадобятся, то есть для этого союзники по НАТО, у которых этих лодок становится все больше.
      1. -9
        12 ноября 2020 12:54
        Цитата: Doccor18
        Американцам они не нужны. Просто потому, что не нужны.

        Вот-вот. Американцам они не нужны, но американцы их вовсю расхваливают. Не странно ли?
        1. 0
          30 января 2021 13:54
          А как вам такая многохрдовка:
          1. американцы расхваливают НАПЛ тех же шведов, зная что в России нет возлухонезависимых установок;
          2. Ранее неполохо продаваемые российские варшавянка, проигрывают на мировом рынке вооружений, их перестают покупать;
          3. Верфи меньше работают, только на внутренний рынок, прибылей нет, кадры с опытом разбегаются, дальнейшее развитие неатомного флота замедляется. И до кучи, уменьшается экспорт из России, и наш многострадальный рубль ещё чуть-чуть проседает
      2. 0
        12 ноября 2020 15:04
        Цитата: Doccor18
        Представьте, сколько НАПЛ с ВНЭУ будет экономическим ходом идти до берегов Британии...


        Ну, вообще-то: "дальность плавания малой субмарины равна 4000 морских миль, длительность патрулирования 20 дней". Так что через Атлантику и обратно сможет даже малая субмарина.
        1. 0
          16 ноября 2020 23:05
          Ну, вообще-то: "дальность плавания малой субмарины равна 4000 морских миль, длительность патрулирования 20 дней". Так что через Атлантику и обратно сможет даже малая субмарина.

          Не сможет. От Гибралтара до Кубы надводный переход ДПЛ пр.641Б 8-10 узловым ходом под дизелями занимает около месяца. Без соответствующего пополнения запасов эта лодочка до другого берега не дойдёт. Ну и волны. Для такой маленькой ДПЛ только хорошая погода и небольшое волнение, Атлантика не для неё. Опыт аргентинской ДПЛ "Сан-Хуан" тому подтверждение. А всего-то 250 миль от берега. "Субмарина San Juan не могла идти в надводном положении, так как наверху бушевал сильный шторм с 6-8-метровыми волнами. Лодка вынуждена была погрузиться, и больше вестей от нее не поступало".
          1. 0
            16 ноября 2020 23:15
            Цитата: georg 2
            Не сможет.


            Как скажете.

            Цитата: georg 2
            Опыт аргентинской ДПЛ "Сан-Хуан" тому подтверждение.


            Да, это всё доказывает. Всем известно, что нет ПЛ лучше Сан-Хуана.
    2. +16
      12 ноября 2020 09:28
      Цитата: СВД68
      Но сами такие не строят и даже не думают строить. Отсюда вывод: это информационная диверсия

      Отсюда ввод - учим матчасть, которая гласит, что у ВМС США и ВМФ Швеции "немножко" так различаются задачи. И задачи ВМС США не могут быть решены ДЭПЛ, в т.ч. и с ВНЭУ по объективным причинам.
      Шведская ПЛ добилась успеха, атакуя АУГ США. Против каких АУГ должны строить ДЭПЛ американцы?
      1. -1
        12 ноября 2020 12:58
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Шведская ПЛ добилась успеха, атакуя АУГ США.

        Ага, просто по правилам учений АУГ должна была шляться в определнном квадрате. Естественно, что она натыкалась на шведскую лодку.

        Цитата: Андрей из Челябинска
        Отсюда ввод - учим матчасть, которая гласит, что у ВМС США и ВМФ Швеции "немножко" так различаются задачи. И задачи ВМС США не могут быть решены ДЭПЛ, в т.ч. и с ВНЭУ по объективным причинам.

        Зачем же они тогда эту лодку так пиарят? Не затем ли, что хотят, чтобы другие строили? И топили их АУГ?
        1. +5
          12 ноября 2020 13:33
          Цитата: СВД68
          Ага, просто по правилам учений АУГ должна была шляться в определнном квадрате. Естественно, что она натыкалась на шведскую лодку.

          На самом деле данная ситуация имеет вполне реальное практическое применение. АУГ находится у берегов неприятеля и долбит его самолетами на постоянной основе (как это было во время Бури в Стакане), а ее атакует вражеская ДЭПЛ... для американцев - сценарий вполне реалистичный, ДЭПЛ есть много у кого, долбить США тоже могут много кого, так что шанс нарваться имеется. Вспомним, кстати, что аргентинская ДЭПЛ трижды выходила в атаку на корабли КВМФ у Фолклендов, и флот, заточенный под противолодочные операции (а британцы собирались воевать против наших ПЛ) ей так ничего и не сделал.
          Цитата: СВД68
          Зачем же они тогда эту лодку так пиарят?

          Как - так?:)))))) По моему, пиарят Готланд в рунете, а не на Западе. А там вроде вполне взвешенная оценка и понимание, что это - угроза, которой нужно уметь противостоять. И только.
          1. -4
            12 ноября 2020 14:24
            Цитата: Андрей из Челябинска
            На самом деле данная ситуация имеет вполне реальное практическое применение. АУГ находится у берегов неприятеля и долбит его самолетами на постоянной основе (как это было во время Бури в Стакане), а ее атакует вражеская ДЭПЛ.

            Двигатель Стирлинга тут ни к чему.

            Цитата: Андрей из Челябинска
            Как - так?:))))))

            Вот так:
            "Sweden (Yes, Sweden) Makes Some of the World's Best Submarines"
            1. +8
              12 ноября 2020 14:35
              Цитата: СВД68
              Двигатель Стирлинга тут ни к чему.

              Очень к чему, без Стирлинга боевой радиус падает ниже плинтуса
              Цитата: СВД68
              "Sweden (Yes, Sweden) Makes Some of the World's Best Submarines"

              Это nationalinterest - обычная инфопомойка, вотчина Маджумдаров и им подобных. Говорить о пиаре можно было бы при наличии американского официоза
              1. -2
                12 ноября 2020 14:40
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Очень к чему, без Стирлинга боевой радиус падает ниже плинтуса

                Чем больше радиус, тем меньше вероятность, что АУГ выйдет на подлодку. А догнать АУГ шведская подлодка не сможет.

                Цитата: Андрей из Челябинска
                Это nationalinterest - обычная инфопомойка, вотчина Маджумдаров и им подобных. Говорить о пиаре можно было бы при наличии американского официоза

                А мы что сейчас обсуждаем? Разве не идею, вбрасываемую этой инфопомойкой?
                1. +3
                  12 ноября 2020 15:11
                  Цитата: СВД68
                  Чем больше радиус, тем меньше вероятность, что АУГ выйдет на подлодку.

                  Там другое. Во время Бури в Стакане американские АУГ маневрировали в конкретных районах, причем предполагалось, что сочетание кораблей охранения (включая АПЛ) и самолетов/вертолетов ПЛО гарантирует их безопасность. ДЭПЛ может просто выйти в этот район и атаковать. Но все же АУГ действуют на определенном удалении от берега, так что "на батарейках" дойти сложно, сохраняя достаточный заряд для боя и отхода.
                  Цитата: СВД68
                  А мы что сейчас обсуждаем? Разве не идею, вбрасываемую этой инфопомойкой?

                  Против обсуждения "инфопомоечных" идей я ничего не имею:) Я только против того, чтобы придавать таким идеям статус официального пиара США:)
                  1. +3
                    12 ноября 2020 17:29
                    "...Против обсуждения "инфопомоечных" идей я ничего не имею:)..."
                    Вот например:)))"«Передовая техническая мысль развития флота опережает то, что есть у наших вероятных противников. Поэтому российские подводные лодки самые лучшие», — подключил Леонков в заключение."
                    1. +1
                      20 ноября 2020 06:06
                      Цитата: A.A.G.
                      подключил Леонков в заключение.

                      Хороший пример:)))))
      2. -1
        19 ноября 2020 19:47
        И у немцев неплохие.
        Даже при СССР часто взять было нечем. Постил у shoehanger.
        Хитро-умные немецкие немцы были горазды на разные хитрости..))) Касаемо именно магнитометрии.
        "Вот типичная ситуация с немецкой лодкой 206-го проекта. Представьте себе ПЛ в надводном положении, стрех сторон ее окружают наши противолодочные корабли, над ней висят вертолеты, а повыше один или два самолета Бе-12. Немецкая лодка по своему плану уходит под воду, и уже через полчаса она потеряна всеми сконцентрированными вокруг нее силами Балтийского флота! Немецкие подводники сочетали тактику с применением и активных и пассивных помех. Делали они это очень умело.
        Вспоминается, кстати, такой эпизод. Видим под собой только что всплывшую лодку. Из рубки выходят два унтер-офицера, расходятся на нос и корму, устанавливают что-то типа антенн — и лодка становится совершенно невидимой для наших магнитометрических и радиосредств. Хотя вот она, визуально — как на ладони!"
  6. +2
    12 ноября 2020 09:15
    сегодня Швеция – родина самых эффективных подводных лодок с дизель-электрическим приводом.

    Справедливости ради, немецкие и японские лодки тоже очень неплохи.
    1. +1
      12 ноября 2020 23:41
      И французские
    2. FIN
      0
      12 января 2021 12:08
      Это так. Снимал кашник, Донское, Ми-14.
  7. +3
    12 ноября 2020 10:36
    Да что говорить,в технологиях для флота мы в аутсайдерах причём,как надводного так и подводного(ещё пр.885М и пр.955А как то могут составить конкуренцию западным образцам). И нет твёрдой руки которая бы следила за разработками и держала в "тонусе" отрасль в целом.
    1. +2
      19 ноября 2020 20:42
      А не интересен флот нашему высшему руководству, и наши с позволения сказать адмиралы не стремятся убедить его в обратном. Флот рассматривают как некую непременную принадлежность серьезных людей, типа как у крутого пацана в 90-х был ТТ и малиновый пиджак. И если руководство, то самое вполне адекватно смогло потребовать какие именно ВВС, ССО, РВСН и СВ России они хотят видеть (Нэ надо тупить тов.Туполев. Сделай как на образце. (с.)), то с ВМФ оказалось все намного печальнее. И логика здесь даже определенная тоже есть - исходящия из осознания реального положения дел.
      Все усугубляется тем что ныне рулят вполне себе сухопутного мышленья адмиралы в бытность каплеями сидевшие на обесточнных кораблях и занимавшиеся черт знает чем, но и близко не реальной боевой работой.
      1. +1
        20 ноября 2020 12:20
        Подписываюсь под каждой буквой вашего комментария,очень точно описана вами ситуация с ВМФ да и страной в целом.
  8. +2
    12 ноября 2020 10:51
    Запас жидкого кислорода на борту не самый приятный груз. Я когда про такое читаю, вздрагиваю.
    ИМХО япы с батарейками правильной дорогой идут. Может просто не обязательно литий, есть ведь и альтетнатива.
    Вроде даже и в наших лабораториях есть наработки. Работать надо, допиливать.

    А с другой стороны, что мешает этот самый кислород пустить в дизельгенератор, который всё равно на борту есть?
    1. +2
      12 ноября 2020 15:07
      Цитата: Пиджак в запасе
      что мешает этот самый кислород пустить в дизельгенератор, который всё равно на борту есть?


      Шум от работы дизеля.
    2. +3
      12 ноября 2020 23:40
      правильной, но очень дорогой
      А насчёт кислород в дизель- дизель очень шумный , и у него есть что выхлопные газы, которые девать некуда.
      1. 0
        13 ноября 2020 06:00
        Цитата: Avior
        правильной, но очень дорогой

        Ну тут уже сравнивали, шведская получается даже дороже японской.
        1. +1
          13 ноября 2020 06:28
          Не знаю, как сравнивали, но японцы делали на базе шведских в двух вариантах- с ВНЭУ и аккумуляторами.
          Аккумуляторная версия намного дороже.
    3. +1
      13 ноября 2020 12:27
      что мешает этот самый кислород пустить в дизельгенератор, который всё равно на борту есть
      Мешает то, что дизель - это тепловая машина внутреннего сгорания, а Стиргинг - внешнего. В дизеле под водой выхлопные газы будут попадать в отсеки через зазоры между подвижными частями (это особенность двигателей внутреннего сгорания, по которой они и "внутреннего"). А проветрить отсеки через РДП нельзя, иначе вся "воздухонезависимость" пойдёт прахом. А в Стирлинге - камера сгорания герметично изолирована от отсеков (как и все трубопроводы для топлива, кислорода и выхлопных газов), передача тепловой энергии на тепловую машину осуществляется через теплообменник, а газы сразу удаляются за борт, их попадание в отсеки исключается.

      У нас пробовали подавать кислород прямо в дизель. Получился проект А615 (знаменитые "зажигалки").
      Пробовали и более лютые варианты. Проекты 626, 635, 643 и 647 предусматривали работу дизеля по т.н. "циклу Чудакова", когда вместо кислорода подаётся парогаз (продукт разложения перекиси водорода). К счастью, в металле ни один из них не построили.
  9. -2
    12 ноября 2020 10:56
    Находкой шведской исследовательской компании Marin Matteknik (ММТ) у острова Готланд оказалась советская средняя дизель - электрическая подводная лодка серии 613 Whiskey. Длина 76.6 м., ширина 6.64 м., экипаж 52 человека.
    В ММТ не исключают, что этой подлодкой является подлодка, которую атаковал в апреле 1981 г. шведский эсминец Halland во время охоты шведских ВМС, за неизвестными подводными объектами. Как тогда считали шведы, что это именно советские подлодки нарушали их границы. Уверены они стали в своих предположениях, когда возле базы ВМС Швеции в Карлскруне в октябре 1981 г., советская подлодка С-363 той же серии попала на скалы. Москва тогда заявила, что этот инцидент связан с поломкой навигационных приборов.

    И если шведский эсминец Halland действительно потопил в мирное время найденную советскую подлодку, становится понятно нежелание ВМС Швеции проводить расследование.
  10. -1
    12 ноября 2020 16:59
    Страшно,конечно. Но что значат эти подлодки без Швеции (и без Дании).
  11. +2
    12 ноября 2020 18:10
    На Балтике во Вторую мировую было тесно ..... а сейчас даже не знаю......По большому счёту что Чёрное, что Балтийское море это довольно специфический ТВД , но где точно полчищам подводных лодок делать нечего
  12. +2
    13 ноября 2020 12:07
    Подбородочный парус
    Эх, который раз уже...
    Ну где у подлодки может быть парус?
    Sail - это ограждение выдвижных устройств (в просторечии - "рубка").
  13. 0
    17 ноября 2020 17:59
    Ни шведы, ни Швеция не представляют никакого интереса для России с момента окончания ВОВ. Всё иное - шведская паранойя. Или пиар ходы их ВПК для получения заказов.
    1. -1
      19 ноября 2020 19:42
      Аплодирую.
      Для России ничто не представляет интереса, ни Грузия, ни Украина, ни Сирия, ни Армения....Они там сами по себе воюют.
  14. 0
    21 ноября 2020 09:40
    При конфликте шведы явно будут на стороне врага. Поэтому надо делать в большом количестве небольшие подводные лодки с экипажем в два человека и в сопровождении несколько дронов ПЛ. На питании от атомного малого реактора. С хотя бы одной ракетой средней дальности, или ближней на каждом аппарате, для ЕС. А строить огромные ПЛ нерационально для использования против ЕС, их легко вывести из строя. И они при этом сверхдорогие.
  15. 0
    5 января 2021 22:33
    Уже выяснили, что это провокация нато. К чему огород городить.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»