Русский газ и польский тормоз

93
Русский газ и польский тормоз

Не по-датски и не по-польски


Российский газопровод «Северный поток-2», едва было не списанный в утиль незадолго до того, как разразился коронавирусный кризис, в ближайшее время вполне может быть реанимирован. Уже из-за того, что мировая экономика (хоть Covid-19 и заставил многие ведущие страны вновь прибегнуть к локдауну) всё же не рухнет.

Такие оценки звучат сейчас из уст большинства экспертов, хотя устойчивость бизнеса по всему миру носит, конечно же, очень дробный характер. Однако беспрецедентная по масштабам поддержка наиболее пострадавших отраслей, похоже, начала срабатывать.



Осторожный оптимизм подтверждается биржевым ростом и разного рода фьючерсными сделками. Причём как с нефтью, хотя там спрос по-прежнему отстаёт от предложения и предстоят новые переговоры ОПЕК+, так и со всеми основными индикативными активами.

Оптимизма аналитикам придаёт не столько уверенная поступь Китая, сколько показатели целого ряда стран с особым подходом к борьбе с пандемией. И то неожиданное, вообще-то, обстоятельство: США относительно спокойно переносят затянувшуюся сагу с президентскими выборами.

Хотя, быть может, на сегодня именно это и есть самый позитивный фактор. На данный момент выявилось довольно много обстоятельств, которые когда-то сработали не в пользу «Северного потока-2». Теперь они же удивительным образом ему содействуют.


И как ни странно, особенно заметно это стало после того, как польское антимонопольное ведомство, функционирующее под загадочной аббревиатурой UOKiK, торопливо оштрафовало российский «Газпром». Причём не только концерн, но и его зарубежных партнёров, да ещё и на максимально возможную сумму в 7,6 млрд долларов.

Напомним, что до того, как в битву с «Северным потоком-2» не публицистически, а уже реально ввязалась Польша, нажимать на тормоз приходилось в основном Дании. Для начала явно затянулось само оглашение решения датчан по согласованию маршрута. Потом это решение неожиданно для многих оказалось отрицательным.


Однако мало кто сомневался, что под германским напором Копенгаген, скорее всего, пойдёт на некую дипломатичную форму получения отступных за своё согласие. Так и случилось, но процесс затянулся как раз до вступления в силу целой серии санкций со стороны США.

А затем как-то не вовремя началась пандемия, хотя она на «Северном потоке-2» не отразилась, кажется, вовсе. Зато позволила участникам проекта взять паузу, которая могла бы подуспокоить все страсти.

К тому же, остроту действия американских санкций рассчитывали смягчить в преддверии президентских выборов в США. Было очень похоже, что участники проекта морально уже готовы даже вовсе закрыть проект, хотя бы на время.

На самом же деле они времени не теряли, готовя и запасные аэродромы, и отыскивая приемлемые варианты обхода санкций. Примерно так, как это делалось по иранской атомной сделке. Однако пока, как видим, на подмену санкциям приходят штрафы.

И пока не по-немецки


Насколько реально в диалоге с Польшей повторение «датского варианта», покажет только время. Но ведь, согласитесь, очень показательно, что поляки штрафуют «Газпром» за уже многократно согласованный и проверенный проект.

Польские антимонополисты, как известно, обвинили российских газовиков (и пять европейских партнеров «Газпрома» по «Северному потоку-2» - немецкие компании Wintershall и Uniper, австрийскую OMV, французскую Engie и англо-голландский нефтегазовый гигант Shell) в создании совместного предприятия в обход запрета польских властей.

Именно совместная компания должна была строить второй поток, чтобы не нарваться на санкции, в первую очередь - американские. Санкций вообще-то в принципе можно было не опасаться, пока на горизонте не обрисовалась конкретная перспектива масштабных поставок американского сжиженного газа (СПГ).

Польские штрафные санкции достигли максимума, предусмотренного законами страны - 10 процентов от годового оборота компании. Но не «Газпрома», а того самого СП с участием с европейцев. Что и стало причиной полной поддержки российского концерна со стороны партнёров.


Однако все хлопоты по разбирательству с польской стороной принял на себя пока именно российский «Газпром». Для начала в компании в ответ на польский штраф заявили, что принципиально не согласны с позицией Варшавы.

Далее последовало официальное уведомление европейских регуляторов о том, что ни «Газпром», ни СП не нарушали антимонопольное законодательство Польши, и предупреждение о намерении обжаловать решение. Практически сразу Еврокомиссия, как ни странно, поддержала российскую компанию, однако на данный момент ограничилась заявлением, что наложенный штраф слишком большой.

Хорошо известно, что Германия, несмотря на все противоречия в верхах, остаётся принципиальным сторонником завершения проекта «Северный поток-2». Временное отступление, которое пришлось сделать из-за позиции Федерального сетевого агентства ФРГ, мало что изменило по сути.

Напомним, немецкие сетевики весной этого года отклонили заявку на освобождение газопровода «Северный поток-2» от действия Газовой директивы ЕС. Это решение стало полной неожиданностью для федерального правительства, неизменно выступавшего в поддержку проекта.

Но официальный Берлин попросту перешагнул через экспертов сетевого агентства, официально – независимых. Однако вновь было потеряно достаточно времени для того, чтобы «Северный поток-2» так и оставался где-то на балтийском дне.

При этом Германия продолжает раз за разом заявлять, что принципиально отвергает экстерриториальные санкции США. Как известно, первый «Северный поток» не вызвал в своё время у «Газпрома» никаких серьёзных проблем ни с США, ни с европейскими партнёрами, ни тем более с Украиной.

А ведь «газовые войны» с южным соседом шли при всех Радах и всех президентах – пророссийских или не очень. Начало проекта «Северный поток-2» вообще приходится на 2011 год, когда в Киеве президентствовал ставленник Москвы Виктор Янукович. И всё произошло практически одновременно с запуском первой нитки ещё первого «Северного потока».

Как раз его успех и дал тогда «Газпрому» возможность пойти на расширение нового маршрута сразу в два раза — до 110 миллиардов кубометров в год. И сегодня почти никто не вспоминает, что «Северный поток-2» затевался вовсе не потому, что надо было как-то уесть несговорчивого транзитёра, а из-за действительно серьёзного износа старых труб, проложенных там.

Экологические и иные проблемы, связанные со строительством на Украине, которых было просто море, легче было вообще не решать. И отнюдь не случайно второй поток почти в точности повторяет маршрут первого, отличаясь только точкой входа — Выборг у «Северного потока» и Усть-Луга у «Северного потока-2».

Оба потока «заправляются» газом далеко на востоке – а конкретно второй с Южно-Русского месторождения в районе Уренгоя и Бованенковского месторождения на Ямале. И оба ведут голубое топливо прямо в немецкий Грайфсвальд.

Дело было вовсе не в Трампе



Буквально на днях, выдержав почти месячную паузу, оператор «Северного потока-2» — компания Nord Stream-2 AG наконец-то отреагировала на штраф от польского антимонопольного регулятора UOKiK. Представитель компании был предельно краток:

«Мы не комментируем решение польского антимонопольного ведомства, касающееся акционера и финансовых инвесторов проекта «Северный поток-2».

Но всё же счёл необходимым подчеркнуть, что

«газопровод нужен для того, чтобы укрепить надёжность поставок газа для всего энергетического рынка ЕС».

Куда более словоохотливыми оказались депутаты бундестага, один из которых – социал-демократ, то есть член правящей коалиции Бернд Вестфаль, не скрывал боевого настроя:

«Германия и ЕС не дадут Вашингтону диктовать свою энергетическую политику».

Отнюдь не в унисон немецкому парламентарию высказался Райнер Зеле - глава австрийской OMV, участвующей в проекте:

«Политики не могут защитить европейскую экономику от таких экстерриториальных действий. Мы готовы призвать официальный Брюссель найти эффективный ответ и выражаем надежду, что Вашингтон всё же не станет давить дальше».

Судя по всему, в ближайшее время такого действительно не будет – ведь в США наступило что-то вроде двоевластия или же политических каникул. Впрочем, вне зависимости от того, кто же обоснуется в Белом Доме, давление из Вашингтона на «Северный поток-2» вряд ли ослабнет. Сырьевое лобби традиционно вкладывалось в обоих кандидатов.

Между тем, от «Газпрома» по «Северному потоку-2» слышно не так много, зато делается немало. В том числе, и в качестве ассиметричного ответа на американские санкции и польские штрафы.

Речь идет о грядущих переменах в тарифной политике газового концерна, которые пока не обнародованы. По обрывочным сведениям, поступающим от специалистов отрасли, они только на первый взгляд кажутся локальными или техническими.

Так, буквально накануне из пресс-службы газового концерна поступило подтверждение, что им подана заявка на повышение цены на газ, поставляемый в Польшу, в сторону увеличения с 1 ноября текущего года.

Как сообщалось ранее, польская сторона отметила, что запрос на пересмотр цены является необоснованным и «не соответствует условиям, изложенным в контракте». По всем признакам этим дело не закончится, и в скором времени меняться (причём регулярно) будут и политика оплаты за транзит газа, и сами ставки за каждый кубометр.

Всё теперь будет зависеть и от сезона, и от маршрутов, и от объёмов. Но главное даже не это. Если верить отраслевой прессе, в «Газпроме» уже готовы снова разговаривать с европейскими покупателями с позиции если не силы (или же монополиста), то уж точно – незаменимого поставщика.

А с таким - политика запугивания и угроз просто не сработает:

«Не будут брать – отключим...»

Сами знаете что.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    14 ноября 2020
    За каждый штраф со стороны Польши или Брюсселя автоматически повышаем им цену за кубометр газа...уверяю штрафы быстро прекратятся.
    Что касается Польши и ее хотелок...надо просто не обращать на них внимания,мало ли что им взбредет в голову для нас это никакой юридической силы не имеет.
    В Польше начали снимать очередной антисоветский фильм «Орлята» (Orlęta) об обороне Гродно от советских войск в сентябре 1939 года.
    https://www.fondsk.ru/news/2020/09/26/polsha-i-holokost-na-territorii-belorussii-51919.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

    Надо нашему государству заранее быть готовым к очередному иску поляков за это...аппетит на штрафы к России у них разгорелся не шуточный. smile
    1. +15
      14 ноября 2020
      За каждый штраф со стороны Польши или Брюсселя автоматически повышаем им цену за кубометр газа...уверяю штрафы быстро прекратятся
      звучит не плохо,но не выполнимо ... есть контракты, а за нарушение-опять штрафы. так по кругу и будут бегать. request
      1. -3
        14 ноября 2020
        есть контракты, а за нарушение-опять штрафы.

        Это вопрос уже к юристам...в контракт надо было привязать штрафы по политическим мотивам,почему это не было сделано раньше?
        Отвязать политику от контракта надо обязательно...эффективные менеджеры не просчитали все риски. hi
        1. +7
          14 ноября 2020
          Цитата: Леха с Андроида.
          .эффективные менеджеры не просчитали все риски.

          так они только барыши считать умеют. fellow
        2. +3
          14 ноября 2020
          Наоборот ! Отсутствие методик и умение работать с большими данными и приводит к недооценке многиx обстоятельств , в том числе и неочевидныx в определённый момент времени ,но имеющиx своё место в алгоритме последовательности событий.
        3. +1
          16 ноября 2020
          в контракт надо было привязать штрафы по политическим мотивам,почему это не было сделано раньше?


          Потому что никто бы такое контракт не подписал..
      2. +1
        14 ноября 2020
        Цитата: Дедкастарый
        За каждый штраф со стороны Польши или Брюсселя автоматически повышаем им цену за кубометр газа...уверяю штрафы быстро прекратятся
        звучит не плохо,но не выполнимо ... есть контракты, а за нарушение-опять штрафы. так по кругу и будут бегать. request

        Можно просто ввести санкции: запрет на поставку газа в Польшу из-за отравления Навального в Германии Новичком кота Скрипалей.
        1. +1
          14 ноября 2020
          Цитата: Бородач
          Можно просто ввести санкции: запрет на поставку газа в Польшу

          Суды дело не быстрое... Санкции - но есть контракты.... только вот контракт на поставку газа в Польшу истекает в конце 2022 г. и поляки упорно не хотят его продлевать... вопрос в том, чем они собираются заполнять свой Baltic Pipe - там 10 млрд. куб в год, пока они набрали около 3 млрд...(да и вопрос в себестоимости того что набрали).... а, время идет...
          Считать можно по разному, как пример -
          В газовом пересчете себестоимость добычи на месторождении Ærfugl, получается, составляет $ 99 за тысячу кубометров. В 2016 году норвежский госгигант Statoil (ныне Equinor) сообщал, что его средние затраты на добычу — $ 1,04 за MMBTU ($ 36 за тысячу кубометров). Однако, как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, одно дело — месторождение «Тролль» с запасами в 1,3 трлн кубометров газа и совсем другое — мелкие месторождения с микроскопическими запасами. Ресурсы крупнейшего по газу промысла Tommeliten, в котором есть доля польской госкомпании, не превышают 6 млрд кубометров. При этом и доставка норвежского газа в Польшу не будет дешевой. По будущему «Балтийскому газопроводу» она обойдется PGNiG в $ 16,7 за тысячу кубометров. Но и это еще не все. До «Балтийского газопровода», который будет начинаться у берегов Дании, газу необходимо еще добраться по норвежской газотранспортной системе и экспортной магистрали Europipe II. По прогнозным тарифам оператора Gassco на 2023 год, доставка к точке выхода обойдется не менее чем в $ 16. Таким образом, себестоимость норвежского газа собственной добычи для PGNiG вырастет до $ 132,
          https://eadaily.com/ru/news/2020/06/17/deshevyy-gaz-v-evrope-zagonyaet-antirossiyskie-proekty-polshi-v-ubytki
    2. +1
      14 ноября 2020
      Не до конца понятно, судебные постановления Польши, обязательны к исполнению в Европе и Германии , польский суд экстериториален ?
      Можно подать иски в европейские арбитражи о злоупотреблении правом поляками.
    3. +2
      14 ноября 2020
      Цитата: Леха с Андроида.
      За каждый штраф со стороны Польши или Брюсселя автоматически повышаем им цену за кубометр газа...уверяю штрафы быстро прекратятся.


      Это да. Как только кубометр российского газа станет дороже кубометра сжиженного газа откуда угодно, так сразу штрафы и прекратятся. Покупки тоже.
    4. -2
      15 ноября 2020
      Как повысить? Опыт показывает, что цены будут снижены, а штраф выплачен. И еще, с момента как трубоукладчики свернули строительство Было больше пол года, как разрешено строить, построили хоть метр? Ждем когда Байден доберетс до не законченного строительства? Так это не раньше февраля.Ну может пару метров труб положим?
  2. -15
    14 ноября 2020
    judoмасквички воруют у России природные ресурсы и продают за дарма am
    1. +6
      14 ноября 2020
      judoмасквички воруют у России природные ресурсы и продают за дарма

      С газовой и нефтяной иглы слезть трудно,газонефтенаркомания очень тяжело лечится.Так что не ждите что это прекратится в скором времени. hi
      Да и бюджет страны чем то надо заполнять...промышленность пока не может это сделать в полной мере,рынки сбыта небольшие,китайцы все заполонили, из Европы нас выдавили... вообщем картина пока безрадостная.
      1. +3
        14 ноября 2020
        lol пока вы здесь стебаетесь над Маском, Мир потихоньку переходит на электроавтомобили.
        А про бюджет страны, для этого не надо быть силуЯновым или Кудриным, все наполнится. Вот только желания нет наполнять.
        1. bar
          +6
          14 ноября 2020
          пока вы здесь стебаетесь над Маском, Мир потихоньку переходит на электроавтомобили.

          Значит вырастет спрос на газ. Электространции, которые должны заряжать эти электроавтомобили, должны же на чём то работать. Уголь/атом некошерно, ГЭС везде не построишь, а на ветряки/панельки надежды мало.
          1. 0
            14 ноября 2020
            Ну почему же надежды мало. Давайте вспомним автомобили начала 20 века и конца. Так и здесь, одним днем не сделается, другое дело что движение в направлении сбора, хранения и использования солнечной энергии началось
            1. bar
              +9
              14 ноября 2020
              Ну почему же надежды мало.

              Я слишком близок к этой теме чтобы верить в сказки.
              На производство всех этих ветряков/панелек идёт столько энергии, сколько они не вырабатывают за всю свою жизнь. А про аккумуляторы вообще грустная тема, особенно если не забыть про проблемы с их утилизацией.
          2. +2
            14 ноября 2020
            Ночью всегда переизбыток электроэнергии из за особенностей графика нагрузок и массовый переход на электромобили позволил бы решить эту проблему без строительства новых электростанций
            1. bar
              +3
              14 ноября 2020
              Ночью всегда переизбыток электроэнергии из за особенностей графика нагрузок и массовый переход на электромобили позволил бы решить эту проблему без строительства новых электростанций

              Безусловно, ниша у электромобилей есть. Например городские/пригородные перевозки, "второй автомобиль в семье" для поездок по магазинам. Но народ же топит за "переход на электромобили", а это несколько другой масштаб. Что касается строительства новых электростанций, то этого не избежать. "Зелёные" успешно борются с грязными электростанциями на угле, коих в европах до сих пор полно, закрывают АЭС. Они же должны чем-то замещаться. А ТЭС на газе на сегодняшний момент наиболее экологичны.
              1. +3
                14 ноября 2020
                В Германии ставка на ветровые и солнечные
                Во Франции- на АЭС. По разному в Европе.
                1. bar
                  +3
                  14 ноября 2020
                  Ну французы в этом смысле молодцы, закусились. А остальная беззубая Европа полностью легла под "зелёных"
                2. 0
                  14 ноября 2020
                  Цитата: Avior
                  Во Франции- на АЭС.

                  АЭС они хороши, но погода... в 2018, что в 2019 приходилось из-за жары останавливать несколько блоков - системы охлаждения. А в жару как раз пики потребления... Климат как-то в лучшую сторону пока меняться не собирается...Да и реки мелеют...
                  1. +3
                    14 ноября 2020
                    Я не знаю, чем там вызвана была ситуация.
                    Но улучшить охлаждение из за жары - не проблема. Пруд - охладитель, градирни- просто увеличить их площадь слегка.
                3. -1
                  14 ноября 2020
                  Цитата: Avior
                  В Германии ставка на ветровые и солнечные
                  Во Франции- на АЭС. По разному в Европе.

                  В последнее время в Европе происходят серьёзные подвижки в сторону использования водорода. Германия, - впереди всех.
              2. -2
                14 ноября 2020
                Цитата: bar
                Безусловно, ниша у электромобилей есть. Например городские/пригородные перевозки, "второй автомобиль в семье" для поездок по магазинам.

                Это ниша очень большая и электроэнергии потребуется очень много, если автомобилестроители уже сейчас прогнозируют, что к 2030 году в мире будет около 400 млн электромобилей, т.е. около 30-35 % от общего парка. Поэтому газ потребуется для тепловых станций, как самый дешевый энергоноситель - это факт, ели конечно не найдут еще более дешевый источник электроэнергии .
                Уже сейчас Москва переходит на электробусы (их уже свыше 400) и на некоторых вылетных магистралях уже сняли контактные провода троллейбусов и закрыли их маршруты навсегда. Так что дело возможно пойдет даже гораздо быстрее с электромобилями, чем мы можем себе представить.
                1. bar
                  0
                  14 ноября 2020
                  автомобилестроители уже сейчас прогнозируют, что к 2030 году в мире будет около 400 млн электромобилей

                  Автомобилестроители сильно оптимистичны в своих прогнозах. Наклепать 400 млн электромобилей они возможно и могут, но их надо ещё и продать. А с этим могут возникнуть проблемы. Сейчас это, например, высокая цена электромобилей по сравнению с аналогичными автомобилями, отсутствие инфраструктуры для зарядки. Если порешать эти проблемы и увеличить спрос, возникнут следующие - неизбежное повышение цен на электроэнергию, стоимость последующей утилизации отработавших аккумуляторов. Ну и т.д.
                  1. +1
                    14 ноября 2020
                    Цитата: bar
                    Автомобилестроители сильно оптимистичны в своих прогнозах. Наклепать 400 млн электромобилей они возможно и могут, но их надо ещё и продать. А с этим могут возникнуть проблемы.

                    Есть данные по производству автомобилей в мире, и думаю спрос не снизится. Что касается электромобилей, то сейчас все крупные компании их уже выпускают, и похоже эта тенденция захватит всех производителей. Проблема может возникнуть с аккумуляторами для них - это действительно так, но сейчас постоянно ведут работы по созданию новых аккумуляторов, большей емкости.
                    Самые свежие исследования провела Международная ассоциация автопроизводителей (OICA) в 2015 году.
                    По данным экспертов, на тот момент в мире эксплуатировалось 947 млн легковых и 335 млн коммерческих автомобилей.
                    Годом ранее аналогичные вычисления сделали специалисты аналитической компании Navigant Research. Они не учитывали тяжелый внедорожный и строительный транспорт. В результате аналитики насчитали 1,2 млрд машин. При этом 95% от общего числа зарегистрированных единиц техники составили легковушки.
                    По прогнозам Navigant Research, в ближайшем будущем годовые продажи легковых автомобилей могут вырасти до 126,9 млн штук. При таком показателе уже к 2035 году мировой автопарк достигнет 2 млрд. Впервые за миллиардную отметку количество транспортных средств перешагнуло в 2010 году.


                    Подробнее на Autonews:
                    https://www.autonews.ru/news/5c9114d69a7947491f827c6e
                    1. bar
                      +1
                      14 ноября 2020
                      Что касается электромобилей, то сейчас все крупные компании их уже выпускают, и похоже эта тенденция захватит всех производителей.

                      Это не тенденция, а законодательное давление "зелёных", проникших в органы власти. Только что сообщили - Борис Джонсон объявил о полном переходе мелкобритании на электромобили к 2030 году.
                      https://tass.ru/ekonomika/10003609
                      И это при том, что треть мелкобританских электростанций всё ещё работает на угле, а многие "экологичные" электростанции используют такое "возобновляемое топливо" как дрова.
                      1. -1
                        14 ноября 2020
                        Цитата: bar
                        Это не тенденция, а законодательное давление "зелёных", проникших в органы власти.

                        Нет, здесь совсем другая тенденция - дешевле производство, и вес электромобиля легче чем у такого же традиционного автомобиля. В общем очевидно, что электромобиль более технологичен и экономичен, что влияет на доходы производителей. А стоны зеленых никого не волнуют - здесь собака в технологии производства зарыта.
                      2. bar
                        +3
                        14 ноября 2020
                        Нет, здесь совсем другая тенденция - дешевле производство, и вес электромобиля легче чем у такого же традиционного автомобиля.

                        Вы немного не в теме. На самом деле вес электромобиля больше, чем вес его бензинового одноклассника из-за большого веса батарей. И "технологичен" он только в части кузова и шасси. Сами батареи сильно нетехнологичны, производство из неэкологично и неэкономично. Отсюда и высокая цена, составляющая почти половину себестоимости электромобиля. Что касается "стонов" зелёных, то они уже давно не стоны. Сейчас зелёные у власти и рулят и в ЕС, и за его пределами. Возьмите хоть "киотский протокол", постоянно ужесточающиеся нормы токсичности Евро (даже в ущерб топливной экономичности), закрытие электростанций, санкции против наших "потоков" и пр.
                        Кстати, и выпуск электомобилей тоже обусловлен "зелёными" законодательными нормами. Сейчас каждому автопроизводителю навязаны коты по выпуску определённого % автомобилей с "нулевой эмиссией". И тут каждый производитель, дабы избежать санкций и конских штрафов, крутится как может. Кто-то честно выпускает положенное количество электромобилей, продавая их дешевле себестоимости (убытки всё же меньше, чем штрафы), кто-то тупо покупает эти квоты у того же Маска.
                      3. +1
                        15 ноября 2020
                        Цитата: bar
                        На самом деле вес электромобиля больше, чем вес его бензинового одноклассника из-за большого веса батарей.

                        Та же "Тесла" не намного тяжелее "Камри" - 1900 и 1690 кг соответственно. При этом тенденция к снижению веса аккумуляторов прослеживается постоянно, а вот вес традиционного автомобиля практически не меняется. Вы бы лично что выбрали из этих двух автомобилей, если бы система заряда электромобилей была такой же развитой, как и у бензиновых автомобилей?
                        Цитата: bar
                        Сами батареи сильно нетехнологичны, производство из неэкологично и неэкономично.

                        Вы не в курсе современных разработок, а они идут постоянно и ведут не только к снижению стоимости, но и к увеличению емкости. Проблема совсем в другом - как наладить производство огромного количества аккумуляторов и как их утилизировать для повторного использования ряда редкоземельных материалов.
                        Цитата: bar
                        Что касается "стонов" зелёных, то они уже давно не стоны.

                        Китайцам это расскажите - они уже сейчас лидеры по производству автомобилей в мире, и им начхать на любых зеленых, если только им это выгодно. А там и Индия на подходе, где вообще другие представления о зеленых, и которые скоро обгонят Китай по численности населения. И они не будут заморачиваться идеями зеленых.
                        Цитата: bar
                        Кстати, и выпуск электомобилей тоже обусловлен "зелёными" законодательными нормами.

                        Так значит это и заставит европейцев покупать электромобили - так что и это идет в жилу тем компаниям, которые сейчас вырвутся вперед в их производстве, т.к. объёмы позволят снижать себестоимость.
                        Цитата: bar
                        Кто-то честно выпускает положенное количество электромобилей,

                        Вы это можете доказать на примере китайских автомобилестроителей?
                        К слову вот довольно объективная оценка преимуществ и недостатков электромобилей, правда и она не во всем верна, в части максимального пробега на одной зарядке:
                        https://zdamsam.ru/a31956.html
                      4. bar
                        0
                        15 ноября 2020
                        Можно я не буду с вами спорить? Электромобилями я занимаюсь профессионально ещё с 80-х годов как конструктор, и знаю о них немножко больше.
                      5. +1
                        15 ноября 2020
                        Цитата: bar
                        Можно я не буду с вами спорить? Электромобилями я занимаюсь профессионально ещё с 80-х годов как конструктор, и знаю о них немножко больше.

                        Ну если учесть что японские и другие мировые бренды автомобилей мы собираем у себя, и ВАЗ так и не смог продвинуть свои машины по всему миру, ваши знания мировых тенденций электромобилей вряд ли можно считать фундаментальными, зная то, что мы имели в 80-х и то что имеют сейчас на Западе. Я имел отношения к разработке аккумуляторов в советское время, еще тогда, когда по литиевым проводились только первые НИОКР, и замечу, что то, что сейчас имеется, нам тогда и не снилось. Так что возможно вы просто приотстали от мировых тенденций развития электромобилей, хотя бы потому, что эта культура в нашей стране имела сильный провал после развала СССР.
                      6. bar
                        0
                        15 ноября 2020
                        Ну если учесть что японские и другие мировые бренды автомобилей мы собираем у себя, и ВАЗ так и не смог продвинуть свои машины по всему миру, ваши знания мировых тенденций электромобилей вряд ли можно считать фундаментальными, зная то, что мы имели в 80-х и то что имеют сейчас на Западе.

                        Как вам будет угодно. Тем более не собираюсь с вами дискутировать.
                        Но скажите, у нас только один ВАЗ оказался в анусе после распада СССР? У всех остальных всё в шоколаде? Вы то лично от мировых тенденций не приотстали?
                      7. +1
                        15 ноября 2020
                        Цитата: bar
                        Но скажите,

                        Скажите лучше, вы сами разработкой аккумуляторов занимались, чтобы понять что главное в электромобиле?
                        Цитата: bar
                        Вы то лично от мировых тенденций не приотстали?

                        Стараюсь просматривать материалы, так как автомобильная тема мне интересна уже лет пятьдесят, с тех пор как стал изучать автодело в ВУЗе. И как мне кажется, более вековому господству ДВС пришёл конец, как бы кто-то не пытался доказать, что электромобили в этом деле проиграют.
                      8. bar
                        0
                        15 ноября 2020
                        Вы то лично от мировых тенденций не приотстали?

                        Стараюсь просматривать материалы, так как автомобильная тема мне интересна уже лет пятьдесят, с тех пор как стал изучать автодело в ВУЗе.

                        Но другим в таком интересе вы отказываете "раз ВАЗ не продвинул"?

                        И как мне кажется, более вековому господству ДВС пришёл конец

                        Ага, обязательно придёт. Сразу после того, как на Земле обнаружат залежи электроэнергии и пробурят первую скважину.
                      9. +2
                        16 ноября 2020
                        Цитата: bar
                        Но другим в таком интересе вы отказываете "раз ВАЗ не продвинул"?

                        Дело не ВАЗе, а в том, что в производстве автомобилей мы не мировые лидеры по ряду объективных причин. Вот поэтому мы и отстаем от мировых достижений в этой отрасли, в частности в переходе на электромобили.
                        .
                        Цитата: bar
                        Ага, обязательно придёт. Сразу после того, как на Земле обнаружат залежи электроэнергии и пробурят первую скважину.

                        Мы бы давно перешли на электромобили, еще бы лет пятьдесят назад, если был бы создан дешевый аккумулятор с высокими удельными характеристиками и широким температурным диапазоном применения. К сожалению к этому мы только в 21 веке подошли, вот почему так долго держались ДВС в автомобилестроении.
                      10. bar
                        +1
                        16 ноября 2020
                        Дело не ВАЗе, а в том, что в производстве автомобилей мы не мировые лидеры по ряду объективных причин.

                        Мы вообще не лидеры. В России не осталось собственного производства автомобилей. То, что есть - отвёрточная сборка "полного цикла" с мизерным процентом локализации. И объективная причина этому - полный развал экономики.

                        Мы бы давно перешли на электромобили, еще бы лет пятьдесят назад, если был бы создан дешевый аккумулятор с высокими удельными характеристиками

                        Вы узко мыслите.
                        Во-первых, аккумуляторы (про стоимость пока на будем) с высокими характеристиками для обеспечение пробега электромобиля, сравнимого с автомобилем, требуют таких же "высоких характеристик" при зарядке. Для примера - мелкие электромобили типа Лиф или ЭлЛада имеют батарейки ёмкостью 25-30 кВт.час. Такие батарейки в принципе можно зарядить за ночь от обычной однофазной розетки 16А. А те же Теслы с батареями 80+ кВт.час от такой же сети нужно заряжать несколько дней. Поскольку это никому не впёрлось, требуется сеть мощных зарядных станций со всей подводящей инфраструктурой, ЛЭП и пр.
                        Во-вторых, почти половина добываемых в мире углеводородов сжигается как топливо в ДВС. Следовательно, для обеспечения всего парка электромобилей, которые заменят эти ДВС, требуется сжечь все эти углеводороды (а с учётом потерь даже больше) в топках электростанций, которые ещё нужно построить (привет зелёным).
                        Так что проблема с переходом на электромобили не заканчиваются ёмкими аккумуляторами. С ним они только начинаются. Но об этом почему то предпочитают не говорить, и тем более ничего не собираются делать в этом направлении. Наоборот, в тех же европах вовсю закрывают ТЭС и АЭС. Отсюда вывод - никто всерьёз не верит в замену двс электромобилями.
                      11. +1
                        16 ноября 2020
                        Цитата: bar
                        Мы вообще не лидеры. В России не осталось собственного производства автомобилей.

                        Я бы может и "переживал" от этого, если бы не знал, что лучшие в мире грузовые автомобили "Вольво" лишь на 20-30 процентов состоят из деталей, производящихся в Швеции. Мировое разделение труда никто не отменял - те же атомные станции мы делаем лучше всех и на отечественной базе.
                        Цитата: bar
                        Вы узко мыслите.

                        Возможно, но не настолько чтобы не понять, что век ДВС подходит к концу - нынешний запрет эксплуатации дизелей в городах Германии лучше всего это доказывает.
                        Цитата: bar
                        Такие батарейки в принципе можно зарядить за ночь от обычной однофазной розетки 16А. А те же Теслы с батареями 80+ кВт.час от такой же сети нужно заряжать несколько дней.

                        Вы просто не в курсе, что систему быстрой зарядки аккумуляторов решали еще в космических аппаратах лет пятьдесят назад, путем использования различных катализаторов и перепускных клапанов, но цена таких изделий была высока. Так что неизвестно кто из нас узко мыслит, потому что сейчас добились потрясающих результатов в этом процессе, но вы видимо не в теме. Я уж не говорю про то, что у меня в машине установлено бесконтактное зарядное устройство, и этот принцип можно будет применить для зарядки на дневных парковках, когда автомобиль не используется.
                        Цитата: bar
                        Во-вторых, почти половина добываемых в мире углеводородов сжигается как топливо в ДВС. Следовательно, для обеспечения всего парка электромобилей, которые заменят эти ДВС, требуется сжечь все эти углеводороды (а с учётом потерь даже больше) в топках электростанций, которые ещё нужно построить (привет зелёным).

                        Здесь я с вами согласен, вот почему поддерживаю строительство газопроводов в Европу - им наш газ еще понадобится. Кстати, в центре Вены стоит мусоросжигающий завод, и он даёт большое количество энергии для производства тепла и электроэнергии. Это тоже надо учитывать.
                        Цитата: bar
                        Так что проблема с переходом на электромобили не заканчиваются ёмкими аккумуляторами. С ним они только начинаются.

                        Я и не говорю что все будет гладко, но проблему решат гораздо быстрее чем вы думаете - вспомните как развивалась микроэлектроника за последние двадцать-тридцать лет на бытовом уровне, и все станет понятным.
                        Цитата: bar
                        Отсюда вывод - никто всерьёз не верит в замену двс электромобилями.

                        По некоторым оценкам к 2030 году они займут уже 30-35% всех автомобилей в мире, а к 2040 скорее всего ДВС вообще не станет никто производить.
                      12. bar
                        +1
                        15 ноября 2020
                        Вы то лично от мировых тенденций не приотстали?

                        Стараюсь просматривать материалы, так как автомобильная тема мне интересна уже лет пятьдесят, с тех пор как стал изучать автодело в ВУЗе.

                        Но другим в таком интересе вы отказываете "раз ВАЗ не продвинул"?

                        И как мне кажется, более вековому господству ДВС пришёл конец

                        Ага, обязательно придёт. Сразу после того, как на Земле обнаружат залежи электроэнергии и пробурят первую скважину. laughing
        2. 0
          14 ноября 2020
          Ага. Вот вот уже и перейдет. Процент посмотрите сколько переходит. И конечно же весь мир перейдет. И в Бангладеш, и в Перу, и в Барбадосе, все на Тесле ездить будут. А в курсе за счет чего это электричество берется, с помощью которого весь мир на электромобилях будет ездить? Были бы вы Силуановым или Кудриным, может тогда как обычно чушь не несли.
        3. 0
          14 ноября 2020
          пока вы здесь стебаетесь над Маском,

          Дружище, на Маском тут не стебутся, ракеты у него летают, теслы продаются. Разве что здесь уточнялись детали его компании, но это не стёб.
          1. bar
            0
            14 ноября 2020
            Дружище, на Маском тут не стебутся, ракеты у него летают

            Весьма своевременное замечание, особенно с учётом взрыва очередной ракеты от SpaceX laughing
            1. -1
              14 ноября 2020
              Цитата: bar
              с учётом взрыва очередной ракеты от SpaceX


              На испытаниях.
              1. bar
                0
                14 ноября 2020
                И уже третья подряд
                1. -1
                  14 ноября 2020
                  Испытания - вещь такая. Впрочем, предыдущую взорвали специально.
                  1. bar
                    +1
                    14 ноября 2020
                    Уточню - испытывали специально, а взорвались они сами. Либо не выдержали давления при заправке криогенных ёмкостей, либо по причине утечек топлива. Вряд ли они специально эти утечки организовывали.
                    1. -1
                      14 ноября 2020
                      Если уж уточнять, то надо сказать, что "очередная ракета" не взрывалась - при статических испытаниях взорвался один из двигателей. Сама ракета цела, хотя один или несколько двигателей придется менять.
                      1. bar
                        +1
                        14 ноября 2020
                        Сама ракета цела, хотя...

                        ... хотя немного поплавилась в результате пожара. Это если дальше уточнять. Но мне уже надоело. Это проблема Маска, пусть он и заморачивается.
                      2. -1
                        14 ноября 2020
                        Цитата: bar
                        мне уже надоело


                        Как скажете.

                        Цитата: bar
                        Это проблема Маска


                        Но радость-то ваша.
                      3. bar
                        +2
                        14 ноября 2020
                        А ваше горе? Вообще то я просто констатировал факты, только и всего.
                      4. -2
                        14 ноября 2020
                        Цитата: bar
                        А ваше горе?


                        Нет. Но определенно сожаление.
    2. +4
      14 ноября 2020
      А москвичи то об этом знают? В Москве москвичей уже скоро не останется.
  3. +17
    14 ноября 2020
    Северный поток, штрафы,капиталистические разборки,а про Южный поток в "братскую" Турцию и Силу Сибири статью напишите,заполнение, окупаемость,по какой цене народное достояние продают, оправдались ли стратегии потоков и когда граждан России газом обеспечат?
    1. +3
      14 ноября 2020
      Да и к этой оптимистической статье есть несколько вопросов.
      То, что СП2 когда ни будь да достроят - несомненно. Вопрос, во сколько раз вырастет цена проекта и не станет ли труба "золотой".
      И о трубе, кстати. Вот авторы назвали причину строительства СП2 "износ трубы на Укроине". А на территории России она не изнашивались?
      Где то давно мелькала табличка, так на нашей протяженности аварии на газопроводе случались чаще.
      Так что с причинами авторы слукавили.
      1. +3
        14 ноября 2020
        Коллега hi,
        ничем не подкреплённый оптимизм мало что не способствует решению проблемы, а, наоборот, лишь усугубляет её, сам приобретая клинические формы и ещё больше удаляя фантазёров от объективной реальности вплоть до полной утраты адекватности и связи с миром.
    2. +4
      14 ноября 2020
      Крутихин уже все написал. И про "силу Сибири-2" тоже.
    3. bar
      0
      14 ноября 2020
      про Южный поток в "братскую" Турцию и Силу Сибири статью напишите,заполнение, окупаемость

      Зачем писать о грустном? Ковыктинское месторождение, под которое строилась "сила сибири", оказалось сильно переоценённым, и заполнять эту "силу" оказалось тупо нечем. От китайцев грозят штрафы. В связи с этим резко стартовала "сила сибири - 2", которая позволит перебрасывать на восток газ с Ямала. При том, что запасы Ямала тоже не бесконечны. Видимо именно с этим и связано охлаждение Газпрома к "северному потоку - 2", скоро газа для него не останется.
      1. -2
        14 ноября 2020
        Цитата: bar
        Ковыктинское месторождение, под которое строилась "сила сибири", оказалось сильно переоценённым, и заполнять эту "силу" оказалось тупо нечем.

        ))))) Понеслись сочинения.
        Цитата: bar
        От китайцев грозят штрафы.

        Вы если уж врете, то уж давайте по гебельсовски. Начните с того, что марсиане решили штрафы наложить.
        1. bar
          -3
          14 ноября 2020
          ))))) Понеслись сочинения.

          Серёжа, прежде чем ярлычки клеить, почитайте чего нибудь по теме. Википедию хотя бы...
          1. 0
            14 ноября 2020
            Цитата: bar
            Серёжа, прежде чем ярлычки клеить, почитайте чего нибудь по теме. Википедию хотя бы...

            Да вы что? Так я ее и читал. Давайте разберем ваши слова.
            Цитата: bar
            Ковыктинское месторождение, под которое строилась "сила сибири"

            Ложь. Сила Сибири строилась под Чаяндинское месторождение с запасами 1,2 трлн м³. Ковыктинское присоединят только в 2023.
            Цитата: bar
            оказалось сильно переоценённым

            Ложь. Первоначальная оценка 2,7 трлн м³, в 2019 году запасы были уменьшены до 2,4 трлн м³. Это не сильно переоценено.
            Цитата: bar
            и заполнять эту "силу" оказалось тупо нечем

            Ложь. Или у вас с математикой плохо? Общие запасы месторождений 3,6 трлн м³. Мощность Силы Сибири 38 млрд м³ в год.
            Цитата: bar
            От китайцев грозят штрафы

            Бредовая ложь. Нигде никто об этом не говорил. Планируется, что в 2020 году в Китай будет поставлено минимум 5 млрд кубометров газа, в 2021 году — 10 млрд, в 2022 году — 15 млрд кубометров газа, с выходом на проектную мощность в 2025 году.Только у Чаяндинского месторождения проектная годовая производительность — 25 млрд м³ газа.
            Цитата: bar
            В связи с этим резко стартовала "сила сибири - 2"

            Бредовая нелогичная ложь. Силу Сибири-2 только проектируют, даже не известно когда построят. Никак это не может быть связано с нынешними поставками газа в КНР.
            Это при том, что минэнерго запланировало допуск «Роснефти» к «Силе Сибири» с 2020 года.
            Цитата: bar
            При том, что запасы Ямала тоже не бесконечны

            Полное отсутствие логики. А они где то бесконечны? А у нас только на Ямале газ?
            Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений полуострова Ямал: 26,5 трлн куб. Каким образом это связано с этим:
            Цитата: bar
            Видимо именно с этим и связано охлаждение Газпрома к "северному потоку - 2", скоро газа для него не останется.

            Повторюсь. Газ у нас не только на Ямале. Мощность Силы Сибири 38 млрд м³ в год.
            И вы хоть видите парадокс в своих же словах. То у вас резко Сила Сибири-2 стартовала, то у Газпрома к нему охлаждение.
            Цитата: bar
            В связи с этим резко стартовала "сила сибири - 2"

            Цитата: bar
            охлаждение Газпрома к "северному потоку - 2"

            Напрашивается вопрос. Вы бредите или вам платят деньги за критику в сторону власти?
            1. bar
              -3
              14 ноября 2020
              Сила Сибири строилась под Чаяндинское месторождение с запасами 1,2 трлн м³. Ковыктинское присоединят только в 2023.

              На Чаяндинском с запасами газа ситуация сильно лучше, чем на Ковыктинском? Что Википедия говорит? Почитайте.

              и заполнять эту "силу" оказалось тупо нечем

              Ложь. Или у вас с математикой плохо? Общие запасы месторождений 3,6 трлн м³. Мощность Силы Сибири 38 млрд м³ в год.

              У вас с пониманием плохо, иначе чем объяснить смешивание понятий "запасы" и "разведанные запасы". Ничего, что "разведанные" запасы внезапно оказались трудноизвлекаемыми и больше напоминают сферического коня в вакууме? Хотя бы вот тут почитайте
              https://lenta.ru/articles/2020/05/28/the_power_of_lies/

              От китайцев грозят штрафы

              Бредовая ложь. Нигде никто об этом не говорил. Планируется, что в 2020 году в Китай будет поставлено

              Планируется, ага. Сколько будет реально поставлено - большой вопрос. Вы в курсе, что по контракту с Китаем Газпром обязуется ежегодно поставлять в Китай в течние 30 лет по 38 млрд кубометров газа? А что бывает с клиентами китайцев за нарушение контрактов вы в курсе?

              Бредовая нелогичная ложь. Силу Сибири-2 только проектируют, даже не известно когда построят.

              Ну тут за что купил... Я привык верить нашему гаранту. А он недавно торжественно заявил о "старте работ".

              Напрашивается вопрос. Вы бредите или вам платят деньги за критику в сторону власти?

              Нащёт того, кто и за что платит, у меня даже вопросов не напрашивается. И количество хамства это только подтверждает.
              1. -4
                17 ноября 2020
                Ага. То есть с враньем про это:
                Цитата: bar
                Ковыктинское месторождение, под которое строилась "сила сибири"

                вы благополучно смерились?)))))
                Цитата: bar
                На Чаяндинском с запасами газа ситуация сильно лучше, чем на Ковыктинском? Что Википедия говорит? Почитайте.

                Она говорит то, что я и написал. Запасы 1,2 трлн м³. Их что за один год отправят в КНР? По трубе у которой мощность 38 млрд., при том что на запланированную мощность выйдем только через 3 года?
                Вы уже не знаете за что зацепиться и болтаете лишь бы что то написать.
                Цитата: bar
                У вас с пониманием плохо, иначе чем объяснить смешивание понятий "запасы" и "разведанные запасы".

                Это у вас что то с пониманием. Запасы бывают только разведанные. Больше никаких не бывает, догадынных или придуманных.
                Цитата: bar
                Ничего, что "разведанные" запасы внезапно оказались трудноизвлекаемыми

                Трудноизвлекаемые не означают не извлекаемые.
                Цитата: bar
                https://lenta.ru/articles/2020/05/28/the_power_of_lies/

                Мне плевать, что там на вашей ленте такие же нытики как вы написали. А что же вы только их цитируете? А то, что по данным Газпрома, объем газа, поступающего из скважин на Чаяндинском месторождении, выше проектного, вас не волнует? Ага, ну конечно.
                Подробнее на РБК:
                https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ecff2739a794778b97b235c
                Цитата: bar
                Вы в курсе, что по контракту с Китаем Газпром обязуется ежегодно поставлять в Китай в течние 30 лет по 38 млрд кубометров газа?

                А вы в курсе, что по этому контракту никто не говорит, что только по Силе Сибири поставлять будут? С Сахалина и Ямала мы поставлять категорически не собираемся?))))) Вы думаете, что в Газпроме прям сидят такие глупые люди, что прекрасно зная, что на полную мощность газопровод выйдет через несколько лет не прописывают это в договоре 2014 года? Или они уже с 2014 года штрафы платят?
                Цитата: bar
                Ну тут за что купил... Я привык верить нашему гаранту. А он недавно торжественно заявил о "старте работ".

                Как вы избирательно гаранту нашему верите. Тут верю там не верю. То есть полное отсутствие в ваших словах логики:
                Цитата: bar
                В связи с этим резко стартовала "сила сибири - 2"

                Цитата: bar
                Видимо именно с этим и связано охлаждение Газпрома к "северному потоку - 2",

                вы тактично пропускаете.
                Старт проектных работ это далеко не начало строительных работ. Это я вам как инженер-строитель говорю. Проект по эсминцам Лидер есть, а вот строительство не началось. Хотя Я думаю, что Силу Сибири-2 все таки построят, но уж точно не с расчетом на преведущий контракт.
                Цитата: bar
                Нащёт того, кто и за что платит, у меня даже вопросов не напрашивается. И количество хамства это только подтверждает.

                Да. Лично Миллер платит. Я вообще в списке по расходам Газпрома. И с такими как вы лгунами кроме как хамить по другому не получается.
      2. 0
        14 ноября 2020
        Цитата: bar
        Ковыктинское месторождение, под которое строилась "сила сибири", оказалось сильно переоценённым, и заполнять эту "силу" оказалось тупо нечем. От китайцев грозят штрафы.

        Зачем только китайцы начали летом строить продолжение Силы сибири - Восточный маршрут? С другой стороны в сентябре начался второй этап "Силы Сибири" начали прокладывать газопровод на участке от Ковыктинского до Чаяндинского месторождения. Даже если и и переоценили - то уже писал что «Роснефть» и другие поставщики утверждали, что способны поставить в «Силу Сибири» 40 млрд куб. м газа и Минэнерго пообещало их допустить.... А вот с Силой Сибири -2 тут еще.....
        1. bar
          -3
          14 ноября 2020
          Зачем только китайцы начали летом строить продолжение Силы сибири - Восточный маршрут?

          А почему бы им и не строить? Труба из России в Китай уже лежит. Кредиты, выданные ими России на её строительство, уже "освоены", надо их возвращать с %. Так что Россия полюбому будет качать туда газ, никуда она не денется. Где она его возьмёт, не проблемы Китая, они своё получат. А вот "северным потокам" может и не хватить.
          1. -3
            14 ноября 2020
            Цитата: bar
            Кредиты, выданные ими России на её строительство

            Чего, чего? Это мы КНР выдали кредиты на строительство трубопровода на своей территории?
            Цитата: bar
            Где она его возьмёт, не проблемы Китая, они своё получат. А вот "северным потокам" может и не хватить.

            Не устаете бред писать. По состоянию на 1 января 2018 года, перспективные запасы природного газа в России оценивались в 31,6 трлн м³, прогнозные — в 163,9 трлн м³ . В 2018 году России было добыто 725,4 млрд м³ газа (второе место в мире), из которого 245 млрд м³ было экспортировано.
            Считать научитесь.
            1. bar
              -1
              14 ноября 2020
              Считают цыплят, причём по осени, а не "перспективные запасы", которые путём даже не разведаны. А уж извлечение их - отдельная грустная песня.
              И вообще, товарищ замполит, слезайте уже с броневичка. Я понимаю, работа у вас такая. Но в наше время свободного доступа к информации читать ваши зажигательные мессаги просто смешно. Я тоже патриот, но не олигофрен. Гибче надо быть, и щательнее.
              1. -4
                17 ноября 2020
                Цитата: bar
                Считают цыплят, причём по осени, а не "перспективные запасы", которые путём даже не разведаны. А уж извлечение их - отдельная грустная песня.

                Ох и выдали. Ну вот вам статистика. Текущий рейтинг отображает мировые доказанные запасы природного газа (в том числе сланцевого газа). Список распределен по странам и основан на оценках BP в опубликованном Статистическом обзоре мировой энергетики (Statistical Review of World Energy 2017), а также на оценках ЦРУ США, опубликованных во «Всемирной книге фактов» (The World Factbook). Рейтинг был составлен в 2018 году. По прежнему самыми крупными запасами природного газа обладает Россия - 47,8 трлн.м3.
                Ну конечно одну из крупнейших корпораций Бритиш Петролиум Газпром подкупил, а за одно и ЦРУ.
                Цитата: bar
                И вообще, товарищ замполит, слезайте уже с броневичка. Я понимаю, работа у вас такая. Но в наше время свободного доступа к информации читать ваши зажигательные мессаги просто смешно.

                Смешно читать бред и ложь которую вы неустанно пишите патриот недоделанный. Не одного факта, только свои домыслы и вранье. Может вы конечно и не олигофрен, но видно, что изрядный лгун.
      3. NKT
        0
        14 ноября 2020
        У СП-2 ресурсная база - это Южно-Русское и как резерв - Бованенковское месторождение.
  4. +7
    14 ноября 2020
    Да не рухнет Евросоюз без нас......)))
    1. -1
      14 ноября 2020
      Да не рухнет Евросоюз без нас......)))

      Так ведь и Россия не рухнет без Евросоюза...))).
      В этой ссоре выиграет США...вот кто главный бенефициар сложившегося момента...как всегда эта страна хочет снимать сливки на конфликтах в других странах.
      1. 0
        14 ноября 2020
        Не торопитесь)))
        1. 0
          14 ноября 2020
          Не торопитесь)))

          В истории мира нет такого слова...там только закономерности развития тех или иных стран и регионов в целом...
          В США сейчас сложились кратковременные политические каникулы пока Байден с Трампом не разберется...так что давление на СП-2 ослабло и можно спокойно его завершить.
          С приходом Байдена во власть настанут не менее интересные времена чем при Трампе.
          1. +1
            14 ноября 2020
            Так себе ослабло
            Буквально только что в бюджет следующего года внесли санкции против страховщиков.
      2. -1
        14 ноября 2020
        Ну так вы снимайте сливки, кто не дает?
  5. +6
    14 ноября 2020
    Винегрет предположений, заявлений и слухов. А где, собственно аналитика?
  6. +1
    14 ноября 2020
    все будет хорошо и они поженятся--заплатим компромисссноооое и нужное немцам для подкупа поляков
  7. +8
    14 ноября 2020
    Штрафы я так понимаю для жителей России. Потому что картинка, где президент России стоит перед поляками на коленях, так и висит перед глазами.
  8. +3
    14 ноября 2020
    Обо всем и ни о чем...
  9. +4
    14 ноября 2020
    Газпром представлен в статье как дальновидный и сильный игрок. Но как может быть таковой компания, управляемая зажравшейся группой лиц с алкоголиком во главе.
    Судьба Газпрома быть дойной коровой для европейцев.
  10. 0
    14 ноября 2020
    Странно как то ,захотели -оштрафовали ! По каким основаниям ?
    1. +1
      14 ноября 2020
      Поляки обвиняют, что при переформатировании СП2 в своё время, структура с кредиторами была создана по фиктивной схеме.
      Из статьи видно, что Еврокомиссия по сути обвинений не возражает, возражает только против размера штрафа.
      1. Комментарий был удален.
  11. +2
    14 ноября 2020
    В Европе должна быть очень лютая зима, чтобы Газпром что-то в судах выиграл. Необразованность во всём. Только и могут, что над своим народом издеваться!
  12. +2
    14 ноября 2020
    . Польские штрафные санкции достигли максимума, предусмотренного законами страны - 10 процентов от годового оборота компании. Но не «Газпрома», а того самого СП с участием с европейцев. Что и стало причиной полной поддержки российского концерна со стороны партнёров.

    Штраф наложили не на СП-2, а на участников СП-2.
    На Газпром в размере 7,6 млрд, на остальных пять европейских участников - 61 млн со всех 5 участников.
    Из чего очевидно, что реально это штраф на Газпром, остальных касается символически. Они и не напрягаются особо из за этого.
  13. +1
    14 ноября 2020
    Газ не "русский", а "природный".
  14. +1
    14 ноября 2020
    В статье изложен только факт принятия решения о штрафе, но ни слова не сказано о причинах и основаниях... Так может любой суд наложить штраф на кого угодно...
  15. 0
    14 ноября 2020
    Каким образом "Газпром" и СП-2, проходящий мимо территории поляков, попал под юрисдикцию польского суда?
    Судя по тому, что Газпром обжаловал вынесенное решение, они признают его законность.
    Кто-нибудь может пояснить ситуацию?
    1. +1
      14 ноября 2020
      А кто прояснит ситуацию с Ходарковским, которого досрочно выпустил из лагеря и на самолёте министра иностранных дел ФРГ он улетел (но обещал вернуться) и вчинил иск на $100 млрд., и суд по "делу МН14", и $16 млрд. Януковичу накануне его бегства, и строительство газопроводов в никуда, и строительство АЭС в Турции за счёт бюджета РФ, и строительство АЭС в Белоруссии накануне "известных событий"... И "Берлинского Пациента"?
      "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось вашим (нашим) мудрецам" (В. Шекспир)
    2. +2
      14 ноября 2020
      Местный польский аналог антимонопольного комитета в 2016 году решил, что создание совместного предприятия по СП-2 противоречит антимонопольному законодальству, принятому в ЕС и ограничит конкуренцию на польском рынке газа.
      После этого СП-2 переформатировали- компания стала полностью принадлежать Газпрому, а остальные 5 участников выступили как кредиторы.
      Теперь поляки заявляют, что использовалась фиктивная схема, а по сути ничего не изменилось.
  16. 0
    14 ноября 2020
    В тариф для Польши должны быть включены возможные потери от идиотского поведения Польши...
  17. 0
    15 ноября 2020
    Если такой ор идет в мире ...Значит этот газопровод нужно достроить супостатам назло !!!
    Боятся ,что мы Германию посадим на газовую иглу и она станет дружественной России.Чего мы уже и добиваемся не один десяток лет .Германию нужно спасать от кровососов ЕС и прочих ..
  18. BAI
    0
    15 ноября 2020
    Польские штрафные санкции достигли максимума, предусмотренного законами страны - 10 процентов от годового оборота компании. Но не «Газпрома», а того самого СП с участием с европейцев.

    Европейским участникам штраф выкатили по по 10 млн евро - минимальный. 7 с лишним миллиардов выкатили персонально Газпрому. Что сделает Газпром? Уплатит штраф. Крики про апелляции и т.д. уже в Стокгольмском арбитраже проходили. Зачем Газпром держит целый Юридический департамент - абсолютно непонятно. Проигрываются все, без исключения, международные дела.
    1. -1
      15 ноября 2020
      Так деток куда-то надо устраивать, а департаментов не так много, не вахтерами на шахты отправлять же

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»