Военное обозрение

Тяжёлая огнемётная система ТОС-2 проходит этап опытной войсковой эксплуатации

40
Тяжёлая огнемётная система ТОС-2 проходит этап опытной войсковой эксплуатации

Новая тяжелая огнеметная система ТОС-2 в настояще время проходит этап опытной эксплуатации в войсках. Об этом рассказал начальник войск радиационной, химической, бактериологической защиты (РХБЗ) ВС РФ генерал-лейтенант Игорь Кириллов в интервью газете "Красная Звезда".


По словам Кириллова, первые образцы ТОС-2 только в этом году поступили в подразделения войск РХБЗ, сейчас они проходят опытную войсковую эксплуатацию. Во время прошедших в начале осени КШУ "Кавказ-2020" ТОС-2 участвовали в учениях и подтвердили заявленные характеристики. В дальнейшем по итогам войсковой эксплуатации будет принято решение о возможном совершенствовании системы.

Тяжелая огнеметная система ТОС-2 - одно из новейших вооружений войск РХБЗ. Первые образцы поступили в войска только в этом году, и в настоящее время проводится их опытная эксплуатация

- сказал он.

В конце августа министр обороны Сергей Шойгу анонсировал поступление первых систем ТОС-2 в войска в конце этого года. Решение о серийном производстве будет принято по итогам испытаний.

Тяжелая огнеметная система ТОС-2 создана на основе ТОС-1 "Буратино" и ТОС-1А "Солнцепек", но в отличие от них имеет колесную базу и улучшенные тактико-технические характеристики. Ранее сообщалось о создании для ТОС-2 новых боеприпасов. Машина создана с учетом опыта применения такого вооружения в ходе боевых действий на Ближнем Востоке.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. К-612-О
    К-612-О 13 ноября 2020 13:32
    +5
    Самое главное, избавились от ТЗМ, а это критически повышает мобильность и скорость перезарядки.
    РХБЗ-сила!
    1. ВАШ
      ВАШ 13 ноября 2020 13:45
      +8
      Прям таки главное. Ну будет не ТЗМ, а ТМ, подвозить снаряды на чем то нужно.
      Вот то что на колесной базе это внушает опасение. Всё же 30 тонн. По бездорожью не покатаешься как на ТОС-1.
      Интересно по какой причине все больше и больше отказываются от гусеничной техники. ВОВ показала что колесные броневики в полной мере выполнить боевые задачи не могут. И защищенность не та и проходимость ниже.
      1. carstorm 11
        carstorm 11 13 ноября 2020 13:59
        +3
        как бы после ВОВ колесная техника стала скажем так гораздо эффективнее) тем более никто не отказывается от гусеничных машин. что делает эту систему более гибкой.
        1. ВАШ
          ВАШ 13 ноября 2020 14:14
          +1
          Повысились их эксплуатационные характеристики, но не проходимость, здесь все на прежнем уровне. Однако законы физики, законы природы, против них не попрешь.
          1. carstorm 11
            carstorm 11 13 ноября 2020 14:21
            +8
            это само собой. но колесную легче перемещать и перевозить. часто гусеницы просто избыточны и расход их ресурса просто неадекватен. колесное шасси обеспечивает быстрый оперативно-тактический маневр на большом расстоянии. гусеницы обычно стараются перевозить на трейлерах и тягачах. а колеса имеют ресурс больше, и машина может достичь заданного района своим ходом. в итоге еще имеем и преимущество в развертывании
            1. ВАШ
              ВАШ 13 ноября 2020 14:36
              +2
              Все так, за исключением боевые машины на гусеницах имеют преимущество в бою
              1. Пиджак в запасе
                Пиджак в запасе 14 ноября 2020 07:53
                +2
                Вероятность того, что колесная техника прибудет к месту боя своевременно выше, чем у гусеничной.
                А в бою лучше та машина, которая у тебя есть, а не та, которая могла бы быть, но не доехала.
                1. JD1979
                  JD1979 14 ноября 2020 23:37
                  -3
                  Цитата: Пиджак в запасе
                  Вероятность того, что колесная техника прибудет к месту боя своевременно выше, чем у гусеничной.

                  Не порите чушь, ей больно.
          2. Борис Черников
            Борис Черников 13 ноября 2020 14:55
            -3
            в самом крайнем случае поставят на БАЗ или число направляющих сократят..
          3. MMX
            MMX 13 ноября 2020 16:32
            +1
            Цитата: ВАШ
            Повысились их эксплуатационные характеристики, но не проходимость, здесь все на прежнем уровне. Однако законы физики, законы природы, против них не попрешь.


            Все верно. Колесная техника много уступает гусеничной в мобильности. Тем более отечественная: с двигателями у нас извечная проблема, а таскать приходится очень немалый вес. Колесная база имеет лишь одно преимущество - стоимость (производства и экспулатации).
      2. seregin-s1
        seregin-s1 13 ноября 2020 14:15
        +4
        В Европе много хороших дорог и мало крепких мостов. Вот и причина.
        1. ВАШ
          ВАШ 13 ноября 2020 14:20
          +1
          В то что там много хороших дорог верю, видел своими глазами, второй пункт вызывает сомнения. Не видел я там плохих мостов. Как не уверен в том что б/д будут вестись только по дорогам как и в том что останутся они в первозданном виде.
          1. seregin-s1
            seregin-s1 13 ноября 2020 14:26
            0
            После последних учений в Польше американский генерал жаловался на логистику. Большинство мостов не рассчитано на проезд тяжёлой гусеничной техники. Пришлось использовать железную дорогу. Кстати на этом ресурсе была перепечатка. .
            1. ВАШ
              ВАШ 13 ноября 2020 14:38
              +1
              Сравнили почти 70 тонный Абрамс и наши танки, хотя они тоже на гусеницах, а не на колесах.
      3. К-612-О
        К-612-О 13 ноября 2020 15:02
        +2
        Так извините, это не 2 машины таскать, да и на колесах быстрее можно уйти с позиции к ожидающему транспорту с БК, и так же быстрее развернуться на новой позиции. Для поддержки БТГ, такой вариант ТОСа, как раз идеален. Гусеницы это все таки оперативный простор(полки, бригады...)
      4. Stas157
        Stas157 13 ноября 2020 15:21
        -1
        Цитата: ВАШ
        Интересно по какой причине все больше и больше отказываются от гусеничной техники.

        Оптимизируют. Так дешевле просто.
    2. Собеседник
      Собеседник 13 ноября 2020 15:03
      0
      Согласен. И кстати... С праздником нас.!!!
  2. Doccor18
    Doccor18 13 ноября 2020 13:33
    +1
    Почему отказались от гусеничного шасси? Ведь оно более универсальное и более подходит для военных действий.
    1. К-612-О
      К-612-О 13 ноября 2020 13:36
      +15
      Не отказались, Сонцепек никуда не делся. А вот иметь более мобильную платформу, с большим ресурсом тоже очень нужно. РСЗО на гусеницы не ставят например.
      1. Doccor18
        Doccor18 13 ноября 2020 13:45
        +3
        Цитата: К-612-О
        РСЗО на гусеницы не ставят например.

        Тоже, кстати, вопрос..
        За границей есть и те, и другие. У нас только колесные. Понятно, что колесные дешевле, легче в эксплуатации, имеют больший ресурс и дальность.
      2. Протон
        Протон 13 ноября 2020 14:05
        +2
        РСЗО не ставят на гусянки, т.к. дальность стрельбы довольно большая, нет надобности держать эти системы близко к переднему краю. А вот огнеметные системы большой дальностью не обладают, к сожалению.
      3. uav80
        uav80 13 ноября 2020 14:16
        +4
        Как это не ставят, была такая штуковина как 9П139, выпускалась небольшой патрией в 70 годах...
        По не подтвержденным данным после развала СССР все машины достались украине...


        1. faiver
          faiver 13 ноября 2020 14:27
          +1
          эта версия скорее всего для тундры и болот Карелии где дорожные условия не фонтан...
          1. uav80
            uav80 13 ноября 2020 14:56
            +2
            По постановлению Совета министров СССР № 71-26 от 21 января 1970 года в НПО «Сплав» были начаты работы по созданию реактивной системы залпового огня «Град-1». Работы велись под руководством главного конструктора А. Н. Ганичева. Боевая машина разрабатывалась в двух вариантах. Первый вариант предусматривал размещение пусковой установки на шасси грузового автомобиля ЗиЛ-131, этот вариант машины получил обозначение 9П138. Второй вариант предусматривал размещение пусковой установки на гусеничном бронированном шасси высокой проходимости. Такой вариант боевой машины получил обозначение 9П139. Разработка второго варианта проводилась в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения Министерства авиационной промышленности СССР под руководством главного конструктора А. И. Яскина. Машина была спроектирована в 1974 году. Специально к боевой машине была создана транспортно-заряжающая машина 9Т451 на шасси тягача МТ-Лбу. В 1976 году система была принята на вооружение. После окончания разработки была создана небольшая серийная партия машин, которые были отправлены в войска. Полномасштабное производство боевых машин 9П139 и транспортных машин 9Т451 планировалось организовать в Болгарии, однако серийное производство освоено не было.
            По некоторым данным, те несколько единиц 9П139, что были изготовлены и прошли войсковые испытания, -по состоянию на 1983 год были на хранении в одной из в/ч Читинской области. Они не эксплуатировались, стояли в боксах как НЗ для укрепрайона, а в 1985 году убыли оттуда куда-то в сторону г.Белая Церковь (Украина). На этом след этих уникальных машин теряется.

            © strangernn.livejournal.com/
    2. Комментарий был удален.
    3. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 13 ноября 2020 13:44
      +8
      Не отказались, сделали ещё одну версию. Но колесное шасси спорное решение, к ТОС-1/1А вопросов нет тяжелая, бронированная машина переднего край. Дальность действия все таки до 6 км, в обратку прилететь больше шансов. С другой стороны для условной Сирии может лучше подойти колесная: быстро приехать, отстреляться, свалить куда подальше.
      В любом случае разработка не особо дорогая, создано из готовых решений.
    4. Laksamana Besar
      Laksamana Besar 13 ноября 2020 14:56
      0
      Будет использоваться параллельно с ТОС-1/1А в разных условиях применения.
    5. инженер74
      инженер74 13 ноября 2020 15:03
      +1
      В задачи РХБЗ, помнится, ещё входит борьба с химическими и биологическими угрозами...
      А вирусов, для борьбы с которыми нужна тяжёлая бронетехника, пока, слава богу, не выявили.
      ИМХО hi
    6. Собеседник
      Собеседник 13 ноября 2020 15:06
      0
      Почему отказались от гусеничного шасси? Ведь оно более универсальное и более подходит для военных действий.


      Потому что не отказались.
      Потому что это часть развития этого вида оружия. Кстати отличного оружия. И страшного.
  3. Livonetc
    Livonetc 13 ноября 2020 13:33
    0
    https://www.youtube.com/watch?v=gwVuFxvk45I
  4. iouris
    iouris 13 ноября 2020 15:05
    0
    Не "опытная эксплуатация", а войсковые испытания.
    Эксплуатация - это "использование" (для извлечения выгоды), а военная техника "применяется" ("боевое применение").
  5. jeka424
    jeka424 13 ноября 2020 15:07
    -1
    разновидность града получается с другим видом боеприпаса ? на одну платформу бы тогда делали
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 14 ноября 2020 09:54
      +1
      Цитата: jeka424
      разновидность града получается

      У Града калибр 122 мм, у ТОС -220 мм.
      А так да, тоже РСЗО.
  6. Incvizitor
    Incvizitor 13 ноября 2020 15:39
    +1
    Писал до этого как то уже: Хорошо ТОС бы новую базу например колёсную длинную, за счёт неё увеличить ПУ и увеличить ракеты, чтобы дальше добивали, наверное подсмотрели lol
    Мне вот дальность сейчас больше всего интересна.
    ПС я правда базу для неё в виде БАЗ тогда предлагал побольше, чтобы ракеты длиннее туда поставить
  7. svoit
    svoit 13 ноября 2020 15:48
    -1
    Цитата: carstorm 11
    машина может достичь заданного района своим ходом

    Возможно в БВ ТВД с твердым грунтом и ничего, а вот у нас может и не очень
  8. Turanov
    Turanov 13 ноября 2020 16:29
    +2
    Первые образцы поступили в войска только в этом году, и в настоящее время проводится их опытная эксплуатация

    В Карабах бы пару таких для поддержки наших "миротворцев" ..Кто стрельнул в нашу сторону ,сразу ответка ! negative Думаю тишина бы была и надолго . hi
  9. MaxWRX
    MaxWRX 13 ноября 2020 18:44
    +4
    ТОС-1 выпускался с 87г был весьма спорной(вся серия около 60 машин ,включая инозаказчиков) машиной переднего края, с дальностью стрельбы 3,6 км. Поэтому он сделан на шасси т-72 и бронированным. Сейчас уже есть ракеты для них с 6 км дальностью(что уже более-менее безопасно) и планируется эту дальность еще улучшать. Колесная платформа стоит в разы дешевле, мобильность существенно выше, эксплуатация дешевле. А на стороне гусениц только проходимость.
  10. Комментарий был удален.
  11. KreAtiF
    KreAtiF 13 ноября 2020 19:51
    +3
    Колёсные шасси позволяют быстро менять позицию, что в условиях современного контрбатарейного вооружения, даёт преимущества в локальных конфликтах, как пример на Донбасе бы очень пригодилась, расстояния маленькие, американские радары у УПА. Последнее время тенденция действовать небольшими группами. Террористы вон на ближнем востоке как используют, вот и наши решили, думаю своевременное решение.
  12. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 13 ноября 2020 22:04
    -5
    Шо бы тама ни гутарили...ну,не ндравится мене колёсная "тоса" ! Не "по душе"! Да и "пулялок" всего 12 ! Маловато будет ...маловато !Толи 24 ! Мало не покажется ! А есчо картинка у меня перед глазами: катит по горной дороге армянский "смерч"...а за ним следит азepckuй беспилотник... Вот "смерч" занимает позицию в "кустиках" рядом со своим "собратом " ,вторым "смерчем"... Через некоторое время оба "смерча" уничтожаются ракетами ,запущенными с БПЛА... Ведь ценное вооружение (!)...не дешёвое(!)... и на много способное по части поражающих качеств ! И в течении минуты уничтожены оба ! Ну,как не возникнуть мысли , что в КАЗах нуждаются не только танки ! В "свободных патентах" ,я встречал описания КАЗов,даже,для ЗРК ближней и малой дальности !
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 14 ноября 2020 08:03
      +1
      Цитата: Nikolaevich I
      в КАЗах нуждаются не только танки !

      КАЗ - это последний рубеж ПВО.
      А хорошая ПВО - эшелонированная ПВО. Любой КАЗ легко пробивается уже известными способами.
      Ещё в первую мировую стало понятно, что воздух надо контролировать. Хоть от беспилотников, хоть от "пилотников".
  13. svoit
    svoit 14 ноября 2020 12:02
    0
    Цитата: Nikolaevich I
    Маловато будет ...маловато !Толи 24

    Было бы неплохо, если бы она успела выпустить хотя бы 12 в залпе, а то всякое может быть...
    Цитата: Пиджак в запасе
    А хорошая ПВО - эшелонированная ПВО.

    Как то так повелось, что ПВО в основном против носителей, а вот против всяких снарядов, ракет и бомб как то оно не очень....тут бы и КАЗ в помощь