КамАЗ 6х6. Последний герой советского автопрома

22

КамАЗ-43105 - сельскохозяйственный грузовик на военной службе. Источник: en.wheelsage.org

Машина для войны


В предыдущей части шла речь о постройке Камского автомобильного завода и разработке производственной гаммы машин на Заводе имени Лихачева в Москве.

Основным прототипом знаменитого камского грузовика выступал ЗИЛ-170, который в различных модификациях (с 1968 по 1975 годы) был построен в 53 экземплярах. На заключительных этапах опытно-конструкторской работы вместе с московскими инженерами трудились специалисты инженерной группы Камского автозавода.



С самого начала разработка военного полноприводного варианта 4310 шла с максимальной унификацией с гражданскими машинами.

Самой характерной частью грузовика была, конечно, кабина. Ее габаритные и внутренние размеры обеспечивали удобную посадку трех человек и размещение в ней необходимого оборудования. Кабина имела плоские стекла ветрового окна, разделенные тонкой стойкой – это как нельзя лучше подходило для армейской эксплуатации. Очевидно, инженеры ЗИЛа учли свое не самое логичное решение со сложным гнутым ветровым стеклом 131-й машины.

Оборудованию бескапотной кабины было уделено особое внимание: теплошумоизоляция по всей внутренней поверхности, отопитель теплопроизводительностью 6 100 ккал/ч, фланцевые уплотнители проемов дверей, подрессоренное сиденье водителя и спальное место (в зависимости от модификации). Открывающаяся наружная панель передка обеспечивала доступность к размещенным на внутренней панели деталям системы электрооборудования.

Были приняты разносторонние меры по обеспечению технологичности конструкции: расположение сварочных швов обеспечивало возможность применения автоматической сварки. Форма деталей основания кабины исключала наличие «карманов», способствующих образованию коррозии.


Армейский КамАЗ-4310 с лебедкой, подкачкой шин и запасным колесом позади кабины. Источник: en.wheelsage.org

Ходовая часть также, по возможности, унифицировалась с гражданскими собратьями. Передний мост внедорожников получил оригинальный картер редуктора, объединенный с несущей балкой. В его конструкции применялось немало комплектующих от задних ведущих мостов. Задние мосты у моделей с колесной формулой 6х6 не сильно отличались от аналогов у моделей - 6х4. Как не отличалась и подвеска.

Разрабатывая конструкцию ведущих мостов, инженеры сознательно отказались от наиболее подходящих для бездорожья колесных редукторов, позволяющих значительно увеличить дорожный просвет. Дело в том, что их применение влекло рост себестоимости. Поэтому, учитывая, что в производственной программе строящегося КАМАЗа будут превалировать заднеприводные дорожные грузовики, предпочтение отдали менее затратным в изготовлении двухступенчатым проходным мостам.



Унифицированные кабина и дизельный мотор семейства грузовиков КамАЗ. Источник: fishki.net

Полевые испытания


В ходе полевых испытаний гражданских прародителей КамАЗ-4310, носящих индексы 5320, 53202 и 5510, принимали участие иностранные аналоги. В июле 1970 года в пробег в качестве своеобразных эталонов вышли бескапотные Ford W1000D, Mercedes-Benz LPS2223 и капотный International T190.

Импортные машины ожидаемо выигрывали у советских прототипов в экономичности за счет более совершенной топливной аппаратуры, но вот в тягово-динамических возможностях все конкуренты были примерно равны.

В ходе пробега испытывали перспективный 10-цилиндровый 260-сильный дизель КамАЗ-741 рабочим объемом 13,56 литра. Этот мотор вполне был мог встать и на вездеход 6х6, так как по итогам испытаний, которые закончились в ноябре 1976 года, не вызвал серьезных нареканий.

Фактически, наблюдались лишь повышенные вибрации (10-цилиндровые моторы сложнее уравновешивать), из-за которых в местах сварки расслаивалась крыша кабины, а заметно потяжелевший передок грузовика преждевременно изнашивал покрышки. Мотор (по причине высокой мощности) требовал новую КПП ЯМЗ-152, редукторы и даже балки ведущих мостов.

Но самую негативную роль с истории 10-цилиндрового дизеля сыграла низкая технологическая гибкость процесса на новом заводе: условий для запуска в производство сразу двух моторов просто не было. В итоге 260-сильный 10-цилиндровый КамАЗ ни в армии, ни в гражданской сфере никто не увидел.












Кадры с испытаний прототипов КамАЗ-4310. Источник: ru.cars.photo

Семейство грузовых машин «Суша»


История появления армейского грузовика из Набережных Челнов абсолютно противоположна рождению одноклассника Урал-375/4320. Миасская машина изначально проектировалась исключительно для нужд военных в НАМИ, а вот КамАЗ-4301 появился как продукт адаптации гражданской техники для армии.

Учитывая гигантские производственные мощности завода в Набережных Челнах, военный КамАЗ (с экономической точки зрения) выигрывал у Урала. Кроме того, стоит помнить, что на вооружении Советской Армии была также масса «шоссейных» КамАЗов серии 5320 – это серьезно упрощало внутримодельную унификацию запчастей.

Первоначально капотные машины из Миасса попали в моторную зависимость от дизелей КамАЗ-740, так как поставки из Набережных Челнов шли по остаточному принципу. Большие объемы производства подразумевали, что Набережные Челны будут делиться продукцией с другими заводами Советского Союза.

В соответствии с этим, в Миассе разработали целое семейство грузовых машин «Суша», которые должны были стать приемниками серии 375/4320. Капотные кабины новых Уралов строились на базе камазовских.

«Сушу» приняли на вооружение, но массово не производили. И в конце 90-х тихо вывели из строевых частей.

В итоге с середины 80-х годов именно КамАЗы стали основными автомобилями сначала Советской, а позже и Российской Армии.

КамАЗ с разноцветными «погонами»


Армейский КамАЗ-4310 можно было отличить от гражданских грузовиков более высокой посадкой, всеми односкатными колесами и укороченной грузовой платформой. Естественно, все машины 4310 окрашивались в монотонный защитный цвет.

С окрашиванием продукции КамАЗа, вообще, интересная история. У каждой грузовой линейки первоначально были свои цветовые решения. Кабины бортовых грузовиков КамАЗ-5320 выходили с конвейера в голубой ливрее. Седельные тягачи КамАЗ-5410 были только красными. А самосвалы 5511 – оранжевыми. Позже еще появился светло-серый колер, который перепутал изначально строгую систему окрашивания модельного ряда.

В первые годы выпуска на всех КамАЗах появились, наверное, самые характерные особенности дизайна грузовиков – угловые аэродинамические щитки около фар. Эти элементы несли важную функцию, перераспределяя потоки воздуха таким образом, чтобы не загрязнять чрезмерно боковины кабины. Дефлекторы во время движения формировали узконаправленную струю воздуха, отсекающую потоки грязи, летящие на окна и двери.












Седельный тягач КамАЗ-4410 6х6 на испытаниях. Источник: ru.cars.photo

КамАЗ-4310 отличался от гражданских машин конструктивно - наличием двухступенчатой раздаточной коробки с межосевым дифференциалом и валом отбора мощности на 60 л. с. Межосевой дифференциал был несимметричный планетарный с блокировкой – все это позволяло компенсировать неравенство угловых скоростей колес разных мостов.

В армии служили как базовые 5-тонные машины 4310 с экранированным электрооборудованием и централизованной системой подкачки шин, так и более распространенные 7-тонные КамАЗ-43105. Эти грузовики были лишены лебедки и подкачки, что облегчило машину на 200 килограмм.

Фактически это был военный вариант сельскохозяйственного полноприводного грузовика с удлиненным до 5,1 метра кузовом с запаской внутри. Отличить 43105 можно по прямоугольному более высокому тенту кузова.

КамАЗ-4410 был в Советской Армии вездеходной машиной в исполнении седельного тягача, который в своё время испытывали и производили с активными полуприцепами. Под самый закат СССР в 1989 году в армию пришел КамАЗ-43101 с 220-сильным дизелем, рассчитанный на 6 тонн груза.

АнтиКамАЗные санкции Запада


С началом военной кампании Советского Союза в Афганистане КамАЗы стали одними из главных героев на дорогах горной страны.

С одной стороны, грузовики отличались высокой удельной мощностью, маневренностью и проходимостью, а с другой, - низкой противоминной стойкостью (следствие бескапотной компоновки) и полным отсутствием даже примитивной брони.

Война в Афганистане не осталась без внимания западных «коллег» Камского автозавода. Американская компания Ingersoll Rand перекрыла поставки комплектующих для автоматической линии моторного завода.

Еще сорок лет назад наша страна столкнулась с проблемой международных санкций и вынужденного импортозамещения.

Тогда усилиями Академии наук СССР удалось ликвидировать собственными силами провал в производстве и снять вопрос о технологической зависимости от потенциальных противников.

КамАЗ 6х6. Последний герой советского автопрома


Первый самостоятельный опыт инженерного штаба КамАЗа - машина с индексом Э6310, разработанная в рамках темы «Король» в середине 80-х. Источник: autowp.ru

«Король» и «Мустанг»


Базовые принципы вышеуказанных автомобилей были заложены еще инженерами московского ЗИЛа. А первой самостоятельной работой конструкторов КамАЗа стали тяжелые машины Э6310 и Э6320 (ОКР «Король»).

Грузовики имели колесную формулу 8х8 и по большинству агрегатов были унифицированы с младшими трехосными моделями.

В 1985 году новинки испытывали военные, но остались недовольны низкой удельной мощностью, отсутствием независимой подвески, механической коробкой передачи и целым рядом мелких недоработок. Мало того, испытатели отмечали не самую лучшую проходимость тяжелой машины – в ряде случаев КамАЗ 8х8 проигрывал даже Уралу-4320.

В Набережных Челнах, очевидно, смутились итогами испытаний и на несколько десятилетий забыли о четырехосных грузовиках с такими техническими параметрами.

Следующей самостоятельной программой КамАЗа стала тема «Мустанг», родившаяся из тактико-технического задания Министерства обороны от 16 декабря 1988 года.

Военные требовали семейство 2-х, 3-х и 4-х-осных грузовиков, а также внедрения гидромеханической трансмиссии. Разработка и испытания новых военных КамАЗов растянулись на целое десятилетие.

Окончание следует...
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    18 ноября 2020 18:20
    Даже без спалки один мог спать на полу кабины, головой к пассажирской двери. Движок неплохо держал температуру, тут его плюс. То есть один на сиденьях спал , один на полу..
    1. -2
      18 ноября 2020 18:25
      теперь в этом поспать, чисто сравнить, как далеко шагнул прогресс

      1. +12
        19 ноября 2020 01:31
        Кабина Мерсовская из Германии неплоха конечно, только её уже там списали как устаревшую.
        1. +2
          19 ноября 2020 08:50
          так мы в плане автотранспорта никогда не были впереди планеты всей...
        2. -9
          19 ноября 2020 11:12
          Рабочие и специалисты, представители более 70 национальностей, съехались на стройку в Набережные Челны. Заказы «КАМАЗа» на строительные материалы и оборудование выполняли все министерства и ведомства, всего свыше 2000 предприятий. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи».


          жаль в союзе не было интернета, ты бы после такого комментария уехал бы на освоение целины.
          Или ты бы не стал так ерничать в СОЮЗе над КАМАЗом?
          Потому что это был моветон. Принижать свое и искать к этому повод
          Или в союзе не считали КАМАЗ своим, а французским/немецким, собранным из неликвида?

          это все перестройка вынесла такого рода пену на поверхность и она прочно осела в головах
  2. +18
    18 ноября 2020 18:20
    Ай, спасибо, автор!
    Мне нравится такая подача материала - ни много, ни мало, читать не устанешь. Доходчиво, в меру иллюстраций.
    Ждём продолжений!/))
    1. +3
      19 ноября 2020 11:07
      Цитата: Вождь краснокожих
      Ждём продолжений!/))

      отличная серия, читаю с удовольствием good
  3. +8
    18 ноября 2020 18:43
    Одни фотографии чего стоят , спасибо , вспомнил молодость .
    1. +3
      18 ноября 2020 22:50
      Одни фотографии чего стоят , спасибо , вспомнил молодость .

      Это да ....
      У советских машин был свой своеобразный запах , как вспомню ,как пахнул новый УАЗик ,сразу волна воспоминаний накатывает ....
      А по Камазу - был НИОКР на грузовик - был и результат на лицо,хорошая машина получилась на те года . А без НИОКРА ничего не будет , что и доказало время с 1970 по 2010г .
  4. KCA
    +4
    18 ноября 2020 18:47
    Как вспомню 4310 на просёлке, в кабине-то хорошо, водила отжигает, а лавки в кузове лучшее средство от камней в почках, вылетят и не заметишь :-)
  5. bar
    +8
    18 ноября 2020 18:48
    Отлично, ждём продолжения. Читаю ваши статьи всегда с неизменным интересом. Спасибо good
    1. Комментарий был удален.
      1. +8
        19 ноября 2020 04:53
        . А мультики кремлевские смотрите с придыханием да? Наконец-то ура-патриот открыл личики, сколько платят горлапанам?

        Ну как всегда найдётся «добрый человек», который обгадит все и вся!!!
        Отвечаю вчера посмотрел «Ну погоди», получил истинное удовольствие от воспоминаний своих детских эмоций.
        Отвечаю за мужиков, три-четверти форумчан оставивших вчера комментарии по статьей Евгения сидели за рулем КАМАЗА, все хоть раз ездили на месте пассажира в кабине или тряслись в кунге во время срочки.
        Настоящие мужики вспоминают настоящую машину, не мерена, не чероки, не белую ладу приору как принято в Ваше обществе, а военный грузовик.
        И тут вы влезаете со своим «козлячим» комментарием, приплетая всякую ахинею! Своей слюной не захлебнулись? Или Вам приплачивает забугорный автопром и ваша задача вываливать свои отходы жизнедеятельности на вентилятор?
        Жду от Вас конструктивного ответа.
  6. +2
    18 ноября 2020 20:50
    Продолжение следует...гидромеханическая трансмиссия...независимая подвеска...А полноценной замены МАЗам нет, МАЗ-537, 543. ЗиЛ-135 тоже очень интересная машина была. КаМаЗ совсем другой класс машин. Буду ждать продолжения. Кстати на проселке на 4-хосных МАЗах одно удовольствие ехать даже в кузове.
    1. 0
      19 ноября 2020 12:06
      Сейчас у Камаза есть тяжелые машины...и со старой кабиной и с Новыми. В поледних версиях с дизелем Либхер 550 лс и анаосируют до 750лс.
      1. 0
        19 ноября 2020 13:04
        У них высокий центр тяжести и зависимая подвеска, как шасси для ЗРК не очень подходят.
        1. 0
          19 ноября 2020 15:06
          Для шасси есть камаз-тайфун 8х8 с бронекабиной и независимой подвеской
          1. 0
            19 ноября 2020 17:39
            У 4-хосного зависимая подвеска на рессорах, а у МЗКТ независимая с торсионами
            1. 0
              19 ноября 2020 18:50
              нет....передние оси - независимые...сзади мосты.
  7. +10
    18 ноября 2020 21:42
    В июле 1970 года в пробег в качестве своеобразных эталонов вышли капотные Ford W1000D, Mercedes-Benz LPS2223 и бескапотный International T190.


    Это не ошибка?

    бескапотныe Ford W1000D


    Mercedes-Benz LPS2223


    капотный International T190
    1. +7
      19 ноября 2020 08:15
      Конечно, ошибка! Спасибо. Не углядел. Буду исправлять.
  8. Комментарий был удален.
    1. 0
      19 ноября 2020 04:59
      Так похвалитесь , что Вы лично сделали? Ну кроме регулярных походов от дивана в уборную и на кухню? laughing
  9. +5
    19 ноября 2020 12:04
    Можно было купить лицензию у ЧССР на Татру )со всеми потрохами.....у них линейка машин вся была и 4х4 и 6х4 и 6х6 и 8х8 и 10х10 и самаТатра была популярна в СССР.