Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)

Вермахту в 37-м году потребовался танк прорыва, который имел бы 50-миллиметровую броню и был в полтора раза тяжелее танка Pz Kpfw IV. Проектирование поручили машиностроительной компании Хеншель в городе Кассель.

Заказом от управления вооружений занялся Э. Адерс, начальник отдела новых разработок, которого впоследствии признали «отцом тигров» (Tigerfater). Его первой машиной стал DW1 (машина прорыва, Durchbruchswagen), изготовленный в единственном экземпляре. DW2 появился в 1938 году. Имея такую же ходовую часть, как и у DW1 (пять катков с индивидуальной торсионной подвеской), машина развивала скорость до 35 км/ч. Э. Адерс в сентябре начал работы над уточненным заданием (масса конкретизировали в 30 тонн). Одновременно к проекту привлекали компании Даймлер-Бенц, MAN и КБ Ф. Порше.

Обозначения экспериментальных машин и тому времени были стандартизированы и заказанной машине присвоили идентификатор VK3001. В шифре первые две цифры – проектная масса, последние — номер образца.


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС во время учебных боев. Франция, весна 1944 года


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Высшее немецкое командование осматривает на полигоне, после завершения очередных испытаний, один из первых экземпляров танка «Тигр» (PzKpfw VI Ausf. H). 1942 г.


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Новейшие немецкие тяжелые танки «Тигр» (PzKpfw VI «Tiger I») доставлены на боевые испытания на железнодорожную станцию Мга под Ленинградом, но машинам сразу же потребовался ремонт


За основу Э. Адерс взял машину DW2. Компания Хеншель изготовила четыре прототипа, которые незначительно различались — две машины в марте 1941 года и столько же в октябре. Что эти машины представляли собой? При боевом весе 32 тонны 300-сильный двигатель обеспечивал скорость до 25 км/ч. Ходовая часть – семь (парных и одинарных) катков, размещенных в шахматном порядке, и три поддерживающих ролика. Вооружение танка - короткоствольная 75-мм пушка и два пулемета. Лобовая часть корпуса и башни изготавливались из 50-миллиметровых бронелистов, борта – из 30-миллиметровых. Экипаж танка пять человек.

Пока VK3001 (Н) дорабатывали, началась кампания против СССР. После первых же боев стало ясно, что прототипы Хеншель бой с KB и Т-34 не выдержат. Что касается Порше, то он лишь пробовал себя в проектировании танков. По-видимому это и предопределило дальнейшие неудачи Порше в области танкостроения. Два экземпляра данной машины VK3001 (Р) были изготовлены зимой 40—41 годов. Танк заданной массы не превысил и благодаря паре двигателей имеющих воздушное охлаждение развивал скорость до 60 км/ч. Порше предложил электротрансмиссию и продольную торсионную подвеску с шестью катками на борт. Однако освоить данную сложную конструкцию в течении короткого срока немецкая промышленность не смогла и реализовать оригинальный замысел не удалось.

В мае 41-м году компания Хеншель занялась еще одним экспериментальным VK3601 оснащенный пушкой, снаряд которой пробивал бы броню толщиной 100 миллиметров с расстояния 1,5 тыс. метров. Кстати, когда этот танк был изготовлен, толщина бронилистов также составила 100 миллиметров. Машина массой 40 тонн развивала скорость до 40 км/ ч. Ходовая часть состояла из восьми катков большого диаметра (она позже была применена на «Тиграх»).

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)


Министерство вооружений и боеприпасов в июле 1941 года выдало КБ Ф. Порше и фирме Хеншель заказ на VK4501. Предлагалось, что будет спроектирована машина под 88-миллиметровую зенитную пушку образца 1936 г., которая перерабатывалась под танк. Пушку создали в 20-е годы усилиями двух концернов — немецкий Крупп и шведский Бофорс. Имея основным предназначением борьбу с воздушными целями, данная система все-таки прославилась в качестве мощного противотанкового средства. Немцы в такой роли опробовали систему еще в Испании. Особенно активно ее использовали в 40—42 годах на полях сражений Второй мировой против танков имеющих противоснарядное бронирование — советских KB и Т-34, английских и американских «Шерманов», «Грантов» и «Матильд». Бронебойный снаряд выпущенный из нее поражал данные танки даже на дистанциях 2 – 2,5 тыс. метров.

Полуавтоматическое, с клиновым вертикальным затвором орудие дополнялись электроспуском и дульным тормозом. После модернизации его стали называть 8.8cm KwK36 — 8,8-сантиметровая пушка образца 36-го года.

Оба танка VK4501 (Н и Р) должны были изготовить к 20 апреля 1942 года – дню рождения Гитлера. То есть, времени было маловато. Оба конструктора взяли лучшее от предыдущих экспериментальных машин. Выбор после сравнительных испытаний остановили на машине Адерса, хотя Гитлер поддерживал Ф. Порше.

VK4501(P), имевшая конструкторское обозначение «Порше 101», массой 57 тонн развивал скорость до 35 км/ч. Экипаж машины пять человек. «Крупповская» башня и вооружение были такими же, как и у танка соперника. Толщина лобового бронилиста башни и корпуса – 100 миллиметров, бортов — 80 миллиметров.

Система воздушного охлаждения пары бензиновых десятицилиндровых двигателей делала конструкция Порше лучшей машиной для африканских пустынных условий. В июле 1942 года на заводе компании Нибелунг в австрийском Линце даже изготовили пять машин и около 90 корпусов, которые получили обозначение "Tiger(P)" или Pz Kpfw VIP. И те и другие нашли применение: первые использовали в качестве учебных машин, из полуфабрикатов вышли отличные истребители танков.

С августа 1942 года фирма Хеншель организовала серийное производство танков разработанных Адерсом. Позднее аналогичные сборочные линии были открыты фирмой Вегманн. «Тигры» выпускались до августа 44-го года. В 42-м году было построено 84 танка, в 43-м — 647 машин, в 44-м — 623. В апреле 44-го года зарегистрировали максимальный месячный выпуск — 104 танка.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Экипаж немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» демонстрирует возможности своей машины по преодолению противотанковых заграждений


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Немецкие танкисты на привале и танк PzKpfw VI «Тигр»


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Немецкий тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» №232 101-го тяжелого танкового батальона СС. Командир танка — унтершарфюрер Курт Клибер из роты Михаэля Виттмана


Первоначально машины официально назывались Pz Kpfw VI Ausf H «Tiger I». С февраля 44-го года, после принятия «Tiger II» на вооружение, название изменили на просто «Tiger I» или Pz Kpfw VI Ausf E. Данная машина не является очередной модификацией «шестерки». Имелась лишь одна модификация. Хотя, конечно, в конструкцию все же вносились изменения во время производства.

Боевой вес серийных машин превысил заданный более чем на 10 тонн. С момента появления танка и на протяжении полутора лет он был сильнейшей машиной в мире практически по всем показателям. В первую очередь, он имел мощное бронирование. Адерс придал корпусу коробчатое прямоугольное сечение за счет незначительного наклона лобовых и вертикальной установки бортовых бронеплит. Такая конфигурация ускорила и упростила технологический процесс. Кроме того, бронеплиты закреплялись сваркой и соединялись на шипах. Это позволяло достигать значительной механической прочности. Для изготовления днища использовался один лист. Броня — хромоникельмолибденовая катаная, гомогенная.

Внутреннее пространство «Тигра» было разделено на четыре отсека. Слева впереди в собственном отделении размещался водитель, справа — радист. Многоступенчатая коробка передач безвального типа имела восемь переднего, а также четыре заднего хода монтировалась между ними. В картер коробки передач помещались многодисковый главный фрикцион, работающий в масле, и тормоз. Дифференциальным механизмом поворота, имеющим двойным подводом мощности, обеспечивалось поворот на месте и по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. Для управления танком служило рулевое колесо через гидравлический полуавтоматический сервопривод. При отказе рулевого колеса использовались два ручных рычага с приводами на дисковые тормоза.

Ширина смотровой щели, через которую водитель наблюдал за окружающей обстановкой, регулировалась толстой броневой заслонкой перемещавшейся вертикально. При плохой видимости водитель больше ориентировался по расположенному справа курсоуказателю (гирополукомпасу), а не визуально. Люки, прорезанные над головами радиста и водителя, прикрывались крышками оснащенные перископическими приборами наблюдения. Во время стрельбы из лобового пулемета MG34 радист для прицеливания использовал свой перископ.

Под боевое отделение была отведена подковообразная башня, выгнутая из 80-миллиметрового бронелиста с вертикальными стенками, а также средняя часть корпуса, которая от моторного отсека отделялась броневой перегородкой. справа от пушки рабочее место заряжающего, слева — наводчика. Оба имели перед собой узкие смотровые щели со стеклоблоком. Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода наводчиком нажатием ногой на педаль. Командир танка дублировал горизонтальную наводку.

Командиру предназначалась устанавливаемая на крыше башни сзади слева цилиндрическая башенка имеющая люк и пять смотровых щелей. С июля 43-го года была заменена унифицированной (такая же, как на «Пантере») сферической башенкой имеющей семь перископических приборов наблюдения по периметру и круговой обвод для перемещения и крепления зенитного пулемета. На передней стенке башни устанавливалось три метательных устройства предназначенных для огня дымовыми гранатами.

88-миллиметровая пушка (L/56) и спаренный 7,92-миллиметровый пулемет смонтированный справа от нее были установлены в броневой маске (толщина 110 миллиметров). Боеукладку размещали ниже погона башни — под поликом башни и по стенкам боевого отделения около водителя. Полуавтоматикой орудия и унитарным патроном обеспечивалась боевую скорострельность в 8 выстрелов в минуту.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» с тактическим номером «211» из состава 503-го танкового батальона, в районе Белгорода. Немецкая наступательная операция «Цитадель»


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Немецкие танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» 506-го тяжелого танкового батальона весной 1944 года на западной Украине


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона в районе Невеля, Псковская область. Январь 1944 года


«Тигр» стал первым немецким серийным танком имеющим новую ходовую часть, изобретенную Г. Книпкампом. Один борт имел восемь тройных опорных катков расположенных в шахматном порядке на торсионной подвеске имеющих гидравлические амортизаторы на переднем и заднем блоках. Кстати, немцами уже применялась такая конструкция шасси на легких машинах — бронетранспортерах и артиллерийских полугусеничных тягачах. Подвеска равномерно распределяла вес машины по гусенице, незначительно нагружая каждый каток, а также позволяла экономить на бандажах резину. С января 44-го года использовались катки без бандажа с внутренней амортизацией (такие же, как и на «Пантере»).

В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL210P45 с жидкостным охлаждением мощностью 650 л.с. В мае 43-го года в связи с переходом на унификацию танкового производства был заменен более мощным и уже проверенным на «Пантерах» HL230P30.

Прогрессивная трансмиссия, имеющая гидросервоприводы, и торсионная подвеска сделали «Тигр» легкоуправляемым танком с плавным ходом. Водитель не затрачивал значительных физических усилий и не переутомлялся при управлении танком. Освоить управление было несложно. От водителя высокой квалификации не требовалось, и если он погибал, его мог заменить любой член экипажа.

495 ранних «Тигров» были оснащены оборудованием для подводного вождения, которое позволяло преодолевать водные преграды глубиной до 4 метра по дну. Кроме того, первые серийные машины вооружались S-средством ближнего боя (Schrapnell). Оно служило для поражения солдат, которые пытались взять повреждённый танк «на абордаж». Пять гранатометов размещенных по краям корпуса танка выстреливали вверх шрапнельные гранаты на 1,5-2 метра. Взрываясь, они засыпали стальными шариками все вокруг на 360 градусов.

Кроме линейных, изготовили 84 командирских танка. Для того чтобы установить вторую радиостанцию, уменьшили боекомплект орудия до 66 выстрелов и убрали спаренный пулемет.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Тигры 2-й дивизии СС «Дас Райх» на марше в лесу под Кировоградом


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» дивизии СС «Дас Райх». Конец 1943 г


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Камуфлированный немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» состава 102-го тяжелого танкового батальона СС выдвигается к линии фронта у реки Орн. Сзади, очевидно, установлены дополнительные баки с горючим


Впервые «Тигры» в бой вступили на Восточном фронте осенью 1942 года под Ленинградом в районе станции Мга. В дальнейшем принимали участие в боях на всех фронтах.

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf H:
Год выпуска – 1942;
Боевая масса – 57000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры
Длина по корпусу – 6200 мм;
Длина с пушкой вперед – 8450 мм;
Ширина – 3700 мм;
Высота – 2860 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 100 мм (24 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 110 мм (8 град.);
Толщина бронелистов крыша и днища корпуса – 26 и 28;
Вооружение:
Марка пушки – KwK36;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 56 кпб;
Боекомплект – 92 выстрела;
Количество пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект пулеметов – 4800 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P45
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 38 км/ч;
Запас топлива – 570 л;
Запас хода по шоссе – 140 км;
Среднее давление на грунт – 1,04 кг/см2.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Немецкий танк «Тигр» валит дерево для эффектного снимка. Польша. Лето 1944 года


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Немецкие солдаты под прикрытием танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» из состава 502-го батальона тяжелых танков под Нарвой. На заднем плане, левее, еще один такой же танк, и далее, правее, еще один «Тигр»


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Командир немецкого тяжелого танка «Тигр» смотрит в бинокль


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Вид из немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» во время боя. Впереди виден горящий Т-34. СССР, 1944 год


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Буксировка неисправного немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» двумя тягачами. Курская дуга


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» танковой дивизии СС «Дас Райх» на Курской дуге


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
«Тигры» из состава 503-го батальона тяжелых танков на Курской дуге


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Командир танка, лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне немецкого танка «Тигр», подбитого экипажем Смелова, лейтенанту Лихнякевичу (подбившему в последнем бою 2 фашистских танка) . Эту пробоину сделал обычный бронебойный снаряд из 76-миллиметрового танкового орудия


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Сорванная башня немецкого танка PzKpfw. VI «Тигр» №142 из 501-го танкового батальона, разрушенного взрывом


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Советские солдаты возле подбитого немецкого тяжёлого танка «Тигр» (PzKpfw VI «Tiger»)


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Советские офицеры осматривают подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 503-го батальона тяжелых танков. Гвардии полковник И.Н. Бойко показывает пробоину от бронебойного снаряда в бортовой броне толщиной 82 мм. На верхней части башни хорошо видны мортирки для стрельбы дымовыми гранатами. Перед И.Н. Бойко — М.Е. Катуков.


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Поврежденный и подготовленный к эвакуации немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр» дивизии СС «Мертвая голова», захваченный советскими войсками на железнодорожной станции Копичинцы


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Подбитый и сгоревший тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. E «Тигр» «средних» серий выпуска из состава 3-го танкового полка 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». Номер советской трофейной команды «308а». Район озера Балатон


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Тяжелый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» из состава 502-го тяжелого танкового батальона вермахта, подбитый под Ленинградом. Вероятнее всего, этот "Тигр" был подбит еще зимой 1943 года


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Подбитый тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H "Тигр " из состава 509-го тяжелого танкового батальона вермахта. Тактический номер танка 331. Танк окрашен коричневыми размытыми пятнами по стандартномутемно-желтому «Dunkel-Gelb». На заднем плане советское полковое орудие обр. 1927 года на конной тяге. Ноябрь 1943 года, район Киева



Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Г.К. Жуков, Н.Н. Воронов и К.Е. Ворошилов осматривают первый захваченный «Тигр» на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО имени Горького в Москве летом 1943 года — Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом осенью 1942 года. Обращает на себя внимание необычное крепление ящика для снаряжения на борту башни, впоследствии никогда не встречавшееся.


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Выставка трофейной немецкой бронетехники в Киеве. Советские солдаты осматривают захваченные немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» с номерами S54 и S51 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Зима 1945 года


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181)
Инвалид войны на выставке трофейной немецкой военной техники в Москве. В центре танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом

Использованы фотографии: http://waralbum.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 68
  1. Прохор 14 августа 2012 08:59
    Один из главных символов той войны. Мощнейшая машина своего времени.
    Прохор
  2. olifus 14 августа 2012 09:04
    Хоть он и был танком противника, но я не перестаю восхищаться его красотой и грацией, среди наших танков той поры такие же эмоции у меня вызывает ИС-2.
    olifus
    1. Мак 14 августа 2012 09:36
      удивительно: вроде квадраnysq весь, но удивительно красивый получился
  3. Братец Сарыч 14 августа 2012 09:20
    Как хорошо, что их было сделано так мало! И те, что были сделаны, дел натворили...
    Братец Сарыч
  4. grizzlir 14 августа 2012 09:22
    Тигр очень хорошая машина для своего времени.Он не был танком прорыва,из за малого могущества ОФ снаряда,его специализация борьба с танками.Нашим танкистам очень сложно приходилось на Т-34 с 76мм вой пушкой,да и Т-34-85 уступал Тигру по многим показателям.Но всё равно,сломили.Тем больше наша слава.
    grizzlir
    1. Evrepid 21 августа 2012 15:04
      Ну почему вы сравниваете тяжелый танк и средний?
      Разная весовая категория!
      Его надо сравнивать с большими машинами.

      А вот зверобои не оставляли камня на камне от этого красавца.
  5. Сахалинец 14 августа 2012 09:34
    Тигр это отличный танк для своего времени, эта машина собрала все лучшие наработки германских конструкторов и инженеров.
    Но запредельная стоимость вкупе с не самой высокой надежностью были не самым лучшим дополнением к этому образчику германской техники.
    И следует заметить каким бы ТИГР не был замечательным танком наши деды все равно победили, за что им вечная честь и слава!
    1. ser86 7 декабря 2012 20:40
      мне интересно правда что расход топлива 1литр на километр?
  6. 8 рота 14 августа 2012 10:11
    Танк хорош - живое олицетворение продвинутой немецкой инженерной мысли, воплотил в себе много оригинальных и эффективных решений. Крови нашей попил немало. Трудно даже представить, как бы немцы отбивались без него во второй половине войны.
    8 рота
  7. maxiv1979 14 августа 2012 11:22
    очень неплохой танк для 1943 года, но быстро теряющий актуальность в 44г. Броня без рац углов и откровенно тонковата для именно ТЯЖЕЛОГО танка, пушка - ярко выраженная ПТ направленность. Короче, передвижной дот с отличной оптикой, хорошей пт пушкой и очень неплохой броней для 43г. Сравните его с советскими тяжами 44г, будет резко не в пользу тигра. Слава его добыта, как мне кажется, в боях 1943 года против т-34 и легких танков, которые да, были откровенно слабоваты уже против тигров с засадной тактикой действий и понесли большие потери от этих передвижных дотов. Ну что поделаешь, не успели мы к 43 году насытить свои войска более новыми машинами, вот тигр и превратился в легенду...
    maxiv1979
    1. Мак 14 августа 2012 11:26
      не согласен
      имхо, именно в конце войны он актуальность и набирал. для наступательных действий он не годится, а вот в обороне - самое то, как пто
      именно как передвижной дот
      тем более, что Т-34 до самого конца войны оставались рабочей лошадкой танковых войск
    2. Прохор 14 августа 2012 16:25
      Макс, я хоть и поставил тебе +, но хочу возразить: при всех достоинствах ИС-2 у него есть немаловажный, на мой взгляд, недостаток - низкая скорострельность. В реальном бою, при обязательных промахах, Тигр всё-таки выигрывает: при той же защищённости и маневренности имеет вдвое-трое более высокую скорострельность.
      У меня дед был танкистом, воевал в 116 Александрийской тяжёлой танковой бригаде, дошёл до Кировограда в декабре 43-го, я всё детство с ужасом и гордостью смотрел на его разорванное пополам правое плечо (правой руки вообще не было!) и изодранную 10-20 см шрамами грудь., и всё-же, роняя слезу на могиле деда ,вынужден вместе С НИМ (он так говорил!) признать: "Тигр-I" - лучший танк Второй мировой войны.
      Естественно, с оговоркой на его "противотанковость"....
      Прохор
      1. loft79 14 августа 2012 21:35
        Вечная память вашему деду. С вами согласен. При равных прочих условиях, в дуэли, если оба промазали с первого выстрела (тигр и ис-2), что бывало не редкостью, то пока ис перезаряжается то получит парочку болванок уже с поправкой наводчика. К сожалению.
        1. Kars 14 августа 2012 21:43
          Цитата: loft79
          если оба промазали с первого выстрела

          дмстанция?
          Цитата: loft79
          получит парочку болванок уже с поправкой наводчика

          а они пробьют ?

          Дуэль это чистое везение,и прочих равных условий просто не бывает.
          Мой дед заканчивал войну в Бреслау на ИСУ-122 как раз заряжающим,расказывал что бывало и командир заряжать помогал.Ранение получил когда снаряды грузили,не в броне.А подбивали их несколько раз,стояли от нескольких часов ,и до следующего утра---как никак всетаки наступали.
          1. loft79 14 августа 2012 21:55
            Цитата: Kars
            дмстанция?


            Я беру теоретическую раскладку. Для примера скорострельности.
            Пусть будет 1-1,5


            Цитата: Kars
            а они пробьют ?


            Смотря куда попадут.
            1. Kars 14 августа 2012 22:05
              Цитата: loft79
              Пусть будет 1,5

              Тигру еще метров 600 надо проехать.
              Цитата: loft79
              Смотря куда попадут.

              К 1944 танкисты были уже обытные,и врятли встречали бы друг друга бортом,а вот лоб ИС-2 будет по устойчивекй.
              где то уже такое описывалось,в бателфилде .ИС-2 выйграет.
              1. loft79 14 августа 2012 22:12
                Про борт я не говорю. Хотя наверное и такое бывало.

                Ис попадает в гусеницу.
                Ис попадает по касательной в башню.

                Тигр попадает между верхн. лобовым листом и башней.
                Тигр попадает в нижний лобовой лист.

                Это просто варианты, можно здесь Тигр и ИС поменять местам. Ситуации бывают разные.
                1. Kars 14 августа 2012 22:25
                  Цитата: loft79
                  Тигр попадает в нижний лобовой лист.

                  С 1500-1200 метров?врятли.да и там 100 мм ,да еще какой угол будет.

                  Насчет клина башни---тут бить нечем,но процент все равно намного ниже.чем 122 мм исовский привет в любое место лобовой проэкции не по касательной.Лиж бы попали.
                  1. loft79 14 августа 2012 22:46
                    Цитата: Kars
                    С 1500-1200 метров?врятли


                    У ниж. лоб. листак проэкция достаточно большая.

                    Ну не 1,5 а пусть будет 1. При попадании ИСа понятно Тигру хана. Но если промазал? И получил несколько попаданий? Я бы не хотел в этот момент быть в ИСе. Я про то что скорострельность один из существенных плюсов Тигра. Про сущ. плюс ИСа вы сказали:

                    Цитата: Kars
                    122 мм исовский привет в любое место лобовой проэкции не по касательной.Лиж бы попали.
                    1. Kars 14 августа 2012 23:08
                      Цитата: loft79
                      У ниж. лоб. листак проэкция достаточно большая

                      Экран местности.
                      А лобовая проэкция тигра еще больше.
                      Цитата: loft79
                      Ну не 1,5 а пусть будет 1.

                      Не сначало надо доехать.
                      А так с 1000 метров,и что бы тигр промазал,тяжело.
                      Цитата: loft79
                      Но если промазал?

                      это возвращает нас к началу
                      Цитата: Kars
                      Дуэль это чистое везение,и прочих равных условий просто не бывает.
                      1. loft79 14 августа 2012 23:36
                        Цитата: Kars
                        А лобовая проэкция тигра еще больше


                        глупо было-бы спорить.

                        Цитата: Kars
                        А так с 1000 метров,и что бы тигр промазал,тяжело.


                        Ну не промазал Тигр, согласен тяжело, а попал в верхний лобовой с рикошетом )

                        Я Вообще не пойму о чем спорим. Я ставил Тигру в плюс скорострельность.
                        Согласитесь даже с 1,5 Тигр мог засандалить 3-и подряд (с его-то оптикой), что повышает вероятность попадания в уязвимое место.
                        Любому экипажу это не понравится, мягко говоря.

                        Я не спорю или утверждаю какой танк лудше. Мне нравится как тот так и другой. Я привел полжит. сторону Тигра.

                        А так как вы сказали:

                        Цитата: Kars
                        Цитата: Kars
                        Дуэль это чистое везение,и прочих равных условий просто не бывает.


                        Так что всякое бывает.
                      2. Kars 14 августа 2012 23:46
                        Цитата: loft79
                        Согласитесь даже с 1,5 Тигр мог засандалить 3-и подряд (с его-то оптикой), что повышает вероятность попадания в уязвимое место.

                        Не с 1.5 это только у Кариуса в мемуарах,ИС выдержит,и даже особо не поморщица.Разве что 40 -подкалибером--но все равно и угол будет большой,и заброневой не особо.

                        А насчет скорострельности тигра как раз никто и не спорит.радует еще то что ИС-ов обычно было больше тигров.
                      3. loft79 14 августа 2012 23:58
                        Про Кариуса сейчас точно и не вспомню чего у него там было про 1,5.

                        А так
                        Цитата: Kars
                        .радует еще то что ИС-ов обычно было больше тигров


                        согласен.

                        Кстати, считаю долж. заряжающего одну из самых тяжелых, особенно 122, 152.
                        Так-что почет и уважение вашему деду.
                      4. Skavron 16 августа 2012 14:46
                        Мужики, не спорте, оба танка хороши...
                        и оба друг-друга могут разобрать...свои плюсы-минусы есть у каждого...
                        Skavron
            2. olosors 29 июня 2013 21:35
              Если pzkfz6 h3 то пробьет с первого попадания с 1500 метров хоть куда
              olosors
      2. connect30 15 августа 2012 22:44
        ""Тигр-I" - лучший танк Второй мировой войны." Возможно требуется уточнение "Тигр-I" - лучший ТЯЖЕЛЫЙ танк Второй мировой войны. Так как в категории средние танки Т 34 вне конкуренции.
        connect30
  8. borisst64 14 августа 2012 11:35
    Фотографий много интересных, автору спасибо.
    borisst64
  9. апро 14 августа 2012 11:40
    Танк неплох но главное советское оружие против тигра это полностью захваченная советскими вооружонными силами стратегическая инициатива всегда находили место где нет тиргов и прорыв обход победа.
  10. Kars 14 августа 2012 11:42
    Танк ставший именем нарицательным,почти не один отчет о боевых действиях не обходился без уничтоженного тигра.
    1. Kars 14 августа 2012 11:43
      А вот его обслуживания доставляла море удовольствий
      1. Kars 14 августа 2012 11:46
        Да и непобедимым как многие тигролюбы он не был.
        1. Kars 14 августа 2012 11:49
          Очень технически сложным,при этом немцы допустили много просчетов---правдо это легко видно из нашего времени,сидя за компом.
          1. Kars 14 августа 2012 11:56
            А уважать он себя заставил,вплоть до тигробоязни.
            1. Kars 14 августа 2012 11:59
              Союзникам тоже пришлось по потеть,придумывая что бы еще сделать.
              1. Kars 14 августа 2012 12:02
                Так же позвольте представить Тигр на котором закончил свою карьру Витман
                1. Kars 14 августа 2012 12:04
                  А эта схема хорошо бы смотрелась в самой статье.
                  1. Прохор 14 августа 2012 21:23
                    Андрей, можно фото подбитых Тигров выкладывать до бесконечности, но, тля, да патриот я!!! - как ни крути - Тигр - сильнейший танк Второй мировой, ИС-2 чуток опоздал.
                    Вот если честно - да?
                    Прохор
                    1. Kars 14 августа 2012 21:36
                      Я уже ответил.и ссылку на форум дал
                2. bandabas 14 августа 2012 18:33
                  Погиб, и погиб... Не лучше и не хуже других. кто погиб в ту войну. каждая сторона воевала за свою правду. но не надо пинать шкуру у битого тигра.
            2. igordok 15 августа 2012 21:07
              Только вот зачастую Тиграми называли, и Пантеру, и Pz-IV(H) (Тигр тип четыре).
              В одном западном журнале видел фотографию: ряд трофейных Пантер, на одной из них, на лобовом листе, написано большими белыми буквами ТИГ_ . Видно кого то остановили от ошибки.
        2. Nubia2 14 августа 2012 21:17
          А разве бывают непобедимые танки?
          нет.
          Nubia2
      2. Сотник 14 августа 2012 19:26
        Цитата: Kars
        А вот его обслуживания доставляла море удовольствий

        А ремонт ещё больше удовольствий. Ремонтнопригодность новых немецких танков была просто ужасной. Наши танкисты в 44-45 годах за 6-8 часов делали средний ремонт с заменой двигателя и коробки передач в полевых условиях. Немцы за это время могли заменить только внутренний каток на Тигре или Пантере, а о среднем ремонте в полевых условиях и не помышляли. Из-за плохой ремонтнопригодности они со своими танками таскались как кошка с котятами по маршруту фронт-ремзавод и обратно. Всё усугублялось тем, что повреждённый танк должен был тащить на буксире в тыл другой, исправный танк или пара тяжёлых тягачей. Всё это катастрофически снижало число боеготовых машин на фронте. Наши танки больше воевали, чем простаивали, а немецкие слишком много времени находились в ремонте. Это был один из весомых факторов успеха.
        1. Kars 15 августа 2012 16:24
          Цитата: Сотник
          Немцы за это время могли заменить только внутренний каток на Тигре или Пантере,
          1. Kars 15 августа 2012 16:28
            Цитата: Сотник
            Наши танки больше воевали, чем простаивали, а немецкие слишком много времени находились в ремонте. Это был один из весомых факторов успеха.

            Я бы на это не ставил,немецкие ремонтные части работали образцово.
            у нас так и ощущался недостаток рем базы,даже поставки полевых мастерских по Ленд-Лизу не помогал.А в 1944-45 вообще отправка танка на каапитальный ремонт на завод,могла быть дороже чем новый танк получить.
            1. Kars 15 августа 2012 16:29
              Цитата: Kars
              немецкие ремонтные части работали образцово.
            2. Сотник 15 августа 2012 19:46
              Цитата: Kars
              ,немецкие ремонтные части работали образцово.у нас так и ощущался недостаток рем базы,даже поставки полевых мастерских по Ленд-Лизу не помогал.А в 1944-45 вообще отправка танка на каапитальный ремонт на завод,могла быть дороже чем новый танк получить.

              Немецкие ремонтные части работали неплохо, но они физически не справлялись с объёмом работы. Медвежью услугу здесь играло врождённое барство немецких танкистов. На фото их можно увидеть с канистрой, за погрузкой боекомплекта в машину, но никогда с ключом или кувалдой. Только в самом конце войны, по примеру наших танкистов, да из под палки они начали помогать своим ремонтникам чинить машины, но было уже поздно. Как результат, немецкие ремонтники вынуждены были в ближнем тылу заниматься мелким ремонтом машин. В наших частях это делали экипажи повреждённых машин и РЭГов (ремонтно-эвакуационных групп) выделяемых из боевого состава. А после получения по лендлизу машин технического обслуживания (МТО) экипажи и РЭГи с их помощью начали делать даже средние ремонты в полевых условиях с заменой агрегатов и узлов на капитально отремонтированные. А ремзаводы, которые были практически в каждом танковом или мехкорпусе и назывались отдельным ремонтно-восстановительным батальоном, делали капиталку машин, узлов и агрегатов и отправляли их в бригады. Ремзаводы находились в прифронтовой зоне и отправка туда машин на капиталку вовсе не была большой проблемой. Такая технология в разы сокращала продолжительность восстановления повреждённых машин в наших частях по сравнению с немецкими и обеспечивала колоссальное преимущество в количестве боеготовых машин на линии фронта. Когда в своих мемуарах уцелевшие немецкие танкисты плачут, что русских танков было так много, что они просто не успевали их подбивать, то это не вся правда. Изобилие русских танков в последние 2 года войны это заслуга не только производителей, но прежде всего фронтовых ремонтников, танкистов и конструкторов, создававших удивительно ремонтнопригодные конструкции.
              1. Kars 15 августа 2012 20:44
                Цитата: Сотник
                Только в самом конце войны, по примеру наших танкистов, да из под палки они начали помогать своим ремонтникам чинить машины, но было уже поздно

                Можно узнать откуда такие данные?
                Цитата: Сотник
                А после получения по лендлизу машин технического обслуживания (МТО)

                Они и до этого делали,только в 1941-43 слишком часто машины остовались на занятой противником територии а буксиров было мало.
                Цитата: Сотник
                Когда в своих мемуарах уцелевшие немецкие танкисты плачут, что русских танков было так много, что они просто не успевали их подбивать

                Я чаще слушу о том что--примерно фразу повторю
                вон поле боя,с подбитыми танками--
                Немцы их к утру выдут в строй
                это говорил наш командир батальона.
                Цитата: Сотник
                Изобилие русских танков в последние 2 года войны это заслуга не только производителей,

                Эти тоже постарались.

                Цитата: Сотник
                На фото их можно увидеть с канистрой, за погрузкой боекомплекта в машину, но никогда с ключом или кувалдой.

                Это врятли.
                Цитата: Сотник
                но они физически не справлялись с объёмом работы

                У немцев было не так уж много танков,и отчеты например тяжолых танковых батальонов показывают ретмичное возвращение в строй бодбитых машин.
                1. Kars 15 августа 2012 20:46
                  Цитата: Сотник
                  В наших частях это делали экипажи повреждённых машин
    2. Прохор 14 августа 2012 16:27
      ... "уничтоженного Тигра" - под которым, как правило, имелся в виду Т-4 с "длинной" пушкой.
      Прохор
      1. loc.bejenari 14 августа 2012 16:58
        вы еще забыли про 600 уничтоженных Фердинандов (при выпущенных 90)
        loc.bejenari
        1. loft79 14 августа 2012 21:45
          Ну это само-сабой, во первых все Мардеры это Фердинанды, а во вторых солдаты и другие сау называли Фердинандами. Имя-то стало нарицательным.
  11. Trapper7 14 августа 2012 11:44
    Да, танк хорош. Согласен и с тем, что создавался он именно как "противотанк", в отличии от наших КВ2 и ИС2. Читал в мемуарах немецких танкистов (в частности Отто Кариуса), что наши старались вести огонь в первую очередь по командирской башенке, которая (на первых выпусках) была слабой и командир танка погибал первым. Также и наши истребители танков с ПТ-ружьями были весьма опасными противниками, при надлежащей подготовке и сноровке быстро выбивали смотровые приборы "ослепляя" Тигры. В общем, машина грозная, но и на неё нашли управу. Про "Зверобоев" я вообще молчу.
    1. Братец Сарыч 14 августа 2012 12:39
      Насчет стрельбы по командирской башенке - это ж еще в нее попасть надо! да с близкой дистанции желательно - а с этим большая проблема, из-за превосходства немцев в оптике...
      Скорее всего немцы замечали точные выстрелы именно в башенку - все остальные были просто не особо эффективны...
      В одной книжке союзников было написано, что в инструкции по борьбе с Тиграми было написано, куда именно надо попасть и с какой дистанции, но сами танкисты союзников интересовались, удалось ли кому-нибудь это сделать, на что получали ответ, что одному это сделать все-таки удалось, правда потом он уже до конца войны лечился от нервного истощения...
      Самое эффективное средство борьбы с Тиграми - скорее всего авиация...
      Братец Сарыч
      1. Trapper7 14 августа 2012 16:07
        Цитата: Братец Сарыч
        Самое эффективное средство борьбы с Тиграми - скорее всего авиация...

        И мины)))
        1. Космонавт 14 августа 2012 16:48
          Пехотинец с гранатой.
          Космонавт
    2. loft79 14 августа 2012 21:49
      Цитата: Trapper7
      что наши старались вести огонь в первую очередь по командирской башенке, которая (на первых выпусках) была слабой и командир танка погибал первым


      Извините, но у Кариуса этого нет. Он просто констатировал высокий силуэт, и дурацкое устройство люка у башенки первых выпусков. А при интенсивном обстреле Тигра вероятность попадания в нее была очень высока. С уважением
  12. GES 14 августа 2012 11:49
    Обилие цифр 1-2-3 в тактических номерах машин.Скорее всего из-за малого кол-ва? Первая цифра -рота ,вторая взвод,третья №машины???
    GES
    1. Kars 14 августа 2012 16:13
      Цитата: GES
      Первая цифра -рота ,вторая взвод,третья №машины???
  13. maxiv1979 14 августа 2012 12:03
    Цитата: Мак
    не согласенимхо, именно в конце войны он актуальность и набирал. для наступательных действий он не годится, а вот в обороне - самое то, как птоименно как передвижной доттем более, что Т-34 до самого конца войны оставались рабочей лошадкой танковых войск


    ну незнаю, какую актуальность он набирал к концу войны, учитывая массовое поступление в советские войска ПТ самоходок с отличными орудиями, Т-34-85, ис-2.Толщины брони новой советской техники либо сравнялись с броней тигра, либо резко превзошли на тяжелой технике, а если еще учесть качество брони тигра, начиная гдето с середины 44годо, то...
    maxiv1979
    1. Мак 14 августа 2012 12:12
      прямую актуальность: чем ближе к концу войны, тем больше надо было немцам именно оборонятся, где Тигр и был хорош. До самого конца войны он пробивал все наши танки, даже ИС-2 (тоже проблемы с бронёй были)
      А учитывая значительно лучшую оптику и большую скорострельность (чем тот же ИС-2), то очень опасный противник был до самого конца войны.
  14. Denzel13 14 августа 2012 12:36
    Да хорошо, что не потянула немецкая промышленность массовость.
    А последние фото гораздо больше нравятся.
    Denzel13
  15. grizzlir 14 августа 2012 12:53
    Есть очень хороший сайт http://iremember.ru/ .Воспоминания из первых рук.Очень жалею что не сохранил воспоминания двух братьев моей бабушки по материнской линии,они оба воевали в танковых войсках и вернулись с войны.То что помню из их рассказов ,это очень и очень мало.
    Страшным оружием для нас были «Фердинанды». Как зайдет с фланга к окопам, как начнет «пилить», все сидят в земле, боялись. Хороший танк был у нас ИС-2 «Иосиф Сталин». Мне самому довелось видеть, как у «тигра» лобовую броню прошило и из зада вышло. Шевалдин Иван Ильич
    Во время боев в Германии где-то в одном месте прямо в поле стоял двухэтажный дом, за которым закрепился немецкий танк. Причем так удачно, что мы никак не могли к нему подобраться, и он чуть ли не десять наших танков успел уничтожить. Объехать невозможно, потому что он все отлично пристрелял. И так и так его пробовали достать, все никак. И тогда у нас вызвался Собакин - крупный такой парень, 22-го или 23-го года, наводчик ИС-2: "Разрешите, я попробую!" Как следует прицелился и как влупил. И дом этот насквозь пробил и танк сразу загорелся. Порядко Сергей Терентьевич
    grizzlir
  16. RJN 14 августа 2012 14:20
    Для буксировки двух тягачей "Фамо" маловато - на полном снимке впереди ещё один виднеется, т.е. не менее трех надо. Тяжеловата железка.
    RJN
  17. bairat 14 августа 2012 15:09
    Купили сыну радиоуправляемую модель Тигра. Красавец, урчит мотором как настоящий, металлические гусеницы, если не перевернется преодолевает любые препятствия, при выстреле ствол откатывается и танк дергается назад. Но батарейки пожирает... аки зверь...
    1. Kars 14 августа 2012 16:11
      Цитата: bairat
      Но батарейки пожирает... аки зверь...

      Это видно от прототипа осталось
      1. Прохор 14 августа 2012 16:36
        Да, машинка энергоёмкая. Да, тяжёлая.
        Но:
        - лёгкая в управлении,
        - защищённая,
        - до ИС-2 - непревойдённая в бронепробиваемости и защищённости,
        - и после ИС-2 - непревзойдённая в скорострельности при данном калибре,
        давайте, братцы, просто признаем: "Тигр" - самый лучший танк 1942-1943 г.г.
        Это ведь в самом деле так!!!
        Прохор
        1. Kars 14 августа 2012 17:03
          есть тут на форуме тема Лучший Тяж.танк ВМВ

          что бы особо не повторятса
          Столько споров
          1941-42 КВ 1
          1942-45 Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf. H/E

          ИС-2 тяжелый ШТУРМОВОЙ танк
          Кингтигр недорозумение от гигантомании Гитлера.


          http://forum.topwar.ru/topic/28-%d0%bb%d1%83%d1%87%d1%88%d0%b8%d0%b9-%d1%82%d1%8
          f%d0%b6%d0%b5%d0%bb%d1%8b%d0%b9-%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba-%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%8
          0%d0%be%d0%b9-%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9/page__st__40
        2. bistrov. 14 августа 2012 17:29
          Танк Р-4(Тигр) представлялсобой чрезвычайно тяжелую и громоздкую машину.Его компоновочная схема была традиционной для немецких танков:силовая установка в кормовой части корпуса,трансмиссия и ведущие колеса- в передней. Тигр имел корпус коробчатого типа. При этом установив все бронелисты корпуса вертикально, конструкторы танка полностью проигнорировали простой и весьма эффективный способ усиления бронезащиты посредством наклонного расположения бронелистов. И хотя толщина лобовой броникорпуса составляла 100мм, а бортов и кормы 82-82мм,бронебойные снаряды 76,2мм пушки ЗИС-3 могли поражать лобовую броню танка с 500м,а бортовую и кормовую броню- даже с расстояния 1500м. Констатация этого факта содержится в отчете Гудериана. Опорные катки распологались в шахматнои порядке, на поздних сериях были без резиного бондажа(полностью металлические). Это являлось причиной страшного грохота,сопровождавшего движение танка. В ходовой части использовались гусеницы двух типов:-725 и 520мм(боевые и транспортные) Можно только посочувствовать экипажам ,которым приходилось каждый раз "переобувать" их,сколько на это уходило трудов и сил.Кроме того большинство мостов,на территории СССР не выдерживало его вес 57 тн. Запас хода у него был всего 100 км. Как уже отмечалось наиболее совершенным в конструкции танка было его вооружение- полуавтоматическая 88мм пушка КwК36 ,которая отличалась наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза ,существенно снижавшего отдачу, также наличием продувки ствола после выстрела и отличными оптическими приборами. За минуту оно могло произвести 8 выстрелов .Это было страшное противотанковое оружие,доставившее очень много хлопот нашим танкистам. С другой стороны башня этих мешковатых машин поворачивалась довольно медленно, что использовали наши танкисты успевая сманеврировать, если Тигр делал первый промах. Танки Тигр поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых полков некоторых танковых дивизий. Из-за повышенных потерь во время наступлений немцы, во втором периоде войны старались использовать эти танки только из засад, ,за исключением нескольких эпизодов. По состоянию на 1 марта 1945 года части вермахта и СС имели в своем составе142 Тигра. А всего было выпущено 2282 танка. Как видим почти все они были уничтожены. Так ,что заявлять ,что это самый лучший танк периода 43 года я бы поостерегся.
          1. Kars 14 августа 2012 18:09
            А кто был лучше?Черчиль?или КВ 1?
            1. bistrov. 14 августа 2012 19:06
              Безспорно КВ-1. Черчилль при весе около 40 тн, имел всего 350 сильный бензиновый двигатель,,слабое бронирование и плюгавенькую пушку от 40 до 75 мм( на некоторых моделях их было по две)Гусеницы охватывали весь корпус,по примеру танков 1 мировой войны,без опорных роликов,часто рвались,он с трудом мог поднятся на небольшую горку, в грязь немедленно застревал(буксовал), приходилось наваривать ему на гусеницы дополнительные грунтозацепы( Один из таких случаев описывает в своих воспоминаниях маршал Советского Союза Якубовский,по этому поводу генерал Батов постоянно выговаривал ему при всрече:- Ну как ты умудрился нашего союзника Черчилля подковать?) Кроме того он мог загореться от простой пули. Это был гроб на гусеницах!
              1. Kars 14 августа 2012 19:12
                Цитата: bistrov.
                Безпорно КВ-1

                КВ 1 лучше Тигра?парадоксально.
                1. Прохор 14 августа 2012 21:33
                  Есть такое понятие - логика.
                  Дед мой был танкистом. Воевал на КВ-1 и Т-34. Поскольку мой дед - самый лучший дед был в мире, то и освоенные им танки - тоже лучшие мире. Всё, вроде, логично....
                  Нет! Не логично!
                  Тигр - шедевр, а то, что мы его "сделали" - только благодарность нашим дедам, благодарность со слезами на глазах, благодарность с памятованием о сотнях (и тысячах!!!), погибших от феноменального (для 40-х) орудия - Господи!!!, вечная им память!
                  Прохор
                  1. школоло 14 августа 2012 23:03
                    Железнейшая логика
                    школоло
              2. Прохор 14 августа 2012 21:58
                Да будет Вам... КВ-1 при всём уважении на роль лучшего тяжёлого танка 2 МВ не тянет, внучок ИС-2 разве что...
                Прохор
  18. leon-iv 14 августа 2012 15:51
    А я очень рад что гитлер гонялся за всякими вафлями. Ибо для выпуска тигров сокращался выпуск 4-к. А вот они немцам нужны были как воздух. тк 1 танк три не заменит.
    1. Космонавт 14 августа 2012 16:52
      Смотря какой танк...А тигр по всем показателям лучше четверок, да и в экипажи для тигров выбирали лучших.
      Космонавт
      1. bistrov. 14 августа 2012 19:21
        Я с Вами в корне не согласен, Р-4 считаю лучшим танком вермахта в сравнении цена-качество, с 42 года он был вооружен 75 мм длинноствольной полуавтоматической пушкой ,с продувом сжатым воздухом,примерно такой же ,как на "Пантере". Это было очень хорошее оружие. Недаром Р-4 выпустили более 8 тысяч и выпускали до конца войны , а Р-6 ,только 2200 и в 1944 году прекратили выпуск, перейдя на Р-7.
        1. Kars 14 августа 2012 19:24
          Цитата: bistrov.
          а Р-6 ,только 2200

          1350
          КТ 489
        2. Прохор 14 августа 2012 22:06
          Тигров выпустили около 1 700, да 4,5 тыс. Пантер - это страшная была по тем временам сила!
          Да и 10-12 "четвёрок" вместо них исход войны не повлияли-бы, разве что логическое завершение оттянули.
          Германия изначально была обречена на поражение, Леопард-2А7 и то ничего не решил бы...
          Прохор
        3. lds040580 15 августа 2012 15:18
          пантера в принципе лучший
          lds040580
  19. Varron 14 августа 2012 17:30
    Хорошие тут статьи про бронетехнику. Уже которую по счету читаю - все толковые.
    Varron
  20. bairat 14 августа 2012 18:11
    Цитата: bistrov.
    Танк Р-4(Тигр)

    какое то незнакомое мне обозначение.
    Цитата: bistrov.
    По состоянию на 1 марта 1945 года части вермахта и СС имели в своем составе142 Тигра. А всего было выпущено 2282 танка

    Аналогичная ситуация с штурмовиками Ил-2, было выпущено более 30 тысяч штук, до конца войны сохранилось всего около трех тысяч. По словам ветеранов самолет наводил ужас на немцев, даже находясь уже в плену при пролете Ил-2 над головами они падали от страха на землю.
    1. bistrov. 14 августа 2012 19:26
      Цитата: bairat
      какое то незнакомое мне обозначение

      Виноват описка , Нужно Р-6.
  21. Nubia2 14 августа 2012 21:19
    Хороший танк.
    Не без недостатков, но, у кого их нет.
    Комплекс вооружения просто отличный (imho).
    Nubia2
    1. Прохор 14 августа 2012 22:10
      Недостатки есть у каждого танка 2МВ, но скачок - от Т-26 к ИС-3 и от Pz-1 к Тигру - настолько поразителен, что все недоделки забываются...
      Прохор
  22. Artem6688 14 августа 2012 22:37
    Лучше б Тигр Р выпускали. А то с ходовой от обычного тигра одни проблемы
    Artem6688
  23. Самовар 14 августа 2012 23:23
    Цитата: Artem6688
    А то с ходовой от обычного тигра одни проблемы

    Особенно когда гусянки надо было переобувать, чтобы его по ж/д можно было везти. Ну а про замену катков говорить вообще излишне, ибо та еще радость была. Но в целом тигр себе популярность обеспечил, один из лучших танков ВМВ после 34-ки и исарика. Жаль только, что такой танк оказался инструментом в руках фашизма.
    Самовар
  24. maxiv1979 15 августа 2012 05:15
    Цитата: Мак
    прямую актуальность: чем ближе к концу войны, тем больше надо было немцам именно оборонятся, где Тигр и был хорош. До самого конца войны он пробивал все наши танки, даже ИС-2 (тоже проблемы с бронёй были)А учитывая значительно лучшую оптику и большую скорострельность (чем тот же ИС-2), то очень опасный противник был до самого конца войны.


    вот именно, в обороне им нужны были мощные пт-сау, на кои они и переключились к концу войны, посмотрите чем вооружались тигр 2 и прочие всякие ягдтигры) в их вооружении откровенное признание, что 88мм с длиной ствола 56клб уже недостаточно для борьбы с новой советской бронетехникой. Теперь учтем, что броня большинства советских танков передней линии уже не уступала броне тигра в толщине( как минимум) и резко превосходила в качестве. Откровенно слабая броня тигра, для его огромной массы, шилась уже всем и вся из числа пт средств СССР к 44г, начиная от длинноствольной 57мм пт пушки и 85мм Грабина на т34-85 и выше, смотрите фото в статье. Вся его слава - дот в 43г. В 44г уже практически любое попадание дырявило его и броня просто разваливалась и растрескивалась. Машина была не плохая, но с КУЧЕЙ недостатков. Еще момент, имя звучное у него, танк тяжелый и априори опасный, вот и приписывали любое поражение нашего танка тиграм) кто попал - тигр, кого подбили - опять же тигра) все это тщательно культивируется мемуарами, как советскими так и немецкими о чудо немечком солдате и чудо немецком танке и вот вам и легенда, как выразился боря моисеев " если пять лет подряд, человеку повторять что он пид..р, то можно ведь и поверить"))
    maxiv1979
  25. redcod 15 августа 2012 16:02
    Злой немецкий гений.
  26. vitamin-ky 19 августа 2012 06:29
    прочитал с огромным удовольствием как статью так и комменты -оченьинтересно много нового для меня ( если не все) понравилось -все!! к сожеленью всем поставить +1 не могу -поэтому просто скажу СПАСИБО.
    Мои дед прошел всю войну от командира БТ-7-до ком полка Т-34-85-умер в 1975 осколок таки добрался до сердца -спасибо всем кто дал возможность мне(нам) -жить
  27. Газпром 6 сентября 2012 03:37
    а ф-34 его не брала дальше 200 метров, вот такая фигня
    Газпром
  28. veloboroda 16 сентября 2012 16:19
    1.Низкая маневренность,скорость и проходимость ,плюс огромные габариты - хорошая, трудномаскируемая мишень (особенно для авиации).

    2.Броневые листы установлены вертикально.- низкая эффективность брони.

    3.Двигатель бензиновый - повышенная пожароопасность.

    4.Трансмиссия расположена спереди - повышенная масса ,снижение боевой надежности.

    5.Очень сложный и дорогой в производстве и эксплуатации.

    Один из самых неудачных танков второй мировой войны.
    .
    veloboroda
    1. svp67 3 июня 2013 21:37
      Цитата: veloboroda
      1.Низкая маневренность,скорость и проходимость ,плюс огромные габариты - хорошая, трудномаскируемая мишень (особенно для авиации).

      Абсолютна выдумано - данный танк имел очень высокую маневренность, благодаря геометрическим пропорциям и техническим решениям примененным в трансмиссии...Да и по габаритам, его корпус не на много больше по ширине и высоте Ис2, а по длине меньше.

      Цитата: veloboroda
      2.Броневые листы установлены вертикально.- низкая эффективность брони.

      Да броня не имела рациональных углов наклона, но для своего времени была надежной защитой экипажа, лоб танка очень мало кто мог пробить...

      Цитата: veloboroda
      3.Двигатель бензиновый - повышенная пожароопасность.

      Абсолютна надуманно - так как выбор типа двигателя больше зависел от топливного баланса воюющих стран, и не стоит забывать, что карбюраторный двигатель имеет свои преимущества перед дизелем...

      Цитата: veloboroda
      4.Трансмиссия расположена спереди - повышенная масса ,снижение боевой надежности.

      Зато повышение проходимости и улучшение развесовки танка и возможность размещения башни в центре корпуса, что очень положительно влияет на возможность ведения огня, особенно с ходу...

      Цитата: veloboroda
      5.Очень сложный и дорогой в производстве и эксплуатации.
      Все познается в сравнении. Интересно было бы сравнить показатель - стоимость - эффективность...

      Один из самых неудачных танков второй мировой войны.
      Ой как спорно...На эту роль найдется более достойные кандидаты...
  29. kov 20 сентября 2012 21:00
    Bидео история о танке Tiger

    kov
  30. olosors 3 июня 2013 21:23
    самая последняя модификация (H3)была лутше ис3 использовали новую сверх прочную броню эквевалентом 400мм пушу с бронепробитием в 600мм и двигателем дизельным в 1000л.с. скор. м. 48км/ч скор. по перес. мест. 38км/ч и безотказно работали все системы
    olosors
  31. olosors 3 июня 2013 21:27
    легенда мирового танкостроения
    olosors
  32. olosors 8 июля 2013 11:37
    А была модиф. H4 ?
    olosors
  33. olosors 23 июля 2013 11:01
    я тут узнал , что в модификации H8 была пременина модульная броня многослойная (раньше т-64)
    и новые боеприпасы (установить можно было только на эту модификацию) бронебойнозажигательные
    пробивали 1800мм на растоятии в 1500м .
    olosors
  34. кот-покусак 31 августа 2014 07:59
    Цитата: olosors
    я тут узнал , что в модификации H8 была пременина модульная броня многослойная (раньше т-64)
    и новые боеприпасы (установить можно было только на эту модификацию) бронебойнозажигательные
    пробивали 1800мм на растоятии в 1500м .

    К данному утверждению очень подойдет цитата из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", собственно вот она- Закусывать надо!
    кот-покусак
  35. кот-покусак 31 августа 2014 08:29
    Такие термины как: маневренность и проходимость ,просто неприменимы к машине типа тигр,либо писать такие слова в ковычках. Дикое удельное давление на грунт сильно ограничит местность использования машины,что кстати сразу и проявилось,выяснилось под Ленинградом. Севшая машина станет мишенью.
    Садились в грязь не только тигры,но и их опереточные меньшие братья начального периода войны. Танки т1_2_3 с тонкими гусеницами были довольно беспомощны в глубоком снегу или распутице. А вот у 34ки с удельным давлением на грунт был полный порядок да и движка стояла не абы какая,а единственный на всей планете быстроходный танковый дизель в 500л/с. Давшей машине великолепную тяговооружонность и крутящий момент. Данная машина создавалась для войны и попала в свою среду,для нее не оказалось сюрпризов ,кроме того... 34ке повезло вдвойне т.к. воевать пришлось против технически отсталых машин противника таких как:т_1 с пулеметом и шкуркой в15мм, т-2 с 20мм пушкой и шкуркойоколо 25мм, т_3 с грозным 37мм орудием и броней 30мм. Данные машины не были ровней машине,которую конструировали не для опереточной войны по автобанам.
    Даже появление более сильного противника в лице Тигра и Пантеры не поставило на машине крест. Последующая модификация т-34-85 свернула третьему рейху шейку. Именно эта машина оказалась палочкой выручалочкой. Именно эта машина могла и сражалась против тигров и прочего зверинца нацистов. И победила.
    кот-покусак
  36. кот-покусак 31 августа 2014 08:53
    Я не утверждаю что Тигр был коровьей лепехой или козьими кругляшками. Машина безусловно грозная,но и недостатки в ней находятся без труда.
    1. Про удельное давление на грунт мы уже выяснили.
    2. Рассположение ведущего колеса спереди привело к тому,что через все боевое отделение к носу машины протянулся карданный вал,который поднял высоту боевого отделения,которую надо прикрывать броней достаточноц толщины...которая много весит и требует более мощного двигателя. Машина получилась огроменной. Наши конструкторы рассположили трансмиссию и ведущее колесо сзади и все эти ведьмины круги завертелись обратно. Машина вышла более защищенной и с меньшим весом. Вес Тигра 57т, вес Ис2 46т. Наклонные листы брони обеспечивают лучшую снарядостойкость-это не требует пояснений.
    Теперь про сказку,про плохие прицелы на Ис2- к вашему сведению... На Ис2 стояла копия немецкого прицела,то ли с тройки,то ли с четверки и пухет его не давал дикого разброса как это показано в всеми так любимой аркаде Ворлд оф танкс. За плохую пушку товарищ Сталин не расстрелял бы,а отправил каналы рыть. У него не забалуешь.
    Сделаю проще. Те кто любит или просто интересуется подобными темами,советую прочитать книги А.Драбкина-я сражался на т34 кника 1_2. И как ни странно ,книги предателя и изменника с псевдонимом Виктор Резун. Люди с тех.образованием или тех.складом ума оценят его манеру писать и излагать доводы и примеры.
    Читайте,выясняйте,интересуйтесь,приводите примеры ... А не ругайтесь :-)
    кот-покусак
  37. KostikZaika 25 ноября 2014 13:31
    Порше предложил электротрансмиссию и продольную торсионную подвеску с шестью катками на борт. Однако освоить данную сложную конструкцию в течении короткого срока немецкая промышленность не смогла и реализовать оригинальный замысел не удалось.

    Ерунда! Позже 90 шасси изготовленных Порше стали основой для САУ "Фердинанд". И нареканий на трансмиссию не было.
    KostikZaika

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня