Военное обозрение

Проект 21180М: ледоколы будущего

18

Проектный облик ледокола пр. 21180М


20 ноября на заводе «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялся вывод из эллинга корпуса головного ледокола пр. 21180М. Судно «Евпатий Коловрат» переведено на достройку и в обозримом будущем выйдет на испытания. В 2022 г. его планируют сдать заказчику, а в течение нескольких следующих лет появится второй ледокол серии. Ожидается, что появление подобных судов положительным образом скажется на обеспечении работы военно-морских баз и флота в целом.

От концепции до сдачи


В 2014 г. на заводе «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) началось строительство головного ледокола пр. 21180 «Илья Муромец» разработки КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород). В ноябре 2017-го судно передали флоту. Изначально планировалось, что за ним последуют три однотипных ледокола, но весной 2017 г. стало известно об изменении планов. Минобороны пересмотрело технические и экономические требования к желаемым ледоколам.

Согласно обновленным планам ВМФ, перспективный дизель-электрический ледокол для военно-морских баз должен был отличаться от «Ильи Муромца» меньшей осадкой, уменьшенными габаритами, рядом других технических особенностей, а также сокращенной стоимостью. Такой проект получил номер «21180М» – несмотря на кардинальные отличия, его рассматривали как глубокую модернизацию существующего.

В 2017 г. КБ «Вымпел» выполнило новый проект, а затем завод «Алмаз» получил заказ на строительство головного судна. Стоимость контракта – ок. 6 млрд руб. В течение 2018 г. завод готовил строительство и заключал необходимые контракты на материалы и оборудование.

12 декабря 2018 г. прошла церемония закладки первого ледокола пр. 21180М, получившего имя «Евпатий Коловрат». 20 ноября 2020 г. готовый корпус вывели из эллинга для последующей достройки. Спуск на воду запланирован на следующий год. По завершении испытаний, в 2022 г. головной ледокол нового типа войдет в состав ВМФ. Ему предстоит служить в составе Тихоокеанского флота; базой станет Петропавловск-Камчатский.


Корпус "Евпатия Коловрата" во время вывода из эллинга

Согласно актуальным планам, после завершения работ по «Евпатию Коловрату» состоится закладка второго ледокола этого типа. Его планируют достроить и передать флоту до 2027 г., т.е. до конца действующей Госпрограммы вооружений. Точные сроки закладки и спуска на воду, а также имя судна пока не объявлялись. Сообщается, что второй ледокол передадут Северному флоту.

Пути модернизации


Проект 21180М рассматривается в качестве варианта доработки и модернизации базового «21180» с учетом новых требований заказчика. В основном они сводятся к уменьшению осадки (и главных размерений), а также к сокращению стоимости. С ними в той или иной мере связаны прочие нововведения в разных областях. В частности, серьезным изменениям подверглась судовая энергоустановка и движители.

Полное водоизмещение ледокола пр. 21180М составляет 4800 т. Для сравнения, у «Ильи Муромца» этот параметр достигает 6 тыс.т. Полная длина судна уменьшена с 85 до 82 м, ширина с 20 до 19 м. Осадку сократили с 7 м до 4,6 м. Несмотря на это, основные рабочие характеристики остались на прежнем уровне. Так, на скорости 2 узла ледоколы двух проектов могут проходить льды толщиной до 1 м.

В пр. 21180 использовалась дизель-электрическая энергоустановка с выводом мощности на две винто-рулевые колонки. Пр. 21180М использует иную архитектуру. В нем применена комбинация из двух ВРК меньшей мощности и центрального вала с гребным винтом и отдельным электродвигателем. За счет этого обеспечивается выгодное сочетание скоростных и маневренных характеристик и способность эффективного выполнения основных задач. Расчетная максимальная скорость ледокола – 14 узлов. Дальность плавания – 7600 морских миль. Для сравнения, пр. 21180 обеспечивает скорость до 15 узлов и дальность 9 тыс. миль.

Приняты меры по сокращению нагрузки на экипаж. Контроль за работой узлов и агрегатов осуществляется при помощи цифровой автоматизированной системы управления «Залив-ЛК-21180». Численность экипажа не превышает 28-30 чел. Автономность составляет 30 суток, вдвое меньше, чем в базовом пр. 21180.


Общий вид ледокола пр. 21180

Ледоколы двух новых проектов способны не только выполнять проводку судов через льды, но и решать другие задачи. Так, носовая палуба выполнена в виде площадки для приема вертолетов. Позади надстройки перевозится легкий катер. Также судно оснащается подъемным краном и может перевозить грузы, как в трюме, так и на палубе. Предусматривается оборудование для пожаротушения и буксировки судов.

Суда не получают штатного вооружения. При этом нельзя исключать, что проект предусматривает его установку при необходимости. Так, ранее сообщалось о возможности оснащения ледокола пр. 21180 артиллерийской установкой типа АК-630 и пулеметами. Возможно, обновленный проект 21180М имеет схожие возможности.

Новые и старые


Единственный ледокол пр. 21180 передан Северному флоту и служит на базе Североморск. Головное судно нового пр. 21180М передадут Тихоокеанскому флоту, а второй ледокол этого типа через несколько лет начнет службу в составе Северного. Появление трех судов типа «21180(М)» позволит провести крупное обновление ледокольного флота ВМФ с понятными положительными последствиями.

По открытым данным, в распоряжении Северного флота сейчас имеется только два ледокола: новый «Илья Муромец» и старый «Руслан» пр. 97П, построенный в середине семидесятых. Ввиду морального и физического устаревания служба последнего подходит к концу. После его списания в строю останется только один современный ледокол.

Ситуация на Тихоокеанском флоте принципиально не отличается. Там служат два ледокола пр. 97П/АП постройки 1968-73 гг. с базированием в Петропавловске-Камчатском. Более старое судно находится на ремонте и вскоре вернется в строй. При этом очевидно, что эксплуатация этих ледоколов в будущем завершится. На смену им придет головное судно пр. 21180М.


"Илья Муромец"

Таким образом, два основных оперативно-стратегических объединения ВМФ, постоянно сталкивающихся с проблемой льда, испытывают потребность в усилении ледокольного флота. Меры в этом направлении принимаются, и в обозримом будущем дадут желаемые результаты. Впрочем, темпы обновления группировок ледоколов не слишком велики, и флот пока не сможет отказаться от устаревших образцов.

Новые суда типа «21180М», как самостоятельно, так и вместе с другими ледоколами разных проектов, смогут обеспечивать деятельность военно-морских баз и осуществлять проводку кораблей флота в морях Арктики. При этом речь идет о собственных ледоколах ВМФ, что сокращает зависимость от других структур, располагающих подобным флотом.

Пока запланировано строительство только двух ледоколов пр. 21180М в срок до 2027 г. Вполне возможно, что после окончания их строительства появится заказ на новые суда этого типа. Кроме того, возможна разработка совершенно нового проекта, учитывающего опыт эксплуатации предшественников. Пути дальнейшего развития этого направления будут определяться позже.

На стратегическом направлении


Арктический регион имеет большое значение, что предъявляет особые требования к развитию вооруженных сил на этом направлении. В частности, необходимы специализированные образцы различной техники, в т.ч. ледоколы и суда ледового класса. Нынешние проекты 21180 и 21180М созданы в рамках этой стратегии, и уже позволили начать переоснащение ледокольного флота.

Следует признать, что пока имеют место некоторые трудности. Средний возраст ледоколов ВМФ весьма велик, а из новых судов пока начало службу только одно. Впрочем, процесс обновления вспомогательного флота продолжается, и уже запущена модернизация его ледокольной части. Одно новое судно не так давно начало службу, а в ближайшем будущем появятся новые – более полно соответствующие актуальным требованиям флота.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны РФ, Flotprom.ru
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 24 ноября 2020 05:07
    -10
    Одно новое судно не так давно начало службу, а в ближайшем будущем появятся новые

    what Мишустин начал сокращение министерств...где деньги то брать на новые ледоколы ...а?
    1. мордвин 3
      мордвин 3 24 ноября 2020 05:27
      +2
      Цитата: Леха с Андроида.
      где деньги то брать на новые ледоколы ...а?

      На курево налоги повысят. Вот, блин, так и курить брошу, дорогое удовольствие.
      1. Deck
        Deck 24 ноября 2020 06:21
        +3
        Отсутствуют два совершенно необходимых на ВО комментария:
        "нужный кораблик" и "калибры будут?"
        1. мордвин 3
          мордвин 3 24 ноября 2020 06:25
          0
          Цитата: Deck
          "нужный кораблик"

          А в принципе зачем он нужен?
          Цитата: Deck
          "калибры будут?"

          Калибр на ледокол - как подштанники у африканца.
        2. Стирбьорн
          Стирбьорн 24 ноября 2020 08:53
          -2
          Цитата: Deck
          "нужный кораблик"

          не "нужный", а "красивый". wassat
          1. Deck
            Deck 24 ноября 2020 10:32
            -2
            Красивый?!!! Пока что он без надстройки на плаву похож на баржу. laughing
            Да и потом, как все ледоколы, он будет похож на перевернутую галошу. Не зря у "старшей" серии 21900 прозвище "дирижабль"
            1. Deck
              Deck 24 ноября 2020 17:08
              0
              Вот он ваш красавец невиданной стройности линий. Чайный клиппер практически.

        3. ElTuristo
          ElTuristo 25 ноября 2020 12:59
          -1
          Будут ,вместо камбуза...
  2. Вольный ветер
    Вольный ветер 24 ноября 2020 07:08
    -10
    Ледоколы нужны для вывоза нефти и газа из Арктики, сев мор путь никому в мире не нужен, от слова совсем. Пробок у Берингова пролива не наблюдается.
    1. ElTuristo
      ElTuristo 25 ноября 2020 12:59
      -1
      Вы что инноватора Мехельсона критикуете?
  3. Монар
    Монар 24 ноября 2020 09:39
    0
    Специалисты, поясните.
    перспективный дизель-электрический ледокол для военно-морских баз

    Я правильно понимаю, что это ледокол для портов и ближайшей морской зоны?
    1. Lex_is
      Lex_is 24 ноября 2020 09:47
      0
      Нет.
      Он для патрулирования, буксировки, снабжения и решения вспомогательных задач.
      1. Монар
        Монар 24 ноября 2020 10:24
        0
        Патрульный ледокол? Что-то совсем новенькое для меня. И как он будет браконьеров (допустим) задерживать. Вооружения то нет.
        1. Lex_is
          Lex_is 24 ноября 2020 10:33
          +3
          Это не то патрулирование laughing
          Это патрулирование с целью обеспечения судоходства и оказания помощи при ухудшении ледовой обстановки.
          1. Монар
            Монар 24 ноября 2020 11:45
            0
            Да? Всю жизнь думал, что ледоколы суда проводят через льды, а не патрулируют. Ну ещё освобождают из ледового плена с последующей проводкой до чистой воды.
            1. Lex_is
              Lex_is 24 ноября 2020 11:50
              +3
              Думайте дальше.
              Возможно (но это не точно) додумаетесь, что для того, чтоб освобождать из ледового плена с последующей проводкой до чистой воды и оказывать помощь при ухудшении ледовой обстановки ледокол должен патрулировать район, а не идти трое -четверо суток из порта.
    2. El Dorado
      El Dorado 24 ноября 2020 13:00
      0
      Этот ледокол будет базироваться в Вилючинске на Камчатке и будет выводить в океан наши ПЛА.
      1. Монар
        Монар 24 ноября 2020 13:31
        -2
        Спасибо. Ясно и понятно. А то патруль ... Хорошо хоть не ГИБДД. winked