Жертва собственного веса. САУ «Объект 263»

6
В конце сороковых годов прошлого века в Советском Союзе был создан тяжелый танк ИС-7. Он имел превосходное для своего времени вооружение и солидное бронирование. Однако ряд обстоятельств, связанных с появлением новых бронебойных боеприпасов и особенностями дорожной сети страны, привели к закрытию проекта. ИС-7 так и не был принят на вооружение. В то же время, ходовая часть тяжелого ИС-7 заслужила ряд положительных отзывов и некоторые представители военного руководства страны не спешили отказываться от нее. Да и 130-миллиметровая пушка была достаточно лакомым кусочком.



В связи с этим в 1950 году конструкторы Ленинградского Кировского завода получили задание создать на базе танка ИС-7 тяжелую самоходную артиллерийскую установку. Проект получил обозначение «Объект 263», а ведущим конструктором эскизного проекта был назначен В.С. Старовойтов. Изначально было создано три варианта новой самоходки, отличавшихся друг от друга некоторыми нюансами конструкции. В ходе работ над «Объектом 263» эти варианты нередко «обменивались» различными нюансами конструкции и в итоге в программе остался только одна версия, которой и прочили большое будущее.

Поскольку одним из главных требований к новой САУ была максимальная унификация с танком ИС-7, то ее ходовая часть была заимствована практически без изменений. Моторно-трансмиссионная группа осталась прежней: 12-цилиндровый V-образный дизель М-50Т мощностью 1050 лошадиных сил и шестиступенчатая коробка передач. То же самое можно сказать о подвеске, катках и гусеницах. При этом общая компоновка корпуса была значительно скорректирована. Бронированная рубка самоходки должна была располагаться в задней части корпуса, поэтому двигатель и трансмиссия были перенесены в переднюю. Топливные баки, в свою очередь, теперь располагались в средней части бронированного корпуса. Изменение центровки машины, связанное с перекомпоновкой было компенсировано увеличением толщины брони. Прежде всего нужно отметить лоб «Объекта 263». В отличие ото лба танка ИС-7, он делался не по системе «щучий нос», а представлял собой простую комбинацию прямолинейных панелей. Главный плюс расположения бронепанелей под углом друг к другу заключается в увеличении уровня защиты в сравнении с «прямым». По этой причине «Объект 263» предлагалось оснастить лобовым листом толщиной в 300 миллиметров. Борта корпуса в проекте имели гораздо меньшую толщину, от 70 до 90 мм. Что касается бронированной рубки, то и она имела солидную защиту: лобовой лист в 250 мм и борта по 70 мм. С такой броней «Объект 263» мог выдержать обстрел из всех существующих пушек средних танков и ряда более серьезных орудий.



Главным вооружением самоходной артиллерийской установки «Объект 263» должна была стать пушка С-70А. Фактически, это было дальнейшее развитие пушки С-70, предназначенной для танка ИС-7. Этот проект, созданный в Центральном артиллерийском конструкторском бюро под руководством В.Г. Грабина восходило к еще дореволюционной морской пушке Б-7 калибра 130 миллиметров. Стоит отметить, что в ходе нескольких глубоких модернизаций конструкция орудия была значительно изменена и С-70А не имела почти ничего общего с изначальной Б-7 помимо калибра. Пушка С-70А имела солидные размеры, вызванные в первую очередь стволом длиной в 57,2 калибра. Кроме того, немалыми были казенная часть и противооткатные устройства. Из-за этого компоновка рубки получилась довольно непривычной. Казенник пушки почти доходил до задней стенки рубки. По этой причине последнюю пришлось сделать откидной. Предполагалось, что перед началом боя экипаж опустит эту деталь и сможет работать, не опасаясь повреждений рубки. Кроме того, откинутый задний лист немного увеличивал площадь пола боевого отделения, что могло немного облегчить работу экипажа.

130-миллиметровая пушка имела очень большую отдачу. Поэтому к дульному тормозу щелевой системы и противооткатным устройствам пришлось добавить откидываемое опорное устройство, напоминающее бульдозерный отвал. На имеющихся фотографиях макета «Объекта 263» видно, что в крайнем нижнем положении он удерживал на себе опущенный кормовой лист рубки. Вдоль бортов рубки, на внутренней их стороне, были размещены держатели для боеприпасов. Выстрелы раздельного заряжания закреплялись по семь с каждого борта. Для удобства снаряды располагались в одном держателе, гильзы – в другом. Заряжание пушки было обязанностью двух членов экипажа: заряжающего и его помощника.

Жертва собственного веса. САУ «Объект 263»


Всего же в экипаж САУ «Объект 263» должно было входить пять человек: командир, механик-водитель, наводчик, и двое заряжающих. Для ведения огня прямой наводкой экипаж имел прицел ТП-47, а для стрельбы с закрытых позиций самоходку предлагалось оснащать прицелом ТШ-46. Расчетная скорострельность «Объекта 263» была невелика – за минуту экипаж мог успеть сделать не более одного-полутора выстрелов. Главной причиной этого была специфическая компоновка рубки, не позволявшая достичь тех показателей, какие были у танка ИС-7 (порядка шести выстрелов). Низкая скорострельность, согласно мнению военных и разработчиков, должна была компенсироваться высокими огневыми характеристиками длинноствольной пушки. Так, с расстояния в две тысячи метров орудие С-70А при использовании бронебойного снаряда БР-482 должно было пробивать до 160-170 миллиметров гомогенной брони (при угле встречи в 90°).

В начале 1951 года эскизный проект новой самоходки был готов, и его представили комиссии министерства обороны. Военное начальство ознакомилось с работами конструкторов ЛКЗ, после чего началась сборка натурного макета САУ. На макете планировалось проверить некоторые задумки и выявить проблемы компоновки, эргономики и т.п. Всего через несколько недель после завершения сборки макета «Объекта 263» из Москвы пришло распоряжение: работы по проекту прекратить. Конечно, 130-мм орудие было очень хорошим аргументом на поле боя. Однако расчетная масса новой самоходной артиллерийской установки была на уровне 60 тонн. Это было на 8000 килограмм меньше, чем у недавно закрытого проекта ИС-7, но все равно слишком много для практического использования в имеющихся условиях. Конструкцию самоходки, теоретически, можно было бы облегчить. Но исключительно ценой уменьшения уровня защиты, что было бы далеко не самым разумным решением. По совокупности преимуществ и недостатков Главное бронетанковое управление решило, что Советской армии такая техника не нужна. Единственный построенный макет «Объекта 263» был разобран, а до строительства «в металле» дело так и не дошло.


По материалам сайтов:
http://blogtanker.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://gosu-wot.com/
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. grizzlir
    +3
    15 августа 2012 10:35
    Мощная артиллерийская система,на не плохом шасси,но с массой недостатков.Чего стоит одна только подготовка к стрельбе.Закономерно что данная разработка не пошла в серию.
  2. +3
    15 августа 2012 10:58
    Автору спасибо за статью. Не знал о таком проекте.
  3. +2
    15 августа 2012 11:24
    Увидев эту машину, невольно вспомнил наш "Таран" и немецкий Фердинанд. Последний, на мой взгляд является наиболее сбалансированным вариантом хорошо защищённой САУ. несмотря на ограниченные возможности в борьбе с фортификационными сооружениями.
  4. Братец Сарыч
    -1
    15 августа 2012 11:43
    Нет, это определенно извращение, к которым имели склонность конструкторы Кировского завода! Корабельное орудие в качестве противотанкового? Не тем путем пошли товарищи...
    1. olp
      +3
      15 августа 2012 12:07
      а почему нет
      д-10 тоже имеет морские корни, но считалось одним из лучших орудий и после войны
  5. +3
    15 августа 2012 12:15
    В конце 40-х конструкторы СССР получили Основной боевой танк с примерными характеристиками современных ОБТ,до такой же пушки совренные только начинают добиратса,до веса в 70 тонн тоже,бронезащита и как выразились в статье ....с появлением новых бронебойных боеприпасов ..как то сравлялись средние танки обладая бронезащитой в половину слабее.

    Жаль все таки ,могли пойти более быстрым путем развития танкостроения.
  6. ojr
    ojr
    0
    17 октября 2012 12:18
    Содержательная статья.
    Вот только написано "Выстрелы раздельного заряжания закреплялись по семь с каждого борта", а на нижнем снимке макета отчетливо видно 8...