Русская «Валькирия»: ведомый БПЛА «Гром»

98

Дефицит наших БПЛА


С момента начала вооружённого конфликта между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) тема беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не сходит со страниц профильных изданий. Ранее БПЛА отлично показали себя в конфликтах в Сирии и в Ливии, успешно уничтожая наземные цели и иногда даже выигрывая в противостоянии с новейшими российскими зенитными ракетно-пушечными комплексами (ЗРПК) «Панцирь».

В России длительное время существовало достаточно серьёзное отставание в разработке и принятии БПЛА на вооружение. Особенно это касается высотных БПЛА дальнего радиуса действия типа HALE (High Altitude Long Endurance), предназначенных для полетов на высотах более 14 000 метров, и класса MALE (Medium Altitude Long Endurance), – на высотах 4 500–14 000 метров.

Переломный 2020


Несмотря на ситуацию с коронавирусом COVID-19, существенно повлиявшую на реализацию множества проектов по всему миру, 2020 год может стать переломным в части оснащения российских вооружённых сил БПЛА разных типов.



В первую очередь это принятие на вооружение 20 апреля 2020 года комплекса «Орион», включающего БПЛА, которые можно отнести к нижнему порогу класса HALE. Также в 2020 году предположительно завершены испытания более тяжёлого БПЛА «Альтаир»/«Альтиус-У» (последнее обозначение «Альтиус-РУ»), что позволяет осторожно ожидать его появления на вооружении в 2021 году.


Первый принятый на вооружение российский комплекс БПЛА «Орион» класса HALE. Кадр из передачи НТВ "Смотр". Высокие технологии: новые российские беспилотники


Испытательный полёт БПЛА «Альтиус-У» в 2019 году. Источник: Минобороны России, mil.ru

Испытания проходит тяжёлый БПЛА С-70 «Охотник», в конструкции которого широко используются технологии снижения заметности. По заявлению руководителя Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в августе 2020 года, «Охотник» должен быть принят на вооружение в 2024 году.


Прототип БПЛА «Охотник».Источник: Минобороны России / YouTube

Ну и наконец, на выставке «Армия-2020» были показаны макеты перспективных БПЛА «Сириус», «Гелиос» и «Гром», проектируемых специалистами Группы «Кронштадт».


Макеты БПЛА (сверху-вниз) «Сириус», «Гелиос» и «Гром». Источник: (с) Саид Аминов / saidpvo.livejournal.com

Основные проблемы


Основными проблемами при создании отечественных БПЛА является отсутствие необходимых высокоэкономичных двигателей и бортовой электроники.

Ещё более существенным ограничительным фактором, затрудняющим эксплуатацию БПЛА на большом удалении от пункта управления, является отсутствие отечественных глобальных систем высокоскоростной помехозащищённой спутниковой связи.

Особенно это проявляется при эксплуатации БПЛА класса HALE и MALE.

Перспективы


Вместе с тем, есть определённый класс БПЛА, для которых отсутствие систем спутниковой связи не является критичным недостатком. Это БПЛА, управление которыми осуществляется с борта пилотируемых летательных аппаратов и с которыми указанные БПЛА работают в рамках решения одной задачи. Из российских проектов на решение этой задачи ориентированы вышеупомянутые БПЛА «Охотник» и БПЛА «Гром».

БПЛА «Охотник», разрабатываемый компанией «Сухой», это сложная и дорогая машина массой порядка 20 тонн.

Его сложность и стоимость могут быть сопоставимы с таковой у истребителя пятого поколения Су-57.

Задачи, которые он может решать, и возможная тактика его применения вполне заслуживают отдельной статьи.

Учитывая задержки с реализацией проекта самолёта Су-57, можно ожидать, что и сроки создания БПЛА «Охотник» также будут смещены как минимум на несколько лет.

В этой статье мы рассмотрим концептуально куда более простой БПЛА «Гром» и его зарубежные аналоги (проекты которых собственно были анонсированы раньше него).

Программа Skyborg


Реализуемая военно-воздушными силами (ВВС) США программа Skyborg имеет своей целью создание ведомого БПЛА для пилотируемых боевых самолётов. Отличительной чертой БПЛА, создаваемых по программе Skyborg, должна стать высокая интеллектуализация борта. Фактически ВВС США хотят получить автономного робота, способного взять на себя не только риск, но и частичное осуществление анализа и обработки информации. В перспективе такие БПЛА должны полностью заменить человека.

Русская «Валькирия»: ведомый БПЛА «Гром»
Рендер программы Skyborg ВВС США.


Презентация программы Skyborg.

Пока искусственный интеллект далёк от возможностей человеческого мозга ведомые БПЛА могут выполнять не менее важные задачи. Осуществлять разведку и постановку помех. Наносить удары по наземным, а в перспективе и по воздушным целям. Жертвуя собой, вскрывать системы противовоздушной обороны (ПВО) противника.

Разнообразие ставящихся перед БПЛА задач может создать противоречие.

С одной стороны, для взлома системы ПВО нужны недорогие БПЛА (которые при необходимости сами могут быть использованы в качестве боеприпаса – своего рода крылатой ракеты).

С другой стороны, для решения сложных задач (к примеру, противостояния высокотехнологичным пилотируемым истребителям противника) БПЛА должны иметь соответствующий технический уровень, что неизбежно повлияет на удорожание их стоимости.


Концепт облика БПЛА по программе Skyborg

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в рамках реализации программы Skyborg могут быть созданы сразу несколько БПЛА, предназначенные для решения разных задач.

С лета 2020 года над программой Skyborg работают компании Boeing, General Atomics Aeronautical Systems, Kratos Unmanned Aerial Systems и Northrop Grumman Systems, с каждой из которых были заключены контракты на сумму порядка 400 миллионов долларов.

XQ-58 Valkyrie


Компания Kratos Unmanned Aerial Systems разрабатывает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Его основное назначение – разведка и прорыв ПВО противника. Таким образом, это прямой аналог БПЛА «Гром».

Длина корпуса БПЛА XQ-58 Valkyrie составляет около 9 метров. Размах крыльев около 7 метров. Максимальная скорость 1 050 километров в час. Потолок 13 715 метров. Перегоночная дальность порядка 3 900 километров.


Прототип и изображения БПЛА XQ-58 Valkyrie.

Корпус БПЛА XQ-58 Valkyrie выполнен с применением технологий малозаметности и ориентирован на преодоление наземной ПВО – минимальная эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) должна быть в передней-нижней полусфере.


Испытательный полёт прототипа БПЛА XQ-58 Valkyrie.

Вооружение размещается во внутренних отсеках на четырёх точках подвески грузоподъёмностью по 250 кг. На БПЛА XQ-58 Valkyrie должны быть установлены оптические и радиолокационные средства разведки, система дистанционного управления и автопилот.

Одним из важнейших критериев разработки БПЛА XQ-58 Valkyrie компания Kratos Unmanned Aerial Systems называет максимальное снижение стоимости его производства и технического обслуживания. БПЛА XQ-58 Valkyrie создаётся на базе воздушной мишени. Предполагается, что его стоимость составит 2–3 млн долларов.

Loyal Wingman


БПЛА Loyal Wingman («Верный Ведомый») разрабатывается компанией Boeing Airpower Teaming System по заказу ВВС Австралии. Предполагается, что он будет использоваться в качестве ведомого с самолётами тактической авиации F-35A и F/A-18F, самолетами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Boeing EA-18G, противолодочными самолётами Boeing P-8A и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-7A Wedgetail.


Изображение БПЛА Loyal Wingman, управляемых с самолёта ДРЛОиУ E-7A Wedgetail.

Учитывая практически одинаковые требования, нет сомнений, что БПЛА Loyal Wingman в том или ином варианте примет/принимает участие в программе Skyborg.


Прототип БПЛА Boeing Loyal Wingman

БПЛА Boeing Loyal Wingman крупнее БПЛА XQ-58 Valkyrie – его длина составляет почти 12 метров. Дальность полёта должна составить не менее 3700 километров, которая будет обеспечиваться высокоэкономичным турбореактивным двигателем, используемым в «гражданских» самолётах. БПЛА Boeing Loyal Wingman выполнен по технологии малой заметности. В носовой части он оснащён отсеком длиной 2,6 метра для размещения оборудования разного типа.


Презентация БПЛА Boeing Loyal Wingman

В некоторых источниках говорится о том, что во внутреннем отсеке будут размещаться только модульные средства разведки, связи или РЭБ. При этом вооружение будет располагаться на внешней подвеске. Что несколько странно, учитывая большие габариты БПЛА Loyal Wingman по сравнению с БПЛА XQ-58 Valkyrie и снижение характеристик малозаметности при таком способе размещения вооружения.

Среди заявленных целей БПЛА Loyal Wingman – выполнение разведки и нанесение ударов по наземным целям, РЭБ и использование его в качестве ложной цели.

БПЛА Barracuda


Из машин данного класса можно ещё вспомнить БПЛА Barracuda германо-испанской разработки. Эта машина обладает более скромными характеристиками. При длине порядка 8 метров и собственной массе 2 300 кг полезная нагрузка составляет 300 кг, практический потолок до 6 000 метров, радиус действия 200 километров. Основной задачей БПЛА Barracuda является ведение разведки. Хотя не исключается его применение и для выполнения ударных задач.


БПЛА Barracuda.

БПЛА «Гром»


Как уже говорилось выше, макет БПЛА «Гром» был представлен на выставке «Армия-2020» группой «Кронштадт». Внешне БПЛА «Гром» напоминает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Что неудивительно. Учитывая, что создаются они для решения одинаковых задач. Однако по габаритам он превышает и «Валькирию», и «Верного Ведомого». Длина 13,8 метров. Размах крыла 10 метров. Как и его американские визави, БПЛА «Гром» реализуется с учётом технологий снижения заметности.


Макет БПЛА «Гром». Источник: BMPD, bmpd.livejournal.com

Скорость полёта БПЛА «Гром» должна достигать 1 000 километров в час, крейсерская – 800 километров в час. Практический потолок составит 12 000 метров. Предположительно, на БПЛА «Гром» будет установлен турбореактивный двигатель АИ-222-25, используемый на учебном самолёте Як-130.

В статье Найти авианосец: на замену Ту-95РЦ мы говорили о том, что указанный двигатель уже рассматривался к применению в БПЛА «Зонд-1» и «Зонд-2» КБ «Сухой». Судя по всему, это наиболее экономичное отечественное решение из доступных российским разработчикам БПЛА.

Для БПЛА «Гром» заявлен боевой радиус действия 700 километров. С одной стороны, это кажется меньше, чем у БПЛА XQ-58 Valkyrie и БПЛА Loyal Wingman. У которых радиус действия может составлять свыше 1 500 километров (основываясь на перегоночной дальности). С другой стороны, радиус действия иногда указывают с учётом времени на барражирования БПЛА в районе цели. Также ограничительным фактором может выступать дальность систем связи для управления БПЛА.

Вообще, для российского учебного самолёта Як-130, оснащённого двумя двигателями АИ-222-25, заявлена дальность полёта 2 000 км. А для его китайского аналога Hongdu L-15, оснащённого аналогичными форсированными двигателями АИ-222-25Ф, заявлена дальность полёта 3 100 км, при меньшей максимальной взлётной массе последнего.

С учётом вышеизложенного, можно предположить, что для БПЛА «Гром» вполне может быть достигнута перегоночная дальность порядка 3 000–3 500 километров.


Макет БПЛА «Гром». Источник: BMPD, bmpd.livejournal.com

Максимальная масса полезной нагрузки БПЛА «Гром» составляет 2 000 кг. Что предположительно больше, чем у БПЛА XQ-58 Valkyrie и БПЛА Loyal Wingman. В качестве вооружения может использоваться разнообразное управляемое вооружение: управляемая ракета Х-38МЛ, корректируемые авиационные бомбы КАБ-500С и КАБ-250ЛГ, перспективная авиационная управляемая ракета «Изделие 85» с многоспектральной головкой самонаведения.


Номенклатура вооружений БПЛА «Гром». Источник: BMPD, bmpd.livejournal.com

Можно отметить, что (по сравнению с американской программой Skyborg) БПЛА «Гром» больше ориентирован на выполнение ударных функций в роли «беспилотного штурмовика». О выполнении таких задач как РЭБ, вынесенная оружейная платформа авиационного вооружения или ретрансляция связи речи пока не идёт. Возможно, эти задачи будут возложены на более крупный, сложный и дорогой БПЛА «Охотник» или реализованы впоследствии.


Характеристики БПЛА «Гром». Источнник: А.В. Карпенко / bastion-karpenko.ru

Разведка также указана последним пунктом. Вместе с тем, в передней части макета БПЛА «Гром» имеется ярко выраженный радиопрозрачный обтекатель РЛС. Для применения некоторых образцов высокоточного оружия потребуется и оптоэлектронные средства разведки.

Нужны ли российским ВВС БПЛА типа «Гром»?


С одной стороны, такие БПЛА неизбежно будут дороже, чем более простые решения типа БПЛА «Орион». С другой стороны, по мере развития ПВО, ориентированного на уничтожение БПЛА, низкоскоростные решения с поршневыми моторами могут стать слишком лёгкой мишенью. Хотя реактивные БПЛА скорее всего будут более заметны в ИК и акустическом диапазонах. В конечном итоге, скорее всего эксплуатироваться будут все типы БПЛА, каждый из которых займёт свою нишу.

Вызывает вопрос взаимодействие БПЛА «Гром» с пилотируемыми боевыми самолётами. (Когда на БПЛА, разрабатываемые по программе Skyborg, возлагаются функции РЭБ, ретрансляции связи или вынесенной оружейной платформы при работе против воздушных целей, то они будут требовать от пилотов тактической авиации минимального вмешательства. С другой стороны, при атаке наземных целей пилоту будет необходимо уделять БПЛА куда больше времени, что может поставить под угрозу самого «ведущего»). Насколько будет автоматизирован БПЛА «Гром» и не станет ли он обузой для его «ведущего»?

В статье Куда уйдёт боевая авиация: прижмётся к земле или наберёт высоту? автором сделан вывод о том, что пилотируемые летательные аппараты уйдут на большие высоты. А на малых высотах останутся одни БПЛА. Пилотируемые самолёты тактической авиации будут привлекаться только для поражения особо важных целей, тогда как основную работу станут выполнять БПЛА.

С учётом вышеизложенного концепция «тактический пилотируемый самолёт + БПЛА-штурмовик» может быть поставлена под сомнение. Именно в части поражения наземных целей. Поскольку использование ведомых БПЛА в качестве носителя средств РЭБ, вынесенных средств разведки или вооружения может быть крайне эффективным. Но в нашем случае это скорее всего будет связка Су-57 + БПЛА С-70 (Охотник).

По мнению автора, наилучшим решением для уничтожения наземных целей стало бы использование самолётов-разведчиков Ту-214Р в качестве пункта управления БПЛА, в том числе и БПЛА типа «Гром».

Ту-214Р сейчас является самым современным самолётом-разведчиком ВВС РФ. Он оснащён многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411 с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора разработки ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга, а также оптико-электронной системой высокого разрешения «Фракция». Предполагаемая дальность обнаружения целей РЛС в активном режиме составляет 250 километров, дальность обнаружения РЛС противника в пассивном режиме радиотехнической разведки составляет до 400 километров.


Самолёт-разведчик Ту-214Р. Источник: russianplanes.net

Предположительно, внутренние объемы Ту-214Р позволят разместить оборудование для управления БПЛА «Гром». Сложно сказать, сколько операторов БПЛА можно разместить в Ту-214Р. Вероятное их количество может составить не менее восьми человек. В этом случае Ту-214Р может осуществлять обнаружение целей как собственными средствами разведки, так и средствами разведки БПЛА, а затем оперативно осуществлять их уничтожение.


Автоматизированное рабочее место оператора в самолёте Ту-214Р.

В ударную группу могут входить БПЛА типа «Гром» с различной полезной нагрузкой и задачами (ударные БПЛА, БПЛА с оборудованием РЭБ, с противорадарным вооружением, с ложными мишенями, с дополнительным подвесным разведывательным контейнером и т.д.), что позволит гибко выстраивать тактику атаки.

Карусели БПЛА


БПЛА «Гром» смогут действовать на удалении до 250 километров от самолёта Ту-214Р и более, если позволят системы связи. Может быть реализован режим налётов «волнами», когда БПЛА «Гром» будут базироваться на аэродроме. Автоматически или под управлением наземного БПЛА будут осуществлять взлёт и выдвигаться на автопилоте в зону патрулирования Ту-214Р. Под управлением операторов на борту Ту-214Р наносить удары по противнику и автоматически возвращаться на аэродром базирования для заправки, обслуживания и перезарядки. Параллельно с аэродрома будет выдвигаться вторая «волна» БПЛА. Получится что-то типа «танковой карусели», применяемой российскими ВС во время Чеченской войны.

В случае, если системы связи и управления БПЛА «Гром», «Орион», «Альтаир» и прочих унифицированы, то авиационный пункт управления на базе Ту-214Р может задействовать для решения боевых задач БПЛА разных типов, используя их сильные стороны. Если же такая унификация не предусмотрена, то реализовать её надо уже сейчас, пока российские ВС ещё не насыщены БПЛА.

Если же размещение пункта управления БПЛА в силу каких-либо причин на Ту-214Р невозможно (например, из-за высокой стоимости разведывательного оборудования и/или его значительных габаритов, не позволяющих разместить системы связи и управления БПЛА), то может быть создано специализированное решение на базе самолётов Ту-214ПУ (пункт управления) или Ту-214СУС (самолётный узел связи). Плюсом этих машин является увеличенная за счет установки дополнительных топливных баков под полом кабины дальность полёта, составляющая до 10 500 километров. Также может быть увеличено количество операторов БПЛА.


Ту-214ПУ. Источник: https://russianplanes.net

Высокоинтенсивное огневое воздействие


Сочетание самолёта-разведчика/самолёта управления БПЛА со скоростными БПЛА типа «Гром» (и БПЛА других типов) позволит осуществлять высокоинтенсивное огневое воздействие на противника практически без риска потерь пилотируемых боевых самолётов (разумеется, при обеспечении прикрытия пункта управления от авиации противника). Одним из преимуществ связки Ту-214Р + БПЛА «Гром» является отсутствие необходимости в наличии высокоскоростных помехозащищённых спутниковых каналов связи.

Это решение может «закрыть» эпоху реактивных штурмовиков типа Су-25 и фронтовых бомбардировщиков типа Су-24/Су-34, а также существенно уменьшить потребность в использовании сложных и дорогих истребителей пятого поколения Су-57 для атаки наземных целей.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 ноября 2020 04:29
    Спасибо Андрей за статью. Есть над чем поразмыслить. hi Хотелось бы поболее узнать о возможностях НАТО противостоять нашим перспективным беспилотникам. Есть ли у них какая нибудь концепция борьбы с беспилотниками противника.
    1. +6
      27 ноября 2020 06:04
      Цитата: Леха с Андроида.
      Основной задачей БПЛА Barracuda является ведение разведки. Хотя не исключается его применение и для

      Нет )). Ни у кого нет. Думают о выпуске дронов перехватчиков. Из практиков - Израиль сбивает БПЛА вертолетами и Патриотом. Применение против них реактивной авиации признано не эффективным.
      1. +2
        27 ноября 2020 09:18
        Цитата: Krasnodar
        Патриотом. Применение против них реактивной авиации признано не эффективным.


        С какой это стати? Ракета Патриота стоит не менее 3.6 млн. баксов, АиМ-9 - не более полумиллиона, а АиМ-120 - 1.3 млн. баксов.
        1. +6
          27 ноября 2020 11:02
          С той стати, что если БПЛА скорректирует огонь снарядами Краснополь, скажем, по танкам Меркава, стоимость каждого из которых составляет 6 млн минимум, то ущерба будет значительно больше. ))
          1. 0
            27 ноября 2020 11:04
            Я про другое, как Патриот попадает по малому БПЛА все уже в курсе. Почему авиацию нельзя привлечь? Навскидку тот же Сирчер можно взять на сопровождение с 40-70 км станцией Ф-16 блок 52
            1. +2
              27 ноября 2020 11:08
              Палестинца удалось снять Ф-15-м, Ф-16-й промазал по российскому Форпосту. Как и Патриот. Патриот подшаманили, сбили иранца. Другого иранца сбили с вертолета.
          2. +3
            27 ноября 2020 17:46
            Макет......
            1. +3
              27 ноября 2020 23:11
              "Как и его американские визави, БПЛА «Гром» реализуется с учётом технологий снижения заметности."
              И ведь не поспоришь... БПЛА из фанеры вообще на радаре не видать! )))
              А ведь был в металле Ту-143 «Рейс». Просто допилить напильником. Но это дешево выйдет.
        2. 0
          6 декабря 2020 18:28
          ракеты воздух воздух типа дешевле? А вот тот факт, что для их пуска нужен самолёт для их доставки к месту пуска - а стоимость полёта и обслуживания самолёта тогда надо прибавить к стоимости выпущенной ракеты В-В, не говоря уже о финансовых бонусах пилоту.
      2. +3
        27 ноября 2020 20:42
        "Израиль сбивает БПЛА вертолетами и Патриотом"///
        ---
        Это временное решение. Нет оптимальных средств.
        Я думаю, сделают многоразовые дроны-перехватчики с каком-нибудь
        мини ракетами ВВ.
        1. +1
          14 января 2021 14:32
          На воздушных шарах мужики с дробовиками - верное дело.
    2. AVM
      +7
      27 ноября 2020 07:52
      Цитата: Леха с Андроида.
      Спасибо Андрей за статью. Есть над чем поразмыслить. hi Хотелось бы поболее узнать о возможностях НАТО противостоять нашим перспективным беспилотникам. Есть ли у них какая нибудь концепция борьбы с беспилотниками противника.


      Спасибо!
      Будет статья не конкретно про НАТО, а вообще про способы противостоять БПЛА.
  2. +19
    27 ноября 2020 04:53
    Аналоги Грома уже летают, а Гром пока только в виде фанерной модельки, доработают конечно - но к тому времени он устареет и нужно будет опять дорабатывать - процесс практически бесконечный.
    Дошло до того, что уже Шойгу допекли бесконечными НИОКРами - при заказе корветов министр озвучил жёсткое требование - никаких НИОКР, стройте серию.
    1. +10
      27 ноября 2020 06:41
      Ага,успокоительная статья,типа у нас всё будет, возможно через несколько лет,но это не точно.
      1. 0
        24 декабря 2020 04:29
        Ничего другого пессимист в принципе сказать не мог)) no
    2. AVM
      +9
      27 ноября 2020 07:53
      Цитата: Назар
      Аналоги Грома уже летают, а Гром пока только в виде фанерной модельки, доработают конечно - но к тому времени он устареет и нужно будет опять дорабатывать - процесс практически бесконечный.
      Дошло до того, что уже Шойгу допекли бесконечными НИОКРами - при заказе корветов министр озвучил жёсткое требование - никаких НИОКР, стройте серию.


      Ну хотя бы "Орион" уже пошёл в войска.

      У "Грома" есть преимущество - для него есть двигатель. А систему управления разработают с учётом опыта "Ориона".
      1. +5
        27 ноября 2020 08:59
        (Андрей Митрофанов) - да сделают конечно, тем более, как Вы написали - двигатель к нему есть.
        Я то написал про то, что у нас сложилась странная система, основной заработок фирм не от серийного выпуска реальной продукции, а от нескончаемых НИОКР - вот я и высказал опасения, что Гром может попасть в такую же карусель, а это лишнее время, а мы и так изрядно отстаём по БПЛА. hi
    3. +5
      27 ноября 2020 09:20
      Цитата: Назар
      что уже Шойгу допекли бесконечными НИОКРами


      Так потому что НИОКРов куча, толку на выходе нет, и кораблей в серии к примеру тоже.
    4. 0
      27 ноября 2020 17:05
      ну как бы по кораблям там все понятно) а вот бпла ниокры в любом случае придется делать пока армия не получит пакет готовых решений..
  3. +16
    27 ноября 2020 05:11
    Основными проблемами при создании отечественных БПЛА является отсутствие необходимых высокоэкономичных двигателей и бортовой электроники.

    Ещё более существенным ограничительным фактором, затрудняющим эксплуатацию БПЛА на большом удалении от пункта управления, является отсутствие отечественных глобальных систем высокоскоростной помехозащищённой спутниковой связи.

    Обалдеть, тоесть всё, что есть это кружок юный моделист конструктор! Двигателей нет, электроники нет. Остаётся делать макеты.
    1. +18
      27 ноября 2020 05:39
      Просто разработчикам бпла нужно зайти на сайт "сделано у нас", там все есть.
      1. +7
        27 ноября 2020 13:22
        Лучший коммент в теме-однозначно:)Шойгу тоже туда пусть идет...выбирает...
    2. +5
      27 ноября 2020 13:21
      И делать их,то есть двигатели никто не собирается...
      1. -2
        28 ноября 2020 15:08
        У вас не собираются делать- а другие ребята делают
        12 ноября на территории АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова» завершен комплекс приемо-сдаточных испытаний двигателя МГТД-150Э № 001. Двигатель разработан и изготовлен в рамках проекта Фонда перспективных исследований с применением аддитивных технологий и металлопорошковых композиций разработки ФГУП «ВИАМ».

        В состав МГТД вошло 6 ответственных деталей, изготовленных по технологии селективного лазерного сплавления из металлопорошковых композиций ФГУП «ВИАМ». Это жаровая труба, фронтовое устройство, реактивное сопло, корпус компрессора, корпус ВНА и сопловой аппарат.

        В ходе испытаний зафиксировано, что параметры двигателя превзошли требования по Техническому заданию проекта. Максимальная тяга составила 151,6 кгс, что на 20% выше, чем у двигателя прототипа, при этом удельный расход топлива и температура газов за турбиной снижены на 10%, а масса двигателя не изменилась.

        Ряд разработанных сплавов по прочностным характеристикам превзошел зарубежные аналоги более чем на 20%. Время организации производства и изготовления основных элементов двигателей, благодаря новой технологии, удалось сократить до 20 раз при двукратном снижении затрат.

        Создание нового двигателя с улучшенными характеристиками стало возможным в кратчайшие сроки только благодаря применению цифровых методов проектирования, аддитивного производства основных деталей и металлопорошковых композиций сплавов нового поколения, разработанных непосредственно под особенности селективного лазерного сплавления.

        Совместный проект Фонда перспективных исследований, ФГУП «ВИАМ», АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова» по разработке материалов нового поколения для аддитивных технологий изготовления конструктивных элементов авиационных и ракетных двигателей стартовал в ноябре 2015 года. В рамках проекта разработана, изготовлена и испытана линейка перспективных малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяг 10, 20, 125 и 150 кгс на базе аддитивного производства с использованием специально разработанных отечественных высокожаропрочных и высокопрочных металлопорошковых композиций ФГУП «ВИАМ», технологий синтеза, термической и баротермической обработок, постобработки и контроля.

        В июле этого года на базе авиационного центра «Казанбаш» (Республика Татарстан) прошли летные испытания первого отечественного двигателя МГТД-20, а 9 сентября на территории войсковой части в Астраханской области успешно прошел первый демонстрационный полет реактивного беспилотного летательного аппарата ВМ «Дань» М с отечественным двигателем МГТД-125Э, основные детали которого изготовлены по аддитивным технологиям разработки ФГУП «ВИАМ».
  4. +11
    27 ноября 2020 05:58
    Другими словами с беспилотниками большой дальностью у нас полный писец.
  5. +8
    27 ноября 2020 06:19
    Приветствую всех.
    Цитата: Назар
    Дошло до того, что уже Шойгу допекли бесконечными НИОКРами - при заказе корветов министр озвучил жёсткое требование - никаких НИОКР, стройте серию.

    А ещё можно "работать с листа". :) Я думаю каждый оборонщик проклинает эти два слова. НИОКР нужны. Любые работы идут на основе "задела". Ну расчитают теоретики, коих вон цельный отдел сидит в каждом НИИ, а проверить как? Отработка нужна, макеты нужны. Но вот чудо то, лабораторные участки, где делали макеты ликвидировали и все начали "работать с листа". Так ведь средства экономятся, правда? А потом внезапно, как говорится, "крокодил не ловится, не растёт кокос". Шойгу, тот ещё требовальщик. Быстро, дёшево и качественно - не бывает!
    1. +14
      27 ноября 2020 06:47
      Он был прорабом, так и остался прорабом, напомню Вам об анекдоте:

      "Собрались бывшие одноклассники в ресторане. После окончания школы прошло двадцать лет — самое время поделиться своими успехами и достижениями в жизни.

      — Я работаю инженером, руковожу отделом в двенадцать человек! — сказал бывший отличник Миша, и всё одобрительно загудели, мол, мы и не сомневались в твоём успехе.
      — Я выучилась на врача и руковожу частной клиникой, — похвасталась бывшая староста класса Маша, и одноклассники завистливо присвистнули.
      — А я генералом стал, — заявил повзрослевший Вовочка.

      Все жутко удивились:
      — Как же так ты смог? Ты ведь учился очень плохо!
      — Ага, и с дисциплиной полная беда была!
      — Ты же не знал даже таблицу умножения!

      Вовочка в ответ как рявкнул командным голосом, что все резко замолчали:
      — А я и сейчас не знаю! — грохнул кулаком по столу так, что все ещё и пригнулись. — Но чтобы завтра к утру уже было!!! laughing
      1. +13
        27 ноября 2020 09:05
        Konnick - анекдот good
        цитата : "Он был прорабом, так и остался прорабом" - так вот, я Вам как прораб с огромным стажем практической работы могу сказать - прораб то из него не шибко request , а вот комсомолец проглядывает явственно, тем кто по старше понятно о чём я wink
        1. +6
          27 ноября 2020 09:28
          Цитата: Назар
          вот комсомолец проглядывает явственно

          Отлично сказано, причем комсомолец, который всю жизнь только этим и занимался.
    2. +1
      27 ноября 2020 13:23
      Не все еще проще,несколько воров просто заказывают макет,модель,образец за рубежом,а деньги на НИОКР пилятся.
  6. +13
    27 ноября 2020 06:42
    Цитата: Login_Off
    Основными проблемами при создании отечественных БПЛА является отсутствие необходимых высокоэкономичных двигателей и бортовой электроники.

    Ещё более существенным ограничительным фактором, затрудняющим эксплуатацию БПЛА на большом удалении от пункта управления, является отсутствие отечественных глобальных систем высокоскоростной помехозащищённой спутниковой связи.

    Обалдеть, тоесть всё, что есть это кружок юный моделист конструктор! Двигателей нет, электроники нет. Остаётся делать макеты.


    И у меня на предприятии каркас для макета заказывала одна "авиастроительная " wassat компания, из простых профильных труб, даже чертеж нормальный не могли предоставить. Да моделист-конструктор делает модели которые летают, а эти болтуны только фанерные макеты.
    Прежде чем дать задание на проектирование танков Т-34 и КВ, создали дизель В-2, да и самолеты раньше создавались вокруг готового мотора, а сейчас...телега впереди лошади.
    1. +4
      27 ноября 2020 13:29
      Небольшие двигатели на 40-400 л.с. Давно разработаны в Воронеже.Однако их никто не заказывает.Секрет в том что оплата за рос.газ идет по связанным контрактам предусматривающим встречные поставки товаров,Австрия например крупнейший потребитель газа в Европе(30%)-перепродает во Францию,Италию.Оттого то и зеленый свет австрийским фирмам,в том числе Ротакс,AVL,Даймонд ну и так далее.Поэтому экспорт газа-конец РФ.
  7. +10
    27 ноября 2020 06:55
    Везде проблемсы...где аппарат управления занимается не организацией технологической цепи, а тупо стрижёт бюджетное и не очень бюджетное бабло. Плохим танцорам всегда что-либо мешает в танце. Как час помню, что год назад победоносно вдруг сказанули , что по уровню оснащения мы аж на втором месте в мире ( лень искать ссылку на этом сайте с пафосной болтовнёй высокопоставленных трепачей и очковтирателей) ... а итогово имеем очередную технологическую задницу уровня "тяжёлый БПЛА С-70 «Охотник», в конструкции которого широко используются технологии снижения заметности" - особенно стелструба в задней проекции ОДНОЗНАЧНО belay Ну ничего, есть пример от очень известной структуры - будем сочинять песни и танцы с бубнами и на этом поприще. Чтоб они жили на одну зарплату с такими вывертами и подходами.
    1. -4
      27 ноября 2020 09:25
      Цитата: viktor_ui
      особенно стелструба в задней проекции ОДНОЗНАЧНО


      Такая же Стелс труба прикручена и на нежно обожаемый отдельными личностями Ф-35, который отчего то ряд особо одаренных личностей даже считает Стелс-самолетом. Странно да? wassat
    2. AVM
      +1
      27 ноября 2020 09:38
      Цитата: viktor_ui
      ... а итогово имеем очередную технологическую задницу уровня "тяжёлый БПЛА С-70 «Охотник», в конструкции которого широко используются технологии снижения заметности" - особенно стелструба в задней проекции ...


      Это прототип, на нём отрабатывают ЛТХ, систему управления. Вроде на серийном будет плоское сопло.
      1. 0
        27 ноября 2020 17:07
        интересно..а почему бы тогда не "остелсить" и обеспилотить тот же Як-130? Мне кажется что такой пакет процедур будет дешевле и быстрее чем сделать полностью новый бпла
        1. 0
          27 ноября 2020 17:54
          С 2014 года такой проект есть. Если бы он тогда стартовал. Уже бы в Сирии бармалеев он бомбил. Учитывая условия, создать на базе ЯК-130 универсальную платформу, абсолютно логичный шаг. БПЛА ретранслятор, РЭБ, дальний разведчик, легкий бомбардировщик.
          В 2014 году КБ «Сухой» анонсировало проект БПЛА «Зонд-1» и его версию дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) «Зонд-2» класса HALE с размахом крыла 35 метров, высотой полёта до 16 километров и продолжительностью полёта до 24 часов. В качестве двигателей предполагалось использовать два турбореактивных двигателя (ТРД) АИ-222-25, используемых на учебном самолёте Як-130.

  8. 0
    27 ноября 2020 08:43
    Думаю, тут задачи и сроки разные. БПЛА до среднего MALE класса нужны для минимизации потерь ЛС в локальных конфликтах типа сирийского или афганского....и тут не так важны спутниковые линии управления.
    А дроны "ведомые" являются прямым ответом на усиление ПВО РФ комплексами С-400 и 500 и свежими БУКаими и Панцирями...это решение вопроса с зонами ограничения доступа A2D2.
  9. +2
    27 ноября 2020 09:02
    Одним из преимуществ связки Ту-214Р + БПЛА «Гром» является отсутствие необходимости в наличии высокоскоростных помехозащищённых спутниковых каналов связи.

    Для нас один из оптимальных вариантов.
    Также БПЛА можно вооружить Ту-95. Для самообороны и выполнения ударных задач.
    В США концепция воздушного авианосца (БПЛАносца?) активно прорабатывается. Проект называется Gremlins. БПЛА X-61А.

    У Кратос кроме XQ-58 есть и другие ведомые UTAP-22. Вот он в бюджет 4 млн $ должен вписаться.
    1. AVM
      +3
      27 ноября 2020 09:07
      Цитата: OgnennyiKotik
      Одним из преимуществ связки Ту-214Р + БПЛА «Гром» является отсутствие необходимости в наличии высокоскоростных помехозащищённых спутниковых каналов связи.

      Для нас один из оптимальных вариантов.
      Также БПЛА можно вооружить Ту-95. Для самообороны и выполнения ударных задач.
      В США концепция воздушного авианосца (БПЛАносца?) активно прорабатывается. Проект называется Gremlins. БПЛА X-61А.

      У Кратос кроме XQ-58 есть и другие ведомые UTAP-22. Вот он в бюджет 4 млн $ должен вписаться.


      В принципе статья на эту тему уже была:
      Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев
      https://topwar.ru/156451-boevye-gremliny-vvs-ssha-vozrozhdenie-koncepcii-vozdushnyh-avianoscev.html
      но мы к этой тематике ещё вернёмся.
    2. +1
      27 ноября 2020 20:48
      Вот этот UTAP-22 Mako мне очень нравится. Готовый перехватчик дронов.
      Только ПО перелопатить.
      1. 0
        27 ноября 2020 21:17
        Ага. XQ-58 в 1,5 раза длиннее и 2 раза больше размах крыльев. Со всеми вытекающими. UTAP-22 построен на серийно выпускающемся BQM-167A. Благодаря размерам можно запускать с наземных, воздушных, надводных, подводных платформ. XQ-58 ни рыба ни мясо, значит КМП может заинтересовать. Армию и ВВС больше привлечёт UTAP, ВВС ещё loyal wingman от Боинг.
        Учитывая размеры, прям просится Транспортно-пусковая машина с 3-4 направляющими и в ПВО. Это не только против БПЛА и самолетам не поздоровается. Один UTAP с РЛС, 2-3 с малогабаритными ракетами.
        1. -1
          27 ноября 2020 22:24
          Хотя я размеры недооценил. На Рейс по габаритам схож.
  10. 0
    27 ноября 2020 09:22
    А что у нс с моторами на Альтиус? На Орион по слухам уже практически созрел к серии АПД-110...
    А на Альтиус что? ВК-600 или решили присобачить движок от Кортежа?
  11. 0
    27 ноября 2020 09:27
    Имхо, куча статей с явной гигантоманией. Все им большие, скоростные, дорогие БПЛА подавай.
    Но много ли их в итоге будет?

    Когда как Турция, Китай, ЮСА и др. Массого развивают виды дешовых малых БПЛА разведчиков и Камикадзе. А про это у нас - гораздо меньше статей.
    1. +2
      27 ноября 2020 09:36
      Цитата: Макс1995
      Массого развивают виды дешовых малых БПЛА разведчиков и Камикадзе.

      Это параллельные направления, для разных видов войск. Одно другое дополняет, а не заменяет.
    2. AVM
      0
      27 ноября 2020 09:41
      Цитата: Макс1995
      Имхо, куча статей с явной гигантоманией. Все им большие, скоростные, дорогие БПЛА подавай.
      Но много ли их в итоге будет?

      Когда как Турция, Китай, ЮСА и др. Массого развивают виды дешовых малых БПЛА разведчиков и Камикадзе. А про это у нас - гораздо меньше статей.


      Доберёмся и до "расходников" hi

      Турция ограничена в технических и интеллектуальных ресурсах, а Китай и США развивают БПЛА всех классов, начиная от стратегических и заканчивая барражирующими боеприпасами и темами типа "Гремлины" (по сути многоразовые крылатые ракеты).
      1. +1
        27 ноября 2020 09:52
        Цитата: AVM
        Турция ограничена в технических и интеллектуальных ресурсах,

        Реактивный БПЛА у них в разработке. В ближайшие пару лет ожидают его первый полёт.
        1. 0
          27 ноября 2020 11:13
          Цитата: OgnennyiKotik
          Реактивный БПЛА у них в разработке.


          Двигатель где возьмут? Разработают сами - не предлагать...
          1. Комментарий был удален.
          2. +3
            27 ноября 2020 11:19
            АИ-25ТЛТ будут использовать.
            https://diana-mihailova.livejournal.com/4352267.html
            1. +1
              27 ноября 2020 11:22
              Да это единственный пожалуй реалистичный вариант.
              1. +1
                27 ноября 2020 11:31
                Мотор Сич и смежные предприятия для Китайцев и Турок лакомый кусок. Западным странам, первоочередная цель для уничтожение. На базе этого производство можно наладить выпуск и разработку своих двигателей. Для них моторостроение самое проблемное место. И эту проблему стартапами не решить.
                1. AVM
                  +1
                  27 ноября 2020 11:35
                  Цитата: OgnennyiKotik
                  Мотор Сич и смежные предприятия для Китайцев и Турок лакомый кусок. Западным странам, первоочередная цель для уничтожение. На базе этого производство можно наладить выпуск и разработку своих двигателей. Для них моторостроение самое проблемное место. И эту проблему стартапами не решить.


                  Когда видишь сколько мы технологий потеряли с развалом СССР, то жалеешь, что нельзя кое-кого выкопать, прострелить башку и обратно закопать...
                  1. +6
                    27 ноября 2020 11:41
                    30 лет прошло. В 1917 году Российская империя распалась. В 1947 мощь СССР ни одному царю даже не снилась. Тут вопросы не к развалу, а к власти Российской.
                2. 0
                  27 ноября 2020 12:05
                  Цитата: OgnennyiKotik
                  Для них моторостроение самое проблемное место.

                  Оно не просто проблемное, оно не подъемное, по крайней мере для турок. Китайцы уже 40 лет возятся с копированием CFM-56, на текущий момент добились назначенного (Но не фактического, по факту до 900 часов не дорабатывают) ресурса WS-10 в 1200 часов.
                  Цитата: OgnennyiKotik
                  Западным странам, первоочередная цель для уничтожение.

                  Вы ж понимаете, попытались продать, не вышло - значит завод сейчас прикончат. Ибо это удар и по туркам и по китайцам. Нам то пофиг.
            2. +1
              27 ноября 2020 18:26
              Не экономичный, старый движок
      2. -4
        27 ноября 2020 10:15
        Цитата: AVM
        Турция ограничена в технических и интеллектуальных ресурсах

        Это точно, в интеллектуальных ограничена.
        Недаром в народе интеллектуально ограниченных людей называют "турками".
        1. 0
          3 декабря 2020 23:41
          Цитата: Narak-zempo
          Недаром в народе интеллектуально ограниченных людей называют "турками".

          Вы будете смеяться, но турки точно так-же называют ""ограниченных" личностей "русскими".
          Это всё наследие нескольких веков постоянных войн, между Османской и Российской империями.
      3. +2
        27 ноября 2020 11:52


        Сверхзвуковой БПЛА Goksungur совершит первый полет в 2021 году

        Разработкой сверхзвуковых БПЛА занимаются компании BAYKAR и TAI. Goksungur будет иметь высокие маневренны характеристики и сверхзвуковую скорость, его внешний вид пока не известен.

        Примечательно, что как и в случае с AKINCI, в первое время двигатели для сверхзвуковых БПЛА Турции будет поставлять Украина. В свою очередь, Украина станет первой страной, которая приобретет ударные дроны у Турции.

        Исполнительный директор компании Baykar Халук Байрактар: «Наш очередной шаг, который мы осуществим в ближайшем будущем, - это создание ударного беспилотного истребителя, который будет иметь высокие маневренные характеристики и звуковую скорость. Это будет большой проект и мы верим, что Турция совместно с соседними и дружественными странами его реализует»


        Про сверхзвуковой журналисты конечно погорячились. Его на этом двигателе не будет. Да и не нужен сверхзвук на этом типе БПЛА.
    3. +5
      27 ноября 2020 11:12
      Цитата: Макс1995
      Все им большие, скоростные, дорогие БПЛА подавай.
      Но много ли их в итоге будет?


      Сухопутные войска дурью у нас не маялись и не занимались самоудовлетворением глядя на ударники типа Рипер/Байрактар. Во первых по штату развернули отряды беспилотной авиации в МСБр, во вторых купили или разработали малые тактические разведчики БПЛА и внедрили их в серию. Итог - около 2300 БПЛА типа Орлан, Форпост, Элерон, Застава в войска поступили на начало этого года.
      ВВС иное. ВВС желает странного - итогом стали танцы с бубном вокруг Ориона, Альтиуса и Охотника.
      ВМФ как обычно в принципе не думают что еще как бы может и воевать придется - потому разведавиацию убили, БПЛА не интересуют. Купили 6 Форпостов 6 лет назад и дело с концом.
  12. -10
    27 ноября 2020 10:13
    Так-то вот.
    "Байрактарами" нас не запугаешь - у самих беспилотники на все случаи найдутся.
  13. 0
    27 ноября 2020 10:15
    Ту 214 большая и жирная цель для ПВО и истребителей (особенно при дальности сопровождения БПЛА порядка 250-300 км), т.е. вполне приемлемо, если не ожидать "ответки". Заменить штурмовик поля боя или бомбардировщик беспилотником можно при условии
    отсутствия фронтовой авиации, которая не позволит безнаказано "утюжить" свои позиции.
    1. AVM
      +4
      27 ноября 2020 11:15
      Цитата: da Vinci
      Ту 214 большая и жирная цель для ПВО и истребителей (особенно при дальности сопровождения БПЛА порядка 250-300 км), т.е. вполне приемлемо, если не ожидать "ответки". Заменить штурмовик поля боя или бомбардировщик беспилотником можно при условии
      отсутствия фронтовой авиации, которая не позволит безнаказано "утюжить" свои позиции.


      Наземной ПВО на удалении 150-300 км сбить цель уже не просто, На дальности 247 км дальность прямой видимости будет на 4000 метров, т.е. если Ту-214Р снизится ниже, то РЛС его не захватит, да и ракет З-В с дальностью свыше 240 км у противника пока нет. Кроме того, РЛС ЗРК в пассивном режиме может быть обнаружена за 400 км, и БПЛА могут отправить ей гостинец в виде продиворадарных ракет.

      А от авиации противника понятно надо прикрывать, без этого никак.

      Ещё, что касается истребительной авиации противника, то БПЛА типа "ведомый" потенциально могут обладать значительно большей маневренностью. Их "беспилотность" позволит им выполнять манёвры с перегрузками 30-40G и "перекручивать" ракеты в-в.

      Я не говорю, что это смогут БПЛА "Охотник", "Гром", "Валькирия" и т.д., но следующие за ними аппараты вполне.
      1. +1
        27 ноября 2020 12:12
        Цитата: AVM
        .е. если Ту-214Р снизится ниже,


        В Хокае реализован режим загоризонтной стрельбы ЗУР - при котором Хокай сопровождает цели, и скидывает картинку на ЗРК Иджис, потом в свою очередь транслирует комманды радиокоррекции. Правда точность выходит ниже плинтуса, ну уж как есть.
      2. 0
        27 ноября 2020 13:17
        Да, концепция многоразовой (т.е. не убиваемой) ложной мишени из дрона с маневром за 40G мне тоже нравится good
  14. -7
    27 ноября 2020 10:51
    Сверхдорогие, громозкие, тяжелые и неманевренные БПЛА типа "Охотник", Skyborg, Valkyre или "Гром" сбиваются из "рогатки" - всеми типами ЗРК.

    Планка стоимости и взлетного веса для БПЛА находится на уровне соответственно 1 млн. баксов и 1 тонны - поэтому только "Орионы", Predator'ы, "Сириусы" и "Гелиосы" (с турбовинтовыми установками для обеспечения высотности 12 и более км).

    А лучше всего 100 кг взлетного веса с пропорциональным уменьшением стоимости и ЭПР (с ДВС и 7-км потолком полета). И самые массовые - 10-кг разведывательные БПЛА с электроустановкой (отсутствует тепловая заметность для ИК ГСН ПЗРК) - для РУГ то, что доктор прописал.
    1. AVM
      +3
      27 ноября 2020 11:29
      Цитата: Оператор
      Сверхдорогие, громозкие, тяжелые и неманевренные БПЛА типа "Охотник", Skyborg, Valkyre или "Гром" сбиваются из "рогатки" - всеми типами ЗРК.


      Для БПЛА по программе Скайборг заявлены цены 3-4 миллиона долларов. Пусть будет пять миллионов. Что лучше, потерять один F-35 при атаке ПВО противника за 100 миллионов или несколько БПЛА?

      Такими БПЛА можно организовать комплексную "охоту" на ЗРК - БПЛА РЭБ, отвлекающий БПЛА с ложными целями, и несколько ударных машин со средствами поражения разных типов.

      Цитата: Оператор
      Планка стоимости и взлетного веса для БПЛА находится на уровне соответственно 1 млн. баксов и 1 тонны - поэтому только "Орионы", Predator'ы, "Сириусы" и "Гелиосы" (с турбовинтовыми установками для обеспечения высотности 12 и более км).


      Predator'ы, "Сириусы" и "Гелиосы" тоже стоят недёшево ("наследник" Predator-а - MQ-9 Reaper стоит более 16 миллионов) и вполне заметны для ПВО, минус у них нет скорости и маневренности реактивных БПЛА. Плюс - возможность длительного барражирования.

      Цитата: Оператор
      А лучше всего 100 кг взлетного веса с пропорциональным уменьшением стоимости и ЭПР (с ДВС и 7-км потолком полета). И самые массовые - 10-кг разведывательные БПЛА с электроустановкой (отсутствует тепловая заметность для ИК ГСН ПЗРК) - для РУГ то, что доктор прописал.


      Нужны и такие, но мощные средства разведки на них не повесишь, и средства для их обнаружения и уничтожения будут активно развиваться.
      1. 0
        27 ноября 2020 12:15
        Цитата: AVM
        MQ-9 Reaper стоит более 16 миллионов) и вполне заметны для ПВО, минус у них нет скорости и маневренности реактивных БПЛА. Плюс - возможность длительного барражирования.


        Рипер это современная версия колониального бомбера, а вовсе не штурмовик.
        1. AVM
          +2
          27 ноября 2020 12:48
          Цитата: Кирилл Г...
          Цитата: AVM
          MQ-9 Reaper стоит более 16 миллионов) и вполне заметны для ПВО, минус у них нет скорости и маневренности реактивных БПЛА. Плюс - возможность длительного барражирования.


          Рипер это современная версия колониального бомбера, а вовсе не штурмовик.


          По моему мнению "штурмовик" это вообще нечто, атакующее цель "прямой наводкой", неуправляемыми боеприпасами. Но сейчас это понятие размывается, даже "настоящие" штурмовики всё больше стреляют Хелфайерами и Вихрями, по сути превращаясь в фронтовой бомбардировщик.

          Так что да, все БПЛА класса HALE с управляемым вооружением скорее можно отнести к чему-то типа лёгкого фронтового бомбардировщика.
          1. +1
            27 ноября 2020 13:00
            Цитата: AVM
            Но сейчас это понятие размывается, даже "настоящие" штурмовики всё больше стреляют Хелфайерами и Вихрями,

            У А-10C из неуправляемого вооружения остаётся только пушка. Остатки гидр модернизируется в управляемые APKWS II.
            Старые классификации на новые машины просто не подходят. Со временем утрясется.
          2. 0
            27 ноября 2020 13:03
            Я про задачи, а вовсе не про стиль и тактику действий.
  15. 0
    27 ноября 2020 12:29
    Спасибо за статью. Есть, конечно, не точности, но учитывая что враги читать умеют, уточнять не буду. Затея с ВзПУ для управления БПЛА интересна, только надо добавить еще воздушный старт БПЛА иначе наступают ограничения по привязки к аэродрому. При воздушном старте БПЛА, если из-за дальности до аэродрома посадка по самолетному не возможна, БПЛА может быть одноразовым или с посадкой на парашюте на контролируемую территорию (если шибко жалко матчасть). А на Ту-204 пара Рейсов вполне вставала, только давно это было, дальше идеи не пошло. Собственно от воздушного старта в СССР сухопутчики отказались что бы с ВВС не связываться. Все свое вожу с собой. Вообще сухопутные войска с точки зрения БПЛА находятся на передовых рубежах, только их БПЛА формально не самолеты что бы с испытателями из ВВС не связываться иначе могила. Разведывательные БПЛА надо разделить на машины мирного времени (высоко долго не торопясь) и военного типа Ту-243 полет на малой высоте со скоростью около 900-1000 км час, потом горка над объектом и опять на малую высоту пока не сбили. Рейсы с Крыма Босфор вполне себе доставали и привозили уже проявленные негативы формата А4. Ударные собственно тоже надо делить на стратегические, оперативно-тактические и типа конфликта (технической оснащенности противника). А по поводу ВМФ, при всем моем глубоком уважении они пилотируемую авиацию не знают куда приложить, а тут БПЛА.
    1. AVM
      +1
      27 ноября 2020 12:55
      Цитата: DWG1905
      Спасибо за статью.


      Спасибо!

      Цитата: DWG1905
      ... надо добавить еще воздушный старт БПЛА иначе наступают ограничения по привязки к аэродрому. При воздушном старте БПЛА, если из-за дальности до аэродрома посадка по самолетному не возможна, БПЛА может быть одноразовым или с посадкой на парашюте на контролируемую территорию (если шибко жалко матчасть). А на Ту-204 пара Рейсов вполне вставала, только давно это было, дальше идеи не пошло.


      Я думал об этом, но "Рейс-Д" весит 1,5 тонны, а "Гром" 7 тонн, с ним так не получиться, здесь надо что-то типа дронов, разрабатываемых по программе "Гремлины", выполненных на базе КР, с ресурсом на 10-20 полётов, запускаемых и забираемых в воздухе транспортным самолётом.

      Цитата: DWG1905
      Собственно от воздушного старта в СССР сухопутчики отказались что бы с ВВС не связываться. Все свое вожу с собой. Вообще сухопутные войска с точки зрения БПЛА находятся на передовых рубежах, только их БПЛА формально не самолеты что бы с испытателями из ВВС не связываться иначе могила.


      Ведомственные разногласия надо пресекать жесточайшим образом. В наше время или ВС будут функционировать как единое целое, либо мы проиграем. США в этом отношении работают очень интенсивно.
      1. +2
        27 ноября 2020 13:09
        Цитата: AVM
        "Рейс-Д" весит 1,5 тонны, а "Гром" 7 тонн, с ним так не получиться, здесь надо что-то типа дронов, разрабатываемых по программе "Гремлины",


        UTAP-22, на фото под крылом F-15. Он тоже идёт по программе Skyborg.
        Вообще просится два типа ведомых
        Легкий UTAP-22 (воздушный или катапультный старт, дешевый расходник)
        Тяжелый Loyal Wingman от Боинг (самолетный взлёт, расширенные возможности)
        Думаю к этому придёт. Легкого ведомого унифицируют с гремлином.


        Характеристики:

        Длина - 6,13 м;
        Высота - 0,7 м.;
        Размах крыльев - 3,2 м.;
        Двигатель - 1 x турбореактивный;
        Время полета - 2.5 час.;
        Крейсерская скорость полёта - 800 км\ч.;
        Максимальная скорость полёта - 1 125 км\ч.;
        Максимальная высота - 15 200 м.;
        Дальность полёта - 2 1600 км.;
        Масса полезной нагрузки - 250 кг., при этом в бомбовом отсеке - 160 кг. + по 45 кг. боеприпасов под каждым крылом.
  16. -5
    27 ноября 2020 12:59
    Цитата: Кирилл Г...
    Такая же Стелс труба прикручена и на нежно обожаемый отдельными личностями Ф-35, который отчего то ряд особо одаренных личностей даже считает Стелс-самолетом. Странно да?


    Странно? Для особо одаренных, таких как Вы, есть статья на ВО "Плоское сопло для российских боевых самолётов: от советских наработок до перспективы" . И у F-35 не круглое сопло, а плоское. Разницы для Вас нет.
    1. +4
      27 ноября 2020 13:06
      Цитата: Konnick
      И у F-35 не круглое сопло, а плоское.

      no wassat

      Глазоньки протрите особо одаренный. Для вас то точно нет разницы.... Кстати не надо путать Ф-35 с Ф-22.
      1. -2
        27 ноября 2020 13:17
        Ну перепутал, но "Охотник" был заявлен с плоским соплом.
  17. -3
    27 ноября 2020 13:08
    Цитата: AVM
    Для БПЛА по программе Скайборг заявлены цены 3-4 миллиона долларов

    Под 1 млн. баксов я имел в виду нижний уровень цены, причем в российском исполнении.

    Поэтому вопрос: зачем козе баян (БПЛА взлетным весом 10 тонн и стоимостью в n-ое количество лимонов), когда есть старые добрые КР стоимостью на порядок ниже, весом в 5 раз меньше и дальностью как у этих БПЛА?

    А для БПЛА взлетным весом 100 кг имеются планирующие бомбы весом 25 кг с аэродинамическим качеством 10 единиц (дальность планирования которых с высоты 7000 м составляет 70 км). Плюс использование топливных элементов на спирту и электромотора позволяет повысить до 12 км высоту полета указанных БПЛА с дальностью планирования бомб до 120 км.

    Иначе говоря - пара дешевых 100-кг БПЛА с парой планирующих противорадиолокационных бомб гарантированно уничтожают РЛС ЗРК без входа в зону ПВО.

    "Тогда зачем платить больше?" (С)
  18. -1
    27 ноября 2020 13:29
    Доброго дня всем. Не согласен с автором, в части отсутствия отечественных глобальных систем высокоскоростной помехозащищённой спутниковой связи. В настоящий момент в России три эксплуатанта спутников связи на геостационарных орбитах: ГПКС ( КА "Экспресс"), Газпром (КА "Ямал") и МО (КА "Благовест"), которые обеспечивают зоны покрытия почти 90% земной поверхности и могут обеспечивать необходимые скорости передачи каналов связи для БПЛА. Закрытие каналов связи осуществляется, непосредственно бортовым оборудованием, ну а помехозащищенность от внешнего воздействия, так она и у нас и у супостата одинаковая, законы физики распространения радиоволн ни кто не отменял.
    1. AVM
      +1
      27 ноября 2020 14:28
      Цитата: Orso
      Доброго дня всем. Не согласен с автором, в части отсутствия отечественных глобальных систем высокоскоростной помехозащищённой спутниковой связи. В настоящий момент в России три эксплуатанта спутников связи на геостационарных орбитах: ГПКС ( КА "Экспресс"), Газпром (КА "Ямал") и МО (КА "Благовест"), которые обеспечивают зоны покрытия почти 90% земной поверхности и могут обеспечивать необходимые скорости передачи каналов связи для БПЛА. Закрытие каналов связи осуществляется, непосредственно бортовым оборудованием, ну а помехозащищенность от внешнего воздействия, так она и у нас и у супостата одинаковая, законы физики распространения радиоволн ни кто не отменял.


      Вообще для геостационара характерна большая задержка сигнала (пинг), но насколько это критично не могу сказать. Геймерам мешает, по идее задержки в управлении БПЛА могут иметь критические последствия.

      Газпром военным связь не даст, или его "забанят" на международном рынке санкциями. Начинка КА "Экспресс разработана иностранными компаниями, не уверен, что их можно использовать в военных целях, и нет ли у противника возможности их отключения. Благовест, кстати, тоже с иностранным участием.

      Если оборудование "супостата", то и с закрытостью канала могут быть проблемы. Сигнал GSM, к примеру, неплохо зашифрован, но у оператора он дешифруется непосредственно в коммуникационном оборудовании. Если только VPN тоннели внутри интернет канала...

      Законы физики то одинаковые, но при этом один мобильный телефон ловит сигнал, а другой нет, одна рация даёт чистый звук, а другая сплошное шипение.
      1. +2
        27 ноября 2020 18:46
        Андрей, вы все таки, конечно не связист. Никакой задержки сигнала в реальном масштабе времени, на сегодняшний день не существует, с точки зрения реализации компенсации времени прохождения 72 т.км. до КА и обратно - это первое. Я вам, как человек, работающий с телефонными каналами, докладываю. Тем более при передаче больших объемов данных, никаких задержек не будет.
        С геймерами, другая история, у них только "труба" из космоса, а на передачу "эле текущий крантик", ну если вы поняли, о чем я.
        На счет Газпрома и ГПКС, во всем мире принято использовать спутники "двойного назначения", у нас, как у всех, с чем вас и поздравляю.
        Никто, ни МО, ни ГПКС не спроектирует и не запустит КА, с заранее заложенными возможностями, вывести дистанционно его из строя. Ну у, здесь, поверьте мне.
        Про операторов, вы также, не в курсе. КА - это РТР, бочка, в которую влилось некоторое количество воды из разных трубопроводов, и вылилось по другим трубопроводам. Ну, последний ваш пункт, даже не буду комментировать, извините. Шипение - это по теме добротности и избирательности. Сорри.
        1. 0
          28 ноября 2020 20:25
          "Шипение", добротность, избирательность - это терминология изучивших колебательный контур. Был такой Гоноровский. Помехозащищенность - это из другой оперы.
    2. +2
      27 ноября 2020 15:26
      Законы физики одинаковы, однако, каналы проектируются с разной помехозащищенностью, т.е. одна и та же помеха какие-то каналы "давит", а какие-то нет, при прочих равных условиях. Разработка помехозащищенных каналов это отдельная область техники.
  19. +1
    27 ноября 2020 13:38
    Это решение может «закрыть» эпоху реактивных штурмовиков типа Су-25 и фронтовых бомбардировщиков типа Су-24/Су-34

    Кстати Су-34 как центр управления ведомыми БПЛА, может быть оптимальным решением.
    1. AVM
      +1
      27 ноября 2020 15:08
      Цитата: OgnennyiKotik
      Это решение может «закрыть» эпоху реактивных штурмовиков типа Су-25 и фронтовых бомбардировщиков типа Су-24/Су-34

      Кстати Су-34 как центр управления ведомыми БПЛА, может быть оптимальным решением.


      С одной стороны да, есть второй пилот, который может уделять время БПЛА. С другой стороны, возможно, что экономически эффективнее держать один Ту-214Р с 8-12-16 операторами и мощными разведывательными средствами, плюс работа операторов будет проходить в куда более комфортных условиях.

      С третьей стороны, Су-34 и Су-30СМ у нас есть, и их количество пока увеличивается. И как средство, для повышения их возможностей и живучести ведомый БПЛА вполне может пригодиться.
      1. 0
        30 декабря 2020 14:24
        Если центр управления утерян, вероятно, погибнут и все операторы. Еще одним соображением, возможно, является продолжительность обучения операторов.
  20. 0
    27 ноября 2020 14:56
    Пока не будет внедрена система помехозащищенной радиосвязи, все эти прожекты - выброшенные деньги.
  21. 0
    27 ноября 2020 15:43
    Одним из важнейших назначений для Грома, Охотника и Альтиуса я бы назвал патрулирование рубежей атаки Б-52. Это особенно подходит Альтиусу с РВВ дальнего действия (Р-37М, например) над Ледовитым океаном.
  22. +1
    27 ноября 2020 17:43
    Лет уже 10 только и слышно, как все полетит, как все придумают, как построют, а в итоге зять Эрдогана перестал шить дубленки и выиграл в рот своими бпла сами знаете кого.
  23. +1
    27 ноября 2020 17:54
    Хорошая статья спасибо за чтиво
  24. 0
    27 ноября 2020 20:00
    Ну шо сказать? Плохо что мы отстаем. При чем без разницы в какой отрасли или технологии. А вот то, что пытаемся догнать
    это хорошо. БПЛА нужно много и разных и много
  25. 0
    29 ноября 2020 18:47
    Цитата: antishefff
    и выиграл в рот своими бпла сами знаете кого

    Пашинян получил в рот. Но и Алиев вскоре пожалеет что обрел ,,брата" Эрдогана, когда последний ему выпишет ,,счет".
  26. 0
    2 декабря 2020 16:14
    Разоружение Российской Федерации смертельно опасно для Российской Федерации. Поэтому, каждая военная новинка Российской Федерации для меня как бальзам для души. Я фанат Российской Федерации и особенно Русских! Дай Бог всем Русским любящим Россию Творческого Долголетия, Здоровья и не исчерпаемых сил. Да Здравствует Россия, страна МИРА!!!
  27. 0
    2 декабря 2020 20:28
    Цитата: AVM
    для него есть двигатель.

    И слава Богу.
    Хотя бы здесь не придётся изворачиваться, или идти на поклон Западу.
  28. 0
    25 декабря 2020 16:07
    Хорошая статья! Андрей, спасибо! И знаете, я прочитал всё обсуждение полностью, до конца и могу сказать: Ребята! я вами горжусь! Сколько умных мыслей и понимающих, переживающих за свою страну людей здесь, больше, чем в КБ какого нибудь небольшого завода. Удачи нам всем в новом году!
  29. 0
    31 декабря 2020 01:36
    Сделали фанерный макет, как две капли воды похожий на XQ-58 Valkyrie, и представили публике. Вопрос: зачем?
  30. 0
    25 января 2021 22:29
    Такой Гром очень нужен именно как пара к Су-35. Специализация Грома - штурмовик. Но никто не запретит ему выступить в роли разведчика-наводчика. Дальность только в 700 км слишком мала...
  31. D O
    0
    4 января 2022 17:44
    БПЛА "Молния"
    В первую очередь, этот легкий и достаточно быстрый БПЛА с полезной нагрузкой 5-7 кг, оптимален для визуальной и пассивной радио- разведки, управляемой или автономной, в зависимости от степени противодействия РЭБ противника. Связка нескольких таких разведчиков с летящим вслед за ними ударным беспилотником, если она возможна в конкретной обстановке, может повысить эффективность атаки.
    БПЛА "Гром"
    Этот ударный БПЛА, благодаря умеренной стоимости, может использоваться в рискованных операциях, для работы ракетами и бомбами по наземным целям, в первую очередь по бронетехнике (для атаки систем наземной ПВО и других важных целей, морских целей, нужен более грузоподъемный С-70 "Охотник"). В автономном режиме, применяемом в случае эффективной РЭБ противника, для функции поиска, обнаружения и атаки целей с малой высоты, требуется быстрое устройство распознавания целей, что является весьма сложной технической задачей.
    Малозаметный "Гром" может использоваться и для атаки ракетами ВВ медленных воздушных целей - больших бомбардировщиков, самолетов ДРЛО, заправщиков (для перехвата и атаки истребителей противника, нужен БПЛА с сопоставимыми с целями летными характеристиками, то есть Су-75, а до его готовности, модернизированные в БПЛА старенькие Су-27 и МиГ-29, на начальной стадии атаки в связке с управляющим пилотируемым двухместным истребителем).
    БПЛА "Альтиус"
    Этот барражирующий БПЛА максимальной грузоподъемности из разрабатываемых сегодня в России, хорошо подходит для создания сетки тактических самолетов радиолокационной разведки, требующих генераторов электропитания высокой мощности. Учитывая его сравнительно небольшой радиус радиолокационного обнаружения, постоянную видимость противнику и беззащитность от атак противника, этих БПЛА должно быть много. На первых порах может использоваться готовая подвесная РЛС, а в последующем встроенная (для большой дальности обнаружения, данный тактический комплекс должен быть дополнен большим самолетом ДРЛО А-50, а в дальнейшем, возможно, большим беспилотным самолетом ДРЛО, на базе, например, модернизации Ту-95 включая замену его старых двигателей, например, на новые ПД-14; Ту-95, обладая рекордной длительностью полета и совершенной аэродинамикой для целей барражирования, сегодня, похоже, является чемоданом без ручки - для бомбардировщика он сравнительно медленный, его шум винтов слышат издалека даже подлодки, но и выбросить жалко).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»