В-50. Вертолёт, который мог обогнать время

48

Модель вертолета В-50, фото: thedrive.com

Среди экспериментальных вертолётов, разрабатываемых в СССР, машина В-50, над которой работали в ОКБ Камова, занимает достаточно заметное место. Необычный вертолет с нетрадиционной для конструкторского бюро продольной схемой расположения винтов планировалось использовать одновременно и в сухопутных войсках, и в военно-морском флоте. Особенностями вертолёта, помимо необычной для СССР схемы, были высокая проектная скорость – примерно 400 км/ч и модульный состав вооружения.

Возникновение проекта боевого вертолёта В-50


К идее создания нового боевого вертолёта В-50 в ОКБ Камова обратились в 1968 году в рамках поисков пути дальнейшего развития конструкторского бюро. Инициатором создания принципиально нового боевого вертолёта был заместитель главного конструктора предприятия Игорь Александрович Эрлих. Игорь Александрович к тому моменту имел опыт работы над советским вертолётом продольной схемы Як-24, который был выпущен небольшой серией в 40 машин. Полученный во время реализации данного проекта опыт конструктор постарался воплотить в новом амбициозном проекте, получившем обозначение В-50. Своё название разработка получила в честь 50-летия советской власти.



Стоит отметить, что в ОКБ Камова принципиально новые разработки всегда носили индивидуальный характер, данный проект не был исключением. Николай Ильич Камов изначально был против данного проекта, который мог конкурировать с предложенным им Ка-25-2, но разработке нового вертолёта в первое время активно не мешал. Новый проект лишь подстегнул коллектив, который должен был отработать различные схемы, установить их плюсы и минусы. Помимо коллектива КБ Эрлих привлёк к проекту своих хороших товарищей из ЦАГИ, с которыми был знаком ещё по разработке вертолёта Як-24.

В-50. Вертолёт, который мог обогнать время
Конструктор Игорь Александрович Эрлих

Одной из основных задач, стоявшей перед коллективом конструкторов, работающим над вертолётом В-50, было обеспечение минимально возможного уровня сопротивления вертолёта. Согласно проведённым расчётам скорость боевого вертолета должна была составить 405 км/ч. По этому параметру разрабатываемый вертолёт превосходил все серийные образцы вертолётной техники, более того, и спустя 50 лет ни один из серийных вертолётов не в состоянии развить такую максимальную скорость полёта. Если бы проект был доведён до логического завершения, вертолёт определённо произвёл бы настоящий фурор, задав новые рамки проектирования боевых винтокрылых машин.

Предварительные проектные материалы по В-50 были готовы уже осенью 1968 года. В декабре того же года на очередном заседании научно-технического совета Минавиапрома обсуждались два проекта вертолётов – Ка-25-2 и В-50, обе машины вызвали у участников большой интерес. Однако при обсуждении разработок представители ЛИИ и ЦАГИ заняли противоположные позиции: по сути, шёл процесс выбора пути дальнейшего развития всего ОКБ Камова. В итоге «по очкам» победа досталась вертолёту Ка-25-2, который со временем трансформировался в Ка-252. До ума и серийного производства был доведён именно этот вертолет, принятый на вооружение под обозначением Ка-27.


Эскизное изображение вертолёта В-50, фото: журнал «Авиация и космонавтика», №11 за 2017 год

После заседания научно-технического совета министерства внутренняя конкуренция в ОКБ Камова выросла. Эрлих не терял надежды довести проект нового боевого вертолёта продольной схемы В-50 до ума, но противостояние с Камовым достигло новых высот и продолжалось практически год, хотя примирить конструкторов пытались даже в министерстве авиации. В конечном итоге в сентябре 1970 года Игорь Эрлих был освобождён от занимаемой должности заместителя главного конструктора в ОКБ Камова и переведён на работу в НИИАС на должность старшего научного сотрудника, одновременно с этим по линии министерства ему была объявлена благодарность. Через месяц после его ухода из КБ 19 октября 1970 года был завершён эскизный проект вертолёта Ка-252, и конструкторское бюро полностью сосредоточилось на доведении до ума именно данного проекта.

Особенности и возможности вертолёта В-50


Стоит отметить, что все технические характеристики перспективного боевого вертолёта В-50 не известны, за исключением расчётной скорости полёта. Полностью проектные работы с выбором необходимых материалов, схем, графиков и планов работ до конца доведены не были. Несмотря на это и в конце 1960-х годов, и в 2020 году предложенный вариант многоцелевого боевого вертолёта В-50 выглядит амбициозной концепцией. Интерес представляет и тот факт, что вертолёт одновременно предлагался и армии, и флоту, что предусматривало модульность вооружения и различный состав бортового оборудования.

Об уникальности проекта советского вертолёта, который должен был разгоняться до 400 км/ч, говорит тот факт, что эта скорость до сих пор не покорилась ни одному серийному вертолёту. Считается, что наиболее близко к этому рубежу подошёл Sikorsky-Boeing SB-1 Defiant, который совершил первый полёт в марте 2019 года. В октябре 2020 года вертолёту удалось развить скорость 211 узлов (390 км/ч). При этом разработчики рассчитывают, что в дальнейшем вертолёт сможет достичь скорости полёта 250 узлов (460 км/ч).


Многоцелевой транспортный вертолёт Як-24

Для своего перспективного многофункционального боевого вертолёта В-50 Игорь Эрлих решил использовать продольную схему, которая была реализована в первом советском серийном вертолёте подобной компоновки Як-24. Такая же схема используется в широко известном американском военно-транспортном вертолёте Boeing CH-47 Chinook, серийное производство которого началось в 1962 году. Особенностью проекта В-50 была серьёзная проработка аэродинамических возможностей машины, которая получила достаточно узкий фюзеляж и короткие крылья. Предполагалось, что узкий обтекаемый фюзеляж позволит достичь высоких скоростей полета.

По всей видимости, в качестве силовой установки на вертолёте могли быть использованы два турбовальных двигателя Изотова ТВЗ-117, которые разрабатывались с 1965 по 1972 год. Данные двигатели начали устанавливать на боевые вертолёты Ми-24, а затем практически на все советские серийные вертолёты. Двигатели ТВЗ-117 на тот момент времени ничем не уступали лучшим иностранным образцам и развивали максимальную взлётную мощность до 2200 л/с. Ударные вертолёты Ми-24, оснащённые этими двигателями, могли развить в горизонтальном полёте скорость 310 км/ч.


Модель вертолёта В-50, фото: thedrive.com

Как и Ми-24, боевой вертолет В-50 в армейском варианте исполнения мог принять на борт до 8 десантников (возможно и до 10 человек). Согласно сохранившимся макетам В-50 можно составить представление о внешнем виде и компоновке необычного вертолёта. В передней части боевой машины была расположена кабина экипажа с тандемным расположением лётчиков. Оператор вооружения сидел в передней кабине, командир вертолёта располагался за ним и выше, обе кабины имели достаточно развитое остекление, улучшающее обзор. Сразу за кабиной экипажа была стойка с несущим трёхлопастным винтом, далее шла десантно-грузовая кабина, за которой в хвосте вертолёта располагались два двигателя и киль с встроенной стойкой второго несущего трёхлопастного винта.

К новаторским можно было отнести подход создания единого планера для вертолёта, предназначенного для использования в армии и на флоте. В подавляющем большинстве случаев вертолёты создаются или для морского базирования и действий в море, или для сухопутного применения, так как условия эксплуатации, спектр решаемых задач и используемые системы вооружения серьёзно различаются. При разработке боевого вертолёта В-50 советские конструкторы старались обойти эту проблему, создав планер и конструкцию, подходящую для решения самых разных задач. Планировалось, что вертолёт можно будет адаптировать для противотанковой борьбы, ведения разведки и противолодочной борьбы.


Модель вертолёта В-50, фото: thedrive.com

Конструкция и используемые системы вооружения и авионики могли быть модульными. В частности, сухопутная версия вертолёта могла получить установку с автоматическим артиллерийским вооружением в носовой части вертолёта под кабиной экипажа. В то же время в морской версии вертолёта вместо этой установки должна была размещаться поисковая РЛС. Вертолёт В-50 мог получить различное управляемое и неуправляемое ракетное вооружение, которое размещалось бы на 6 точках подвески (по три на крыло). Скорее всего, данный вертолёт мог бы получить на вооружение противотанковые управляемые ракеты комплексов «Фаланга» и «Фаланга-П».

Удивительно, что самобытный проект боевого вертолёта с уникальными заявленными скоростными характеристиками, который пытались создать в конструкторском бюро Камова, остался практически неизвестным проектом. Один внешний вид этого боевого вертолёта уже выделяет его из череды серийных отечественных винтокрылых машин. К сожалению, материалов по боевому вертолёту В-50 в открытых источниках крайне мало, а единственной известной технической характеристикой является лишь скорость полёта. По сути, все материалы по В-50 ограничиваются статьёй генерального конструктора Сергея Викторовича Михеева, который, будучи в конце 1960-х годов сотрудником ОКБ Камова, вместе с Эрлихом работал над проектом уникального вертолёта В-50. Михеев описал процесс разработки вертолёта В-50 и развернувшееся в коллективе КБ противостояние в своей статье в журнале «Авиация и космонавтика» за 2017 год (№11). Также информацию по проекту можно найти в американском (!) онлайн-издании The Drive, в котором существует раздел «Военная зона», посвящённый различным разработкам в области оборонной промышленности.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +37
    28 ноября 2020 05:12
    Мда... Назвать эскизный проект экспериментальным вертолётом это сильно.
    При всём уважении к конструкторам, но если порыться в архивах любого КБ, то таких набросков найдётся 100500. И все предполагали. Так что
    который мог обогнать время
    не мог быть. От слова совсем.
    1. +10
      28 ноября 2020 05:26
      Цитата: Монар
      Назвать эскизный проект экспериментальным вертолётом это сильно.

      Эскиз - эскизом, но черты машины обозначались красивыми,даже наверное грациозными , как для вертолёта , обводами фюзеляжа.
      Сравнить их хотя бы с Як-24 или американским "Чинук", с такой же продольной схемой расположения роторов.

      1. +7
        28 ноября 2020 05:58
        Красиво. Тут даже спорить не о чём. Но это не чертёж. Давайте будем точны в терминологии.
        И, личное диванное мнение. Продольная схема - тупиковый вид. Что практика вертолёта строения и доказывает. Одних редукторов ДВА. Не считая что и ещё половину сил от движка на носовой передавать надо.
        1. +11
          28 ноября 2020 06:06
          Цитата: Монар
          Продольная схема - тупиковый вид. Что практика вертолёта строения и доказывает. Одних редукторов ДВА. Не считая сто и ещё половину сил от движка на носовой передавать надо.

          Почему тупик ? На том технологическом этапе конечно, такая схема создавала некие сложности,но разве в авиации,а тем более в вертолётостроении когда-то обходилось без них ?
          Тем не менее машины с такой схемой летают.

          А с учётом того,что современная винтовая авиация уже пробует стать гибридной по схеме энергоустановок(вчера статья о бразильском гибридном ВТС),то и передача момента от двигателя к роторам значительно упрощается. Как собственно становятся не нужными и редукторы...
          1. +5
            28 ноября 2020 06:45
            Бразильцам удачи. Но вот тут какая бяка. Продольник в любом случае длинный получается.
            1. +2
              1 декабря 2020 23:23
              Однажды довелось сидеть за управлением CH-46: из больших плюсов - ему ”по боку” ветер, что на взлёте посадке, что при выполнении SAR операций; конечно машинка не компактная. Но общее впечатление очень хорошее и два движка/ротора ”душу греют”
              1. 0
                2 декабря 2020 04:12
                Интересно, за счёт чего ему
                Цитата: Pete Mitchell
                ”по боку” ветер,
                ??? Вон даже А-380 на посадке ветром крутит.
                1. +2
                  2 декабря 2020 09:11
                  Именно за счет этой компоновки. Ограничения есть конечно, но он не столь чувствителен.
                  Цитата: Монар
                  даже А-380 на посадке ветром крутит.

                  Конечно, и ограничения у него в принципе как у всех: где то 15 - 17 м/с
          2. -2
            15 февраля 2021 22:01
            Какой лютый трэш...мало ли кто пилит на электродвижении,современное дебилизированное население готово готово всему верить.
      2. +5
        28 ноября 2020 06:01
        Цитата: БДРМ 667
        Сравнить их хотя бы с Як-24 или американским "Чинук", с такой же продольной схемой расположения роторов.

        А если сравнить с этим:

        А поэтому присоединюсь к:
        Цитата: Монар
        Так что
        который мог обогнать время

        не мог быть. От слова совсем.

        Что-то мы часто стали перечитывать русские-народные сказки... lol
        Не уверен, что именно эта «продольная схема расположения роторов» смогла бы (в перспективе) повлиять на живучесть изделия при выходе из строя одного из них...
        1. +1
          28 ноября 2020 06:07
          Ну на Вашем видео не продольная, а поперечная схема. wink
          1. +2
            28 ноября 2020 06:17
            Цитата: Монар
            Ну на Вашем видео не продольная, а поперечная схема.

            Цитата: БДРМ 667
            И сравнивать нечего - НЕ ПРОДОЛЬНАЯ СХЕМА.

            Уважаемые! Я сравниваю не схемы, а принцип демонстрации «того, что существует в воображении»... yes
            1. +5
              28 ноября 2020 06:40
              Цитата: ROSS 42
              Уважаемые! Я сравниваю не схемы, а принцип демонстрации «того, что существует в воображении»...

              Пояснение принято , но с замечанием, что суть сравнения нужно обозначать сразу yes
        2. +4
          28 ноября 2020 06:08
          Цитата: ROSS 42
          А если сравнить с этим:

          И сравнивать нечего - НЕ ПРОДОЛЬНАЯ СХЕМА.
        3. +1
          28 ноября 2020 10:04
          Против ПВО не один вертолет не устоит. Продольная, поперечная, живучесть... Американский чинук с 60-х летает и ничего никто не гнобит! Отличие от чинука то, что ГТД стоит сзади и тем самым может реактивной струёй добавлять инерции на движение в перед
          1. 0
            29 ноября 2020 06:36
            Не может. Двигатель турбовальный. Вся энергия (ну почти вся) газов идёт на раскрутку вала.
            По этой причине выхлоп у вертолётов (те что 2 двигателя) вбок часто и делают.
            1. -1
              29 ноября 2020 07:54
              Хм.. спасибо.
        4. -1
          28 ноября 2020 11:50
          Трансзвуковой Whispercraft SA-80 Роба Кобба круче всех laughing

    2. -4
      28 ноября 2020 08:04
      . Об уникальности проекта советского вертолёта, который должен был разгоняться до 400 км/ч, говорит тот факт, что эта скорость до сих пор не покорилась ни одному серийному вертолёту.

      Разработка интересная. Сколько их тогда было! А сейчас что разрабатывают нынешние оптимизаторы? Куда двигают научно-технический прогресс?

      Несущий винт с вертикальной осью даёт вертолету уникальное качество - выполнять вертикальный взлет. А дальше во время полета этот винт является уже проблемой и начисто проигрывает любому самолету. Потому как подъемная сила крыла намного эффективнее.

      Поэтому будущее за самолетами с вертикальным взлётом. Оно будет реализовано или реактивном варианте, по типу Як-38, Як-141. Или электрическом. С помощью подъёмных электровинтов.
      1. +7
        28 ноября 2020 10:10
        ""во время полета этот винт является уже проблемой и начисто проигрывает любому самолету. Потому как подъемная сила крыла намного эффективнее.""
        Проблема будущих скоростных вертолетов не только в этом, а в том, что на кромке винта\лопасти не должна быть скорость выше скорости звука... Это на любом винте( у самолета тоже самое) и лопастей вертолета. Как-то так..
  2. +17
    28 ноября 2020 06:44
    Когда в 1962 году вышел боинговский CH-47 Chinook с продольной схемой, вспомнили про Як-24 того же Эрлиха выпущенный в количестве менее полусотни за лет 10 до этого. Так и появилась идея этого амбициозного проекта.

    Проработки, как говорится, проработками но на самом деле, всё упиралось в двигатели. На тот момент, никаких перспектив, кроме ещё тоже покамест разрабатываемого ТВЗ-117 в СССР не было.
    Не удивительно, что в бюро Камова отдали предпочтение попытке усовершенствования Ка-25, который уже был в производстве. (хотя с двигателями там были тоже свои проблемы и 900 сильный ГТД-3Ф пришлось сменить на ГТД-3М мощностью 1000 л.с.) То есть, предпочли синицу в руках. Советская авиапромышленность не могла себе позволить распылять производственные мощности опираясь на чьи-то амбиции.

    Так вот, о двигателях. ТВЗ-117 вышел в свет только 1972 году и ставился потом практически на все советские серийные вертолёты. Его мощность с годами удалось с 2000 л.с. дотянуть до 2800 л.с., но большего с трёхсоткилограммового движка выжать не удалось. На CH-47, к тому времени, уже 10 лет использовали 2 х 4100 л.с. Иными словами, для В-50 применение 2 х ТВЗ-117 было бы крайне не достаточно и о даже теоретических 400 км/час пришлось забыть. hi
    1. +4
      28 ноября 2020 08:59
      Привалов hi ну, тут один немаловажный фактор, как вес готового вертолета тоже играет роль! К примеру, я строю вертолет с такими двигателями массой 8 тонн, а ваш вертолет с этой же парой двигателей весит 14 тонн! Чей вертолет будет быстрее, можно даже и не спорить! hi hi
      1. +9
        28 ноября 2020 10:23
        Цитата: Бережливый
        Привалов hi ну, тут один немаловажный фактор, как вес готового вертолета тоже играет роль! К примеру, я строю вертолет с такими двигателями массой 8 тонн, а ваш вертолет с этой же парой двигателей весит 14 тонн! Чей вертолет будет быстрее, можно даже и не спорить! hi hi

        Безусловно, теоретизировать можно. Тем более, что о предмете рассмотрения, кроме "заявленной" скорости и красивой картинки мы ничего не знаем.
        Сложность создания такого рода девайсов состоит в том, что после того, как Конструктор что-то конструирует, его задумку получает в руки Технолог. За ним будет последнее слово. Это он скажет, можно или нельзя с помощью сегодняшних средств производства, материалов и технологий их обработки создать в материале то, что лежит перед ним на бумаге. Конструировать можно много, а воплотить в материале -- лишь малую часть. Конструктор живёт в мире своих фантазий, а Технолог твёрдо стоит обеими ногами на земле. Мне видится, что в те времена засопротивлялись так же и Технологи. При малейшей неудаче их делают крайними. Скажут:"Конструкция была ведь хорошей, а Технологи не смогли довести дело до толку."
        Это как с Архитекторами. Они вам любых картинок нарисуют, только таких зданий не из чего и нечем будет построить.

        Вообще, продольная схема в СССР как-то не прижилась, а сегодня, даже при новых возможностях производств, технологиях и материалах, никто эту тему даже не поднимает. hi
        1. -2
          28 ноября 2020 12:19
          Привалов hi в том то и дело, что всё новое, это очень хорошо забытое старое! Рано или поздно, но к такой схеме вернутся! Для этого нужно "немногое " -полная революция в материаловедении, чтобы тот же редуктор , к примеру, весил не более четверти веса от современного, и имел солидный ресурс эксплуатации, для начала! hi
          1. +2
            28 ноября 2020 14:35
            Цитата: Бережливый
            Привалов hi в том то и дело, что всё новое, это очень хорошо забытое старое! Рано или поздно, но к такой схеме вернутся! Для этого нужно "немногое " -полная революция в материаловедении, чтобы тот же редуктор , к примеру, весил не более четверти веса от современного, и имел солидный ресурс эксплуатации, для начала! hi

            Если произойдёт "полная революция в материаловедении", то возвращение произойдёт совершенно на новом уровне. Даже не берусь делать какие-то футуристические прогнозы.
            Всё, что концептуально на сегодняшний день, можно посмотреть тут. Правда, я не совсем понял, по какому принципу в этом ролике розданы номера.
        2. +5
          28 ноября 2020 13:35
          Насчет Конструктора и Технолога полностью с Вами согласен на 200%, так как сталкиваюсь с этой проблемой ежедневно на работе.
          1. +1
            28 ноября 2020 14:36
            Цитата: sibiryouk
            Насчет Конструктора и Технолога полностью с Вами согласен на 200%, так как сталкиваюсь с этой проблемой ежедневно на работе.

            Конечно, я утрировал, но рад, что вы понимаете мой основной замысел. hi
            1. +3
              28 ноября 2020 16:38
              Ну почему же "утрировал". Как технолог, скажу - в точку попали. Ох уж мне эти конструктора! . "Страшно далеки они от народа". Хотелки.... Ну что же тут поделаешь..... request
    2. +2
      29 ноября 2020 21:26
      К тому моменту как полетел чинук с двумя двигателями по 4000л/с, уже 10 лет летал Ми-6 с двигателями по 5500л/с. А вместе с Ми-6 полетел и Ка-22 с этими же двигателями. Причем поперечной схемы, да еще и с редуктором на тянущие винты. Кстати, а на каких движках Ми-24 внешне более тяжелый и широкий , чем В-50, установил рекорд скорости в 360 км/ч? Может на В-50 предполагалось использовать реактивную тягу? В целом реактивные патрубки на поршневых моторах давали прирост скорости в 10-15 км. А тут турбовальный. Там килограм 150-200 можно получить при желании, думаю.
      1. 0
        29 ноября 2020 23:22
        Вполне возможно. Однако, сгодня мы можем лишь строить догадки, увы... hi
  3. +1
    28 ноября 2020 09:01
    Гдето уже видел подобную статью.
    по виду - транспортный вертолет, дорогой, большой, сложный.
    Таких идей-эскизиков было навалом у всех.
    А в реале - транспортные вертолеты только.

    Схожее:
    Года 2 назад была большая шумиха в СМИ с эскизами суперскоростного (700км/ч) вертолета со сверхзвуковыми крылышками - "наш ответ американцам" на их проект скроростного вертолета..
    Естественно, перемога окочилась пшиком, выбрали другую модель для "ответа", и с тех пор о ней не слышно и не видно...
  4. +4
    28 ноября 2020 10:32
    Ну из за схемы флот эту машину точно не взял бы... Да и маневренность тут ни к чёрту. Скорость в полёте по прямой? Всё одно ниже чем у самолёта а вот работать с ограниченных площадок уже проблема... Для транспортника ещё туда сюда, для боевого точно не годится.
  5. +4
    28 ноября 2020 11:38
    Смущает желание базировать на боевом корабле столь длинный вертолет. Проблем с хранением будет немало. Вот честно ну очень нелогичное желание.
  6. -1
    28 ноября 2020 11:49
    Эскизный макет выглядит футуристически... НО вряд ли советская экономика потянула бы ещё одно , третье КБ вертолётов и соответственно миллиарды на сотни новых вертолётов. Тем более эксплуатация почти аналога ЯК-24 была негативной
    1. 0
      29 ноября 2020 14:41
      Минусы вижу, а вот аргументы против нет?
  7. -1
    28 ноября 2020 12:14
    Все попытки увеличения скорости вертолётов и самолётов выше достигнутых ведут в тупик. Необходимо резко снизить стоимость жизненного цикла за счёт повышения эксплуатационной технологичности, применения новых материалов и обеспечить опережающий рост боевой эффективности по сравнению с противником. Но это очень сложно. И, конечно, нужна перспектива. А её нет.
  8. 0
    28 ноября 2020 12:27
    раньше действительно были смелые проекты
    1. -2
      28 ноября 2020 13:46
      Сейчас проекты ещё более "смелые". Смотря в каких единицах измерять эту "смелость".
  9. +2
    28 ноября 2020 18:13
    Лучшее, враг хорошего. Зачем из прекрасной машины Вертолёта, который полностью выполняет свою задачу, делать недоТукан??)) Попытка перекрыть все нишы уже неоднократно доказывала о мертворождённости проекта. Хотя попилить денежки, удовлетворить собственные амбиции за чужой счёт, это знакомо. Помните анекдот хрущёвских времён??)) К рукам привязать косы, к заднице грабли, а на хрен фонарь повесить, что бы и ночью косить мог))
  10. 0
    30 ноября 2020 08:39
    Это был бы четвертый тип вертолета боевого на вооружении.?
  11. 0
    30 ноября 2020 14:52
    Предателей и воров НЕ ОБГОНИШЬ.
  12. 0
    1 декабря 2020 16:07
    Есть супер прорывные технологии управления силой гравитации. Вопрос госчиновникам: почему не внедряем? Технологии разработаны в СССР!
  13. 0
    3 декабря 2020 12:40
    Проект В-50 проиграл в не технической области. Камов боялся потерять лидерство в КБ. А мог выиграть нишу Миля.
  14. 0
    5 декабря 2020 07:14
    Нежизнеспособная химера: по отдельности-ничего, а в сборе- франкенштейн. Но продольная схема жизнеспособна, вопрос лишь в соотношении цена- польза.
  15. 0
    20 января 2021 04:58
    Нужна ли скорость вертолёту?
  16. +1
    8 февраля 2021 09:42
    для меня давно большая загадка, почему СССР отошел от использования продольной схемы, тем более, что опыт использования як-24 и чинука вполне успешный.
    як-24 даже как заправщики тяжелых танков использовали.
  17. +2
    8 февраля 2021 09:47
    Цитата: vfwfr
    Американский чинук с 60-х летает и ничего никто не гнобит

    с 4 турельными пулеметами и ящиками с гранатами на тележках сзади еще тот адов драндулет гонять безоружных вьетнамцев
  18. 0
    15 февраля 2021 21:31
    Эскиз. Ну все равно красивый, если бы полетел да еще с такими данными был бы Класс !
    И тогда скептиков было как ...... но работали и достигали результатов, может и здесь достигли бы.
    критиковать со стороны всегда легче и таких многовато, вот добиваться результатов в течение годов желающих маловато.