Американский тяжелый танк T32
В конце 44-го года обсуждали два варианта решения поставленной задачи. Самым простым было увеличение толщины брони М26 до указанного уровня при понижении передаточных отношений трансмиссии, что сохраняло приемлемый уровень подвижности. В этом случае увеличилась масса танка и, следовательно, увеличивались нагрузки на силовую установку и ходовую часть. Альтернативным вариантом стала разработка нового танка, в котором максимально использованы узлы и агрегаты от серийного танка М26. После недолгих прений выбрали именно этот путь и 08.02.1945 принятым протоколом ОС 26606 утвердили постройку четырех опытных образцов. Данным машинам в марте того же года официально присвоили обозначение Т32.
Поскольку общее направление работ не предусматривало радикальной переделки конструкции М26, и следовательно опытный образец можно было получить за короткое время, программе Т32 присвоили высокий приоритет. Работа продвигалась очень быстрыми темпами – полноразмерный макет построили к 10.04.1945 г. и разработали около 80% рабочих чертежей предназначенных для сборки пары прототипов. В конструкции тяжелого танка Т32 активно использовали компоненты М26 и новая машина, по сути, представляла собой версию "Pershing" несколько увеличенную в размерах.
Корпус машины изготовлялся из гомогенной листовой брони. Приоритет в защищенности был отдан лобовой части, где толщина бронилистов составляла 70-127 миллиметров. Борта изготовлялись из бронелистов 51-76 миллиметров, корма – 19-51 миллиметр. Толщину носовой части днища довели до 38 миллиметров – крыша корпуса имела аналогичную толщину. Компоновка корпуса классическая. Характерная особенность первых двух прототипов – литая передняя часть корпуса, при этом последние два прототипа получили сварные детали.
По конструкции башня напоминало изделие для Т29, имевшее бронирование маски орудия (298 миллиметров) и увеличенные размеры по сравнению с М26. В крыше башни устанавливались командирская башенка, имелись люк для наводчиков и вырезы под установку перископического прицела и смотровых приборов. Выводы для антенн радиостанций находились около задней части башни. Также на крыше моги устанавливать 12,7-миллиметровый зенитный пулемет Colt-Browning М2НВ.
В ходовой части нового танка было использовано большое количество деталей и узлов от серийного М26, что значительно упрощало серийную постройку и эксплуатационное обслуживание тяжелого танка Т32. Один борт ходовой части состояла из следующих элементов:
- семь опорных обрезиненных катков с торсионной индивидуальной подвеской, с размером 26х6 дюймов;
- шесть поддерживающих колес;
- переднее направляющее колесо, с размером 26х6 дюймов;
- ведущее заднее колесо, имеющее 15 венцов (диаметр 734 миллиметра/28,89 дюймов);
- двухгребневая резинометаллическая гусеничная лента с траками Т80Е3 (ширина 711 миллиметров, шаг 152 миллиметра).
В моторно-трансмиссионном отсеке был установлен 12-цилиндровый V-образный бензиновый Ford GAC, развивавший при 2800 оборотах в минуту максимальную мощность равную 770 л.с. Трансмиссия CD-850-1 имела одну скорость движения назад, две скорости вперед и дисковые тормоза. Передаточные числа соответственно составляли 6,2:1, 12,761 и 20,6:1. Главная передача была цилиндрической, прямозубой, с передаточным числом 6,31:1. Для управления танком использовался рулевой рычаг, выполненный по типу джойстика.
В электросистеме использовали два 28,5-вольтных генератора, которые давали номинальное напряжение в 24 В постоянного тока. Для питания основного генератора служил главный двигатель, вспомогательный – от запасного. Кроме того на танке было установлено две аккумуляторные батареи 12 В. Электричество подавалось на габаритные огни, фазы, средства связи и приборы внутреннего освещения. Стандартным средством связи танка являлись радиостанции SCR 508 или SCR 528. Для внутренней связи служило переговорное устройство на шесть абонентов с внешним выходом RC-298. В системе пожаротушения использовали три стационарных 10-фунтовых и два переносных 5-фунтовых огнетушителя которые заправлены смесью с окисью углерода.
Смотровые приборы были весьма разнообразными. Для ведения огня прямой наводкой использовался перископический прицел М10Е10 и телескопический Т143Е2. Для ведения огня с закрытых позиций применяли следующее прицельное оборудование: квадрант наводчика М1, квадрант вертикального наведения М9 и указатель азимута Т19. Водитель и его помощник оснащались перископическими приборами М13. В командирской башенке было выполнено 6 смотровых призматических приборов. Кроме того, у командира имелся перископ М15, который был установлен в башенном люке.
Основное вооружение тяжелого танка Т32 состоит из пушки Т15Е2 калибра 90 миллиметров с раздельно-гильзовым заряжанием и пулемета Colt-Browning М1919А4 калибра 7,62 миллиметров спаренного с ней. В лобовом листе корпуса танка дополнительно установили ещё один пулемет калибра 7,62 мм, обслуживаемый помощником водителя (был установлен только на первые два прототипа). Орудие имело высокую начальную скорость и по бронепробиваемости не уступало аналогичным образцам зарубежного производства. Бронебойный снаряд Т43 имеющий начальную скорости 945 м\с с дистанции 914 м пробивал 127-миллиметровый лист брони установленный под углом в 30 градусов. Данный показатель при увеличении угла наклона до 55 градусов снижался до 74 миллиметров. Подкалиберный снаряд Т44, при аналогичных условиях, пробивал бронелисты толщиной 221 миллиметр и 94 миллиметра соответственно. Таким образом, орудие Т15Е2 могло справляться с любым немецким танком или САУ которые выпускались в 1943-1945 годах.
Экипаж танка – пять человек: водитель и его помощник находились в отделении управления (передняя часть корпуса), в башне находились места командира, заряжающего и наводчика.
Несмотря на прилагаемые усилия достроить машины до окончания Второй мировой не удалось. Темп работ после сентября 45-го года снизился, и машины с номерами 1 и 2 предъявили заказчику лишь 15 января и 19 апреля 46-го года соответственно. Оба прототипа были отправлены на Абердинский танковый полигон.
Машины с номерами 3 и 4 были модернизированы ещё во время достройки. Кроме вышеуказанных отличий машины получили сдвижной люк водителя а также его помощника. Кроме того водитель получил новый перископический прибор имеющий более широкий угол обзора. Ordnance Department в результате пересмотрело характеристики танка. В протоколе ОСМ 28680 от 09.08.1945 рекомендовало, чтобы 3 и 4 образцы переименовали в тяжёлый танк Т32Е1. В тоже время прототипы отгрузили к 14 мая и 19 июня 46-го г. Танк Т32Е1 имеющий номер 3 был отправлен в Форт Нокс, а 4 машину оставили для инженерных исследований в Детройтском Арсенале.
После завершения войны программа Т32 свой высокий приоритет утратила. Уже в 46-м г. сделали вывод, что уже нет необходимости в серийном производстве танков данной модели, так как в наличии имеются и готовые М29 имеющие аналогичное вооружение, и проекты более мощных танков. Все изготовленные Т32 отправили на временное хранение и впоследствии они были разобраны на металл.
Тактико-технические характеристики американского тяжелого танка T32 образца 1945 года:
Боевая масса 54,5 тыс. кг;
Экипаж – 5 человек;
Габаритные размеры:
Длина с орудием вперед – 10830 мм;
Ширина – 3860 мм;
Высота – 2810 мм;
Вооружение:
Тип пушки – T15E2;
Калибр – 90 мм;
Количество, тип и калибр пулеметов – 2, Colt-Browning M1919A4, 7,62 мм/1, зенитный пулемет Colt-Browning М2НВ, 12,7 мм;
Приборы прицеливания и наблюдения – перископ М10Е9, бинокулярный прицел T143E1, смотровые приборы М13 и M15 Plus, указатель азимута Т19, квадрант наводчика М1 и квадрант вертикального наведения М9;
Бронирование:
Лоб корпуса, верхняя часть (угол наклона к вертикали) – 127 мм (54°);
Лоб корпуса, нижняя часть – 70 мм;
Передняя часть борта (угол наклона к вертикали) – 76 мм (0°);
Задняя часть борта (угол наклона к вертикали) – 51 мм (0°);
Корма, верхняя часть (угол наклона к вертикали) – 51 мм (9°);
Корма, нижняя часть (угол наклона к вертикали) – 19 мм (0°);
Крыша корпуса (угол наклона к вертикали) – 38 мм (90°);
Передняя часть днища (угол наклона к вертикали) – 25 мм (90°);
Задняя часть днища (угол наклона к вертикали) – 13 мм (0°);
Маска орудия (угол наклона к вертикали) – 298 мм (0°);
Крыша башни (угол наклона к вертикали) – 38 м (90°);
Двигатель – Ford GAC, 12-цилиндровый, бензиновый, мощность при 2800 об\мин 770 л.с.;
Трансмиссия - CD 850-1, механическая,3-ступенчатая, дисковые тормоза;
Ходовая часть (на один борт) – 7 опорных обрезиненных катков имеющих индивидуальную торсионную подвеску, 6 поддерживающих колес, направляющее колесо переднее, ведущее колесо заднее, крупнозвенчатая гусеница Т80Е1 имеющая 711-мм траки и шагом 152 мм;
Скорость по шоссе – 35 км\ч;
Запас хода по шоссе – 160 км;
Преодолеваемые препятствия:
Уклон – 60%;
Высота стенки – 0,66 м;
Ширина рва – 2,60 м;
Глубина брода – 1,067 м;
Средства связи – радиостанция SCR 508 (SCR 528) а также переговорное устройство (6 абонентов) имеющее внешний выход типа RC-298.
Информация