Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 705, 705А, 705Д

В начале 1980-х гг. одной из атомных подлодок СССР, которая действовала в Северной Атлантике, был установлен своеобразный рекорд: она в течение 22 часов следила за атомоходом «потенциального противника», находясь в кормовом секторе объекта слежения. Несмотря на все попытки командира натовской подлодки изменить ситуацию, сбросить «с хвоста» противника не удалось: слежение прекратили только после того как командир советской субмарины получил с берега соответствующие приказания. Этот случай произошел с атомной подводной лодкой 705-го проекта — пожалуй, самым неоднозначным и ярким судном в истории советского подводного кораблестроения. Ведущие российские специалисты оценивают эту АПЛ достаточно неоднозначно от восторженных откликов («утерянная жар-птица») до негативных («дорогостоящая ошибка», «полный провал»)...

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 705, 705А, 705Д


В СКБ-142 (Ленинград) одновременно с работами по атомоходам проектов 627, 645 и 671 велся энергичный поиск нетрадиционных, новых тех. решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии отечественного подводного кораблестроения. В 59-м году А. Б. Петров – один из специалистов СКВ — предложил создать малогабаритную одновальную комплексно-автоматизированную высокоскоростную атомную подлодку с уменьшенным составом экипажа. Новый корабль, по замыслу разработчика, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик». Имея скорость подводного хода более 40 узлов, был способен в предельно короткие сроки выйти в заданную точку для атаки надводного или подводного противника. При своевременном обнаружении торпедной атаки неприятеля атомная подлодка должна была уйти от торпед, произведя предварительный залп из ТА.


Малое водоизмещение субмарины (около 1,5 тыс. т) в сочетании с энергоустановкой большой мощной должны были обеспечить высокую маневренность и быстрый набор скорости. Атомоход должен был в считанные минуты собственным ходом отходить от причальной стенки, разворачиваться на акватории, а также покидать базу, чтобы решать боевую задачу, а после возвращения — самостоятельно швартоваться.

После достаточно бурных дебатов, в которых участвовали представители промышленности и военно-морского флота, а также внесения ряда существенных изменений в проект, идея подобной атомной подводной лодки была поддержана военными и руководством Минсудпрома. В частности, сторонниками данной АПЛ стали Б.Е. Бутома, министр судостроительной промышленности и С.Г. Горшков, Главнокомандующий ВМФ.

Тех. предложение по проекту подготовили в начале 60-го года, 23 июня того же года вышло совместное постановление Совета министров СССР и ЦК КПСС о проектировании и создании подлодки 705-го проекта. 25.05.1961 появилось другое постановление, которое разрешало главному конструктору проекта и научному руководству отступать от правил и норм военного кораблестроения при достаточных обоснованиях. Это «развязало руки» создателям атомной подлодки и позволило воплотить в конструкции наиболее смелые технические решения опережающие свое время.

Работу по проекту 705 возглавил главный конструктор Русанов (в 77-м году он был сменен Роминым). Общее руководство программой было возложено на академика Александрова. К.И. Мартыненко и В.В. Гордеев – главные наблюдающие от военно-морского флота. Создание атомной подлодки проекта 705 стало, по словам Д.Ф. Устинова, секретаря ЦК КПСС который курировал оборонную промышленность, «общенациональной задачей». К программе были привлечены мощные научные силы, например, академики А.Г. Иосифьян и В.А. Трапезников.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 705, 705А, 705Д
Цветные прекции ПЛА пр.705(К)


Наибольшую трудность во время проектирования АПЛ проекта 705 составляло удержание водоизмещения судна в пределах 1,5 — 2 тыс. тон и достижение высоких скоростей.

Для достижения заданной скорости в 40 узлов при ограниченном водоизмещении была необходима высоконапряженная, энергетическая установка, обладающая большой агрегатной мощностью. После исследования различных схем главной энергоустановки (в частности, рассматривали газовый реактор, который обеспечивал работу газовой турбины) было принято решение остановиться на однореакторной энергоустановке с жидкометаллическим теплоносителем и повышенными параметрами пара. Как показали расчеты, что установка, имеющая жидкометаллический теплоноситель по сравнению с главной энергоустановкой, имеющей традиционный водоводяной реактор, могла обеспечить экономию 300 тонн водоизмещения.

Предложение о создании специально для подлодки 705-го проекта двухконтурной однореакторной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки 645-го проекта поступило от ОКБ «Гидропресс» в 60-м году. Вскоре приняли правительственное решение о разработке подобной установки. Научным руководителем назначили академика А.И. Лейпунского.

Одновременно проектировали два альтернативных типа атомных энергетических установок: ОКБ «Гидропресс» создавала БМ-40/А (двухсекционная, блочная, два циркуляционных насоса и два паропровода, руководитель главный конструктор В.В. Стекольников), а горьковский ОКБМ ОК-550 (блочная, коммуникации первого контура разветвленны, с тремя циркуляционными насосами и тремя паропроводами, руководитель И.И. Африканов).

В качестве корпусного использовался титановый сплав, который был разработан центральным научно исследовательским институтом металлургии и сварки – руководитель проекта академик И.В. Горынин. Титановые сплавы использовались и при изготовлении корабельных систем и других элементов конструкции.

Для атомной подлодки 705-го проекта создавались новые технические и боевые средства на основе последних достижений науки и техники 1960-х годов, которые имели улучшенные массогабаритные характеристики. Чтобы уложиться в рамки тех. задания, было необходимо сократить экипаж субмарины до уровня, который бы соответствовал экипажу стратегических бомбардировщиков 1940—1950-х гг. В результате приняли революционное для того времени решение создать для атомной подлодки автоматизированной комплексной системы управления. В центральном конструкторском бюро завода им. Кулакова (сегодня — ЦНИИ «Гранит») для кораблей создали уникальную боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Аккорд», которая позволяла сосредоточить управление подлодкой на центральном посту.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 705, 705А, 705Д

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 705, 705А, 705Д
Подготовка ПЛА «К-64» пр.705 к спуску на воду


Во время проектирования число отсеков прочного корпуса увеличилось с трех до шести, водоизмещение возросло в полтора раза. Менялась численность экипажа субмарины.

Первоначально предполагалось, что экипаж будет состоять из 16 человек, но в дальнейшем, по требованию военно-морского флота, численность была доведена до 29 человек (4 мичмана и 25 офицеров).

Уменьшение экипажа стало причиной более жестких требований выдвигаемых к надежности оборудования. Ставились задачи по устранению необходимости обслуживания оборудования в течение плавания.

Тщательную отработку гидродинамических обводов корпуса подлодки вели ученые московского филиала ЦАГИ им. Жуковского под руководством Федяевского. Принимались меры по снижению физических полей АПЛ, а также повышению ее взрывостойкости за счет более эффективной амортизации и новых конструкционных решений.

Было принято решение использовать электрооборудование на переменном токе частой 400 Гц (на отечественных атомных подлодках других проектов 50 Гц), что обеспечивало улучшение весогабаритных характеристик оборудования.

Строительство опытной подлодки проекта 705 (получила обозначение К-64) с АЭУ ОК-550, которая должна была стать прототипом для большой серии противолодочных АПЛ, было начато 2 июня 1968 году в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения. 22 апреля 1969 года судно спустили на воду. В конце 71-го г. оно прибыло в Западную Лицу на базу и 31 декабря было принято в строй СФ, войдя в состав первой флотилии третьей дивизии подводных лодок.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 705, 705А, 705Д
Подготовка к постановке в док ПЛА «К-64» пр.705 на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. 1969 г.


Первым командиром уникальной атомной подлодки стал капитан первого ранга А.С. Пушкин.

Однако подлодку преследовали неудачи. Во время швартовых испытаний из строя вышла одна из автономных петель первого контура. Вторая петля вышла из строя в начальный период эксплуатации. Выявили и растрескивание титанового сварного корпуса.

Несмотря на это, в 72 году сдали курсовую задачу №1. Во время подготовки к выходу в море чтобы отработать курсовую задачу №2 начался процесс затвердевания теплоносителя в первом контуре. Все меры по предотвращению аварии были безрезультатными. В итоге теплоноситель застыл полностью, и реактор заглушили.

К-64 19 августа 74-го года вывели из боевого состава. В 1972 г. было принято решение о приостановке работ по заложенным подлодкам проекта 705 до выяснения и устранения причин аварий первого контура реактора.

Неудача с головной подводной лодкой на длительное время задержала реализацию программы, но не привела к прекращению. В Ленинграде и Северодвинске начались работы по строительству серии усовершенствованных подлодок проекта 705К («Лира»):

Атомные подводные лодки проекта 705К построенные на СМП:
К-123 – закладка 22.12.67, спуск на воду 04.04.76, дата приемки ноябрь 77-го г.;
К-432 – закладка 12.11.67, спуск на воду 03.11.77, дата приемки январь 79-го г.;
К-493 – закладка 21.01.72, спуск на воду 21.09.80, дата приемки сентябрь 81-го г.;
Атомные подводные лодки проекта 705К построенные на ЛАО:
К-316 – закладка 26.04.69, спуск на воду 25.07.74, дата приемки сентябрь 78-го г.;
К-373 – закладка 26.06.72, спуск на воду 19.04.78, дата приемки ноябрь 79-го г.;
К-463 – закладка 26.06.75, спуск на воду 30.04.81, дата приемки декабрь 81-го г.

Последнее, седьмое судно в серии, было разобрано на стапеле. В отличие от 705-го проекта, где устанавливалась ППУ ОК-550, на проекте 705К применялась паропроизводящая установка БМ-40А.

АПЛ проектов 705 и 705К были предназначены для уничтожения подлодок противника во время их выхода из баз, на морском переходе и на позициях предполагаемого использования оружия против объектов на берегу. Субмарины могли привлекаться для уничтожения надводных кораблей и транспортов противника во всех районах мирового океана, вплоть до Арктики.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 705, 705А, 705Д
ПЛА «К-123» пр.705-К в базе. КСФ


Подлодка проекта 705 (705К) — одновальная, двухкорпусная. Корпус, изготовленный из сплава титана, представлял собой по всей длине тело вращения. Ограждение рубки — «лимузинного» типа (обводы, которые плавно сопрягались с обводами корпуса судна, отрабатывались гидродинамиками Центрального аэрогидродинамического института). Прочный корпус разделялся на шесть водонепроницаемых отсеков поперечными переборками. Третий отсек, где располагался служебно-бытовые помещения и главный командный пункт, ограничивался сферическими переборками, которые рассчитаны на полное забортное давление.

Лодка оснащалась всплывающей рубкой (впервые в мире), предназначенной для спасения всего экипажа при всплытии с предельной глубины, при больших величинах дифферента и крена.

ППУ БМ-40А (150 тыс. кВт) — однореакторного типа. Теплоносителем первого контура являлся эвтектический сплав свинца и висмута. Паротурбинная установка ОК-7К — блочной конструкции, одновальная.

На лодке устанавливалось два вспомогательных движительных комплекса (каждый по 100 кВт), размещенных в горизонтальных стабилизаторах в герметических гондолах и снабженных гребными винтами, имеющими поворотные лопасти.

Имелось два синхронных генератора трехфазного переменного тока (1500 кВт, 400 Гц, 400 В). Каждым генератором обеспечивается энергией потребители своего борта. Имеются вспомогательная дизель-генераторная установка (300 В, 500 кВт) и аварийная аккумуляторная батарея состоящая из 112 элементов.

Управление подлодкой, ее техническими и боевыми средствами осуществляется из главного командного пункта. Комплексной автоматизацией обеспечивается решение задач использования оружия, сбора и обработки тактической информации, воспроизведение внешней обстановки, боевого маневрирования, кораблевождения, дистанционного и автоматического управления движением и техническими средствами.

Несение постоянных вахт у отдельных устройств и механизмов не предусматривалось; по готовности 1 и 2 производили только периодический обход вахтенными необслуживаемых отсеков. В реальной обстановке боевая смена ограничивалась восемью членами экипажа.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 705, 705А, 705Д
ПЛА пр.705-К в открытом море


Для автоматического, ручного и программного управления движением и стабилизацией атомной подлодки по курсу на ходу, по глубине погружения (без хода и на ходу) служила система «Боксит». На ходу автоматическая дифферентовка производилась с помощью системы «Тан». Управление и контроль за работой энергоустановки, а также общесудовых устройств и систем и электроэнергетической системы обеспечивались системой «Ритм».

Также субмарина оснащалась:
— БИУС (боевая информационная управляющая система) «Аккорд»;
— автоматизированным комплексом ГАС «Океан»;
— системой автоматического управления оружием «Сарган»;
— автоматизированным комплексом автономных средств навигации «Сож»;
— автоматизированным комплексом средств радиосвязи «Молния»;
— автоматической системой радиационного контроля «Альфа»;
— радиолокационной станцией «Бухта»;
— телевизионно-оптическим комплексом ТВ-1;
— системой единого времени «Платан»;
— универсальным перископом «Сигнал»;
— системой внутрикорабельной связи «Эллипсоид».

Санитарные, медицинские и жилые помещения находились на средней палубе третьего отсека, провизионные помещения и камбуз — на нижней палубе. В кают-компании могут одновременно принимать пищу до 12 членов экипажа.

Торпедное вооружение состоит их шести гидравлических торпедных аппаратов, расположенных в носовой части субмарины. Боекомплект — 18 торпед.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 705К:
Наибольшая длина – 81,4 м;
Наибольшая ширина – 10,0 м;
Осадка по КВЛ – 7,6 м;
Нормальное водоизмещение – 2300 м3;
Полное водоизмещение – 3100 м3;
Запас плавучести – 37 %;
Рабочая глубина погружения – 400 м;
Полная скорость подводного хода – 41,0 узел;
Надводная скорость – 14,0 узлов;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 32 человека.

В декабре 77-го года, после завершения заводских и гос. испытаний, подлодка К-123 под командованием капитана второго ранга А.Ч. Аббасова приступила к отработке курсовых задач боевой подготовки для ввода в состав сил постоянной готовности СФ. В 84-м году за успешное освоение нового типа судна А.Ч. Аббасова удостоили звания Герой Советского Союза, А.С. Пушкину вручили орден Ленина.

Новые атомные подводные лодки, получившие прозвище «автоматы» у моряков, у «потенциального противника» — наименование Alfa, стали на флоте довольно популярными лодками. Сильное впечатление производили как рекордно высокие характеристики субмарины (впрочем, они были достоверно известные только узкому кругу «посвященных»), так и эстетическое совершенство форм подводной лодки.

Имея максимальную скорость хода, которая сопоставима со скоростью универсальных и противолодочных торпед «потенциальных противников», атомная подводная лодка проекта 705 (705К), благодаря особенностям энергоустановки (не требовался спец. переход на повышенные параметры главной энергоустановки при увеличении скорости, как это было на субмаринах с водоводяными реакторами), были способны развить полный ход за минуты, имея практически «самолетные» разгонные характеристики. Значительная скорость позволяла за короткое время зайти в «теневой» сектор подводного или надводного корабля, даже если «Альфа» предварительно была обнаружена гидроакустиками противника.

По воспоминаниям контр-адмирала Богатырева, в прошлом являвшегося командиром К-123 (проект 705К), субмарина могла развернуться «на пятачке», что особенно важно во время активного слежения «неприятельской» и своей подлодок друг за другом. «Альфа» не давала возможности другим подлодкам зайти себе в курсовые кормовые углы (то есть в зону гидроакустической тени), которые особо благоприятны для осуществления слежения и нанесения внезапных торпедных ударов.

Высокие маневренные и скоростные характеристики атомной подводной лодки проекта 705 дали возможность отработать эффективные маневры уклонения от торпед противника с дальнейшей контратакой. В частности, подлодка могла на максимальной скорости осуществить циркуляцию на 180 градусов и уже спустя 42 секунды начать движение в обратном направлении. Командиры атомных подлодок проекта 705 А.Ф. Загрядский и А.У. Аббасов говорили что, подобный маневр давал возможность при постепенном наборе скорости до максимальной и одновременном выполнении разворота с изменением глубины заставлять противника следящего за ними в режиме шумопеленгования терять цель, а советской атомной подлодке — заходить «в хвост» противника «по истребительному».

Обводы корпуса подлодок обеспечивали минимальное отражение гидроакустического сигнала. Это затрудняло атаку «Альфы» противником, использующими гидроакустическую систему в активном режиме.

Но во время эксплуатации подлодок проекта 705 проявились существенные недостатки, которые препятствовали их эффективному применению. В частности, появились серьезные трудности с обеспечением базирования лодки (из-за необходимости постоянной поддержки в горячем состоянии первого контура реактора). Были нужны регулярные спецоперации по предотвращению окисления теплоносителя, периодическая регенерация и постоянный контроль за состоянием сплава. Многие эксплуатационные вопросы также оказались неразрешимыми. В частности, не удалось реализовать идею создания двух экипажей атомной подводной лодки — «морского» и «берегового», которые обеспечивают эксплуатацию и обслуживание субмарины при ее нахождении на базе. В результате карьера лодок «Альфа», несмотря на уникальные достоинства судов, оказалась относительно непродолжительной. «Закату» также способствовала пресловутая перестройка, приведшая к тому, что ВС начали лишаться финансирования.

Подводная лодка К-123 в историю вошла как субмарина с самым продолжительным капитальным ремонтом в истории отечественного подводного флота, который продолжался более девяти лет — с июня 83-го года по август 92-го года. В июле 97-го года данное судно исключили из состава флота. Другие «Альфы» исключили из состава военно-морского флота значительно раньше — в 90-м году.

Следует отдельно отметить, что за 20 лет эксплуатации на субмаринах данного проекта в борьбе за живучесть не потеряли ни одного человека.

Проект 705А

В 62-м году на базе 705-го проекта скоростной торпедной подлодки с реактором на ЖМТ в СКБ-143 выполнили предэскизный проект 705А субмарины, оснащенной противокорабельным комплексом «Аметист» с подводным стартом.

Шесть наклонных контейнеров имеющих крылатые ракеты должны были размещаться в развитом ограждении рубки имеющем «лимузинную» форму, а также в верхней части доп. отсека, который «врезан» в прочном корпусе подлодки перед реакторным отсеком. Другие элементы вооружения и конструкции проекта 705А повторяли соответствующие элементы 705-го проекта. Однако параллельно с вариантом, который имел корпус из сплава титана, прорабатывали вариант имеющим прочный корпус из стали, которое имел значительно большее нормальное водоизмещение составляющее 4085 м3.

Двухкорпусная субмарина, выполненная из сплавов титана, должна была оснащаться главной энергоустановкой мощностью 40 тыс. л. с. имеющей один жидкометаллический реактор. Предусматривалась всплывающая спасательная камера, которая способна вместить весь экипаж субмарины (аналогично проекту 705). Торпедное вооружение состояло из 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом 18 торпед.

Технические характеристики ПЛАРК проекта 705А (вариант с титановым корпусом):
Наибольшая длина – 81,0 м;
Наибольшая ширина – 8,0 м;
Нормальное водоизмещение – 2385 м3;
Предельная глубина погружения – 400 м;
Полная скорость подводного хода – 37,0 узлов;
Надводная скорость – 8,0-10,0 узлов;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 24 человека.

Однако работы по созданию подлодки проекта 705А практической реализации не получили (сказалось затягивание по созданию ее прототипа — торпедной подлодке проекта 705). Дальнейшим продолжением данного направления стал 686-й проект.

Проект 705Д

В СКБ-143 подготовили инициативные предложения по 705Д, в котором реактор на жидкометаллическом топливе должен был замениться водоводяным реактором. Однако данные предложения поддержки не получили.

В тех. справке ФЭИ по анализу эксплуатационного опыта ядерных энергоустановок с ЖМТ, которую подготовили в 98-м г., говорится, что на сегодняшний день подобные установки могут, а также должны рассматриваться на конкурсной основе вместе с паропроизводящими водоводяными установками для использования в проектах атомных подводных лодок ближайшей и отдаленной перспективы.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 16
  1. вард 15 августа 2012 08:48
    Просто нереальные характеристики... вот такие лодки и надо строить... особенно радует скорость хода сопоставимая со скоростью торпед вероятного противника...плюс..
    1. Delta 15 августа 2012 10:14
      торпеда все равно быстрее. А на скорости более 30 узлов появляется такой шум, что лодка и сама ничего не "слышит" и ее слышно за сотню миль. Есть у этого проекта и другие недостатки, они описаны в статье
      1. Гражданский 15 августа 2012 10:45
        "Теплоносителем первого контура являлся эвтектический сплав свинца и висмута"

        смущает это до невозможности, особенно обслуживание на базе... однако красива Лира слов нет,
      2. вард 15 августа 2012 11:21
        Анекдот про чукчу... мне не надо бежать быстрее медведя... мне надо бежать быстрее тебя... запас хода у торпед весьма ограничен... разница в скорости весьма мала... это только шквал всех догоняет... торпеда просто не успевает догнать лодку... а что касается шума.... так что толку что её услышат... минус...
        1. Delta 15 августа 2012 12:55
          действительно, подумаешь, перешла подводная лодка из разряда "потаенных судов" в разряд всеми видимых, фигня какая, никакого огорчения от того, что все противолодочные корабли в нее уже вцепились. Кстати, для общего развития: это только автомобили до сотни за 5-6 секунд умеют уже разгоняться. Подводной лодке для выхода ЯЭУ на полную (или хотя бы на 80%) мощность нужно время. Не говоря уже о том, что со времени выхода на такую мощность до набора скорости пройдет еще время. За все это время торпеда успеет свое дело сделать. Минус? да хоть два. Дело не в минусах, а в мышлении. Включите наконец-то
          1. вард 15 августа 2012 13:35
            Вы вообще то статью читали... там и про торпеды тоже сказано... есть у меня приятель... всё жизнь в подводниках... так вот есть такая вещь как погремушка... только акустик засёк пуск торпеды... выпускается и.... источник звука 150 децибел под водой.... в радиусе 10 миль... всё глохнет... а если учесть что там ещё генератор ЭМИ... в 81 году в Алатике проводили имитацию залпа.... перед тем сбросили погремушку... уровень шума в самой лодке 90 децел... бедные акустики... против лома нет приёма...
            1. Delta 15 августа 2012 13:38
              как все просто, оказывается. Все враги повержены, ура
              1. crazyrom 15 августа 2012 23:51
                Видно не все ещё, вот ты тут околачиваешся...
                1. Delta 16 августа 2012 01:01
                  иди гуляй и не воняй. Если есть что сказать по существу - говори. Нет - свободен
  2. kenvas 15 августа 2012 09:06
    Самая красивая лодка из всех когда либо построенных человеком! БИУС "Аккорд" созданная в конце 60ых до сих пор не имеет аналогов в мире жаль что проект не получил развития! уникальная лодка во всех отношениях!
  3. Isk1984 15 августа 2012 09:52
    Я когда читаю подобные статьи такое ощущение, что СССР это другая планета где не строили нет, а творили настоящие чудо проекты, скорость принятия решений и задачи которые ставились поражают воображение, у нас сегодня справку в налоговой дольше ждать придется,,, Лодки супер пусть их не долюбливали за шумность, за агрессивность титана в морской среде, если бы не перестройка проект бы нашел продолжение в куда более впечатляющих экземплярах, мощь судостроительной промышленности явно обагнала тогда США, ничего подобного они не могли и сопоставить при своем "развитом капитализме"...
    1. Zerstorer 15 августа 2012 12:15
      Цитата: Isk1984
      такое ощущение, что СССР это другая планета

      Готов подписаться под каждым словом. Могу только добавить: "Вперед в СССР-2!"
    2. concept1 15 августа 2012 13:03
      Благодаря таким проектам запад знает, на что мы способны!
      Они все понимают, что при равных развитиях экономик мы технологически можем уйти вперед!
      Мы другая «планета», мы другая ЦЕВЕЛИЗАЦИЯ!
    3. Стрежевчанин 15 августа 2012 21:56
      А вот тепер представьте себе; это есть малая часть того( что было спроектировано в СССР), как вы думаете сколько еще проектов было разработано и сдано в архив??? Сейчас денег в стране валом и наше государство в лице ВВП, дал четко понять, что очень скоро сказка опять станет былью, надеюсь что именно так оно и будет!!!
  4. carbofo 15 августа 2012 13:39
    Великая нация ,великие проекты.
    Мы как всегда доказали всем что лучшие.
    Жаль накладная подлодка по обслуживанию, но их реально боялись,
    Недаром Альфа и Тайфун , самые популярные противники в книгах.
  5. негоро 15 августа 2012 21:39
    В идеале не лодка - мечта.Пошли в моря минимум обслуживания.Пришли с морей -боевой экипаж отдыхать ,а запасной заниматься лодкой.Отсутствие рядового состава скорее плюс.И высокие затраты на поддержание боеготовности того стоят,если лодка в считанные минуты способна выйти из базы для выполнения боевой задачи.А то что порезали,а не модернизировали,позор предателям отечества Горбачёву и Ельцину,конечно жаль.
    негоро
  6. slas 15 августа 2012 21:45
    ДА КРАСА Я когда ее увидел первый раз на фото минут 10 не мог оторваться от фото yes
    slas
  7. Стрежевчанин 15 августа 2012 22:13
    41.67 узла, что в переводе в более привычные для нас единицы составляет ~77.2 км/ч!
    Я только щас вспомнил что это за подлодка..........недаром она сделана из титана.
  8. maxiv1979 16 августа 2012 05:09
    лодка красавица, какие обводы, какой технический уровень...явно опередила свое время. У нас как обычно, создадут шедевр, всадят кучу бабла на титановый корпус, автоматику, уникальный реактор и сэкономят на экипаже, обслуге, береговой инфраструктуре.Правда непонятна концепция ее боевого применения, шумность у нее огромная, сама лодка на скоростях 30+ будет слепа и глуха, т.е. ее априори обнаружат раньше и первыми применят по ней оружие, что будет дальше непонятно...
    maxiv1979

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня