Флагман Военно-морских сил Израиля



Израильские моряки всегда остаются в тени своих более удачливых коллег из ВВС и сухопутных сил. Крошечная страна размером меньше Московской области по определению не может иметь сильный океанский флот, а главное событие, прославившее ВМС Израиля на весь мир, – потопление эсминца «Эйлат» - не добавило престижа данному виду вооруженных сил. Между тем, специфика арабо-израильских конфликтов зачастую требовала поддержки сухопутных операций со стороны моря. ВМС Израиля, несмотря на свою малочисленность и отсутствие крупных кораблей, приняли участие во многих морских боях, осуществляли контроль над морскими коммуникациями во всей восточной акватории Средиземного моря, участвовали в высадке десантов и в проведении морских диверсий.


Израильские моряки не могут контролировать обстановку в Южной Атлантике или вести слежение за кораблями «вероятного противника» в Тихом океане, но, в отличии от флотов крупных морских держав, ВМС Израиля – действующий флот, который регулярно участвует в боевых операциях. Кроме гибели «Эйлата», в истории ВМС Израиля есть и другие примечательные события, например - уничтожение флагмана ВМС Египта «Эмир Фарук», взорванного боевыми пловцами на рейде Тель-Авива. Или Битва при Латакии (1973 год) – первое в мире морское сражение ракетных катеров.

Загадка длиной 45 лет

Рассказывая о Военно-морских силах Израиля, обязательно стоит упомянуть особый инцидент, имевшее место у побережья государства Израиль в период Шестидневной войны. 8 июня 1967 г. разведывательный корабль ВМС США «Либерти» мягко покачивался на волнах в 12 милях от берега, свободные от вахты члены экипажа, намазавшись солнцезащитным кремом, загорали под теплым средиземноморским солнцем. Даже не верилось, что в это время на берегу в пустыне идут ожесточенные танковые бои. Но американские моряки чувствовали себя в полной безопасности: ведь Америка и Израиль союзники – какие могут быть проблемы?

Произошло паранормальное: над «Либерти» внезапно появились «Миражи» с шестилучевыми звездами на крыльях, и на американский разведывательный корабль сошел с небес огонь. Самолеты расстреляли надстройки «Либерти» из 30 мм пушек, а затем залили корабль напалмом. В этот же момент в атаку пошли торпедные катера ВМС Израиля – оглушительный взрыв буквально подбросил «Либерти» из воды. Получив пробоину в подводной части, корабль стал заваливаться на правый борт. Кошмар на этом не закончился – израильтяне подошли ближе и стали в упор из стрелкового оружия расстреливать людей, метавшихся по горящей палубе «Либерти». Из 290 человек экипажа американского разведчика, израильские моряки и летчики убили и ранили 205 человек. А через час … к "Либерти" вновь приблизились израильские торпедные катера, на сей раз просемафорившие: "Вы нуждаетесь в помощи?" В ответ с искалеченного корабля заорали: "Убирайтесь к черту!"

Флагман Военно-морских сил Израиля


На следующий день все детали инцидента были засекречены с обеих сторон, Израиль прошептал слова извинения и тайком выплатил 13 миллионов долларов компенсации (в ценах 1967 года). До сих пор так и не ясно, что это было. Официальная версия годится только для младшей группы детского сада – видите ли, израильские военные перепутали «Либерти», обильно украшенное звездно-полосатой символикой и с огромной параболической антенной (водоизмещение - 10 000 тонн), с египетским транспортом для перевозки лошадей «Аль-Кусейр» (водоизмещение - 2600 тонн).

Обстоятельства трагедии упорно замалчиваются, но самой вероятной является «голанская версия»: зная как работает американское Агентство Национальной Безопасности [2] («Либерти» де-факто принадлежало АНБ), израильский Генштаб опасался, что секретные детали спланированной операции по захвату Голанских высот будут перехвачены мощным радиотехническим оборудованием «Либерти», и неминуемо, через советских агентов в АНБ, станут известны арабам в тот же час. Последствием будет кровавая каша из наступающих израильских частей. Кроме того, в радиоэфире шел поток других «непечатных» приказов, например, о расстреле 1 тыс. пленных египетских солдат в местечке Эль-Атшш на Синае. Израильтяне крайне не желали придать международной огласке такие факты и немедленно пустили «Либерти» в расход. Опытные дипломаты потом как-нибудь договорятся…

«Эйлат»-класс

Но мы собрались здесь совсем не для того, чтобы вспоминать темные стороны ХХ века. Дело в том, что в боевом составе ВМС Израиля, кроме многочисленных катеров и нескольких дизельных подлодок, есть очень интересные, на мой взгляд, морские средства. Это корветы типа «Саар 5» - серия из трех многоцелевых кораблей полным водоизмещением 1250 тонн. «Эйлат», «Лахав» и «Ханит».
Корветы были спроектированы израильскими специалистами специально учетом условий Ближневосточного конфликта. Строились в период с 1992 по 1995 год на американской верфи Ingalls Shipbuilding.


INS Eilat


Изучив опыт других морских держав, ВМС Израиля выбрали для своих кораблей концепцию развития ВМФ СССР. Т.е. до предела насытить боевые корабли огневыми средствами в ущерб дальности плавания. Идеальное средство для коротких морских рейдов.
В итоге получились действительно хорошие корветы, выполняющие роль лидеров при эскадрах ракетных катеров и малых артиллерийских кораблей. Корветы типа «Эйлат» (в честь головного корабля серии), несмотря на свои малые размеры (водоизмещение в 2 раза меньше российского корвета пр. 20380 «Стерегущий»), значительно усиливают ударную мощь своей мини-эскадры и способны обеспечить качественное прикрытие для малых кораблей и катеров от атак с воздуха. Далее – по списку.


Главный калибр «Эйлата» - 8 противокорабельных ракет «Гарпун». Знакомая вещь, самая распространенная в мире дозвуковая ПКР. Дальность полета – 120 …150 км (разумеется, при отсутствии внешнего целеуказания, дальность стрельбы автоматически становится равной радиогоризонту, т.е. 30…40 км). Боевая часть «Гарпуна» - 225 килограммов, маршевая скорость – 0,85Маха.
«Гарпун», при удачном стечении обстоятельств, способен остановить даже крупную цель класса «эсминец», но выпускать ракету, стоимостью 1.5 млн. долл. по катерам или др. малоразмерным целям слишком расточительно. Израильтяне предусмотрели и для такого варианта специальное средство – противокорабельную ракету собственного производства «Габриэль», причем корветы вооружены ее устаревшей версией – «Габриэль-2», не имеющей даже активной головки самонаведения. Это значительно уменьшает стоимость ракеты, а ее естественные недостатки: необходимость постоянного включения корабельной РЛС и малая дальность полета – всего 35 километров абсолютно не важны при отражении атак вооруженных катеров террористов.

В техническом плане «Габриэль» - дозвуковая одноступенчатая крылатая ракета, аналогичная по габаритам ПКР «Гарпун». Стартовая масса – 600 кг. Скорость полета к цели – 0,75Маха. Полубронебойная боевая часть массой 150 кг. Годится для обстрела объектов на берегу.


INS Lahav


Зенитное вооружение:
Израильские инженеры относятся к обеспечению противовоздушной обороны самым серьезным образом. На корветах типа «Эйлат» установлен новейший израильский зенитно-ракетный комплекс «Барак-1» (пер. с иврита «Молния»). 64 вертикальные пусковые ячейки, зенитная ракета комплекса поражает цели в радиусе 12 км от корабля, максимальная высота перехвата – 5 км. Новая РЛС EL/M-2248 с неподвижными антенными решетками способна обнаруживать любые воздушные угрозы, в том числе низколетящие крылатые ракеты и управляемые авиабомбы.
Несмотря на то, что «Барак-1» очень дорогое удовольствие, это популярный зенитно-ракетный комплекс на мировом рынке; «Барак-1» принят на вооружении ВМС Индии, Сингапура, Венесуэлы, Азербайджана и др. стран. Совместно с Индией Израиль разрабатывает новую модификацию своего морского ЗРК, способную поражать цели на дальности 70 км.
Кроме того, на носу корвета установлен зенитный комплекс «Фаланкс» - шестиствольная автоматическая пушка калибра 20 мм, сочлененная на едином лафете с прицельным комплексом и РЛС.

Торпедно-минное вооружение:
Для противодействия возможным атакам субмарин корветы типа «Эйлат» вооружаются двумя стандартными торпедными аппаратами для запуска противолодочных торпед Марк-32, стандартными для флотов стран НАТО.

Авиационное вооружение:
На маленьком корабле нашлось место даже для постоянного базирования вертолета, имеется вертолетная площадка и ангар для хранения техники. Для базирования на палубе израильских корветов выбран многоцелевой вертолет Eurocopter Panther.

Радиоэлектронное вооружение:
Учитывая опыт Войны Судного дня, когда благодаря применению новейших систем радиоэлектронной борьбы, ни одна из 54 ракет П-15 «Термит», выпущенных с кораблей ВМС Сирии и Египта, не достигла цели, израильские моряки придают особое значения системам радиоэлектронного противодействия. В составе комплекса вооружения корабля имеются:
- три пусковых установки для отстрела диполей Elbit Deseaver
- постановщик противорадарных помех Rafael Wizard (wideband zapping anti-radar decoy) с пассивными уголковыми отражателями
- система оповещения о радарном облучении «Элисра NS-9003/9005»
- система противоторпедной защиты AN/SLQ-25 Nixie, состоящая из бортового генератора сигналов и буксируемого постановщика гидроакустических помех.


INS Hanit


Мощно, но … 14 июля 2006 года, во время Ливанской войны, корвет ВМС Израиля «Ханит» попал под ракетный удар с берега. Никакие продвинутые зенитные комплексы и системы постановки помех не спасли «Ханит»: 700 килограммовая противокорабельная ракета китайского производства YJ-82 [3] вонзилась в борт корабля, убив 4 израильских моряков. В этот раз ВМС Израиля относительно повезло: несмотря на детонацию 165 кг боевой части ракеты, корвет остался на плаву и не получил серьезных повреждений. Спустя полгода «Ханит» смог вернуться к выполнению боевых задач у побережья Ливана.

Причиной инцидента стала обычная человеческая халатность – в момент ракетной атаки системы слежения корвета оказались в нерабочем состоянии. Экипаж не ожидал появления у противника мощных противокорабельных ракет и решал в этот момент какие-то свои проблемы. Кстати, за четверть века до этих событий, отключенный радар стал причиной гибели британского эсминца «Шеффилд». История никого не учит.

Общие характеристики корвета типа «Эйлат»:
Длина по КВЛ – 85,6 метра, ширина -11,88 метров, осадка – 3 метра. Корпус выполнен с учетом требований технологии «стелс». Стандартное водоизмещение – 1000 тонн. Полное водоизмещение - 1250 тонн. Экипаж – 74 человека.
Корабль приводится в движение комбинированной установкой, состоящей из двух дизелей V12 и газовой турбины General Electric LM2500 для полного хода.
Скорость полного хода – 33 узла
Дальность плавания на экономическом ходу – 3500 морских миль (расстояние по морю от Санкт-Петербурга до Мурманска).

Не стоит удивляться. как израильским инженерам удалось разместить на столь миниатюрном корвете так много систем вооружений и обеспечить кораблю высокие мореходные характеристики. Еще в 1967 году в Советском Союзе был создан проект малого ракетного корабля по проекту с легко запоминающимся шифром 1234. В корпусе МКР полным водоизмещением 730 тонн (!) удалось разместить 6 пусковых установок для запуска тяжелых противокорабельных ракет П-120 «Малахит», двухбалочную пусковую установку ЗРК «Оса» (20 ракет), а также 76 мм унивесальную пушку и 30 мм зенитную установку АК-630. Авиации на борту, конечно, не было, но вы посмотрите на год создания корабля. В те времена вертолет казался излишеством. Малые ракетные корабли пр. 1234 строились в СССР пачками и до сих пор остаются в строю многих стран мира. Именно МРК «Мираж» отличился в ракетном бою в Черном море в августе 2008 года.

Что касается корветов типа «Саар-5» («Эйлат»), то до тех пор, пока не создан новый проект боевого корабля с системой «Иджис», корветы этого типа остаются флагманскими кораблями ВМС Израиля.

Примечания.
1. Эсминец «Эйлат» - бывший британский эскадренный миноносец типа «Z». Дата закладки – 1943 год, полное водоизмещение – 1700 тонн. Потоплен в 1967 году четырьмя противокорабельными ракетами П-15 «Термит», выпущенными с египетских ракетных катеров. Дата гибели эсминца – 21 октября – отмечается как День ВМС Израиля.
2. В США существует 25 разведывательных служб различного профиля: ФБР, ЦРУ, АНБ, морская разведка ONI и т.д и т.п.
3. Противокорабельная крылатая ракета «Инцзи» YJ-82 производства КНР, экспортное обозначение С-802. Дальность стрельбы – 120 км. (у некоторых версий может быть увеличена до 500 км). Скорость ПКР – 0,9М. Масса БЧ – 165 кг. Оснащается активной радиолокационной головкой самонаведения. Благодаря своей низкой цене ракета чрезвычайно популярна в развивающихся странах.


Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти