Особенности национального образования
Советское – значит лучшее?
Да простят меня особо въедливые читатели, но в этой статье будет немало ссылок не на свой, а на чужой опыт, в основном практический. Но только потому, что свой собственный опыт по части педагогики и образования я считаю явно недостаточным.
Нет, основные школьные знания пока, к счастью, никуда не делись, да и с журфака университета ещё не всё забыто. Но вот через школу перестроечной эпохи и через современный юрфак того же МГУ я успела провести только собственную дочь. А всерьёз преподавать мне посчастливилось вполне солидным людям на журналистских курсах в двух газетных редакциях.
Однако перемены последних лет с ЕГЭ, с тотальными диктантами, с лицеями и колледжами, с чуть ли не поголовным репетиторством для тех, у кого есть деньги, давно подталкивали меня взяться за перо. Последним звоночком в этом плане стало не столь давнее самоуверенное заявление одного из наших реформаторов-оптимизаторов Германа Грефа.
Вообще-то он его сделал ещё три года назад, но натолкнулась я на эти рассуждения только на днях. Когда помогала подруге готовить репортаж-презентацию об одной из Английских школ в Москве, уютно устроившейся в купеческом особнячке на улице Достоевского.
Герман Греф, видите ли, ничуть не сомневается, что
Что ж, в той России, которую у нас такие, как господин Греф, всё ещё пытаются построить, наверное, так и есть.
У них же ещё не воплощены в жизнь мечты о стране свободной (так сказать, абсолютно), без объединяющей идеи и уже без последних намёков на социальное равенство. Но у меня-то на родине, которую никто из родных и близких не собирается оставлять такой, какая она есть сейчас, точно востребован не просто СССР, а всё то лучшее, что там было.
А лучшими, с точки зрения подавляющего большинства населения, были как раз медицина и образование. Это, не считая танков и ракет, метро, массового спорта и газировки.
Взгляд оптимизатора
И пусть нынешний эффективный менеджер, ставший этаким рачительным хозяином (вообще-то государственного) Сбербанка, и дальше твердит, что
Его право, только вот особо тиражировать такие выводы вряд ли бы стоило.
Герман Греф охарактеризовал её, «советскую модель», как
Но именно это на самом-то деле происходит как раз сейчас, особенно с гуманитарными науками.
Есть у меня старый товарищ, он и журналист, и историк, да ещё и инженер-атомщик по первому образованию. И кстати, активно репетиторствует. Так он просто в шоке от того, что за последние годы «напихали» в ЕГЭ и даже в ОГЭ (основной госэкзамен – по итогам девяти лет обучения) по истории.
А вот программы по физике, химии и математике меняются как раз в сторону выхолащивания ключевых понятий – об этом бьют в колокола и учителя, и методисты, среди которых у меня тоже много друзей и знакомых. Не бьют в набат только сами реформаторы.
Но ведь параллельно с этим идёт процесс пополнения школьных учебников сведениями, которые не во всех вузах востребованы. И я совсем не случайно заговорила о том, что не стоит ждать пользы от тиражирования сентенций авторитетного реформатора Грефа в адрес советской системы образования.
Он же своим выступлением трёхлетней давности не ограничился, и по сути, продолжает пользоваться собственным служебным положением. Трибуну, притом весьма широкую, Грефу всегда готовы предоставить. Хотя не совсем понятно, почему банкир, вообще, так много говорит об общеобразовательной и высшей школе в целом.
Если банкиру так уж надо готовить квалифицированные банковские кадры, это не более, чем повод, чтобы всерьёз обратиться и к средней специальной, и к высшей школе с соответствующим запросом. Они-то уж с ответом не замедлят, можно верить.
Замечу, сам наш выдающийся банкир Герман Оскарович Греф получил самое что ни на есть советское образование. По крайней мере, об этом говорится в его официальной биографии из Википедии.
Карьера реформатора
Для особо любопытных напомню, что у Германа Грефа отнюдь не финансовое и даже не экономическое, а юридическое образование, как у Керенского и Ленина. Омский госуниверситет, юридический факультет. Это, конечно, не элитный МГИМО, откуда юного Германа то ли отчислили, то ли он туда и вовсе не поступал.
Однако карьерный взлёт Германа Оскаровича начался уже после Омского ГУ. Впрочем, пару лет ещё при Брежневе и ещё до окончания вуза ему всё-таки пришлось покантоваться юрисконсультом райсельхозуправления Иртышского района Павлодарской области. Это без высшего-то образования...
В университете в Омске наш оптимизатор продвинулся по комсомольской линии, а аспирантуру под руководством Анатолия Собчака заканчивал уже в Санкт-Петербурге. Продолжая, и с этим не поспоришь, пожинать плоды советской «модели образования».
Правда, диссертацию он защитил только в 2011 году. И тут уже (и вправду) можно забыть о советском образовании. Однако, кажется мне, что с опорой именно на него Г. Греф сумел устроиться на службу в Мингосимущество.
Это случилось в 1998 году, когда Анатолия Чубайса там уже не было, но дух его, судя по всем признакам, там еще оставался. Приватизация тогда продолжалась семимильными шагами, хотя от дефолта это Россию так и не уберегло. Хотя реформаторы и оптимизаторы обещали нам совсем иное.
Не навреди...
Впрочем, о Грефе продолжать не стоит, поскольку с его-то тягой к перемене карьерных мест писать потребуется неоправданно много. У нас же речь идёт всё-таки о системе образования, и среди прочего – не только и не столько об учебных программах, сколько – о пресловутой оптимизации, от которой вреда, пожалуй, всё-таки больше, чем пользы.
Одно повсеместное объединение школ (в совокупности с объединением школ с детскими садиками) чего стоит. Достаточно хотя бы вспомнить, каким авторитетом как у учителей с учениками, так и у родителей пользовались не только директора школ, но и школьные завучи.
Такие персонажи, как «начальник по Сберу» всеми силами пытаются противостоять вообще-то объективному процессу нарастания ностальгии по СССР. Практически всё хорошее, что говорится, тут же называют мифом. И прилагают все силы, чтобы миф этот опровергнуть.
О мифах, мифологии и мифотворцах напишу ниже. Пока же отмечу, что в отличие от России, советский опыт в самых разных сферах перенимать стремятся по всему миру. Мало кто, к примеру, обращал внимание, что даже Барак Обама, отыгравшийся сейчас на Трампе своим вице-Байденом, начиная реформу здравоохранения, брал за образец и советский опыт.
Да, вместе с опытом иных стран, но система социальной защиты по части доступной всем медицины строилась по советскому образцу. Из-за чисто американской потребности и необходимости всё и вся коммерциализировать, получилось в итоге эдакое ни то, ни сё. Но до конца всё поломать не получилось даже у Трампа.
А вообще-то, здесь просто необходимо небольшое отступление от темы, оправданное тем, что учитель, как и врач, просто обязан следовать принципу «не навреди». Итак, совершенно убеждена - коронавирус здорово посодействовал уходящему президенту.
Спросите, в чём? Да в затеянной вовсе не им, предельно циничной зачистке рядов социально незащищённой публики в США. И пусть кто-то попробует меня в этом разубедить – я получила слишком много подтверждений непосредственно из-за океана.
Это давно не миф
Само утверждение (отнюдь не бесспорное, соглашусь), что советское образование было лучшим в мире, у нас давно записано в мифы. Но почему же это миф, аргументированно растолковать пока так никто и не сумел.
Однако особенно задевает большинство из тех, кто выучился в СССР, и ещё не растерял память, то, что, развенчивая такой миф, нам фактически запрещают даже гордиться. И не только великой Победой, когда отличными командирами взводов и рот, а потом и полков с дивизиями становились простые выпускники десятилетки.
Советской десятилетки, заметьте, которая ничуть не постеснялась перенять всё лучшее у дореволюционной системы образования. И кончая полётом Гагарина, бомбой и многолетним противостоянием со всем западным миром, когда в тылу нам недвусмысленно грозил «жёлтый дракон» Поднебесной.
А ещё ведь были и тысячи сбежавших за бугор советских учёных и инженеров, которых с распростёртыми объятиями принял тот же Запад. Ну не желают россияне верить в то, что всё это мифы, и всё тут.
И если уж мы вспомнили о дореволюционном, гимназическом образовании, то как бы его не критиковали советские и постсоветские наследники, оно реально было таким крепким, что не растеряло лучших качеств даже сейчас. Между прочим, больше половины учёных - участников того же атомного проекта - были выпускниками ещё царских гимназий.
Или, к примеру, сегодня с грехом пополам удаётся натаскать школьников на азы всего двух иностранных языков. А вот бабушка моей подруги, ещё дореволюционная выпускница обычной гимназии в станице Каменской, уже позже прошедшая через фельдшерское ветеринарное и медицинское училища, до конца дней своих (на финише 80-х годов) вела активную переписку сразу на трёх языках.
Иностранных, помимо русского. Как вы понимаете, не только с друзьями и родными, или родными друзей, но и просто со знакомыми, которых судьба раскидала по всему свету.
Не тестом единым
Из последних якобы мифов остановлюсь только на одном. Реформаторы от образования всеми силами отстаивают саму систему ОГЭ и ЕГЭ. Примерно, как реформаторы из иной сферы – повышения пенсионного возраста. Можно подумать, что именно тесты вместо экзаменов – самое страшное в оптимизации и реформе образования.
Вовсе нет, куда страшнее (на мой взгляд) отказ от самой сути образования, когда в школах и даже в вузах не столько даётся некий набор знаний, сколько идёт воспитание и обучение самому умению учиться. То есть получать знания ещё и после школы и вуза.
И отнюдь не случайно, в массе своей очевидное уже очень многим «несварение» от ОГЭ и ЕГЭ приводит к тому, что они медленно, но, кажется, очень верно мутируют в сторону старых традиционных экзаменов. Ведь почти по всем предметам становится всё больше вопросов с отнюдь неоднозначными ответами, заданий на соображение или неких эссе, где итоговая оценка выставляется не роботом, а человеком.
Так и до возвращения к прямому приёму экзаменов уже остается не так далеко. К счастью, отечественное образование отнюдь не погибло с внедрением ЕГЭ. Такое утверждение и вправду – миф. Хотя пресловутых глупостей в тестовых вопросах и заданиях меньше никак не становится.
Но скорее всего только потому, что тестирующие панически боятся повторов и того, что их подопечные – тестируемые, будут перенимать опыт у предшественников, да и друг у друга тоже. Хотя давно доказано, что от грамотного списывания пользы зачастую куда больше, чем вреда.
За что, за что, о Боже мой?
В завершение остаётся лишь напомнить, что же побудило нынешнего руководителя нашего «всенародного» Сбербанка к первому критическому наезду на советское образование.
Так вот, это была всего-навсего обычная статья в The Economist. Да, авторитетном. Да, британском. Где в очерке об одной из лучших школ Великобритании было рассказано, как это топовое учебное заведение перешло на советскую систему образования:
Майкл Гоув, министр образования Великобритании с 2010 по 2014 год, импортировал эту идею, подталкивая университеты к созданию специализированных математических колледжей. Цель состояла в том, чтобы любой ребенок мог получить «образование на уровне Итона» по математике или физике, - вспоминает Доминик Каммингс, бывший советник Гоува».
Информация